В. А. Сухомлинский Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, то их плот. Если вы заметили порезы на руках п



Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончи находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский


Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.


Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев . В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:
– потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
– осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать "мохнатые" шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение "Причёсывание" : руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая".

Упражнение "Утёнок"
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение "Киска"
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.
Киска, кисонька, кисуля! -
Позвала котенка... (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! -
И погладила рукой.

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать "каракули".

Основные этапы развития моторных навыков руки

8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) - точный "пинцетный захват".

8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать "каракули".

12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой ! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.

Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

Комментарии к статье
Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

15.10.2005, 20:50
Natali2004

Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня. 01.11.2006, 18:49
Елена

А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует - это "сорока-ворона", но не надолго. Что делать не знаю. 20.12.2006, 21:34
Дарья

Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами 05.02.2007, 07:06
Татьяна

Спасибо, очень хорошая статья.
У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками 08.05.2007, 09:22
маша

Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся. 23.05.2007, 22:37
Женя

Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы. 20.01.2008, 10:23
елена

занимаюсь массажем ручек с рождения
у вас узнала много новых упражнений
спасибо 25.03.2008, 10:18
OLGA

Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика. 07.04.2008, 22:49
Иннусик

Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а "сороку" не любит.Завтра с утра начнем упражнения. 11.04.2008, 21:20
Анастасия

Статья замечательная
ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.
Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных? 09.10.2008, 17:43
алена

моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо 16.10.2008, 13:49
ирина

Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное. 17.07.2009, 13:11
Алла

Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать. 27.07.2009, 16:26
Мамочка

А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес. 02.08.2009, 08:25
Юлькин

Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес...наверстаем:) 08.08.2009, 19:21
суслова лена

спасибо за статью 17.11.2009, 01:16
Елена К

Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо. 01.11.2010, 14:33
Natali

Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной "Пальчиковая гимнастика", вышедшей 5ю годами раньше статьи. 07.11.2010, 23:24
Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)

Ответ Natali.
Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.
* * *
"Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Иметь во сне дело с гипсом – значит испытать неудачу в делах. Однако для тех, кто собирается выходить замуж, такой сон указывает на правильность их решения и предвещает любовь и уважение со стороны будущего мужа.

Разбивать во сне гипс – раскаяться в собственной неосмотрительности, ставшей причиной происшедшего несчастного случая.

Видеть во сне сделанную из гипса дешевую вещицу типа аляповатой статуэтки – наяву испытать разочарования, получив в подарок совсем не то, что бы вам хотелось. Видеть себя во сне с наложенным на руку или ногу гипсом – к сердечной любви и привязанности в отношении домашних животных.

Толкование снов из Сонника по алфавиту

Сонник - Гипс

Сон, в котором вам накладывают гипс, предвещает, что вы потерпите неудачу, попытавшись завладеть любовью человека, который не отвечает вам взаимностью.

Несмотря на то что неудача налицо, вы продолжаете упорствовать, что приведет в конечном итоге к полному провалу.

Даже если вы сможете привлечь к себе внимание этого человека, любви от него вам не добиться - ведь он станет общаться с вами не по своей воле.

Если гипс на ком-то - это означает, что вы часто пытаетесь повторить успех других людей.

Однако помните: не все рождены быть искусными обольстителями.

Толкование снов из

Мы советуем мамам использовать прием "из руки в руку". Почему стоит помогать малышу своей рукой? Во-первых, так Вы с самого начала научите ребенка держать пишущие инструменты правильно, и малышу не придется переучиваться в школе. Во-вторых, удерживая детскую ручку в своей руке, мы можем показывать ребенку приемы рисования и письма, и это здорово облегчает обучение. Давайте поговорим о важных нюансах приема "из руки в руку".

Сразу оговорим, очень важно сесть правильно. Пишем и рисуем мы за обычным столом, усадив малыша на колени. Дети постарше часто хотят "работать" сами, тогда взрослый располагается рядом, чтобы прийти на помощь. Если все-таки ребенок согласен сидеть на коленках, одной рукой нужно придерживать его за грудь, чтобы он не заваливался на стол. Это поможет избежать проблем с осанкой. Убедитесь, что малыш чувствует себя расслабленно и его руки не сжаты в кулачки. Если это не так, проведите пальчиковую игру, желательно ту, в которой ладонь движется медленно и расслабленно. Вложите в его руку пишущий предмет правильным способом, чтобы ребенок держал его (предмет) точно также, как обычно держите пишущую ручку Вы. Затем вложите руку малыша в свою и пишите /рисуйте привычным для себя способом. Сохраняйте спокойный темп письма, но не медлите (от медленного темпа письма детская ручка может устать еще сильнее). Не давите сильно на руку ребенка, иначе ему будет некомфортно.

Совсем маленьких деток, которые только начали сидеть, обязательно нужно поддерживать рукой. Чтобы малыш находился на высоте стола, Вы, мама, можете сидеть нога на ногу, или просто держать малыша чуть выше, на уровне своей груди, ножки ребенка могут немного болтаться в воздухе.

Вполне возможно, что малыш сопротивляется и вырывает ручку. Не пугайтесь, это нормальное стремление маленького человека к самостоятельности. Не рекомендуем Вам в этот момент настаивать на письме «рука в руке». "Взрослым" детям (от двух с половиной лет) можно показать, как держать кисть или фломастер. Постарайтесь убедить ребенка, используя позитивные слова и улыбаясь: «Смотри, Маша, держим фломастер вот так! Так лучше! Молодец, ты - как взрослая!» С детьми помладше в случае протеста мы просто рисуем правильно сами, описывая свои действия: "Вот, держу кисточку правильно!"


На видео Варя (1,5 года) рисует вместе с мамой методом "из руки в руку"

Кстати, если Ваш малыш левша, ни в коем случае не настаивайте на письме правой рукой. Обычно левша берет все своей любимой левой рукой, и это тут же бывает заметно в быту! Если малыш левша, а Вы правша, то либо пишите вместе с ним левой рукой, либо ограничьтесь демонстрацией правильного положения.

Поверьте, если Вы научите малыша держать пишущие предметы правильно, это здорово облегчит ему жизнь. И уж конечно поможет научиться писать быстрее и красивее. Главное, помнить, что любой навык проще усвоить при позитивном настрое - и Вашего, и малыша.

Ольга Теплякова, Полина Теплякова.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Детский туризм

Походы осуществляют по установленным и утвержденным маршрутам с участием помощника воспитателя. Перед выходом педагог делает соответствующую запись в журнале регистрации «О пребывании детей за пределами территории ДОУ».

Воспитатель заранее обследует маршрут перехода, предупреждает детей о походе и необходимости соответствующей обуви и одежды.

Спортивные прогулки

Проводят дважды в месяц по пятницам на стадионе, спортивной площадке, стационарном комплексе, на площадке аттракционов и тому подобное.

Гимнастика пробуждения

После дневного сна гимнастика постепенно настраивает детский организм на активную продуктивную деятельность. Упражнения проводят в кроватях при открытых фрамугах в сочетании с воздушными ваннами. Количество упражнений -4-6 или 8-10 в течение 5-10 мин.

Неделя здоровья

Во время проведения Недели здоровья (дважды-трижды в год) дети имеют возможность проявить приобретенные физкультурно-спортивные навыки, физические и личностные качества.

В планирование и проведение мероприятий творческая группа педколлектива обязательно привлекает родителей. Неделю насыщают различными, часто нестандартными формами работы физического воспитания и оздоровительно-профилактическими мероприятиями, большинство из которых организовывают на свежем воздухе.

Главным событием Недели здоровья может стать физкультурно-спортивный или музыкально-спортивный праздник с участием всех воспитанников детсада.

Школа мяча

Во время разнообразных форм работы с мячом малыши осваивают необходимые виды движений (катание, бросание, подбрасывание, ловлю во время ходьбы, бега, прыжков и тому подобное), учатся ориентироваться в пространстве, управлять своим телом.

Кроме этого, действия с мячом формируют глазомер и совершенствуют точность движений.

Малые туристические походы

Организуют малые туристические походы дважды в год (осенью и весной) с детьми старших групп с участием физ — инструктора и родителей. Поход предусматривает теоретическую и практическую подготовку детей, родителей, воспитателей.

Взрослые должны хорошо знать и выполнять инструкции по охране жизни и здоровья детей, правила первой медицинской помощи и уметь оказать ее. Перед походом следует подготовить необходимый инвентарь, простое туристическое оснащение, кипяченую воду, аптечку и тому подобное.

Работа с родителями

Важным направлением в сохранении физического и психического здоровья детей, а также формировании у них умения заботиться о собственном здоровье является тесное взаимодействие детского сада и семьи.

Задача работников детского сада по организации работы с родителями :

  • всесторонне изучать состояние физкультурно-оздоровительной работы в семьях воспитанников, корректировать при необходимости, осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку и каждой семье;
  • формировать у родителей первичные знания о возрастных особенностях психофизического развития детей.
  1. Предоставить знания о безопасности жизнедеятельности малыша, основные опасные факторы окружающей среды; ознакомить с правилами безопасности жизнедеятельности ребенка, когда она находится дома, на улице, в природе, на спортивной площадке.
  2. Побуждать родителей создать для ребенка комфортные условия дома; соблюдения санитарных правил по уходу за жилым помещением.
  3. Развивать стремление к здоровому образу жизни, желание быть примером для своего ребенка.
  4. Формировать умение заботиться о здоровье своем, ребенка и окружающих.
  5. Дать знания про самые распространенные детские заболевания и их профилактике; научить уходу за больным ребенком с использованием традиционных и нетрадиционных приемов.
  6. Формировать представления родителей об организации правильного режима дня, здорового питания детей.
  7. Обеспечить теоретическими и практическими знаниями о закаливании; поощрять родителей сделать его неотъемлемой составляющей жизни всех членов семьи.
  8. Учить родителей правильно организовывать активный двигательный режим ребенка; ознакомить их с комплексами упражнений, спортивными играми и упражнениями, подвижными играми; приемами восстановления работоспособности, правилами безопасности во время занятий физкультурой и спортом и тому подобное.
  9. Формировать умение оказывать первую медицинскую помощь при несчастном случае или травме.
  10. Учить контролировать осанку ребенка, проводить комплексы упражнений для предупреждения нарушений осанки и плоскостопия.
  11. Информировать родителей о достижениях в психофизическом развитии детей; совместно разрабатывать стратегию коррекции для отдельных малышей при необходимости.
  12. Привлекать взрослых членов семей к непосредственному участию в физкультурно-спортивных мероприятиях учреждения.