Что такое психические функции ребенка. Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста консультация (средняя группа) на тему. Игры на развитие восприятия

Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4

В раннем возрасте формируются все психические функции ребенка внимание, память, познавательная сфера.

Взаимосвязь между собой психических функций формируется в процессе деятельности, а также в результате общения и направляющей роли взрослого.

Хорошо известно, что дети обучаются с момента рождения. Уже и вначале первого года жизни они учатся брать игрушку из рук взрослого, понимают названия отдельных предметов, действий, подражают звукосочетаниям, словам. Все эти навыки формируются ни основе внимания, которое вызывает сосредоточение, необходимое для выполнения тех или иных действий. Однако далеко не всегда от детей можно получить необходимые ответные реакции. И, несмотря на то что, как писал Л.С. Выготский, ребенок в раннем возрасте «сенситивен во всем», он зачастую не реализует свой потенциал. К тому же в исследованиях психологов отмечается, что Произвольное внимание формируется лишь в дошкольном возрасте. Тогда каким же образом малыш за три года достигает необыкновенных успехов в своем развитии? Естественно, что причин для этого множество. Но нельзя отрицать, что для этого необходимо на наличие внимания, даже носящего непроизвольный характер. Однако в практике воспитания и обучения детей раннего возраста часто не учитывается использование специальных приемов, вызывающих непроизвольное внимание, а тем более установление связей между ним и вниманием произвольным.

Известно, что в настоящее время наблюдается большое количество детей дошкольного и школьного возраста с дефицитом внимания, поэтому так важно не упустить неповторимые возможности, характерные для детей раннего возраста, своевременно формируя развитие их психических функций.

Развитие внимания

Итак, внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте, при отвлечении от других. Физиологическая основа внимания - ориентировочный рефлекс «что такое?» как биологическая защитная реакция организма на воздействие окружающей среды (сильный звук, яркий свет). Уже в первые три месяца на основе внимания у ребенка формируются зрительное и слуховое сосредоточение, слежение за двигающимся предметом, отыскивание источника звука. К 5-6 мес. в результате общения со взрослым формируются зрительные и слуховые дифференцировки. Малыш узнает близких, прежде всего мать, голос, а затем и тон обращения. На основе развития непроизвольного внимания формируется ориентировочная деятельность.

Итак, внимание может носить непроизвольный характер, который преобладает у детей раннего возраста (рис. 13). Для практики воспитания детей необходимо знать и владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание. Естественно, что одна из ведущих мотиваций, способствующих возникновению внимания к объекту, - это интерес, в основе которого лежит ориентировочная реакция. Особенно важно не упустить период 2-го года жизни ребенка, когда сенсорное развитие занимает доминирующую роль и характерна особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению . В то же время это период овладения ходьбой и нахождения «во власти зрительных восприятий» (по Л.С. Выготскому). Привлечь внимание ребенка к нужному объекту бывает очень нелегко. Поэтому, учитывая интересы малыша и идя в этом плане за ним, пользуясь его непроизвольным вниманием к тем или иным объектам, необходимо направлять их для его развития. Тем не менее, следует владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание к развивающим играм, занятиям, речевому обучению.


Итак, какие приемы воспитателя, объекты, обучающие игрушки, и изображения предметов способствуют привлечению непроизвольного внимания малыша?

Прежде всего, его привлекает новизна предмета. Если ребенку предлагается выбрать по слову взрослого, например, из двух картинок, одна из которых показывается впервые, он может дать неадекватную реакцию и показать не на ту, о которой говорит взрослый, а на вновь увиденную. Поэтому, прежде чем получить нужную реакцию, надо снять новизну, позволить малышу предварительно ознакомиться с новой картинкой. То же самое бывает и в том случае, когда предметы или их изображения различны по яркости: ребенок выберет из предлагаемого более яркие. В данном случае происходит конкуренция между зрительными и речеслуховыми раздражителями. Внимание ребенка больше привлекает зрительное восприятие, нежели слово взрослого. Нужно также учитывать и эмоциональное отношение ребенка к данному предмету или изображению. Так, например, если полуторагодовалому мальчику предложить найти изображение из двух картинок, на одной из которой будет изображена машина, а на другой курочка, он, независимо от вопроса взрослого, покажет то, что его больше привлекает - машину. Итак, в играх, направленных на развитие понимания и активной речи, очень важен правильный подбор предметов и их изображений.

Внимание ребенка привлекают такие приемы, которые взрослый использует в речевых играх и занятиях, - это внезапность появления и исчезновения предметов . Большое значение имеет и роль двигательного анализатора, когда ребенок, знакомясь с предметом, не только его рассматривает, но и действует с ним. Следует отметить, что внимание ребенка привлекают движущиеся предметы, их динамичность. Мы часто видим, что еще сидя в кроватке, ребенок выбрасывает игрушки и внимательно смотрит, как они падают на пол.

К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как скучно и неинтересно проходят речевые занятия с детьми. Показывается предмет, медленно и методично рассматриваются его части (глазки, носик и т.п.). Дети, естественно, отвлекаются. Ребенка привлекает динамичность предмета, его действия - выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся. Все вышеуказанные приемы вызывают и удерживают внимание ребенка. При этом его внимание вызывается и фиксируется словами взрослого «Кто там? Где тот-то? Сделай так-то», т.е. вкрапливаются элементы произвольного внимания. Оно проявляется в деятельности ребенка и связано с его интересом: он взбегает в группе на горку, чтобы увидеть проезжающий за окном транспорт. Но уже на 3-м году жизни детей элементы произвольного внимания проявляются не только в играх, организованных взрослыми («Чего не стало?», «Что лежит в мешочке?»), или угадывания на ощупь. Постепенно внимание начинает носить целенаправленный, устойчивый характер (рис. 14).

Объем воспринимаемых объектов в большой степени зависит от интереса, возможностей ребенка, а также от того, насколько воспринимаемые объекты попали в поле его зрения. Так, на 1-м году жизни - это 1-2 объекта, на 2-м - 2-3, на 3-м - 4-6. Это игрушки и картинки для восприятия, называния, саморазвивающие дидактические игрушки.

Устойчивость внимания - способность ребенка определенное время заниматься одним видом деятельности.

Рис.14.Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий , поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук - продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие - рассказывание без показа.

Концентрация внимания - степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте.

С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность. С другой - бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать. Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую . Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях - низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения. Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания.

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение - способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста. Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами. Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 г. 9 мес., когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа - зрительного и слухового. И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание. Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Развитие памяти

Память - психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи.

Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая. Память носит разный характер - кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока). Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение - непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание - выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка. Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий. Воспроизведение - важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.

Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента.

1.Повторность , которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций. При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на 1-м году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать и др.). На 2-м году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на 3-м году - 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.

2.Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.

Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений.

Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития.

Егорова Татьяна Анатольевна
Развитие психических функций детей 6 лет.

Психические функции формируются у детей 6 лет в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком.

Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка . Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие .

Изменения в становлении , происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи, ребенок перестает узнавать неверно сказанное слово, он слышит и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития .

Растет словарный запас речи. Однако, у одних детей запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, сколько с ними общаются близкие взрослые.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются строение слова и построение фразы. Ребенок, верно, улавливает значение «взрослых слов» , хоть и применяет их своеобразно. Слова, создаваемые самим ребенком всегда узнаваемы, иногда оригинальны. Детскую способность к самостоятельному словообразованию называют словотворчеством.

Усвоение ребенком грамматических форм языка, приобретение словарного запаса, позволяет ему перейти к контекстной речи. Ребенок уже может пересказать рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи . Продолжает развиваться общение со взрослыми. Усложняются диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, думать вслух.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный эффективный характер, эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяется произвольное действие - наблюдение, рассмотрение, поиск. значительное влияние на развитие восприятия оказывает то, что ребенок начинает использовать название качеств, признаков. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояние, связи или действия с ними – видит и понимает реальные отношения между ними.

У дошкольников восприятие и мышление тесно связаны, что говорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста

Основная линия развития мышления – переход от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.

В дошкольном возрасте, в благоприятных условиях, когда ребенок решает понятную, интересную задачу, и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти .

У младших дошкольников память непроизвольная. В среднем возрасте начинает формироваться произвольная память. В шесть лет дети способны произвольному запоминанию, умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала. Значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения.

В дошкольном возрасте память включается в процессе формирования личности.

Как видно, источником развития психики ребенка 6 лет становится обучение и деятельность. Ведущая деятельность обусловлена изменением в становлении психических функций и личности ребенка , происходящие на каждом возрастном этапе.

Публикации по теме:

Комплексное обследование речевых и неречевых психических функций Комплексное обследование речевых и неречевых психических функций I. Исследование звукопроизношения. Определить характер нарушения звуков.

Консультация для родителей «Развитие психических процессов будущих школьников» Много вопросов волнует родителей по поводу интеллектуальной подготовки детей, развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления.

Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.

Развитие и коррекция психических процессов (памяти) по сказке «Колобок» (подготовительная группа) Развитие и коррекция псих. процессов (памяти) по сказке «Колобок» подготовительная группа Задачи: коррекция восприятия, памяти, внимания.

Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи К сожалению, среди учащихся начальных классов нарушения устной и письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. Замедленное усвоение.

Тема 7 «Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста».

План:

1. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника.

2. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

3. Развитие личности дошкольника.

5. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

6. Психологическая готовность ребёнка к школе.

I. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст от 3 до 6-7 лет . У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей: с одной стороны, под руководством взрослого, который создаёт условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создаётся их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.

Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется: осознанием собственного «Я», осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Социальная ситуация развития выражается в общении, во всех видах деятельности, и прежде всего, в сюжетно-ролевой игре.

Основными новообразованиями этого возраста являются:

1. становление иерархии мотивов деятельности, соподчинение мотивов;

2. возникновение потребности в общественно-значимой деятельности;

3. развитию наглядно-образного мышления.

II. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра . Значение игры в психическом развитии ребёнка заключается в следующем:

1. в игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и т.д.);

2. изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру;

3. в игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребёнка: возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели;



4. использование ребёнком роли даёт возможность ориентироваться на сверстников и согласовывать действия с ними;

5. наличие образца поведения развивает произвольность психических функций;

6. развивается способность к сопереживанию, и формируются коллективистические качества;

7. удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии;

8. игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения.

Компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, который бывает: общественный и бытовой; содержание; время игры; правила игры; роли: эмоционально-привлекательные (мама, доктор, капитан); значимые для игры, но малопривлекательные для ребёнка (директор школы); игровые действия; игровой материал; отношения детей в игре: реальные и ролевые.

III. Развитие личности дошкольника. Дошкольное детство является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения, которые связаны с оформлением мотивационной сферы ребёнка. Основными мотивами дошкольника являются:

1. игровой мотив;

2. мотив интереса к жизни взрослого человека;

3. мотив притязание на признание со стороны взрослого;

4. мотив притязание на признание со стороны сверстника;

5. соревновательный мотив, при котором ребёнок старается достичь лучших успехов, чем его друзья;

6. мотив самолюбия, при котором ребёнок стремится быть как все, и чуть-чуть лучше;

7. познавательный мотив, который активно развивается к 6 г.;

8. мотив страха.

В дошкольном возрасте развивается соподчинение мотивов – это главнейшее новообразование дошкольного возраста. Соподчинение мотивов – это умение подчинить личные мотивы общественным требованиям. Появление соподчинения мотивов является первым признаком развития воли. Ребёнок начинает управлять своим поведением, сдерживать желания, он становится более внимательным, действия – более целенаправленные.

В дошкольном возрасте эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения:

1. увеличение глубины и устойчивости чувств: появляется привязанность, дружба, ребёнок начинает ценить другого человека за постоянные качества;

2. развиваются высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, моральные:

3. развиваются детские страхи, которые появляются сначала за себя (боится темноты), потом за других людей;

4. ребёнок усваивает нормы проявления эмоций и чувств, учится управлять своим поведением, теряет «детскую непосредственность».

Самосознание – это способность оценить себя как отдельную, уникальную, неповторимую личность. Ещё в возрасте 2-3 года ребёнок отделяет себя от других людей, осознаёт собственные возможности. Особенно отчётливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание.

Самосознание выражается в самооценке. Самооценка дошкольника формируется : с одной стороны под воздействием похвалы взрослого, его оценка достижений ребёнка, а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребёнок переживает в разных видах деятельности. Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы. Ребёнок раньше осознаёт те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, не зависимо от того, как взрослый это делает: словом, жестом, мимикой, улыбкой.

IV. Направления развития речи детей дошкольного возраста. Основными направлениями в развитии речи являются:

1. увеличение словарного запаса , он становится больше в три раза; к 7-ми годам ребёнок усваивает примерно 4-4,5 тысяч слов. Это увеличение осуществляется за счёт всех частей речи. При этом дети часто употребляют слова, значения которых не понимают (напр. заигнорирую шапку в шкаф). Дети начинают объяснять этимологию слов; употребляют суффиксы. В дошкольном возрасте развивается «языковое чутьё», при котором ребёнок начинает придумывать новые слова, объяснять смысл старых слов, изменять звучание известных (напр. медуза – это банка с мёдом). У дошкольников появляется чувство ритма . У них часто встречается двойное склонение , при котором дети начинают изменять слово в зависимости от того, как оно было произнесено в исходной форме, с возрастом эта особенность исчезает (напр. по городу ходила большая крокодила).

2. развитие грамматического строя речи. Дошкольники начинают усваивать элементы грамоты : усваивают словарный состав предложения, звуковой состав слова, и то, что слово состоит из отдельных слогов.

3. развитие функций речи:

а) коммуникативная функция , которая служит средством общения: - ситуативная, контекстная речь, объяснительная;

б) интеллектуальная функция, которая показывает связь между мышлением и речью: планирующая функция, знаковая функция, обобщающая функция.

V. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

1. Память : основным видом памяти дошкольника является непроизвольная память. К 6-ти годам у ребёнка возникает долговременная память, но преобладает кратковременная память; развита зрительная, двигательная память, эдейтическая память – яркая, образная.

2. Восприятие становится многоплановым, начинает развиваться апперцепция; восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

3. Мышление. Ведущим видом мышления является наглядно-образное, зарождается абстрактное;мышление конкретно, слитно с ситуацией; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; увеличивается запас знаний, расширяются представления; развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; дети начинают экспериментировать, на основе чего развивается творческое, самостоятельное мышление; экспериментирование является показателем пытливости ума.

4. Внимание . Основным видом внимание является непроизвольное; к 7-ми годам хорошо развита избирательность внимания; сосредоточенность имеет предпочтительный характер; развито переключения внимания, распределение внимания отсутствует; устойчивость внимания к концу дошкольного возраста составляет 30 минут; объём внимания – один предмет.

5. Воображение . Самый поздний познавательный процесс, он беднее, чем у взрослого, основным видом воображения является воссоздающее воображение.

VI. Психологическая готовность ребёнка к школе. Основные симптомы кризиса семи лет. Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Психологи выделяют следующие виды готовности к обучению в школе:

1. физическая готовность: ребёнок должен быть морфологически и физиологически готов к обучению в школе; ребёнок должен быть здоров физически; развитие анализаторных систем; развитие мелких групп мышц; развитие основных движений: бег, прыжки;

2. специальная готовность: у ребёнка должен быть необходимый уровень развития психических явлений; умение читать; умение считать; умение писать;

3. психологическая готовность :

Интеллектуальная готовность, которая включает в себя: готовность в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний; в развитии всех познавательных процессов, речи.

Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, новое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к учителю, к одноклассниками, к самому себе.

Эмоционально-волевая готовность: эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонко развитые высшие чувства; сформированные эмоциональные свойства личности: умение сопереживать, сочувствовать. Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряженного трудиться, делать то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Курсовой проект - Психология

3. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

Заключение

Введение

Для социальной и возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) , при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности.

Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и др.

Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К. Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р. Б. , Мовкебаевой З. А., Асылхановой М. А. и др. психологов и педагогов.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А. Н. Леонтьева, Л. И. Божевич, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддъякова, А. М. Пышкало, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

То, что память становится в центр сознания ребёнка, приводит к существенным с?/p>

Подробней geum.ru

Введение

1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте

2. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

3. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Для социальной и возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. ­льконин и др.) , при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности.

В период дошкольного детства - перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

Важнейшей способностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре - память, мышление, воображение. Существенным показателем развития ребёнка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребёнка, которое характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребёнка с другими детьми.

Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребёнка. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми.

Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. ­льконина, Л. И. Божович и др.

Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К. Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р. Б. , Мовкебаевой З. А., Асылхановой М. А. и др. психологов и педагогов.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А. Н. Леонтьева, Л. И. Божевич, Д. Б. ­льконина, Н. Н. Поддъякова, А. М. Пышкало, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Целью данного исследования является изучения структуры и динамики изменений в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.

В процессе исследования были поставлены такие задачи:

Проанализировать теоретические аспекты психического развития в дошкольном возрасте.

Раскрыть общую характеристику условий психического развития в дошкольном возрасте.

Изучить роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.

Рассмотреть развитие психических функций в дошкольном возрасте.

Охарактеризовать симптоматику кризиса семи лет и его психологическую природу.

1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру.

Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребёнка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребёнок начинает определять собственное поведение.

Становление Внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.) , а изменением отношения между отдельными функциями.

На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. психический развитие дошкольный

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребёнка-дошкольника во многом определяется его памятью.

Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребёнка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.

То, что память становится в центр сознания ребёнка, приводит к существенным с

Подробней на сайте studsell.com

Описание материала : предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым) , а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку) ». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные») . Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет.

В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива») . Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда) .

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.) . Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0) .

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень») . Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.) . Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов) , которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный) . Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты) .

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок) . После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.) . Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок) , рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций.Речи отведена одна из самых важных ролей.

Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля».К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Известный отечественный психолог, Л. С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым) , а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку) ». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные») . Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундаментне только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольноговозраста.

Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить, следует понимать, что для гармоничного развития речис ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки(к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.) . Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение. Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок) , рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным. С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.

Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность) .

Невнимательность:

  • Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Организовать свою деятельность;
  • Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
  • Забывчивость в повседневной деятельности;

(из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Гиперактивность:

  • Суетлив, не может сидеть спокойно;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать.

(из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Импульсивность:

  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация) , воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка - это его глаза.

Ведь ребенок мыслит чувствами - что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое - играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

  1. Пальчиковые игры- это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
  1. Оригами – конструирование из бумаги –это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
  1. Шнуровка– это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4.Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины) , пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Педагог-психолог

Материал с сайта nsportal.ru

Аннотация:

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Логика, в виде простейших ее форм и приемах имеет высокое место в дошкольной системе образования. Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Методические разработки представляют собой систематизированный лексический и иллюстративный материал, который предназначен для работы с детьми, как логопеда, так воспитателей и родителей.

Данный материал используется: учителем-логопедом и воспитателями для формирования основных логических приемов; родителями — при выполнении домашних заданий по лексическим темам годового плана.

Цель и задачи методических разработок.

Овладение детьми основными приемами логического мышления является целью наших методических разработок.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Учить: оперировать абстрактными понятиями; логически рассуждать; строго следовать законам неумолимой логики; безукоризненно выстраивать причинные связи; сравнивать; обобщать и классифицировать; соотносить предметы и явления по смыслу.

2. Развивать: познавательный интерес; творческое воображение; слуховое и зрительное внимание; умение рассуждать и доказывать; выдвигать гипотезы и делать простые логические умозаключения; активизировать работу тонких дифференцированных движений пальцев рук.

3. Воспитывать: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; самостоятельность; усидчивость; находчивость и сообразительность.

Трудоемкость работы заключалась – в подборке и разработке игр, игровых упражнений, практических заданий, в составлении конспектов занятий с учетом всех лексических тем годового плана. А также в подборке картинного материала, как в цветном, так и в черно — белом исполнении.

«Система формирования навыков и умений по развитию высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Организация обучения и воспитания детей с ОНР предусматривает как коррекционную работу по преодолению речевых нарушений, так и работу по развитию высших психических функций.

В свое время Л.С. Выготский отметил то, что «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
Разработанный нами комплексный систематизированный лексический материал призван способствовать овладению детьми основными логическими операциями, развивающими умственные способности детей.

Овладение детьми основными приемами логического мышления является целью наших методических разработок. Психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом является высокоэффективным.

Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета — это одна из самых ранних форм синтеза.

Синтез – предусматривает собой мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их верного и последовательного расположения в предмете.

Это игры с разрезными картинками, кубиками, пазлами: «Соедини все части фигуры», «Составь картинку», «Сложи по образцу» и др.
Анализ — логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части.

Анализ проводится для того, чтобы выделить признаки, присущие данному предмету или группе предметов. Например, «Назови части предмета» (посуды, мебели, транспорта и т.д.), «Найди выделенный фрагмент», «Найди каждой картинке соответствующую половинку».

Сравнение — относительно простой логический прием, но требующий концентрации внимания. Он предусматривает установление сходства или различия предметов по признакам.

Игры: «Сравни картинки и найди отличия», «Сравни два предмета и покажи сходства», «Найди общее и покажи» и т.п.

Систематизация — приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Игры: «Заполни пустые клеточки», «Закончи начатое» (чередуя предметы или фигуры), «Что сначала, что потом?», «Размести в пустых клеточках предметы так, чтобы не было одинаковых» и др.

Классификация — более сложная логическая операция, заключающаяся в группировке предметов, имеющих общие признаки. Этот навык очень полезен для развития памяти и внимания.

Игры: «Разложи верно», «Найди каждому нужный домик».

Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Игры: «Назови, одним словом», «Выдели общие понятия каждой группы».

Отрицание – это логическая операция, которая производится с помощью «не». Логическая связка «не» — очень важная для развития логического мышления и речи.

Задание: «Покажи шар Наташи. Он не круглый и не овальный, не голубой и не красный».

Ограничение — предусматривает вычленение предметов из множества разнообразных объектов по характерному общему признаку, качеству, свойству, например, «Покажи вначале насекомых, затем диких животных, а потом птиц», «Назови только то, что сделано из бумаги», «Четвертый лишний» и др.

Смысловые соотнесения – предполагают объединение предметов в пары при наличии общего признака, например, «У собаки шерсть, а у рыбы…», «Для чая нужен сахар, а для супа…» и др.

Умозаключения — логический прием, раскрывающий причинные связи между явлениями окружающей действительности. Игра «Договори фразу», «Закончи предложение», «Подумай и скажи». Задание: «Все птицы, имеют перья, петух – птица, значит…», «Какую из двух груш съедят раньше, а какую позже?» и др.

Работа по развитию логического мышления дает возможность формировать познавательные способности детей, творческое начало, развивать основные компоненты речевой деятельности: словарный запас, грамматические категории, фонематические процессы, связную речь, сенсомоторные навыки, умение слушать и говорить, способствует привитию навыков культуры речевого общения, развивает интерес к языку.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает
психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Позитивная динамика в ходе совместной работы с родителями может быть достигнута в том случае, если родители осознают свою роль в коррекционной работе и создадут необходимые условия для выполнения и закрепления домашних заданий.

Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, ценность такого вида знания возрастает.

Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его педагоги обычно затрачивают значительные усилия. Это и послужило стимулом к подбору и разработке игр, игровых упражнений, практических заданий в составлении конспектов занятий с учетом всех лексических тем годового плана. Подобранный материал поможет не только развивать логическое мышление, но и одновременно формировать основные компоненты речевой системы.

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

Известно, что все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. Исходя из этого разработки, по развитию логического мышления, предусматривают использование разнообразных игровых упражнений и дидактических игр.

Дидактическая игра способствует воспитанию умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к образовательной деятельности. Она побуждает детей к преодолению возникнувших трудностей. В ней развиваются способности и умения детей.

Она помогает сделать коррекционный процесс интересным и увлекательным, вызывая у ребенка глубокое удовлетворение и облегчая процесс усвоения знаний.

Наряду с этим разработали интересные и разнообразные практические задания по всем лексическим темам.

Организуя, самостоятельную работу детей с практическим материалом ставим перед собой задачи на закрепление и уточнение знаний, способов действий, которые осуществляются путем выполнения задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации.

Предлагаемы практические задания , направлены на умение рассуждать, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, логические умозаключения, совершенствовать сенсомоторные навыки.

Например, в практическом задании по теме «Грибы» предлагаются игровые упражнения:

- «Раскрась лишнее», где ребенку нужно вычленить предмет из множества объектов по характерному признаку и закрасить его.

- «Зачеркни ни ягоды и не листья, не цветы и не деревья», где ребенок выполняет логическую операцию – отрицание и др.

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по развитию, как логического мышления, так и основных компонентов речевой деятельности.

Четко поставленная цель помогает наметить конкретные задачи, дающие возможность целенаправленно построить всю работу по данной проблеме.

Планирование позволяет рационально распределить разработанный материал в течение года, своевременно закреплять знания по лексическим темам, избежать перегрузки.

При планировании учитывали взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивающую единство, систематичность и последовательность в работе.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками — один из основных залогов успешного обучения детей.

Известно, что наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти. В своих разработках большое внимание уделили иллюстративному и картинному материалу, который способствует привлечению внимания детей, увеличивает объём словаря, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Разработанные пособия и развивающие игры по данной теме представлены иллюстратив­ными заданиями творческого характера, направленные на то, чтобы:

  • вооружить детей ключевыми компетенциями необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач;
  • воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей;
  • целенаправленно развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного;
  • строить простейшие гипотезы и проверять их;
  • развивать способности к обобщению и умение эффективно применять полученные знания;
  • находить и выделять причинные связи между явлениями окружающей действительности;
  • развивать умение решать логические задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию, рассуждение и умозаключение;
  • развивать уметь описывать характерные свойства предмета, находить и объяснять сходство и различие предметов, обосновывая свой ответ;
  • развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность;
  • развивать наглядно — образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • формировать сенсомоторные навыки;
  • стимулировать познавательную активность детей.

Вывод: развитие логического мышления, умение систематизировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать простые умозаключения развивают как интеллектуальные способности ребенка, так и личностные качества и играют огромную роль для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Диагностика развития логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Опираясь на пособие Соколовой Ю.А., был изготовлен диагностический инструментарий, охватывающий все аспекты логических приемов. Каждый прием представлен разнообразными заданиями, раскрывающими суть данного логического приема.

Например, во время диагностики логического приема — сравнение, детям предлагаются такие задания:

1. «Сравни предметы между собой (шкаф и холодильник, яблоко и мяч, птица и самолет)».

2.«На какие геометрически фигуры похожи эти предметы? (будильник, парусник, жук, книга, картина, юла)».

3. «Какая из этих теней – тень слоника, который нарисован в рамке?»

4. «Найди и назови отличия на двух картинках».

Диагностика проводится с целью:

  • определения уровня речевого развития ребенка;
  • проверки успешности усвоения программного материала;
  • вычленения возникшей проблемы;
  • выявления причины ее возникновения;
  • нахождения оптимальных путей решения проблемы;
  • определения резервных возможностей ребенка, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • определения активности родителей в коррекционной работе.

Диагностика проводится при помощи входных и выходных тестов, контрольно-учебных занятий в начале и в конце учебного года.

Результативность:

  • дети научились выстраивать причинные связи;
  • овладели приемами смысловых соотнесений и ограничений;
  • практически без ошибок научились сравнивать, обобщать и классифицировать предметы и явления;
  • сформировалось умение делать правильные умозаключения и рассуждения;
  • в значительной степени возросло слуховое и зрительное внимание;
  • сформировались условия для улучшения зрительного и слухового внимания;
  • повысилась мотивация к процессу обучения.

Черенкова М.А.,
учитель-логопед