Воспитание детей традиции и обычаи чеченцев. Чеченские дети: традиции побеждают здравый смысл. Обычаи «избегания» у чеченцев

В Чечне свято чтут многовековые традиции предков, здесь до сих пор действуют исторически сложившиеся за несколько веков законы. Особое место в жизни каждого чеченца принадлежит семье.

Но несмотря на патриархальный уклад, обычаи здесь не столь суровы, как у других кавказских народов.

Дети – это богатство семьи у чеченцев

В Чечне в почете большие семьи. Здесь никто не думает о том, позволяет ли родителям материальный достаток иметь много детей. Благосостояние не имеет значения, потому что счастливой может быть только большая и дружная семья, в которой, по сложившейся традиции, есть не менее 7-ми сыновей.

Мать – воспитатель, отец – пример для подражания

Воспитанием детей в чеченской семье занимается мать, несмотря на то, что главенствующая роль принадлежит отцу. Он является примером для подражания и непререкаемым авторитетом. Отец даже не беседует с сыновьями и дочерьми – общение происходит через мать. Дистанция соблюдается до такой степени, что в присутствии главы семьи дети уважительно стоят, а не сидят. А вот чеченские бабушки принимают активное участие в воспитании внуков. Они проводят с детьми много времени, прививают необходимые навыки и уважение к старшим.

Спартанские методы в Чечне? Нет, любовь, уважение и милосердие!

Несмотря на суровые, на первый взгляд, законы и традиции, здесь практикуют очень гуманные педагогические методы. Ребенка учат уважать старших, любить сестер и братьев, быть человечным и милосердным. Добродетель – одно из самых главных качеств, которые воспитывают в детях с самых ранних лет. Малышей и подростков не бьют, не заставляют выполнять тяжелую работу. Для них один только суровый взгляд отца или окрик раздраженной матери является суровым наказанием. Чеченским детям не свойственна агрессия, потому что они растут в атмосфере любви, душевного тепла и уважения.

Физическое воспитание чеченских детей

Детей не принуждают много и тяжело работать, но физическое воспитание в мягкой и ненавязчивой форме – обязательный этап педагогики родителей. Мать и бабушка учит девочек рукоделию, они могут помогать взрослым готовить еду, убирать, присматривать за малышами. Мальчики вместе со старшими пасут скот, участвуют по мере сил в уборке урожая, ухаживают за лошадьми, которые есть в каждой семье.

Изучение семейных обрядов, в том числе и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей, невозможно без исследования семьи. На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам. Ее существование у многих народов Кавказа отмечено в литературе дореволюционной русской этнографии. Исследованы большие семьи у кумыков, балкарцев, армян, грузин, ингушей и других народов Кавказа.

Семья у чеченцев называлась «доьзал», а семейная община имела несколько наименований, которые, так или иначе, обозначали родственное единство: «цхьана ц1ийна доьзал» – люди одной крови, «цхьана ц1ерах доьзал» – люди одного огня, «къастаза доьзал» – неразделенная семья, «къастаза вежарий» – не разделившиеся братья (последние два типа являют пример более позднего происхождения).

Хозяин и хозяйка дома

Главой семьи у чеченцев был отец – «ц1ийна да», что в дословном переводе означает «хозяин дома» («ц1а» – дом, «да» – отец). Единство семьи сохранялось и после смерти отца, в таком случае ее главой становился старший брат. Он пользовался в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но, в то же время, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев.

Женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее – в узком смысле слова – или «женское» хозяйство. Ее называли «ц1еннана» («ц1а» – дом, «нана» – мать), а также употреблялся и другой термин: «ц1еранана», «ц1е» – огонь, «нана» – мать.

В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращал на это внимание и уделял этому время, это считалось неприличным и даже оскорбительным для него.

Невестки должны были оказывать полное уважение ц1еннане, особенно это относилось к младшей невестке. Последняя должна была ложиться спать позже всех, хотя вставала раньше всех и проводила уборку в доме. Несмотря на то, что в доме проживало несколько женщин, между ними, как правило, не было несогласия и не происходило ссор, поскольку женщина не имела права нарушать господствовавшие в семье традиции. Кто не придерживался этих правил, наказывался вплоть до изгнания, что являлось большим позором для женщин.

В семьях чеченцев имя свекрови было табуировано, что сохраняется у чеченцев до настоящего времени. Невестка не называла (и не называет) свекровь иначе, как «нана», «мама», а в ее присутствии не может допускать вольных разговоров, легкомысленных шуток и т.д. Кроме того, жена сына не должна появляться перед свекровью без платка, неопрятной. Нана в семье опекала, воспитывала, контролировала поведение и поступки невесток и дочерей.

Ц1еннана принимала активное участие в воспитании ребенка, водила женщин своего дома на похороны, поминки и т.д. Первой помощницей ц1еннаны, которой она могла поручать некоторые свои обязанности, была жена старшего сына. Ц1еннана играла важную роль в обрядовой жизни семьи, являясь своего рода хранительницей семейного, родового огня, который считался священным в чеченских семьях (впрочем, как и у других народов Кавказа).

Культ огня и очага в чеченской семье

О культе огня и очага в больших и малых семьях чеченцев скажем особо. Как известно, очаг у многих народов мира являл собою центр дома, объединяя и связывая в единое целое членов семьи (вспомним древнее чеченское название большой семьи – «люди одного огня»). У очага, обычно располагавшегося в центре дома, после ужина собиралась вся семья, и здесь обсуждались все хозяйственные и жизненно важные вопросы. Огонь в очаге, поддерживаемый женщиной-хозяйкой, передавался от отца к детям, причем бывали случаи, когда он хранился в семье в течение даже нескольких поколений и ему не давали погаснуть.

Котлы, очаг и особенно очажная цепь, на которой висел котел, были почитаемы у чеченцев. Вплоть до настоящего времени у чеченцев сохраняется не только клятва огнем, но и давние проклятия: «к1ур бойла хьан», что в дословном переводе означает «чтоб исчез у тебя дым»; «ц1е йоьйла хьан» («чтоб огонь исчез у тебя»). Позднее, возможно, с утверждением патриархальных начал в родовом устройстве, выработались другие общественные нормы и соответствующие термины: «ц1а» – дом; «ц1ийна нана» – хозяйка дома; «ц1ийна да» – хозяин дома. Все это говорит о том, что некогда в чеченском обществе первое место – как хозяйке домашнего очага – принадлежало женщине. Примечательно и то, что с утверждением патриархальных начал «резиденция» главы семьи, его почетное и священное место, переместились к огню и очагу, хотя он не мог полностью оттеснить от очага женщину, определив для нее сугубо утилитарные функции – готовить пищу и содержать дом в чистоте и порядке. Тем не менее, место главы дома у очага как бы освящало его власть, давало ему право на ведущее положение в семье.

Все это заставляет нас видеть в старшей женщине в чеченской семье не просто хозяйку дома, а своего рода семейную жрицу в прошлом, игравшую важную роль в обрядовой жизни семьи. Так, она, с согласия хозяина дома, давала имя новорожденному и никто не смел опротестовать его и предложить ребенку другое имя (во многих случаях до сих пор имя ребенку дает бабушка по отцовской линии).

Говоря о власти женской главы дома можно заметить, что она распространялась на всю женскую половину семьи, но при этом по своему характеру мало чем отличалась от власти главы, хотя функции женщины и были ограничены рамками ведения домашнего хозяйства и семейной обрядностью. Она участвовала в трудовом процессе, но объем ее работ, по сравнению с кругом обязанностей других женщин большой семьи, был незначительным. В отдельных случаях она передавала свои функции старшей дочери, и невестки не могли ничего самостоятельно предпринять, даже если это касалось выполнения их повседневных обязанностей по дому и хозяйству.

Господствующим типом в конце XIX – начале XX века у чеченцев, как было отмечено, была малая индивидуальная семья, которая составляла один из структурных элементов родственной группы, с которой она была связана многочисленными связями. Думается, что семейно-бытовые традиции (обычаи, обряды, праздники) во многом способствовали сохранению этих связей, которые были направлены на сохранение семейно-групповых порядков и культурно-идеологической общности чеченского населения.

Малые семьи, которые, как было отмечено, были преобладающими или основными типами, имели у чеченцев также несколько форм. Одни малые семьи состояли из родителей и их неженатых сыновей и незамужних дочерей, другие включали в свой состав помимо родителей и детей родителей мужа, его неженатых братьев и незамужних сестер. В этнографической литературе для первой формы семьи применяется термин «несложная малая семья», а для второй – «сложная малая семья». Оба типа – это малые нуклеарные семьи чеченцев, в которых численный состав был естественно различен. По данным переписи 1886 г., численный состав малых семей колебался в пределах от 2-4 до 7-8, а иногда и до 10-12 и более человек. Примечательно, что во многих списках посемейной переписи было отмечено проживание племянников и племянниц в семье своих дядей, а также совместное проживание двоюродных братьев и т.д. А это является показателем того, что в рассматриваемое нами время старшие родственники принимали в свои семьи сирот, близких родственников, встречались случаи, когда в семьи принимали осиротевших детей и дальних родственников, когда у них не оказывалось более близких родственников, готовых принять сирот.

Как видно из данных посемейных списков 1886 г., у чеченцев в изучаемое нами время основной формой семьи была малая двухпоколенная семья, состоящая из родителей и их детей. В конце XIX века, несмотря на стремление крестьян сохранить большие семьи, те продолжали распадаться. Развитие капитализма подтачивало патриархальные устои. Вследствие проникновения в семьи частнособственнических тенденций, стали учащаться и завершаться разделы. К разделу большой семьи готовились заранее: строили или покупали жилые и хозяйственные помещения, готовили усадьбы. Сыновей отделяли после рождения первого ребенка. При себе родители в большинстве случае оставляли младшего сына. Впрочем, при желании могли оставить любого сына. После раздела братья стремились сохранить свое прежнее единство, продолжали принимать участие в хозяйственных работах семьи и др.

Выделившаяся малая семья выступала как отдельная хозяйственная единица. В ней также уделяли главное внимание организации труда. Женщины были заняты домашним хозяйством, воспитанием детей и т.д. Участие женщины в сельскохозяйственных работах в случае необходимости не освобождало ее от выполнения основных обязанностей. Мужчины в «женских работах» почти никогда не принимали участия, так как, по сложившейся традиции, это считалось зазорным.

При сохранении натурального характера хозяйства необходимые в хозяйстве и в быту предметы изготовлялись силами семьи – в основном, женщинами. Положение женщины соответствовало тому важному месту, которое она занимала в общественном месте и в трудовой жизни семьи.

Чеченская женщина

В прошлом женщина у чеченцев пользовалась несравненно большой свободой, чем у соседних кавказских народов. Девушки и даже замужние женщины не прятались и не закрывали лицо в присутствии мужчин. Чеченцы, воспитанные в духе строгой морали, всегда отличались сдержанным отношением к женщине. Взаимные отношения молодых людей и девушек были основаны на взаимном уважении и строгой горской морали. Бить или убивать свою жену считалось величайшим позором; общество клеймило такого мужчину; кроме того, за убийство женщины (жены) виновный подвергался мести ее родственников. Любое мщение, наказание, убийство не могло происходить при женщине, более того, бросив с головы платок, она могла остановить любое кровомщение. Преследуемый кровник оставался невредимым, если он скрывался в женской половине дома любой семьи из рода кровника. По адатам чеченцев, мужчина не должен был обогнать женщину верхом на коне, а должен был спешиться и провести коня под уздцы; при прохождении мимо пожилой женщины мужчины должны были привстать в знак почтения ее, также мужчины не имели права драться в присутствии женщины. В одном из архивных документов фонда Ермоловых отмечалось: «...женщинам отдают должное уважение: в присутствии их никому не нанесут обиды, и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его останется безопасной». Адаты также сохраняли честь замужней женщины. Это и понятно, так как оскорбивший жену оскорблял и ее мужа, а это приводило к кровной мести.

По адатам чеченцев, женщина никогда не выходила совсем из опеки своих родственников и ее муж не имел права на ее жизнь. Исследователь обычного права народов Кавказа Ф.И. Леонтович пишет: «Муж ни в коем случае не может свою жену ни продать, ни лишить жизни, даже в том случае, если докажет неверность… Это характерно и для чеченцев». При нарушении женой супружеской верности муж изгонял ее из дому, объявив причину развода ее родителям и родственникам, требовал возвращения калыма. Если сравнить этот обычай с адатами других горцев и, в частности, с обычаями кумыков, у которых муж за неверность может убить свою жену и в случае полных доказательств освобождается от кровной мести, то можно сделать вывод о гуманности чеченских адатов по отношению к женщинам.

Обычаи «избегания» у чеченцев

В чеченской семье существовал ряд запретов, так называемых обычаев «избегания»: между мужем и женой, между снохой и родственниками мужа, между зятем и родственниками жены, между родителями и детьми и т.д. Перечисленные запреты являются пережитками архаических форм отношений полов до брака. Например, у чеченцев жених в течение всего периода (свадебного) оставался у своего друга или родственника. До бракосочетания (религиозное оформление – «мах бар») не навещал невесту (обычно это происходило на 4-й день), не показывался гостям. После бракосочетания в течение некоторого времени невесту посещал «тайно». Невеста у чеченцев в течение определенного времени не могла разговаривать с родителями и родственниками мужа, его друзьями. Соблюдение запрета было тем строже, чем ближе по степени родства и старше по возрасту были эти люди. Случалось, что невеста до старости не разговаривали со свекром (такое встречалось очень редко). Этот запрет длился недолго, поскольку в условиях совместного ведения хозяйства возникала необходимость в общении. К снохе постепенно обращались родственники мужа с просьбой заговорить с ними, при этом лица, снимающие запрет, преподносили подарки. Данный обычай известен как «мотт бастар» (развязывание языка).

Зять должен был вести себя с родственниками жены сдержанно, вежливо, стараться во всем уступать им. Считалось неприличным, если он часто находился в обществе жены, а у ингушей он (зять) почти никогда не должен был видеть родителей жены. Супруги не называли друг друга по имени. Муж не входил в помещение, где были его жена и дети, при старших не брал на руки своего ребенка и не ласкал его.

У чеченцев, впрочем, как и у других народов Северного Кавказа, было достаточно строгое разделение труда между женщинами и мужчинами. Следует отметить, что чеченские женщины никогда не управляли волами на арбе, не косили сено, а мужчины не занимались домашними работами: не доили коров, не занимались уборкой комнат и т.д.

Говоря о половозрастном разделении труда у чеченцев, отметим и то, что обязанности делились и по возрасту. Наиболее ответственные работы (посев, пахота…) выполняли опытные, более старшие члены семьи, другие работы, которые не требовали большого опыта и навыков – молодые. Всеми работами, как правило, руководил отец – ц1ийнада. В семьях чеченцев все работы выполнялись совместно.

Традиционное разделение труда бытовало и среди женской части семьи. Руководила женской частью семьи «ц1еннана» – жена глава семьи или его мать, которая распределяла женские работы, она сама принимала участие в выполнении части хозяйственных работ, указывала, какая сноха что должна делать: кому заниматься уборкой, шитьем; кому носить воду с девушками и пр.. В ведении хозяйки дома находились все домашние дела. Отношения между свекровью и снохой были доверительными, поскольку женщины постоянно нуждаются в помощи и поддержке друг друга. Также можно сказать, что в малых семьях не было разделения труда между невесткой и свекровью и в целом домашний труд был взаимозаменяемым. Но тяжесть всей домашней работы ложилась на невестку, которая выполняла основную часть домашней работы. Считалось неприличным, если молодая женщина без дела ходила по дому, часто наведывалсь к соседям. Родственники, соседи хвалили работящих молодых женщин, которые постоянно были при деле, вставали рано, дом и двор содержали в чистоте, справлялись со всеми своими многочисленными обязанностями по дому, были приветливы. Чеченцы говорили, да и сейчас говорят люди старшего возраста, что «счастье посещает дом и семью рано утром». И если в доме двери закрыты, оно проходит мимо со словами: «Не нуждаются они во мне».

Воспитание детей у чеченцев

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.

Следует отметить, что чеченцы не одобряли разновременный прием пищи в семье, поскольку считали, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть отдельно от других. Чеченцы считают, что оставлять начатый и недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, подразумевая тем самым, что оставляешь свое счастье. Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу.

В чеченских семьях придавалось большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить мальчиков переносить трудности, закалить характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы.

Девочек учили домашнему труду: убирать помещение, месить тесто, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогали матери по уходу за детьми. В малой семье чеченцев девочки являлись единственными помощницами матери в домашних делах, выполняя посильные хозяйственные обязанности. У чеченцев, как и у других народов Кавказа, о дочери судили по матери, а о матери судили по дочери. Очень часто родственники и соседи сравнивали дочь с матерью и говорили: «Нана ерг ю цуьнан йо1» – дочь такая же, как мать; так же говорили: «Шен нана хилларг хир ю цуьнан йо1» – будет такая же, как и мать. Если в поведении растущей девочки родственники или соседи видели просчеты, то делали вывод, что из матери воспитательница – никакая, и добавляли, что из девочки хозяйка – никудышная. Если же девочка росла аккуратной, трудолюбивой, приобретала хорошую репутацию – хвалили мать.

В целом в семье чеченцев существенная роль отводилась воспитанию детей. Примечательно, что чеченцы, соразмерно способностям и навыкам детей, поручали им тот или иной участок работы. А правила поведения, трудовые традиции передавались детям именно в семье, им внушалось и объяснялось с самого раннего детства, что следует выполнять просьбы и поручения старших, необходимо помогать в работе, в жизни, друг другу. И здесь личный пример родителей и старших являлся и является главным и лучшим средством передачи положительных традиций.

Поздней осенью и зимой, когда свободного времени бывало больше, в чеченских семьях было принято собираться дома вокруг очага. Люди старшего возраста рассказывали о прошлом своих предков и историю народа, вспоминали героические дела дедов, исторические сказания, легенды, рассказывали собравшейся молодежи сказки, разные легенды и притчи, загадывали загадки, знакомили с пословицами и поговорками. Безусловно, такие вечера оказывали положительное нравственное влияние в условиях, когда не было каких-либо общеобразовательных школ, радио и телевидения.

Существенное влияние на быт сельской чеченской семьи оказывали шариатские нормы.

Разводы у чеченцев

В конце XIX – начале XX века в чеченских семьях разводы происходили очень редко. Как правило, инициаторами всегда были мужчины, но следует отметить, что в случаях бездетности женщины она сама предлагала развод. При разводе муж в присутствии свидетеля должен был произнести «Ас йити хьо» (Я оставил тебя). Эту фразу он произносил трижды. При разводе муж отдавал жене все, что она принесла из родительского дома, и все, что она накопила за период замужества своим трудом. Хотя очень редко, но иногда в чеченских семьях встречались и разводы по инициативе жены, которые, как правило, осуждались общественным мнением.

Во всей системе семейных обрядов свадебный обряд чеченцев являлся самым развитым. Известный советский этнограф Л.Я. Штенберг отмечал, что «…во всем сложном комплексе, включающем множество обрядов: социальных, правовых, экономических, религиозных, магических и др. – соединены в едином ритуале черты множества наслоений, идущих от самой глубокой древности и сложившихся под самыми различными историко-культурными влияниями». Поскольку основной целью брака было продолжение рода, свадьба сопровождалась некоторыми магическими обрядами, которые должны были повлиять на появление здорового потомства. Например, невеста должна была переступить через кинжал или пройти под скрещенными шашками, а также во время сна ложиться на определенный бок и т.п. Для обеспечения потомства мужского пола на руки невесты, как только она входила в дом мужа, давали ребенка – мальчика.

У чеченцев обычный брачный возраст для мужчины наступал в 20-25 лет и 18-20 лет – для женщины, но женились юноши в возрасте 23-28 лет и позже. В дореволюционном прошлом среди чеченцев имели случаи, когда юноши из-за отсутствия средств не могли жениться до 30 и более лет. Ранние браки среди чеченцев были редки, хотя этнографический материал и дает некоторые факты, когда девушек выдавали замуж в 15-16 лет.

Чеченская свадьба

Свадьбы в чеченских семьях устраивались, как правило, осенью и зимой. Считалось нежелательным вступать в брак в апреле «бекар – бут» – месяц кукушки, мотивируя тем, что кукушка не имеет своего гнезда.

Основными формами брака были: браки по сватовству, браки умыканием, браки по обоюдному согласию молодых без предварительного уведомления родителей. Адат и шариат запрещали браки мусульманок с иноверцами. Строго соблюдали принцип экзогамии. При выборе будущего жениха или невесты (и, соответственно, и будущих родственников) чистота крови и безупречность репутации ставились выше материального фактора. Многоженство, несмотря на глубокую степень внедрения ислама в конце XIX – начале XX в., не было распространенным явлением у чеченцев.

Любая из названных выше форм брака состояла из нескольких этапов:

  • а) выбор невесты
  • б) сватовство («побег», умыкание невесты)
  • в) свадьба
  • г) послесвадебные обряды

Каждый этап представлял собой целый комплекс обычаев и обрядов, связанных с культовыми представлениями, якобы способствующими благополучному завершению всего дела. На свадьбу у чеченцев собиралось много народу: близкие и дальние родственники, соседи и т.д., причем для этого не требовалось приглашения, так как любой пришедший – уже желанный гость. Жених и невеста в свадьбе участия не принимали. Народная свадьба у чеченцев всегда была насыщена музыкой, песнями, танцами, красочными ритуалами.

В день свадьбы происходил «смотр» одежды невесты, которая приносилась из дому в день свадьбы или за несколько дней до свадьбы, а женщина, принесшая ее (одежду), одаривалась.

У чеченцев, сразу же после завершения свадьбы, совершали обряд включения новобрачной в хозяйственную жизнь семьи. Для этого пеклись пироги «ч1епалгаш». В один из них втыкалась иголка из подола свадебного наряда. Молодежь с песнями и танцами вместе с невестой отправлялись к роднику. Обряд назывался «нускал хит1е даккхар» – отводить невестку к воде.

Здесь ч1епалг с иглой бросали в воду и стреляли в него. Затем зачерпывали воду и опять, с песнями и танцами, возвращались. Стрельба в прошлом преследовала цель отогнать от невесты враждебных духов, сегодня же – это просто свадебный салют.

После завершения цикла свадебных церемоний устраивали мовлид, на который приглашались муллы, родственники и соседи. Эта традиция соблюдается по сей день. Таковы в целом самые общие черты обрядовой традиционной чеченской свадьбы.

Завершая статью о воспитании, отметим, что воспитание детей было повседневным делом чеченской семьи. Важность этого глубоко осознавалось в народе. В чеченском фольклоре подчеркивалось, что родители, воспитывая детей, тем самым создавали свое будущее: каким оно будет, во многом зависит от того, какими вырастут их дети. В воспитании детей существовали выработанные в течение нескольких столетий народные устои. Традиционная система воспитания у чеченцев включала такие аспекты, как обеспечение полноценного физического развития, постоянную заботу о здоровье подрастающего поколения, передачу трудовых и хозяйственных навыков, соблюдение норм поведения в обществе, передача знаний об окружающем мире. Все эти основы закладывались в семье.

Хасбулатова З. И, Нохчалла.ком

В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, - это уважение к старшим. Имя отца - это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.

Каждый из детей - это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов - отца и матери. В конце концов, человек, воспитывая и тратясь на образование детей, вкладывает в них и силы, и финансы для того, чтобы обеспечить свою старость, оставаясь уважаемым в обществе и при жизни, и после смерти. Пожилые люди часто говорят, что нет ничего приятнее на старости лет, чем слышать от посторонних людей о заслугах их детей и о том, какими они уважаемыми стали.

Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций - многодетность. Если спросить 30-летнего чеченца, у которого нет постоянной работы и стабильного дохода, почему он заводит так много детей, это все равно что усомниться в том, нужны ли ему его братья и сестры. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. И неважно, третий это ребенок или пятый. Семья, в которой семь братьев, - это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

историк, преподаватель ЧГУ, SmartNews

Главный воспитатель детей в чеченской семье - это мать. Если в идеальной чеченской семье мальчик учится на примере отца, увлеченный его авторитетом, то мама - это практически первый учитель. Женщина может обратиться к мужу за помощью только в крайних случаях, когда ребенок отбивается от рук. «Я все отцу расскажу, когда он вернется» - такие заявления действуют на детей как шоковая терапия. Даже если отец никогда и не поднимал руку на детей.

Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И эти традиции у нас будут продолжаться.

На самом деле, согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общались отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына был отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу.

Отец для меня всегда был самым главным после Всевышнего. Я делал все, чтобы угодить отцу, чтобы он сказал, Рамзан - хороший мальчик. Он меня учил делать добро, учиться, трудиться всегда во благо народа. Это я делал. У нас особенные отношения были. Он мне много чего прощал. Но я, например, никогда не показал ему, что я больше, чем он спал. Я всегда раньше вставал, позже ложился спать, чтобы он не увидел, что я сплю. У нас еще такое правило есть - не показываться отцу месяц, пока он сам тебя не увидит случайно.

С мамой у нас отдельные отношения были. Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Она как переводчик.

Наказание матери считалось не таким зазорным, тем более оно осуществлялось обычно только в течение первых лет жизни. Вместе с тем слово бабушки всегда обладало большим авторитетом для мальчика, особенно подростка.

Бабушки играют колоссальную роль в воспитании детей в Чечне. Именно моя бабушка меня воспитала и моих детей воспитывает, потому что знает гораздо больше, чем любой другой. Самые мудрые у нас бабушки и дедушки. И дед мой - очень уважаемый человек. Для меня большое счастье, что мой дедушка и бабушка воспитывают моих детей.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

детский психолог, SmartNews

Особое значение в воспитании чеченских детей играют дедушки и бабушки. У писателя Мусы Бексултанова есть рассказ, где старик берет с собой на охоту внука. Это для мальчика было долгожданным походом. Дед разрешил ему взять винтовку и выстрелить в животное. В последний момент, когда дичь была на мушке, мальчик не выстрелил, и вспугнутая косуля убежала. Мальчику стало стыдно за свою слабость, и он заплакал. Дед, наоборот, похвалил его за человечность. «Молодец, из тебя вырастет хороший человек!» - сказал старик.

При всей своей брутальности чеченцы всегда ценили человечность и милосердие, приучали к нему детей. На мальчика из рассказа такая реакция деда на, казалось бы, слабость, которую он проявил, на самом деле в будущем подействует очень сильно. Он поймет, что сильный человек не обидит слабого. Для детей в таком возрасте это большой перелом.

К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.

Чеченские историки ссылаются на психологов, которые утверждают, что человек, прошедший через страх, может стать большим угнетателем. В худшем случае, считали чеченцы, у такого человека могли забрать душу. Говорят, что если чеченец страшится чего-то, то должен бояться только позора или потерять лицо. Как гласит вайнахская пословица, лошадь, которую били кнутом, не станет настоящим конем.

Воспитание детей начиналось с довольно раннего возраста. Это не значит, что их заставляли выполнять какую-то трудоемкую работу. Наоборот, до определенного возраста детям запрещалось поднимать тяжести. Чеченцы никогда не бьют своих сыновей. В наши дни этот принцип не особенно трепетно соблюдается. Порой родители бывают вынуждены пороть ремнем своих нерадивых отпрысков, как бы устраняя собственные недочеты, допущенные в процессе воспитания. Иногда подобная порка идет на пользу. Политика кнута и пряника как контрастный подход тоже себя оправдывает - в зависимости от степени понятливости подростка. В целом же воспитание подразумевает прежде всего назидание и порицание, чем телесное наказание.

У чеченцев и ингушей никогда не отказывались от детей. Потерявшегося ребенка могли взять под свою опеку совершенно чужие люди. Доказательство тому случай, произошедший несколько лет назад в Ингушетии. В селении Ачалуки родственники нашли пропавшего 16 лет назад чеченского мальчика. Каким-то образом из чеченского города Аргуна он попал на границу с Ингушетией. Обнаружив ребенка, местный житель, работавший в то время в ингушской милиции, забрал его к себе. С того времени Мурад Солтанмурадов живет на две семьи.

СПРАВКА SMARTNEWS

В Чечне издавна существует традиция, когда брат может отдать своего ребенка своему брату и снохе, не имеющим детей. Обычно дети узнают правду, только став подростками, а до тех пор считают своими отцом и матерью приемных родителей. Такие дети никогда не будут обделены вниманием как приемных, так и истинных родителей. Ислам, который сейчас исповедуют чеченцы, так же как и традиционное право чеченцев - адат, строго регулирует правила усыновления детей. При этом, как утверждают представители духовенства, согласно канонам ислама, усыновление бывает двух видов: разрешенное и запрещенное. Разрешенным является тот вид усыновления, когда ребенка берут в семью с целью дать ему правильное воспитание, проявлять к нему доброту и чуткость и полностью заменить родителей.

Запрещенное - это когда ребенка усыновляют с тем, чтобы он считался ребенком приемных родителей и к нему применялись те же нормы, что и к другим детям, имеющимся в новой семье. Приемному ребенку нельзя давать новую фамилию, и он не обязан считать чужих людей своими родителями. Если истинные родители усыновленного ребенка живы, то он должен о них знать.


«Каждый из детей - это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов - отца и матери»- соглашусь с этим высказыванием. Ведь именно от родителей зависит будущее его ребенка. И тут надо приложить немало усилий, дабы ребенок смог найти себя, своё призвание, воспитание, образование- всё это играет большую роль.

В Чечне свято чтут многовековые традиции предков, здесь до сих пор действуют исторически сложившиеся за несколько веков законы. Особое место в жизни каждого чеченца принадлежит семье. Но несмотря на патриархальный уклад, обычаи здесь не столь суровы, как у других кавказских народов.

Дети – это богатство семьи

В Чечне в почете большие семьи. Здесь никто не думает о том, позволяет ли родителям материальный достаток иметь много детей. Благосостояние не имеет значения, потому что счастливой может быть только большая и дружная семья, в которой, по сложившейся традиции, есть не менее 7-ми сыновей.

Мать – воспитатель, отец – пример для подражания

Воспитанием детей в чеченской семье занимается мать, несмотря на то, что главенствующая роль принадлежит отцу. Он является примером для подражания и непререкаемым авторитетом. Отец даже не беседует с сыновьями и дочерьми – общение происходит через мать. Дистанция соблюдается до такой степени, что в присутствии главы семьи дети уважительно стоят, а не сидят. А вот чеченские бабушки принимают активное участие в воспитании внуков. Они проводят с детьми много времени, прививают необходимые навыки и уважение к старшим.

Спартанские методы? Нет, любовь, уважение и милосердие!

Несмотря на суровые, на первый взгляд, законы и традиции, здесь практикуют очень гуманные педагогические методы. Ребенка учат уважать старших, любить сестер и братьев, быть человечным и милосердным. Добродетель – одно из самых главных качеств, которые воспитывают в детях с самых ранних лет. Малышей и подростков не бьют, не заставляют выполнять тяжелую работу. Для них один только суровый взгляд отца или окрик раздраженной матери является суровым наказанием. Чеченским детям не свойственна агрессия, потому что они растут в атмосфере любви, душевного тепла и уважения.

Физическое воспитание

Детей не принуждают много и тяжело работать, но физическое воспитание в мягкой и ненавязчивой форме – обязательный этап педагогики родителей. Мать и бабушка учит девочек рукоделию, они могут помогать взрослым готовить еду, убирать, присматривать за малышами. Мальчики вместе со старшими пасут скот, участвуют по мере сил в уборке урожая, ухаживают за лошадьми, которые есть в каждой семье.

Для чеченского народа семья всегда стоит на первом месте, это самое главное в жизни.