Коррекционно-реабилитационная работа в условиях детского дома. Программа реабилитации подростков в условиях срцн Индивидуальные рабочие реабилитационные программы воспитателя детского дома

Демьянова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО МО Сергиево Посадский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий отчет воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних
Дата публикации: 25.01.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГКУСО МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ОТЧЕТ ЗА 2012-2015 г.г.

ВОСПИТАТЕЛЯ

I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ДЕМЬЯНОВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

2015г.
1
В ГКУСО МО «Сергиево-Посадский социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних» работаю воспитателем 10 лет. Работа связана с детьми в возрасте от 7 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, проходящими реабилитацию по причине социально - опасного положения в семье, трудной жизненной ситуации. Дети, в основном, социально и педагогически запущены, с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Состав группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной работы приходится вносить изменения, связанные с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, что помогает отслеживать динамику коррекционно- развивающего обучения, физического и психологического развития, ресоциализации ребенка.
Основными направлениями моей работы являются:
 Социально - педагогическая деятельность по адаптации воспитанников.  Реабилитация и ресоциализация детей подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2
 Охрана и укрепление здоровья воспитанников.  Организация индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе, оказание помощи воспитанницам в проблемах, связанных с учебой, воспитанием.  Привлечение детей и общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.  Индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов. При работе с детьми использую современные образовательные технологии и методики и целенаправленно применяю их в практической профессиональной деятельности.
Технологии, используемые в работе:
Здоровьесберегающие т е х н о л о г и и: с о х р а н е н и е з д о р о в ь я воспитанников, формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Технология коллективной творческой деятельности: объединение различных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагога, старших и младших детей. Технология метода воспитания в сотрудничестве: организованное общение воспитанников в группе, общение с малышами, наполнением которого являет ся и н т е л л е к т у а л ь н о е содержание. Деятельность воспитанников в команде, предусматривающая позитивный социальный опыт объединения идей, предложений, мнений; дни полезных дел (совместная трудовая деятельность). Игровая технология: освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры. 3
Коррекционные технологии: позволяют ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося. Информационно-коммуникативные технологии: р а з в и т и е коммуникативных способностей воспитанников подготовка личности «информированного общества». Технология проектов: стимулировать интерес воспитанников к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. Личностно –ориентированная технология: развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из его индивидуальных особенностей В своей работе с детьми использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, 4
у в л е к а т е л ь н о й, р а з н о о б р а з н о й и и н т е р е с н о й.
В своей педагогической деятельности использую различные формы

работы:
беседы; прогулки; совместное чтение; игры и соревнования; рисование; лепка, раскрашивание, позитивные установки, праздники, индивидуальные занятия-беседы; выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками; практические занятия по формированию определенных умений и навыков; диспуты; викторины; театрализованная деятельность Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, семинаров, педагогических советов, открытых занятий.
Регулярно выступаю на методобъединениях с докладами:
 октябрь 2012 г.- « Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»  январь, 2012г.- «Идея воспитательного коллектива А.С.Макаренко»  сентябрь 2013 года - региональный семинар - доклад « Аспекты ресоциализации старших подростков в условиях приюта», презентовала программу « Шефская работа» и показала «Мастер – Класс» по своей деятельности, в котором привела пример 5
взаимодействия воспитанниц подросткового возраста с маленькими детьми, подготовку типичного мероприятия для малышей. 6
7
 сентябрь 2014г. –Педагогический совет - презентация моей дипломной работы « Стимулирование ресоциализации детей подросткового возраста в условиях приюта» Над этой темой продолжаю работать и в настоящее время, провожу экспериментально-исследовательскую работу. Эта тема интересна коллегам центра. Разрабатываю и провожу открытые занятия, конкурсы, праздники, развлечения, составляю индивидуальные программы реабилитации.
Открытые занятия:
8
 2012г.- «Путешествие в страну Светофорию».  2013 г. - Праздник для малышей «В гости к Осени». 9
 2014г. - « Путешествие в страну « Дорожных знаков»  2014г.- « Малая Олимпиада». 10
  2014 г. - Спортивное театрализованное мероприятие « Как ежик искал друзей» 11
 2015г. – « День Семьи»
Разработала и реализовала проекты:
 2012г.- « Изготовление развивающего панно для малышей» 12
 2013г. – « Акция «Дорогами добра» 13
 2012-2015гг. « Театр для всех». Были изготовлены разные виды театра: баночный театр, конусный, театр на ложках, театр на дисках. 14
Регулярно выезжаю со своими воспитанницами с игровыми программами в детские учреждения: МБДОУ № 36, Центр поддержки семей с детьми - инвалидами « Время Надежды». В мае 2013 г. со своими воспитанниками выезжала с танцевальными номерами на III Открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». Дети приняли участие в конкурсе художественной самодеятельности, где заняли 3 место.
Разработала и успешно реализую программу « Шефская работа».
Она реализуется по четырем направлениям:  Взаимодействие детей разного возраста в общем движении к здоровому образу жизни внутри приюта.  Взаимодействие с детьми разного возраста вне приюта.  Взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны.  Взаимодействие воспитанников приюта с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 15

Цели программы.
 Формирование у старших детей заботливого, дружелюбного, справедливого отношения, как к малышам, так и к людям пожилого возраста  Профилактика девиантного материнства.  Воспитание гуманного отношения детей и подростков к инвалидам и устранение барьеров для взаимного общения.  Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи.
 Обучение подростков навыкам взаимодействия с младшими детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья  Развитие организаторских способностей  Изучение с девочками методов и приёмов работы с детьми  Способствование развитию совместной деятельности детей 16
 Создание условий для реализации полученных навыков в реальной работе с маленькими детьми  Формирование социальных окружений, социальных связей со школой, детским садом и т.д.  Развитие стремления быть полезным окружающим  Воспитание у детей таких моральных качеств как доброта, милосердие, патриотизм, трудолюбие, честность и т. д.  Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел  Развитие индивидуальных качеств ребят через различные формы деятельности  Расширение кругозора  Изучение литературы необходимой для организации работы с младшими 17
Программа «Шефская работа» приобщает подростков к позитивному взгляду на проблемы здоровья через проживание с малышами одинаковых эмоций. Старшие дети приобретают знания в данной области, расширяют свой кругозор через обучение и воспитание малышей. Благодаря программе у воспитанников формируется позитивное влияние на выбор собственного поведения, осмысление и пересмотр своего поведения и поступков, разрешение собственных проблем; формируются организаторские способности; повышается самооценка. У подростков приобретается опыт общения, ведения занятий с теми, кто младше. 18
В свою очередь у малышей обретаются новые друзья, понимающие и любящие детей, удовлетворяются потребности в любви, заботе и внимании. А также приобретаются новые знания о здоровье, развивается любознательность; воспитывается позитивное отношение к здоровью. Несовершеннолетний, получивший позитивный опыт коллективных отношений, опыт взаимодействия с маленькими детьми постарается применить его в будущем по отношению к окружающим людям и к своим будущим детям. 19
Позитивная деятельность в сплоченной, доброжелательно настроенной группе поможет несовершеннолетнему поднять свою самооценку, перенести полученный им опыт позитивного общения на другие сферы жизни воспитанника интернатного учреждения. Полученная педагогом информация об особенностях личности воспитанника поможет найти наиболее оптимальные пути коррекционно- воспитательной работы с ним. При проведении занятий с подростками изучаю разнообразные методы и приемы работы с младшими детьми. Все занятия проходят в форме игр, развлекательных моментов, опирающихся на непроизвольное внимание детей. Свой опыт старшие воспитанники пробуют на занятиях с малышами. А 20
так как дети в младших группах в основном с задержкой развития, с низким интеллектуальным уровнем, часто проявляющие неадекватное поведение, то и занятия для них подбираются специальные упражнения. Систематически со своими воспитанницами организую для малышей различные праздники, досуговые мероприятия; показываем настольные, кукольные театры, проводим разнообразные игры на улице и в группе. Наиболее запоминающими были мероприятия: « День Нептуна» (для младших детей); интерактивная познавательная игра « Времена года»; праздник « Солнечное утро» (на день летнего солнцестояния); тематическое занятие для малышей « Путешествие матрёшки»; изготовление новогоднего коллажа; праздник «День защиты детей» и др. В рамках программы « Шефская работа» мои воспитанники подружились с детьми с ограниченными возможностями из общества СИДИ, неоднократно приглашали их к себе в гости, в СРЦН; сами посещали Центр «Время Надежды», проводили совместно с ними различные мероприятия, игровые программы. На протяжении шести лет мы шефствовали над ветераном ВОВ Брежневой Т.И. Оказывали ей посильную помощь, ходили в гости. Тамара Ивановна много рассказывала девочкам о войне, о своей жизни, учила вязать крючком. 21
Большое внимание в своей работе уделяю охране и укреплению здоровья детей. Дети, поступающие в Центр очень часто бывают лишены чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в домашних условиях. Поэтому своей первоочередной задачей считаю дать эту безопасность своим несовершеннолетним воспитанникам, обеспечить необходимые условия для комфортной жизнедеятельно сти. С воспитанниками систематически провожу занятия по пожарной безопасности, электробезопасности и безопасности дорожного движения. Утренняя зарядка стала обязательной составляющей режима. В 2013-2014 учебном году принимала участие в семинаре по формированию основ здорового образа жизни и профилактики ПАВ в рамках программы «Созвездие ЗУС» под руководством заведующей отделения психолого – педагогической помощи населению, канд. пед. наук Ушаковой Т.О. Программу реализовала не только со своими воспитанниками в СРЦН, но и в школе № 4 с детьми старшего подросткового возраста. Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба - их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий, систематически 22
провожу дополнительные занятия по математике. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету. С педагогами школы, классными руководителями поддерживаю сотрудничество. Обо всех проблемах детей в школе классные руководители ставят в известность воспитателя. Ежедневно проводится контроль посещаемости уроков детьми, проверяются дневники. Посещаются родительские собрания в школе. Регулярно со своими воспитанниками посещаю Храм на поселке Реммаш, где дети имеют возможность исповедоваться и причаститься. В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами: психологом, логопедом, музыкальным руководителем, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую информационно-коммуникативные технологии. В работе использую сведения, найденные на педагогических сайтах Интернета. Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем, это: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, продолжение экспериментальной работы по ресоциализации подростков в условиях социозащитных учреждений, профессиональный рост. 23

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский

1. Актуальность

Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.

Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Также н е секрет, что большинство выпускников детского дома недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.

Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

2. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников.

На фоне того, что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно низким. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.

Цель программы

Создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.

Задачи программы:

Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

Формирование основ умственного и физического труда;

Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Основные принципы:

Основные направления трудового воспитания:

Содержание программы.

Самообслуживающий труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Соблюдение правил личной гигиены

Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению.

- утренний и вечерний туалет;

- соблюдение гигиены рук;

- соблюдение правил личной гигиены;

- проведение банных дней

ежедневно

ежедневно перед приемом пищи

ежедневно и по физиологическим показателям

1 раз в неделю

Поддержание порядка в спальне, комнате

Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения

- уборка личных вещей, заправка кровати;

- дежурство по группе

Дежурство в вестибюле

ежедневно

по графику


Стирка личных вещей

Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержание их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды

- стирка личных вещей (носки, нательное белье);

ежедневно (по мере необходимости)

Проведение мелкого ремонта личных вещей

- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)

По мере необходимости

    уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

    знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

    уметь выполнять стирку мелких вещей;

    уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Хозяйственно-бытовой труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Организация дежурств воспитанников

Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке

- дежурство по столовой

по графику

Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.

- дежурство по зданию

- уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории;

- проведение генеральной уборки в спальне

по графику

1 раз в неделю (по мере необходимости)

1 раз в неделю (суббота)

Организация посильной помощи работникам детского дома

Знакомство воспитанников с рабочими профессиям в детском доме, формирование уважительного отношения к людям труда

- оказание помощи повару;

-оказание помощи подсобному рабочему;

- оказание помощи кастелянше, прачке;

Работа ремонтных бригад

Формирование навыков проведения мелких ремонтов мебели, косметических ремонтов помещений, ограждений.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

    уметь подготовить столы к подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;

    уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой;

    уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия), уметь гладить белье;

    уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй, выполнять ремонт забора

Сельскохозяйственный труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Работа на огороде

Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.

- обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая

- ежедневно с мая по сентябрь

Работа на клумбах

Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними.

- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение

с мая по сентябрь

Уход за комнатными растениями

Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними.

- посадка и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями

Весна – лето

по мере необходимости

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

    уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

    уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.

Общественно полезный труд .

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Уборка территории детского дома

Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории

- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и озеленение территории;

- уборка снега

1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка детского дома

Привить навыки благоустройства территории детского дома

- высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками

-2 раза в год

(весна, осень)

Благоустройство территории посёлка

Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села

- уборка территории;

- уборка мусора;

- посадка деревьев и зеленых насаждений

1 раз

(весна)

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор;

    расчищать дорожки от снега, собирать мусор и выносить его в установленное место;

    уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором.

В мире профессий и обязанностей

Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

Обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

Воспитывать уважение к рабочему человеку.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома;

    знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;

    уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.

Организация и проведение общих воспитательных мероприятий

    Праздник урожая

    Конкур рисунков «Моя будущая профессия»

    Викторина «Что растет на грядке»

    Мини-проект «Когда труд бывает радостью»

    Воспитательский час: «Труд кормит, а лень портит»

    Классный час «Труд в почете любой, мир профессий большой»

    Аукцион мнений «Что помогает содержать вещи в порядке»

    Творческая мастерская «Поделки из природных материалов»

    Копилка полезных советов «Как подготовить дом к холодному периоду года»

    Беседа «Чем пахнут ремёсла?»

    Практикум «Кормушка для пернатых друзей»

    Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза»

    Акция «Уборка снега на территории школы»

    Занятие-практикум «Посев цветочных растений на рассаду»

Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:

Объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

Трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.

Для организации трудовой деятельности подростков соблюдаются следующие правила:

Обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;

Трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;

Работа должна быть разнообразной и интересной;

В случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.

Заключение

Данная программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию

Литература.

    Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

    Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

    Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.

    Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

    Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009.

    Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980.



Отчет по реализации программы.

Процесс трудового воспитания рассматривается мной не только научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и необходимостью выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.

Целью моей педагогической деятельности является – подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности

Я работаю в семье, где воспитываются 10 детей, которые поступили в детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не были развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед воспитателем стояла задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и потребность к труду. Научить ребенка простым, но нужным навыкам самообслуживания.

Учу воспитанников, как правильно пришить пуговицу, постирать и погладить свои вещи, убрать комнату, сделать сервировку стола на каждый день и на праздник, как можно создать уют у себя дома, используя подручные материалы.

В своей работе я стараюсь воспитывать у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к самостоятельности, я стремлюсь не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а даю ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку.

Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков воспитанников нашего детского дома, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

В течение года у ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы. Владеют навыками (до автоматизма) личной гигиены, самообслуживающего труда, гладить бельё, зашивать, пришивать. Имеют представление о видах профессий, труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стали ответственнее, научились правильно организовывать свое рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности.

В процессе трудового воспитания развивается познавательная деятельность.

В ходе трудовой деятельности формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Воспитанники видят результаты своего труда.

Научаются планировать трудовую деятельность.

Я в своей работе стараюсь с каждым воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать увлечь творческой работой, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодиться в оформлении своей квартиры, улучшить свой внешний вид, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много усилий и нельзя сбрасывать со счетов фактор времени.

Детский дом для детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, колледжах, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.

В заключение хочу привести слова А.С. Макаренко, которые очень точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Проблемы адаптации ребёнка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребёнка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений (19, С. 145).

Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий (15, С. 208). Она включает в себя: организацию усиленного и сбалансированного питания;

витаминизацию, вакцинацию и ревакцинацию;

обеспечение медицинскими средствами коррекции (медицинские препараты, очки, слуховой аппарат и др.);

организацию профилактических медицинских осмотров.

Основные организаторы медицинской работы: врач, медсестра, коррекционный педагог учреждения ременного пребывания ребёнка, психотерапевт.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребёнка в детском доме.

Таким методом может служить игротерапия, использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Ценность этого вида терапии определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Снимается психическое напряжение, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием.

В рамках психологической реабилитации могут использоваться различные метод арттерапии, то есть терапии средствами искусства. Например, ожжет применяться метод музыкотерапии - использования в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Библиотерапия - метод воздействия на ребёнка, его переживания, чувства посредством книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Логотерапия как метод разговорной терапии предполагает разговор с ребёнком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

Ещё один эффективный способ коррекции поведения воспитанника - метод моритатерапии. С помощью этого метода ребёнок становится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Специалист предлагает ребёнку высказать своё мнение о чём-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, интонации, жесты). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения (20, С. 59-65).

Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков (11, С. 320).

Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни, прежде всего создавать

Разновозрастные группы, в которых доминируют отношения, близкие к семейным. Особо следует остановиться на методике работы с контрактной сетью ребенка (6, С. 140 - 158). В шведской практике социальной работы с ребенком, утратившим родителей, эта методика, разработана на основе социологической теории У. Бронденбреннера, является краеугольным камнем в терапевтической работе с ребёнком. Эта теория описывается им в целом ряде трудов, однако наиболее полно излагается в его работе 1997 г. «К экспериментальной экологии человеческого поведения». Основанная на общей теории систем, теория экологических систем предоставляет социальному работнику возможность проанализировать бытие ребёнка во всей его сложности. При этом анализу подвергаются не только сами системы, в которые включен ребёнок, но и механизм взаимодействия, и характер влияния этих систем друг на друга. Задачей специалиста, использующего метод работы с контактной сетью, является активизация, мобилизация всего социального окружения ребёнка на оказание помощи, влияния на кризисную ситуацию с целью нормализации его положения. В отечественной практике по охране детства данное направление также занимает важное место, и его использование регламентируется рядом инструктивно-методических материалов по вопросам охраны детства прошлых лет.

Оторванность от семьи ребёнок переживает как отсутствие корней. В этой связи выдающийся российский практик В.В. Католиков говорит о том, что «никакой, даже самый распрекрасный интернат не заменит самую неблагополучную семью». Современные специалисты интернатных учреждений неоднократно наблюдают случаи уходов детей(особенно это касается детей подросткового возраста) из интернатов и возвращения их в крайне неблагополучное семейное окружение. Английский психотерапевт Д. Боулби в этой связи обращает внимание на неоправданность веры в то, что ребёнок забудет свой дом и начнёт жить сначала, если его куда-нибудь переместить и предоставить хорошие условия, и сделает это ещё быстрее, если в предыдущей семье ему было плохо (отсутствие заботы, насилие). С этим необходимо считаться: пусть общество лишило горе-родителей родительских прав, чтобы воспитать их детей в более здоровой обстановке, но для детей эти люди всё равно остаются родными. Следует бережно сохранять это детское трепетное отношение к своим биологическим родителям. Именно поэтому уже с момента помещения ребёнка в интернатное учреждение следует предпринимать попытки изучения и расширения его контактной сети. Одновременно с этим работа с контактной сетью ребёнка позволяет откорректировать или смоделировать историю его жизни.

Любые контакты детей с их семьями должны быть спланированы в соответствии с интересами ребёнка, а не взрослых.

Выделим положительные стороны контакта детей с родителями, родственниками, близкими людьми:

Создание и расширение контактной сети ребёнка с момента его прибытия в учреждение временного содержания позволяет несколько раздвинуть рамки самого учреждения и оптимизировать процесс приспособления ребёнка к новой социальной среде и условиям жизни.

Встречи со значимыми людьми (тёти, дяди, бабушки, старшие братья, сёстры и просто хорошие знакомые ребёнка) позволяют укрепить самооценку ребёнка. Д. Торнберн, исследовавший влияние личных встреч с близкими людьми на ребёнка в своей «Книге о защите ребёнка» (1995 г.) говорит о том, что такие встречи увеличивают способности ребёнка, включая способность к обучению, уменьшают риск неприятия ребёнком места настоящего пребывания, помогают преодолевать кризисные ситуации.

В ходе контактов со значимыми и близкими людьми ребёнок получает дополнительную информацию о себе. Контакт позволяет избежать разрушительных чувств потери родителей, формирует у ребёнка необходимое чувство семьи и персональной идентификации. Это следует учитывать при работе с историей жизни ребенка.

Исследования, проводимые в Великобритании, на что ссылаются Л.Я. Олифиренко и Т.В. Шульга, выявили четкую связь между высоким уровнем контакта и возвращением детей из государственных учреждений обратно в семью. Даже при долгосрочном пребывании ребенка вне семьи контакт может помочь ребенку установить связи со своим прошлым. Дети, много лет находившиеся на воспитании в различных учреждениях возвращаются домой, и это положительно сказывается на их дальнейшем развитии. Дает ребенку чувство безопасности, знаю, что родители любят его и заинтересованы его благополучием.

Создание и расширение контактной сети ребенка позволяет оптимизировать процесс подбора замещающих родителей, поскольку обеспечивает более широкий выбор кандидатов.

Отсутствие контактов с семьей оставляет не решаемыми вопросы относительно истории семьи, культуры и личной идентичности ребенка.

Прямой или косвенный контакт с кровными родителями или с родственниками, другими значимыми для ребенка людьми может удовлетворить многие потребности ребенка:

Предоставить ребенку возможность реального понимания обстоятельств, приведших к разлуке с родителями;

Дать возможность осознать свою потерю;

Позволить формировать и развивать привязанность к новым родителям с благословления его кровных родителей;

Убедить ребенка в том, что биологические родители или другие родственники продолжают заботиться о нем; это укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;

Заверить ребенка относительно благополучия кровных родственников, особенно родных братьев и сестер;

Обеспечить получение большого количества информации о своей личности, истории семьи; предоставить ребенку социогенеалогической связи.

Кроме того, со временем подавляющее большинство оправдывает и идеализирует своих родителей, даже если они жестоко с ними обращались- мы все нуждаемся в знании о «хороших родителях». У многих детей на самом деле существовали теплые отношения с матерью, о которых он помнит, и только то, что женщина страдала алкоголизмом, не позволило ей продолжать оставаться хорошей матерью. Воспитывать приемного ребенка нельзя этого не учитывать.

Решение о возможности контакта может быть принято после анализа следующих моментов:

пожелание ребенка и его чувство относительно контакта;

его отношения с кровными родственниками, включая родных братьев и сестёр;

эмоциональное, физическое и психическое развитие ребёнка, его соответствие возрастным нормам;

отношения родственников с ребёнком, их мнение относительно семьи, в которой воспитывается ребёнок, предыдущий опыт контактов;

здоровье родителей, эмоциональное состояние и образ жизни;

конфликты, которые могут возникнуть и возможность их предотвращения.

Польза от контакта с биологическими родителями зависит от характера их взаимоотношений с ребёнком. Нельзя недооценивать прежние привязанности ребёнка, которые могли быть тесными. Однако иногда контакт может быть нецелесообразным, особенно после серьёзной травмы и/или жестокого обращения. Необходима тщательная оценка индивидуальной истории ребёнка, и его прошлых отношений с родственниками.

Формы контактов детей с родителями и родственниками. Контакт охватывает различные формы прямой или косвенной связи между ребёнком и усыновителями и прежними родственниками ребёнка: биологическими родителями, родными братьями и сёстрами и т.п. Прямой контакт помимо непосредственных встреч может включать в себя обмен письмами, подарками, видео и фотографиями или телефонными звонками. Косвенный контакт это любая связь через третье лицо (инспектора по охране детства). Он может быть только между взрослыми, и ребёнок может знать или не знать о нём. Формами контакта могут выступать написание писем маме и их складывание до той поры, когда мама отыщется или ежевечерние заочные пожелания маме «Спокойной ночи».

Проблема социализации детей-сирот является одной из ключевых в деятельности детских домов . При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов.

Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности, в конечном счете обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость.

Для социальной адаптации детей-сирот, воспитанников детских домов и школ-интернатов необходимо развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать а руки конкурентоспособные специальности. Важно формировать общую положительную направленность личности ребёнка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.)» ознакомления со структурой и функциями семьи; формирование адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживания другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Лариса Аношкина
Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Программа "Труд - основа моей жизни!"

1. Пояснительная записка.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» в г. Орске - это стационарное Учреждение, обеспечивающее временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

В рамках Центра все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.

Неблагоприятные социальные, бытовые, жилищные проблемы, в которых ребенок находился с рождения, частично, привели его к дезадаптации, к пренебрежению в использовании ежедневных культурно-гигиенических процедур и навыков самообслуживания. У наших воспитанников наблюдается безынициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков, неумение ценить чужой труд, а присутствуют, такие качества, как лень, цинизм.

Актуальность данной проблемы обусловила разработку дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания «Труд – основа моей жизни!»

Направленность программы «Труд – основа моей жизни!» социально-педагогическая, так как ориентирована на работу с подростками в условиях прохождения реабилитации в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Работая по данной программе, воспитатель привлекает детей подросткового возраста к различным видам трудовой деятельности, строит работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь.

Новизна д анной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.

На наш взгляд, актуальность дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания подростков в условиях ГБУ СО «СРЦН «Росток» в г. Орске неоспорима, так как ценность труда в нашем обществе недооценивается молодым поколением. Отмечая данную проблему, мы пришли к выводу о том, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение воспитанников к самообслуживающему и общественно-полезному труду.

Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.

Данная дополнительная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни;

также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Цель программы : развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.

Данная цель программы достигается в процессе решения следующих задач:

воспитательные:

Приобщение детей подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;

Воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;

Воспитание у подростков честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга и целеустремленности, творческого отношения к труду;

Воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;

Воспитание основ трудовой культуры;

развивающие:

Формирование у подростков системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;

Формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самосовершенствовании;

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

Развитие аккуратности, опрятности, самостоятельности, трудовой активности, ответственности;

Развитие коммуникативных навыков; межличностных отношений;

обучающие:

Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;

Приобретение системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;

Включение подростков в трудовую деятельность при помощи систематического участия в труде;

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на подростков социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Программа рассчитана на подростков (13-15 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно в семье получать социальный опыт по ежедневному овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активно участвовать в общественно-полезном труде. Наполняемость группы подростков, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, составляет – 10 человек.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Труд – основа моей жизни!»: 3 месяца (24 занятия); которые проводятся 2 раза в неделю, время проведения составляет – 1 час.

Реализация программы трудового воспитания подростков «Труд – основа моей жизни!» осуществляется через отработку культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения подростков в различные виды трудовой деятельности.

Программа разделена на 2 этапа:

I) Бытовой, самообслуживающий труд.

Бытовой самообслуживающий труд включает в себя два блока:

1) «Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

2) «Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

II. Общественно-полезный труд.

Общественно-полезный труд также включает в себя 2 блока:

1) «Час труда. Труд в быту».

2.) «Трудовая неделя. Труд в природе».

Такой вид работы проводится, как трудотерапия – ежедневно, в каникулярное время.

Реализация двух этапов определяет анализ проделанной работы педагога и воспитанников.

Учитывая то, что подростковый период выражается в потребности общения, стремлению к самостоятельности, необходимости самоутвердиться среди сверстников и взрослых, соответственно, в практические занятия включены следующие формы работы:

Индивидуальные (выполнение посильных трудовых поручений);

Групповые (через практические задания, распределяемые по группам).

И коллективные (работа в бригадах, экскурсии).

Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результатам.

Ожидаемые результаты:

Знать: 1. Различные виды трудовой деятельности.

2. Технологию работы по приготовлению пищи.

3. Осознавать связь между благополучием человека и его трудом.

4. Соблюдать правила общения в трудовом коллективе, правила приема гостей.

5. Технику безопасности при использовании электрических приборов.

6. Знать предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться.

Уметь: 1. Овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:

Овладеть системой навыков по уходу за собой;

Уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица,

Наводить порядок в личном гардеробе;

Сервировать стол.

2. Овладение системой элементарных трудовых навыков:

Уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине активаторного типа;

Гладить;

Зашивать;

Пришивать;

Убирать территорию;

Наводить порядок в доме;

Ухаживать за растениями.

3. Планировать режим дня.

4. Анализировать результаты труда.

Учебно-тематический план.

I)Самообслуживающий труд.

1)«Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

1. Режим дня и личная гигиена подростка.

2. Ароматы тела. Современные средства гигиены.

3. Ежедневный уход за кожей, пораженной угрями. Современные средства ухода за кожей.

4. Порядок в моем гардеробе.

5. Большая стирка. Стирка, чистка, сушка одежды.

6. Волшебный утюг. Глажка рубашек и школьных костюмов.

7. Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды – зашивание дыр, пришивание пуговиц.

8. Помогаю обуви сам! Уход за обувью.

2)«Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

1. Профессия повар. Экскурсия в Центре.

2. Все салаты хороши – выбирай на вкус! Приготовление овощного и фруктового салата.

3. Бутербродный стол. Сервировка стола.

4. Мы гостей встречаем чаем. Сервировка чайного стола.

5. Лакомство для семьи. Приготовление домашнего пирога.

6. Экскурсия в «Танго-Пиццу».

7. Пицца для друзей. Приготовление пиццы.

8. Яблоки на десерт. Запеченные яблоки в духовке.

2.)Общественно-полезный труд

«Час труда. Бытовой труд».

1. Час труда. Наведение порядка в доме.

2. Час труда. Генеральная уборка в доме.

3. Час труда. Дежурство в столовой.

4. Час труда. Уход за комнатными растениями.

2.«Трудовая неделя. Труд в природе».

осеннее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство осеннего участка.

2. Трудовая неделя. Уход за осенними цветущими растениями.

3. Трудовая неделя. Благоустройство земельной площади в осеннее время года.

зимнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

3. Трудовая неделя. Оформление участка снежными постройками.

весеннее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

3. Трудовая неделя. Подготовка цветников к посадке растений.

4. Трудовая неделя. Уход за высаженными растениями.

5. Трудовая неделя. Оформление клумб.

летнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство летнего участка.

2. Трудовая неделя. Посадка растений в цветнике.

3. Трудовая неделя. Уход за цветущими растениями.

4. Трудовая неделя. Оформление клумб.

Пояснительная записка

Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются:

Защита социальная" href="/text/category/zashita_sotcialmznaya/" rel="bookmark">социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;

Gif" alt="*" width="16" height="16 src="> организация получения детьми общего образования.

Потребность и необходимость в социально – педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально – педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

3. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот ;

4. Разработка индивидуальной коррекционно – развивающей программы.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.

Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.

Адаптационный период считается законченным, если у ребенка наблюдается благополучный уровень по всем показателям.

В зависимости от сроков завершения адаптации выделяют 4 уровня адаптации:

1. Легкая адаптация – до 10 дней;

2. Средняя адаптация – до 25 дней;

3. Усложненная адаптация – до 45 дней;

4. Дезадаптация – более 45 дней.

По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского дома. При оценке результатов учитывается наличие соматических заболеваний, протекающих в адаптационный период, и дезадаптивных форм поведения: агрессивных (в т. ч. аутоагрессивных) и избегающих (в т. ч. самовольные уходы).

Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов . Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image008_78.gif" width="576" height="576 src=">

Этапы работы с вновь прибывшим ребенком:

https://pandia.ru/text/78/205/images/image009_70.gif" alt="Организационная диаграмма" width="579" height="303">.gif" alt="*" width="16" height="16"> Составление программы социально–педагогической реабилитации.

Цель : всестороннее развитие детей-сирот и адаптация их в социальном окружении.

Коррекционно-реабилитационная работа с ребёнком проводится согласно составленной программе и проводится по следующему плану, отражённом в таблице 1.


Таблица 1. Сетка занятий по программе

социально – педагогической реабилитации ребенка

Дата

Название занятия

Ход работы:

Метод. Задачи.

Программное содержание

Кол-во часов

Ответственный

Знакомство с детским домом

Ознакомительная экскурсия по детскому дому

Социальный педагог

Беседа о детском доме

Ознакомить ребенка с новыми социальными условиями жизни, рассказать об основных правилах жизни в детском доме

Социальный педагог, воспитатель

Беседа о нравственности

Рассказать детям про "Общечеловеческие ценности"

Социальный педагог

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, мыть руки)

Воспитатель

Тренинг "Общение"

Проведение тренинга "Общение" (10 занятий)

Педагог-психолог

Воспитание заботы друг о друге

На примере героев русских сказок ("Приключения крокодила Гены и Чебурашки", "Приключения Винни-Пуха и его друзей") рассказать детям о создании отношений товарищеской заботы друг о друге

Воспитатель

Обучение слушать природу

Научить детей различать и наслаждаться звуками природы

Воспитатель

Рассказать детям об уважительном отношении к людям старшего возраста

Социальный педагог

Обучение быту в личной и совместной деятельности

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (заправлять кровать, ухаживать за обувью, правильно вести себя за столом)

Мед. работник

Познавательные экскурсии на природе

Рассказать детям во время прогулки на природе обо всём, что их окружает и кто их окружает

Воспитатель

Всего

№, п/п

Название методики

Норма

Результаты исследования

Вывод, уровень

Оценка устойчивости внимания

должен выполнить

Оценка цветовосприятия

должен выполнить

Оценка словесно-логического мышления

должен выполнить, но со второго раза

Оценка зрительной памяти

3-4 предмета

Оценка слуховой памяти

Оценка смысловой памяти

3-4 фразы со второго раза

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, работа по социальной адаптации детей в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития детей, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.

социальный педагог реабилитация дошкольник детский дом

Список использованной литературы

1. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций. Под общ. Ред. . М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с.

2. Мустаева педагогика: учебник для вузов [Текст]. – М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.

3. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. . – М.: Просвещение, 1991.-23 с.


4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы [Текст]. Под науч. ред. , [Текст]. – СПб., 2000.-204 с.

5. Шептенко и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. . – М. Академия, 2002. – 208 с.

6. Архангельский воспитание [Текст]. – М.: Просвещение, 1979. – 19 с.

7. Божович и её формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. – 67 с.

8. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]. – М.: Просвещение, 1975. – 58 с.

9. Булатова, педагогика: Программа спецкурса [Текст] / , . – Уфа: Вагант, 2004. – 15 с.

10. Волков [Текст]. – М.: Академия, 1999г. – 32 с.

Инструкция диагностики устойчивости внимания

Инструкция: На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по которым зверушки могут добраться до своего любимого лакомства.

Закрась каждый фрукт в соответствующий цвет". Предложите ребенку рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Сначала попросите ребенка, чтобы он назвал все нарисованные фрукты. В случае неудачи подскажите ребенку, какой фрукт нарисован.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image014_25.jpg" width="304" height="168 id=">

Оценка результатов: Ребенок пяти-шести лет находит лишний предмет в четырех-пяти карточках, но затрудняется назвать обобщающее слово.

Инструкция диагностики зрительной памяти

Инструкция: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Оценка результатов: Обычно пяти-шестилетние дети запоминают 3-4 предметов из 6.

Инструкция диагностики слуховой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Оценка результатов: Пяти-шестилетние дети повторяют 4-5 слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.

Инструкция диагностики смысловой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку такие фразы:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши.

4) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Оценка результатов: Дети пяти-шести лет со второго раза повторяют 3-4 фразы.

Инструкция к тесту-наблюдению "Оценка эмоционально-волевой сферы"

Инструкция: В процессе занятий с ребенком проявляются особенности его эмоционально-волевых качеств.

Обратите внимание на следующие вопросы:

1. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? (Веселый, подавленный, тревожный, плаксивый, возбудимый и т. д.)

2. Радуется ли он, когда взрослый предлагает ему поиграть? (Есть ли у ребенка потребность в общении с другими людьми?)

3. Как ребенок реагирует на похвалу? (Радуется, хочет сделать что-то лучше или он равнодушен?)

4. Как реагирует на замечания? (Исправляет ли свое поведение в соответствии с замечанием или требуется более сильное воздействие в виде наказания, не проявляет ли агрессии?)

5. Если ребенок сталкивается с трудным заданием, с неуспехом в деятельности, пытается ли он самостоятельно исправлять ошибки, добиваться результата? (Или предпочитает обращаться к взрослому за помощью, сразу теряет интерес при первом затруднении, молча отказывается от дальнейшей работы, агрессивно ведет себя, бездумно и хаотично перебирает варианты решения задачи.)

Что должно настораживать вас в поведении ребенка?

1. Депрессивный, эйфоричный фон настроения.

2. Отсутствие желания общаться со взрослыми и детьми. Постоянное уединение от других детей.

3. Равнодушное отношение к похвале, поощрению, одобрению.

4. Отсутствие реакции на замечание у ребенка старше трех лет. Частые случаи самонаказания.

5. Пассивный уход от выполнения задания в случае неудачи, агрессивные реакции (разрушающие действия), расторможенность, проявляющаяся в быстрых манипуляциях с объектами.