Сенсорные потребности и развитие ребенка. Тактильное восприятие. Осязательное восприятие Простые формы осязательного восприятия

Сенсорное развитие детей.

Игры для развития тактильного восприятия


Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.


Игры для развития осязания

(тактильного восприятия)


К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать

мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

- Чем занять ребенка на даче: пироги из земли и суп из цветов
- Рисование песком на стекле
- "Радуга в бутылке" из цветных мелков и песка

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Летние игры с водой для детей


Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем,

надевать прямо на трусики и мачку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"


Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.


"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы"

(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.


"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.


"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.


"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.


"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Осязательное восприятие

Осязательное восприятие

Простые формы осязательного восприятия

Как уже было сказано выше, осязание является сложной формой чувствительности, включающей в свой состав как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.

К первым относятся ощущение холода и тепла и ощущение боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприо - цептивных ощущений.

Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются маленькие «луковички», разбросанные в толще кожи.

Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления - своеобразные нервные образования, известные как тельца Мейснера, тельца Фатер - Паччини, также расположенные в толще кожи.

Рецепторами глубокой (проприоцептивной) чувствительности являются те же аппараты, расположенные на поверхности суставов, связок и в глубине мышц.

Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно. Причем густота их расположения имеет биологическое основание: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность.

В табл. 2.2 дана сводка средней частоты, с которой на 1 кв. мм кожи данной области тела встречаются соответствующие рецепторы. Мы видим, что на кончиках пальцев имеется максимальная частота и относительно большое число болевых рецепторов. В то же время аппаратов, воспринимающих холод и тепло, там совсем нет. Иная картина наблюдается в коже предплечья, которая, как известно, не принимает участия в активном ощупывании: здесь число осязательных элементов на 1 кв. мм снижается, а число рецепторов боли, тепла и холода повышается. То же самое можно сказать о коже спины.

Таблица 2.2 - Число различных рецепторов кожной чувствительности на 1 кв. мм разных участков кожи (по Б. Г. Ананьеву)

Характерно, что если число периферических приборов на 1 кв. мм кожи кончиков пальцев равно 120, то на 1 кв. мм кожи тыла кисти их только 14, кожи ладони - 15, груди - 29, лба - 50, а кончика носа - 100. Легко видеть биологическое значение такого распределения осязательных элементов в различных участках кожи.

Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Мы уже говорили выше, что чем более тонкую функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга.

Только что описанные факты показывают, что кожная чувствительность представляет собой специальную систему, приспособленную для осязательного и кинестетического анализа сигналов, приходящих из внешнего мира и от собственного тела. Напомним, что в то время как осязательные импульсы, приходящие от кожных рецепторов, поступают в задние рога спинного мозга, идут в составе его боковых столбов и, переключаясь в субкортикальных узлах, кончаются в коре задней центральной извилины, импульсы, проводящие сигналы глубокой (проприоцептивной) чувствительности, поступая сначала в задние рога спинного мозга, идут далее по задним столбам и, прерываясь в ядрах Голля и Бурдаха, приходят в кору задней центральной извилины и ее вторичных областей.

Следует отметить, что расхождением проводящих путей поверхностной чувствительности, с одной стороны, и глубокой (кинестетической) чувствительности - с другой объясняется тот факт, что при поражении задних столбов, или ядер Голля и Бурдаха, поверхностная чувствительность сохраняется, в то время как глубокая нарушается. Именно такой случай имеет место при спинной сухотке (Tabes dorsalis), при которой поражение захватывает системы глубокой чувствительности, не отражаясь на системе поверхностной чувствительности. Следует отметить и второе существенное расхождение, учет которого имеет большое клиническое значение.

Это приводит к возможности диссоциации между осязательной и болевой чувствительностью, возникающей в случаях поражения серого вещества, расположенного вокруг спинномозгового канала (сирингомиэлла). В этих случаях волокна, несущие импульсы осязательной чувствительности, могут доходить до коры, в то время как волокна, несущие импульсы болевой чувствительности и переходящие на другую сторону, прерываются.

В результате этого поверхностная (осязательная) чувствительность больного сохраняется, в то время как болевая чувствительность исчезает и больной не воспринимает те ожоги, которые возникают у него при прикосновении к горячим предметам, хотя продолжает ощущать прикосновение к ним.

Следует, наконец, отметить, что импульсы осязательной чувствительности, проводимые по толстым чувствительным волокнам, воспринимаются быстрее, чем болевые сигналы, проводящиеся по более тонким волокнам. Внимательное наблюдение за последовательностью осязательных и болевых ощущений, которые мы получаем, прикасаясь к горячей плите, хорошо иллюстрирует это положение.

Как уже упоминалось выше, осязательная чувствительность имеет неоднородное строение; к ней относятся:

Наиболее простые формы поверхностной чувствительности (ощущение прикосновения и давления);

Наиболее сложные формы осязательной чувствительности - ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи);

Ощущение направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или от нее);

Ощущение формы, которая наносится прикосновением острия, делающего на коже фигуру круга, треугольника или изображение цифры или буквы (последнее нередко называется в неврологии чувством Ферстера).

К сложным формам относится и глубокая (кинестетическая) чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находится пассивно сгибаемая рука, или придать руке то положение, которое пассивно придается левой руке (или наоборот). Легко видеть, что последние виды чувствительности имеют особенно сложный характер, и в их осуществлении принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Поэтому, если выпадение элементарных форм осязательной чувствительности может иметь место при поражении любых участков осязательного пути противоположной стороны мозга, нарушение высших форм осязательной чувствительности при сохранении ее элементарных форм может служить признаком поражения более сложных вторичных отделов постцентральной коры мозга. Вот почему раздельное исследование различных форм осязательной чувствительности имеет большое значение для топической диагностики мозгового поражения.

Для исследования различных видов осязательной, или проприоцептивной, чувствительности используются простые приемы, которые прочно вошли в неврологическое обследование больных.

Для исследования простой осязательной чувствительности к определенному участку кожи прикасаются острым или тупым концом булавки или карандаша и предлагают субъекту ответить, ощущает ли он прикосновение, какой характер оно носит, в каком месте укол ощущается больным. При точном исследовании применяют эстезиометр или набор волосков различной длины.

Для исследования локализаций иного чувства прикасаются острием к разным местам предплечья и предлагают субъекту указать то место, к которому исследующий прикасался.

Для исследования различительной чувствительности применяют эстезиометр Э. Вебера, ножки которого раздвигаются на разные расстояния. Показателем тонкости различительной чувствительности является минимальное расстояние, при котором субъект различает не единое прикосновение, а два отдельных прикосновения.

Очень важным приемом является опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно. При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной пораженному полушарию. Наконец, серьезное значение имеет исследование кожно - кинестетического чувства (для анализа которого кожу предплечья ведут по направлению к кисти или от нее, и испытуемый должен определить направление пассивного перемещения кожи и исследование глубокой (кинестетической) чувствительности, при этом исследуемый либо пассивно сгибает (или разгибает) руку (пальцы) испытуемого, предлагая ему определить, в каком направлении было произведено сгибание, либо ставит одну руку в определенное положение, предлагая испытуемому придать это же положение другой руке. Нарушение глубокой чувствительности в той или другой руке указывает на поражение сложных кинестетических отделов коры противоположного полушария.

Наконец, исследование «двумерно - пространственного чувства» (или чувства Ферстера) производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы или спичкой определенную фигуру (или цифру) на коже предплечья и предлагает определить, какая именно фигура (цифра) была нарисована. Невозможность выполнить эту задачу при наличии активных попыток субъекта указывает на поражение вторичных отделов теменной коры противоположного полушария.

Сложные формы осязательного восприятия

До сих пор мы рассматривали относительно простые формы кожной и кинестетической чувствительности, отражавшие лишь сравнительно элементарные признаки (давление, прикосновение, положение конечностей в пространстве).

Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь может определить форму предмета, а иногда и узнать сам предмет. Эта форма осязательного восприятия представляет для психологии большой интерес.

Мы уже указали выше, что покоящаяся рука может уловить лишь отдельные признаки воздействующего на нее неподвижного предмета (его температуру, размер, реже особенности его поверхности), но не может уловить ни его формы, ни той суммы признаков, которой он отличается. Естественно, что в этих условиях ни о каком сложном восприятии предмета не может быть и речи. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, т. е. пассивное осязательное восприятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Вот почему исследование того, как протекает процесс ощупывания предмета и как в процессе ощупывания человек постепенно переходит от оценки отдельных признаков к узнаванию ощупываемого предмета, является одним из наиболее существенных вопросов психологии осязательного восприятия.

Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный) образ.

Представим себе, что мы ощупываем с закрытыми глазами какой - нибудь предмет, например ключ. Сначала мы получаем впечатление о том, что мы имеем дело с чем то холодным, гладким и длинным. На этой фазе у нас может возникнуть предположение, что мы ощупываем металлический стержень, или трубку, или металлический карандаш. Затем наша рука перемещается и начинает ощупывать кольцо ключа; первая группа предположений сразу же отбрасывается, но новой гипотезы еще не возникает. Ощупывание продолжается, и ощупывающий палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее изрезанностью. Тут происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех последовательно воспринимавшихся признаков и возникает последняя гипотеза: «Это ключ!», которая и подтверждается последующей проверкой.

Легко видеть, что тот процесс узнавания образа предмета, который в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый характер и происходит путем последовательной (сукцессивной) цепи проб с выделением отдельных признаков, созданием и образованием ряда альтернатив и формированием окончательной гипотезы.

Поэтому процесс осязательного (активного) восприятия, возникающего в процессе ощупывания, может служить нам моделью любого восприятия, отдельные звенья которого здесь развернуты и особенно доступны для анализа.

Процесс осязательного восприятия был подробно изучен советскими психологами Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым, Л. М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд существенных фактов.

Прежде всего, они подтвердили, что восприятие формы предмета без его активного последовательного ощупывания остается совершенно недоступным.

Исследование показало далее, что рука испытуемого должна активно ощупывать предмет, пытаясь выделить его наиболее информативные точки и объединить их в один образ. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету, исключающее активные поисковые движения, не приводит к нужному результату, давая возможность лишь частичного и потому неверного отражения предмета.

Таким образом, активное ощупывание действительно необходимо для того, чтобы ориентироваться в признаках предмета и объединить их в единый образ. Дальнейшее исследование показало и тот факт, что активное ощупывание предмета является сложным процессом.

Как правило, оно производится при участии обеих рук, причем каждая рука участвует в процессе ощупывания на своих ролях. У правши левая рука играет обычно более пассивную роль, поддерживая предмет и давая наиболее грубую информацию, в то время как правая рука является активной, и ощупывающие движения ее пальцев выделяют детали предмета.

Тонкое строение ощупывающих движений позволило ближе ознакомиться с их протеканием. Оказалось, что ощупывающие движения осуществляются при ведущей роли большого пальца, который в процессе эволюции только у человека начинает противопоставляться другим пальцам, и указательного пальца, приобретающего у человека особую подвижность. Далее ощупывающие движения перемежаются с остановками, причем время, уходящее на движение, в полтора раза больше, чем время, уходящее на задержки или остановки. Эти факты заставляют думать, что во время этих остановок и выделяются наиболее мелкие составные части, или «кванты», тактильной информации (Б. Г. Ананьев).

Характерно, что ощупывающие движения при тактильном восприятии предмета оказываются неоднородными, и в них можно различить мелкие перемещения пальцев (от 2 до 100 мм), обычно останавливающиеся на «критических» (наиболее информативных) точках, во время которых субъект, по - видимому, получает дробную информацию о признаках предмета, и крупные движения, которые, очевидно, объединяют отдельные признаки и несут функцию проверки возникших предположений.

Существенно, что этот характер движений сохраняется даже и в тех случаях, когда субъект производит ощупывание не пальцем, а с помощью стержня (например, карандашом) или в тех случаях, когда в результате ампутации руки ощупывание производится другими отделами руки, например, расщепленным предплечьем (так называемая «клешня Крукенберга»).

По мере упражнения описанный процесс ощупывания, необходимый для тактильного узнавания предмета, может постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо сличение многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания предмета, все больше и больше сокращается, так что под конец одного наиболее информативного признака оказывается достаточно, чтобы предмет мог быть опознан. Интересно, что этот процесс последовательного сокращения числа проб, при которых выделяются нужные информативные признаки, происходит относительно медленнее у маленьких детей и начинает становиться более выраженным у детей в 6–7–летнем возрасте. У взрослого такое сокращение, или «свертывание», поисковых движений, нужных для тактильного опознания предмета, протекает особенно быстро. В табл. 2.3 мы приводим данные о постепенном сокращении ориентировочных проб при осязательном восприятии предмета, полученные советскими психологами В. П. Зинченко и Б. Ф. Ломовым при исследовании детей различных возрастов.

Таблица 2.3 - Число проб, необходимых для осязательного опознания предмета у детей разных возрастов

Осязательное (тактильное) восприятие, начатое в опытах с ощупыванием предметов, было продолжено в специальной серии опытов и исследований, предложенных советским психологом Е. Н. Соколовым. Это исследование ставило перед собой задачу изучения вероятностного строения процесса восприятия и заключалось в следующем. Испытуемому предлагалось ощупывать пальцем букву, выложенную из отдельных изолированных элементов, например пуговиц. Как правило, это были буквы, очертания которых отличались только положением одного или двух элементов.

Испытуемому предлагалось последовательно ощупывать пальцем данную ему структуру и сказать, к которой из двух букв она относится. Опыт показал, что сначала ощупывание носило развернутый характер, затем процесс постепенно свертывался, и, наконец, испытуемый сразу же направлял свое внимание на наиболее информативные точки, прикосновение к которым тут же давало ему либо положительную информацию (наличие элемента, отличающего одну букву от другой), либо отрицательную информацию (отсутствие нужного элемента), позволяющую прийти к нужному решению.

Описанная методика позволила по - новому подойти к процессу восприятия и внести в его исследование количественный, вероятностный подход. Вместе с тем оно показало, что маленькие дети оказываются не в состоянии выделить точки, несущие максимальную информацию, и сосредоточить процесс тактильного анализа именно на этих точках.

Характерно, что поражение определенных отделов мозга приводило к своеобразным нарушениям описанного процесса тактильного узнавания. Больные с поражением нижнетеменных отделов мозга и нарушением возможности синтезировать элементы в одно целое оказались не в состоянии использовать полученную ими информацию и мысленно создать целый образ фигуры из отдельных воспринятых ими элементов. Больные с поражением лобных долей мозга проявили несостоятельность в самом процессе собирания нужной информации: планомерная ориентировочная фаза действия либо выпадала, либо в значительной мере нарушалась у них, и они нередко начинали давать импульсивные заключения о том, какую букву они ощупывают, не доведя свой поиск до конца и не выделив нужных опорных признаков (О. К. Тихомиров).

Сложное психофизиологическое строение процесса осязательного (тактильного) опознания предмета приводит к широко известному в клинике явлению астереогноза, которое некоторые авторы называют явлением аморфосинтеза (нарушение трехмерного тактильного восприятия предмета на ощупь или нарушение процесса синтеза целого образа предмета из отдельных элементов). Это явление заключается в том, что больной, сохраняющий элементарную осязательную чувствительность, оказывается не в состоянии узнать предмет, который он ощупывает, и синтезировать отдельные признаки в одно единое целое.

Классическая картина астереогноза возникает при поражении вторичных и третичных отделов теменной области коры и связано с нарушением возможности объединить отдельные тактильные сигналы в единую структуру. Она проявляется, как правило, в одной руке, противоположной стороне очага. Во всех случаях классического астереогноза больной активно ощупывает данный ему предмет, пытается синтезировать его признаки, но оказывается не в состоянии сделать это и опознать предмет. От классической картины астереогноза существенно отличаются затруднения в опознании на ощупь данного предмета, возникающие при поражениях лобных долей мозга. В этих случаях, приводящих, как правило, к резкому снижению активности больного и к невозможности сличать эффект своего действия с исходным намерением, природа затруднения в осязательном восприятии предмета носит иной характер. В такой ситуации больной либо не делает попыток активно ощупывать предмет, либо не производит достаточно систематических попыток сделать это, обрывая процесс ориентировки на ранней фазе и преждевременно высказывая гипотезу на основании лишь одного фрагментарно выделенного признака. Внимательные наблюдения позволяют увидеть, в каком именно звене нарушен процесс осязательного опознания предмета, и сделать из этого наблюдения диагностические выводы.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Восприятие Пороги зрительных восприятий На расстоянии, хотя и не очень отчетливо, можно различить:колокольню, заводскую трубу, водонапорную башню15- 20 кммногоэтажный дом8- 10 кмодноэтажный дом5- 8 кмокно в доме4 кмтрубу на крыше дома3 кмотдельных людей2 кмкилометровые

Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

Восприятие В течение двадцати четырех столетий мы вкладывали все наши интеллектуальные силы в развитие логики рассуждений, а не логики восприятия. Однако в жизни человека восприятие занимает гораздо более важное место. Почему же мы допустили такую ошибку?Возможно, нам

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие является необычайно важной частью мышления. В массе своей мы игнорируем эту важную часть мыслительного процесса по ряду причин:1. Мы настолько зациклились на достоверности и правдивости, что отбросили восприятие как субъективный и неподдающийся

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

3. Восприятие 1. Понятие о восприятии. Виды восприятия.2. Свойства восприятия.1. Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Восприятие Изучение восприятия по большей части ограничивается изучением ошибок, искажений, иллюзий и т. п. Вертхаймер назвал это исследованием психологической слепоты. Почему бы в это исследование не привнести вопросы интуиции, подсознательного, бессознательного и

Из книги Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации автора Сарабьян Эльвира

Восприятие Формирование стереотипов как концепция применимо не только к социальной психологии предвзятости, но также к базовому процессу восприятия. Восприятие может не иметь ничего общего с регистрацией внутренней природы реального события.Чаще всего происходит

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Восприятие При словесном и бессловесном общении между артистами образуется невидимая связь, которую Станиславский называл «внутренней сцепкой». Она часто создается из случайных, отдельных моментов - и тогда процесс общения становится непредсказуемым, спонтанным,

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Восприятие Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

38. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

2. Восприятие Итак, ВНИМАНИЕ!Неуловимость Театра Реальности уходит своими корнями в так называемый ПАРАДОКС ВОСПРИЯТИЯ.И этот парадоксальный парадокс, - действительно парадоксален! Несмотря на то, что его основные положения «запатентованы» за несколько тысячелетий до

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Восприятие

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Восприятие Восприятие – это точка соприкосновения сознания с окружающим миром. В результате восприятия живой многогранный объект распадается на ряд отдельных образов, совокупно определяющих данный объект. Само по себе восприятие непрерывно. Но бо?льшую часть времени

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

§ 3. Восприятие Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.Восприятие - непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в

Из книги автора

4.3. Восприятие Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес

Осязание - это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизистых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувствуем себя и физически, и в духовном плане. Осязание является критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств.
Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным контактом.

В одном из европейских детских домов был очень высокий уровень смертности младенцев.
Однако, один ребенок, кроватка которого была рядом с входной дверью, вполне хорошо развивался. Он все время прибавлял в весе и был наиболее гармоничным ребенком во всем детском доме. Оказалось, что женщина, которая убирала комнату, обычно садилась возле дверей во время своих перерывов на обед. И все время, пока она ела, разговаривала с этим младенцем, ласкала и обнимала его. Прикосновение и телесный контакт являются настолько жизненно важными, что, не имея их, дети могут даже умереть.
Американский исследователь Гарри Ф. Харлоу провел эксперименты, в которых новорожденным детенышам высших обезьян были "назначены" искусственно изготовленные "матери". Некоторые из "матерей" были сделаны из стальной проволоки, а некоторые - из ткани.
Харлоу обнаружил, что младенцы обезьян чувствовали себя в безопасности с тряпичными "матерями". Маленькие обезьянки обнимали "матерей", карабкались на них и, когда они были испуганы чем-то, успокаивались рядом с "матерями". С другой стороны, детеныши испытывали растерянность и незащищенность рядом с "матерями" из стальной проволоки и не были способны устанавливать любые эмоциональные связи. Вместо этого они начинали ранить самих себя.
В одном из детских домов мы познакомились с парой близнецов, содержавшихся в этом доме, один из которых был рожден с волчьей пастью. В этом детском доме детей обычно не берут на руки во время кормления, а вместо этого им дают бутылочку, которая поддерживается на одеяле. Так как ребенок с волчьей пастью не мог сосать, персонал был вынужден брать его на руки и кормить. Этот ребенок хорошо развивался, в то время как другой близнец медленно набирал вес и у него наблюдались явные признаки депрессии.

Осязание локализовано в коже и мембранах и стимулируется путем давления на кожу.
Ощущения от прикосновения наиболее ярки там, где осязательные клетки расположены наиболее плотно, например, на кончике языка и подушечках пальцев. Расстояние между осязательными клетками на спине намного больше, поэтому ребенку трудно определить, приложены ли к его спине один или два пальца.
При работе с ощущением ребенком своего тела нужно понимать, что ребенок должен многократно на практике почувствовать свою спину, чтобы убедиться, что она существует именно там, где она и находится на самом деле.

Во многих странах существует естественное отношение к телесному контакту и прикосновениям.
Во время работы над проектом, касающимся беспризорных детей, дети и персонал во время работы и игры целовались и обнимались очень естественным образом. Дети были также очень изобретательны в отношении игр, в которых для них было бы больше прикосновений.
Примером этому может послужить случай, произошедший одним теплым днем во время посещения игровой площадки. Дети карабкались вверх и вниз по лестнице для лазания, сделанной в форме ракеты. Было слишком жарко, поэтому воспитательница не принимала участия в игре, сидела на качелях и наблюдала. Дети немедленно начали игру, в которой они собирались полететь на Луну на ракете. Они все слезли вниз и стали в очередь, чтобы поцеловать воспитательницу, когда она "приветствовала их на Луне". Через несколько минут было пора улетать и все они захотели поцеловаться на прощанье. Таким образом, дети играли в путешествия и одновременно обеспечивали себе получение прикосновений и контакта, в которых они нуждались.

Мы теперь знаем, что детям необходимо много прикосновений и контактов, и было разработано несколько методов массажа грудных младенцев.

преждевременно родившимся детям:
Эксперимент, проведенный в США, где детям, родившимся до срока, делали "детский массаж", дал очень хорошие результаты. Такие дети развивались быстрее и имели меньше неврологических проблем, чем другие дети, родившиеся раньше срока, с которыми обращались традиционным образом.

детям, рожденным с помощью кесарева сечения:
Эти дети не получили самого важного из всех видов тактильной стимуляции - процесса рождения.

детям с замедленным развитием (на ранних стадиях жизни) :
Даже если многие чувства недоразвиты, осязание может функционировать и давать ребенку богатый опыт. Для некоторых детей с замедленным развитием прикосновение было одним из немногочисленных каналов развития.

Дети нуждаются в тактильной стимуляции также и для того, чтобы быть в состоянии самостоятельно инициировать тактильный контакт. Для ребенка важно, чтобы к нему прикасались на ранних стадиях, чтобы использовалась и развивалась его нервная система.
Многие животные вылизывают своих детенышей сразу после их рождения, давая им мощное ощущение прикосновения. Наиболее важный фактор из всех - это телесный контакт с маленьким ребенком. Его нужно носить, прижимать к себе, ласкать и целовать, массажировать его, сгибать ему ручки и ножки во время ухода за ним, разговаривать и осуществлять с ним визуальный контакт. В течение всей нашей жизни телесный контакт и прикосновения являются очень важными. Прикосновения также оказывают влияние на возможности обучения конкретной личности путем содействия в развитии ее нервной системы.

Тактильная защита

Некоторые дети реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите, хотя это может быть и следствием психологических причин. Тактильная защита зависит также от неспособности ребенка справиться с неприятными ощущениями.
Большинство из нас может испытывать сильный дискомфорт, если мы ощущаем как по руке ползет мохнатый паук. Если мы осознаем, что это всего лишь травинка, то мы можем "затормозить" неприятное ощущение.
Ребенок с тактильной защитой, наоборот, может оказаться перед дилеммой, испытывая дискомфорт, когда он сталкивается при прикосновении со многими ощущениями. Такой ребенок нуждается в телесном контакте даже больше, чем другие, но испытывает затруднения с получением его.
Это может привести к серьезным трудностям в социальных отношениях, если люди не понимают его проблемы. Например, такому ребенку очень трудно стоять в очереди и находиться в тесном контакте с другими людьми.

Детям, проявляющим признаки тактильной защиты, можно помочь, если осознать следующее:

Держать ребенка уверенно - лучше, чем держать его с опаской;

Предпочтительнее, чтобы ребенок был в состоянии касаться самого себя;

Такой ребенок больше всего боится, когда касаются его лица и головы;

Лучше попытаться сделать так, чтобы ребенок обнял вас, а не вы обняли его;

Полезно дать ему поиграть с материалом, который тренирует его осязание, например глиной, песком и водой, и предоставить ему свободу выбрать, каким именно образом.

Прикосновения к самому себе легче вытерпеть, например, если вы щекочете себя, то вполне можете это выдержать. Поэтому проблемой является возможность предоставить самому себе тактильную стимуляцию. Маленькой девочке-инвалиду было разрешено иметь щетку, которую она погружала в банку с клубничным джемом. Это было для нее достаточной мотивацией, чтобы стимулировать область вокруг своего рта, облизывая щетку с джемом.

Для некоторых детей легче получать прикосновения, если стимулируется чувство равновесия.
Поэтому может быть полезным вертеться, прыгать, танцевать или раскачиваться перед тем, как перейти к играм, связанным с объятиями друг друга или использованием материала, который обычно приносит детям ощущение дискомфорта.

Какое поведение может указывать на тактильную защиту?

Негативная реакция на прикосновение к лицу.

Ненормальные реакции на парикмахера и дантиста.

Сильная нелюбовь к мытью головы.

Уклонение от прикосновений других людей.

Негативная реакция на прикосновение к себе.

Не играет в игры, связанные с телесным контактом.

Не хочет участвовать в группе с другими людьми.

Не хочет стоять в очереди.

Не хочет носить блузки или рубашки с коротким рукавом.

Испытывает сильную необходимость в мягких предметах или, наоборот, избегает мягких предметов.

Чувствителен к определенной одежде.

Не любит играть с липкими материалами.

Предпочитает не ходить босиком по песку или траве.

Ребенок с тактильной защитой может часто реагировать гиперактивно и ему может быть трудно сосредоточиться, так как его часто беспокоит страх неприятных переживаний. Таким образом, тактильная защита блокирует обучающие ситуации, когда оказывается негативное воздействие на поведение ребенка.

Осязание включает также:

Чувство температуры:

Кожа содержит тепловые и холодовые рецепторы. Ребенок обучается опытным путем различать, что такое тепло и что такое холод. Младенец не может самостоятельно решить, насколько теплым или холодным является что-нибудь и взрослые должны позаботиться, чтобы ребенок не соприкасался с сильным холодом или с жарким солнцем и не подвергался перегреву. Взрослые должны позаботиться также, чтобы ребенок получал больше жидкости во время жары.

Чувство боли:

Чувство боли служит в целях защиты. Если какая-то часть тела испытывает боль, то ребенок может отодвинуться от источника боли. Ребенок в состоянии испытывать боль с самого рождения, но не может определить, откуда она приходит. После достижения приблизительно 18 месяцев ребенок может показать, где у него болит, а в возрасте 3 - 4 года ребенок может уже сказать, что именно у него болит.

Сидение детей спиной друг к другу. Оба ребенка берутся за руки и поют, раскачиваясь вперед и назад. Хорошее упражнение, чтобы почувствовать спину, которая не видна.

Релаксация (расслабление) без музыки, прикасаясь к различным частям тела.

Завязать глаза ребенку, который должен на ощупь угадать, кто из его друзей находится перед ним.

Игры с водой, включая смешивание воды различной температуры.

Изучать визуально и на ощупь фигуры различной формы. Нахождение с закрытыми глазами подобных предметов, например, камней, шишек, деревьев и палочек.

Играть в "куличи", играть песком, грязью, снегом, папье-маше, рисовать красками с помощью пальцев, разрисовывать тело.

Чертить что-нибудь на спине ребенка, после чего он угадывает, что было нарисовано.

Петь песни и играть в игры, где дети держатся за руки.

Играть посреди танцевального зала.

Положить в ящик стола куски различных тканей и ощупывать их. Затем описать каковы они на ощупь.

Игры, связанные с песнями о различных частях тела.

Игры с куклами.

Осязание предметов, которые имеют различную толщину.

Осязание предметов, которые имеют различную температуру.

Ощупывать книги, напечатанные по системе Брайля (их можно сделать самостоятельно).

Чувствовать руку во время какого-то действия. Все садятся в кружок, держа за спиной какой-либо предмет. Эти предметы передаются по кругу и каждый ребенок должен на ощупь определить, когда к нему вернется тот предмет, который был у него с самого начала.

Рассортировать наждачную бумагу в зависимости от степени ее шероховатости.

Рассортировать буквы на наждачной бумаге.

Рассортировать, не глядя, кирпичи (кубики-строительные блоки).

"Славный, славный козлик" ().

"Коробка Харрнер" ("волшебный сундук"). Ребенку необходимо обнаружить, исследовать, ощупать и назвать различные интересные предметы, которыми заполнена коробка, причем все эти предметы абсолютно не связаны друг с другом, изготовлены из различных материалов и имеют различную форму.

"Ощупываемый мешок". Положите в мешок различные предметы. Ребенок может ощупать рукой (не глядя внутрь) и сказать, что лежит в мешке. Ниже даны три примера таких мешков:

Мешок для ощупывания маленькими детьми
Что-нибудь мягкое, например моток хлопчатобумажных ни­ток, деревянный кирпич, маленький мяч, бумажный мяч, ключ, большой кусок мела, различные столовые приборы.

Мешок для ощупывания 2 -4 - летними малышами
Различные фигуры из дерева, например, кубики, цилиндры, овалы, круги; различные столовые приборы; различные куски ткани: мягкой, грубой и т.д.

Мешок для ощупывания 6 - летними детьми
Линейка, ручка, стиралка, точилка для карандашей. Предметы можно менять, иногда задавать определенную тему, например, это могут быть предметы, используемые для рисования или шитья.

Ильва Эллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ
/
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; - Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.

Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.

Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком. Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Каждый человек уникален. У всех разный характер, темперамент и даже Один может быть кинестетиком, другой - аудиалом, третий - визуалом. Тем не менее без адекватной ориентации в окружающей действительности сложно представить жизнедеятельность любого человека. Возможность такой ориентации предоставляет тактильное восприятие, о котором и пойдет речь в сегодняшней статье.

Способы восприятия информации

Восприятие является психическим процессом, который отражает происходящее в реальности. Данный процесс помогает человеку ориентироваться в пространстве, принимать решения относительно своих последующих действий и не повторять ошибок.

Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия:

  • Слуховое. Этот вид подразумевает под собой способность определять разные явление окружающего мира с помощью звуков.
  • включает в себя тактильный, кожный контакт и систему прикосновений. В данном случае главным органом являются руки человека - именно благодаря им он получает необходимую информацию. С помощью тактильного восприятия человек общается с людьми и с окружающим миром посредством прикосновений.
  • Зрительное. Заключается в объединении процессов создания и построения зрительных образов окружающего мира людей.
  • Вкусовое. При употреблении пищи в наш мозг от рецепторов поступает сигнал, с помощью которого мы можем отличить кислый продукт от сладкого, горький от соленого.
  • Обонятельное. Заключается в познании мира с помощью различных запахов.

Что такое тактильное восприятие?

Осязание является одним из видов восприятия предметов и явлений, которое строится на мультимодальной и тактильной информации.

Таким образом, тактильное восприятие - это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. С помощью данного восприятия у человека складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету.

Таким образом, тактильное восприятие - информация, получаемая через рецепторы кожи. Мы чувствуем, когда прикасаемся к одушевленному или неодушевленному предмету, а также замечаем, когда прикасаются к нам. Однако чувствительность не ограничивается только этими ощущениями. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию.

Благодаря тактильному способу восприятия информации наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.

Основные нарушение восприятия

Для выявления необходимо четко знать проявления заболеваний. Помочь в этом сможет отдельная отрасль клинической медицины - психиатрия. При помощи клинических анализов, сбора анамнеза, лабораторных исследований специалист данной области сможет поставить адекватный диагноз.

В психиатрии выделяют несколько основных категорий нарушения тактильного восприятия:

  • иллюзии;
  • аутотопогнозия;
  • тактильная агнозия;
  • галлюцинации.

Вышеперечисленные заболевания могут вызвать нарушение различных органов чувств. В рамках данной статьи рассмотрим подобные расстройства, связанные непосредственно с тактильными ощущениями и тактильным восприятием.

Мир иллюзий

Тактильные иллюзии связаны с осязательными ощущениями. Восприятие несовершенно, и порой человек может услышать звук, увидеть образ или почувствовать на себе необъяснимое прикосновение. В психологии считается вполне нормальным явлением, когда на фоне искаженного восприятия мозг человека выстраивает образы, которые не соответствуют реальности. Порой людям свойственно не заметить очевидных вещей или, напротив, создать видимость того, чего нет на самом деле. Поэтому иногда можно увидеть искажение объекта в воздухе, мираж и многое другое.

При данном нарушении больному кажется, что он имеет тактильный контакт с нереальными предметами и выдуманными объектами. Кроме этого, у человека может присутствовать ощущение инородного предмета внутри себя.

Избавляемся от иллюзий

Первым шагом на пути к излечению станет выявление основного заболевания, так как иллюзии могут быть побочным признаком более тяжелой болезни. Для этого в первую очередь необходимо обратиться к терапевту. С помощью медицинских анализов и обследования врач сможет поставить диагноз и, при необходимости, перенаправить к профильному специалисту. Например, если причиной иллюзий стали симптомы сифилиса, то больного направят к венерологу. В данном случае стоит обратить внимание на основную болезнь и начать лечение именно с нее. После того как она отступит, пройдут и тактильные иллюзии.

Но бывает, что данное расстройство имеет и психический характер. В этом случае стоит обратиться к психотерапевту или психиатру. Они помогут поставить или опровергнуть диагноз «шизофрения», «биполярное расстройство». В случае выявления специалистом определенного диагноза, с помощью медикаментозного лечения и определенной терапии он сможет помочь. В этой сфере подход к каждому пациенту сугубо индивидуален, поэтому заниматься самолечением категорически запрещено. Лекарства и рецепты, вычитанные на различных форумах в интернете или предложенные знакомыми, могут только усугубить положение.

В случае возникновения иллюзий у детей перед сном или после него стоит показаться к специалисту и при необходимости пройти лечение. Психиатр или психотерапевт, поработав с ребенком и его родителями, сможет выявить первопричину данного нарушения, после чего последуют несколько сеансов психотерапии, которые в последующем должны помочь малышу справиться с ложным восприятием реального мира.

Галлюцинация

Данное расстройство может вызвать нарушение зрительного, слухового и тактильного восприятия. Что касается тактильных галлюцинаций (их также называют осязательными), то они могут проявляться в виде сдавливания, ощущения прикосновений и уколов. Иногда это может выражаться в неприятных ощущениях под кожей, как будто в мышечной ткани роют ходы насекомые или другие крошечные существа.

Галлюцинации могут затрагивать как тело человека, так и внешний мир, который его окружает. Если видения происходят довольно часто и сопровождаются бредом, то в этом случае речь идет о галлюцинозе. Этому расстройству свойственно переходить в хроническое состояние, при котором больной может сохранять работоспособность, критическое отношение к своим ощущениям и упорядоченность поведения.

Галлюцинации, которые сопровождают наркотическое и алкогольное опьянение, лечатся специалистами в психиатрических клиниках или наркодиспансерах. Но данное лечение проводится только при отсутствии зависимости от алкоголя и наркотических средств. Именно в этом случае специалисты смогут помочь избавиться от страшных ощущений и видений.

Причины возникновения галлюцинаций

Учеными до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые могут повлиять на возникновение галлюцинаций. Причины пока остаются полностью неизученными, но все же имеются предположения:

  • алкогольное и наркотическое опьянения могут нанести весомый ущерб не только физическому, но и психическому здоровью;
  • нарушение работы головного мозга;
  • тактильные галлюцинации могут быть вызваны шизофренией или энцефалитом;
  • побочное действие медикаментозного лечения;
  • нарушение органов чувств;
  • специалисты выявили еще один фактор, имеющий название "массовый психоз" - происходит это в том случае, когда абсолютно здоровый человек поддается массовому внушению.

Тактильная агнозия

Данное нарушение связано с поражением теменных отделов полушария мозга человека, что затормаживает тактильное восприятие информации. Тактильная агнозия включает в себя невозможность идентификации различных предметов в целом при сохранении восприятия его отдельных признаков. Например, при ощупывании любого предмета, вкладываемого в левую или правую руку больного, можно заметь явные затруднения.

При тактильной агнозии бывает затруднительно при ощупывании предмета определить его вес, величину, форму и материал, из которой он изготовлен. На сегодняшний день распространенным вариантом тактильной агнозии является дермоалексия. Она связана с поражением левой теменной области, для которой характерна невозможность восприятия различных символов (это могут быть буквы, цифры или знаки), которые “вычерчиваются” специалистом на руке больного.

Сущность тактильной агнозии заключается в нарушении распознавания различных объектов и прикосновений к ним. Существует несколько разновидностей этого расстройства:

  • пальцевая - при данном нарушении больной не ощущает свои пальцы;
  • соматоагнозия - нарушение распознавания частей тела и их расположения;
  • предметная - при этой разновидности тактильной агнозии человеку не удается на ощупь определять свойства предмета, такие как его форма, размеры, материал, несмотря на то, что зрительно больной может описать данный объект.

Аутотопагнозия

Следующее нарушение связано с неспособностью воспринимать местоположение различных частей тела, их расположения и взаимосвязи. Проще говоря, человеку с данным расстройством сложно понять, где находятся его уши или глаза и другие части тела.

Как правило, данное расстройство распространяется на туловище, лицо и верхние конечности. Существует два вида аутотопагнозии:

  • Больному свойственно игнорировать одну половину тела - во время движения человек просто не замечает и не пользуется той половиной тела. Также бывают случаи, когда у человека имеется ощущения, что она часть туловища просто отсутствует.
  • Второй вид заключается в неправильной оценке расположения различных частей тела. Например, когда больного просят показать, где находится его нос, он может указать совершенно на другую часть тела или упомянуть о его отсутствии. Люди с данным расстройством не могут найти свои части тела или считают, что они вовсе отсутствуют.

Диагностика

При развитии вышеперечисленных отклонений необходимо обратить к врачу, который в свою очередь постарается выявить полную картину заболевания и изучить анамнез. Допустим, если пациент совсем недавно перенес опухоль мозга, инсульт или другие различные травмы - это может стать существенным основанием для формирования данных расстройств. Поэтому лечащий врач должен учитывать все нюансы в процессе диагностики нарушений, после чего направить к специалистам узкого профиля для проверки состояния зрения, слуха. Также в процессе проверки нарушения тактильно-двигательного восприятия выполняются различные лабораторные тесты.

Профилактика

Вышеперечисленные нарушения осязательного восприятия не имеют определенных способов профилактики, но оградить себя от этого можно с помощью правильного образа жизни.

Во избежание таких нарушений, которые негативно влияют на тактильно-двигательное восприятие, специалисты советуют следующее:

  • в первую очередь откажитесь от вредных и пагубных привычек;
  • соблюдайте режим дня;
  • найдите хобби и занимайтесь как можно чаще любимыми делами;
  • высыпайтесь;
  • больше общайтесь с близкими и друзьями;
  • мечтайте и стройте планы.

Такие простые, на первый взгляд, советы помогут жить полной жизнью, где не останется места для мира иллюзий.

Лечение

После того как определена причина нарушения тактильного восприятия и направлены все усилия на лечение и устранение основной патологии, параллельно следует проводить психотерапевтические терапии, консультации у логопеда и нейропсихолога. Лечение может растянуться на долгие годы или же дать хороший результат уже в первые две недели, это сугубо индивидуальный аспект. Как правило, лечение данных нарушений начинается после того, как были приняты адекватные меры по устранению основного заболевания пациента. Бывают случаи, когда после полного излечения от основной болезни нарушенные функции восстанавливались без применения дополнительных мер коррекции.

Прогноз

При выявлении вышеперечисленных нарушений необходима коррекция тактильного восприятия. Пренебрегать лечением в данном случае не является целесообразным. Различного рода галлюцинации, агнозия, аутотопагнозия являются прогрессирующими заболеваниями, которые будут лишь ухудшать состояние человека. В этом случае прогноз будет неутешительным, поскольку больной не в силах отличить реальное от мнимого.

При отсутствии соответствующего лечения данные расстройства будут только прогрессировать, а сам человек станет еще более далеким от действительности, погружаясь в собственный мир. В подобных ситуациях не стоит заниматься самолечением и искать самостоятельно ответы на свои вопросы.

Как развивать тактильное восприятие у детей

Окружающий мир и самого себя мы познаем с помощью различных видов восприятия, таких как обоняние, осязание, вкус, слух и зрение. Не нужно быть психологом или физиологом, чтобы не заметить, какое огромное влияние на ребенка оказывает тактильное восприятие предметов. Прикосновение к матери, изучение игрушек и любых других деталей с помощью ручек, губ и даже ножек. Именно с помощью пальцев и ладошек маленький ребенок познает большой мир, что положительно влияет и на мыслительную деятельность. И чтобы помочь малышу в изучении окружающей среды, стоит поспособствовать в развитии тактильного восприятия.

Способность распознания предметов важна не только для детей, но и для взрослых. Особенно это важно, когда имеется нарушение зрения и у человека не остается вариантов, как учиться изучать мир с помощью органов осязания.

Предлагаем рассмотреть упражнения, которые способствуют развитию тактильного восприятия:

  1. Соберите как можно больше различных предметов, разных на ощупь: наждачную бумагу, бархат, мех, ленточки, ластики, бумагу, осколки камней, ракушки, кусочки металла и т. п. Касаясь этих предметов, обсудите вместе с ребенком, каков каждый из них на ощупь и что из нашей жизни он нам напоминает.
  2. Поместите разные вещи в сумку или в мешочек и попросите ребенка вытащить из него что-нибудь пушистое, гладкое или шершавое. Или же, вместо качеств данной вещицы, можно угадывать название самого предмета. Например, положите в мешочек ключи, игрушечную машинку, блокнотик, грецкий орех или карандаш. После чего предложите малышу достать определенный предмет.
  3. Разложите на полу различные предметы и попробуйте вместе с ребенком оголенными ступнями дотронуться до них. Это может быть все что угодно: мех, газета, коврик, картон, бархат, наждачная бумага, фасоль, рис, гречневая крупа, хлопчатобумажная ткань и многое другое. Если это возможно, выйдите на улицу и походите босиком. Ощутите соприкосновения ступней с песком, листьями, травой, деревом, кирпичами, асфальтом, гравием и землей. Сравните и обсудите полученные ощущения.
  4. Следующее упражнение проводится в присутствии двух детей. Суть заключается в следующем: предложите детям поговорить друг с другом без слов, используя при этом только прикосновения и жесты.

Мешочки с зерном

Такое упражнение подходит для детей старше 6 месяцев. Предварительно сшейте мешочки небольшого размера из льна, наполовину заполните их различным зерном и зашейте со всех сторон. Обычно делают четыре пары идентичных мешочков: по два с гречкой, рисом, пшеницей или фасолью и т. д. Можно сшить мешочки разных цветов. Задача ребенка заключается в том, чтобы суметь на ощупь подобрать мешочки с одним и тем же зерном.

Тактильная дорожка

Это задание предназначено для детей старше одного года. Смысл упражнения заключается в следующем:

  1. На полу необходимо расположить любой предмет. Это могут быть камушки или галька, солома, комочки бумаги, чистый песок, кусочки ткани, деревянные дощечки.
  2. После того как дети помыли и вытерли насухо ножки, им предлагают пройти по шершавой дорожке. Главное - это нужно делать не торопясь и стараться не сойти в сторону.

Данное упражнение не только станет приятным развлечением для малышей, но и тренировкой координации движения, концентрации внимания. Конечно же, эту дорожку можно соорудить во дворе и на улице. Собственно, даже делать-то ее специально не обязательно. Вместо этого просто разрешите ребенку как можно чаще бегать босиком по песку, травке, камешкам, влажной глине. Согласно исследованиям, центры тактильного восприятия в головном мозге находятся недалеко от центров речевого развития. В связи с этим тренировка ступней ног способствует скорейшему развитию речи ничуть не хуже, чем тренировка пальцев рук. То есть тактильное восприятие способствует развитию речи.

Стоит отметить, что осязание является первым чувством, которое начинает развиваться в эмбрионе. Развитие восприятия чувств у человека и соотношение их к развитию других чувств, таких как слух или зрение, стало предметом большого количества исследований. По мнению ученых, у новорожденных наблюдались большие проблемы с выживанием в том случае, если у них отсутствовало развитие чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.

Не стоит недооценивать тактильное восприятие, ведь прикосновения играют огромную роль в жизни не только деток, но и взрослых. Они могут вызвать в организме выработку гормонов счастья и способствовать хорошему самочувствию.Тактильное восприятие одновременно воздействуют на сознание и физическую составляющую.