Практический путь к самопознанию. Самопознание - путь к себе

Самопознание путь к просветлению и этого мы отрицать не можем. Оно необходимо нам для решения колоссальных задач внутри собственной личности: противоречий, лени, безынициативности и даже борьбы с депрессией. Это путь отречения от бессознательных страхов, жалости к себе и беспочвенного волнения. Мы с вами рассмотрим несколько техник самопознания и разберемся, чего же нам стоит боятся в первую очередь. Поговорим о чувстве вины и грузе ответственности, который частенько перекладываем на других людей, либо влачим «воз» дел самостоятельно. Давайте же начнем ваш путь к самосовершенствованию прямо сейчас!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Что такое самопознание?

Самопознание сущности человека больше относится к эзотерическим учениям. В нем есть что-то мистическое, заимствованное из восточных религий и наук, которые говорят нам о человеческом подсознании, умении находить комплаенс между телом и душой . Существует множество техник, с помощью которых человек прислушивается к своей душе, мыслям, находит путь, по которому действительно нужно следовать.

В соответствии с уровнями организации человека, :

  • биологическую (познание человека, как организма);
  • социальную (возможность приспосабливаться к окружающей среде с помощью знаний, правил поведения в обществе);
  • личностную (создание своей жизни, коррекция своего поведения, возможность делать выбор).

Наличие стереотипов о мужчинах и женщинах, домыслов из журналов и книг, противоречие мнений, догм психологических школ не дают вам остановится. Уделите время собственному самопознанию, собственным мыслям, а не изучению чужих! Построить эталонную мысль очень тяжело, поскольку человек на пути к познанию часто сворачивает с нужного направления. После того, как найден путь к себе, жизнь снова обретает яркие краски. Человек стремится к новым видам деятельности, становится доброжелательнее и успешные во всех жизненных сферах.

Остановите Землю - я познаю себя!

Люди бегут от себя, прячутся за работой, важностью выполнения определенных заданий, не понимая, как теряют себя. Невозможность решения своих личностных и материальных проблем загоняет человека в угол, появляются депрессия, навязчивые идеи, фобии, неуверенность в себе.

Каждый человек сталкивается с проблемами , которые превращаются для него в испытания на выдержку, умение приспосабливаться. Проблемы или рутинная работа отдаляет человека от своих внутренних потребностей. Действительностью начинает руководить разум, не учитывая желания души. Путь к себе начинается с неопознанного , воссоединение с желанием души (абстрактное понятие, для вас это может сознание или подсознание), а не только разума.

Человек скорее поверит тому, что видит, слышит или понимает, нежели тому, что невозможно ощутить с помощью органов чувств.

На пике избытка негативных явлений, необходимо остановиться и почувствовать внутреннюю тишину , задуматься о смысле жизни, своем существовании, что сделано и что еще нужно сделать.

Никогда не поздно остановится и переосмыслить свою жизнь, поменять нелюбимую работу, найти нового партнера для создания отношений, будущей крепкой семьи. Остановиться и понять, как мало любви отдается своим детям и родным, а особенно себе.

Часто от нелюбви к себе начинается сверхурочная работа, которая выматывает физически и морально, теряется время на уход за собой. С помощью анализа своей деятельности и познания своего «я», после краткой остановки, можно значительно улучшить свою жизнь, постоянно ее совершенствовать.

Самопознание путь к просветлению: принцип действия

Самопознание души и тела человека можно достичь путем определенных техник, изучения эзотерики, психологии, а также . Нет утвердительных выводов, что всем подойдет тренинг или медитация, каждый должен найти индивидуальный подход к познанию своей внутренней силы. Способности человека очень велики.

Наш разум, тело, душа способны на многое, но мы не развиваем то, что дается природой. Непонимание себя, искажение внутренних чувств ведет к деструкции личности, и в этот период важно помнить, что .

На основе определенных техник, оно помогает развить в себе те качества, которые помогут во всех сферах жизни. Например, любимое дело начнет приносить и доход, у вас отпадет необходимость в рутинной работе. В результате можно выбрать партнера, который подойдет по характеру, а также способен делать большие подвиги для сохранения вашей любви, а не терпеть моральное или физическое насилие. Различные техники самопознания помогают развиваться в моральном плане.

Не забывайте и о красоте своего тела! Ведь в человеке должно быть все прекрасно:.. и слова, и мысли, и внешность! Не забывайте следить за собой. Это один из основополагающих факторов в обществе. Если у вас отталкивающий вид, дело не в том, что у вас кривой нос, дело в том, что вы себя запустили. Пусть у вас неправильная форма носа, но это ваша фишка. Больше ни у кого из ваших знакомых нет такого интересного профиля. Может быть вам стоит задуматься над посещением фотографа?

Безжалостно избавляйтесь от внешних раздражителей. Самое лучшее – сменить обстановку, уехать в отпуск, отключить телефон, доступ к интернету, отказаться от просмотра телевизора. Если нет возможности уехать в отпуск, можно сделать что-то необычное для себя, провести день в новом месте, где давно хотелось побывать.

Техника использования наблюдений и размышлений

Когда мы осознаем, что самопознание путь к просветлению, и является важным этапом в нашей жизни, тут и начинаются первые шаги. Прекратите жить в мире иллюзий! Избавляйтесь от глупых привычек - не пользуйтесь чужой головой для генерации мыслей, думайте сами.

С помощью простой техники, вы можете приблизиться к черте осознанности. Чтобы начать пользоваться этим простым приемом, необходимо пройти 4 этапа:

  • Этап I. Осознайте, что вы не тело и не ум и даже не ваши эмоции. Учитывая законы физики, наблюдатель не может быть одновременно и предметом наблюдения.
  • Этап II. Наблюдайте за собой: за своими движениями, мыслями, эмоциями.
  • Этап III. После любой созидательной деятельности следует поток размышлений. На третьем этапе вам придется размышлять о собственных поступках и их подоплеке.
  • Этап IV. В процессе наблюдения вы приблизитесь к тому состоянию, которое называют «чистой душой». Избавитесь от лишних мыслей и сможете сконцентрироваться. Финальный этап заключает в себе поиск ответа. Кем вы являетесь?

Вы думаете, что мы забыли упомянуть об аспекте эмоций? Нет, это не так, просто эмоции являются комплексным продолжением ума. Они относятся к той части бессознательного, которая рождается и развивается вместе с нами. Мы перенимаем привычки, мы перенимаем даже мысли и реакции.

Восприятие и осознание эмоционального статуса позволяет еще глубже погрузиться в свое истинное «Я». Человек остается наблюдателем и переходит к осознанию ложности всех отождествлений. на данном этапе равен вашему познанию чистого сознания без идентификации.

Ум заходит в тупик и отключается. Понадобится много практики, чтобы в совершенстве овладеть этой техникой и избавиться от осознания тела, ума и эмоций. С каждым сеансом открываются новые возможности понятия своей сущности, появляется самопознание человека.

Техника использования медитации

Особым способом восприятия реальности, с осознанием тайного содержания внутреннего мира человека, является . С помощью нее вы можем уравновесить себя, обрести покой ума и тела, приблизиться к гармонии. Различные техники медитации направлены на работу с некоторыми видами чакр или даже на комплексную работу только с одной чакрой. Медитировать можно как под специальную музыку, так и в тишине. К примеру, индийский духовный лидер Ча́ндра Мо́хан Дже́ин, позднее известный всему миру как Ошо, говорил о том, что медитацией может стать любое действие, главное - какая степень осознанности настоящего в нем присутствует.

Самый простой метод погружения в состояние «без мыслей и мусора» являются упражнения в течении 15 минут. Самопознание путь к просветлению, вы понимаете это, и именно это понимание и должно влиять на ваше отношение к занятию медитацией. Во время таких сеансов происходит извлечение наружу негативных переживаний как эмоционального, так и физического характера.

Происходит активация подсознания, поток мыслей следует состоянию благополучия и внутренней свободы. Продолжительность техники подбирается индивидуально, в зависимости от проблем, которые тревожат человека. В среднем техника самопознания длится 10-12 дней. Если состояние медитирования нравится и приносит ощутимые результаты, можно не ограничиваться двумя неделями, а продолжать сеансы столько времени, сколько необходимо.

Вывод: человеческая сущность как она есть

После осознания своей сущности, воссоединения души и тела, человек обретает хорошее настроение, становится бодрым, полным энергии, готовым к новым достижениям. После практикических занятий по медитации, самопознание заставляет человека лучше приспосабливаться к стрессовым ситуациям, не воспринимать внешние раздражители, которые могут вывести из эмоционального равновесия.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.

Лев Николаевич Толстой

Человек учится влиять на внешний мир с помощью силы собственного намерения влиять на себя, а также исцелять эмоциональные ранения. Использование выше описанных техник исцеляет человека духовно, эмоционально, физически. Вы перестанете прятаться от мира, расширите свое представление о жизни, о своей сущности.

Не только медитация способна убедить нас в том, что самопознание путь к просветлению. Понимание приходит с опытом, который уже есть в нас самих. Эмоциональная встряска или отречение от чужих убеждений способны породить в нас желание двигаться вперед. Только взглянув в лицо самому себе можно понять, кто ты такой и чего ты стоишь!

Каждый находит свой путь к самопознанию. Для всех он свой. Путь познания человеком самого себя во многом определяет его работа, его социальное положение, его реализация среди людей.

Что такое работа в современном обществе? - для кого-то это просто способ заработка денег, и ничего личного. Для кого-то работа - смысл жизни и путь к просветлению. Для кого-то работа - это способ реализации себя в обществе, ощущение своей нужности людям. В любом случае, деятельность человека, его работа - это львиная доля жизни, стимул для развития и получения необходимых навыков и умений, его материальное и социальное положение в обществе.

Зимний путь к самопознанию

Зимой все замерзает. Активность тоже. Наверное, зимой больше размышляешь, думаешь о смысле жизни, о пути самопознания, о своей деятельности, работе... Каждое утро сложнее выталкивать себя из дома. Холодно. Столько людей едут в метро с выражением нежелания на лице. На ненавистную работу. Много людей работает, чтобы в конце месяца только «свести концы с концами». Они ежедневно встают и продолжают работать, только чтобы есть, пить, сохранять температуру тела и где-то спать. Была бы их воля, «залегли бы на зиму в спячку» на диван, перед телевизором, но кушать хочется - надо работать...


Надо ли вообще работать?

Множественные запросы о мгновенных заработках в интернете, частые случаи дауншифтинга в теплые страны «третьего мира» говорят о том, что люди устают от работы, котрая не приносит им удовлетворения и реализации.

Кто-то пытается найти заработок в интернете, и уехать от суеты в поисках пути к просветлению самопознанию.

Кто-то уезжает, накопив достаточно денег. Возвращается, когда они заканчиваются. С новым опытом, и с новыми фрустрациями по поводу своего места в этом мире.

Кто-то пытается делать бизнес. Не у всех получается. Не всем это дано и нужно. После очередного лопнувшего бизнес-проекта, с долгами и разочарованиями, человек возвращается на работу.

Кто-то постоянно «покупается» на обещания быстрых заработков, скупает все заманчивые курсы обучения и способы заработать миллионы по-быстрому. Но, когда деньги заканчиваются и в долг больше никто не дает, человеку приходится найти работу, чтобы выжить...

Что это? Люди работают только «от кнута»? и работа не более, чем средство выжить? Как же проложить путь к самопознанию, если все время тратишь только чтобы добыть «хлеб насущный»?

Как найти свой путь самореализации в условиях современного мира, в обществе людей, и кому-то это нужно?

Психология работы и путь самопознания

Что такое работа в современном обществе? - Это способ ранжирования, способ выживания и реализации себя в обществе. Почему нам сложно выталкивать себя из «своего футляра» и делать что-то, полезное для других, быть нужными людям, получая за это деньги и чувство удовлетворенности?

Системно-векторная психология изучает психику человека, объясняет системно все явления, происходящие в обществе, их причины и следствия.

Наша вселенная восьмимерна. Восемь векторов, восемь мер. Люди рождаются с определенным векторальным набором, это их «судьба», можно сказать, так как в векторах заложены желания, реакции на происходящее, склонности и интересы человека.

Большие государства имеют также свой менталитет, который накладывает отпечаток на развитие и взаимодействие этого общества. В России - это уретрально-мышечный менталитет. Это много что объясняет.

Мир перешел в кожную эпоху развития. То есть, ценности и приоритеты настоящего времени - это ценности кожного вектора , а именно, потребление, польза-выгода, экономия ресурсов, технологии, в условиях стандартизированного закона.

Кожный вектор и уретральный менталитет России - совершенно контрарные друг другу. Это проявляется в таких странных противоречиях, что, например, нам, россиянам, неудобно попросить деньги за хорошо сделанную работу, но тут же что-то украсть - это нормально. «Нагреть Лоха», «Срубить бабла», «По быстрому срубить капусты» - это все проявления архитепичной кожи, которая не может развиться правильно в условиях уретрально-мышечного менталитета России.

Русский человек искренне, на бессознательном уровне верит, что честным путем не заработаешь, только воровство и коррупция может дать богатство. Закон в России не работает. Мы презираем богатых, и хотим такими быть. Мы ненавидим Америку и запад, но хотим там жить.

Кожный запад регламентировал законом социальную жизнь. В условиях России это не работает. Уретральный менталитет россиян не приемлет ограничения, и посягательства на личную свободу.

Работа и реализация

В Советском Союзе зарплата была примерно везде одинаковая, люди искали что-то по душе, чтобы нравилось. Как правило, находили. Получали распределение на работу, уезжали. Жили скромно, не богато, но были удовлетворены в своей реализации.

Россия тяжело переходила в кожную эпоху развития человечества, и до сих пор многие люди «старой закалки» не могут найти себя в новых условиях жизни, которые быстро меняются.

Старые ценности анальной эпохи развития, такие как дружба, взаимопощь и поддержка, семья и традиции, традиционный брак и супружеская верность, сейчас постепенно уходят.

Широко популяризуются новые формы отношений между мужчиной и женщиной, такие как гражданский брак, гостевой брак, любовь на неделю и одну ночь. В работе также много что изменилось. Все реже и реже можно встретить людей, которые работают всю жизнь на одном предприятии, или даже лет пять. Все чаще работу меняют раз в два- три года. Чаще, проще поменять работу, с более выгодной оплатой, чем продвинуться в организации, где уже работаешь.

Куда катится этот мир? - мир развивается. И все это переходный период на совершенно новый формат отношений между мужчиной и женщиной, коммуникации и объединения людей, и работы.

Развитие интернета дает возможность не выходя из дома общаться со всем миром. Наблюдать из Москвы по камере в он-лайн режиме жизнь в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Искать работу на сайтах и проходить международные собеседования, посредством скайпа. Дистанционно обучаться и участвовать в он-лайн конференциях, вместе с участниками из множества стран. М объединены нтернетом, который за считанные секунды позволяет отправлять и получать письма из разных концов стран, переводить послания на разные языки, и быть постоянно на связи, вне зависимости от места нахождения.

Кто может, работает через интернет. Кто не может, учится хотя бы работать в нем, так как это требования работодателей, необходимые для всех позиций, даже далеких от интернет-технологий.

Реализация человека быстро- меняющийся ир

Мир меняется. Эпохи сменяют друг друга. Век информации. Развитие технологий. Желания людей возрастают. С каждым поколением темперамент, коллективные желания и нехватки от их реализации больше и больше. Большее давление и ощущение необходимости поиска в звуковом векторе . Путь самопознания все больше приобретает для них актуальность.

Мы усложняем ландшафт. Ландшафт, в свою очередь, усложняет нас, предполагая большие навыки и необходимые для выживания в этом мире знания. Поэтому сейчас редко рождаются люди с одним вектором, в основном, мы полиморфы, и совмещаем в себе от 2 до 5 векторов.

Каждый вектор несет в себе желания. Если мы не удовлетворяем эти желания, мы испытываем нехватки, неудовлетворение жизнью. Нам чего-то не хватает, мы не чувствуем себя счастливыми.

Информация и быстро-изменяющиеся условия жизни оказывают давление на людей со всеми векторами, навязывая нам, порой, чужие ценности. Делая работу, которая кажется нам более престижной, но не приносит удовлетворения, мы часто уходим от своей природы, чувствуем накапливающиеся фрустрации и хронический стресс.

Часто не понятно, что же нам не хватает. Почему эта, другая, третья работа не устраивает. Поиски и самопознание не приносит ничего, кроме еще накапливающихся вопросов, и нехваток. Мы путаем самих себя и всех вокруг, терзаясь и жалуясь, в поисках неизвестно чего.

Все люди хотят счастья, мудрости (истинного знания) и вечности, и вы - не исключение.

Конечно же, вы не случайно оказались на этой странице сайта эзотерики, поэтому давайте приступим к рассмотрению самой важной темы: поговорим об избавлении от материальных страданий, освобождении от иллюзий, и о познании себя - своей истинной духовной природы.

Путь к самопознанию - это и есть ключ к счастью, мудрости и вечности.

Мудрецы говорят: «Не познав себя, ты обречен на дальнейшие страдания в материальном мире, который является тюрьмой для души». И выход отсюда только один: познать «Кто я есть на самом деле». Смысл не в том, чтобы поверить кому-то на слово, что вы не тело, а чистое необусловленное сознание; смысл в том, чтобы познать это на собственном опыте - осознать свое Истинное Я. Это реально и доступно каждому, что подтверждают своим опытом мудрецы и святые, достигшие освобождения еще при жизни в физическом теле. Поэтому, у каждого из нас есть шанс, и мы можем его использовать.

Самоосознание и практика освобождения - это большая и важная тема, которой посвящен сайт самопознания , а в этой статье мы рассмотрим вопрос в общих чертах.

Высшая цель эзотерики

Слова мудрецов подтверждаются Ведами (древними знаниями об истинном положении вещей), которые гласят: «Высшей целью и предназначением человека является самопознание». Человеку, в отличие от животных, дан разум, и с помощью разума человек может вырваться из круговорота рождений и смертей, покончив со всеми страданиями материального мира, и вернуться в вечный духовный мир, в котором царит мудрость (истина) и счастье. В этом смысл человеческой формы жизни.

Конечной целью эзотерической практики (как написано на главной странице сайта) является познание Абсолютной Истины. Эзотерический путь самопознания отличается от религиозной практики, но высшая цель от этого не меняется. И эта цель вполне достижима.

Сайт самопознания - эзотерический путь к себе

Ошо, достигнув просветления (духовного освобождения), сказал: «Путь к просветлению лежит через разотождествление» . Что это означает?

Мы, являясь чистым сознанием (душой), отождествляем себя с телом и массой других вещей - именем, положением в обществе, богатством, социальными и семейными ролями и т.д. Несмотря на всю свою иллюзорность, эти отождествления заставляют нас считать себя телом, думать и действовать соответственно, что само по себе удерживает нас в материальном мире. Наши желания наслаждаться материальными благами притягивают к нам наши последующие воплощения, потому что, согласно Ведам, все желания человека обязательно будут исполнены - если не в этой жизни, то в следующей. Проблема лишь в том, что наши наслаждения и удовольствия тянут за собой последствия, которые выражаются в страданиях того или иного рода.

Самопознание, то есть, познание своей истинной нематериальной природы, несет человеку освобождение - как от иллюзий и заблуждений, так и от сомнительных радостей материального существования, которые неразрывно связаны со страданиями.

Духовное счастье несоизмеримо выше материальных удовольствий. Это подтверждают Веды, а также все святые и мудрецы. И это счастье доступно каждому из нас.

На сайте самопознания, помимо интересных и познавательных статей, предложены простые и эффективные эзотерические практики, позволяющие решить свои психологические проблемы, убрать страхи, комплексы и навязчивые желания, избавиться от иллюзий и обрести больше гармонии и счастья.

Изложенные на сайте техники, помимо всего перечисленного, помогают реализовать то, на что указывал Ошо - разотождествление. А на форуме самопознания можно почитать сотни отзывов и успехов практикующих - это поможет определиться, есть ли вам смысл идти этим путем, или искать другой.

Духовные практики и их конечная цель

Какой бы духовной, религиозной или эзотерической практикой вы ни занимались, помните, что высшей целью таких практик является самоосознание и постижение Абсолютной Истины . Все остальные цели и направления являются лишь промежуточными ступенями на пути к истинному освобождению - обретению своего изначального бытия.

Пока человек не достигнет вечности, знания и блаженства (конечной цели духовной практики), он никогда не будет удовлетворен. Можно долго «перебиваться» материальными заменителями счастья, но чувство неудовлетворенности рано или поздно приведет вас к необходимости заняться самопознанием, что, в конце концов, приведет к освобождению из тюрьмы материального мира.

Как только человек начинает отчетливо понимать, что ничто в этом бренном мире не заменит ему вечность, мудрость и настоящее счастье, он начинает осознавать высшую цель жизни, и тогда начинается его истинный духовный путь. А всё, чем он занимался до этого, кажется ему теперь бессмысленной тратой времени.

Добро пожаловать на обновленный сайт «

Эта книга – послание Ошо о том, как стать индивидуальностью. «Будь собой – хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно», – говорит Ошо. Эта книга поможет не терять уверенности в собственной значимости и уметь выражать свое «Я», не оглядываясь на авторитеты и мнения. Не становитесь чьими-то копиями, а стремитесь принять себя такими, какие вы есть, – и тогда духовные поиски приведут вас к самим себе! Прежде чем тебе удастся познать себя, ты должен быть собой. Труднее всего сделать первый шаг; второй шаг сделать очень просто. Закрой глаза, и ты увидишь, кто ты – потому что внутри больше никого нет.

Из серии: Уроки жизни (Весь)

* * *

компанией ЛитРес .

Твоя жизнь может быть полна блаженства. Но путь только один: ты должен просто быть собой, каким бы ты ни был. Прими себя. Прими себя как дар, принесенный тебе существованием; будь благодарен и начни искать то, что поможет тебе расти, поможет не стать чьей-то копией…

Ошо

ОШО является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Почему я боюсь принимать себя таким как есть?

В таком же положении все люди. Каждый боится принимать себя таким как есть. Такова обусловленность, которую многовековое прошлое человечества прививает каждому ребенку, каждому человеческому существу.

Эта стратегия проста, но очень опасна. Стратегия состоит в том, чтобы осудить человека и дать ему идеалы, таким образом побуждая его постоянно пытаться стать кем-то другим. Христианин пытается стать Иисусом, буддист пытается стать Буддой, – и кажется, этот механизм, уводящий человека прочь от самого себя, настолько действен, что даже те люди, которые его применяют, возможно, сами того не сознают.

То, что сказал Иисус на кресте, – его последние обращенные к человечеству слова бесконечно важны, особенно в данном контексте. Он молил Бога: «Отец, прости этих людей, ибо они не ведают, что творят». Это применимо к каждому отцу и к каждой матери, к каждому учителю, к каждому священнику и к каждому моралисту – ко всем тем людям, которые управляют обществом, культурой, цивилизацией; которые пытаются отлить в определенную форму бытия каждую индивидуальность. Может быть, эти люди также не ведают, что творят. Может быть, они думают, что стараются ради вашего блага. Я не подвергаю сомнению их добрые намерения, – но, безусловно, вы должны понимать, что эти люди невежественны; что они бессознательны.

Появившись на свет, маленький ребенок попадает в руки бессознательного общества. И бессознательное общество начинает отливать ребенка в форму, соответствующую своим идеалам, забывая самое главное: у ребенка есть собственный, уникальный потенциал; ребенок родился не для того, чтобы вырасти в Иисуса, Кришну или Будду, он родился для того, вырасти в самого себя. Если он не сможет вырасти в самого себя, всю жизнь он будет совершенно несчастен. Жизнь станет для него сущим адом, сущим проклятием, и он сам не будет знать, что с ним случилось. С самого начала его направили не в ту сторону, подтолкнули в неверном направлении.

Люди, подтолкнувшие его в неверном направлении, – те самые люди, которых он считает любящими. Он считает их своими благодетелями, тогда как на самом деле они его величайшие враги. Родители, учителя, священники, вожди общества – величайшие враги всякой индивидуальности, которая родилась до сих пор на этой Земле. Сами не сознавая, что делают, они уводят вас прочь от самих себя.

А чтобы увести вас прочь от себя, нужно насадить в вас абсолютную обусловленность только в одном: такие как есть, вы ничего не стоите, ничего не заслуживаете, ни на что не годитесь. Конечно, ты сможешь заслужить уважение и приобрести достоинство – если будешь следовать чужим правилам и предписаниям. Если тебе удастся стать лицемером и им оставаться, ты достигнешь престижного положения в обществе.

Но если ты упорствуешь и остаешься искренним, честным и настоящим; если ты упорствуешь в том, чтобы быть собой, тебя осудят все. А чтобы выдержать всеобщее осуждение, нужно величайшее мужество. Нужно иметь внутренний стержень и быть железным человеком, чтобы, оставшись одному против всех, стоять на своем: «Я буду самим собой и никем другим, – хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно. Одно определенно: я могу быть только самим собой, никем другим». Для этого нужен абсолютно революционный подход к жизни. Вот первый и главный бунт, необходимый каждому, кто хочет освободиться из замкнутого круга страдания.

Ты спрашиваешь: «Почему я боюсь принимать себя таким как есть?» Потому что тебя никто никогда не принимал таким как есть. Вот откуда взялся этот страх, и теперь ты заранее боишься, что если ты примешь себя, то будешь отвергнут всеми. Каждое общество, каждая культура, существовавшие до сих пор, ставят непреложным условием: либо ты принимаешь себя – и тебя отвергают все; либо ты отвергаешь себя – и получаешь всеобщее уважение, честь, респектабельность в обществе.

Выбор действительно трудный. Очевидно, что большинство выберет респектабельность, – но с респектабельностью приходят всевозможные тревоги, внутренняя тоска, чувство бессмысленности; и жизнь кажется похожей на пустыню, где ничто не растет, где никогда не зеленеет трава, где никогда не цветут цветы; где можно идти и идти без конца, но так и не встретить оазиса.

Мне вспомнился Лев Толстой. Толстой описывает сон, который снился ему многократно, – и который почти сто лет пытаются истолковать психоаналитики различных школ. Сон был очень странный – странный для всех, кроме меня. По-моему, для его толкования нужен не психоанализ, а простой здравый смысл. Сон часто повторялся на протяжении многих лет, странный кошмарный сон, – и каждый раз Толстой просыпался среди ночи в холодном поту, хотя в этом сне не было никакой опасности.

Но если понять бессмысленность этого сна… сон был страшен своей бессмысленностью, от бессмысленности же он превратился в кошмар. Этот сон символически изображает жизнь каждого, почти каждого человека. Ни одной школе психоанализа не удалось разгадать этот сон, – потому что ему нет ни параллелей, ни прецедентов.

Каждый раз сон повторялся в точности: бескрайняя пустыня, – сколько хватает глаз, пустыня без конца… и пара башмаков, в которых Толстой узнаёт свои собственные, – они идут и идут по пустыне. Его самого нет… слышен только звук шагов на песке, звук башмаков, ступающих по песку; и звук продолжается и продолжается без конца, потому что пустыня бесконечна. Башмаки никогда никуда не приходят. Позади он видит уходящие на много миль следы; перед собой он видит башмаки, которые все идут и идут дальше.

На обычный взгляд, такой сон вряд ли покажется кошмарным. Но если посмотреть немного глубже… Каждый день… каждую ночь один и тот же сон – о совершенной тщетности, о дороге в никуда. Кажется, нет никакого предназначения… и нет никого, чтобы ступать по песку – башмаки пусты.

Толстой рассказывал этот сон всем знаменитым в России психоаналитикам своего времени. И никто не мог разгадать его смысла, потому что ни в каких книгах не было описания сна, который был бы хоть немного похож на этот. Он совершенно уникален. Но, по-моему, психоанализ здесь вообще не при чем. Это простой сон, и он символизирует жизнь каждого человеческого существа. Вы идете по пустыне, потому что идете вы не к цели, внутренне свойственной вашему существу. И вы никогда никуда не придете. Чем дальше вы углубляетесь в пустыню, тем дальше уходите от себя. И чем больше вы ищете смысла… вы найдете сущую пустоту и ничего кроме нее. Вот в чем смысл. Человека нет; башмаки шагают пустые.

Вас нет в том, что вы делаете.

Вас нет в том, что вы собой представляете.

Вас нет в том, что вы из себя изображаете. Сущая пустота, чистой воды лицемерие. Но такая ситуация создается очень просто: скажите всем людям, что, такие как есть, они недостойны, недостойны даже существовать. Такие как есть, они уродливы, – несчастная ошибка природы. Такие как есть, они должны стыдиться себя, потому что в них нет ничего достойного уважения и чести.

Естественно, каждый ребенок начинает делать то, что считается достойным. Он становится все более и более фальшивым, все более и более ненастоящим, все более и более отдаляется от своей подлинной реальности, от самого своего существа – и тогда возникает страх.

Как только внутри рождается желание познать себя, за ним всегда следует сильнейший страх. Страх того, что если вы найдете себя, то потеряете к себе уважение – даже в собственных глазах.

Общество слишком довлеет над каждой индивидуальностью. Изо всех сил оно старается обусловить вас так глубоко, чтобы вы стали думать, что эта обусловленность и есть вы . Вы становитесь частью общества вопреки собственному существу. Вы становитесь христианином, вы становитесь индуистом, вы становитесь мусульманином, совершенно забывая, что родились просто человеческим существом – без определенной религиозной, политической, национальной, расовой принадлежности. Вы родились чистой возможностью, потенциалом роста.

В моем понимании, духовный поиск должен снова привести вас к самим себе, – чем бы это ни грозило, чем бы ни пришлось рискнуть. Вы должны вернуться к себе. Может быть, вы не найдете внутри себя Иисуса, – но это и ни к чему. Одного Иисуса вполне достаточно. Может быть, вы не найдете внутри Гаутаму Будду – и прекрасно, потому что, если Гаутам Будд в этом мире станет слишком много, будет просто скучно. Существование не хочет никого создавать дважды. Существование создает людей как нельзя более творчески, внося нечто новое в каждую индивидуальность: новый потенциал, новые возможности, новые высоты, новые измерения, новые вершины.

Стать настоящим искателем значит взбунтоваться против всего общества, всех культур и всех цивилизаций; взбунтоваться по той простой причине, что все они против индивидуальности.

Я целиком и полностью за индивидуальность. Я готов пожертвовать всеми обществами, всеми религиями, всеми цивилизациями мира и всей историей человечества ради одной-единственной индивидуальности. Индивидуальность – самое ценное явление, потому что индивидуальность принадлежит существованию.

Тебе придется отбросить страх. Он был тебе навязан, он не естественен. Посмотри на любого маленького ребенка: он прекрасно принимает себя; он ничего в себе не осуждает. Он нисколько не хочет быть никем другим. Но по мере взросления каждый отдаляется от себя. Тебе придется набраться храбрости и вернуться к себе. Все общество будет пытаться тебе помешать; тебя будут осуждать. Но пусть тебя осуждает хоть весь мир – это все равно гораздо лучше, чем оставаться несчастным, ненастоящим, фальшивым и жить не своей жизнью.

Твоя жизнь может быть полна блаженства. Но путь только один, второго пути нет – и вот этот единственный путь: ты должен просто быть собой, каким бы ты ни был. Отсюда, из этого глубокого принятия себя и уважения к себе ты начнешь расти. И ты расцветешь своими собственными цветами – не христианскими, не буддистскими, не индуистскими, – и твои собственные, уникальные цветы внесут новый вклад в сокровищницу существования.

Но безмерная храбрость нужна, чтобы ступить на путь одному, отделившись от всей толпы и оставив проторенную дорогу. Оставаться в толпе тепло и уютно; в одиночестве, естественно, становится страшно. Ум внутри беспрерывно доказывает, что все человечество не может ошибаться: «А ты уходишь, один? Лучше остаться в толпе, потому что, если что-нибудь случится, ты не будешь ответствен».

Ответственна вся толпа. Как только ты отделяешься от толпы, ты принимаешь свою долю ответственности на себя. Если что-то случится, ответствен будешь ты.

Но помни нечто очень важное: ответственность это одна сторона монеты, другая же ее сторона – свобода. Или они есть у тебя, обе разом, или нет ни одной. Если ты не хочешь ответственности, ты не можешь получить свободы. А без свободы нет роста.

Так что тебе придется взять на себя ответственность и жить в абсолютной свободе, чтобы ты мог расти, каким бы ни был твой потенциал… Может быть, ты вырастешь в розовый куст; может быть, ты вырастешь в обычную маргаритку – или в безымянный полевой цветок… Но одно можно сказать точно: во что бы ты ни вырос, ты будешь безмерно счастлив. Ты будешь так блажен, насколько это возможно для человека. Может быть, ты не получишь респектабельности – а получишь, напротив, всеобщее осуждение. Но глубоко внутри тебя будет такая ликующая радость, какую может чувствовать одна лишь свободная индивидуальность. И лишь свободная индивидуальность способна расти к высшим уровням сознания, способна подниматься к высотам гималайских вершин.

Общество делает все возможное, чтобы все его члены пребывали в умственно отсталом состоянии, чтобы каждый был как можно глупее. Обществу нужны идиоты; оно принимает меры, чтобы в него как-нибудь не затесались разумные люди. Оно боится разума, потому что разум всегда бунтует против рабства, против предрассудков и суеверий, против эксплуатации в любых проявлениях, против глупости в любом виде, против дискриминации в любой форме – национальной или классовой, по расовому признаку или по цвету кожи.

Разум всегда мятежен. Только идиоты всегда послушны. Даже Бог пожелал, чтобы Адам был идиотом… – так как его кровный интерес требовал, чтобы Адам и Ева оставались невежественными: иначе они перестали бы ему поклоняться.

Я считаю дьявола первым в мире революционером, самой значительной фигурой во всей истории. В смысле цивилизации и прогресса мы многим обязаны дьяволу – а вовсе не Богу. Богу угодны были только глупый Адам и глупая Ева; послушайся тогда Адам Бога, и все вы до сих пор жевали бы траву в Эдемском саду! Человек начал развиваться, потому что он восстал против Бога. Бог повел себя как авторитарный режим – Бог символизирует режим, авторитарность, власть, господство. Никакой разумный человек не может быть обращен в рабство; он скорее умрет, чем станет рабом. Разумного человека невозможно эксплуатировать; и никакой силой нельзя заставить его отступить от собственного центра.

Единственная религия, в которую я верю, – религия бунта. Кроме нее, ничто не религиозно; кроме нее, у вашего сознания нет возможности подняться к самим вершинам потенциала, который вы, как спящую энергию, несете внутри.


Пэдди, недавно вступивший в местный клуб парашютистов, сидел в самолете в ожидании своего первого прыжка. Все шло прекрасно, пока очередь прыгать не дошла до Пэдди.

– Стой! Стой! – закричал ему инструктор. – Ты же не надел парашют!

– Ничего страшного, – ответил Пэдди. – Ведь мы еще только тренируемся?


Обществу нужны такие идиоты. Они послушны, они беспрекословно подчиняются, они готовы позволить себя эксплуатировать, они готовы позволить себя низвести почти до скотского состояния.

Итак, не бойся принять себя. Именно в принятии твое настоящее сокровище, именно в принятии твой дом. Не слушай так называемых мудрецов – этих убийц, отравивших миллионы человеческих жизней, поломавших миллионы человеческих жизней, отнявших у них всякое значение и смысл…

Кто ты, неважно. Важно то, чтобы ты оставался собой, точно таким как есть, потому что с этого начинается рост.

Вот тебе несколько сутр для медитации… может быть, они придадут тебе храбрости, помогут стать немного разумнее.

Все одинаково невежественны, но каждый – в своей собственной области.

То есть: не тревожься о своем невежестве, таковы все люди.

Все люди рождаются свободными, но некоторые женятся.

Будь начеку, только и всего – и свобода тебе обеспечена!

Иллюзии – величайшее из всех удовольствий.

Помни, жизнь роста выше и глубже обыденной жизни удовольствия. Удовольствие не так уж важно; это все равно что почесать, где чешется: это довольно приятно, но ненадолго. Если не остановиться, расчешешься до крови, и тогда удовольствие превратится в боль. А все вы знаете, что все ваши удовольствия превращаются в боль.

Человек разума ищет нечто такое, что никогда не превращается в боль, страдание, тревогу, тоску. То, что я называю блаженством, не удовольствие, потому что блаженство не может быть обращено в свою противоположность. У блаженства нет противоположности.

Поиск должен быть устремлен к вечному; и к опыту вечного потенциально способен каждый. Но радости физического тела, удовлетворение биологических позывов, удовольствие от еды отнимают у людей слишком много времени из того краткого срока, что отпущен им на этой земле для роста.

Я слышал…


К психиатру пришел посетитель.

– Я в большой тревоге, – сказал он. – Моя жена беспрерывно ест. Целыми днями она сидит на диване и смотрит телевизор, и даже перед телевизором она продолжает есть – какое-нибудь мороженое, например. А если она ничего не ест, то все равно жует резинку. Ее челюсти просто не могут остановиться… Она потеряла всю красоту; она превратилась в какую-то бесформенную массу! Что мне делать?

– Попробуйте одно средство, – сказал психиатр. – Успех гарантирован: я уже испытывал его на многих своих пациентах, – и с этими словами он дал ему фотографию красивой обнаженной девушки.

– Боже мой! – воскликнул посетитель. – Да как же эта фотография поможет?

– Не беспокойтесь, поймите сначала нашу стратегию, – сказал психиатр. – Вы должны повесить фотографию в холодильнике. Приклейте ее так прочно, чтобы жена не смогла ее отодрать. Каждый раз, открывая холодильник, она будет сравнивать себя с этой красивой девушкой… И, скорее всего, начнет худеть. Дайте ей только образец для сравнения.

Через три или четыре месяца психиатр, так и не дождавшись возвращения своего посетителя, сам пришел к нему домой, желая выяснить, что случилось. Его глазам предстала невероятная картина! Посетитель, растолстевший до невозможности, сидел на диване, смотрел телевизор и жевал резинку.

– Что это с вами? – спросил психиатр. – Что случилось?

– Это все проклятая фотография! Из-за нее я стал то и дело открывать холодильник, чтобы взглянуть еще разок. А когда открываешь холодильник, естественно, хочется перекусить: так вкусно пахнет… и вот: теперь я только и делаю, что открываю холодильник, а открыв холодильник, начинаю есть. Ваше средство сработало, только эффект оказался противоположным задуманному.


Люди живут так глупо. Кто-то, например, беспрерывно ест, – доктора запрещают, все говорят об опасностях переедания, – и какое этот человек получает удовольствие? Вкус ощущает только маленький участок языка; как только пища минует этот участок, вы больше не чувствуете вкуса, не получаете удовольствия. Это же сущая глупость! Но люди гонятся за всеми возможными удовольствиями, не сознавая даже, что тратят впустую драгоценное время. За это самое время кто-то мог стать Гаутамой Буддой, за это самое время кто-то мог стать Сократом. То же время, та же энергия, тот же потенциал… А вы растрачиваете все это в погоне за совершенно бессмысленными вещами.

Лишь очень немногие владеют искусством: иногда ничего не делать. Ничего не делая, ты просто чистое бытие. Делать и быть – два способа прожить жизнь, два возможных образа жизни. Жизнь «делания» обыденна; жизнь бытия возвышенна, божественна. Я не говорю, что вы должны прекратить делать что бы то ни было, я говорю, что «делание» должно быть в вашей жизни второстепенно, первостепенно должно быть бытие. «Делание» должно предназначаться только для удовлетворения насущных потребностей, бытие же должно быть вашей настоящей роскошью, вашей настоящей радостью, вашим настоящим экстазом.

Невежественные люди кажутся очень счастливыми, – потому что они не знают, ради чего живут. Они не знают, что есть определенная задача, которую нужно выполнить. Они как дети, бесконечно играющие с плюшевым мишкой. Ваши плюшевые мишки могут видоизменяться: чей-то плюшевый мишка превратился в деньги, для кого-то плюшевым мишкой стали женщины, для кого-то плюшевым мишкой стали мужчины. Но что бы вы ни делали, – а вы испытываете счастье оттого, что денег становится больше, что вы нашли новую подружку, что вас повысили в должности, – вы на вершине счастья. Такое счастье невозможно без некоторой умственной отсталости.

Разумный человек непременно увидит, что все эти мелочи жизни мешают развить внутренний потенциал до наивысшей точки. Из-за них вы тратите время попусту, из-за них вы ведете жизнь, которую можно описать как постепенное продвижение в сторону кладбища, где она и окончится. Разумный человек задается вопросом, – и этот вопрос становится главной задачей и поиском его жизни – «Есть ли что-нибудь, кроме кладбища, по ту сторону смерти? Если ничего нет, кроме кладбища, вся эта жизнь иллюзорна и бессмысленна. В жизни может быть значение, в жизни может быть смысл, лишь если по ту сторону смерти есть еще нечто другое».

Но глупец приходит в восторг от любой игрушки, которую ему предоставляет общество. Не будь глупцом.

Еще несколько сутр:

Человеку свойственно ошибаться; а признавать ошибки – это просто божественно!

Всем людям свойственно ошибаться. Когда вы признаете ошибку, без всякого чувства вины – просто признаете, что ничто человеческое вам не чуждо, включая и свойство ошибаться, – ваше существо трансформируется. В вас начинает раскрываться нечто от божественного, нечто от запредельного.

Что ни делается, все к лучшему, – в том числе и худшее.

Если бы не оптимист, пессимист никогда бы не узнал, каким счастливым он никогда не будет.

Люди постоянно сравнивают себя друг с другом. Из-за сравнения они становятся счастливыми, из-за сравнения они становятся несчастными.

Как-то раз я встретился с одним очень почитаемым индуистским святым. Он пригласил еще несколько человек послушать нашу беседу. Он сказал:

– Секрет счастья заключается в том, чтобы всегда оглядываться на тех, кто несчастен. Посмотрите на калеку, и вы будете счастливы оттого, что вы не калека. Посмотрите на слепого, и вы будете счастливы оттого, что вы не слепы. Посмотрите на нищего, и вы будете счастливы оттого, что не прозябаете в нищете.

Мне пришлось прервать его. Я сказал:

– Вы упускаете из виду один простой факт. Начав сравнивать, человек уже не может остановиться и сравнивать себя только с теми, кто несчастен. Он начнет смотреть и на тех, кто богаче его, сильнее, красивее, респектабельнее. И тогда он будет несчастен. Вы не даете человеку секрета счастья; ваш секрет сделает его абсолютно несчастным.

И этому учили веками – в разных словах; но по существу секрет один и тот же – почти все религиозные писания говорят: «Радуйтесь, потому что есть люди, которые несчастнее вас. Благодарите Бога, что вы не так несчастны».

Но процесс не может оставаться односторонним. Научившись сравнению, вы уже не можете сравнивать себя только с теми, кому хуже, чем вам. Неизбежно придется сравнивать себя и с теми, кому лучше, чем вам, – и тогда воцарится полнейшее несчастье.

Сравнивать вообще неправильно. Вы есть вы, и нет другого человека, с которым вас можно было бы сравнить. Вы несравненны. Как и любой другой человек.

Никогда не сравнивайте. Сравнение входит в число причин, запутывающих вас в сетях обыденности, потому что сравнение порождает соревнование, сравнение порождает честолюбие. Сравнение никогда не приходит в одиночестве, оно приводит с собой всех своих спутников. Если вы начали соревноваться, этому уже не будет конца; скорее наступит конец вам самим. Став честолюбивыми, вы направите свою жизнь по самому глупому пути.

Однажды Генри Форду задали вопрос… – может быть, он был одним из самых мудрых людей своего столетия, потому что в его кратких афоризмах много глубины и смысла. Он был первым, кто назвал историю ахинеей, – и совершенно справедливо. Его спросили: «Чему вы научились из опыта жизни, увенчанной таким успехом?» – а он был одним из самых преуспевающих людей, каких только можно себе представить; выйдя из бедной среды, он стал самым богатым человеком в мире, и его ответ был замечателен. Генри Форд ответил:

– За всю свою успешную жизнь я научился только одному: карабкаться по лестницам, взбираться по лестницам. Но теперь, добравшись до последней ступеньки, я чувствую себя очень глупо и очень неловко, потому что дальше идти некуда.

– Людям, которые взбираются за мной следом по той же лестнице и которым приходится бороться за каждый шаг, я не могу посоветовать стремиться к ее вершине – на которой я чувствую себя так глупо. Ради чего я боролся?.. – но никто меня не послушает, если я скажу: «Где бы вы ни были, остановитесь. Не теряйте времени даром – потому что там, куда вы стремитесь, ничего нет. Как только вы оказываетесь на вершине, вы застряли. Спуститься нельзя, потому что это похоже на отступление, и продвигаться дальше нельзя, потому что дальше продвигаться некуда».

Президенты, премьер-министры чувствуют, что они застряли. Они знают, что теперь им остается только одна возможность: падение. Подниматься дальше некуда; с того места, где они оказались, продвигаться некуда – можно только упасть. И они цепляются за свои посты. Но такую жизнь нельзя назвать правильной. Сначала вы карабкаетесь по лестницам, боретесь с другими за каждый шаг, – и все для того, чтобы в конце концов застрять на последней ступени лестницы и вцепиться в нее, чтобы ее не отнял никто другой! Это что же, сумасшедший дом?

Человек превратил свою планету в сумасшедший дом. Если ты хочешь остаться в здравом уме, прежде всего будь собой, без малейшего чувства вины, без малейшего осуждения. Прими себя, – в простоте и скромности.

Прими себя как дар, принесенный тебе существованием; будь благодарен и начни искать то, что поможет тебе – такому как есть – расти; поможет не стать чьей-то копией, но просто и подлинно оставаться собой.

Нет экстаза выше, чем подлинно быть собой.


В чем разница между скромностью, застенчивостью и вызванной страхом замкнутостью?

Разница между скромностью, застенчивостью и вызванной страхом замкнутостью очень велика. Но люди так бессознательны, что не могут разобраться даже в собственных действиях, в собственных откликах на ситуации; иначе разница была бы так ясна, что отпала бы всякая необходимость в этом вопросе.

Для начала нужно глубже понять слово «скромность». Во всех религиях это слово истолковывалось неправильно; под «скромностью» понималось только лишь нечто противоположное «эгоизму». Но это неверно. Даже полная противоположность эго все-таки останется тем же эго, – только спрятавшимся за новый фасад. Иногда это можно наблюдать в так называемых скромных людях: они считают себя самыми скромными на свете – а что это, если не эго? Скромность такого языка не знает.


Я уже как-то рассказывал историю о трех христианских монахах. Их монастыри были в горах, неподалеку друг от друга, и каждый день монахи встречались на перепутье. Однажды, когда было особенно жарко, они решили передохнуть и немного поговорить. Ведь все они были христиане; хотя они и принадлежали к трем разным течениям, в основе всех трех лежало христианство.

Они сели в тени под деревом, и первый монах сказал:

– Бесспорно, ваши монастыри не лишены некоторых достоинств, но такой мудрости, такой учености, как в нашем монастыре, нигде больше не найти.

– Раз уж ты заговорил об этом, – сказал второй, – вот тебе мой ответ: пусть даже твой монастырь и кладезь учености, главное все равно в другом. Нигде не найдешь такой дисциплины, такого аскетизма, как у нас в монастыре. Своим аскетизмом мы побиваем всех, а в судный день, имейте в виду, никакая ученость вам не зачтется. Зачтется только аскетизм.

Третий засмеялся и сказал:

– Вы оба правы, и оба ваши монастыря хороши, но вы не понимаете подлинной сути христианства: она заключается в скромности. А в скромности неоспоримое превосходство принадлежит нам!


Скромность и превосходство? – значит, это просто подавленное эго. Если посулить человеку рай со всеми его удовольствиями и наслаждениями, он способен подавить свое эго и стать скромным – из жадности, из величайшей жадности. Прежде чем я смогу тебе объяснить, что такое истинная скромность, ты должен понять, что такое ложная скромность. Пока ты не поймешь ложного, невозможно дать определение истинному. Больше того: при понимании ложного истинное само проясняется в твоем ви дении.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стать собой. Путь к самопознанию (Б. Ш. Раджниш (Ошо)) предоставлен нашим книжным партнёром -

В этой книге поставлена задача – дать духовно-научные познания о существе человека. Изложение ведется таким образом, чтобы читатель мог врастать в излагаемое так, чтобы по мере чтения оно становилось для него как бы своего рода беседой с самим собой. Если эта беседа слагается так, что при этом раскрываются скрытые до тех пор силы, которые могут быть пробуждены в каждой душе, тогда чтение приводит к действительной внутренней душевной работе. И душа может увидеть себя постепенно вынужденной к душевному странствию, переносящему ее, воистину, к созерцанию духовных миров. Поэтому сообщаемое дано в форме восьми медитаций, которые могут быть действительно проведены. В последнем случае они могут оказаться пригодными для того, чтобы раскрыть душе путем ее собственного внутреннего углубления то, о чем в них говорится.

Задача этой книги состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать что-нибудь читателю, уже более подробно знакомому с литературой и работами в области сверхчувственного, как оно здесь разумеется. Таким образом, знакомый со сверхчувственной жизнью найдет здесь, может быть, в самом способе изложения, в непосредственной связи сообщения с душевным переживанием нечто такое, что может показаться ему важным. С другой же стороны, некоторые найдут, что именно благодаря такому способу изложения книга может оказаться полезной также и людям, еще далеко стоящим от достижений духовной науки.

По отношению к другим моим сочинениям из области духовной науки, эта книга должна служить дополнением, а также и расширением. Однако ее можно читать и как нечто самостоятельное.

В моей «Теософии» и в «Очерке тайноведения» была поставлена задача изложить вещи так, как они представляются наблюдению, обращенному на духовное. Изложение в этих сочинениях описательное; ход его был предписан той закономерностью, которая раскрывается из самих вещей. В этом «Пути к самопознанию человека» изложение ведется иначе. В нем говорится о том, что может пережить душа, вступающая определенным образом на путь к духу. Поэтому на это сочинение можно смотреть как на передачу душевных переживаний. Надо только принять во внимание, что переживания, которые могут быть испытаны человеком в таком роде, как они здесь описаны, должны для каждой отдельной души сообразно ее особенности принимать индивидуальную форму. Автор старался соблюсти это условие; поэтому можно представить себе еще и так, что описанное в том виде, как оно здесь изложено, было в точности пережито какой-нибудь определенной душой (поэтому и заглавие должно быть понято в смысле некоего «Пути к самопознанию» – «Eiп Weg zur Selbsterkenntnis). По этой причине изложенное может послужить к тому, чтобы и другие души могли вживаться в его содержание и достигать соответственных целей. Таким образом, это сочинение является дополнением и расширением также и того, что содержится в моей книге «Как достигнуть познания высших миров?»

Здесь изложены только некоторые отдельные основные переживания духовной науки. От дальнейших сообщений в таком же роде, касающихся других областей «духовной науки», автор счел нужным пока отказаться.

Рудольф Штайнер

Мюнхен, август 1912

ПЕРВАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается получить верное представление о физическом теле

Когда душа через чувства и через их представления отдается явлениям внешнего мира, то при действительном обращении мысли на себя она не может сказать, что она воспринимает эти явления или что она переживает вещи внешнего мира. Ибо, по правде, во время отдачи себя внешнему миру, она ничего не знает о себе. Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся от вещей в пространстве, – в сущности, это он изживает себя в душе. Радуется ли душа какому-нибудь событию, в мгновение радования она сама – радость, поскольку она знает о том. Радость сама изживает себя в ней. Душа и ее переживания мира суть одно; она переживает себя не как то, что радуется, удивляется, восхищается или страшится. Она сама – радость, удивление, восхищение, страх. Если бы душа всегда могла сознаваться себе в этом, то времена, когда она удаляется от переживания внешнего мира и переходит к наблюдению самой себя, предстали бы ей жизнью совсем особого рода, и прежде всего – совсем несравнимого с обычной жизнью души. В этой особого рода жизни начинают возникать в сознании загадки душевного бытия. И эти загадки суть, в сущности, источник всех прочих мировых загадок. Внешний мир и внутренний предстают перед духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.

Этот уход не есть простое событие, которое, совершившись однажды, могло бы затем быть таким же образом повторено. Это, скорее начало странствия в дотоле неведомые миры. Когда странствие начато, каждый сделанный шаг становится поводом к дальнейшим. Он же является и подготовкой к этим дальнейшим. Он впервые делает душу способной к последующим шагам. И с каждым шагом узнаешь все больше в смысле ответа на вопрос: что такое человек в истинном смысле слова? Открываются миры, остававшиеся сокрытыми для обычного рассмотрения жизни. И, однако, только в них одних заключено то, что может раскрыть истину также и относительно этого рассмотрения жизни. Если даже ни один ответ и не будет всеобъемлющим, окончательным, то все же эти ответы, добываемые посредством внутреннего, душевного странствия, превосходят все, что могут дать нам внешние чувства и связанный с ними рассудок. И человек нуждается в этом ином. Он замечает, что это так, когда действительно обращает свою мысль на самого себя.

Для этого странствия необходимы прежде всего трезвые, сухие размышления. Они дают достоверную исходную точку для дальнейшего движения вперед в сверхчувственные области, которые и являются, в конце концов, для души ее целью. Иная душа желала бы обойтись без этой исходной точки и тотчас же проникнуть в сверхчувственное. Но здоровая душа, даже если она вначале и избегала подобных размышлений, не имея к ним склонности, впоследствии все же отдастся им. Ибо сколько бы человек ни узнавал о сверхчувственном, отправляясь от иной исходной точки, твердую почву под ногами можно приобрести только путем такого рода размышлений, как нижеследующее.

В жизни души могут настать мгновения, когда она говорит сама себе так: ты должна быть в состоянии устраниться от всего, что может дать тебе внешний мир; иначе ты будешь вынуждена к признанию, с которым нельзя дальше жить, а именно – что ты лишь само себя изживающее противоречие. То, что ты воспринимаешь вовне, оно существует без тебя; оно было без тебя и будет без тебя.

Зачем в тебе ощущаются краски, раз твое ощущение может не иметь для них никакого значения? Зачем вещества и силы внешнего мира строят твое тело? Оно оживляется, слагаясь в твое внешнее явление. Внешний мир слагается в тебя. Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле. Ибо без внешних чувств, которые только оно одно может создать тебе, ты прежде всего ничего не мог бы пережить в себе. Таким, каков ты сейчас, ты был бы пуст без твоего тела. Оно дает тебе внутреннюю полноту и содержание. И тогда могут возникнуть те размышления, без которых не может обойтись человеческое бытие, если оно не хочет в известные, настающие для каждого человека мгновения вступить в невыносимое противоречие с самим собой. Это тело, оно живет так, что является ныне выражением душевного переживания. Процессы его таковы, что душа живет им и в нем переживает себя. Некогда это будет не так. Со временем то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все в нем протекает для меня, для моего душевного переживания. Оно будет подчинено тем законам, по которым обращаются ко внешней природе вещества и силы, – законам, не имеющим больше никакого отношения ко мне и к моей жизни. Тело, которому я обязан моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и останется в нем так, что не будет иметь ничего общего со всем тем, что я в себе переживаю.