Физическое воспитание это определение. Физическое воспитание: понятие, средства Выделите правильное определение понятия физическое воспитание

Физическое воспитание.

1) Соотношение понятий «физическая культура», «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

2) Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

4) Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Литература:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2001
  2. Дошкольная педагогика /Под ред. В.В.Бабаевой и др. М.,1992
  3. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.М.,1991
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М.,1985
  5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М.,1973
  6. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.,1983
  7. Баркан А.И. Его величество Ребёнок какой он есть. М.,1996
  8. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Составители Н.А Ноткина и др. СПБ.,1999

1. Соотношение понятий «физическая культура» , «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

Одной из сторон развития личности является физическое развитие , которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье-это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Деятельность взрослого , направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания , что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие (ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье).

Учение о физическом воспитании является составной частью педагогики. При характеристике различных аспектов физического воспитания используются следующие понятия:

Физическая культура - наиболее общее понятие, рассматривающееся как часть общей культуры человека. Это совокупность материальных и духовных ценностей общества , которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

1. личная гигиена, которая складывается из навыков в быту и труде (аккуратность, опрятность), привычки к гигиеническому режиму.

2. закаливание организма в естественных условиях природы

3. физические упражнения

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества, профессии.

Физическое развитие – биологический процесс становления и изменения строения и функций организма человека. В узком смысле – это антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела, объём лёгких, осанка и т.д.).

Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, развитие двигательных навыков и физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному.

Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие ребёнка . У него активно формируются костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития (которые обеспечивают общую высокую работоспособность, быструю приспособляемость организма к выполнению задач различного рода). Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей.

Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях; движения активизируют работу всех анализаторных систем => быстрее и успешнее развиваются органы чувств; в ходе выполнения физических упражнений активно развивается ориентировка в пространстве. Двигательная активность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которые играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речедвигательного центра.

Таким образом, крепкое здоровье – основа активной умственной деятельности.

Физическое воспитание тесно связано с нравственным . При выполнении гигиенических, закаливающих процедур, при проведении подвижных игр дети получают представления о нравственных поступках (аккуратности, смелости, честности), систематически в них упражняются, у них развиваются волевые качества (настойчивость, самостоятельность). Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка (формируется активность, инициативность, самостоятельность).

Физическое воспитание осуществляется в коллективных формах работы =>дети обучаются действовать в коллективе сверстников , формируются чувства товарищества, взаимопомощи, выдержка, организованность, дисциплинированность.

Физическое воспитание связано с эстетическим : полноценное физическое развитие - залог эстетического внешнего вида ребёнка. В ходе упражнений дети приучаются двигаться непринуждённо, красиво, выразительно, получают представления о красивой осанке, а это способствует воспитанию эстетических чувств.

Физическое воспитание неразрывно связано с трудовым : накопление в процессе физических упражнений двигательного опыта, развитие координации, силы движений, глазомера и др. способностей положительно сказываются на овладении трудовыми действиями и операциями.

Задачи физического воспитания .

Выделяются 3 группы задач (Г.В.Хухлаева и др.)

1) Оздоровительные задачи :

· Охрана и укрепление здоровья детей

· Закаливание организма как повышение сопротивляемости организма явлениям окружающей среды

· Правильное и своевременное развитие всех систем организма, развитие движений.

Эта группа задач выдвигается на первый план. Так как наиболее характерная особенность организма ребёнка-дошкольника – интенсивный рост и развитие. Но формирование систем и функций ещё незавершенно и это определяет высокую ранимость организма дошкольников.

2) Образовательно-коррекционные задачи :

Формирование представлений о своём организме, о здоровье, об активности и отдыхе

Формирование и коррекция умений и навыков выполнения основных движений

Освоение культурно-гигиенических навыков; привитие навыков личной и общественной гигиены.

Решение задач данной группы связано с хорошей пластичностью детского организма, его высокими приспособительными возможностями. Ребёнок легко адаптируется к изменению условий, физической нагрузке. Он отличается высокой восприимчивостью к усвоению доступных знаний и навыков, и коррекции отклонений.

3) Коррекционно-воспитательные задачи:

а. формирование нравственно-физических качеств;

б. формирование потребности в физическом совершенстве;

с. развитие волевых качеств;

d. воспитание культуры поведения.

Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе , но их конкретное содержание меняется в зависимости от психологических возможностей детей.

Физическое воспитание в условиях детского сада строится с учётом 4-х основных принципов:

  1. принцип разностороннего развития личности ребёнка
  2. принцип оздоровительной направленности
  3. принцип связи физического воспитания с практической деятельностью
  4. принцип коррекционной и развивающей направленности

В развитом обществе физическое воспитание основывается на заботе государства о матери и ребёнке, улучшении жилищных условий, росте благосостояния людей и т. д.

Необходимыми условиями полноценного физического и психического ребёнка являются:

· создание гигиенической обстановки;

· обязательное выполнение режима, включая рациональное питание, полноценный отдых;

· охрана нервной системы;

· развитие движений и обеспечение разнообразной двигательной активности детей;

· мероприятия по закаливанию;

· контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы;

· тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.

Детский сад должен уметь хорошую материальную базу для реализации всех условий физического развития (площадки, специальные тренажёры, стенки, скамейки, маты, мячи, обручи и т. д.).

Основным документом , определяющим содержание работы по физическому воспитанию, является «Программа воспитания и обучения в детском саду ». В ней отражается, как последовательно обучать детей двигательным умениям, развивать пространственную ориентировку, воспитывать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.

Естественнонаучные основы физического воспитания составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли ЦНС в его жизнедеятельности.

· Знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры и умение их выполнять

· Овладение культурно-гигиеническими навыками (особенно актуально для детей с ДЦП. Это навыки еды, ухода за своим телом, соблюдение порядка в помещении, пользование одеждой и уход за ней);

· Овладение двигательными умениями и навыками: основные общеразвивающие движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); спортивные упражнения (плаванье); подвижные игры.

Рассмотрим, как реализуются задачи каждой группы практически.

Задачи 1-ой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл: от их успешного решения зависит здоровье, а часто и жизнь человека.

Забота о здоровье детей – актуальная проблема современного общества. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников тревожные: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья .

Средствами реализации задач этой группы являются: рациональный режим жизни, полноценное питание, гигиеническая обстановка, оздоровительные силы природы, физические упражнения. Рассмотрим эти факторы в отдельности.

1) Режим – это рациональное чёткое чередование сна, бодрствования, приёма пищи, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определённой последовательности. Ритмичность и постоянство основных элементов режима позволяет сформировать у детей прочные стереотипы жизнедеятельности.

Общие требования к режиму:

* учёт возрастных особенностей детей, состояния их здоровья и уровня психического развития;

* постоянство режима (выработка динамического стереотипа);

* учёт времени года (в летний период увеличивается время пребывания на улице);

* учёт времени работы родителей (ведомственные детские сады).

Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место и время каждого вида деятельности определяется возрастом детей. Организатор режима в группе – воспитатель, дома – родители. В работе должна быть преемственность.

Нарушение режима дня влечёт к усталости, сонливости, рассеянности. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребёнка (заикание).

Особую значимость организация правильного режима дня имеет для детей с речевой патологией . Так как правильный режим создаёт благоприятные условия для работы высшей нервной деятельности (особенно важно для заикающихся, для детей гиперактивных, возбудимых, расторможенных, что наблюдается при различных речевых патологиях).

Требования к режиму дня детей с речевой патологией :

1.Основой режима дня является правильная организация сна и бодрствования . Сон охраняет нервные клетки от истощения, во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особенно от отрицательных эмоций. Необходимо создать все условия, чтобы сон ребёнка был глубоким:

· Приучать ребёнка ложиться спать в одно и то же время (в 20-21 ч.)

· Исключить перед сном чтение и рассказывание страшных историй и сказок, просмотр телевизора, шумные подвижные игры. Хорошо действует прогулка перед сном на свежем воздухе. Поглаживание «воротниковой» зоны действует успокаивающе.

· Устранить яркий свет, шум телевизора, радио, громкий разговор;

· Обязательно предусматривать дневной отдых (желательно сон) в течение 1,5-2 ч;

· Предусмотреть в течение дня разумное чередование разнообразных занятий с обязательным пребыванием на свежем воздухе.

Режим дня детей 3-6 лет должен включать: сон 11-13 часов; игры – около 4 часов; двигательная деятельность – 5 часов; дневной сон – 1 час 30 мин – 2 часа (или отдых); занятия – 30-40 мин. – 1 час 5 мин.

2. Питание – важный фактор здоровья. Питание обеспечивает рост и развитие организма. Оно должно быть сбалансированным, витаминизированным . Необходимо предусматривать потребление достаточного количества витаминов и минеральных веществ. Это особенно важно для детей с речевой патологией (алалия, заикание, дизартрия) с ослабленной нервной системой (витамины группы В особенно полезны для активизации деятельности нервной системы). Контроль за питанием в детском саду осуществляет врач и заведующая.

Воспитатель должен знать, что любит ребёнок, а что не любит и надо ли его заставлять или лучше не настаивать.

* Пища должна доставлять ребёнку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом.

* Вредны и недоедания, и переедания (полнота ещё не означает здоровья). Врачи советуют помнить, что существует 2 основных регулятора аппетита физическая активность и окончание приёма пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.

* «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым» - это во многом зависит от воспитателя

Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось есть без принуждения (внешний вид столов, их сервировка, то, как сидят дети – «спина к спине» или могут видеть друг друга, улыбаться друг другу и воспитателю).

* Процесс приёма пищи «оречевляется» воспитателем (названия блюд, их последовательность приёма. После еды – нужно уточнить названия блюд и т.д.). Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде (а то ведь и среди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут).

Можно разработать своеобразный ритуал перед едой – «Слово» как своеобразная молитва, которую дети прочитывают перед едой: прочитав Слово, нужно взять на себя обязательство, а после еды будет Отчёт, все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки (Чем лучше ты себя вёл, тем выше твоя рука).

Я люблю свою семью

И её не подведу.

Я поем и суп, и кашу,

Всё, что даст нам мама наша.

Если мама даст нам рис-

Съем я руссу без каприз,

Потому что привереда

Остаётся без обеда.

Я смогу не баловаться,

Не болтать и не смеяться,

Пока ем, молчу как рыба,

А поел – скажу спасибо.

Чтоб себя мне уважать-

Буду слово я держать:

Только тот, кто держит слово,

Уважения достоин.

3. Оздоровительные силы природы – это закаливание и укрепление организма.

Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости и приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, поступающим из окружающей среды. Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма, воспитывают выносливость, смелость, решительность. Необходимо с раннего детства приучать детей к обтиранию; обливанию холодной водой . Закаливание должно быть систематичным, в течение всего года, с учётом сезонных явлений, постепенным увеличением силы раздражителей. Важен положительный фон закаливающих процедур. Особенно важно для детей с ринолалией, у которых есть анатомическая и физиологическая предрасположенность к простудным и вирусным заболеваниям, также для заикающихся.

4. Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания. Они стимулируют рост и развитие костно-мышечной системы, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга, повышают общий тонус коры, усиливают деятельность всех анализаторов, улучшают основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Физические упражнения можно проводить в виде: утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений и развлечений, простейший туризм.

Хорошо, если есть бассейн, организуется обучение езде на велосипеде, катание на лыжах, коньках и т.д. В детском саду для детей с ТНР организуется лечебная физкультура (ЛФК). Например, для детей с ДЦП, заикающихся, с ринолалией. Проводится пассивная гимнастика. Один из видов пассивной гимнастики – массаж. Он улучшает питание кожи и мышц, восполняет недостаток двигательной функции, улучшает функции нервной системы.

Массаж может быть: а). расслабляющий (гипертонус мышц)

б) тонизирующий (парезы, параличи)

с) точечный (воздействует на определённые точки)

Широко используется в работе с детьми с ринолалией, дизартрией, заиканием.

Задачи второй группы (образовательно-коррекционные) связаны с формированием у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства: формирование культурно-гигиенических навыков, образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формы работы, в процессе которой решаются эти задачи: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Основные методы: упражнения, беседа, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций.

В работе детского сада большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков . Дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании в раннем и младшем дошкольном возрасте, поэтому их легко можно научить всей последовательности операций (1,5-1,6 г.- возраст «Я САМ!»). Однако у детей с ТНР становление навыков самообслуживания часто задерживается, с ними нужна специальная работа.

Примерная последовательность формирования навыков самообслуживания:

4 года – дети должны уметь мыть руки, чистить зубы, полоскать рот (после еды), пользоваться носовым платком, соблюдать элементарную культуру поведения за столом.

5 лет – моют лицо с мылом, уши, шею, одеваются, замечают неполадки во внешнем виде других.

6-7 лет – действия самостоятельные, быстрые и точные, умываются быстро, не намочив пол, умеют самостоятельно следить за своим внешним видом, правильно пользуются вилкой и ножом, убирают игрушки, вводят дежурство.

Условия формирования культурно-гигиенических навыков:

· организация привлекательной обстановки (игровые приёмы, наличие определённого места для вещей: мыла, расчёски; использование потешек

· разделение действий на последовательность операций

· показ, объяснение, управление и контроль за выполнением действий, поощрение за малейшие успехи;

· пример взрослых и детей;

· индивидуальная работа.

Одна из задач данной группы – обучение детей основным движениям и их коррекция . При этом в традиционной системе физического воспитания акцент делался на воздействие со стороны воспитателя, а ребёнку отводилась роль послушного исполнителя, которому не нужно задумываться над механизмом влияния на его здоровье. Но в настоящее время ведущим является новый принцип (подход): ребёнка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.

В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, с тала развиваться валеология – наука о здоровом человеке.

Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью; должен понимать, что среди потребностей материальных и социальных потребность в здоровье, а => в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, сейчас человек не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье), не знает, как отзовётся его организм на то или другое воздействие,- в этом часто кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью.

Основной принцип валеологии – человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью. Правда здесь может возникнуть противоречие: при чрезмерно усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому важно вдумчиво проводить работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетать её с решением задач нравственного воспитания.

Среди методов , с помощью которых реализуется такой подход в физическом воспитании, важное место занимает экспериментирование . Его цель – предоставить ребёнку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Это возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть. Что так бьётся у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.д.). После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, вызывая у детей желание больше узнавать о самих себе.

Исследователи (психологи и др.) отмечают большой интерес детей к себе, к познанию своего организма. Воспитатель должен организовать специальные занятия и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг удовлетворять потребность детей в познании своего организма (Г. Юдин «Главное чудо света»).

Нужно научить ребёнка любить себя . В этом тоже кроется противоречие. Э.Фромм писал: «Хотя никто не возражает против применения любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время, как любить других – добродетель, любить

себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм». Э.фромм опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие.

Известный психолог С.Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие. Но противоречие остаётся. Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребёнка к себе с любовью и уважением к другим (тесная связь физического воспитания с нравственным).

Третья группа задач (коррекционно-воспитательные) – направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными.

Средства реализации этих задач : деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (спортивные праздники, дни здоровья, физкультурные досуги).

Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Детям с ТНР требуется воспитание таких качеств, как смелость, ловкость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство ответственности, товарищества. Это эффективно осуществляется в подвижных играх и упражнениях, при специальном обучении на занятиях физической культурой.

Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении детей со спортсменами. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, показать фотографии, рассмотреть картины. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, хорошо предложить ребёнку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют.

Важно, чтобы ребёнку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось (дух самосовершенствования).


Похожая информация.


система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич. совершенствования Цель Ф в - разностороннее развитие личности человека, его физич. качеств и способностей, формирование двигат навыков и умений, укрепление здоровья.

Осн. средства Ф в - физич. упражнения, использование естеств. сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т и), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т и). Физич. упражнения разносторонне воздействуют на развитие физич. способностей Познание закономерностей влияния физич. упражнений на организм, науч. методика их выполнения дают возможность использовать физич. упражнения для достижения целей Ф в Естеств. силы природы в Ф в выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физич. упражнениями и как средство закаливания организма Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физич. совершенствования Развитию физич. возможностей человека способствует физич. труд (особенно на воздухе), к-рый можно использовать как вспомогат средство Ф в Осуществляется Ф в по 3 осн.направлениям общая физич, проф. физическая и спорт подготовка.

Созданию основ Ф в в уч. заведениях способствовало глубокое осмысление процесса становления личности Я А Коменским Он предложил физич. подготовку детей включать в программу обучения и увязывать ее с уроками по др предметам, подчеркивал роль физич. упражнений в духовном и нравств. воспитании На развитие теории Ф в большое влияние оказали идеи Дж Локка, Ж Ж Руссо, И Г Песталоцци и пед. практика филантропистов (И К Гутс-Мутс и др.). Пед. теории 19 в («новое воспитание», «свободное воспитание» и др.). рассматривали Ф в как составную часть прогрессивного шк. образования.

В соответствии с нац. традициями в 19-20 вв сложились системы Ф в в массовой школе большинства стран.

В России науч. основы Ф в были разработаны в последней четв 19 в Большое значение для осмысления влияния физич. упражнений на развитие и изменение форм человеческого тела имели работы H И Пирогова Исследования И M Сеченова открыли путь к осознанию общих закономерностей функционирования организма человека и к формированию нового воззрения на вопросы Ф в Популяризации идей Ф в детей в семье и школе способствовали работы врачей E M Дементьева и E А Покровского Дементьев в дисс «Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физич. развитием» предпринял попытку анализа влияния условий труда на физич. развитие молодежи, выступал против насаждения в России иностр. систем гимнастич упражнений В течение ряда лет его сборник игр был лучшим руководством для преподавателей Ф в Покровский в работе «Физич. воспитание детей у разных народов, преимущественно России» (1884). указал на важность внедрения нац. игр в систему Ф в

Особенно большую роль сыграл II Ф Лесгафт, к-рого называют основоположником науч. системы Ф в Лесгафт ввел понятие «физич. образование» В трудах «Семейное воспитание» (1884), «Руководство по физич. образованию детей шк. возраста» (1888-1901), «Основы теоретич анатомии» (1892). и др. он утверждал, что гл. цель воспитания - гармонич. ное развитие ребенка, под к-рым понимал правильное сочетание умственных и физич. сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли сознания человека

Начало массовому физкультурному движению в стране положили воен. -спорт клубы и кружки, создававшиеся с 1918 в системе сов всевобуча (всеобщее воен. обучение). в условиях Гражд войны В 20-х гг возникли массовые формы - многодневные эстафеты, пробеги, спартакиады и др. Важную роль в разработке науч. и теоретич проблем Ф в сыграл ученик и последователь Лесгафта В В Гориневский С 30-х гг основу системы Ф в составлял физкультурный комплекс Готов к труду и обороне СССР. (ГТО, с 1931), а для детей - «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО, с 1934). В 30-40-х гг вопросы науч. обоснования средств и методов Ф в, содержания тренировок по разл видам спорта, физиол. механизмов влияния занятий физич. упражнениями на организм занимающихся и др. разрабатывались в трудах В В Белиновича, H А Бернштей-на, К X Грантыня, А Н Крестовнико-ва, А Д Новикова, А Ц Пуни, II А Рудика, В С Фарфеля, И M Сарки-зова-Серазини и др.

Несмотря на нек-рый формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями (напр., воен. -спорт игры «Зарница» и «Орленок»), коме и пионерские орг-ции способствовали активным занятиям подрастающего поколения физкультурой и спортом Проводимые по инициативе пионерской орг-ции соревнования дворовых команд по месту жительства на приз «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др. помогли выявить и приобщить к физич. культуре и спорту мн способных подростков

С нач 90-х гг развитие Ф в детей и подростков испытывает значит. материальные трудности Переход к рыночной экономике поставил мн физкультурные и спорт дет. и юношеские коллективы в сложные условия Ряд объединений был вынужден либо вообще прекратить деятельность, либо привлекать средства спонсоров, родителей для восстановления жизнеспособности спорт школ, кружков и т.п.

Структуру самодеят организации физкультурного движения составляют добровольные спорт об-ва Физкультурная работа в дошк. учреждениях и уч заведениях регламентируется соответствующими программами и уч планами и входит в сферу ответственности органов управления образованием.

Система Ф в ориентирована на разл возрастные группы Осн.задачи Ф в детей дошк. возраста забота о здоровье, закаливание, содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц, функцией совершенствование сердечно-сосудистой, дыхат, нервной систем, улучшение обменных процессов В этом возрасте формируются жизненно важные двигат навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ловля, плавание и др.), умения согласовывать движения, сохранять правильную осанку, развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений, - ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия и др. К формам организации Ф в детей в возрасте до 1 года относятся индивидуальные занятия физич. упражнениями и массаж, позже - групповые занятия (игры 3-6 детей в манежах, прогулки). В дет. саду проводятся занятия физич. упражнениями по типу уроков (простейшие игры и упражнения, разл построения, прыжки, катание обруча, бег и т и, физкультминутки во время занятий рисованием, лепкой и т и, экскурсии и прогулки на природе, праздники).

В шк. возрасте Ф в осуществляется на уроках физической культуры Ф. в учащихся в проф. уч заведениях предусматривает наряду с решением задач, свойственных общеобразоват. школе, развитие проф. способностей, необходимых для трудовой деятельности 10-12% времени из всех уроков отводится на физич. подготовку с проф. уклоном

Осн.формы Ф в студентов учебные и факультативные (по избранным видам спорта). физкультурно-оздоровит мероприятия Обязат уч материал программы по Ф в в вузах предусматривает обучение упражнениям осн, гигиенич, производств и спорт гимнастики, легкой атлетики, плаванию, катанию на лыжах, спорт играм, туристским навыкам и умениям, а также сообщение теоретич сведений по разл вопросам физич. культуры

Ф в в семье осуществляется в форме процедур закаливания, физкультпауз во время приготовления уроков, а также самостоят.занятий физич. упражнениями, игр, развлечений, прогулок (см также Семейное воспитание).

Лит Теория и методика физич. воспитания, под ред. Б А Ашмарина, M, 1979, Кун Л Всеобщая история физич. культуры, пер с венг, M, 1982, История физич. культуры и спорта, под ред. В В Столбова, M, 1983, Введение в теорию физич. культуры, под ред. Л H Матвеева, M, 1983, Физич. воспитание, M, 1983 В H Шаулин

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения., проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.

Изучить научно методическую литературу по теме исследования.

Дать характеристику средствам и методам физического воспитания детям дошкольного возраста.

Характеристика понятий физическое воспитание

Определения понятий: «физическая культура», «физическое воспитание»

Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных ниже понятий.

Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопленных в процессе общественно исторической практики (А. В. Кенеман). К материальным ценностям относятся: спортивные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны и др.), инвентарь, (специальная одежда, обувь и др.). К духовным ценностям принадлежат: наука, произведения искусства.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучением движением, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий (рис.1). Таким образом, физическое воспитания - это наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека в течение индивидуальной жизни.

Физическая подготовка - прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности.

Физическая подготовленность - это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств.

Физическое совершенство -- это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья (А. В. Кенеман).

Рис. 1.

При обучении движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.

В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и силу этого более результативным.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до семи лет)

Физического воспитания детей дошкольного возраста - наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. В соответствие с этим теория физического воспитания детей раннего возраста познает общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Теория физического воспитания детей определяет задачи физического воспитания, раскрываем их сущность, наиболее эффективные средства, методы, формы организации всего пресса физического воспитания.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всею воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Компонентом всестороннего гармоничного развития личности является физическое воспитание.

Физическое воспитание - система социально-педагогических мер, направленных на укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и физических возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений.

Теория и практика физического воспитания опираются на данные физиологии, которая вооружает теорию и методику физического воспитания знаниями о закономерностях развития организма человека, влияние различных факторов на его функциональную деятельность. На основе ее данных разрабатывают научно обоснованную систему физических упражнений, направленных на развитие двигательных действий и формирование физических качеств организма.

Воспитание подрастающего поколения физически здоровым - важная задача семьи и школы. Однако в настоящее время практически здоровыми являются лишь 27% детей дошкольного возраста, лишь 65% детей и 60% подростков физически гармонично развиты. Значительное количество учащихся старших классов по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии, а среди выпускников школ не менее половины не пригодные или частично пригодные к военной службе.

Все это свидетельствует о необходимости коренной перестройки организации физического воспитания школьников, изменения взглядов на физкультуру, физическое состояние, красоту человеческого тела. Речь идет о разгрузке учебных планов и программ, сокращение информативного обучения, увеличение количества часов для уроков физической культуры, отказ от традиционных форм режима деятельности на уроке, когда дети все время сидят почти неподвижно, на пользу их интенсивного труда, а также о пересмотре концепций и методики физкультурной работы в школе. Она должна стать формой активного отдыха, работать на здоровье, воспитание и удовлетворение физиологических потребностей ребенка. Важность физкультуры, здорового образа жизни должно подчеркивать своим поведением учитель.

Содержание физического воспитания школьников определяется учебной программой по предмету и программам секций и кружков. Программой предусмотрено: а) усвоение теоретических сведений (знания из общей гигиены и гигиены физических упражнений, сведения, необходимые для самостоятельного выполнения физических упражнений). Теоретический материал сообщается на вступительных занятиях и в системе учебно-тренировочной работы на уроке в связи с выполняемыми упражнениями; б) гимнастические упражнения, способствующие общему физическому развитию учащихся (построение и перестроение, строевые упражнения, упражнения, направленные на общее развитие ребенка, на формирование правильной осанки, акробатические упражнения, танцевальные упражнения, лазание и перелазание, упражнения из равновесия, упражнения в висах и упорах, опорные прыжки); в) легкая атлетика (различные виды бега, прыжки в длину и высоту, метание на расстояние); г) подвижные игры, рассчитанные на развитие у учащихся смекалки, ловкости, скорости действий, воспитание коллективизма и дисциплинированности; г) спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол); д) лыжная подготовка (овладение основными приемами техники передвижения на лыжах, развитие двигательных качеств); е) кросова и конькобежная подготовка; є) плавания (кролем на груди и на спине, брассом, а также ныряния и приемы спасения тех, кто тонет).

Сложность реализации программы заключается в том, что на одном уроке приходится осваивать элементы нескольких разделов. Это затрудняет планирование учебного материала на семестр и на каждый урок.

1) укрепление здоровья и закаливание организма школьников, содействие их физическому развитию и повышению работоспособности. Становление и развитие основных функций организма, что происходит в школьные годы, требует использования всех факторов, которые положительно влияют на этот процесс. Забота о здоровье школьников является главной задачей каждого учителя на каждом учебном занятии;

2) формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с ними знаний. Целью физического воспитания является формирование жизненно важных навыков и умений в естественных видах движений: беге, прыжках, ходьбе на лыжах, плавании. Для этого нужны знания о способах и правилах выполнения двигательных действий, которые учащиеся приобретают во время объяснений и демонстрации;

3) развитие основных двигательных качеств. Для выполнения многих действий человеку необходимы сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мускульных усилий; скорость - способность выполнять движения в минимальный период времени; выносливость - способность выполнять определенную работу длительное время; гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой; ловкость - способность быстро осваивать новые движения и успешно действовать в изменяющихся условиях. Эти двигательные качества развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи;

4) формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Положительное влияние физических упражнений возможен лишь при условии их систематического выполнения, что перерастает в привычку и потребность. Для воспитания такой потребности необходимо пробудить у ребенка интерес к упражнениям, подбирать интересные упражнения, вовремя поощрить ученика к их выполнению. Досуг способствует активному отдыху и духовному совершенствованию школьников. Формированию привычки к занятиям физическими упражнениями способствуют правильный режим дня и недели, здоровое питание, достаточный по времени сон. Недопустимо употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

5) воспитание гигиенических навыков, формирование знаний о физические упражнения и закаливание. Гигиеническую образование учащиеся получают во время изучения различных предметов, в частности биологии. Они узнают о режиме дня, гигиене питания, сна и др. В процессе занятий физическими упражнениями учащиеся усваивают правила их применения, узнают о влиянии упражнений на организм, о гигиенические требования к закалку, овладевают приемами самоконтроля за своей работоспособностью, утомляемостью, пульсом, общим самочувствием.

Согласно Национальной доктрины развития образования физическое воспитание как неотъемлемая составляющая образования должна обеспечить приобретение каждым человеком необходимых научно обоснованных знаний о здоровье и средствах его укрепления, о путях и методах противодействия болезням, о методиках достижения высокой работоспособности и длительной творческой активности.

В физическом воспитании используют физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Физическими упражнениями являются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт:

Гимнастика как специальный вид физического совершенствования охватывает самые разнообразные упражнения: строевые и порядковые (обучение рациональных способов строений, перешикувань и передвижений с целью воспитания навыков коллективных действий); общеразвивающие (предусматривают развитие как отдельных частей тела, так и всего организма); вольные упражнения (совершенствование координации движений, выработки чувства ритма, красоты движений); прикладные как средство всестороннего развития личности (бег, прыжки, метания и др.); гимнастические - упражнения на различных специальных приборах (акробатические, развивающих силу, ловкость, умение ориентироваться в пространстве; упражнения художественной гимнастики как средства физического и эстетического воспитания);

Игры, удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной активности, возбуждают коллективные переживания, вселяют радость от совместных усилий, содействуют укреплению товарищества и дружбы. В начальных классах проводятся преимущественно подвижные игры, в средних и старших - спортивные;

Туризм охватывает прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природой, историческими и культурными памятниками. В таких мероприятиях ученики закаляются физически, учатся быть выносливыми, приобретают прикладных навыков ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, усваивают нормы ответственного отношения к природе;

Спорт, в отличие от физической культуры, всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов проводят соревнования. В спортивной борьбе учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют и развивают двигательные и морально-волевые качества.

Природные факторы (солнце, воздух, вода), действуя совместно с физическими упражнениями, усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.

Гигиенические факторы охватывают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и др. Для результативных занятий физкультурой определенным гигиеническим требованиям должны отвечать спортивные залы, рекреационные помещения, спортивное и иное оборудование. Этими нормами регламентирован и режим дня школьника, который дифференцируется в зависимости отстану здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Обязательными для всех учащихся должны быть утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, выполнение домашних заданий, пребывания на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

На занятиях физической культурой применяют следующие способы выполнения упражнений: фронтальный - одновременное выполнение упражнений всеми учащимися. Его используют во время обучения строений и перешикувань, загальнорозвивальних упражнений без предметов и с предметами, ходьбы, бега, танцевальных упражнений, передвижений на лыжах и др.; потоковый - ученики выполняют упражнение друг за другом по очереди, то есть потоком. Потоков может быть несколько. Этот способ используют при выполнении прыжков в длину, высоту, упражнений из равновесия, акробатических, лазанья, спусков и подъемов на лыжах; переменный - учеников делят на смены, которые по очереди выполняют упражнения. Используют при выполнении лазания, метаний на расстояние, акробатических упражнений, бега на скорость; групповой - предполагает разделение учащихся на классы, группы, каждая из которых выполняет отдельное упражнение. Через определенное время группы меняются местами с таким расчетом, чтобы каждая из них выполнила все упражнения; индивидуальный - применяют при выполнении учащимися упражнений на оценку; круговое - небольшие группы учеников выполняют определенное количество разных упражнений, последовательно переходя по кругу от одного специально подготовленного места для выполнения определенного упражнения к другому. Круговым способом выполняют упражнения, которые учащиеся уже хорошо усвоили.

Физическому развитию школьников способствуют разнообразные формы внеурочной физкультурно-спортивной деятельности. Самыми распространенными из них являются:

Гимнастика перед уроками, призвана обеспечить самоорганизацию учащихся в начале учебного дня, предотвращения искривления осанки, повышение работоспособности в течение дня, закаливание организма;

Физкультурные минутки и паузы для снятия усталости. Для выполнения упражнений ученики выходят из-за парт, ослабляют воротнички и ремешки. Упражнения проводят в 1-8 классах на каждом уроке после 20-30-минутной работы в течение 2,5-3 мин. Дети выполняют 3-4 упражнения с 6-8-кратным повторением. Физкультурные паузы практикуют также в группах продленного дня и дома с учениками средних и старших классов в течение 10-15 мин. каждые 50-60 минут. учебной труда. На таких "минутках" целесообразно прорабатывать домашние задания по физической культуре;

Внеурочные занятия (кружки и секции), задача которых - создание условий для привития учащимся привычки к систематическим занятиям, содействие внедрению физической культуры в быт. На внеурочных занятиях закрепляются и совершенствуются полученные на уроках знания, практические умения и навыки. Участие учащихся во внеурочных занятиях является добровольным;

Час здоровья. Во многих школах ее проводят ежедневно после 2-го или 3-го урока продолжительностью 45 минут. Время для нее высвобождают за счет большого перерыва и сокращение всех уроков на 5 минут. Упражнения выполняют преимущественно на свежем воздухе (учащиеся занимаются в спортивной форме). Учителя могут выполнять упражнения вместе с учениками или отдельной группой;

Массовые соревнования, спортивные праздники предполагают четкую организацию, соблюдение определенных ритуалов. Все это обеспечивает единство физического, нравственного, эстетического воспитания школьников.

У современной молодежи приобрели популярность различные единоборства (казачьи, восточные), которые способствуют закалке юношей, воспитывают ловкость, выносливость.

На системный подход в физическом воспитании молодежи ориентирует комплексная программа "Физическое воспитание - здоровье нации", в которой физическое воспитание в учебно-воспитательной сфере рассматривается как составная часть общей системы образования, призванная обеспечить развитие физического и нравственного здоровья, умственную и психологическую подготовку человека к активной жизни и профессиональной деятельности.

Активизации физического воспитания школьников, приобщению их к спорту, высоких достижений способствует введению в школах урока футбола, а также работа Федерации футбола, Министерства образования и науки Украины по организационному, материально-техническому обеспечению занятий юных футболистов.

Все чемпионы и рекордсмены в свое время учились в школе, посещают ее и будущие чемпионы. В их достижениях тоже есть заслуга школы, и главная задача ее в физическом воспитании - готовить здоровую, гармонично развитую молодежь.

Страница 2 из 6

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование - системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах - в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.