Конспект рисование в старшей группе нетрадиционная техника рисования. Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Музыкальный котик. Изобразительное творчество на мокрой бумаге

Консультация для родителей

« Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста ».

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « Нельзя » , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и “это сделал Я – все это моё! ”.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Основная наша цель с вами – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности, свою индивидуальность.

Просмотров: 419 18.04.2018

Ознакомление ребенка с многообразием окружающего его мира - одна из главных задач, стоящих перед педагогом, работающим с детьми дошкольного возраста. Большие возможности для достижения этой цели заключает в себе нетрадиционное рисование. В детском саду этому направлению сегодня уделяется особенное внимание. Поговорим о нем в статье.

Нетрадиционные способы рисования. Их преимущества

Привычный традиционный набор художественных средств в какой-то мере ограничивает фантазию ребенка. Иногда он оказывается недостаточным, чтобы выразить все чувства и передать образы, возникающие в душе и сознании малыша. имеют ряд преимуществ, о которых педагогам и родителям необходимо знать, чтобы использовать метод в полной мере.

  • Нетрадиционные техники раскрепощают ребенка, он не боится сделать что-то не так. Напротив, оригинальность решения поставленной задачи поощряется воспитателем, ведущим занятие.
  • Положительные эмоции являются неотъемлемой частью занятий, где используется нетрадиционное рисование. В старшей группе детского сада, как и в группах, где занимаются дети младшего возраста, создание благоприятной атмосферы, положительного эмоционального настроя очень важно для общего развития детей.
  • Альтернативные техники рисования не утомляют ребятишек. Высокая степень работоспособности сохраняется на протяжении всего занятия. Это помогает развитию усидчивости, сосредоточенности, умения доводить начатое дело до конца.

Чему способствуют занятия

Применяемое воспитателями, родителями, педагогами нетрадиционное детского сада может стать одним из компонентов подготовки ребенка к обучению в школе.

Объясняется это тем, что во время таких занятий у детей проявляется индивидуальность. Педагог, организуя работу, использует раскрытые возможности ребят при дальнейшем развитии их способностей. Правильно организованные занятия способствуют интеллектуальному развитию детей, коррекции психических процессов дошкольников. Дети получают возможность почувствовать уверенность в своих силах, что особенно важно для будущего школьников. Развитие мелкой моторики рук особенно активно идет на занятиях, где используется нетрадиционное рисование.

В старшей группе можно использовать такие техники, как ладошкой, воском и акварелью, поролоном. Большой популярностью у детей и педагогов пользуется рисование в технике кляксографии, отпечатков, точечное рисование, разбрызгивание и многие другие способы. Педагогу при выборе методики необходимо учитывать возраст детей, их подготовленность к качественному выполнению работы.

Рисование рукой

Нетрадиционное рисование в старшей группе детского сада не обходится без использования такого метода. Прежде всего, для этого используются пальчики детей. Нужно предложить ребенку опустить палец в гуашь и порисовать им, как кисточкой. Каждый отдельный пальчик руки можно использовать для разных красок.


Попросите ребенка окрасить кисточкой ладонь. После этого необходимо оставить рукой оттиск на бумаге и придать полученному изображению узнаваемые формы. Отпечаток может превратиться в рыбку, бабочку, букет, птицу, фигуру животного или какое-нибудь сказочное существо. Для выполнения подобного задания детям приходится использовать разнообразные движения рук: прихлопывание, размазывание, примакивание и другие.

Разновидности печаток

Нетрадиционное рисование в детском саду имеет постоянное развитие. Педагоги постоянно находят новые материалы, с помощью которых можно наносить изображение на бумагу. Получил распространение такой метод, как печатание. Суть заключается в том, что при нанесении рисунка на бумагу вместо кисточки используется какой-нибудь необычный, непривычный для этого материал.

В качестве печаток можно взять кусочки поролона или губки, картофель, смятую бумагу, листья растений, ватные палочки, пенопласт, смятые салфетки, вату или любой другой материал, способный оставлять на бумаге необычный оттиск.

Такая техника рисования очень хорошо подходит для изображения животных, так как благодаря оттиску можно показать, как пушисто или колюче тело зверька. Можно показать прозрачность предмета, изящество, наиболее точно передать материал его изготовления.

Кляксография

Для развития воображения ребенка, его творческой фантазии трудно переоценить метод кляксографии - это полезное и Нетрадиционное рисование предполагает использование листа бумаги, сложенного пополам. На одну из его сторон с помощью трубочки, пластиковой ложки или еще чего-то гуашью наносится клякса или несколько клякс. Затем лист складывается пополам, прижимается ладонью и снова раскрывается. В результате такого действия появляется фантастический рисунок. Вот его-то и нужно превратить в узнаваемый образ. На завершающем этапе работы ребенок может воспользоваться кистью, карандашами, фломастерами, мелками и другими средствами рисования.

Разбрызгивание

Детям можно предложить еще одно увлекательное занятие. в своем арсенале имеют такой метод, как разбрызгивание. Для работы потребуются трафареты, которые в нужном порядке раскладываются на бумаге. На трафаретах могут быть изображены деревья, цветы, фигуры животных, игрушки и другие предметы.

После того как трафареты разложены, на лист бумаги разбрызгивается краска. Она набирается на щетину зубной щетки, по которой затем проводят линейкой по направлению к себе. Крапинки, получающиеся от разбрызгивания краски, должны равномерно заполнять весь лист. После того как краска подсохнет, трафареты можно снять и кистью дорисовать необходимые детали.

Коллаж

Обобщающей работой, которая покажет, как дети научились применять нетрадиционные техники рисования, может стать коллаж. Выполняя работу такого вида, ребенок использует все приемы и методы, которым он обучился. Это наиболее трудный вид деятельности, так как здесь необходимо не только вспомнить технику рисования, но и подобрать наиболее сочетающиеся между собой приемы.

Описание методов, где используется нетрадиционное рисование, конспекты занятий с детьми разных возрастов можно в достаточном количестве найти в специальной литературе, посвященной развитию детского творчества. Занимайтесь с детьми рисованием, и тогда они скорее постигнут красоту окружающего мира!

Дата публикации: 14.04.17

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по художественному творчеству.

Тема: "Снегири на ветку сели"
(нетрадиционная техника рисования – методом тычка

и ватными палочками)

художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Задачи:
Образовательные:

- Углублять знания об окружающем мире; продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей;

Учить пе­редавать характерные детали, соотношение предме­тов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать ху­дожественно-творческие способности. Продолжать учить делать набросок рисунка простым карандашом и смешивать краски для получения нужного оттенка (коричневого), способствовать развитию цветового и образного восприятия; совершенствовать изобразительные умения и развивать способность к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря) и ватными палочками для печатания рябины.
Развивающие:

Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- продолжать развивать творчество, воображение, кругозор, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные:

Поощрять творческую инициативу.

Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.
Материалы: иллюстрации с изображением снегирей, рисунки выполненные воспитателем для показа техники рисования, палитра для смешивания красок, тонированный листы(голубого, розового, кремового оттенка по выбору детей) формата А 4,простой карандаш, гуашь, 2 кисти: для рисования № 5 и клеевая № 5, ватные палочки, стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц, чтение рассказов В.Сухомлинского «Красногрудые снегири», «Снегирь – резчик», «Птицы у кормушки»; пластилинография «Снегирь», дидактическая игра: «Узнай по описанию»

Словарная работа : Добиваться от воспитанников полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудый, стая.

Методы и приёмы:

Беседа, вопросы по теме, чтение загадки, рассматривание иллюстраций, рисунок птицы (снегиря) для показа, объяснение, анализ работ, музыкальное сопровождение, игровое упражнение - разминка для пальчиков.

Ход занятия

Организационный момент "Подари улыбку"

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Влево - вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель вывешивает плакат «Зимующие птицы» и задает вопросы:

Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)

Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)

Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?)

Каких зимующих птиц вы знаете? Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь)

А теперь ребята изобразите птичью стайку – взмахнув крылышками, летите на свои места.

Воспитатель: Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку:

Черный, красногрудый,

Он у нас найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Воспитатель . Правильно сегодня мы с вами будем рисовать снегиря.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением этой птицы и проводит беседу для уточнения и обогащения представления детей о внешнем виде снегирей (части тела, форма тела, перьевой окрас).

Объясняет способ выполнения работы, проговаривая с детьми характеристику снегиря.

Воспитатель.

Беру простой карандаш и делаю набросок. Далее начинаю рисовать птицу краской. Кисточку возьму вот так (как карандаш, выше металлической части), это просто. Вправо - влево, вправо - влево, вверх - вниз, вверх - вниз и кругом. А теперь рукой бегом (кисть держим вертикально) ... раз... тычок два тычок!!! (это выполняется сухой кистью по контуру).

Над грудью черной краской рисую овальную головку так, чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря короткая.

Теперь нарисую хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит.

А какой клюв у снегиря? Правильно он короткий и толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (что бы доставать семена из шишек). Глаза - выше клюва, лапы короткие, расположены ближе к хвосту. Клюв нарисую короткими мазками, если он открыт – двумя мазками. Снегирь уже нарисован. Можно нарисовать ему друга – снегиря.

Чаще всего снегиря можно встретить на ветках рябины. Для того, чтобы нарисовать ветки, мы смешаем красную и синюю гуашь для получения коричневого цвета. Ягоды рябины мы нарисуем ватными палочками, вы это уже умеете.

Воспитатель с помощью вопросов закрепляет последовательность способа изображения снегиря.

Перед самостоятельной работой проводится

Гимнастика для пальчиков

На деревья во дворе

Налетели снегири!

(Дети показывают движениями, как летит птичка.)

Будто яблочек немножко,

Так и взял бы их в ладошки!

(Ладошки с согнутыми пальчиками.)

А яблочки посидели….

(Движения, которые имитируют срывание яблок.)

(Дети показывают движениями, как летят птицы.)

А теперь можно и преступить к работе.

Дети самостоятельно рисуют.

Педагог наблюдает за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняет название формы, пропорциональное соотношение.

Хвалит тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например, нарисовал снегиря в другой позе, изменил положение головы.

Итог НОД

В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки. Воспитатель читает отрывок из стихотворения

З. Александровой:

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблочки,

На ветках снегири.

Воспитатель

Какую птицу мы рисовали сегодня? (Снегиря).

Что делает снегирь на рисунке? (Снегирь сидит на ветке, летит, клюет семена).

Молодцы! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей. Какие они красивые и совсем разные!

Воспитанники рассматривают кто, как нарисовал птиц: крылья расправленные – хочет взлететь; сидит на веточке, что – то клюет.

Дети выбирают наиболее интересные работы.

Научить рисовать детей в старшей группе детского сада вам помогут нетрадиционные техники рисования

Научить рисовать детей в старшей группе детского сада вам помогут нетрадиционные техники рисования

Техники нетрадиционного рисования, используемые в старшей группе детского сада, являются одним из способов научить детей рисовать, познакомиться с живописью, проявить себя и свои способности. Разнообразие способов передать свой внутренний мир и свое видение окружающей среды, привычных для ребенка предметов и объектов позволяет ему полностью раскрыться, не боясь сделать что-то не так, а также получить новые навыки и знания. Перед воспитателями детского сада стоит сложная задача - познакомить детей с многообразием внешнего мира и научить их самостоятельно передавать свои чувства и эмоции посредством красок и бумаги. Одним из наиболее действенных способов является использование нетрадиционных техник рисования. Этому методу в дошкольных учреждениях уделяется очень много времени и внимания. Он применим для всех возрастных категорий. Разница состоит только в сложности техник. Таким образом, в младших группах деткам предлагают рисовать самыми простыми способами, в старшей же группе ребята переходят к более сложным вариантам, требующим больше навыков и умения. Преимущества нетрадиционного рисования в старших группах Не у всех детей есть уникальные способности к рисованию и поэтому, чтобы научить ребенка передавать свои чувства, ощущения и восприятие всего окружающего посредствам красок, карандашей и бумаги, часто обычного набора для творчества недостаточно. В таких случаях на выручку приходят именно нетрадиционные техники рисования. Альтернативные способы имеют ряд важных преимуществ:

  • ребенок раскрепощается в процессе работы, избавляется от страха, что у него что-то не получится, обретает уверенность в себе и своих действиях;
  • учится исправлять допущенные ошибки, преображать рисунок, дополняя его деталями;
  • получает радость, положительные эмоции и хорошее настроение, которое не покидает его на протяжении всего процесса работы над созданием своего рисунка;
  • работоспособность не теряется на протяжении всего занятия, поэтому дети воспитывают в себе усидчивость и терпение, которые обязательно пригодятся им в дальнейшей жизни;
  • ребенок учится нестандартно мыслить, фантазировать, работать с красками и подручными средствами.

Нетрадиционный подход к обучению является одним из важных этапов подготовки детей старших групп к школе. Развивается моторика пальчиков, индивидуальность, улучшается интеллектуальное развитие, корректируется психическое состояние. Все эти качества обязательно пригодятся деткам в процессе их взросления и становления как личности. Какие нетрадиционные техники можно использовать для детей в старших группах В этом возрасте детки уже знакомы с многими простыми техниками, поэтому пришло время немного усложнить задачу и закрепить уже полученные ранее навыки. Ребятам предлагаются многие способы изображения предметов и объектов, среди которых:

  • рисование руками - при помощи только пальчиков и ладошек;
  • кляксография;
  • разбрызгивание;
  • рисование поролоном, губкой, воском и акварельными красками;
  • точечное рисование;
  • различные отпечатки, а также многие другие, не менее занимательные варианты.

Рассмотрим несколько наиболее основных и интересных техник нетрадиционного рисования, используемых в старших группах дошкольных учреждений. Рисование руками Здесь подразумевается рисование при помощи пальчиков, ладошки, кулака. Пальцы дети используют вместо кисточки, проводя различные линии или рисуя фигуры. Окрашенная краской ладошка, на пальцы можно нанести разные цвета, позволяет оставить интересные отпечатки на бумаге. В дальнейшем им дети придают определенную форму, например, дорисовывают голову или ноги, глазки, ушки, плавники и т. д. Таким способом можно нарисовать как самый простой цветок или дерево, так и различных животных, птиц или рыб. Чтобы изображение получилось красивым и ярким, детям нужно выполнять руками различные движения, такие как примакивание, прихлопывание, размазывание и так далее.
Рисование при помощи печаток Очень интересным вариантом для проявления своего творческого потенциала является рисование при помощи печаток, которые изготовить можно с чего угодно: овощей, пробок, донышек бутылок или интересных баночек, катушки из-под швейных ниток и так далее. В изготовлении печатей детям помогают взрослые, показывая как правильно это сделать. Для работы потребуются подушечки для печати, пропитанные разными цветами гуаши и бумага. Печать придавливается к подушечке, а затем оставляется ее отпечаток на подготовленном листе бумаги. Воспользовавшись этим способом, ребенок может создать замечательный рисунок, любое изображение, достаточно необычное и интересное.
Кляксография Методика кляксография очень важна для активации развития воображения детей данной возрастной группы, способности сделать из ничего что-то. Суть рисования заключается в том, что ребенок ставит кляксу при помощи кисти, пластиковой ложки и т. д. на одну половину листа (можно поставить сразу несколько небольших клякс разных цветов). После этого бумага сворачивается вдвое и снова разворачивается. Получается необычный рисунок. В дальнейшем, дети, фантазируя, придают ему узнаваемый вид при помощи, например, фломастеров или карандашей, дорисовывая детали. Разбрызгивание Разбрызгивание - это очень простой и, в то же время, увлекательный способ, требующий внимательности. Чтобы нарисовать что-то таким методом, воспитатели заранее делают разные трафареты, которые малыши раскладывают на бумаге в том порядке, что предусмотрен тематикой создаваемой картинки. На трафаретах изображается все что угодно, от цветов и деревьев, до птиц или животных, как домашних, так и диких. Дальше потребуется набрать краску на щетину самой обычной зубной щетки (старую щетку можно найти в каждом доме). Берется линейка и проводится по щетине (к себе). Брызги краски обязательно должны полностью заполнить все свободное пространство листа. Рисунок оставляется пока не подсохнет на нем краска. Затем трафареты нужно убрать. В принципе картинка уже считается готовой, но, по желанию, дети смогут дорисовать на ней еще какие-то элементы, тем самым усовершенствовав свой рисунок.
Коллаж Коллаж - это применение сразу нескольких техник нетрадиционного рисования в одном рисунке, например, солнышко рисуется пальчиками, деревья методом оттиска, зайчик - тычком жесткой кисточки, озеро - в технике пластилинографии и так далее. Процесс очень интересный и занимательный, позволяющий ребенку не только фантазировать, но и закреплять полученные ранее знания и навыки. Каждый способ рисования хорош по-своему. Он дает возможность практически всем детям развить свои творческие способности.

Comments

Related posts:

Научиться ребенку рисовать помогут основные нетрадиционные техники рисования в детском саду Научить детей рисовать нетрадиционным способом поможет мастер класс рисунков в технике граттаж

Из опыта работы. Нетрадиционные способы рисования в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный материал познакомит педагогов с разнообразными способами и приемами работы гуашью, акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

«Монотипия»

Тема: «Бабочка»
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!

«Монотипия»+ «Набрызг»

Тема: «Зимние пейзажи», «Дворец для Снежной королевы»
Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

«Монотипия»+ «Аппликация»

Тема: «Морское дно»


«Рисование по сырому»

Тема: «Времена года»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы:
Первый способ:
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Второй способ:
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

"Рисование по сырому" с дальнейшим прорисовыванием деталей.

«Рисование по сырому»+сангина

Тема: «Времена года»

«Рисование по сырому»+пастель

Тема: «Золотая рыбка»

«Мятая бумага»

Тема: «Осенние листья»
Эффект состаривания поверхности.
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы:
Первый способ:
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Второй способ:
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.

«Граттаж»

Тема: «Ночь», «Космос», «Зима», «Морское дно»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Тема: «Животные, облака, цветы, деревья, пейзажи»
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

«Графика»

Материал: Бумага черного цвета, листы белой бумаги, гуашь белого и черного цвета.
Ход работы.
Первый способ:
Монохромная техника. На черный фон нанести изображение белой гуашью (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать карандашом. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Второй способ:
Полихромная техника. На черном фоне работают белой гуашью. Белый тон придаст свежесть, яркость. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Рисование гуашью с добавлением белил

Тема: «Натюрморт», «Пейзаж», «Абстракция».
Добавление белил к разным цветам красок позволяет получить светлые оттенки исходного цвета. Цветовые ощущения в результате, нежность, легкость, воздушность.