Процесс развития высших психических функций у ребенка. Высшие психические функции. Развитие дошкольника. Анализ и синтез

Курсовой проект - Психология

3. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

Заключение

Введение

Для социальной и возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) , при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности.

Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и др.

Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К. Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р. Б. , Мовкебаевой З. А., Асылхановой М. А. и др. психологов и педагогов.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А. Н. Леонтьева, Л. И. Божевич, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддъякова, А. М. Пышкало, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

То, что память становится в центр сознания ребёнка, приводит к существенным с?/p>

Подробней geum.ru

Введение

1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте

2. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

3. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Для социальной и возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. ­льконин и др.) , при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности.

В период дошкольного детства - перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

Важнейшей способностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре - память, мышление, воображение. Существенным показателем развития ребёнка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребёнка, которое характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребёнка с другими детьми.

Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребёнка. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми.

Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. ­льконина, Л. И. Божович и др.

Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К. Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р. Б. , Мовкебаевой З. А., Асылхановой М. А. и др. психологов и педагогов.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А. Н. Леонтьева, Л. И. Божевич, Д. Б. ­льконина, Н. Н. Поддъякова, А. М. Пышкало, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Целью данного исследования является изучения структуры и динамики изменений в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.

В процессе исследования были поставлены такие задачи:

Проанализировать теоретические аспекты психического развития в дошкольном возрасте.

Раскрыть общую характеристику условий психического развития в дошкольном возрасте.

Изучить роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.

Рассмотреть развитие психических функций в дошкольном возрасте.

Охарактеризовать симптоматику кризиса семи лет и его психологическую природу.

1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру.

Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребёнка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребёнок начинает определять собственное поведение.

Становление Внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.) , а изменением отношения между отдельными функциями.

На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. психический развитие дошкольный

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребёнка-дошкольника во многом определяется его памятью.

Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребёнка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.

То, что память становится в центр сознания ребёнка, приводит к существенным с

Подробней на сайте studsell.com

Описание материала : предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым) , а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку) ». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные») . Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет.

В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива») . Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда) .

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.) . Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0) .

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень») . Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.) . Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов) , которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный) . Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты) .

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок) . После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.) . Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок) , рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций.Речи отведена одна из самых важных ролей.

Она является психологическим орудием. С помощью речи мы свободно выражаемся, осознаем свои поступки. Если человек страдает речевыми расстройствами, то он становится «рабом зрительного поля».К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Известный отечественный психолог, Л. С. Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым) , а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку) ». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь.

Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные») . Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундаментне только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, которые можно использовать в развитии высших психических функций у детей дошкольноговозраста.

Прежде чем перейти к основным упражнениям хочу отметить, следует понимать, что для гармоничного развития речис ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки(к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.) . Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение. Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок) , рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным. С непроизвольным вниманием человек рождается. Произвольное внимание – формируется из всех других психических функций. Оно связанно с речевой функцией.

Многие родители знакомы с понятием гиперактивность (оно состоит из таких компонентов как: невнимательность, гиперактивность, импульсивность) .

Невнимательность:

  • Совершение в задании ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Организовать свою деятельность;
  • Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • Потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
  • Забывчивость в повседневной деятельности;

(из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Гиперактивность:

  • Суетлив, не может сидеть спокойно;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • Бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать.

(из перечисленных ниже признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 мес.)

Импульсивность:

  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди на занятиях, в играх.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация) , воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка - это его глаза.

Ведь ребенок мыслит чувствами - что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое - играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

  1. Пальчиковые игры- это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
  1. Оригами – конструирование из бумаги –это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
  1. Шнуровка– это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4.Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины) , пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • ·игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • ·рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Педагог-психолог

Материал с сайта nsportal.ru

Школьного возраста"
Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского , процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики .

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных . Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке .

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник . Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.

Профиль развития речи ребёнка и других высших психических

функций в первые семь лет

От 0 до 1 года.

От 0 до 1

Крупная моторика

возраст

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать её не может, роняет, поворачивает в сторону.

1 мес.

Пытается поднимать голову, лёжа на животе

1 мес.

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами

2 мес.

Удерживает голову, находясь в вертикальном положении

2 мес.

Лёжа может опираться на предплечья

2,5 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 мес.

Переворачивается на бок

4,5 мес.

Сидит при пассивно приданной позе

6 мес.

Переворачивается со спины на живот

6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину

7 мес.

Передвигается на четвереньках самостоятельно

8 мес.

Стоит у опоры, встаёт самостоятельно

10 мес.

Стоит самостоятельно

11 мес.

Ходит с поддержкой

11,5 мес.

Ходит самостоятельно

12 мес

1г.4 мес.

Пытается бегать

1г. 7 мес.

Поднимается и спускается по лестнице

1г. 10 мес.

Мелкая моторика

Пальцы сжаты в кулачок

1 нед.

Открывает кулачок

2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет её в рот

2,5 мес.

Тянется к игрушке, хватает её

3,5 мес.

Захватывает мелкие игрушки

5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Указательным и большим пальцами захватывает предметы

10 мес.

Может нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Зрительное восприятие

Зажмуривание век на яркий свет

1 нед.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке

1 мес.

Длительное сосредоточение

2 мес.

Рассматривает собственные руки

3 мес.

Тянется к игрушке

3,5 мес.

Подносит игрушку к глазам, рассматривает её

4,5 мес.

Рассматривает крупные картинки

6 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

8 мес.

Узнает себя и близких в зеркале

10 мес.

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при громком звуке

1 нед.

1,5 мес.

2,5 мес.

Реагирует на своё имя

6 мес.

Плясовые движения под весёлую музыку

8,5 мес.

Импрессивная речь

возраст

1 мес.

3 мес.

В ответ на обращение к ребёнку, возникает ответная голосовая активность

5 мес

Реагирует на свое имя

6 мес.

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

8 мес.

По просьбе оказывает части лица у куклы, у взрослого

9 мес.

По просьбе находит знакомые предметы

9 мес.

По просьбе выполняет действие с игрушками

10 мес.

Понимает команду «нельзя»

11 мес.

Выполняет много команд по просьбе

1 год

Экспрессивная речь

1 мес.

Спонтанно произносит отдельные звуки, отражённо гулит.

2 мес.

Активное гуление: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».

4 мес.

Активно, певуче гулит с цепочкой звуков. Развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.) Все дети мира гулят одинаково

5 мес.

Лепет проявляется короткими звуками (гласные с губными согласными): «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых.Дети пытаются подражать артикуляции взрослых.

5,5 мес.

Активный недифференцированный лепет: « ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо»

6 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа « ба-ба »; малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Произносит цепочки слогов с разными интонациями.

7,5 мес.

Называет людей и некоторые предметы слогами. Связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

10 мес.

Говорит около 10 слов типа « дай [дай], на [на], дом [дом ]и т.д.

1 год

Эмоции. Коммуникация

Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет.

1-2 нед.

Через некоторое время после «заигрывания» взрослого с ребёнком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание»

1,5 мес.

На эмоциональный контакт со взрослым ребёнок отвечает активной улыбкой

2 мес

3 мес.

В ответ на общение со взрослым ребёнок дает выраженный «комплекс» оживления

3 мес.

Появление улыбки при появлении взрослого человека, который молчит

4,5 мес.

Различает жесты и мимику окружающих

5 мес.

Реагирует на строгие и ласковые интонации

5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким «и «чужим», эмоции дифференцированы

6мес.

Тянет руки, чтобы взяли на руки

7,5мес.

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека чаще матери

7,5мес.

Ребёнок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение

8мес.

Ребёнок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

9 мес.

Ребёнок по просьбе машет рукой, обнимает родителей

11 мес.

Самообслуживание

Может есть с ложки

5 мес

Держит бутылочку, из которой сосёт

6 мес.

Пьёт из чашки, которую держит взрослый

7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу)

8 мес.

Игра

Рассматривает вложенную в руку игрушку

3 мес.

Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребёнка

3 мес.

Занятие с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности

5 мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками

5 мес.

Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям

9 мес.

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывая

9 мес.

Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга; надевает кольца на штырь

11 мес.

Играет с мячом

12 мес.

От 1г. до 2 лет.

От 1 до 2 лет

Крупная моторика

возраст

Ходит длительно, поворачивается

1г. З мес.

Перешагивает через препятствия

1г. 6 мес.

Пытается бегать

1г. 10мес

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

1г. 11м.

Мелкая моторика

Рисует каракули, росчерки

1г. 5 м

Разрывает бумагу

1г.6м.

Переворачивает по одной странице

1г.8м.

Зрительное восприятие

Показывает отдельные предметы в быту

1г.

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

1 г 2мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5)

1г. 3 мес.

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

1г. 8 мес.

Дифференцирует количество предметов

1г. 8мес.

Подбирает парные игрушки и картинки

1г. 9 мес.

Слуховое восприятие

Пытается воспроизводить серии звуков с определённой интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого

1г.

Повторяет услышанные короткие слова

1г.3 мес.

«вставляет» слова в знакомые стихи

1г.5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звук

1г.8 мес.

Импрессивная речь

Показывает несколько частей тела

1г.3м.

Показывает все части тела

1г.6м.

Показывает все объекты в быту

1г.9м

Показывает много картинок

2г.

Экспрессивная речь

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов(мама, дада, «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.). Малыш практически все согласные звуки произносит смягченно. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.

Соотносит слоги с определенным предметом

1г.2м.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1г.4м.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения

В речи появляются фразы типа: «Мама дай», «Мишка тут», «Хочу пить». Можно отметить появление в речи ребенка первых

прилагательных: «»хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, ели они будут звучать:«хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий»

1г.8м.

Интеллект

Узнает значение слов, коротких фраз

Различает несколько предметов по названию

1г.

Ищет спрятанную игрушку

1г.

Тянет в рот только съедобное

1г.5м

Может выполнить простые поручения

1г.6м

Различает «один» и «много»

1г.11м

Различает «большой» и «маленький»

1г.11м

Эмоции, коммуникация

Появляется сопереживание, утешение

1г.2мес.

Использует слово «нет», выражая несогласие

1г.3мес.

Использует слово «да»

1г.4 мес.

Помогает в простейших работах (по инструкции)

1г.7мес.

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами

1г.8мес.

Активно пользуется жестами

1г.10мес.

Острая реакция на отсутствие матери

1г 10мес.

Самообслуживание

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье

1 г.

С помощью подносит ложку ко рту

1г.2мес.

Пьёт из чашки не проливая

1г.3мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)

1г. 3мес.

Моет руки с небольшой помощью

1г.4мес.

Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожёвывает пищу.

1г.6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку.

1г.9 мес.

Ест и пьёт самостоятельно.

1г.10мес.

Ест твёрдую пищу самостоятельно.

2 года

Игра

Строит простые структуры из блоков

1г.1мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками

1г2 мес.

Наблюдает за игрой других детей

1г. 2 мес.

Играет самостоятельно

1г.4мес.

Начало функциональной игры.

1г. 6 мес.

Любит тянуть, перетаскивать игрушки

1г.9 мес.

Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков.

1г 9мес.

Предпочитает активные игрушки(поезд, телефон, и т.п.)

2г.

От 2 и до 3лет.

От 2 до 3 лет

Крупная моторика

возраст

Бегает

2 г.

Самостоятельно приседает и встает

2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки

2 г. 6мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 г. 6мес.

Умеет ездит на трехколесном велосипеде

2 г. 6мес.

Мелкая моторика

Повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

«Правильно» держит карандаш

2 г. 6мес.

Зрительное восприятие

Узнает знакомые предметы по ТВ

2 г.

Знает много картинок (10-15)

2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием

2 г. 6мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения

2 г. 6мес.

Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке

2г. 6 мес.

Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении

2г. 6 мес.

Импрессивная речь

Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь. Показывает много картинок

2г.

Понимает содержательные, несложные рассказы

2г. 5м

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке

2г. 5м.

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия

2г. 5м.

Экспрессивная речь

Активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов.

Составляет предложения из 3-4 слов.

2г.

Задает вопросы со словами «кто», «где», «куда?» (порядок слов в предложении не всегда правильный

2г 6м.

Легко повторяет фразы

2г.6м

Речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.

2г. 10м

Из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные : [а,о,у,и, ы,э ], и все простые согласные [б, б’, п, п’, м, м’, т, т’, н, н’, к, к’, г,г’, в, в’, ф,ф’], строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

3 г.

Интеллект

Заполняет доску Сегена (путем проб и ошибок)

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу и принеси мне)

2г.6м.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему)

2г.6м.

Классификация на 2 группы (по цвету и форме)

2г. 6м.

Самообслуживание

Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)

Просится на горшок в дневное время

Самостоятельно моет и вытирает руки

2г.

Застёгивает и расстегивает молнию (кроме замка)

2 г.

Ест ложкой, вилкой (аккуратно)

2г. 6м

Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку и т.п.)

2г. 6м.

Игра

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.)

2 г

Делает куличики

2г.

Собирает закручивающиеся игрушки

2г.

Собирает пирамидку по порядку.

2г. 6мес.

От 3 до 4 лет

От 3 до 4 лет

Крупная моторика

возраст

Прыгает на двух ногах

Мелкая моторика

Копирует круг

3г.

Расстегивает пуговицы

3г.

Зрительное восприятие

Узнает перечеркнутые изображения

3г.

Узнает наложенные изображения

3г.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

3г. 6м

Слуховое восприятие

Может отстукивать простые ритмы по образцу

3г. 6м

Импрессивная речь

Может ответить речью, мимикой, жестом на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте

3г 5 мес.

Экспрессивная речь

активный словарь ребёнка насчитывает 1200-1500 слов. В этом возрасте ребёнок начинает использовать речь в качестве средства общения со сверстниками

3г.

Пытается использовать множественное число, прошедшее время

Зг.

Использует отрицательные частицы «не, ни»

Зг.

Использует прилагательные и местоимения

Зг.6мес.

Задает вопросы «когда, что внутри, почему?»

Зг.6мес.

Способен вести диалог с взрослым

3г 6мес.

Использует сложные предложения

3г.6 мес.

Ребёнок уже может вести осмысленный диалог со взрослыми, выражать свои мысли

3г.6 мес.

Интеллект

Классификация на две группы (по цвету и форме)

3г.

Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме

3г. 6мес.

По цвету (3-4 группы)

3г. 6мес.

Вербальный интеллект

Дорисовывает недостающие руки, ножки к человеку

3г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3г.6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции

3г. 6мес.

Собирает кубики Линка по образцу

3г. 6мес.

Эмоции, коммуникация

Появляется понимание и использование в речи местоимений

«я»-«моё», «ты»- «твоё»

Знает свой пол

3г.

Самообслуживание

Наливает в чашку воду не аккуратно

3г.

Расстёгивает пуговицы

3г.

Игра

Совместная сюжетная игра с другим ребёнком

3г.

Игра с воображаемой действительностью

3г. 6мес.

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)

3г. 6мес.

От 4 до 5 лет.

От 4 до 5 лет

Крупная моторика

возраст

Умеет делать кувырок вперед. Прыгает на одной ноге

Мелкая моторика

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Зрительное восприятие

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4г.

Понимает смысл последовательных картинок

4 г.

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

4 г. 6мес.

Импрессивная речь

Может ответить на отвлеченные вопросы («Светит ли ночью солнце»)

4г.

Экспрессивная речь

Словарный запас ребёнка около 2000 тысяч активных слов. Он умеет правильно составлять предложения из 5-6 слов. Свободно общается со сверстниками. А во время игры активно её комментирует . К этому возрасту ребёнок должен научиться четно произносить свистящие звуки [с, с , з,з ,ц], использовать в речи сложносочиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные».

С удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [Р].

4г.

Использует вежливые просьбы

4г.

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

4г.

Правильно,чётко произносит согласные звуки:

[ п,п,б,б’,т,т’,д,д’,ф,ф’,в,в’,к,к’,г,г’,х,х’,с,с’,з,з’,ц, м,м’,н, н’]

4г.

Использует будущее время

Грамотно использует предлоги «над» «на», «под», «за», «с/со», «из»

Хорошо читает стихи

4г.6м.

Интеллект

Легко заполняет доску Сегена

Выполняет классификацию картинок (4-5 групп)

С помощью

Самостоятельно

4г.

4г.6м.

Сформированы понятия больше, выше, шире, длиннее,

равные, одинаковые

4г. 11м

Эмоции, коммуникация

Использует разные стили общения с детьми и взрослыми

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы

4г. 6м.

Самообслуживание

Застёгивает пуговицы, молнию (с замком), кнопки

4г.

Одевается самостоятельно, без посторонней помощи

Отличает перед одежды от спинки

4г.

От 5 до 6 лет.

От 5 до 6 лет

Крупная моторика

возраст

Выполняет одновременно два вида движений

Мелкая моторика

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

Импрессивная речь

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «обман», «радость», «страх», «правда»

5-6 лет

Экспрессивная речь

Словарный запас примерно 2500 слов

5 лет

Правильно и четко произносит все звуки русского языка.

5 лет

Употребляет глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени,

Верно употребляет предлоги.

5 лет

Использует в речи сложные предложения.

5 лет

Лексика обогащена антонимами и синонимами

5 лет

Высказывание напоминает по форме короткий рассказ

5лет

Формируется самоконтроль в речи

5лет 6 мес.

Появление разделительных вопросов

5 лет

Может описать свои чувства

5 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь»

5лет 6 мес.

Возможно обучение грамоте, для дальнейшего овладения процессом чтения

5 лет 6 мес.

Интеллект

Сформированы понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»

5лет

Вербальный интеллект

Исключение предметов (тест 4-ый лишний) иногда затрудняется объяснить

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

5 лет

Эмоции, коммуникации

Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству

5-6 лет

Самообслуживание

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках

5 - 6 лет

Самостоятельно может надеть и застегнуть одежду. (расстегнуть и снять).

5 - 6 лет

От 6 до 7 лет .

От6 до 7 лет

Мелкая моторика

возраст

Рука готова к формированию графомоторных навыков, для дальнейшего овладения письмом (в школьном возрасте).

6 лет.

Правильно держит ручку в руке.

6 лет

Умело работает ножницами.

6 лет 6 мес.

Импрессивная речь

На слух воспринимает небольшой текст, понимает смысл, выделяет основную мысль текста.

6 лет

Экспрессивная речь

Владеет значением производных слов.

6 лет

Употребляет все части речи

6 лет

Рассказывает и пересказывает свободно

6 лет 6 мес.

Различает и дифференцирует все звуки речи.

6 лет 6 мес.

Практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной

7 лет

Возможно чтение отдельных слогов, простых слов, (коротких предложений).

6лет 6мес.

Готов к овладению письменной речи

7 лет

Вербальный интеллект

Способен классифицировать объекты на классы и подклассы

7 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей.

Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка раскрыта в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, а также нашего соотечественника Л.C. Выготского. В соответствии с их представлениями психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся данные человеку в результате филогенеза качества, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания. Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.

Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и понимать закономерности поведения, а затем обращает полученный опыт на себя. В процессе совершенствования ему предстоит последовательно пройти этапы натуральной, доречевой, речевой, энтрапсихической, а затем спонтанной и произвольной интрапсихических функций.

Разновидности высших психических функций

Взаимодействие биологического и культурного аспектов жизни человека взращивает:

  • Восприятие – способность принимать информацию от окружения, одновременно выделяя из общего объема значимые и полезные данные;
  • Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации;
  • Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей.
  • Сознание – усовершенствованная степень мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями.
  • Память – процесс сохранения следов взаимодействий с внешним миром с накоплением и последующим воспроизведением данных.
  • Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мера их проявления характеризует удовлетворенность или неудовлетворенность ожиданиям.
  • Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности, подразделяется на биологические, социальные и духовные.

Периодизация и кризисы

Совершенствование ментальных навыков неизбежно сталкивается с противоречиями, возникающими на стыке изменившегося самосознания и стабильного окружающего мира.

Вполне естественно, что в такие моменты развивается нарушение высших психических функций у детей. Так, наиболее внимательного отношения требуют следующие периоды:

  1. От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, во время которого происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами.
  2. 1 год – ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией.
  3. 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.
  4. 7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия.
  5. 13 лет – предшествует гормональному всплеску, а иногда захватывает его. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности.
  6. 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.

Определить точные время и причины нарушения высших психических функций у детей невозможно. Поскольку каждый ребенок по-своему преодолевает вызовы, исходящие от окружения: одни – переживают их спокойно, незаметно, другие – сопровождают яркой эмоциональной реакцией, в том числе внутренней.

Различить кризисы поможет постоянное наблюдение и сопоставление поведенческих моделей конкретного ребенка, а не его сверстника — в начале и конце межкризисного периода. Однако стоит понимать, что перелом является частью процесса развития, а не его нарушением. Именно в этот временной отрезок усиливается функция взрослого как наставника, уже прошедшего через подобные потрясения. Тогда высокий риск причинения вреда будет сведен к минимуму.