Самоанализ проведенных мероприятий с детьми и родителями. Самоанализ проведенной индивидуальной консультации с родителями. Видео: самоанализ совместной игровой деятельности

Общение - это сложный процесс установления и развития контак¬тов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включа-ющий в себя обмен информацией (ком¬муникация), выработку общей такгики и стратегии взаимодействия {интеракция), восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).

В коммуникативной стороне обще¬ния решающее значение имеет ориен¬тация партнеров на установки, ценнос¬ти, мотивы каждого как активного субъ¬екта общения. Интерактивная сторо¬на общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, кон¬куренции и - особом случае взаимодей¬ствия - конфликте. Перцептивная сто¬рона общения включает процесс фор¬мирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состоя¬ние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным меха¬низмам перцептивной стороны обще¬ния относятся идентификация (отож¬дествление себя с партнером, эмоцио¬нальное «вчувствование» в партнера -эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).
Овладеть навыками общения помога¬ют определенные знания в области пси¬хологии общения.
Предлагаемые ниже тесты, упражне¬ния и задания для воспитателей направ¬лены на самоанализ собственного опы¬та общения с родителями воспитанни¬ков и на развитие техники общения (со¬вокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведени¬ем и эмоциональным состоянием, а так¬же воздействовать на другого).

Задание для самопроверки
знаний в области психологии
общения
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
Увлекательное начало разговора рождает____________и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
Хорошо аргументированный _______способствует усилению эффективности словесного воздействия.
Мешают доброму отношению _______________тон,
______________речи.
Сутулая______¬¬¬____, висящие вдоль тела
__________________, опущенная_________говорят о неуверенности в себе.
Одна из наиболее информативных частей лица________.
Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник_________и готов __________.
Поглаживание подбородка говорит о______________, о желании принять___________.
Фундамент доброжелательных от¬ношений и прочных контактов - уме¬ние считаться с____________других людей.
Деловой конфликт носит _____________
характер.
К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся __________________,________и_________.
Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но_______, а ча¬сто и__________.
(Ответы на это и другие задания см. в конце статьи.)
Задание «Выбери верный ответ»
Цель. Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличност¬ного общения.
Задача. Выбор варианта ответа, ко¬торый является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение. Отношения с ок¬ружающими в значительной мере зави¬сят от Вашей самооценки: а) низкая са¬мооценка облегчает контакты с людь¬ми; б) завышенная самооценка помога¬ет установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооцен¬ка затрудняет общение; г) все ответы не¬верны.
Второе суждение. Разумными вари¬антами отношения к конфликту явля¬ются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реа¬листическое отношение к действитель¬ности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, от¬стаивание своих прав, соблюдение чу-жих; г) активное отношение к случив¬шемуся, действия в соответствии с соб¬ственными принципами и убеждения¬ми; д) все ответы неверны.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями

Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касаю¬щиеся практики общения с родителя¬ми в дошкольном учреждении, Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.

Опросник используется не для кон¬троля, а для самоанализа профессио¬нальных затруднений.

1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень раз¬вития родителей. Да. Нет.

2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспита¬ния и обучения детей, вовлекаю их в об¬мен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.

3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанав¬ливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.

4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их гла¬зами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.

6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.

7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситу¬ациях общения с родителями. Да. Нет.

8. Как правило, с пониманием отно¬шусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.

9. Владею способами общения с ро¬дительской аудиторией, умением во¬влечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.

10. Удается развивать активный инте¬рес родителей к воспитанию своего ре¬бенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.

11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруд¬нений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.

12. Использую разные способы акти¬визации потребности родителей на¬блюдать ребенка в различных жизнен¬ных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведе¬ния. Да. Нет.

13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насы¬щенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.

14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю доста¬точными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и диф¬ференцированном) общении с родите¬лями. Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художест¬венной и пр. литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.

16. Учитываю мнения и просьбы ро¬дителей по вопросам организации жиз¬ни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений.
Да. Нет.

17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, со¬здавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

18. Использую в контактах с родите¬лями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни
детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.

19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов об¬щения с родителями. Да. Нет.

20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаи¬модействия с родителями. Да. Нет.

Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невер¬бальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимос¬ти невербальной манеры общения, раз¬витию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно вы-ражать себя и «прочитывать» эмоцио¬нальную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.

Упражнение «Мимическая реакция»
Цель. Тренировка и осознание соб¬ственной манеры невербального выра¬жения эмоциональных реакций.
Вы находитесь в методическом ка¬бинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись»), удивленно («Не ожидала»), во¬просительно («Что-нибудь случи¬лось?»), радостно («Наконец-то!»).
Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь от¬крывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.
Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитан¬ника, стоящую на коленях и зашнуро¬вывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.
Упражнение «Окно»
Цель. Тренировка эмоциональной выразительности в невербальной пере¬даче информации собеседнику.
Вообразите, что с коллегой вас раз¬деляет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Пе¬редайте содержание своей информа¬ции «через стекло».
Упражнение «Невербальный диалог»
Цель. Осознание собственной мане¬ры невербального выражения эмоцио¬нальных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).
Воспитатель. Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь.
Отец ребенка. Извините, мы вынуж¬дены были задержаться.
Воспитатель. Могли бы вы выпол¬нить маленькую просьбу - постирать фар¬туки для дежурства детей во время еды?
Мать. Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу.
Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последст¬вия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напро¬тив, препятствовать ему.
Чтобы речь способствовала положи¬тельному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать ее тональ¬ность, соответствующую тактике общения.
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».

Позиция «Я» в роли «дитяти» - по¬зиция подчеркивания особой чувстви¬тельности, ранимости, зависимости, подчиненности.

Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.
Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понима¬ния интересов другого и гибкое распре¬деление ответственности между собой и партнером по общению
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех на¬званных позиций, что определяется особенностями характера.
Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использо¬ваться все три позиции с учетом ситуа¬ции и того, что позиция «взрослого» яв¬ляется наиболее диалогичной.
Предлагаемые ниже упражнения спо¬собствуют развитию умения использо¬вать ролевые позиции в общении.
Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы («Мне не безразличны успехи вашего ребен¬ка»; «Мне хотелось бы большей откро¬венности в нашем разговоре») с оттен¬ками иронии, упрека, вызова, безразли¬чия, требовательности, доброжелатель¬ности. По ходу произношения воспита¬тели могут сообщить, какой тон помо¬жет им достичь цели.
Упражнение на изменение ролевой позиции в общении
Фразы для упражнения: «Когда-ни¬будь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы погово¬рить о вашем ребенке»; «Вам, несомнен¬но, известны успехи вашего сына в ри¬совании» (можно использовать собст¬венные фразы).
Каждая фраза произносится во всех трех ролевых позициях по «заказу» од¬ного из партнеров по упражнению. Ес¬ли второму произнесение кажется не¬убедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.
Задание «Какие фразы
целесообразнее использовать
для начала беседы с родителями?»
Цель. Развивать умение «вчувство¬ваться» в смысл словесного обращения к собеседнику (ам).
Задача. Проранжировать (рассорти¬ровать) фразы к воображаемой беседе с родителями.
Правила для ранжирования. Фра¬зы для начала беседы выбираются такие, в которых: утверждается осведомлен¬ность собеседника в обсуждаемой про¬блеме; у инициатора беседы отсутствует неуверенность в себе; исключаются не¬уважение и пренебрежение к собесед¬нику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; обраще¬ние непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Варианты фраз
1. Извините, если я помешала...
2. Я бы хотела...
3. Вероятно, вы об этом еще не слыша¬ли...
4. Вам будет интересно узнать...
5. Я бы хотела еще раз услышать...
6. Мне представляется интересным то, что...
7. Я пришла к такому выводу, что...
8. Вы хотите...
9. Думается, ваша проблема заключает¬ся в том, что...
10. Давайте с вами быстро обсудим...
11. Как вы знаете...
12. Хотя вам это и неизвестно...
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете...
15. А у меня на этот счет другое мне¬ние...
16. Конечно, вам уже известно...
17. Вы, наверное, об этом слышали...
Последовательность выполнения
Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не сле¬дует употреблять.
Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желатель¬ные»).
Упражнение «Я-сообщение» или «Ты-сообщение»?
Цель. Развитие умения ориентиро¬ваться в способах диалогического об¬щения, используя технику «Я-сообщений» и «Ты-сообщений» («Активного слушания»).
Задача. Определить, с какой из тех¬ник диалогического общения может быть соотнесена каждая из перечислен¬ных ниже фраз:

а) с техникой «Активного (рефлек¬сивного) слушания», когда другому как бы «возвращается» то, что он вам поведал и что вы поняли о том, что случилось с другим человеком, при этом обо¬значив его чувство;

б) с техникой «Я-сообщения», когда каждая фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), когда человек говорит о своих собственных ощуще¬ниях, переживаниях, а не о другом чело¬веке и его поведении;

в) с традиционной - вопросительной - формой высказывания.

Следующие варианты решения проблем¬ных задач предлагаются педагогам, начинаю¬щим свою профессиональную деятельность.
Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали не¬которые мамы и папы, а им, по мнению воспи¬тателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь».
Задание. Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших дейст¬вий воспитателя.
1-й вариант. Подготовлю папку-передвиж¬ку на основе материалов состоявшейся встре¬чи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.
2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что вам не удалось прийти...»
3-й вариант. Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некото¬рых мам и пап и попрошу его ненавязчиво по¬делиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что по¬следним захочется побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся во время встречи.
4-й вариант. В личной беседе поинтересу¬юсь причинами отсутствия родителей на встрече.
5-й вариант. Не буду придавать отсутст¬вию некоторых родителей на встречах особо¬го значения: участвовать в них или нет - их право.
6-й вариант. Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие не¬которых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это мно¬го сил и времени. Разобравшись в себе, поде¬люсь с каждым из не пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.

Проблемные задачи
с целью ролевого проигрывания
различных способов
действий педагога
1. «Я давно хотела сказать вам о пло¬хом поведении вашего сына», - гово¬рит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием
матери, о чем и рассказал кол¬легам.

Ваша реакция на сетование воспи¬тателя.

2. Воспитатель известил родителей о предстоящем субботнике, поместив ин¬формацию о нем на групповом стенде. Пришли всего три человека. Воспита¬тель недоволен. Субботник пришлось перенести.
Чем можно объяснить происшед¬шее? Что предпринять в дальнейшем?
3. Во время сборов на прогулку ребе¬нок достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна (причина не указывается).
Вы выполните просьбу матери? Ка¬кими будут ваши действия в дальней¬шем?
4. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтрак)". Миша появился в дверях груп¬пы, когда завтрак уже заканчивался. «По¬кормите его, пожалуйста», - произнесла мать, поспешно исчезая за дверью.
Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию, если: а) мать об¬ратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник ска¬зал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по до-роге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное ме¬сто».
5. Мать пришла за ребенком с боль¬шим опозданием.
Проиграйте варианты вашего по¬ведения, учитывая следующие условия: а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласован¬ность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течение всего дня; в) мать впервые пришла за ре¬бенком так поздно.
6. Днем к детскому саду подъехала ма¬шина с песком для песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.
Как вы будете просить о помощи родителей? Какими будут ваши дейст¬вия, если они станут отказываться?
7. Воспитатель, прочитав актуальную, с его точки зрения, книгу по семейной педагогике, предложил родителям озна¬комиться с отдельными главами.
Как вы будете обращаться к роди¬телям с этим предложением?
8. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника о его поведении - драчливости.
Как вы начнете разговор с мате¬рью?
9. В течение нескольких дней ребенка вечером забирает его двенадцатилет¬ний брат, хотя с родителями нет ни уст¬ной, ни письменной договоренности об этом. Воспитатель уже говорил роди-телям, что не вправе отдавать ребенка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришел за младшим братишкой.
Какими будут ваши действия?
Для успешного общения с родителя¬ми очень важно правильно выбрать тему (темы) встречи с ними. Содержа¬ние бесед-дискуссий должно опреде¬ляться прежде всего актуальностью вы¬бранного содержания, т.е. тем, насколь¬ко оно отвечает потребностям родите¬лей ваших воспитанников.
Деловая игра
«Какая тематика встреч
актуальна для родителей?»
Цель. Развитие умения определять проблемы, наиболее типичные для ро¬дителей воспитанников группы, и в со¬ответствии с этим формулировать тему встречи с родителями.
Задача. По высказываниям родите¬лей в процессе беседы с целью выясне¬ния затруднений в семейном воспита¬нии сформулировать актуальные, с точ¬ки зрения необходимой родителям пе¬дагогической помощи, темы встреч.
Ход игры. Педагоги делятся на груп¬пы. Каждая из них знакомится с выска¬зываниями родителей по поводу их за¬труднений, связанных с семейным вос¬питанием. Опираясь на них, группа педагогов определяет тематику встреч, от¬вечающую, на их взгляд, потребностям родителей; выбирает формы проведе¬ния встреч; основные методы общения; определяет категории семей, приглаша¬емых на встречу (например, однодетные семьи, родители, воспитывающие только дочь (сына) и др.); решает, кто может быть ответственным за проведе¬ние встречи.
Перед началом игры участники со¬гласовывают регламент работы. По ис¬течении определенного времени каж¬дая группа готовит выступление. Оце¬ниваются содержательность тематики, оригинальность формулировок и из¬бранных форм и методов общения, полнота учета потребностей родителей.

Высказывания родителей,
воспитывающих дошкольников
младших групп
Что делать, чтобы ребенок не болел, простуды замучили.
Так много дома разных игрушек, но ребенок с ними почему-то не играет, только нытьем изводит нас по выход¬ным.
Правильно воспитывать мне мешает свекровь, не могу найти с ней общего языка.
Часто домашние мелкие неурядицы отвлекают от общения с ребенком.
Не нахожу у ребенка хоть к чему-то способностей. Может, его в кружок или студию отдать?

Высказывания родителей,
воспитывающих дошкольников
средних групп
Трудностей особых нет, растет пред¬приимчивым, современным. Если ему невыгодно что-то делать, никогда не за¬ставишь.
Мы разводимся, нам сейчас не до ре¬бенка.
Старший обижает младшего. Млад¬ший постоянно ябедничает на старше¬го. Замучились с ними!
Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких трудностей бы не бы¬ло.
По-моему, перед школой у всех одни и те же трудности - чтобы хорошо счи¬тала, писала, читала. Разве не так?

Высказывания родителей,
воспитывающих старших
дошкольников
Какие могут быть трудности с ребен¬ком? Если в чем провинился, он свое ме¬сто знает - угол.
Очень беспокоит застенчивость до¬чери. Хорошо это или плохо и что с этим делать?
Очень неаккуратный и небрежный, порвал все книги в доме.
Трудностей с самим воспитанием нет, есть трудности с деньгами для осуще¬ствления воспитания.
Успешность общения вообще, и педа¬гогов с родителями в частности, опре¬деляется и умением чувствовать нео¬жиданные изменения в процессе обще¬ния, адекватно реагировать на них и быстро перестраиваться.

ОТВЕТЫ
Ответы к заданию для самопроверки зна¬ний в области психологии общения: 1 - вни¬мание; 2 - пример; 3 - грубый, назидатель¬ность; 4 - спина, руки, голова; 5 - глаза; б -обиделся, заплакать; 7 - раздумье, решение; 8 -интересами; 9 - конструктивный; 10 - рефлек¬сия, эмпатия, личностная идентификация; 11 -неэффективно, вредно.
Ответы к заданию «Выбери верный от¬вет»: в первом суждении - «г», во втором суж¬дении - «в».
Ключ к тесту. Суждения распределяются по трем группам. 1. Умение учитывать потреб¬ности семьи, мнения и интересы родителей (суждения № 1, 10, 1], 13, 16, 17). 2. Гибкость стиля общения; умение сопереживать родите¬лям (суждения № 3, 4, 5, 6, 7, 8). 3. Умение ис-пользовать активные методы и формы обще¬ния с родителями (суждения № 2,9, 12, 14, 15, 18). Подсчитывается количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Три и более таких
ответов могут считаться основанием для мощи в выявленных затруднениях. Ответы, обведенные кружком, также могут рассматриваться как запрос о помощи. Об искренности ответов, в определенной мере, можно судить по сходству оценки двух последних суждений (№ 19 и № 20).
Ответы к упражнению «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы родителем?»
1. «Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала», «Я бы хотела еще раз услышать»,« Давайте с вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», «У меня на этот счет другое мнение».
2. «Нежелательные» фразы в паре с «желательными»: «Я бы хотела» - «Вы хотите»; «Вероятно, вы об этом еще не слышали» - «Вы, наверное, уже об этом слышали»; «Мне представляется интересным то, что» - «Вам будет интересно узнать»; «Я пришла к такому выводу, что - «Думается, ваша проблема заключается в том что»; «Хотя вам это и неизвестно» - «Конечно, вам уже известно»; «Вы, конечно, об этом еще не знаете» - «Как вы знаете».
Ответы к упражнению «Я-сообщение» или «Ты-сообщение»: 1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-в, 6-6, 7-а, 8-6, 9-6,10-6,11-а, 12-в.

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение Тогучинского района «Янченковская средняя школа »

Самоанализ воспитателя на тему «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы: Петракова О.В

2018 г.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

задачи:

    установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    объединить усилия для развития и воспитания детей;

    создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

    поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха. Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей педагогической деятельности.

Работа с родителями –это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, и в нашей группе возникают проблемные ситуации во взаимоотношении родителя и педагога:

    конфликты между родителями из-за детей;

    родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

    нежелание родителей контактировать с воспитателями, родители бывают разные.

    жалобы воспитателей на пассивность родителей;

Чтобы не было конфликтных ситуаций я стараюсь использовать принципы взаимодействия с родителями:

    Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

    Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

    Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

    Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса)

Самые универсальные – это:

  • имя собеседника

    комплимент

Для того чтобы родители хотели со мной общаться, я сама должна продемонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!» , а «Здравствуйте, Анна Ивановна!» .

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого родителя, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Чтобы быть ближе воспитателю и родителю мы проводим:

    родительские собрания

    анкетирование

    консультации

    утренники

    день открытых дверей

    конкурсы, выставк

Так же родители могут прийти на образовательную деятельность. Приобщаем их к совместной деятельности.

На основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому я провела для себя анкетирование чтобы узнать свои плюсы и минусы в работе с родителями, в итоге показало: У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов (приложение № 1) Я думаю то что я описала выше - это мои плюсы.

Минусы в работе: Во взаимодействии с родителями я вижу, прежде всего, преодоление собственных трудностей, иногда общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей. Поэтому мне важно вовремя осознать собственные минусы, и направить усилия на доверительные.

Для себя сделала памятку «Взаимоотношение родителя и педагога»

помните:

    Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

    Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

    Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

    Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

    Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

    Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Приложение № 1

Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

Не откладываете ли Вы приятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

Считаете ли вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

Любите ли вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

Постесняетесь ли вы напомнить родителями об общении, которое они забыли выполнить?

Вызывает ли у Вас досаду просьба кого–либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступить в спор?

Боитесь ли вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

У Вас есть собственные, сугубо индивидуальное критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию.

Итог: 17 баллов

Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков.

Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков . Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.

19-24 очка . Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков . У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков . Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков . Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успению довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями, Вам следует задуматься над этим фактом.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершено, не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличает необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия, наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

1. Насколько четко сформулирована цель работы?

2. Какие методы и приемы были использованы во время реализации консультационной работы, насколько они были эффективны?

3. Какие методические приемы были удачны, какие – нет, почему?

4. Какие проблемы возникали по ходу организации консультационной работы, как они были устранены?

5. Как именно были подведены итоги работы? Оценка родителями важности проведенной работы.

6. Над чем еще необходимо поработать?

Приложение 8

План-конспект родительского собрания

Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

· психологический тренинг;

· мастер-класс;

· совместное занятие детей с родителями;

· день открытых дверей;

· показ театральных постановок.

Проведение родительского собрания:

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1.Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.



Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания. При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания«разное» обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Пример родительского собрания

«Подготовка руки старших дошкольников к письму»

Цель:

Задачи:

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.

Части собрания

Вводная часть (5-7 мин).



· Представление воспитателем темы и участников собрания.

· Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

Оcновная часть (30-35 мин).

· Выступление родителя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).

· Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).

· Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).

· Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.

Разное (7-10 мин).

· Обзор педагогической литературы по теме собрания.

· Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО.

Светлана Леонова
Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы

Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы “ Родительского клуба”на тему : “Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей”.

На занятии присутствовали дети средней возрастной группы , еще не посещающие логопункт, и их родители .

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено с использованием технологии игрового обучения : были использованы различные игры, развивающие мелкую моторику (“Превращение в Золушек”, “Волшебные нити”, “В гости к пальчику большому”и т. д.). Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, что повысило внутреннюю мотивацию детей и родителей к коррекционно- образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель : совершенствование традиционных форм работы с родителями для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития звукопроизносительной стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач :

коррекционно-образовательных : углубление и систематизация знаний участников группы по развитию моторных навыков у детей; расширение словарного запаса детей;

коррекционно-развивающих : развитие зрительного и и слухового внимания, мелкой и общей моторики;

коррекционно-воспитательных : воспитание положительного отношения к занятиям , контроля за собственной речью, формирование навыков сотрудничества, умения слушать собеседника не перебивая.

Цель занятия соответствовала его содержанию. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.) . Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь : привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний , советов, использование вопросов, применение дополнительных наглядных опор (картинок, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия взаимосвязаны и последовательны.

На протяжении всего занятия у детей и родителей поддерживался интерес, чему способствовала, динамичность занятия , использование сюрпризного момента в заключительной части занятия (“Что спрятано в пальчиковом бассейне?”) . Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) .

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. И дети, и родители проявляли положительный эмоциональный настрой и совместно выполняли поставленые задачи.

Благодаря встрече в рамках работы родительского клуба реализуется цель – психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей дошкольного возраста и повышение воспитательного потенциала семьи.

Встреча длилась 20 минут.

Результат : поставленные цели и задачи были успешно реализованы.

Публикации по теме:

Сценарий совместного развлечения с родителями к Дню матери в средней группе «Мамочка любимая, самая красивая» Сценарий совместного развлечения с родителями к празднику «День Матери» в средней группе «Мамочка любимая, самая красивая» Цель: создать.

«В гости к Ёжику». Конспект совместного занятия с родителями по ФИЗО для первой младшей группы В гости к Ёжику Цель: приобщение родителей к занятиям физической культурой через совместную деятельность с детьми. Задачи: Оздоровительные:.

Цель: Вызвать у воспитанников интерес и желание заниматься активной двигательной деятельностью Задачи: - воспитывать у детей доброе отношение.

Конспект совместного мероприятия с детьми и родителями к празднику «День семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 г. Ставрополя Конспект совместного мероприятия.

Конспект совместного занятия физическими упражнениями родителей с детьми в средней группе детского сада Совместное занятие физическими упражнениями родителей с детьми «Ай – да мама, ай – да я» (для детей средней группы и их родителей) Цель:.

Методическая разработка совместного мероприятия с детьми средней группы «Полезные и вредные продукты» Методическая разработка совместного мероприятия с детьми средней группы "Полезные и вредные продукты". Целью мероприятия является - формирование.

Так же после каждого родительского собрания отвечаем родителям по тем или иным вопросам. Проводятся консультации, как групповые и подгрупповые и др., так и индивидуальные с отдельными родителями по интересующим их темам. Мы считаем, особенно интересно прошел опрос «Лучший девиз группы», где родители сами выбирали лучший девиз группы. За столь короткое время организованы выставки как детских работ, так и работ, изготовленных вместе с родителями: «Поделки из природного материала своими руками», «Портрет мамы», «Спичка – невеличка», подарок на день рождение «Нам 1 год». Активность родителей в создании выставок, конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Форма работы через родительские уголки является традиционной. В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, советы для родителей.

Самоанализ планирования работы с родителями

Беседы, консультации Анкетирование Наглядная пропаганда Совместная деятельность детей, педагогов и родителей Другие формы работы Выводы: Самоанализ занятияДать характеристику группыУказать тему занятия, охарактеризовать её место в общей системе других занятий и тем.Указать степень сложности изучаемой темы для группы данного уровняОхарактеризовать триединую дидактическую цель занятия, сопоставив её с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия.Высказать своё мнение о типе занятия и его соответствии дидактической цели.Определить этапы занятия и показать решение дидактической задачи на каждом этапе.Охарактеризовать кратко использованные методы обучения в ходе занятия, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.Выделить наиболее удачные и неудачные места на занятии и определить пути их коррекции.

Самоанализ работы «взаимодействие работы с родителями»

Фамилия, имя, отчество Стаж работы в ДОУ Варианты ответов Владею на высоком уровне Удаётся не всегда Не владею № п/п Показатели 1 Установление доверительных отношений с семьёй. 2 Владение комплексной системой планирования работы с семьёй. 3 Владение формами и методами индивидуальной, подгрупповой и коллективной работы с родителями. 4 Владение нетрадиционными формами взаимодействия с родителями. 5 Владение методами изучения условий семейного воспитания, микроклимата семьи. 6 Умение привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе 7 Умение преподносить проблемы ребёнка так, чтобы родители принимали их как обеспокоенность педагога. 8 Способность оказывать влияние на духовный мир родителей. 9 Владение культурой педагогического общения с родителями. 10 Способность к эмоциональному самоконтролю при возникновении сложных ситуаций в работе с родителями.

Самоанализ работы с родителями (старшая группа)

Самоанализ работы с родителями (старшая группа) Воспитание и обучение детей в детском саду эффективны только в тесном сотрудничестве с родителями. В нашей группе в работе с родителями используются как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, психологический тренинг, посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, участие родителей в совместных конкурсах и развлечениях, папки – передвижки, родительские уголки, дни открытых дверей), так и нетрадиционные (круглые столы и др.) Методы и приемы работы с родителями: анкетирование, совместная деятельность родителей и детей, анализ педагогических ситуаций, постановка дискуссионных проблем, приведение примеров из литературных источников, метод эмпатии и др.
Общепринятая форма работы с родителями — собрания, на которых решаются вопросы, касающиеся разных сторон жизни детей.

Самоанализ воспитателя по работе с родителями

В течение учебного года нами были проведены следующие собрания:

  • «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Особенности современных детей».
  • «Растить любознательных»
  • «Как помочь ребенку сохранить здоровье»
  • Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!»

Родители являются активными помощниками в создании развивающей среды в группе и в детском саду.

Совместно с родителями решается множество организационных вопросов (ремонт в помещениях д/с, благоустройство игровых площадок и т. д.) Большое количество мероприятий в ДОУ проводится с участием родителей. На этих мероприятиях они выступают в роли и зрителей, и участников, и организаторов.


Наши мероприятия:
  • Осенний праздник «Осеннее кафе»
  • Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Конкурс чтецов «Осенняя пора» (Оля Ш., Оля Ч., Артём Ш., Матвей Д.

7+

В родительском уголке отводится место для раздела «Территория творчества» — демонстрируются детские работы по ИЗО деятельности, лепке, ручному труду. Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки – передвижки, консультации.
Обычно подбирается тематический материал с практическими рекомендациями. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым трудным в организации.


Инфо

Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе, другие не желают принимать участие в мероприятиях. Но таких родителей оказалось мало. Мамы с удовольствием приняли участие в мероприятие, нетрадиционное собрание «Моя любимая мамочка» с участие мам.

Скхема анализа планирования работы с родителями

Внимание

Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей (Презентация ИКТ в работе с родителями). На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого — педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

  • «Светлая Пасха!»
  • «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Были проведены выставки совместного детско-родительского творчества:

  • «Осенние фантазии» (поделки из прир.мат.)
  • «Золотая осень» (рисунки)
  • «Самое вкусное и оригинальное блюдо» -блюда из овощей и фруктов
  • «Зимняя сказка» (поделки) – 1 место ДОУ
  • «Огонь-друг, огонь-враг» (рисунки) – 2 место ДОУ
  • «Космические фантазии» (рисунки, поделки)

Также прошли высиавки-конкурсы в ЦБ (детское отделение) им.Пазухина и Художественной школе:

  • «Рождественский подарок» (родители награждены дипломами)
  • «Пасхальный сувенир» (благодарности)

Важнейшей целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению.