Отрицательные факторы, влияющие на здоровье детей. Здоровье ребенка. Факторы, определяющие и формирующие состояние здоровья детей. Принципы здорового образа жизни Какие факторы влияют на здоровье детей

Петрова Марина Авенировна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: МАОУДО "Дом детского творчества" г.Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков в условиях учебно–воспитательного процесса"
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дополнительное образование

Петрова Марина Авенировна, педагог-организатор МАОУДО «Дом

детского творчества» города Чебоксары, кандидат педагогических наук

Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков (в

условиях учебно-воспитательного процесса в школе и в учреждении

дополнительного образования)

Образ жизни и здоровье – актуальная проблема, далеко вышедшая за пределы

интересов здравоохранения. В рамках программы «Тропа здоровья» МАОУДО «Дом

детского творчества» города Чебоксары был проведен анализ обусловленных факторов,

влияющих на здоровье подрастающего поколения. В ходе деятельности насторожил тот

факт, что по данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за

последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков

улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный

груз патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей почти нет.

Цель исследования: изучить учебные и внеучебные факторы, влияющие на

здоровье детей и подростков.

Задачи:

1. Выявить те факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и

здоровье детей и подростков.

2. Проанализировать эти факторы по значимости и силе их влияния.

3. Показать, что учебные и внеучебные факторы риска имеют суммарное

воздействие, и оно оказывается значимым.

Материал и методика исследования . Учащимся учебным объединений ДДТ были

предложены анкеты, позволяющие оценить их знание основ здорового образа жизни

(младшим школьникам), анкетирование по проблемам питания, оценка собственного

здоровья, по проблемам молодежи (среднее и старшее звено). Анонимное анкетирование

учащихся позволило выявить основные факторы риска здоровью и динамику их

формирования. Таким образом, была получена информация об образе жизни детей и

подростков, их отношении к познанию основных составляющих здорового образа жизни.

Основная часть . Мы выделили в учебно-воспитательном процессе группу

факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и

состояние здоровья растущего организма. Это:

1. Недостаточная двигательная активность.

2. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

3. Нарушение гигиенических требований к учебной и кружковой деятельности.

4. Нарушение организации питания.

5. Отсутствие у учащихся гигиенических навыков, наличие вредных привычек.

6. Неблагоприятный психологический микроклимат в школе и учреждении

дополнительного образования.

Здоровый образ жизни немыслим без следующих элементов: рациональный режим

труда и отдыха, полноценное питание, искоренение вредных привычек, двигательная

активность, знание правил личной гигиены и неукоснительное их исполнение, а также

процедур закаливания и борьбы с вредными привычками. Рассмотрим эти факторы.

Недостаточная двигательная активность. Прилежный ребенок должен

заниматься (школа + дом) по 10-12 часов в сутки, что ведет к переутомлению, дефициту

двигательной активности, уменьшению продолжительности сна и пребывания на свежем

Учебно-воспитательный процесс . Для оценки эффективности

здоровьесберегающей деятельности применили психофизиологический мониторинг, в

процессе которого проводится оценка таких личностных качеств учащихся, как

мотивация, стрессоустойчивость, информационная работоспособность, индивидуальная

выносливость, утомляемость. Влияние на психическое здоровье учащихся и процессы

адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация

учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и

функциональным возможностям учащихся, соблюдение гигиенических нормативов и

правил организации учебного процесса, которые обеспечивают профилактику учебных

перегрузок и утомления. Анкетирование показало, что психологическое состояние

большинства учащихся (64 %) не вызывает тревоги, а оставшиеся 36 % имеют высокий

уровень психологического напряжения, у них возникает риск возникновения

психологической дезаптации, высокой тревожности. Таких учащихся отличает сниженная

сопротивляемость стрессовым факторам, неуверенность в отношениях с педагогами.

Сегодня среди выпускников школ только 3 % здоровых детей. По расчетам НИИ гигиены и

охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в 5-м классе, например, при 5-дневной рабочей

неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше. Анкетирование показало, что

многие родители целиком полагаются на школу и учреждения дополнительного образования и

вообще не знают суммарной часовой нагрузки в неделю. При шестидневной – 31 урок. В 6-м

классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. Норма на приготовление уроков дома

для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Мы выявили, что родители не устанавливают для детей

нижний и верхний порог времени, которое должно отводиться на домашнюю работу, что ведет к

бесконтрольности и плохой успеваемости учащихся. Значит, задавать на дом больше, чем можно

сделать за это время, нельзя. Пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда

для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те

часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать,

запоминать. Гулять они каждый день должны 3 часа. Следить за правильной организацией

режима дня детей и подростков должны родители, но школа и учреждения дополнительного

образования не могут оставаться в стороне. Любой педагог обязан знать, что учебная перегрузка

неминуемо скажется на структуре режима дня, потому что увеличит время на приготовление

домашних заданий и уменьшит время, отведенное на сон и выполнение домашних заданий, а

также нахождение на свежем воздухе.

Проблема питания и современная школа . На примере одной из школ Московского района города

Чебоксары в ходе нашего исследования оказалось, что учащиеся школы употребляют мясо (50 %)

и рыбу (15%) ежедневно. Отсюда мы делаем вывод, что дефицит белка, который является

строительным материалом для клеток, может стать причиной серьезных функциональных

нарушений. Овощи потребляют только 70% учащихся, фрукты и соки - 75 %. Безусловно,

недостаток витаминов и углеводов ведет к частым болезням, так как снижает иммунитет. Если

рассматривать питание детей, то по результатам анкетирования можно понять, что питаются три

раза в день только 25%, 45% - когда захотят. На самом деле норма – 4-5 разовое питание,

принимать пищу реже 4 раз в день или когда придется – большая нагрузка на организм, особенно

на желудочно-кишечный тракт. Если посмотреть частоту заболеваний, то болеют от 3 до 5 раз в

день 42 % учащихся, 2 раза в год – 16 %, а 1 раз только четверть учащихся. Не завтракают 20 % -

регулярный отказ от завтрака приводит к повышенной утомляемости, снижению внимания,

плохой успеваемости, набору лишнего веса.

Что же предпринимать школе и учреждениям дополнительного образования

для сохранения здоровья своих учащихся? Было проведено анкетирование детей и

подростков, педагогов и родителей. Самым важным шагом считают организацию

здорового питания (2,4), на втором месте - проведение физкультминуток (3,4).

Анкетирование детей показало, что физминутки проводятся очень редко, а то и не

проводятся в среднем и старшем звене. Исключение составляет начальная школа – там

постоянно проводят динамические паузы, что благоприятно сказывается на здоровье детей

и подростков, снижает утомляемость и гиподинамию. На третьем месте – строгое

соблюдение режима проветривания кабинетов (4,0). На самом деле, выявлен очень низкий

процент проветривания кабинетов, особенно перед началом учебных занятий и в конце

дня в кружках. Примерно столько же считают, что сохранение здоровья решит

организация дополнительных занятий спортом, а именно открытие кружков и секций.

перемены (4,7 и 4,8), хотя организовать это не представляется возможным на сегодняшний

день, так как школа численностью 1000 человек вряд ли сможет это воплотить в жизнь.

Такой же процент (5,2) составляет предложение добавить уроки физкультуры в школе,

хотя сейчас увеличено число уроков во всех классах до 3. Некоторые ученики хотели бы

посещать 5-6 уроков физкультуры в неделю (35 %), но некоторые - только один урок (25

Оценка собственного здоровья. Оздоровление общества в широком понимании

немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как

жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт

здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех

сферах жизни. Анкетирование показало, что для детей и подростков здоровье находится на

первом месте (83 %), счастье – на втором (42 %), труд, к сожалению, только составляет 33

%, а материальное благополучие имеет значение только для 17 %.

Анализ экологического состояния школы и учреждения дополнительного

образования. Так как дети и подростки проводят большую часть времени в школе и в

кружках дополнительного образования, которые по праву могут считаться вторым домом,

то и отношение к ним должно измениться. В создании благоприятной атмосферы

помогают комнатные растения. К сожалению, только начальная школа и некоторые

кабинеты могут претендовать на «зеленую зону». Во многих кабинетах вообще

отсутствуют цветы. К оформлению школы и учреждения дополнительного образования

должны привлекаться сами дети и подростки, что даст им больше возможностей показать

свои знания на практике и проявить свою фантазию и дизайнерские способности.

Выводы. Необходимо больше заниматься физическими упражнениями - это

наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению

будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятию

любимым делом и вообще к жизни.

Нужно вести разъяснительную работу по основам рационального питания, которая

должна проводиться не только на уроках, но и на классных часах, в кружках, в личных

беседах, в том числе и с родителями. Продолжать профилактическую работу по

предупреждению травматизма и профилактике инфекционных заболеваний. Необходимо

усилить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек,

для контроля самими учащими времени, отводящегося на сон и выполнение домашнего

задания, ввести дневники контроля, которые помогут учащимся реально оценить

положение дел и внести коррективы в свой образ жизни.

порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, который должен

строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. Важно помнить,

что любое нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития

организма. Необходимо в течение недели подсчитать и внести время, затраченное учащимися на

каждый элемент режима. Затем сравнить с гигиеническими нормативами. Это окажется не

простым, но полезным делом. Это поможет понять, почему одни дети и подростки успешно

справляются с учебной нагрузкой, а другие – нет. Во-вторых, будет собран материал для

выстраивания эффективной работы по сохранению здоровья детей и подростков, а также для

оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы и учреждения

дополнительного образования.

Заключение. Полученный положительный опыт по формированию здорового

образа жизни позволит начать целенаправленную просветительную работу с детьми и

подростками, родителями по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения

рационального режима дня, личной и общественной гигиены, в которую могут быть

вовлечены культурно – досуговые и культурно- просветительные учреждения.

Ухудшение состояния здоровья учащихся нельзя связывать с негативным влиянием

только школьных факторов. Нужно учитывать и неблагоприятные социальные,

экономические условия, отрицательное влияние экологических факторов. Но изменить эти

негативные факторы, за исключением школьных факторов в ближайшее время

невозможно. Мы сделали вывод, что информация, которую получают дети и подростки на

уроках и в кружках, разрозненна, не систематизирована, нет эффективных методов

формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесберегающее

учреждение – это место, где здоровью ребенка ничто не угрожает, где он может спокойно

развиваться и учиться без излишнего утомления и нервного напряжения. Нами внесены

предложения школьной администрации, учителям, классным руководителям, педагогам

дополнительного образования и самим учащимся.

Список литературы:

1. Поляков С.Д, Хрущев С.В, Корнеева И.Т. Мониторинг и коррекция физического

здоровья школьников. – М.: Айрис, 2006 - 96с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология

развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических

вузов. – М.: Академия, 2001.

3. Исаева С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие. –

М.: Айрис-пресс, 2009. – 48 с.: ил. – Культура здоровья с детства.

4. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986. -173 с.

5. Семенова А., Васильева А. Осторожно простуда! – СПб.: ИД «Невский

проспект», 1999. -185 с.

6. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов. Россия, 1989. - 64 с.

7. Сонькин В. Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. –

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 24).

8. Ходош Ю.Р. Культура потребления. – М.: Политиздат, 1987. -128 с.

9. Ланда Б.Х. Как провести физкультминутку? – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. –

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 29).

10. Пиманова Л. Вкусно и полезно. М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка

«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 34).

Факторы, влияющие на здоровье детей

    Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха. 80% детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля, т.е. в экологически неблагополучных регионах страны. В таких условиях особенно важно заниматься проблемой здоровья, учитывая особенности социально-экономических условий нашей действительности.

    Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции). Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.

    Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.

    Педагогические:

      факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.);

      факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

      организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;

      организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

      формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;

      динамика хронической и общей заболеваемости;

      методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

      психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);

      санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.);

      двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);

      рациональное питание (меню и режим питания);

      медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;

      стрессовая педагогическая тактика;

      интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);

      не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

      нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);

      функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов);

      функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);

      отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);

      межличностные отношения между сверстниками;

      правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.).

Это можно проиллюстрировать словами русской пословицы: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Концепция проекта

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

Здоровьесберегающая технология - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее учащихся во время их пребывания в школе: экологическое, эмоционально – поведенческое, воспитательное, открытое информационно-образовательное пространства. Здоровьесберегающая организация учебного процесса является небольшой частью эмоционально – поведенческого пространства наших школьников, но не менее важной, чем остальные составляющие

Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения стоят обстановка и гигиенические условия. По данным комплексного обследования детских учреждений с использованием лабораторных методов исследования в 13% выявлены отклонения от норм по шуму, в 34% -по электромагнитным полям, в 31% - по освещенности, в 21% - по микроклимату, в 25% - по мебели.

Очевидно, что ответственность за контролем над гигиеническими условиями лежит и на медицинских работниках, и на администрации школы. В обязанности же педагога входят умение и готовность видеть и определять явные нарушения условий проведения урока и по возможности исправлять их.

На первый взгляд иностранный язык и понятие здоровьесбережение не совместимы. Однако ребёнок испытывает большую нагрузку на уроках английского языка в связи с тем, что на протяжении урока обучение проводится на «чужом» для него языке.

Общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов , выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Рассмотрим более подробно указанные группы принципов.

Общедидактические принципы:

    принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности;

    принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества;

    принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания;

    принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Специфические принципы:

    принцип не нанесения вреда;

    принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

    принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

    включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;

    принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий;

    принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;

    принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

    принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения;

    принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма школьника;

    принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

    принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения;

    принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников;

    принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.);

    принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей;

    принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Для достижения цели данного проекта необходимо определить основные средства обучения:

    средства двигательной направленности;

    оздоровительные силы природы;

    гигиенические.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы оздоровительных тренингов для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Педагогами применяются следующие методы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного:

    динамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника;

    методика сенсорно-координаторских тренажей с помощью зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;

    обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия;

    методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их крат­кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт
- напряжение, сотрудниче­ство - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом

3-й этап. Конечный порыв

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения и укрепление здоровья . Рабочая программа учебного предмета «Английский язык , 6 класс» составлена в соответствии...

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №9»

    Основная образовательная программа

    ... «Основная общеобразовательная школа № 9» (далее - Школа ) разработана... В процессе обучения иностранному языку в начальной школе обучающиеся... сохранения и укрепления здоровья . Спорт и здоровье . Личная гигиена школьника . Важность сохранения здоровья ...

  • Образовательная программа начального общего образования моу силикатненской средней общеобразовательной школы муниципального образования «Сенгилеевский район»

    Образовательная программа

    З. Английский язык . Бим И.Л. Немецкий язык . ... процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения ... общеобразовательной школы ...

  • Образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 г. Тайшета

    Образовательная программа

    ... общеобразовательной школе № 23 г. Тайшета присваивается статус базовая школа по формированию ИКТ- компетентности школьников ... процесса . 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья ...

  • Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье

    «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

    Сделайте его крепким и здоровым».

    Жан-Жак Руссо

    Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования. Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

    Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

    Одна из важных задач семьи – растить детей здоровыми, крепкими, сильными. От образа жизни семьи полностью зависит их физическое развитие. Родителям необходимо создавать условия в семье для воспитания здорового ребенка. Именно семья организует рациональный домашний режим – выполнение домашнего задания, сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.

    Особое значение имеет режим дня. Его соблюдение способствует нормальному функционированию организма его внутренних органов и физиологических систем, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление, рационально сочетать умственный и физический труд, умение правильно выбрать время и вид отдыха. Очень строго взрослым надо следить за тем, какое количество времени проводят дети за телевизором, компьютером, играют в игры на мобильном телефоне. Непрерывное пользование этой техникой влияет на нервную систему детей, утомляет их, снижается работоспособность, нарушается сон.

    Не менее важное условие - оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Л.А. Каменский отмечал: «чем больше ребенок что-либо делает: бегает, играет – тем лучше он спит, тем лучше работает его желудок, тем он быстрее растет, сильнее он становится физически и духовно». («Искусство быть здоровым» 1987г. стр.4).

    Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие сохранения здоровья. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

    Во-первых, родители должны контролировать занятия утренней гимнастикой. Ее цель: ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо провариваемой комнате, при открытом окне или форточке. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности, важно и необходимо.

    Для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, походы, рыбалки, занятия спортом. Родители должны предоставить ребенку возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах, приобрести спортивные атрибуты (мячи, скакалки и т.д.). С ребенком следует проводить прогулки пешком, экскурсии. Пример родителей побуждает ребенка самого заботиться о своем здоровье и заниматься спортом.

    Одним из условий хорошего здоровья является рациональное питание. Оно должно быть разнообразным, с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть калорийной, с разнообразием фруктов и овощей. Важно учитывать режим питания.

    Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает уход за телом, гигиену одежды и обуви. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм.

    Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия - умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Поэтому родителям необходимо создать условия для психологического комфорта своих детей. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

    Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

    Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Какие дела в школе?».

    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

    Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

    Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - создать условия жизни, помогающие сохранить и укрепить здоровье своего ребенка, донести значение ежедневной заботы о здоровье до его сознания, обучить искусству укрепления здоровья. Он должен осознать, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. И помнить, что здоровье детей в их руках!


    Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

    Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

    В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

    Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

    1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

    2) образ жизни;

    3) состояние окружающей среды.

    Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

    По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

    На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

    1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

    2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

    3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

    При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

    В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

    Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

    Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

    Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

    Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

    Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

    Из книги Биокосметология. Искусство быть красивой автора Виктор Федорович Востоков

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ КОЖИ ТЕПЛО И ХОЛОД Сильный холод, как и тепло, влияет на состояние кожи лица.По-видимому, идеальный климат для кожи – мягкий и сырой.Тепло старит и сушит кожу любого типа, кроме жирной. По мере того, как природная смазка начинает исчезать, кожа

    Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

    Биоритмологические факторы, влияющие на очищение Большинство неудач в очистительных процедурах в основном объясняется незнанием, когда лучше всего их проводить. В итоге, выбирая любое, удобное для себя время, человек не попадает в ритмы работы очищаемого организма. В

    Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

    47. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный

    Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

    ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз

    Из книги Обычные семьи, особые дети автора Милтон Селигман

    Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.Стабильно неблагоприятная тенденция

    Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

    Другие факторы, влияющие на семью Стресс, его причины и последствия, возможно, изучен лучше, чем все другие стороны жизни особых детей и их семей (Beckman, 1983; Friedrich, 1979; Friedrich & Friedrich, 1981; Houser, 1987; Patterson, 1991; Wikler, 1981). Стресс может проявляться самым различным образом:

    Из книги Сохранить здоровье ребенка. Как? автора Валерия Христолюбова

    Факторы, влияющие на развитие гибкости К основным факторам, влияющим на развитие гибкости, относятся морфофункциональные особенности работающих мышц; изменение ритма двигательного действия; психоэмоциональное состояние; температура мышц; температура окружающей

    Из книги Невидимая гимнастика для тех, кто следит за своей фигурой. Гимнастика в офисе, лифте, на пляже, по дороге на работу автора Елена Львовна Исаева

    Факторы, влияющие на психическое здоровье детей Психическое здоровье включает в себя ясное сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности. Данный термин подразумевает состояние равновесия различных

    Из книги Болезни глаз автора Автор неизвестен

    Влияющие на кожу факторы Если вы злоупотребляете алкоголем или напитками, содержащими кофеин, – черным кофе, крепким чаем или кока-колой – и при этом пьете мало воды, то у вас может возникнуть ряд проблем с кожей лица. Чистая вода необходима для промывания организма, а ее

    Из книги Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения автора Александра Васильева

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Для того, чтобы избежать заболевания глаукомой. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:- После того, как вам исполнится 40 лет, раз в год измеряйте внутриглазное давление у своего врача, особенно если у вас в семье были

    Из книги Аюрведическое питание для современного человека автора Максим Витальевич Кулижников

    Факторы, влияющие на развитие плоскостопия у детей В период интенсивного роста организма – в 3 и 6 месяцев, 1 – 3 и 5 лет – происходит дифференциация формы и структуры костей. Неокрепший костный аппарат, соединенный еще чересчур растяжимыми связками, а также слабые мышцы

    Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

    Дополнительные пищевые факторы, влияющие на состояние человека В последнее время все шире и шире распространяется идея о том, что пища, которую мы едим, непосредственно влияет не только на наше здоровье и настроение, но и на характер, состояние ума, взаимоотношения с

    Из книги 200 рецептов здоровья для метеочувствительных людей автора Татьяна Лагутина

    Факторы, влияющие на развитие рака Считается, что канцерогенез – процесс, который приводит к развитию ракового заболевания, – является поэтапным. Это многоступенчатый процесс, который начинается с предракового поражения клеток и затем постепенно переходит к

    Из книги Идеальная кожа. Как сделать мечту реальностью. Домашняя энциклопедия автора Тамара Петровна Желудова

    Факторы погоды, влияющие на самочувствие Главным фактором, который отвечает за погоду на Земле, является Солнце. Его лучи прогревают атмосферу, однако делают это неравномерно. Происходит это, во-первых, потому, что Земля вращается, а во-вторых, потому что ось ее вращения

    Из книги Анализы и диагнозы. Это как же понимать? автора Андрей Леонидович Звонков

    Заболевания, влияющие на состояние кожи Помимо болезней непосредственно кожи, существует еще множество заболеваний, которые проявляются различными кожными высыпаниями. Самое первое из них, которым часто болеют в детстве - ветряная оспа. Характерным признаком многих

    Из книги автора

    Факторы, влияющие на артериальное давление Я не буду сейчас рассказывать, как снижать АД. Это удел лечащего врача. Кроме того, все гипертоники обычно знают, какие лекарства им помогают. И потом, цель книги не в том, чтобы назначить те ли иные препараты или БАД. Нет. Она нужна

    Лекция №2

    Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

    «Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» Академик РАМН Е.Ю.Вельтищев

    Определяющие признаки здоровья:


    • Отсутствие в момент обследования болезни;

    • Гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

    • Нормальный уровень функций;

    • Отсутствие наклонности к заболеваниям;
    Группы здоровья

    Институт гигиены ДиП предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на группы здоровья:

    I – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

    II – здоровые с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями;

    III – больные в компенсированном состоянии;

    IV – в субкомпенсированном состоянии;

    V – в декомпенсированном состоянии;

    Распределение детей по группам здоровья очень важно для


    • Характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья;

    • Сравнительных сопоставлений на разных территориях;

    • Оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских мед. Учреждений и отдельных врачей;
    Показатели здоровья:

    • Общая заболеваемость

    • Заболеваемость по отдельным зоологическим формам

    • Распределение по группам здоровья

    • Количество часто болеющих детей (4 и более раза в год)

    • Количество длительно болеющих детей (25 и более по одному заболеванию)
    Индекс здоровья – удельный вес детей не болеющих в течении года, среди всех обследованных (в процентах).

    Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

    Фактор – существенное обстоятельство, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер.

    3 группы факторов:


    • Генотип популяции

    • Образ жизни

    • Состояние окружающей средыэ
    Г.Н.Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды:

    • Климатических особенностей местности;

    • Загрязнение атмосферного воздуха;

    • Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

    • Низкий материальный уровень жизни;

    • Большая занятость матерей;

    • Посещение в дошкольном возрасте ясель;

    • И в начальных классах групп продленного дня;

    • Злоупотребление алкоголем отцов;

    • Несоблюдение режима дня и особенно постоянного недосыпания;
    «Приоритетное» значение имеет экологический фактор, который определяет 30% заболеваемости.

    Экологическая патология – раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды.

    Академик РАМН М.Я.Студенкин указывает на 3 патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами загрязнения окружающей среды:


    • Аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит);

    • Бронхолегочная патология;

    • Железодефицитные анемии;
    Экосенситивность детей – особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов.

    Экосенситивные периоды – 3 год, 5, 11 и 13 лет.

    Пелиатры относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка. Курение во время беременности и дома.

    Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости.

    У детей в возрасте до 1 года имеет характер семьи и образование родителей.

    В возрасте 1-4 лет увеличивается роль жилищных условий.

    «Уязвимые» дети – это дети которые в большей степени подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполной семьи, из семьи проживающей в неблагоприятных жилищных условиях, социально-экономических, семьи кВ которых отмечается алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. + единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; детей, рожденных в позднем браке.

    К асоциальным факторам относятся войны.

    Биологические факторы: заболевания матери в течении беременности, и осложнения течения беременности и родов.

    Гигиена образовательной деятельности

    В современном 7 классе подросткам необходимо прочитать 1900 учебника, 1400 страниц литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий.

    При 12-летнем образовании:

    1 ступень – начальное 4 года

    Основное – 6 лет

    Среднее – 2 года.

    Виды деятельности ДиП:


    1. Умственная – ч относительно небольшой тратой энергии – от 50 до 100ккал/час в зависимости от возраста детей и характера занятий. Составляет основу умственной работы.

    2. Физическая – требует значительных затрат – свыше 100 ккал/час. Составляет основу физического воспитания и трудового обучения.
    Нормативы:

    Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительность не более 8-10 минут.

    Готовность детей к обучению в школе: 1) уровень биологического развития; 2) состояние здоровья на момент ом=смотра; 3) острая заболеваемость за предшествующий год;

    В возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течении 15 минут.

    В 8-10 лет – 20 минут

    В 11-12 лет – 25 минут

    В 12-15 лкт – 30 минут.

    Утомляемость – состояние, возникающее в результате деятельности ребенка.

    Признаки утомления:


    • Снижение продуктивности

    • Двигательно беспокойство

    • Наружение сердечного ритма, и координации движений

    • Появление чувства усталости
    Усталость – субъективная оценка утомления.

    Переутомление – это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

    Выраженные признаки переутомления:


    • Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности

    • Нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха)
    Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

    • Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

    • Научная организация учебного процесса в современной школе;

    • Обеспечение оптимальных условий обучения;
    Объем домашнего задания:

    1 класс (со второго полугодия) – 1 час

    2 класс – до 1,5 часов\3-4 классы – до 2 часов

    5-6 классы – до 2,5 часов

    7 класс-8 класс

    Основная группа (дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные).

    Подготовительная группа (дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные).

    Специальная группа (дети, имеющие значительное отклонение в состоянии здоровья).

    Гигиенические требования к ручкам и карандашам.


    1. Диаметр 7мм

    2. Длина ручки – 15 см, карандаша – 18 см.