Дидактическая игра где кукует кукушка. Подвижные игры. Подвижные игры для младшего дошкольника

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

1. Кукушка

Дети стоят в кругу.
В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород
Прилетела и поет
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.
Ребенок пропевает «Ку-ку».
Водящий должен угадать по голосу.

2. «Заинька–горностаинька»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»
Дети идут по кругу пропевая слова:

Заинька-горностаинька
Некуда заиньки выскочить
Кругом заборы высокие
А у заиньки ножки коротенькие
Ну-ка зайка скоком-скоком,
Повернись-ка боком-боком,
Ну-ка зайка повернись
Кому хочешь, поклонись.

С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

3. «Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки.
В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют:
Как то вечерком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначала встали в круг

Останавливаются, считают загибая пальцы
Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать.
Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

4. «Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.

С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

5. «Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.

Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

6. «Игра с колокольчиком»

Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.

7. «Звездочет»

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.

Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звездочки мигают
Звездам хочется играть
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет,
Поиграй-ка с нами!
Что покажешь ты нам
Отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

2 вариант:

Мы позвли Звездочета
Пусть считает нас подряд
В нашем садике как в небе
Много звездочек –ребят.

Звездочет:
Отгадает кто из вас
Что я делаю сейчас?

Кто отгадает, что делает Звездочет. становится Звездочетом.

8. «Аист и лягушки»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга аист.
Дети идут по кругу поют
Аист ходит, высоко поднимая ноги
и взмахивает руками-«крыльями»

Дети:
Аист вышел на охоту
Ходит, ходит по болоту.

Аист:
Очень хочется лягушкой закусить,
Очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки прыгают
Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют:
Кваки, кваки, ква-ква-ква.

С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит.
Кого поймал, то становится аистом.

9. «Горелки»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
В центре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца.
Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.
С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.
Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!

10. «Весёлые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

11. «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

12. «Заря-заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

13. «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

14. «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

Внешний круг - обезьянки поют:
Мы смешные обезьянки
Мы прыгучки, кувыркалки
Мы на месте не сидим
И бананы мы едим.

Внутренний круг – Тигры поют:
А мы тигры –не смешные
Мы голодные и злые
Спойте песню еще раз
Мы поймаем вас сейчас.

По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

15. «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

16. «Огуречик»

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

17. «Курица и цыплята»

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

18. «Снежный ком»

Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком

Ком все больше становился и быстрее покатился

(ускоряемся и в речи и в движениях)

Ком все больше становился и быстрее покатился

(еще ускоряемся)

Угодил в калитку! Бух! Развалился!

(аккуратно падаем)

Из сугроба вылезаем

И одежду отряхаем.

19. «Яша»

Яша садится посреди луга.
Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша,в ракитовом кусту
Грызи, грызи, Яша,спелые орехи.
Лови себе Яша, кого тебе надо.»

Яша бросается за кем-либо.

Пойманный становится Яшей.

20. «Растим мак»

Посредине круга сидит «мак».

Хоровод поет:

- Ай на горе мак, мак,
Под горою бел бел!
Ах вы маки-маковочки,
Золотые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спросим-те про мак.

Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

- Сеяли ли мак?

Хороводник отвечает:

- Только землю вспахали.

Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: «Сеяли ли мак?

- «Сеяли»
- «Зацвел ли мак?»
- «Зацвел»
- «Поспел ли мак?»
- «Поспел»,
- «Отряхивайте.»

Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.

21. «Овес»

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест-накрест.

Потом кружатся в хороводе, припевая:

- Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

- Кто хочет знать, как жнут овёс?
- Отец мой жинал его так (показывают)
- Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

22. «Капустка»

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся вейся капустка моя
Вейся вейся белая
Как мне капустке виться
Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» - поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.

23. «Заинька»

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:
Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг,
Серенький, выйди в круг,
Скорей, скорей, выйди в круг,
Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись,
Серенький, ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки,
Серенький, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки!
Заинька, умой личико,
Серенький, умой личико.
Сверху донизу умой личико,
Сверху донизу умой личико!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку,
Серенький, пригладь шерстку.
Сзади, спереди пригладь шерстку,
Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
Да получше причешись,
Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка,
Серенький, под бочка.
Пляшет, пляшет казачка,
Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

24. «Паучок»

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!

Принеси предмет . С одной стороны площадки выстраиваются дети, с другой раскладываются игрушки, флажки, мячики и др. Каждый ребенок должен дойти взять игрушку, а потом отнести обратно. Задание можно выполнять группами. Формирует соревновательный дух, потому что каждый ребенок стремится принести игрушку первым.

Лошадки . Дети распределяются по парам. Один играет в лошадку, другой – в кучера. В игровой форме кучер запрягает лошадку в вожжи и едет с одного конца детской площадки на другой, потом меняются ролями. Такое упражнение учит детей согласовывать действия и движения друг с другом.

Жмурки . Определяются границы площадки. Одному из детей «жмурке» завязывают глаза платком. Остальные дети отводят его в центр площадки и разбегаются. «Жмурку» можно зазывать голосом, хлопками, колокольчиками. За пределы площадки выходить нельзя. Преимущество такой игры в том, она предназначена для детей разного возраста, и в нее можно играть в любое время дня.

Третий лишний . По кругу дети становятся парам друг за другом. Игру начинают два ребенка, один «водящий», а другой «убегающий». Между ними должно быть расстояние не больше 3-4 шагов. Тот, кто убегает, считает до трех и начинает игру. Чтобы не быть пойманным, становится впереди какой либо пары и кричит: «третий лишний». Кто стоит последним в тройке становится «убегающими» и ему нельзя пробегать больше двух кругов. Если водящий догнал убегающего, то они меняются ролями.

Картошка . Дети становятся в круг, выбирается водящий. У него в руках мячик. Суть игры в том, чтобы говорить слово «картошка» и быстро передавать мяч в хаотичном порядке. Кто задержал мячик в руках, тот выходит из круга, и так пока не определится победитель.

Одной ножкой по дорожке . Дети становятся в шеренгу. Сначала они прыгают на правой ноге до середины площадки, обратно возвращаются бегом. Потом прыгают на левой ноге. Хорошо формирует физическую выносливость.

ДОГОНЯЛКИ

Салочки

Выбирается водящий. Он догоняет остальных. Дотронувшись до другого ребенка, «осаливает» его, и теперь тот становится водой.

Догонялки

Чертится круг (овал). Все становятся по его границе на равном расстоянии друг от друга. По сигналу начинают бежать в одну сторону, догоняя впереди бегущего. Если кого-то догнали, он сходит с дистанции. Выигрывает тот, кто останется на дистанции последним.

Разрывные цепи

Дети делятся на две команды, состоящие из равного количества человек. Команды берутся за руки и становятся друг против друга на расстоянии 10 м. Посовещавшись, одна из команд вызывает кого-то из другой команды. Он бежит, стремясь разбить цепь противоположной команды. Если ему это удается, он забирает кого-то из тех, чьи руки расцепились, к себе в команду. Если нет, то присоединяется к другой команде. Побеждает команда, которая полностью «взяла в плен» противника.

Дракон

Дети берутся за руки или становятся паровозиком друг за другом (положив руки на плечи друг другу или на талию). Впереди стоящий - голова дракона. Последний в шеренге - драконов хвост. Теперь голова дракона должна поймать свой хвост, при этом сам дракон должен «не развалиться». На месте головы и хвоста должен побывать каждый. Дети могут упасть, поэтому игру нельзя проводить на твердом покрытии (особенно асфальте), лучше всего - трава или песок.

Курица и коршун

Выбирается водящий - это «коршун». Все остальные становятся паровозиком. Стоящий впереди - «курица», остальные - ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка», а «курица» и остальные «цыплята» не дают ему это сделать.

Менялки

Чертится круг из кругов (домиков). Число домиков - на один меньше, чем количество детей. Водящий - в центре большого круга. Все остальные сидят в домиках. По сигналу все дети должны поменяться домиками, а водящий в это время пытается успеть занять чужой дом. Оставшийся без дома - становится водящим.

Игра может проводиться и дома. Тогда домиками становятся стулья.

Кукушка

В линию чертятся круги-гнезда (или ставятся стулья). Число гнезд - на одно меньше количества детей. Выбирается водящий - «кукушка». По сигналу «День» все вылетают из гнезд. По сигналу «Ночь» - занимают свободные места. Тот, кому места не хватило, становится «кукушкой».

ЛОВУШКИ

Ловишки

Двое берутся за руки и начинают ловить остальных, пытаясь поймать кого-то в круг (сцепив две другие руки). Все пойманные становятся между водящими и помогают им переловить остальных, образуя «змейку».

Если между дошкольниками есть разница хотя бы в год, это дает им значительное физическое преимущество. Поэтому придумывайте дополнительные правила, чтобы «уравновесить силы противников». Например, в догонялках более быстрым детям нужно догнать малышей два раза, чтобы те покинули круг. То же касается и взрослых участников игры: не стоит откровенно поддаваться ребенку (особенно, если ему уже 6 лет), лучше усложните себе задачу. Игра должна быть справедливой.

Пятнашки

Чертятся две линии на расстоянии б м одна от другой. Выбираются двое водящих. Дети должны перебежать от одной линии к другой, а водящие в это время их салят. Кого осалили - выходят из игры. Побеждает самый неуловимый.

Радуга

Чертятся две линии. Выбирается водящий - радуга. Он становится между этими линиями. Все остальные - на одной из них. Радуга отворачивается от детей и называет какой-либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребенка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет - должен пробежать так, чтобы радуга не осалила его.

Выше ножки

Водящий пытается осалить кого-то, но у остальных есть спасение - подняться с земли на какой-то предмет. Одно условие - спасаться на возвышенности могут только три человека. Если кто-то «поднял ножки» четвертым, он становится водящим. Если кого-то осалили, когда его ноги касались земли, он становится водящим.

Кошки-мышки

Выбираются две «мышки» и «кошка». Остальные становятся в круг, держась за руки. «Мышки» находятся внутри круга и могут выбегать, если кто-то из круга поднимет руки. «Кошка» также может попасть в круг. У «кошки» есть «сыр» (его могут обозначать различные игрушки, разбросанные вокруг). «Мышки» должны обмануть «кошку», вынырнув из круга и стащив у нее «кусок сыра» (за один раз можно взять одну игрушку). Игра прекращается, если «мышки» утащили весь «сыр» или «кошка» поймала обоих «мышей».

ПЕРЕГОНЯЛКИ

Перегонки - это различные эстафеты. Перед игрой должна быть обозначена дистанция: старт, финиш или место, которое нужно обежать при командном соревновании. Если детей много, они разбиваются на две команды. Если немного - устраиваются одиночные соревнования.

Задания могут быть самыми разными: от обычного бега до прыжков на одной ноге. Вот некоторые идеи по проведению эстафет:

* бежать парами - «тянитолкаями» (один смотрит вперед, другой - назад, руки сцеплены в локтях);

* прыгать, как кенгуру (между коленей зажимая мяч);

* прыгая через скакалку или обруч;

* бежать парами - сиамскими близнецами (дети обнимаются, будто у них одно тело, а правая нога одного привязана к левой ноге другого);

* в руке держать ложку, а в ложке картошку;

* в руке нести пластиковый стаканчик с водой, на финише выливать воду в ведро. Побеждает команда, которая быстрее наберет воды;

* бежать с книгой на голове, если книга упала, начинать заново со старта;

* идти гуськом;

* прыгать на корточках, как лягушки;

* бег спиной назад;

* набивать ракеткой воланчик;

* перемещаться командой с помощью чехарды;

* вести мяч и т. д.

Задание усложняется, когда появляется элемент из слалома: на дистанции ставятся кегли или камешки, которые предстоит обежать то с одной, то с другой стороны.

ПРЫГ-СКОК

Детей с 5 лет уже можно учить прыгать на скакалке. Длину скакалки определяют следующим образом.

Наступают на центр скакалки, ноги ставят на ширине плеч, натягивают ее вдоль тела. Концы скакалки должны быть на уровне пояса.

Прыгать следует невысоко, на носках, в ритме движения скакалки, легко приземляться, сгибая ноги в коленях.

Школа скакалки

С помощью считалки определяется, в каком порядке дети будут играть. Игрок выполняет задание первого уровня. Если он выполнил его безошибочно, то он переходит на второй уровень. Если ошибся - передает ход другому. После ошибки повторять задания из предыдущих классов не нужно: это слишком утомительно для дошкольников. Побеждает тот, кто первым пройдет все 10 уровней.

1-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, вращая ее вперед.

2-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на двух ногах одновременно, вращая ее вперед.

3-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на обеих ногах одновременно, вращая ее назад.

4-й уровень 10 раз перепрыгнуть через скакалку на правой ноге, вращая ее вперед.

5-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на левой ноге, вращая ее вперед.

6 й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на правой ноге, вращая ее назад.

7-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на левой ноге, вращая ее вперед.

8 й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, вращая ее с перекрестом («восьмерочкой»).

9-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, скрестив ноги, вращая ее вперед.

10-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, скрестив ноги, вращая ее назад.

Классики

Чертится поле классиков. Клетки нумеруются от одного до 10. Рядом с 10-й клеткой чертится поле «Огонь». Бросается камешек так, чтобы он попал в первую клетку. Затем, скача на одной ноге, нужно подталкивать камешек из клетки в клетки по порядку. Ошибкой считается попадание камешка не в ту клетку (по порядку), а также если прыгун оступился или прыгнул на линию.

Если фигура пройдена безошибочно, игрок переходит в следующий класс. Теперь он бросает камешек во вторую клетку и начинает прохождение с нее. По окончании всех 10 уровней сдается экзамен: фигуру нужно пропрыгать с закрытыми глазами. При ошибке игрок уступает ход другому, а при следующем ходе начинает игру с начала класса. Если камешек попадает на клетку «Огонь» - игра начинается с самого начала (1-го класса). Камешек можно бросать рукой.

Конечно, эти правила - для «школьных» классиков. Дошкольника достаточно научить прыгать безошибочно по клеточкам сначала на обеих ногах, затем на одной. Используя секундомер, можно замерять, кто быстрее проходит классики.

Удочка

Все становятся по окружности на равное расстояние друг от друга. Водящий - в центр. Он берет скакалку (удочку) и начинает ее вращать. Остальные должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал - либо становится водящим, либо выходит из игры.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

В играх используется мягкий волейбольный или резиновый мяч. Мяч должен хорошо отскакивать от земли, но не быть жестким, иначе он может больно ударить ребенка.

Выбивалы

Чертится поле: прямоугольник 6 на 4 м. Выбирают двух водящих. Они становятся по краям площадки и кидают мяч друг другу, стараясь попасть в остальных. Остальные бегают по площадке. Выходить за пределы площадки нельзя. Если ребенка выбили, он либо выполняет задание (например, отжимается 3 раза) и возвращается в игру, либо меняется местами с тем, кто его выбил.

Собачки

Выбирают несколько водящих: два или три. Они - «собачки». Остальные перебрасывают друг другу мяч так, чтобы «собачки» его не поймали. Если «собачка» поймала мяч, то она меняется местом с тем, кто этот мяч бросил.

Штандер

Чертится круг. Все стоят в кругу. Кто-то говорит: «Штандер, штандер, штандеренок - невоспитанный ребенок. А воспитанный ребенок - это Лена», - и подбрасывает мяч. Все разбегаются в разные стороны, а Лена ловит мяч. Как только она его поймала, она говорит: «Штандер!» - и все замирают на месте. Теперь ей нужно в кого-то бросить мяч. Если она промахнулась, то, пока она снова ловит мяч, все бегут в круг. Когда она поймала мяч, то снова выбирает, в кого бросить мяч. Если она попала, то этот человек ловит мяч, становясь водящим. Игра продолжается, пока все, кроме «штандера», не окажутся в кругу. Игра начинается заново.

Горячая картошка

Мяч быстро перебрасывается друг другу. Долго держать мяч в руках нельзя, потому что он - горячая картошка. Нужно постараться как можно дольше удержать мяч в игре.

Чиби-чиби-чиби-топ

Чертится круг - дом. Там стоит водящий. Он считает до 10. В это время все разбегаются в разные стороны. Когда счет окончен, водящий говорит: «Чиби-чиби-чиби-топ, точка, запятая, стоп!» Все останавливаются на своих местах. Водящий выбирает кого-нибудь и заказывает до него шаги: «До тебя 10 гигантских и 5 муравьиных шагов» (описание шагов - ниже). Водящий делает заказанные шаги и пытается с этого расстояния выбить человека мячом. Если у него это получается, этот человек становится водящим, а игра продолжается. Если нет - водящий ловит мяч, а остальные бегут в круг. Когда водящий поймал мяч, он снова говорит: «Чиби-чиби-чиби-топ, точка, запятая, стоп!» и опять заказывает шаги до кого-то еще. Если все достигли круга, а водящий так никого и не выбил, игра начинается сначала.

Шаги:

Человеческий - обычный шаг.

Великанский - широкий шаг.

Шаг кенгуру - прыжок на двух ногах.

Лилипутский - шаг длиною в ступню человека (пятка прижимается к носку).

Верблюжий - делается плевок: куда плюнул, туда и становишься.

Муравьиный - шаг в полступни.

Шаг-одноножка - прыжки на одной ноге.

Шаг-юбочка - с поворотом на 360°.

Шаг лягушки - прыжок на корточках.

Гусиный - шаг на корточках.

Можно придумать и другие шаги.

Школа мяча

С помощью считалки определяется, в каком порядке дети будут играть. Игрок выполняет задание первого уровня. Если он выполнил его безошибочно, то он переходит во второй уровень. Если ошибся - передает ход другому. После ошибки повторять задания из предыдущих уровней не нужно: это слишком утомительно для дошкольников. Побеждает тот, кто первым пройдет все 10 уровней.

1-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с одного отскока.

2-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его из-за головы, и поймать его с одного отскока.

3-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с лета.

4-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его из-за головы, и поймать его с лета.

5-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с одного отскока, успев хлопнуть в ладоши.

6-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с лета, успев хлопнуть в ладоши.

7-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его одной рукой, и поймать с отскока.

8-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его другой рукой, и поймать мяч с лету.

9-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать с одного отскока, успев повернуться на 360°.

10-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать с одного отскока, успев повернуться на 360° и хлопнув в ладоши.

Второй вариант игры (может выполняться теннисным мячиком).

1-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками.

2-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками, успев сделать хлопок.

3-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками, успев повернуться на 360°.

4-й уровень. 10 раз ударить мяч о землю и поймать его.

5-й уровень. 10 раз ударить мяч о землю и поймать, успев сделать хлопок.

6-й уровень. 10 раз набить мяч о землю двумя руками.

7-й уровень. 10 раз набить мяч о землю правой рукой.

8-й уровень. 10 раз набить мяч о землю левой рукой.

9-й уровень. 10 раз подбросить мяч и поймать правой рукой.

10-й уровень. 10 раз подбросить мяч и поймать левой рукой.

Такие школы можно придумывать самостоятельно и не только для мяча, но и для тенниса, бадминтона, обруча.

Салки с перебежками

На противоположных концах площадки два дома. Играющие становятся в одном из домов. В середине площадки между домами становится водящий. Играющие говорят хором: "Один, два, три! А ну-ка, догони!" С последними словами все перебегают из дома, где стояли, в другой дом - напротив. Водящий салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный выходит из игры, а дети перебегают из нового дома в прежний и т. д.

Подвижная игра кончается, когда водящий поймает всех ребят. Играющие могут выбегать только по слову "догнать". Водящий имеет право ловить салить только вне дома: пойманные не должны вырываться из рук водящего. Когда он переловит всех играющих, выбирают нового водящего. С началом новой игры все пойманные играют вновь.

Птицы и кукушка

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту - гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: "Кыш, полетели!" - птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: "Домой!" все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей.

Болото. Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Между ними чертят мелом 10-12 кругов на расстоянии 25-30 см друг от друга - это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото - "замочил" ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Кукушка"

Занятие может быть использовано для детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие предназначено для повторения материала по теме "Перелетные птицы", ознакомления детей с особенностями жизни кукушек, развивает у детей интерес к природе, развивает навыки изобразительной деятельности.

Цели:
Повторение и расширение ранее полученных знаний по теме «Птицы», совершенствование речевых возможностей детей, активизация и обогащение словаря, развитие изобразительных навыков.

Задачи:
Коррекционные:
1. Способствовать формированию умения обобщать, систематизировать;
2. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
3. Развитие фонематического слуха
4. Способствовать коррекции общей и мелкой моторики.
5. Способствовать развитию слухового, зрительного, произвольного внимания.
6. Познакомить со стихотворением татарского поэта Мусы Джалиля «Кукушка».
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей стремление к самостоятельному поиску знаний.
2. Воспитывать чувство заботы о птицах.

Образовательные области:
Художественно-эстетическая, социально–коммуникативная, познавательная.

Материалы: пластилин, доски, стеки картинки с изображением перелётных птиц.

Ход занятия:

Воспитатель задает вопросы:
- Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (перелётные)
- Назовите знакомых вам перелётных птиц. (Дети дают свои варианты ответов).

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы догадайтесь, о какой птице идёт речь:

Я без дома жить могу.
Гнезда для детей не вью,
Не кормлю свою семью.

Да, правильно, это кукушка.

На мольберте вы видите перелётных птиц, найдите среди них кукушку.
(Дети показывают).


Кукушка - размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки.
Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц.


Птенцы кукушки появляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов птички, высидевшей птенца кукушки. И хозяевам гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.



Послушайте стихотворение нашего татарского поэта Мусы Джалиля
«Кукушка»
Тихие сумерки.
Солнце садится.
Слышно как плачет
Какая то птица:
Ку- ку, ку-ку.
Если б кукушка
Жила не одна.
Так бы весь век
Не кричала она:
Ку-ку, ку-ку.
Это кукушка
Кричит на суку.
Словно прогнать она
Хочет тоску:
Ку-ку, ку-ку.
Пела б кукушка
Веселые песни,
Если б птенцы ее,
Были с ней вместе:
Ку-ку. Ку-ку!
- Скажите, какое стихотворение по своему характеру?
- А почему оно грустное?
- Поэт сравнивает песню кукушки с плачем.
- Как вы думаете, как он относится к птице?
- А знаете, что кукушка единственная птица, которая поедает мохнатых гусениц, страшных вредителей деревьев.

Так она тоже приносит пользу природе. Да и в лесу без «Ку- ку» неинтересно.

Давайте послушаем рассказ «Как кукушка голос потеряла»

«Пошел Ваня в лес послушать, как поет кукушка. Идет по лесу, слушает, а кукушка все не поет.
«На высоком суку, где ты прячешься?» - спрашивает мальчик. Кукушка отвечает издалека: «Ку-ку, ку-ку».
Ваня спрашивает: «Кукушка, кукушка, что так тихо поешь?
Кукушка подлетела поближе и запела громче: «Ку-ку, ку-ку».
А Ваня шутит: «Все равно не слышу».
Тогда кукушка как запоет звонко, громко: «Гу-гу, гу-гу».
Услыхал такую песенку мальчик и засмеялся».
Почему он засмеялся?
-Дети отвечают, что кукушка пела не свою песенку. Кукушка перепутала в песенках звуки «к» и «г». «Г» произносится с голосом, звонко (дети проверяют). «К» произносится без голоса, не звонко (дети проверяют). Звуки «Г» и «К» - товарищи.


- Давайте превратимся в лесных птиц и поиграем.

Подвижная игра «Лесные птицы и кукушка»:
Раскладываются маленькие обручи. Это - «гнезда птиц». Один ребенок - «кукушка», она не имеет гнезда и стоит в стороне. Взрослый говорит: «Птицы полетели!», дети выбегают из «гнезд» и бегают - «летают». «Кукушка» летает вместе с ними. На команду: «Птицы, домой!», и все бегут к своим гнездам! «Кукушка» тоже старается занять какое-нибудь «гнездо». Ребенок, который остается без «гнезда», становится «кукушкой».

А сейчас давайте пройдем к столам и вылепим кукушку. Какого цвета тело кукушки? Берите нужный пластилин.

Делим пластилин на кусочки.


Из серого пластилина лепим туловище птицы овальной формы.


Вытягиваем шею и делаем головку.


Из пластилина коричневого цвета лепим крылья и хвост.




Дополняем работу клювиком и глазами.


Из светлого пластилина делаем полоски на груди кукушки, формируем лапки.


Готово!


Включается звукозапись с шумами весеннего леса.


Дети выполняют работу. Воспитатель контролирует и помогает.

Пальчиковая игра «Шла кукушка».
(Дети сидят за столом «идут» пальчиками по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка, (ладони соединяются "ковшом")

У неё была корзинка, (ударяем сомкнутыми ладонями по столу, разъединяют руки)

А корзинка на пол - бух! (разводят руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи)

Полетело много мух!
- Теперь вы можете продолжить работу.
По окончании работы воспитатель предлагает пройти и оценить работу товарищей, хвалит детей за качественную работу.
-Как много мы сегодня узнали о кукушке и изобразили таких замечательных птиц.
- Скажите, кто написал стихотворение «Кукушка».
- Что нового вы узнали о кукушке?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.