Воспитательные задачи:
1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.
2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.
3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.
4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.
Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2—3 ребенка).
Сложить аккуратно на полке строительный материал.
Расставить игрушки, посадить красиво кукол.
Расставить стулья на занятие, по окончании — убрать их.
Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.
Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.
Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.
Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.
Расчистить дорожку от снега.
Собирать сор, листья в определенное место.
Смести снег с лавочек.
Труд в природе:
Поливать комнатные растения.
Полить грядку на огороде, цветник на участке.
Кормить птиц.
Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).
Сажать лук.
Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.
Средняя группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.
2. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.
3. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.
4. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.
Хозяйственно-бытовой труд (3—4 ребенка).
Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.
Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.
Вытирать разлитую воду после поливки цветов.
Мыть и протирать строительный материал.
Мыть игрушки в группе и на участке.
Наводить порядок в раздевальных шкафах.
Подметать часть участка, веранды, дорожки.
Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.
Собирать песок в горку в песочном дворе.
Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.
Труд в природе:
Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.
Срезать лук специальными ножницами.
Рыхлить землю в цветочных горшках.
Собирать природный материал для поделок.
Собирать щавель, крупные семена.
Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).
Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).
Старшая группа
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.
2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.
3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.
4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.
5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».
Хозяйственно-бытовой труд.
Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.
Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.
Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.
Поливать в сухую погоду участок, в песочном дворе — песок.
Протирать лавочки на своем участке и у малышей.
Следить за порядком в песочном дворе.
Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.
Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).
Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).
Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).
Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.
Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.
Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).
Труд в природе:
Пересаживать комнатные растения.
Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.
Высаживать рассаду, ухаживать за ней.
Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.
Полоть грядки на своем участке и участке малышей.
Собирать в саду ягоды и фрукты.
Перекапывать грядки (вторичная перекопка).
Ручной труд:
Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.
Ремонтировать книги.
Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.
Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.
Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.
Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.
Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.
Перспективный план трудовой деятельности
1 неделя – самообслуживание
2 неделя – хозяйственно-бытовой труд
3 неделя – труд в природе
1 неделяИгра «Мы пришли умыться »
Знаем, знаем, да, да, да
Где тут прячется вода
Выходи, водица,
Мы пришли умыться
Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
мыло
Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Беседа «Всему свое место»
Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
3 неделя
Труд в природе
Привлечь детей к поливу клумбы
( под руководством воспитателя поливать растения).
Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.
Лейки
4 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле Тане накрыть на стол».
Развивать элементарные трудовые умения и навыки; помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки). Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания
Упражнение «Закатаем рукава»
Руки надо чисто мыть
Рукава нельзя мочить
Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку».
Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Игра «Убери мусор в корзину
Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок
Корзина для мусора
3 неделя
Труд в природе
Полив комнатных растений
Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями
лейки
4 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Привлечение детей к помощи воспитателю
(подготовка к НОД )
Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность
Дощечки для лепки
НОЯБРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Упражнение «Выверни колготки»
Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Разыгрывание игровой ситуации
«Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава ».
Учить детей завертывать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Упражнение «Расставим стулья»
Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду
3 неделя
Труд в природе
Опрыскивание растений водой
Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе
Опрыскиватели
4 неделя
Ознакомление с трудом взрослых.
Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке).
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.
Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания.
Дидактическая игра «Умой куклу Таню»
Учить детей порядку умывания; спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого
2 неделя
Труд в природе
Посадка лука
Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду
Луковицы,
ящики с землей
3 неделя
Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол).
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.
4 неделя
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым
(Раскладывать книжки)
Закреплять знания детей о том, где лежат книги.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке
Самообслуживание в процессе умывания
пены , тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки )
Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда.
3 неделя
Труд в природе
Помыть листья фикуса
Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям
Салфетки
4 неделя
Расставлять игрушки .
Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Игра «Одежкин домик»
Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку
Самообслуживание в процессе
умывания
Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате»
Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены , тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).
Мыло
Кукла Катя
2 неделя
Труд в природе
Подкармливание птиц
Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.
Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, наблюдательность.
Хлеб
Кормушки для птиц
3 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Расчищать дорожку от снега (небольшой отрезок).
Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки работы с лопатами.
Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку.
4 неделя
Ознакомление с трудом взрослых
Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос ).
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда.
Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.
МАРТ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания
«Вытрим личико»
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания
Дидактическая игра «Шнуровка».
Учить, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого
2 неделя
Хозяйственно-бытовой труд
Расставлять стулья (в групповой комнате, в зале.
Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.
Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь
3 неделя
Труд в природе
Под руководством воспитателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов .
Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю).
Закреплять представления об уходе за растениями.
Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.
4 неделя
Ознакомление с трудом взрослых
Экскурсия в прачечную
наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати
Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда.
Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления
АПРЕЛЬ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания.
Чтение потешки «Водичка, водичка…»
Учить: мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце).
Самообслуживание в процессе одевания
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам
2 неделя
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом
Собирать игрушки перед уходом с прогулки
Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться
3 неделя
Труд в природе
Полив комнатных растений
Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям
лейки
4 неделя
МАЙ
1 неделя
Самообслуживание в процессе умывания
Учить своевременно пользоваться носовым платком .
Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок);
2 неделя
Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.
Собирать мусор .
Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих.
3 неделя
Труд в природе
Помогать воспитателю поливать цветник, огород .
Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу.
4 неделя
3 9 ..Воспитание трудовой деятельности в первой
младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных
возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе
решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования
гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание
помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит:
"Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы
в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно
будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с
Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну,
помогают ей трудиться".
Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение
их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде
труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная,
понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует
его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на
рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не
мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить,
шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство
удовлетворения и т.п.
Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой
форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного,
эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению
трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и
обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки!
А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с
прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения
действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки,
педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их,
смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той
же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное
настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке - ладоши,
А пальчики - Антоше.
Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и
предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.
Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая
гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот кукла
Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша,
сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние
полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в
эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка.
Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость,
удовлетворение.
С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь
(расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в
определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.
В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению
простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку,
положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить
поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием.
Например, воспитатель может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина!
На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат
на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая хозяйка наша
Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и
будут у нее в доме чистота и порядок".
В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой
операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со
взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например,
помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно
делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с
ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными
тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку
сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала
Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было
трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность
особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.
Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять
воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений,
побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле
собрать кубики... Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог
должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например,
подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто
твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи
в коляску".
Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует
игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с
детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут
прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои,
которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают
замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки";
"Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут
сломаться").
Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему
живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно
действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой,
воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая
маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы
ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.
Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности,
побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить
трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику
("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть
их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята!
А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим... Он
мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся
Андрюша и Ирочка").
Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа
"Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.
Ребята, послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберём.
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
О чем это стихотворение, а у вас есть любимые игрушки? Расскажите о них.
Хотите поиграть с нашими игрушками? А где же игрушки, куда все они делись?
(Появляется Мишка с мешком через него видно, что в мешке игрушки).
Мишка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Ты случайно не видел наших игрушек?
Мишка: Нет, не видел.
Воспитатель: Что это у тебя в мешке?
Мишка: Это подарки для моих медвежат от Дедушки Мороза!
Воспитатель: Подарки от дедушки Мороза! Ты что-то перепутал, Мишка! Новый год давным-давно прошел, на улице весна! Ой, а это, по-моему, наши игрушки!
Мишка: Да нет же! Отдайте мне мешок! (Обронил мешок с игрушками на пол).
Воспитатель: Да вот же они! Ребята, это наши игрушки? Ай-ай, Мишка, как же врать – не хорошо!
Мишка: Это ваши что ли игрушки? Ах, эта лиса, обманула меня, она мне сказала, что этот мешок с подарками для моих медвежат! Сейчас я их соберу… (Начинает собирать игрушки).
Воспитатель: Мишка, постой! Ты лучше присядь, отдохни, сейчас мы сами с ребятками поставим игрушки на свои места! Ну что, ребятки, приступаем! Послушайте меня внимательно! Чье имя назову, тот и будет выполнять задание.
Поручения:
Маша, пожалуйста, расставь книжки на полке красиво. Умница, Машенька, сколько книг ты положила на полку? А ты, Анюта, посади куклы на диван. Сколько посадила?
Строительный материал мы тоже поставим на свои места по цвету (желтый, зеленый, красный, синий). (Макар, Артем.)
А мячей сколько у нас? Давайте мы его тоже поставим на место).
Воспитатель: Ну вот, Мишка, по-моему, мы справились с нашими заданиями. Теперь в группе стало чисто и уютно.
Мишка: Да, молодцы! Какие же ребятки трудолюбивые, об этом я расскажу своим медвежатам! Ну а сейчас мне пора домой, наверное, медвежата меня потеряли.
Воспитатель: Стой, Мишка, а для твоих медвежат у нас есть подарки-открытки, которые сделали мы своими руками!
Мишка: Спасибо! Я им обязательно передам! До свидания, ребята!
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как нужно обращаться с игрушками?
Как много игрушек на свете,
И все их, конечно, любят
Все дети на свете.
Вам надо играть,
Веселиться, дружить
И каждой игрушкой своей дорожить!
Любите их, дети,
Цените, храните,
Они любят с вами играть,
Но не любят,
Когда их марают, кусают,
Кидают, рвут и ломают.
Берегите их дети!
Разделы: Работа с дошкольниками
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда и наглядно ощутимы лишь непродолжительное время. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения заметить беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. В период дошкольного детства перечень видов деятельностей, в которых ребенок может достичь уровня самостоятельности невелик. В младшем и среднем возрасте таким видом деятельности, который превращается в формы самовоспитания и самообразования становится труд (самообслуживание и хозяйственно-бытовой).
В младшем возрасте необходимо раскрыть детям значение труда: трудиться – это значит заботиться о ком-то. Необходимо показать 5 компонентов трудовой деятельности:
- задумка
- материал (из чего делать)
- инструменты (чем делать)
- действия (делать по порядку)
- результат (что задумал, то и получил)
Предварительная работа заключается в следующем:
1. Ознакомление с предметом (чашкой).
А) показать чашку как чудо! Это чашка. У нее есть стеночки высокие, донышко без дырочек, ручка.
Б) узнавание чашки (чашка и стакан).
В) уговаривание Мишки (из чашки удобнее пить, есть ручка – держать).
Г) зачем нужна чашка.
Д) все берут чашку и показывают Мишке.
2. Ознакомление с материалом – на всех видах занятий через продуктивные виды деятельности учим выбирать материал.
3. Инструменты – показать все инструменты в работе.
После этого проводится занятие «Наблюдение за мытьем чашек няней».
Мотивация: есть потребность выпить морс, а чистой чашки нет ни у кого. Кто выручит? Няня. Показ мытья чашек дидактический. Дети увидят процесс мытья, каждый его компонент наглядно. Таких занятий должно быть два.
Цель второго иная: дети должны активно разговаривать с Мишкой, доказывать, убеждать его, что из грязной чашки пить нельзя. В этом смысл повторного занятия. Дети должны в речи осмыслить процесс, его компоненты:
- замысел – задумала няня сделать чашки чистыми.
- материал – собрала грязные чашки.
- средства – тазы, вода, мыло, губка, поднос и руки.
- действия, их порядок – сначала намылила, потом сполоснула, поставила сушить.
- результат – чистые и сухие чашки, которые готовы для морса.
Только после этого проводится фронтальное занятие по развитию у детей самостоятельности и самоорганизации в трудовой деятельности.
Столы ставятся в свободном месте группы, там, где будет педагог показывать образец деятельности. Поднос с грязными чашечками, запачканными землей так, чтобы дети четко видели что и донышко грязное, и стеночки и даже ручка и не только внутри, но и снаружи.
Мотивация. Куклы хотят пить. Напоите их молочком. Угощайте. Дети видят грязные чашечки. Начинают говорить: «Грязные, надо мыть».
Педагог: «А вы можете позаботиться о куклах? А как вы можете позаботиться? Садитесь, я вас научу, как сделать чашку чистой».
Дети садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стол, за которым будет педагог. Он спрашивает:
- что задумали сделать? (загибает мизинчик)
- какие сейчас чашки? (безымянный)
- возьму грязную чашку, поставлю ее на свой стол. Сделаю ее чистой. Приготовлю рукава, сделаю их короткими, проверю свой костюм (даем детям 3 правила работы, сформулированные Буре Р.С.: 1. костюм должен быть чистым. 2. рабочее место чистое, чтобы капелек воды не было ни на столе, ни на полу. 3. чашку – результат труда – сделаю чистой, чтобы куколке было приятно пить.) Смотрите, сейчас мой костюм чистый, стол – сухой, пол тоже, но чашка пока грязная. Теперь приготовлю все для работы. Педагог встает и приносит со скамейки, где лежит оборудование для детей, называет каждый предмет, фиксирует внимание на том, где его размещает на столе: « Принесу стул, поставлю с краю около стола 2 тазика: один на стол поставлю, второй на стул.»(для воспитателя переход ребенка от одного тазика к другому – сигнал, чтобы налить воду в тазик для споласкивания. Если сразу налить малышам воду в оба тазика, то они путают и пачкают воду в обоих тазиках, теряя цель труда).
Теперь принесу мыльницу с мылом, губку, салфетку. Положу мыльницу с мылом с правой стороны, салфетку на уголок. А теперь налью воду в первый тазик. Наливаю так аккуратно, чтобы ни одна капля воды на стол не упала. Возьму чашку, опущу в воду. Возьму губку в левую руку, мыло в правую – вот так, чуть намочу губку, отожму вот так, смотрите, чтобы капельки не капали с нее и теперь намылю губку: 1,2,3 – мыло положи (если это не сказать, то дети будут бесконечно тереть мылом губку). Все – губка мыльная. Достану чашку из воды, но не поднимаю над тазиком, руки держу внизу, в тазу, иначе капельки воды будут на столе. Начинаю тереть донышко, стеночки, ручку. Опущу в воду, дам воде стечь и посмотрю, есть ли еще где грязь? Нет. Вижу, что чашка мыльная, но уже без грязи. Опущу ее во второй тазик и перейду к нему. Теперь опять налью воды и буду споласкивать, теперь чашка чистая, но мокрая. Поставлю ее на салфетку сушить. Теперь все унесу, оставлю порядок.
Показ трудового процесса воспитателем отличается от того, как его делала няня. Задача няни – выделить в трудовом процессе основные компоненты: что задумала, из чего будет делать, чем делать, как делает. А задача педагога – показать технику трудовых действий, 4 компонента трудового процесса – как надо делать!
«Посмотрите, как понесу тазик с водой, чтобы не пролить на пол – вот так, за края двумя руками. Поднесу к ведру, наклонюсь и медленно солью воду в ведро, потом также принесу второй тазик. Затем протру их салфеткой, сложу стопочкой. Возьму салфетку, пойду проверю не осталось ли капелек воды на столе – протру стол, вот так. Уберу мыльницу с губкой в тазики. Теперь все чисто и сухо. Могу взять чашечку и идти угощать куклу? Нет, надо еще проверить костюм – опустить рукава, а потом идти к кукле.»
Мы специально не вводим клеенчатые передники, чтобы учить детей самоконтролю своих действий.
«Вот теперь и вы сделаете чашки чистыми. Приготовьте свой костюм.» дети берут чашку и каждый находит себе место, кто где хочет, кто с кем хочет работать рядом. Потом начинают переносить со скамейки все, что нужно для работы.
Педагог наблюдает, никаких указаний никому не дает. Цель – развивать самоорганизацию. Заметив, что кто-то уже готов, подхожу к ребенку, проверяю, называя каждый предмет: тазы есть, салфетка есть, мыльница есть (то, что у ребенка приготовлено). « Так, ты еще не готов. Подумай, что ты еще не принес». Отходит к следующему, опять лично называя ему предметы. Если все правильно – наливаем воду.
Во время работы педагог проходит, наблюдает, подсказывает, разговор с каждым тихий, личный. В группе спокойная, рабочая атмосфера, дети разговаривают сами с собой, показывают свою работу. Когда закончил работу, педагог спрашивает, что будешь делать дальше?
Надо поставить ведра, тазы, куда дети будут сливать воду в таком количестве, чтобы удобно было переносить на небольшое расстояние.
Ребенок убирает, берет свою чашку, куклу и садится на стул играть. Задача воспитателя – заметить каждого, где он трудился, все ли за собой убрал. Контроль позволит справедливо провести анализ деятельности детей. Когда все закончат, все сядут с куклами, говорю: «Куклы довольны, очень вкусным вы их напоили, чем ты поил из своей чашечки? А ты чем?»
Вносится Мишка: «А где вы взяли чистые чашки? Научите меня, я тоже хочу сам мыть чашку.»
Подожди нас, кто первым пообедает, тот и научит.
После обеда запись рассказа о том, как мыли чашку.
После этого в другие дни в утренний отрезок времени подготовить для детей проблемную ситуацию: в кукольный уголок поставить грязную чашку. Как ребенок будет решать эту ситуацию? Прежде, чем мыть, он должен сказать, что ему надо для работы. В процессе мытья посоветовать как лучше тереть губкой, что нужно протирать, чтобы чашка стала чистой. Вместе решить, вымылась ли чашка. При оценке результата обращать внимание не только на чистоту чашки, но и не забыл ли приготовить костюм, рукава, аккуратно ли мыл. Такую работу необходимо провести с каждым ребенком.
Воспитатель проводит и показывает трудовой процесс без ошибок, Мишка же – торопыга. Он торопится, ошибается, постоянно провоцирует детей. Дети учат его, переходят на позицию «учителя».
В средней группе дети овладевают следующими трудовыми процессами:
1. мытье стульчиков, игрушек.
2. стирка салфеточек.
Организация работы проводится также как и при мытье кукольной посуды.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень самостоятельности, достигнутый в одном виде деятельности – база для расцвета новой деятельности, почва для самовыражения в ней.