Формирование языковой компетентности у детей с общим недоразвитием речи средствами русской сказки. Коммуникативная компетентность дошкольников Развитие коммуникативно речевых компетенций у дошкольников

Наталья Михайлова
Формирование коммуникативно-речевой компетенции старших дошкольников

«Формирование коммуникативно- речевой компетенции старших дошкольников с применением игровых технологий»

«Первоначальная функция речи – коммуникативная . Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Л. С. Выготский (советский психолог)

Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства . Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка.

Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей

(Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) понимают определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности , направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Отсюда мы ставим задачи :

Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

Развивать навыки ситуативно-делового общения;

Развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника , так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки , умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

1. В основу речевого развития входит наличие игрового и дидактического материала, направленного на развитие : 1. артикуляционной гимнастики

Предметные картинки-опоры;

Схемы артикуляционных упражнений;

Артикуляционная гимнастика в альбомах;

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

2. закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи

Разноцветные мячики;

Султанчики;

Бумажные снежинки, листочки;

Дудочки

Разнообразные вертушки;

Трубочки;

Шары для надувания;

Готовые пособия

Дыхательная гимнастика в стихах и картинках

игры : «Буря в стакане» ; «Чей кораблик доберется быстрее» ; «Загони мяч в ворота» , «Фокус» , «Фокус на ладони» , «Парусная лодка»

3. развитие мелкой моторики пальцев рук

Сухой бассейн;

Шнуровки

Мозаика, пазлы

Массажные валики, мячики, прищепки

Мячики су - джок

Трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки

Счетные палочки, палочки Кюизенера

Пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ;

Игры на штриховку

Различный материал для составления букв : горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, пуговицы и т. д.

4. формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты;

Звуковые коробочки;

Детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т. д.

Предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;

Звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков) ;

Индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;

Схемы слова;

Звуковые дорожки, звуковая лесенка;

Альбомы по слоговой структуре слова;

Игры и пособия для автоматизации звуков

Мелкие игрушки;

Предметные картинки;

Сюжетные картинки;

Различные виды театров;

Альбомы на каждый звук;

Логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;

Чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;

Схема характеристики звуков;

Схема слова

Материал для активизации словаря, обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий

Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные) ;

Картинки, с изображением животных и их детенышей;

Картинки на подбор антонимов;

Картинки для упражнений по подбору родственных слов;

Картинки на игру «Четвертый лишний» ;

Иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов;

Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении;

Развивающие пазлы, лото;

игры : «Подбери пару» , «Кто больше назовет» , «Часть и целое» , «Большие и маленькие» ,«Чей хвост?» , «Один - много» , «Назови ласково» , «Чего нет?» , «Что из чего сделано» ; «Прогноз погоды» ; «Одень куклу» ; «В мире животных» ; «Детский компьютер » , «Разноцветный сундучок» , «Чудесный мешочек» и др.

речи :

Библиотека детских книг

Материал для развития связной речи :

Наборы сюжетных картинок для составления рассказов;

Серии сюжетных картинок на различные темы;

Выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей

составлению описательных рассказов.

Схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.

Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.

Библиотека детских книг

Публикации по теме:

«Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников». Организация работы по развитию коммуникативно - речевой активности детей осуществляется в ДОУ во всех режимных моментах, в условиях совместной.

Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников Одной из важных составляющих любой профессиональной деятельности является языковая и коммуникативная компетентность. Современный русский.

Формирование математических способностей у старших дошкольников Консультация для родителей Формирование математических способностей у старших дошкольников Математическое развитие детей дошкольного возраста.

Игровая дидактика «Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности» Человек должен быть сильным, здоровым и красивым. Не секрет, что самый правильный и короткий путь к этому идеалу -занятия спортом с раннего.

Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников» Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди.

Опыт работы «Формирование речевой культуры у младших дошкольников» На протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я работала логопедом в детском саду. В настоящее время воспитатель. Начав.

Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников Ранний возраст – важный этап в развитии ребенка. В это время важное место занимает эмоциональное общение между малышом и взрослым, которое.

Усынина Татьяна Александровна,Воспитатель первой категории МБДОУдетский сад комбинированного вида № 54 г.Екатеринбург[email protected]

Эрденова Татьяна СтаниславовнаВоспитатель первой категории МБДОУдетский сад комбинированного вида № 54 г.ЕкатеринбургЕ[email protected]

Формирование коммуникативноречевой компетенции старших дошкольников с применением игровых технологий

Аннотация.Встатье рассмотрены проблемы формирования коммуникативной компетенции дошкольников в современныхусловиях, а также представлены технологии, направленные на повышения уровня коммуникативноречевого развития детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова: коммуникативноречевая компетенция, общение. дошкольный возраст, компетентностный подход, коррекционная программа, игровые технологии.

В условиях внедрения в теорию и практику дошкольного образования компетентностного подхода, проблема формирования ключевых компетенций дошкольниковсегодня особенно актуальна.Компетентностный подход, олицетворяющий инновационный процесс в образовании,закреплен Федеральным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования. Требования Стандарта к результатам освоения Основной образовательной Программыдетского садавыступают в виде целевых ориентиров дошкольногообразования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Детский сад –первая ступень в системе образования ребёнка. Следующая ступень –начальная школа. Важно помнить о необходимости реализации принципа преемственности между детским садом и школой в целом, в том числе и в развитии речи, обучении родному языку. Такой принцип обозначен в Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативноречевой компетенции ребёнка в Дошкольном Учреждениии ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению –наиболееактуальные задачи воспитательнообразовательного процесса в детском саду и школе.С учетом вышеизложенного нами было проведено исследование коммуникативноречевой компетенции дошкольников, котороепроводилось на базе детского сада комбинированного вида № 54 г. Екатеринбургав феврале 2015 года.Эмпирическую выборку составили 18 воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности и 20 детей группы общеразвивающей направленности. В нашем эмпирическом исследовании использовались следующие методы организации исследования для сбора данных –стандартизированные диагностические методики, беседа, метод экспертных оценок анкетирование; для обработки результатов –методы:описательнаястатистика, сравнительный, корреляционный анализ данных.В соответствии с поставленной целью были подобраны следующие методики:Коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки» Е.О. Смирнова, Е.А. Калягин.

Данная методика позволяет выявить коммуникативную компетентность ребёнка в общении со сверстникамиПо ответам детей мы оценили их коммуникативную компетентность:Высокая –дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях.Средняя –ответы говорили о явно недостаточной социальной компетентности, или носили агрессивный характер.Низкая –проявляли полную беспомощность.Анкета оценки коммуникативных качествребенка. Р.С. Немов Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности детей, поступающих в школу, и младших школьников, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.Диагностика обследования устной речидетей старшего дошкольного

и младшего школьного возраста,О.Б. Иншаков.По результатам проведенного исследования нами был выявлен недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции старших дошкольников. Например, в общении со сверстниками дошкольники принимают на себя второстепенные роли, или предпочитают играть самостоятельно. Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствиемв формировании игрового процесса. Это проявляется в наличии определенных нарушений в общении –уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнениемили желанием другого, жалобы педагогу.Преобладание низкого уровня коммуникативной компетенции дошкольников дает основания для коррекционной работы по развитию всех коммуникативных качеству детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка, игра и общение выступают основными содержательными компонентами программ, направленных на формирование коммуникативной компетенции дошкольников.В таких программахиспользуютсяэлементы психогимнастики, упражнения и этюды, направленные на повышение сплоченности группы, на обеспечение безопасного пространства для общения, способности к эмоциональной децентрации, психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду .В соответствии с вышесказанным, можно говорить о том, что игра является эффективным способом психокоррекции нарушений эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста и развития их личности.Цельюнашей коррекционной программы явилосьразвитие коммуникативноречевой компетенции, взаимодействия ребенка с социальным окружением и устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения,повысить самооценку детей, их уверенность в себе, через игру.В таблице 1 представлены некоторые особенности реализации программыТаблица 1Календарнотематический план по этапам программы коррекции коммуникативноречевой компетентности детей старшего дошкольного возраста

Месяц№занятияКраткое содержаниезанятийИспользуемыйигровойматериал1234

1занятиеЗанятие посвящено знакомству детей друг с другом, создание положительного эмоционального фона,развитию диалогическойречиИгры: «Жмурки», «Паровозик», «Хоровод».Шапочки для игры в «Паровозик».

2занятиеЦель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, развитие информационнокоммуникативных умений (умение договаривать, слушать и слышать друг друга). Игры: «Жмурки», «Жучок», «Хоровод», игры по выбору детей (свободное время).Настольные игры, строительный материал.

3занятиеЦель: выявить уровень притязаний у детей, особенности самооценки, снятие агрессии, развивать умения высказыватьсяИгры: «Скучно, скучно так сидеть», «Море волнуется», «Хоровод». Упражнения на расслабление, сюжетноролевые игры «Семья», «Детский сад».Метод «Цветопись» (А.М. Прихожан, А.Н. Лутошкин). «Рисуем эмоции пальцами»Для игры в «Семью» и «Детский сад» набор кукол, мебели, посуды.Краски, бумага, кисточки.

4занятие

Цель: учиться действовать совместно, снятие эмоционального напряжения, развивать моторнослуховую память, учиться выражать свои эмоции цветом.Игры: «Запомни движение», «Страна клякс», «Хоровод».Сочинение «Сказка по кругу» (сочинение по методу Д. Родари «Бином фантазии»).«Цветопись».Мелкие игрушки для проигрывании сказки.Краски, бумага, кисточки.

В качестве вывода хотелось бы отметить, что становление начальной коммуникативной компетенции сегодня становится одним из важнейших приоритетов в работе педагога по развитию речи детей дошкольного возраста.Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагаетсвободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.Выбор игровых технологий при составлении программ, направленных на повышение сформированности коммуникативной компетенции дошкольников, обусловлен спецификой дошкольного детства, а также ориентацией на удовлетворение определенных требований, закрепленных в Стандарте: ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;технология должна носить здоровьесберегающий характер;основу технологии составляет личностноориентированное взаимодействие с ребенком;реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

При соблюдении всех требований и грамотном использовании программа, содержащая игровые технологии,позволит наиболее рационально организовать работу группы детей старшего дошкольного возраста, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной коммуникативноречевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Ссылки на источники1. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.М. Академия, 2006.384 с.2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования –ООО Издательский дом «Ажур». 2014.24 с.

«Умение общаться с другими людьми, действовать совместно

С ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться,

познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно,

по своему видеть и понимать жизнь - это и еще многое

другое несет в себе дошкольное детство» Л.А. Венгер

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид со циальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что по требность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л.А., Выгот ский Л.С., Лисина М.И., Мухина В.С., Рузская А.С., Богуславская З.М., Смир нова Е.О., Галигузова Л.Н. и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

При исследовании процесса общения у детей большое значение придается проблеме психологической подготовки старших дошкольников к школе, в реше нии которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка.

Поскольку решающую роль в развитии ребенка играет его общение со взрослым, начинаем разговор именно с него (слайд № 2).

Развитие разных аспектов общения обуславливает несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, или уровней, на каждом из которых общение выступает в целостной, качественно своеобразной форме.

М.И. Лисина выделила четыре формы общения, (слайд № 3) сменяющих друг друга на протяжении первых 7 лет жизни ребенка:

Ситуативно-личностное;

Ситуативно-деловое;

Внеситуативно-познавательное;

Внеситуативно-личностная.

Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (I полугодие жизни) в развитом виде имеет вид так называемого комплекса - сложного поведения, включающего сосредоточение, взгляд в лицо другого человека, улыбку, вокализа ции и двигательное оживление. Общение младенца со взрослым протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста.

Ситуативно-деловая форма общения (6 месяцев - 2 года) протекает на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. Помимо внимания и добро желательности ребенок раннего возраста начинает испытывать потребность и в сотрудничестве взрослого. Последнее не сводится к простой помощи; детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Ведущими становятся деловые мотивы общения. Основные средства общения - предметно-действенные операции. Важнейшим приобретением детей раннего возраста является понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения: будучи наиболее совершенным средством общения, она появляется для целей общения и в его контексте.

Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет) развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих воз можностей дети стремятся к своеобразному теоретическому сотрудничеству со взрослыми, состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоот ношений в предметном мире. Наиболее типична эта форма общения для младших и средних дошкольников. У многих детей она остается высшим достижением до конца дошкольного детства.

Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.

Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрос лому: он рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это толь ко кажется, потому что вдруг малыш начинает задавать такие вопросы, на которые не всякий взрослый сразу найдет ответ:

Почему луна на землю не падает?

Почему у собаки много ног, а у меня две?

А если Пушкин умер, почему же тогда сказки Пушкина?

Может козел жениться на еже и какие у них будут дети - с рогами или с иголками?

Почему курица не летает, а крылья у нее есть?

Почему девочки носят платья, а мальчики нет?

В 4-5 лет дети буквально засыпают взрослых подобными воп росами. Этот возраст называют иногда «возрастом почемучек».

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет) - высшая форма коммуникативной деятельности детей в дошкольном детстве. В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предмет ного мира, мира людей, а не вещей. Она формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к взаимодействию, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь общение имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Старший партнер служит источником знаний о социальных явле ниях и одновременно сам становится объектом познания как член общества, как особая личность. Благодаря успехам детей в рамках внеситуативно-личностного общения одни достигают состояния готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика.

Однако в реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков возникновения тех или иных форм общения. Бывает, что дети до конца дошколь ного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. Например, дошкольник стремится только к физическому контакту со взрослым - обнимает, целует его, замирает от удовольствия, когда его гладят по головке, и т. д. При этом всякий разговор или совместная игра вызывают у него смущение, замк нутость и даже отказ от общения. Единственное, что нужно ре бенку от взрослого - это его внимание и доброжелательность. Такой тип общения нормален для 2-6-месячного малыша, но если он является основным для пятилетнего ребенка - это тре вожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в его развитии. Обычно это отставание вызвано тем, что ребенок в раннем возрасте недополучил необходимого ему лич ностного, эмоционального общения со взрослым, оно, как пра вило, наблюдается у воспитанников детских домов.

В нормальных условиях воспитания это явление встречает ся довольно редко. Но задержка на уровне ситуативно-делово го общения до конца дошкольного возраста является более ти пичной: ребенок с удовольствием играет со взрослым, но избе гает любого разговора на познавательные и личностные темы. Это естественно для малыша в 2-4 года, но у пяти-шестилет-нсго ребенка такого быть не должно. Если до шестилетнего воз раста интересы ребенка ограничиваются предметными действи ями и играми, а высказывания касаются только окружающих вещей и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в его развитии.

В некоторых довольно редких случаях развитие общения опережает возраст ребенка. Например, малыш уже в 3-4 года проявляет интерес к личностным проблемам, человеческим отно шениям, любит и может разговаривать о том, как надо себя вести, стремится действовать по правилам. В таких случаях мож но говорить о внеситуативно-личностном общении уже в младшем дошкольном возрасте.

Получается, что возраст ребенка далеко не всегда определяет форму его общения со взрослым. Конечно, наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключают ся все остальные и что ребенок, достигший внеситуативно-лич ностной формы общения, должен только и делать, что разго варивать со взрослым на личностные темы. В реальной жизни со существуют самые разные формы общения, которые используют ся в зависимости от ситуации.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым (слайд № 4). В жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят дру гие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помощью раз личных действий, анализ которых позволил М.И.Лисиной выделить четыре основные категории (слайд № 5).

1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассмат ривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушев ленным предметам. По наблюдениям Лисиной, такое отношение свойственно детям, которые пришли в детский сад сразу, как только им исполнился один год.

2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отлича ются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похло пать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.

3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории дейст вий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относятся взгляд глаза в глаза, улыбки, вербальные формы общения.

4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодей ствия детей друг с другом. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый - ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно от ношение к сверстнику как к объекту действий , то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником. После 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят посто янного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. Но, тем не менее, интерес к сверст нику постепенно растет.

К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую дея тельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует заметить, что игрушки и предметы, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения - «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность, непо средственность». Большинство совместных игр основано, на стремлении детей подражать друг другу.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попере менно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоцио нальный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмо ции. В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые.

Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появля ется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потреб ность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Дошкольники видят в других прежде всего самого себя: отношение к себе и предмет для сравнения с собой. А сам сверстник, его желания, интересы, действия, качества совершенно не важны: они просто не замечаются и не воспринимаются. Получается, что, испытывая потреб ность в признании и восхищении других, сами дети не хотят и не могут выразить одобрение другому, своему сверстнику, они просто не замечают его достоинств. В этом и состоит первая и главная причина бесконечных детских ссор.

В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их то варищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конку рентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоцио нальными. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов.

Таким образом, в середине дошкольного возраста происходит глубокая каче ственная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок стано вится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и дру гого. Такое сравнение отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим для 4-5-летнего ребенка становится сверстник.

Трудность в том, что многие особенности восприятия человека у детей связаны с тем, что ре бенок видит и чувствует только то, что находится перед глазами, т. е. внешнее поведение другого (и те неприятности, которые это поведение может ему принести). А то, что за этим поведением стоят желания, настроения другого - им представить трудно. В этом детям должны помочь взрослые. Нужно расширить представления ребенка о человеке, вывести их за пределы воспринимаемой ситуации, показать другого ребенка с его «невидимой», внутрен ней стороны: что он любит, "почему он поступает так, а не иначе. Сам ребенок, сколько бы он ни находился в обществе сверстников, никогда не откроет их внутренней жизни, а будет видеть в них лишь возможность для самоутверждения или условие для своей игры.

Но понять внутреннюю жизнь другого он не сможет, пока не поймет самого себя. Это понимание себя может прийти только через взрослого. Рассказывая ребенку о других людях, об их со мнениях, раздумьях, решениях, читая ему книжки или обсуждая фильмы, взрослый открывает маленькому человеку то, что за каждым внешним действием стоит решение или настроение, что у каждого человека есть своя внутренняя жизнь, что отдельные поступки людей связаны между собой. Очень полезно задавать вопросы о самом ребенке и его побуждениях и намерениях: «Почему ты так сделал?», «Как будешь играть?», «Зачем тебе ку бики?» и т. д. Даже если ребенок ничего не сможет ответить, ему очень полезно подумать об этом, связать свои действия с ок ружающими людьми, попытаться заглянуть в себя и объяснить свое поведение. И когда он почувствует, что ему бывает трудно, весело или тревожно, он сможет понять, что окружающие его дети - такие же как он, что им тоже бывает больно, обидно, они тоже хотят, чтобы их любили и берегли. И может быть, Сережа перестанет быть «жадиной» оттого, что он хочет грузовик, а Ма ринка уже не будет «противной» оттого, что ей хочется играть по-своему.

К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова сущест венно меняется. К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрас тает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования парт нера: его желания, предпочтения, настроения.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное жела ние помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Значи тельно также возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятель ность и переживания сверстника.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровес ника. Сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной. В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от кон кретных обстоятельств взаимодействия.

К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязан ности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошколь ники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т.п.

Однако важно подчеркнуть, что представленная выше последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что сущест вуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстни кам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.

Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому и что он от него хочет. За тем или иным высказыванием, действием, обращенным к собеседнику, стоит особая потребность в общении. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним, в противном случае создается лишь видимость его.

Возьмем, к примеру, детские вопросы, капризы или жалобы. Казалось бы, здесь все ясно: на вопросы нужно ответить, а капризы и жалобы не допустить. Но внимательное наблюдение показывает, что каждое из этих явлений вызывается разными причинами. Ребенок может задать вопрос из любознательности, но иногда он хочет просто обратить на себя внимание взрослого, которое гораздо важнее для него, чем ответ. Малыш капризничает, потому что устал или не знает, чем себя занять, а может быть, из-за того, что взрослый слишком ограничивает его стремление к самостоятельности. Ребенок жалуется на сверстника далеко не всегда из-за своей вредности, а зачастую потому, что через такой хитрый ход надеется получить похвалу от взрослого, которой ему так не хватает. Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно ответить на нее.

То же самое относится и к общению детей друг с другом. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Неблагополучие в одной сфере общения может повлечь за собой неудачи в другой. Ведь обе они взаимосвязаны, хотя и развиваются по своим законам. Задача взрослого состоит в том, чтобы направлять их развитие в нужное русло. А для этого необходимо знать и общие закономерности развития общения, и их специфику в разных сферах.

Показатели усвоения социальных норм и правил (слайд № 6)

На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в осо бенности, указывают многочисленные исследования (Е.В.Бондаревская, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова)

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения де тей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.

Развитие коммуникативной компетентности у детей в своей группе я начала со 2 младшей группы и эта работа продолжается по настоящее время (слайд № 7).

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Здесь ярко проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные; выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Проведя в старшей группе диагностическое обследование детей, выявила, что многие дети испытывают серьезные трудности в общение, а именно в коммуникативной компетентности. И моя задача как педагога – оказание каждому ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.

Для этого в соответствие с возрастом и содержанием обра зовательной программы, реализуемой в нашем дошкольном об разовательном учреждении (МБДОУ №15), я разработала адаптированную программу «Азбука общения» на основе литературы: Галигузова Л.Н., Смипнова Е.О. « Ступени общения: от года до семи лет», Лисина М.И. «Проблемы онтогинеза общения», Чистякова М.И. « Психогимнастика», Шпицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. « Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».

Цели программы: (слайд № 8)

Формирование у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

Приобретение навыков, умений и опыта, необходимого для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет. Срок реализации программы – 1 год. Режим работы: 4 занятия в месяц; всего 36 занятий. Занятия включают в себя как теоретическую, так и практическую часть.

В своей работе использовала различные формы и условия для усвоения детьми норм и правил поведения (слайд № 9).

Ребе нок в старшем дошкольном возрасте стремится быть хорошим, все делать правильно: вести себя, оценивать поступки сверстни ков, строить свои отношения с взрослыми и детьми. Это стрем ление, конечно же, должны поддерживать, взрослые. Поэтому в качестве основного метода я использовала метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации.

Работа по развитию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста я разделила на 7 блоков (слайд № 10).

Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Эту проблему, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. С этой целью использовала различные формы работы с родителями (слайд № 11).

Проведя диагностическое обследование детей пришла к выводу, что дети (слайд № 12)

  1. знают о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром
  2. умею адекватно оценивать и анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей
  3. у меют контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми
  4. знают основные правила этикета (приветствие, благодарность, как слушать собеседника и вести себя во время разговора, правила общения по телефону, правила хорошего тона за столом)

Выводы :

Систематическая и планомерная работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов - мои дети умеют общаться, внимательны и вежливы друг к другу, к окружающим, соблюдение правил поведения для них - норма. Они не только знают как себя вести, но и ведут, как гласит правило: относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе.


Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, где основным результатом деятельности образовательной организации становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые компетентности, основной из которых является коммуникативная. Проблема формирования коммуникативной компетентности находится в центре внимания педагогов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности.

Однако в педагогической практике на современном этапе образования обозначился ряд противоречий:

  • противоречия между традиционными подходами к воспитанию детей с речевыми нарушениями и новыми требованиями к образовательному процессу, изложенными в ФГОС ДО;
  • организация образовательного процесса предполагает активное включение в социально-коммуникативное развитие ребёнка родителей, однако позиция современного родителя демонстрирует равнодушное отношение к образовательному процессу;
  • современной идеологией образования, ориентирующего личность на самостоятельный поиск новых решений, непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией общения, низким уровнем самостоятельной познавательной, речевой деятельности у детей с нарушением речи.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями являются:

  • социальная ситуация развития ребенка;
  • совместная деятельность (ведущая игровая);
  • обучение (на основе игровой деятельности).

На основе проведенного анализа, можно сформулировать проблему: самостоятельно у детей с нарушениями речи не формируется коммуникативная компетентность, следовательно, необходима систематическая работа по овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Таким образом, целью деятельности педагога (логопеда, воспитателя) является формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями в игре.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • использование новых форм работы по формированию коммуникативной компетентности;
  • привлечение внимания и активное включение в образовательный процесс родителей дошкольника;
  • создание условий для реализации коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.

В процессе совместной образовательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи необходимо сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия :

  • умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
  • умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром;
  • умение ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
  • умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
  • умение корректировать собственное речевое поведение.

Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения; при организации активной творческой деятельности; в коллективных формах работы; в проблемных ситуациях; в речевых играх; в творческих заданиях, предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

Этапы работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи.

Основная задача первого этапа – вызвать коммуникативную потребность. Данная задача реализуется при соблюдении следующих условий:

  • смена авторитарного стиля общения на демократический;
  • соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в образовательный процесс;
  • активное участие детей в организации совместной деятельности, выборе вида деятельности;
  • проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов деятельности, выяснение их мнения.

Первый этап работы включает:

  • формирование положительного настроя на совместную деятельность;
  • привлечение внимания к сверстникам;
  • обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
  • введение невербальных средств общения.

Основная задача второго этапа – формирование представлений о правилах и способах эффективного общения.

Второй этап работы включает:

  • дальнейшее развитие невербальных средств общения;
  • обогащение способов эмоционального реагирования;
  • формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

Задача третьего этапа – автоматизация выработанных умений в игровой и свободной деятельности.

Коммуникативные умения третьего этапа работы:

  • активно вступать в диалог;
  • уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь;
  • строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • пользоваться формами речевого этикета;
  • регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

У детей дошкольного возраста с нарушениями речи не сформирована коммуникативная компетентность, недостаточно определены и целевые ориентиры. Поэтому педагогу необходимы новые формы работы.

Одной из таких форм являются речевые игры. Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Использование речевых игр в коррекционно-развивающей работе имеет свои особенности и преимущества:

  • соответствие дидактическим принципам:
  • развивающего образования;
  • практической применимости;
  • полноты, необходимости и достаточности (речевой материал подобран с учетом возраста детей);
  • интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • наглядность (картинки, презентации);
  • эффективное использование полученных знаний;
  • возможность удерживать внимание и интерес дошкольников;
  • подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей;
  • возможность учитывать индивидуальные особенности детей.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром;
  • развитие умения получать необходимую информацию в общении: «Составь рассказ по плану».

Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между педагогами и родителями.

Таким образом, речевые игры должны быть включены в образовательный процесс, так как они являются средствами формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в обществе. Формирование данных компетентностей — важное условие нормального психического развития ребенка с нарушением речи, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. 1998. № 6, с.86 — 89.
  2. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
  3. Ворошинина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни // Воспитатель. 2011. № 5, с. 73-76.
  4. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. 2003. №2, с.12-16.
  5. Ельцова О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольное воспитание. 2009. № 12, с. 21-24.
  6. Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. 2010. № 10, с. 61-67.
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
  9. Меркулова О.Н. Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию // Ребенок в детском саду. 2012. № 2, с.9-10.
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
  12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
  13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М., 2008.
  14. Чаладзе Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи / intel. innovation in education /

Савачаева А.А.,
учитель-логопед