Совершенствование педагогической культуры родителей в условиях ДОУ. Формирование педагогической культуры родителей кокоева алинат таймуразовна Критерии определяющие уровни педагогической культуры родителей

Совершенствование педагогической культуры родителей в условиях ДОУ.

В настоящее время повышено внимание к семье со стороны всех социальных институтов и объясняется это тем, что в обществе начинает превалировать понимание того, что приоритет в воспитании детей принадлежит, прежде всего, семье.

Семья - это единственный социальный институт, обладающий не узконаправленными, а всесторонними возможностями для осуществления всех сторон воспитания человека.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех её членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём. В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или угрожающим. В результате у него возникают доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребёнка. Эмоционально – благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех её членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, коллег по работе и т.д.) И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Научные исследования выявили прямо пропорциональнуюзависимость качествадомашнего воспитания детей от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентаций родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональная деятельность, её творческий характер, тем выше оценивается им профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности.

Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энергии на постоянное повышение уровня своих знаний по специальности, на расширение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и возможности для самореализацииоцениваются ими выше зарплаты и других материальных благ, что, в свою очередь недооценки материального благосостояния её семь и. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной среды.

В тоже время повышение образования и профессиональной активности родителе сопровождается стремлением к более насыщенному проведениюдосуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создаёт возможности для приобщения людей к культуре.Растёт ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и общественной жизни. Ответственность за будущее детейпобуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способствуют повышению педагогической культуры родителей.

Актуальность проблемы состоит и в том, что детский сад – первый вне семейныйсоциальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи педагогов.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение, а совершенствование педагогической культуры родителей становится актуальным, поскольку семья является социальным институтом в формировании личности ребёнка. В настоящее время семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива дошкольного учреждения должен быть направлен на:

Улучшение семейного микроклимата;

Формирование положительных взаимоотношений в семье;

Повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения;

Формирование совместными усилиями полноценной личности ребёнка, подготовке его к школе.

В своей работе я попыталась найти эффективные пути совершенствования педагогической культуры родителей, решая при этом следующие задачи:

1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Смоделировать систему работы по созданию психолого-педагогических условий направленных на совершенствование педагогической культуры родителей.

3.Аппробировать смоделированную систему работы.

Выдвинула гипотезу - что процесс совершенствования педагогической культуры будет более успешным при соблюдении следующих условий:

  • Воспитатель ДОУимеет полные представления о педагогической культуре родителей, элементах её составляющих, а также может диагностировать уровень сформированности педагогичской культуры родителей.
  • Воспитатель умеет моделировать работу с родителями в соответствии со сформированным уровнем педагогической культуры родителей.

Базой для исследования явилось МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №31» - города Троицка Челябинской области.

Особенности сформированности педагогической культуры родителей в младшей группе МБДОУ «ЦРР– детский сад №31» города Троицка Челябинской области (по материалам констатирующего эксперимента).

Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых взрослых (родителей) в количестве 10 семей, воспитывающих детей в возрасте 3-4 лет, из них 8 девочек и 2 мальчика.

В ходе проведённой работы необходимо было доказать, что процесс совершенствования педагогической культуры будет более успешным при соблюдении следующих условий.

Для решения данных условий использовала в работе следующие методы изучения педагогической культуры родителей:

  • Анкета выявлениявнутрисемейных отношений.
  • Тест: «Какие мы родители?».
  • Анкета по выявлению уровня педагогической культуры родителей.
  • Наблюдение (скрытое).
  • Беседы (индивидуальные, с подгруппой родителей).
  • Посещение семей на дому.
  • Как Вы оцениваете своё мировоззрение?

Приведём примеры некоторых.

Анкета по выявлению уровня педагогической культуры родителей.

1.Укажите данные о себе

  • фамилия, имя, отчество
  • образование
  • имею опыт воспитания (укажите цифрой) детей в семье

2.В чем, по Вашему мнению, заключается цель воспитания детей в семье?
(выберите из представленных вариантов один ответ, наиболее
соответствующий вашему мнению и подчеркните его).

  • воспитание культурного, образованного человека
  • воспитание хорошего семьянина
  • воспитание человека способного обеспечить своё благосостояние
  • другое

3.Каким методом воспитания вы отдаёте предпочтение, в случае
негативного поведения ребёнка?

  • совет
  • беседа с ребёнком
  • лишение удовольствий
  • запрет без объяснения
  • физическое наказание

4.Ваше мнение о степени Вашей педагогическойподготовленности.

  • вполне достаточное
  • не совсем достаточное
  • недостаточное
  • затрудняюсь ответить

5.Наиболее важные для вас источники пополнения педагогических знаний.

  • индивидуальныеконсультациискласснымруководителем (социальным педагогом, психологом школы)
  • материалы газет и журналов (укажите каких)
  • другие источники

6.В каких случаях вы консультируетесь со специалистами детского сада?
(Подчеркните наиболее часто встречаемые в опыте вашего семейного
воспитания.)

  • самиобращаетеськспециалистамзасоветомвслучаяхсложных педагогических ситуаций
  • являетесь на консультацию по вызову специалиста
  • приходитенасобрания,лекцииипопутноосуществляете консультирование

7.1имею полное, системное представление о мире

7.2моё представление недостаточно системное

7.3не владею системой представлений о мире

8.Какоцениваете своего ребёнка в случае негативных ситуаций?

  • акцентирую внимание на конкретном поступке
  • оценку даю всей его личности в целом
  • безразличен
  • другое

9.Как осуществляете оценку достижений ребёнка?

  • радуюсь вместе с ребёнком, одобряю его
  • радуюсь, но стараюсь не проявлять внешне
  • безразлично
  • другое

Интерпретация полученных результатов.

На основе полученных результатов (№1 - анкеты выявления внутрисемейных взаимоотношений; №2 - Теста «Какие мы родители?»; №3 - анкеты по выявлению уровня педагогической культуры родителей), составила картотеку (каждой семьи) по сформированности педагогической культуры родителей (Приложение 1).

Учитывая данные картотеки (Приложение 1) получила следующие результаты:

  • Группа исследуемых семей (их 10) состоит из: 7-ми семей -воспитывающих одного ребёнка, и из 3-х семей воспитывающих 2-х детей.
  • По типу семьи выявила, что из 10-ти семей одна семья неполная, т.е. воспитывает ребёнка один родитель (мать), а остальные 9 семей -полные, т.е. семья состоит из детей и их родителей.
  • Возраст родителей составляет от 25 до 38 лет (от 25 до 30 лет - 12 человек, от 31 до 40 лет - 7 человек).
  • Образование: среднетехническое 9 родителей, среднее специальное 2 родителя, незаконченное высшее - 2 родителя, высшее - 6 родителей.
  • Профессия (сфера работы): сфера обслуживания – 6 человек, сфера образования - 1 человек, гос. служащие - 2 человека,частные

предприниматели - 4 человека, безработных - 4 человека.

Общие результаты по итогам анкетирования, тестирования:

Изучив различные классификации, определяющие уровни семей, такие как: По типу различных в микроклимате и отношению к воспитанию ребёнка (семьи группы А, Б). По типу межличностных отношений в семье и др. Разработала свою классификацию, определяющую уровень сформированности педагогической культуры у родителей в своей возрастнойгруппе.

Группа А (высокий уровень). Родители много знают, выполняют и интересуются чтобы узнать ещё больше. Уровень педагогической культуры,образованности очень высокий.

Группа Б(средний уровень).Родители знают,но не всегда выполняют, как

правило,уровеньобразованностиикультурыдовольновысокий,но не достаточновысокапедагогическаякультурародителей(отсюдаи

неупорядоченность воспитательных воздействий, неумение соблюдать единый подход к детям).

Группа В (низкий уровень.) Родители ничего не знают,и знатьне хотят,незаинтересованы вообще, не интересуются ничем, не стремятся повысить свою педагогическуюкультуру.Этосамаятяжёлая группа родителей,требующая большойкропотливой коррекционной работы не толькопедагога,психолога, но и всего педагогического коллектива.

Наблюдение (скрытое).

Данный вид наблюдения был взят у Ананьева Б.Г.

Цель: Определить уровень культуры родителей

Объект исследования: взаимоотношения родителей и детей

Скрытое, включенное наблюдение

Местонаблюдения:приёмнаякомнатагруппыдетскогосада-вутренний приём (раздевание детей), вечером - уход детей домой.

Описание наблюдения. В утренние (приход детей в детский сад, раздевание детей родителями) и вечерние часы (одевание детей, уход домой) наблюдались взаимоотношения между родителями и их детьми. Во время наблюдения вступала в диалог с родителями (т. к. включенное наблюдение), но при этом родителей не ставила в известность о проводимом наблюдении (т.к. наблюдение скрытое). Данный вид наблюдения использовала неоднократно, т.к. единичные моменты не могут дать полной ясной картины но определению уровня педагогической культуры родителей.

Данныерезультаты,полученныеврезультатескрытоговключенного наблюдения, отразила в таблице. (Приложение 2).

Беседы (индивидуальные, с подгруппой родителей).

1)Индивидуальную беседу в первую очередь провела с мамой Вики Б.(т.к.
семья неполная, требующая особого внимания).

Цель беседы: Дать информацию о вреде развода на ребёнка, что от его последствий страдают все члены расслаившейся семьи, и это осложняет процесс воспитания

Советы разведённой матери: постараться сохранить нормальные отношения с бывшем супругом, не запрещать отцу видеться с ребёнком, т.к. это очень важно для полноценного развития ребёнка. От утраты возможности общения с отцом у ребёнка травмируется психика, т.е. пыталась «достучаться» до сердца матери, изменяла её позицию, пыталась переключить её внимание с собственных обид на интересы ребёнка.

2)Беседа с группой родителей (например: о пользе совместного отдыха с
детьми).

Цель: расширить представление родителей о большой пользе проведенного вместе (всей семьёй) отдыха, особенно на природе, сказать, что от этого выиграет вся семья (становиться крепче, сплочённей, укрепится настроение у всех членов семьи, укрепится здоровье т.к. всем известно, что солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!) Следовательно, нужно почаще выезжать всей семьёй на природу для активного отдыха.

Таким образом, семья и детский сад - два социальных института, имеющие свои задачи, функции; они не могут заменить друг друга. Цель семьи воспитание детей. Только семья способна заложить ориентации человека в семейных и межличностных отношениях, стиле жизни, сфере и уровне привязанности личности.

Педагогическая функция дошкольных учреждений - оказать семье помощь в воспитании детей. Ребёнок в системе «дошкольное учреждение -семья», являясь её членом, нуждается в постоянной и полноценной родительской любви, воспитании, профессионализме педагогов. Две составляющие данной системы должны дополнять друг друга, чтобы обеспечить достойные условия для развития ребёнка.

Только семья способна заложить ориентации человека в семейных и межличностных отношениях, стиле жизни, сфере и уровне привязанности личности. Основой воспитательной деятельности родителей служит педагогическая культура родителей.

Детские сады должны стать центром педагогической культуры родителей. А для этого воспитатели и весь педагогогический коллектив должны знать: пути повышения педагогической культуры; психолого-педагогические основы формирования педагогической культуры родителей; роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи; а также применять различные методы и формы но повышению педагогической культуры семьи, учитывая её тип (полная, неполная).

Педагогическая культура, это сложное структурное явление, которое состоит из культуры педагогических знаний, культуры целеполагания, культуры чувств, культуры мышления, мировоззренческой культуры, культуры общения воспитателя с детьми, их родителями, с людьми иных профессий и организационной культуры. Взятая в целом педагогическая культура может быть представлена как предметно-продуктивная и технико-технологическая. Она является составной частью воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал, как понятие, обозначает внутренне присущую тому или иному явлению, процессу, общественному или естественному организму дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостной системы.

Важнейшими факторами семейного воспитания, характеризующими педагогическую культуру родителей, по данным научных исследований, являются:

1)эмоциональный, интимный характер воспитания в семье, основанный на родственных чувствах;

2)постоянствоивозможностьдлительныхвоспитательныхвоздействийчленов семьи на их ребёнка;

3)наличие объективных возможностей включения дошкольников в разную по характеру деятельность семьи.

Определение значимости педагогической культуры требует от воспитателей умение осуществлять, умение диагностировать намеченный уровень педагогической культуры родителей.

Методами изучения педагогической культуры родителей могут выступать:

Анкетирование;

Тестирование;

Индивидуальные беседы;

Родительские собрания;

Встречи за «круглым столом»

Наблюдение за детьми и родителями;

Посещение семей;

Диспуты родителей;

Деловые игры;

Консультации для родителейи т.д.

При изучении педагогической культуры родителей необходимо использовать знания о критериях и уровневых характеристиках педагогической культуры. Критериями оценки педагогической культуры родителей могут являться:

Возможностьсемьиудовлетворитьсоциально-психологические потребности личности;

Уровень педагогической культуры родителей;

Характер взаимоотношений в семье;

Способность семьи обратиться за помощью в случае критических
ситуаций к различным социальным институтам.

Целью работы с родителями группы В - имеющими низкий уровень педагогической культуры, могут являться: формирование знаний, умений, навыков и повышение их педагогической культуры.

Целью работы с родителями группы _Б - имеющими средний уровень педагогической культуры, могут являться: совершенствование уровня педагогической культуры и систематизация мировоззрения родителей в данной области.

ЦельюработысродителямигруппыА -имеющимивысокийуровень педагогическойкультуры,могутявляться:постоянноеусовершенствованиепедагогическихзнанийчерезцеленаправленноенаучно-педагогическое просвещение.

Причинаминесформированности педагогическойкультуры,помоемумнению, являются: низкий уровень педагогической культуры, неблагополучное материальное положение, низкий социальный статус семьи,несистемность мировоззрения;

Педагогическая культура родителей имеет важное значение для формирования у них фундаментальных ценностных ориентации.

Совместный поиск проблем развития и воспитания ребёнка;

Совместное создание «портрета» ребёнка;

3-5 стадии - сотрудничество и совместная деятельность по развитию и воспитанию ребёнка;

Анализ совместных усилий.

Взаимодействиенеобходимостроитьпотрёмнаправлениям:

организационное, просветительское, коррекционное.

Важно сочетать воспитание ребёнка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок (В.К. Котырло, С.А. Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Проведённоеисследованиепоказало,чтородителинуждаютсяв педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Ведущаярольвраспространениипедагогическихзнанийпринадлежит средствам массовой информации,но всё же они не могут заменитьживого, непосредственного общения педагога с родителями.

Таким образом, семья имеет огромнейшее значение в воспитании и развитии ребёнка. Ребёнок в системе «детский сад - семья» должен иметь благоприятные условия для полноценного развития. В настоящее время признаётся приоритет семейного воспитания, поэтому дошкольное учреждение должно оказывать огромную профессиональную помощь родителям с целью повышения их педагогической культуры. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи должно строиться по принципу развивающего общения диалога, открытости обеих сторон. Используются в сочетании традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с учётом типов семей, обеспечивающее положение, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса дошкольного учреждения.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитании подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склоняются в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинский говорил о том, что родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать педагогическую литературу.

П. Ф. Лесгафт считал неотложной задачей развитие женского образования в России, ибо естественной и незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является именно образованная мать.

Е. Н. Водовозова видела задачу родителей и воспитателей в изучении не только индивидуальных особенностей детей, но и науки о воспитании, в регулировании влияния внешней среды и создании обстановки, необходимой для воспитания.

Е. И. Тихеева указывала на то, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьёй. Она подчёркивала: «Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям, - необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей». Е.И. Тихеева рекомендовала в детских садах проводить беседы с родителями по дошкольному воспитанию, периодически устраивать выставки детских работ 1 .

После революции 1917 года изменилось отношение общества и государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей, будущих строителей коммунизма. Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила 2 ». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Оценивая воспитательные возможности школы, А. С. Макаренко подчёркивал, что «организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей».

За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь 3 ».

В 60 – 70-е годы XX века большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой были рассмотрены недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания. В результате данного исследования оказалось, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому так важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д. Д. Бакиева, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатова, В. М. Иванова, Н. А. Стародубова). Таким образом, авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры 4 .

В наше время идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

Так, в законе «Об образовании» записано, что « родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я.А.Коменский в книге «Материнская школа». Аналогичные мысли о зависимости семейного воспитания от подготовленности родителей высказывали Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, наши соотечественники А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие. Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель

Н современном этапе, многочисленные педагогические журналы, педагогические общества, специализированные интернет порталы и форумы активно вещают родителям о правилах и приемах общения с ребенком. Это связано с распространением в настоящее время явления, негативные для развития и воспитания ребенка (рост внебрачной рождаемости, увеличение числа несовершеннолетних матерей, разводы, миграция населения, безработица и другие социально-экономические факторы), воспитание ответственного родительства осуществляется на всех уровнях общественной жизни, включая образование, религию, юриспруденцию, искусство. На международном уровне (Конвенция о правах ребенка, 1989), а также в законодательных актах многих стран, в том числе и в Конституции Российской Федерации, закреплено первоочередное право родителей на воспитание своих детей. Поэтому содержание современной педагогической культуры немыслимо без знаний из области этики, эстетики, права, психологии и других наук.

Однако при многочисленных исследованиях в науке нет единого понимания сущности и структуры педагогической культуры родителей. Для выявления сущностных характеристик и структуры понятия «педагогическая культура родителей» автор считает необходимым провести анализ понятия «педагогическая культура».

По мнению Е.В. Бондаревской, Т.А. Куликовы, Н.В. Седовы, педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности 5

Как отмечает Е.Н. Олейникова, в отечественной педагогике понятие «педагогическая культура» и ее структура традиционно рассматриваются в контексте исследований проблем личности и профессиональной деятельности учителя 6 . Анализируя такое богатство понимания культурологического феномена, можно выделить три философских подхода к пониманию феномена культуры: аксиологический, деятельностный и личностный (Бондаревская Е.В.). Согласно аксиологическому подходу, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Францев Г.П., Чавчавадзе Н.З. и др.). Деятельностный подход к культуре выражается в толковании культуры как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (Давыдович В.Е., Каган М.С., Маркарян Э.С. и др.). Особенность третьего - личностного подхода - выражается в том, что культура представляется как некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Лихачев Б.Т., Тугаринов В.П. и др.).

Мижериков В.А. и Ермоленко М.Н. рассматривают педагогическую культуру как «уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности». При этом в содержание педагогической культуры авторы включают аксиологический, технологический, эвристический и личностный компоненты 7

Е.И. Видт дает следующее определение «педагогическая культура - это исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая в себя социально-педагогический идеал; адекватные ему формы, методы его достижения; и субъекты, структурированные в определенное педагогическое пространство» 8 . Это определение включает в себя не только понятия о целях образования и соответствии им форм и методов их достижения, о субъектах педагогической культуры. Принципиально важно здесь указание на принадлежность к определённому педагогическому пространству и на способность к постоянному развитию.

Субъектами педагогической культуры, при таком подходе, являются: род, община, семья, государство, общество, учитель, родители. В свою очередь они представлены определенными структурными единицами: общинный суд; цеховые органы регулирования вопросов образования и воспитания; государственные органы управления (от инспектора до министра) и, наконец, общественные органы (попечительский совет, родительский комитет, общественные педагогические организации и т.п.) 9

На основе сущностного анализа понятия «педагогическая культура» выделяют следующие уровни:

    реликтовый - включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры и основывается на том, что воспитание идет «по памяти» (реликто - память), т.е. посредством проигрывания сценария собственного детства на своих детях. Реликтовый уровень реализуется, прежде всего, деятельностью непрофессиональных педагогов: родители, бабушки, дедушки, няни, тетушки, «улица» и т.п.;

    актуальный - обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства, выстроенной по требованиям актуального социального заказа, где содержание, форма и структура отвечают принципу «здесь и теперь». Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования, правила на предмет «чему учить» и «как учить» в конкретных условиях. Это уровень функционирования образования. Его реализует широкая организованная, профессиональная педагогическая практика, т.е. система дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных учреждений, а так же система дополнительного образования. Таким образом, субъектами актуального уровня в первую очередь является государство;

    потенциальный - содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой - подготовка образовательной системы к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству современниками, которые не могут увидеть этого «завтра» или в силу своего функционала не приветствуют принципиальных нововведений, так как они не соответствуют актуальным нормам. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. Однако именно он обеспечивает эволюцию культуры и культурогенезную функцию образования. В динамичном обществе его представители становятся генераторами и исполнителями необходимых конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития образовательной системы. Он представлен, прежде всего, деятельностью личностей новаторского склада как ученых, так и практиков и включением общества в решении проблем образования 10

Таким образом, педагогическая культура сложный исторически сложившийся феномен, отражающий ценностные ориентиры, мастерство и талант педагога. Однако педагогическая культура родителей в науке рассматривается несколько по-иному.

В.В. Чечет, под педагогической культурой родителей понимает педагогическую подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. По его мнению, это составная часть общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики 11 . Такой точки зрения будем придерживаться и мы. Данное определение позволяет выделить следующие основные компоненты педагогической культуры:

Педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;

Практические умения родителей по воспитанию детей;

Умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.

Критериями педагогической культуры родителей могут служить:

Их умения учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста);

Способность выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;

Стремление к педагогическому самовоспитанию;

Сотрудничество со школой и другими воспитательными институтами;

Интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике;

Достижение единых требований к детям

Неотъемлемой частью педагогической культуры родителей является ее воспитательный потенциал.

Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и школы. Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.

Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.

Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:

возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;

уровень педагогической культуры родителей;

характер взаимоотношений в семье;

способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам 12 .

Определяют следующие уровни воспитательного потенциала семьи:

Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе;

Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно;

Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры 13 .

Важнейший показатель уровня педагогической культуры родителей - степень осознания и реализации целей воспитания, совпадающих с теми социальными запросами, которые предъявляются сегодня обществом к личности. Основными целевыми установками родителей в этом плане являются:

получение ребенком соответствующего образования;

формирование определенных нравственных качеств;

подготовка к будущей трудовой и профессиональной деятельности;

подготовка к выполнению будущих семейных ролей.

В заключении следует отметить, что понятие «воспитательный потенциал», «педагогическая культура родителей» появились в научной литературе недавно и не имеют однозначного толкования, данная проблема требует дальнейшего научного исследования.

      Технологические особенности формирования педагогической культуры родителей.

Под «Формированием педагогической культуры родителей» мы будем понимать процесс достижения определенного уровня сформированности мотивации, знаний, умений, навыков у родителей в воспитании детей, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе педагогической культуры.

Таким образом, термин «педагогическая культура» вполне объективно относится как к профессиональным педагогам, так и к родителям и обществу в целом. В структуре формирования педагогической культуры родителей можно выделить мотивационный, когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты.

Мотивационный компонент, определяющий стремление родителей к овладению опытом воспитания с целью достижения положительных результатов воспитания детей в семье. Мотивационный компонент призван формировать у родителей систему личностных потребностей, побуждающих к целенаправленной деятельности при организации процесса воспитания детей в семье, понимание смысла этой деятельности, осознание своей роли в ней, убежденность в своей состоятельности как воспитателя.

Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Прежде всего, это знание законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи; владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка.

Операционный компонент – осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье, диагностировать способности ребенка. Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка.

Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое: состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.

Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.

Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

Степень выраженности того или иного компонента может иметь разную степень проявления, что позволяет говорить об уровнях сформированности педагогической культуры родителей.

Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Многие родители некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия.

Такая ситуация обусловлена многими факторами:

    модель воспитания, воспринятая отцами и матерями от своих родителей, в молодой семье не может быть реализована из-за изменившихся условий;

    однодетность и малодетность семьи в двух и более поколениях приводит к тому, что воспитываясь в отсутствии братьев и сестер, дети не получают опыта и практических навыков по воспитанию и уходу за младшими;

    молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей, и это, во-первых, приводит к тому, что влияние старшего поколения на подрастающее снижается и остается невостребованным богатый жизненный опыт бабушек и дедушек.

Факторы влияющие на уровень педагогической культуры родителей:

    тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная)

    возраст родителей

    уровень образования и профессиональная принадлежность

    социально-экономическое положение семьи

    родство (являются ли родители родными или нет)

    тип и стиль взаимоотношений в семье

    возрастные особенности ребенка

Образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека. Являясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколько составляющих:

    латентную , скрытую – когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти;

    традиционную , принятую в данной культуре, т.е. связанную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры – часто через книги и средства массовой коммуникации);

    ситуативную , связанную с передачей родителям необходимых знаний, что осуществляется часто посредством советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, врачами, воспитателями, психологами и педагогами;

    рефлексивную , которая обеспечивает анализ многомерных процессов жизненной реальности, последствий предпринятых родителями действий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений.

Формирование педагогической культуры родителей может осуществляться различными путями.

    взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и семьи в формировании педагогической культуры родителей, т.к. будучи государственными учреждениями и располагая специалистами, именно они имеют возможность оказать наибольшее влияние на формирование педагогической культуры родителей.

    взаимодействие образовательных учреждений (детский сад, школа), родителей и детей

    просвещение родителей в специализированных учреждениях по работе с семьей

Наиболее эффективной формой работы по повышению педагогической культуры родителей может выступать клубная среда, где с помощью средств социально - культурной деятельности, педагогики и др., создается оптимальная среда для свободного общения, развития личности и повышения педагогической культуры родителей.

В соответствии с определением, сформулированном в энциклопе-дии, под показателем мы понимаем «данные, по которым можно судить о развитии свойств и качеств чего - либо».

Под критерием мы понимаем «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо»

Под уровнем мы понимаем «желаемый уровень достижений лично-сти, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех за-дач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека» Также понятие «уровень» понимается нами как степень величины, развития, значимости чего-нибудь.

Экспертиза определения качества и эффективности работы школьного заведения с родителями выявляет:

  • 1 .Удовлетворены ли родители:
    • - качеством начального школьного образования;
    • - взаимоотношениями ребёнка с воспитателями;
    • - статусом ребёнка среди сверстников;
  • 2. Какое участие принимают родители в жизни школьного заведения
  • - являются членами родительского комитета;
  • - оказывают посильную помощь в проведении различных мероприятий;
  • - посещают занятия, праздники, родительские собрания;
  • - знакомят других родителей с опытом семейного воспитания;
  • - обращаются с инициативой по улучшению условий жизни детей в школы в различные государственные учреждения разных уровней.

Таким образом, требования к педагогической культуре родителей в программе не определены. Опираясь на вышеуказанные требования, а также на понятие «педагогическая культура», мы определяем следующие критерии:

  • 1)когнитивный критерий и его показатель: знания основных воз-растных и психологических особенностей мдадших школьников начальных классов.
  • 2)эмоциональный критерий и его показатель: проявление интереса

к взаимоотношениям ребёнка с педагогами; статусу ребёнка среди сверст-ников.

3)деятельностный критерий и его показатель: участие в мероприятиях школьного заведения в аспекте работы с родителями.

Табл. 1.1. Критерии и уровневые показатели педагогической культуры родителей

Критерии Высокий уровень Достаточный уровень Средний уровень Низкий уровень

Когнитивный Широкая эрудиция в области вопросов воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Систематическое пополнение своих знаний посредством различных форм: самообразования, посещения лекций, тренингов и т.п.

Достаточный объем знаний основных возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Осознанное стремление пополнять свои знания о содержании школьного образования посредством чтения педагогической литературы, посещения консультаций специалистов школьного заведения.

Отдельные представления о возрастных, психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

Значительная часть представлений основана на высказываниях других родителей, а не на педагогических источниках.

Эпизодический интерес к содержанию наглядно-информационных материалов для родителей.

Несистематическое посещение мероприятий для родителей в школьном заведении. Отрывочные, часто педагогически неправильные взгляды на воспитание и обучение детей.

Проявление равнодушия практически ко всем материалам педагогической пропаганды.

Негативные высказывания по содержанию мероприятий педагогического просвещения родителей.

Эмоциональный Глубокий интерес к развитию своего ребенка, его взаимоотношениями со взрослым и сверстниками.

Требовательное, уважительное, любящее отношение к собственному ребенку.

Стойкое проявление интереса к взаимоотношениям ребенка со взрослыми и сверстниками, выражающееся в вопросах, адресованными педагогу, собственному ребенку.

Проявление желания конструктивно разобраться в возникших проблемах статуса ребенка в группе сверстников.

Требовательное, уважительное, любящее отношение к собственному ребенку. Несистематическое проявление интереса к взаимоотношениям ребенка со взрослыми, сверстниками.

Проявление интереса в случае поступления жалобы от собственного ребенка на окружающих.

Стремление защитить интересы своего ребенка без выяснения истинных при-чин конфликта.

Любящее, но Часто попустительское отношение к поступкам ребенка. Эпизодическое проявление интереса к мнению педагогов о поведении и развитии ребенка.

Негативное отношение в адрес критики ребенка.

Стремление защитить собственного ребенка перед сверстником без анализа причины конфликта.

Манипулятивное отношение к проступкам собственного ребенка, во многом зависящее от настроения родителя.

Деятельностный Инициативная позиция во взаимодействии школьного Заведения и семьи.

Систематическое и активное участие в мероприятиях школьного заведения в аспекте работы с родителями.

Участие в работе родительского комитета или родительского актива.

Обращение с инициативой по улучшению условий жизни детей в школе в различные государственные учреждения разных уровней

Несистематическое проявление участие в мероприятиях школьного учебного заведения.

Нерегулярное участие в родительских собраниях. Эпизодическое оказание посильной помощи школьному учебному заведению.

Эпизодическое участие в мероприятиях школьного учебного заведения.

Отклонение от оказания посильной помощи школьному учебному заведению.

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь школы, работают над повышением уровня педагогических знаний, согласуют свои требования к ребенку с требованием школы (46,5% исследуемых семей).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся получать педагогические знания, положительно реагируют на руководство школой воспитанием детей в семье. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учебу (48% исследуемых родителей).

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Родители не поддерживают должных контактов со школой, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка (4,5% исследуемых родителей). Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.

Соответственно уровням выделяются три группы родителей:

Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.

Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.

Родители третей группы не справляются с возложенной на них обя-занностью воспитания детей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных педагогов, учителей по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых строить педагогическое просвещение родителей этого уровня.

Введение

Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать дошкольное образование. Процессы обновления предъявляют повышенные требования к организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.

В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.

Педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

Но зачастую не всегда семье и детскому саду хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между ними всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит.

Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Анализ поведения малышей дома должен дополняться анализом его поведения в группе, поведения в коллективе. Воспитателю непросто корректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его домашней жизни. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Воспитателю необходимо учитывать возраст родителей, их образовательный уровень, наличие или отсутствие специальных знаний, необходимых для воспитания детей; желание взаимодействия с ДОУ. Педагог должен владеть навыками организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы с родителями с целью повышения их родительской компетентности, оптимизации детско-родительских отношений, объединения интересов родителей и педагогов для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса.

Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Актуальность проекта.

Исходя из актуальности исследуемой проблемы, темой проекта является: «Особенности работы воспитателя с семьей по повышению педагогической культуры родителей».

Цель проекта.

Изучить особенности работы воспитателя с семьей, провести ряд мероприятий по повышению педагогической культуры родителей.

Гипотеза проекта:

Если в педагогическом процессе использовать разнообразные формы и методы работы с семьей, то возможно повышение педагогической культуры родителей.

Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта.

2. Изучить возможности работы воспитателя по повышению педагогической культуры родителей.

3. Выявить наиболее эффективные формы работы воспитателя по повышению педагогической культуры родителей.

4. Разработать серию конспектов мероприятий с родителями по повышению их педагогической культуры.

Этапы реализации работы дошкольного учреждения с семьей

Первоначальное знакомство с семьей происходило при поступлении ребенка в детский сад. Собиралась информация о ребенке и родителях, оформлялся «Социальный паспорт семьи»; выяснялись проблемы, с которыми в воспитании и развитии ребенка приходится сталкиваться дома; определялся круг вопросов интересных родителям, получить ответ, на которые они могут в процессе совместных мероприятий и индивидуальных консультаций.

С целью изучения уровня педагогической культуры семей использовались следующие методы: анкетирование родителей (см. Приложение №5), индивидуальные беседы, тестирование (см. Приложение №6), наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья».

Изучение семьи воспитанника позволило ближе познакомиться с ней, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Целью данного этапа исследования является выявление особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определение типа семьи, образовательного уровня, социального положения и составление социально-демографического паспорта семьи.

2. Выявление основных семейных ценностей.

3. Выявление уровня педагогической культуры родителей.

Изучение уровня педагогической культуры родителей начиналось с того момента, когда родители приводили детей в детский сад и забирали их домой, то есть проводилось наблюдение за общением родителей и детей. По общению можно сказать, какое отношение между ребенком и родителями, какой стиль общения в семье преобладает. Было отмечено, что не все родители спрашивают или с интересом слушают своих детей о проведенном дне. Также очень мало родителей интересуется поделками, рисунками своих детей. По такому отношению можно понять, как родители относятся к разностороннему развитию своих детей, они считают, что для детей важна только материальная обеспеченность. Также во время ухода детей домой проводились беседы с родителями, чаще индивидуальные. Также был использован наглядный метод сотрудничества с родителями. Были оформлены рекомендации для родителей на темы: «Книга и ребенок», «Игры в семье», творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты), консультации для родителей, дни открытых дверей.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на мероприятиях в детском саду:

Посещение родительских собраний и консультаций;

Присутствие родителей на детских праздниках,

Участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;

Участие в выставках, вернисажах;

Выпуск журналов и книг;

Посещение «Дня открытых дверей»;

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей .

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу: «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог – психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, все более нуждаются в помощи специалистов.

Исходя из выше перечисленного, я в 2010-2011г. продолжила работу над проблемой взаимодействия детского сада и семьи и сформулировала цели так:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Вся работа с родителями осуществлялась в 3 этапа :

1 этап – в начале учебного года провела обследование родительского контингента детского сада и анализировала его состав (приложение 3). Так в 2010-2011 учебном году выявились следующие категории родителей:

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ

ТИП СЕМЕЙ

ПО СОСТАВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ

ПО УРОВНЮ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

Трудности в адаптации,

Агрессивность,

Проблемы общения со сверстниками,

Не усвоение программы и другие.

3 этап – анализ полученных данных и составление плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год (приложение 4).

С целью выявления уровня педагогической культуры родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой (см. Приложение №4).

10% - получают педагогические знания из средств массовой информации,

30% - читают педагогическую литературу,

60% семей - получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других.

На второй вопрос 20% опрошенных ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей,

45% семей выбрали ответ «скорее нет, чем да»,

35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.

Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании:

С непослушанием ребенка - 40% семей,

Не поддерживают другие члены семьи – 20%,

Испытывают недостаток педагогических знаний - 25% семей,

Ребенок неусидчив, невнимателен - 15%.

Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет. Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20% - освобождение женщины от работы, 15% - увеличение тиража педагогических журналов, 25% - введение консультационных пунктов для родителей, 15% родителей - не считают нужным улучшать воспитание в семье.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что

30% семей - со средним уровнем педагогической культуры;

70% - с низким уровнем;

высокий уровень - отсутствует.

Таким образом, я пришла к выводу, что уровень психолого-педагогической просвещенности родителей - низкий. Родители не испытывают потребности в получении педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.

Полученные данные позволяют наметить план работы по педагогическому сопровождению родительской общественности в целях повышения педагогической грамотности родителей.

Планирование работы с родителями включено в раздел годового плана ДОУ и перспективных планов и является обязательным для всех педагогов. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Традиционные формы работы с родителями такие, как консультации, родительские собрания, изготовление папок – передвижек всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Я не отказалась и от них, но решила использовать новые, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Характерная черта моих идей – перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая «работа с семьей» в сторону паритетного и партнерского участия основных субъектов воспитания в жизни ребенка. Только при таком подходе можно говорить об ответственности родителей и социальном партнерстве ДОУ.

Вот некоторые из них:

Сайт общения,

Выпуск журнала «Дошколенок» (приложение 5);

- «День открытых дверей»;

Клуб «Мамина школа»;

Совместные конкурсы: «Удивительное рядом», «Осенние проделки», «Поймай мгновенье в объектив»;

Совместные мероприятия (школа, детский сад, родители);

Проведение совместных акций;

Открытые занятия с детьми для родителей;

Тренинги;

Наглядное оформление стендов совместно с родителями (приложение 6);

Памятки для родителей, брошюры (приложение 7).

Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого–педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста, познакомить с данными диагностических обследований, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на стиль общения с детьми, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Сайд общения.

В контакте создана закрытая группа, в которую по определенному паролю могут вступить родители группы. Каждый родитель, может задать интересующий его вопрос, внести свои предложения, а на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Журнал «Дошколенок»

Журнал выпускается один раз в месяц специалистами детского сада, тиражом 100 экземпляров. В газете раскрываются актуальные темы, описывается жизнь и развитие детского сада.

Дни открытых дверей в ДОУ

На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, имеющие детей дошкольного возраста, проживающих в нашем микрорайоне.

Клуб «Мамина школа»

Клуб организован по запросам родителей, проводится четыре раза в учебном году специалистами нашего детского сада. Целью является – освещение вопросов воспитания и ухода за детьми, подготовки к школе. (План работы «Маминой школы на 2011-2012 учебный год – приложение 8)

Совместные конкурсы

Вместе с родителями дети изготавливают поделки, рисуют рисунки, сочиняют рассказы и сказки, затем открытым голосованием, дети с родителями выбирают наиболее понравившийся шедевр. Администрация детского сада организует награждение.

Конкурс «Удивительное рядом» (поделки их природного материала)

Конкурс «Осенние проделки»

Фотовыставка «Поймай мгновенье в объектив»

Совместные мероприятия

Одна из востребованных родителями и детьми форма взаимодействия. Родители активно участвуют в организации и проведении мероприятий.

«День Бантика»

«День отцов»

«Масленица»

«Стана улыбок и чудес»

Для того чтобы сделать жизнь ребят более яркой, праздничной, весёлой, разнообразной, а также научить взаимодействовать с детьми родителей, мы проводим такие праздники:

«Праздник жёлтого листочка»,

«Праздник весёлых клоунов»,

«Праздник воздушных шаров»,

«Праздник конфетных фантиков»,

«Праздник первой снежинки»,

«Праздник солнечных зайчиков»,

Участие родителей в составлении сценариев выпускных тоже стало традицией детского сада.

Всё это вместе, на мой взгляд, способствует вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Проведённое исследование доказало, что использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.

В результате проделанной работы увеличилось количество родителей, которые считают, что для улучшения воспитания ребенка в семье необходимы регулярные встречи со специалистами в ДОУ. Родители по-прежнему сталкиваются с трудностями в воспитании детей, но число родителей, испытывающих недостаток педагогических знаний, увеличилось. В результате сравнительного анализа уровня сформированности педагогической культуры родителей выявлена положительная динамика. Увеличилось число родителей со средним уровнем педагогической культуры. Появился 1% родителей с высоким уровнем. У родителей отмечаются благоприятные стремления в изменении методов общения с ребенком.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять воспитатель, используя все полученные знания на практике, а главное - с родителями детей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, теперь обстановка иная.

Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. - М.: Топикал, 1994. – 608 с.
  2. Антонова Т.И., Волкова Е.П., Мишина Н.А. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.- 2008. № 6, С. 10-12.
  3. Арнаутова Е.М. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. № 9,С.4.
  4. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003,С.67-69.
  5. Белоногова Г.Е., Хитрова Л.А. Педагогические знания - родителям // «Дошкольное воспитание».- 2003. № 1,С 9.
  6. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2005.С.6-7.
  7. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998, С. 26-30.
  8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005, С. 80.
  9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007, С.128.
  10. Любина Г.Б. Как воспитать своего ребенка удачником. - // «Дошкольное воспитание». - 1997. № 12,С.10-11.
  11. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО «ИнтелТех», Правление о-ва «Знание» России, 1994.-160с.
  12. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 2002. - С.67.
  13. Свирская Л.С. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
  14. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2002.-182 с.
  15. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. Семейное воспитание, 2007. - С.8.
  16. Филлипов A.M. Педагогическая пропаганда и пути ее усовершенствования. - М., 1992.-120с.
  17. Фромм А.К. Азбука для родителей. - Л.: Лениздат, 1991. - 318 с.
  18. Хамяляйнен Ю.М. Воспитание родителей: концепции, направления, перспективы. - М., 1993. - 112 с.
  19. Харчев А.Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Статистика, 1978. - 224 с.
  20. Холостова Е.Н. Социальная работа в семье: проблемы и поиск их решения. //Семья в России. - 1994. - N2 - с. 138-147.
  21. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка - М.: Педагогика, 1989. - 154 с.
  22. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка как актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. //Актуальные вопросы развития личности. - Шадринск: Исеть, 1995. -156 с.
  23. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы. //Социальная работа - 1992. - N7 - с.71-81.
  24. Щербич Л.И. Кузнецова Н.В. Семья и общество. //Социальная работа. -1993.-N7, C.5-36.
  25. Эволюция семьи и семейной политики. - М.: Наука, 1992. - 138 с.
  26. CrazyMama.ru/article.php. Детские проступки: наказания и поощрения, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://avto56.comhttp://www.ymca-smile.ru, 23.01 2012.

Полную версию работы с приложениями + презентацию можно скачать .

С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья».

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Целью данного этапа исследования является выявление особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников второй младшей группы Цветик-семицветик. С этой целью решались следующие задачи:

1. Определение типа семьи, образовательного уровня, социального положения и составление социально-демографического паспорта семьи.

2. Выявление основных семейных ценностей.

3. Выявление уровня педагогической культуры родителей.

Диагностика проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения “Солнечный зайчик” с двадцатью родителями второй младшей группы Цветик-семицветик 18 сентября.

С целью корректировки педагогического воздействия необходимо составление социально-демографического паспорта семьи (Приложение 1).

В результате изучения семей по социальному, образовательному признакам получены следующие результаты (Приложение 2). 15% семей являются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу родителей составляют рабочие - 40,5%. 13,5% родителей являются работниками коммерческих организаций, 8% - инженеры. Работники бюджетных организаций (врачи, учителя,..) составляют 16%. Большая группа родителей, в основном матерей, не работают - 22% .

Образовательный уровень родителей: среднее --13,5%, среднее техническое - 43,5%, среднее педагогическое -- 8%, неполное высшее --8% ; высшее -- 27% .

Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного воспитания и для проведения дифференцированного общения с родителями.

Под ценностями мы подразумеваем то, что в данной семье считают самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что направлены основные усилия. С целью анализа семейных ценностей родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужно выбрать три самых главных качества и проранжировать их (Приложение 3).

В результате анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой ценностью 40 % обследуемых считают здоровье, 20% - материальный достаток, 15% выделили самым важным ум, 10% - послушание, 10% выбрали умение находить выход в любой ситуации, 5% - самостоятельность.

Примечательно, что ни кем из опрошенных не были выбраны такие качества как ответственность, умение подчиняться, верность, доброта, образованность.

С целью выявления уровня педагогической культуры родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой (Приложение 4). Обследовалось 20 родителей. 15% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 30% читают педагогическую литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других.

На второй вопрос 20% опрошенных ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей, 45% семей выбрали ответ «скорее нет, чем да», 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.

Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка - 40% семей, не поддерживают другие члены семьи - 20%, испытывают недостаток педагогических знаний 25% семей, ребенок неусидчив, невнимателен - 15%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

Для воспитания ребенка 15% обследуемых используют метод порицания, 50% семей - наказания, поощрение используют 20%, а запрещение - 15% семей.

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей.

Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.

Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.

Полученные данные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 6 человек со средним уровнем педагогической культуры - 30%, 14 человек - с низким уровнем - 70%, высокий уровень в обследуемой группе отсутствует. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.