Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой. Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.

Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач. Например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» можно закреплять обратный счет. На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой руки «играют»)

Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

А для женушки - подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

Игра "Часы "

(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Игра "Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков. Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша. И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Суть и формы

Это интересно. О значении простейших движений руками на мозговую деятельность первыми заговорили китайцы. И было это во II веке до нашей эры.

О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша. И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев - это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:

  • разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
  • со всеми видами внимания;
  • восприятием оптико-пространственного характера;
  • детским воображением;
  • наблюдательностью;
  • двигательной, а также зрительной памятью;
  • речью.

С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.

Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика. Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани. К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры - это:

  • прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
  • полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
  • тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).

Это интересно. Некоторые учёные, занимающиеся особенностями и стратегиями раннего развития детей, считают, что чем больше умеет рука, тем более интеллектуально развит её обладатель.

Формы пальчиковых игр

Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:

  • игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
  • театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
  • физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).

Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.

Цели и задачи

Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

  • речевое развитие;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • тренировка умения чётко и быстро говорить;
  • работа над совершенствованием координации движений;
  • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
  • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:

  • развитие речи;
  • отработка математических навыков;
  • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
  • заучивание рифмовок;
  • гимнастика с окружающими предметами.

Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников

В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

  • работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
  • движения пальцев по телу или по столу;
  • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.

Отдельно можно выделить:

  • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
  • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет - сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
  • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

  1. Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
  2. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
  3. Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
  4. К движениям добавляются слова.

Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики - памятка родителям

Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка. И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х - 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет. В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада. И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

Классические примеры пальчиковых упражнений

Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик» В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседают Эта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминутке Детям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых «Сорока-Ворона» – это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапуза Для игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони

Игры на развитие мышечного скелета рук

Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).

Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

Апельсин

Мы делили апельсин

(зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой)
Много нас, а он - один,
Эта долька - для ежа

(на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке),
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!

(встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились)

Это упражнение можно выполнять с мячиком.

Мы купили в магазине

(руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы

(правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли.

(левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

Стих про дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

Пальчиковая семья

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестрёнка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочерёдно)

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Мы капусту рубим

Мы капусту рубим, рубим,

(машем руками, будто ножом)

Мы капусту жмём, жмём,

(кулачки сжимаем-разжимаем)
Мы капусту солим, солим,

(пальчики потираем друг о дружку – «солим»)

Мы морковку трём, трём.

(кулачком одной руки трём по ладони другой руки)

Эту игру можно также разнообразить предметом: мячиком или мешочком с песком (гречкой или мелкими камешками).

Точим нож!

Точим, точим,

Точим нож!

Будет очень он хорош.

(ребром ладони водим взад-вперёд по ладони свободной руки)

Будет резать он припасы:

(«режем» каждым пальчиком руки)

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

Приготовили обед

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землёй корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Посуда

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Если подключить к упражнению элементарные математические знания, то игра приобретёт ещё и образовательное значение - малыш закрепит навык счёта до 10.

Кошка и котята

У кошечки нашей есть 10 котят

Сейчас все котята по парам стоят:

(ладошки смотрят друг на друга)

Два толстых,

(соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку)

Два ловких,

(соединить указательные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два длинных,

(соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два хитрых,

(соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два маленьких самых

И самых красивых.

(соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку)

Осенние листья

Будем листья собирать.

(загибаем поочерёдно пальчики)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагаем» пальчиками по коленям)

Осенний букет

Пошли пальчики гулять,

(пробежать пальчиками по коленкам)

Стали листья собирать:

Красный листик, жёлтый листик,

(поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому пальцу)

Один, два, три, четыре, пять!

(поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Сколько листиков собрали?

(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

С листьями осенними будем мы играть,

С листьями осенними будем танцевать.

Планеты

(считаем и загибаем пальчики)

На луне жил звездочёт –

Он планетам вёл учёт:

Меркурий - раз,

Венера - два,

Три - Земля,

четыре - Марс,

Пять Юпитер,

шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Кто не видит - выйди вон!

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Одежда

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки).

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку).

Видео: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет

Игры на движение пальцев по столу

Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.

Новые кроссовки

(загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с больших)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами).

Новые кроссовки.

Пирог

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол).

Кот слепил себе пирог.

(Показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утёк.

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу).

Пирожки себе пеки

(Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега - из муки.

На ёлке

Мы на ёлке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши).

И плясали, и резвились,

(Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз

(Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.

Нам подарки преподнёс

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг).

В них же - вкусные предметы:

(Делают ритмичные хлопки).

Конфеты в бумажках синих,

(Згибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

Орешки рядом с ними,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.

Деревья

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная берёза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растёт осинка.

(показывают указательный палец, остальные - сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчёлок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем - пчёлы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц).

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.

(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».

(Шевеление пальцев правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).

Скворечник

Скворец в скворечнике живёт

(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно).

И песню звонкую поёт.

(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).

Видео: Пальчиковый цирк

Видео: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке

Видео: Как извлечь ещё больше пользы из занятий

Упражнения с атрибутикой

Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать

  • вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
  • кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
  • разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.

Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.

«Зарядка»

Инструкция:

  1. Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках – «ножках».
  2. Второй и пятый пальчики – «ручки».
  3. Большой палец прижимаем к ладошке.
  4. На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
  5. Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
  6. Выполняем движения вверх-вниз «руками».

«Большая семья»

Инструкция:

  1. На каждый пальчик надеваем по резиночке.
  2. Определяем, кто есть кто (средний палец - папа, указательный мама, безымянный и мизинец - дети, большой - бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
  3. Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.

Упражнения с предметами

Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.

«Кружевница»

Инструкция:

  1. Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
  2. Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
  3. Раскрываем салфетку - дырочки создают эффект кружева.

«Радужный коврик»

Инструкция:

  1. Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
  2. Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.
  • составление фигур (например, геометрических) из спичек;
  • выкладывание различных узоров маленькими камешками;
  • выполнение шнуровок и т.д.

Fingerplays на английском языке

Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

(указательный и большой палец одной руки надо соединить в кольцо)
And there’s a ball

(теперь делаем то же самое движение на другой руке)
A great big ball I see

(поднимаем обе руки вверх, чтобы пальцы одной руки дотронулись до пальцев другой руки, изображая большой шар)
Now let’s count them -
One, Two, Three

(по очереди делаем каждое из движений, описанных выше)

Cat and Mice

Инструкция:

  1. Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
  2. Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
  3. Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
  4. Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
  5. Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
  6. Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).

Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском - переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.

Hickory, dickory, dock

Инструкция:

  1. Из солёного теста делаем циферблат часов.
  2. Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.

Видео: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»

Пальчиковая гимнастика для дошкольников - это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным. Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются. Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель - развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Зоя Несвитайло

Тема : «Геометрические фигуры вокруг нас »

Аннотация : Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание » , для детей средней группы (4-5 лет) . Дети закрепляют названия геометрических фигур , умение определять фигуры на ощупь , находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание » , а также представлены области «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Художественное творчество» .

Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная , двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.

Программное содержание :

Цель : обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах .

Задачи :

1. Обучающие :

Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

Закрепить знание свойств геометрических фигур , умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;

Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;

Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.

2. Развивающие :

Расширять представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья» , «родственники» ;

Развивать связную речь;

Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;

Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.

3. Воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес ;

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

Методы :

1. Игровые : мотивация, физкультминутка;

2. Словесные : беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;

3. Наглядные : рассматривание геометрических фигур , предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

4. Практические : выполнение творческого задания - аппликация «Самолет» .

Приемы : Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.

Здоровье сберегающие технологии : гимнастика для глаз «Совушка» , физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Программное обеспечение : аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки» )

Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

Образовательные ресурсы : программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей » . Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.

Ход НОД

I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей ) . Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» )

В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь . Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру ) . Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом) . Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.

Посмотрите внимательно на фигуры , которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом) .

Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья) .

Кем в этой семье является царь? (царица) .

Кем им приходится царевич и царевна?

Кто между собой царевич и царевна?

А у вас есть братья и сестры?

А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья» . Родственники - это люди, родные друг другу : братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать) .

А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.

Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)

А как называется сейчас человек, который лечит людей?

(доктор, врач)

Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)

Лекарем был маленький синий треугольник.

Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.

Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы) .

Как вы думаете, кто готовил обед? (повар) . Поваром был маленький красный овал.

II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам ? (Да)

Физкультминутка

Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.

1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.

Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.

2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе , сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.

III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,

следует выполнить одно задание.

Дид/игра «Найди пару»

Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. (Карточки парные : на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).

IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры . Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз «Совушка»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.

Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз) .

Дид/игра «Найди на ощупь»

«Подземелье» - муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей . Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и , не вынимая ее из муфты, называет ее.

Пальчиковая гимнастика

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

Их по счету ровно пять.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур . Показывают раскрытую ладошку.

v. Дид. / игра. «Подбери по форме» .

Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура . Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура , которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру .

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения . Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!

Аппликация (коллективная работа) «Самолет»

Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.

Царская семья благодарит детей за подарок , за помощь.

Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Какое задание было самое интересное?

Какое задание самое трудное? (ответы детей ) .

Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.

Приложение :



Елена Бурлакова
Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста

Это презентация программы "Развивающие игры с математическим содержанием для младших дошкольников Занятия состоят из шести частей.

I. Подвижная коммуникативная игра с речевой разминкой.

II. Работа с дидактическим материалом .

IV. Пальчиковые игры .

V. Игры-головоломки .

VI. Заключительная часть.

I. Подвижная коммуникативная игра

Цель такой игры - организовать детей , настроить на занятия, дать положительный эмоциональный настрой.

Примеры игр.

1. Простое приветствие – Здравствуй Катя! Здравствуй Миша!

и т. п. ребенок отвечает.

a. Такое же приветствие с мячом.

2. - Здравствуйте ребятки! – Здравствуйте!

Здравствуйте котятки! – Мяу!

слева) есть одно местечко!» и т. п.

3. Предай ласковое движение. По кругу гладим друг друга по голове, руке и т. д.

4. Бывает не бывает. Дети сидят в кругу, им раздаются карточки с предметными картинками, воспитатель задает любой вопрос, а ребенок отвечает тем словом, которое у него на картинке-карточке. Если такое бывает, дети поднимают руки вверх и машут ими, а если не бывает – садятся на корточки.

5. Кошки - собаки. Дети делятся на две команды.

Шаг вперед

Те, у кого есть хвост!

Те, кто сторожит дом!

Те, кто любит молоко!

(Белки-зайцы, волки-медведи, и т. п.)

6. Раздувайся пузырь. Дети берутся за руки, отходят назад, круг расширяется и «пузырь» лопается.

7. Дети здороваются с различными игрушками. Игрушка здоровается с каждым ребенком и рассказывает о содержании первого задания по плану.

8. Собирайся детвора.

Собирайся детвора

Нам играть пришла пора

Быстро встанем мы все в круг

Ты мой друг и я твой друг!

II. Работа с дидактическим материалом .

В этой части занятия дети работают с дидактическим материалом , позволяющим развить не только сенсорное , но и логическое мышление, а также дать им знания по теме количество и счет. Это количественный счет и порядковый счет.

Дидактический материал .

1. Блоки Дьенеша

2. Кубики Никитина

3. Палочки Кюизенера

4. Волшебный квадрат Воскобовича

5. Счетные палочки

6. Счетный раздаточный материал (демонстрационный)

III. Подвижная логическая игра

Эта игра является физ. минуткой, а также помогает закрепить материал по ознакомлению с окружающим миром, развивает логическое мышление .

1. Прилетели птицы

Прилетели птицы : голуби, синицы, чайки, сороки, миски, сковородки (если звучат названия птиц- дети машут руками, если нет -прячут руки за спину)

2. Шаг вперед (игра с мячом)

Например : съедобное- ловим мяч, несъедобное – не ловим Делаем шаг вперед,меняем задание (мебель- не мебель и т. п.) Шаг вперед делают только те дети, кто правильно выполнил задание

3. Командиры (зайчики, мышки и т. п.)

Детям предлагается выполнить какие-то движения только после того, как они услышат определенное обращение (Зайчики, руки вверх, Зайчики,руки в стороны, а теперь –опустили (дети не опускают – т. к. слова «Зайчики» не было)

4. Разбегалочки

Дети сидят в кругу «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» (кто одет в зеленое, у кого есть брат и тп)

5. Волшебный сад

Дети-цветы Воспитатель-садовник Воспитатель «сажает» цветы. 1й ребенок поднимает руки вверх, 2й –руки на пояс, 3й-вверх,4й-должен сам догадаться что делать, за ним в заданной последовательности становятся все дети группы.

6. Ветерок

Делай как я.

Жил-был ветерок. Сначала он дул вперед (Наклоняемся вперед, потом пошевелил листочки на деревьях (руки вверх, трясем ладошками ) и т. п.

Мы –дрессированные собачки (показываем, мы- клоуны, мы жонглеры, мы – акробаты, и т. п.

IV. Пальчиковые игры .

Пальчиковые игры помогают нам развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворным текстом, иногда иллюстрациями. Дети сами проговаривают текст, сопровождают его движениями.

Обычно игры подбираются по теме занятия. Особое место занимают пальчиковые игры для двух рук .

V. Игры-головоломки

Это игры в которых из частей собирается целое. Игры проходят в самом конце занятия, каждому ребенку дается индивидуальное задание.

1. Сложи квадрат.

В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре. Третья – пять, шесть.

2. Колумбово яйцо

Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много.

Детям предлагается :

а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

3. Головоломка Пифагора

Это квадрат разделенный на семь частей : маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается :

а) собрать картинку по контуру (т. е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)

I. Заключительная часть.

В заключительной части занятия подводятся итоги, даются индивидуальные задания, оглашается план следующего занятия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры .

Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методической разработке, которая будет интересна воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного возраста.

Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий . О том, каким образом возможно использовать в Портфолио Профессиональной деятельности воспитателя ДОУ пальчиковые игры и другие инновационные технологии для успешного прохождения аттестации можно узнать в статье Коробовой Т.В. "Оформление в портфолио профессиональной деятельности воспитателя ДОУ конспектов и презентаций с использованием современных образовательных технологий"

Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры . Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила :

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
  12. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Пальчиковая гимнастика помогает решать цели в различных образовательных областях, поэтому планирование разучивания пальчиковых игр возможно размещать в образовательных областях "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям». Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков непосредственно Вами, уважаемые коллеги.

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей группы ДОУ (5 – 6 лет)

Сентябрь.

1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

2 неделя.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять! Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей, Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять – Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все! Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один, Загнуть пальцы правой руки.

Круглый кулачок, как апельсин.

3 неделя.

Мы делили апельсин,Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа.Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура!Встряхиваем обе кисти.

4 неделя.

Динь-дон, динь-дон, Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Что за странный перезвон? обеих рук скрещены. Средний палец правой руки

Колокольчик здесь звенит, опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с

Язычком он шевелит! пальцем левой руки.

Октябрь.

1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно разжимают пальцы.
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы.
В домик спрятались опять.

2 неделя.

Ушки длинные у зайки, Указательный и средний = ушки, шевелятся.

Из кустов они торчат, Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.

И ударил бам-бам-бам! Безымянный и мизинец стучат по большому.

3 неделя.

Закапали капли, Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Постучать четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра! Стучим сильнее.
Пошел град, Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.
Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.
Все быстро убегают домой, Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.

4 неделя.

Жук летит и жужжит, и усами шевелит: Руки в кулак, указательный и мизинец – вперед.

«Ж – ж – ж – ж – ж…….» Это – усы, мы ими шевелим.

Ноябрь.

1 неделя.

В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Вот так они головки убирали. Поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.

А потом они плясали. Разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами.

2 неделя.

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. Показать пальцами одной руки зайца с ушами.
По опушке к лесу шел Идем пальцами по столу.
И большой кочан нашел Кулак другой руки.
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст Заяц=одна рука «грызет» кочан= кулак др. руки.
Съел, под куст свалился и уснул. Опустили «зайца» на колени.

Проснулся, сладко потянулся С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался –долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу.

3 неделя.

Серенький комок сидит Средний и безымянный пальцы упираются

И бумажками шуршит. в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги

А у кошки ушки на макушке, и прижаты к ним (мышка). Затем указательный

Чтобы лучше слышать и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

4 неделя.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы до мизинца
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.

Декабрь.

1 неделя.

Птичка крылышками машет Сжать обе ладони, большие пальцы = клюв,

И летит к себе в гнездо, повернуты к ребенку. Остальные пальцы

Птенчикам своим расскажет, скрестить и шевелить = крылья.

Где она взяла зерно.

2 неделя.

Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! Соединить все пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка, Соединять поочередно с большим
Мишка-середка, Гришка-сиротка, пальцем все остальные пальцы.
Да крошка-Тимошка!

3 неделя.

Пальчики перебираем Большой и указательный пальцы левой руки -

И цепочку получаем. в кольце, через него попеременно пропускаются

Одну цепочку соберем кольца из пальцев правой руки: большой и указат.,

И вторую вновь начнем. большой и сред. и т.д. Можно – разные варианты.

4 неделя.

Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются

Он становится большой. кончиками. В этом положении дуем на них,

Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,

Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении.

Стал он тонкий и худой.

Январь.

1 неделя.

Веселый кролик Банни Указательный и средний пальцы =ушки, остальные

Резвился на поляне, пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки.

Как шорох он услышит, Прижать к себе «зайчика».

Замрет он и не дышит,

А на его макушке

Растут как стрелки ушки! Пошевелить прямыми «ушками».

И у него есть норка

Под елкой на пригорке, Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки.

Он к норке подбегает, Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»,

Прыг – и в нее ныряет! «нырнуть» в норку!

2 неделя.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали, Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Вы скачите, пальчики, Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,

Прискакали на лужок, остальные пальцы = мордочка зайки.

Ветер травушку качает, Пошевелить всеми пальцами.

Вправо, влево наклоняет. Покачать кисти рук.

Вы не бойтесь, зайки,

Веселитесь на лужайке! Повтор – «Зайка с ушками».

3 неделя.

Быстро с пальчика на пальчик Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

Скачет зайчик, скачет зайчик, указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Вниз спустился, повернулся, пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.

И опять назад вернулся. Выше всех – на большой палец левой руки.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!
4 неделя.

Дружно пальцы встали в ряд Показать ладони.
Десять крепеньких ребят Сжать пальцы в кулак.
Эти два – всему указка Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них Показать большие пальцы.
Два больших и удалых Остальные пальцы сжать в кулак.

Февраль.

1 неделя.

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. Сжимают и разжимают кулачки.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. Пошевелить всеми пальцами.
2 неделя.

Путаница – Ладошки смотрят друг на друга. Мизинец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки, а под ними - мизинец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, указательный с безымянным и т.д. Разомкнуть те пальцы, которые были внизу и быстро переставить их наверх, тут же снова их соединить. Опять переставить пальцы снизу наверх. Ускорять движения!

3 неделя.

Сидит белка на тележке, Сжимают и разжимают кулачки.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Поочередно разжимают пальцы.
Воробью, синичке,
Мишке - топтыжке
И зайчику- трусишке.

4 неделя.

Дружат в нашей группе Растирание ладоней.

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга.

Пять, четыре, три, два, один.

Март.

1 неделя.

Пальчики в футбол играют, Пошевелить всеми пальцами в воздухе.

Все друг друга обгоняют,

Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу.

Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол, Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол.

Хорошо играть в футбол.

2 неделя.

Я умею два ореха Перекатывать в ладони 2 грецких ореха

Между пальцами держать. поочередно правой и левой рукой.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

3 неделя.

Ловкие пальчики – Дети сидят в кругу и в быстром темпе передают по кругу из рук в руки шариковую ручку или карандаш.

4 неделя.

Прежде чем игру начать, Перекатывать горошины (бусины), прижимая

Надо пальчикам сказать: их к столу пальцем. Поочередно передавать

«Пальчик, пальчик мой хороший, горошину всем пальцам.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай!»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Апрель.

1 неделя.

Мизинчик идти на прогулку решил, Открываем поочередно каждый пальчик из

Но безымянный не разрешил, кулачка и поводим им из стороны в сторону.

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел,

Печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно!»

Большой на окошко всем показал

И очень серьезно при этом сказал:

«Без дождика надо нам погулять,

Пока не закапал из туч он опять!»

2 неделя.

Пальчик-мальчик, где ты был? Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!

С этим братцем в лес ходил, Поочередно разжимаются пальцы и сближаются

С этим братцем щи варил, с большим .

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

3 неделя.

Сорока-белобока кашу варила, Указательный палец правой руки рисует круги

Деток кормила: на левой ладони. Затем поочередно загибает

Этому дала, пальцы левой руки, дойдя до большого -

Этому дала, постукивает по нему.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Он дров не рубил,

Он печь не топил,

Нет ему ничего! Погрозить указательным пальцем.

4 неделя.

Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Май.

1 неделя.

Наши нежные цветки Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

Раскрывают лепестки, цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

Ветерок чуть дышит, шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка

Лепестки колышет. покачиваем руками.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

2 неделя.

Один, два, три, четыре, пять, Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел, Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

3 неделя.

Большие пальчики здороваются, Ладони сложены, одноименные пальцы

Указательные пальчики здороваются, постукивают друг о друга = «здороваются».

Средние пальчики здороваются,

Безымянные пальчики здороваются,

Мизинчики здороваются.

Этот пальчик хочет спать, Поочередно загибаем одноименные

Этот пальчик лег в кровать, пальцы, получились два кулачка.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите, Грозить указательными обеих рук.

Пальчики не разбудите,

Утро ясное придет, Кулаки вверх!

Солнце красное взойдет, Разжать пальцы!

Будут птички щебетать, Шевелить пальцами!

Будут пальчики вставать!

4 неделя.

Вот пятеро котят. Один ушел и нет его. Дети поочередно загибают пальцы.

Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.

Вот четверо котят. Один ночной порою

На дерево залез – котят осталось трое.

Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,

Котенок услыхал – осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.

А самый умный – тот, оставшийся. Последний,

Он к миске подошел и, как и должно киске,

Лакать за пятерых стал молоко из миски.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ