1. Проанализируйте поставленные цели и задачи мероприятия.
2. Проанализируйте выбранные методы и приемы активизации внимания родителей, насколько они были эффективны, какие были удачны, какие – нет, почему?
3. Проанализируйте выбор и использование материалов и оборудования на мероприятии.
4. Проанализируйте выбор содержания и алгоритм организации мероприятия для родителей.
5. Проанализируйте проблемы, возникшие по ходу организации и проведения мероприятия, как они были устранены?
6. Определите пути совершенствования организации и проведения мероприятия для родителей.
Приложение 8
План-конспект родительского собрания
Применяются следующие формы проведения родительских собраний:
· мастер-класс;
· совместное занятие детей с родителями;
· день открытых дверей;
· показ театральных постановок.
Проведение родительского собрания:
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1.Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания. При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Пример родительского собрания
«Подготовка руки старших дошкольников к письму»
Цель:
Задачи:
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.
Части собрания
Вводная часть (5-7 мин).
· Представление воспитателем темы и участников собрания.
· Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.
Оcновная часть (30-35 мин).
· Выступление родителя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).
· Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).
· Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).
· Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.
Разное (7-10 мин).
· Обзор педагогической литературы по теме собрания.
· Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО.
Самоанализ работы с родителями (старшая группа)
Воспитание и обучение детей в детском саду эффективны только в тесном сотрудничестве с родителями.
В нашей группе в работе с родителями используются как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, психологический тренинг, посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, участие родителей в совместных конкурсах и развлечениях, папки – передвижки, родительские уголки, дни открытых дверей), так и нетрадиционные (круглые столы и др.)
Методы и приемы работы с родителями: анкетирование, совместная деятельность родителей и детей, анализ педагогических ситуаций, постановка дискуссионных проблем, приведение примеров из литературных источников, метод эмпатии и др.
Общепринятая форма работы с родителями - собрания, на которых решаются вопросы, касающиеся разных сторон жизни детей.
В течение учебного года нами были проведены следующие собрания:
- «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Особенности современных детей».
- «Растить любознательных»
- «Как помочь ребенку сохранить здоровье»
- Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!»
Родители являются активными помощниками в создании развивающей среды в группе и в детском саду. Совместно с родителями решается множество организационных вопросов (ремонт в помещениях д/с, благоустройство игровых площадок и т. д.) Большое количество мероприятий в ДОУ проводится с участием родителей. На этих мероприятиях они выступают в роли и зрителей, и участников, и организаторов.
Наши мероприятия:
- Осенний праздник «Осеннее кафе»
- Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»
- Конкурс чтецов «Осенняя пора» (Оля Ш., Оля Ч., Артём Ш., Матвей Д. – 2 место ДОУ)
- Новогодний утренник «Новогодние приключения».
- «Калядки».
- Конкурс чтецов «Зимушка-зима».(Рома П., Женя Р., Оля Ч., Маша М.-2 место ДОУ)
- Развлечение к Дню защитника Отечества. «Мышата идут в армию»
- Утренник, посвящённый Международному женскому дню «Вредная гостья»
- Пасхальное развлечение«Гуси-лебеди»
- Выпускной вечер«До свиданья, Детский сад!».
Интересной и полезной формой распространения сведений о жизни детей в детском саду и дома стала фото- информация, регулярно помещаемая на стендах в группах. В группе появился стенд «обратной связи», где размещаются фотографии о жизни детей дома, их увлечениях, семейных традициях. (Оформление «генеалогического древа семьи». Участие в выставке рисунков «Моя семья». Фотовыставка «Семейный маршрут по памятным местам города Кинешма»)
Нами были проведены педагогические беседы с родителями на темы, интересующие их.
Представлены следующие печатные консультации:
- «Как подготовить ребенка к школе».
- «Осенняя прогулка и игры с детьми».
- «Старший дошкольный возраст. Задачи воспитания»
- «Азбука безопасности»
- «Осень. Поделки своими руками»
- «Игры для здоровья»
- «Дикие и домашние животные. Вред или польза»
- «Моя семья»
- «Первый класс-это серьезно»
- «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
- «Профилактика простудных заболеваний в детском саду».
- «Зимние травмы».
- «Готовим к Новому году вместе с детьми».
- «Новогодние идеи для детского стола»
- Поздравление с Новым годом и Рождеством.
- Памятка «Как отвечать на детские вопросы».
- «Необыкновенная прогулка».
- «Один на улице или безопасная прогулка».
- «Пожарная безопасность».
- «Безопасность зимних прогулок»
- Поздравление с Днем защитника Отечества.
- «Вопросы маленького почемучки»
- «Как избежать встречи с сосулькой»
- «Здоровье всему голова»
- «Ребенок и негативные эмоции».
- «Ваш ребенок идет в школу»
- «По-разному или одинаково думают мальчики»
- «Интересный досуг летом»
- «Светлая Пасха!»
- «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Были проведены выставки совместного детско-родительского творчества:
- «Осенние фантазии» (поделки из прир.мат.)
- «Золотая осень» (рисунки)
- «Самое вкусное и оригинальное блюдо» -блюда из овощей и фруктов
- «Зимняя сказка» (поделки) – 1 место ДОУ
- «Огонь-друг, огонь-враг» (рисунки) – 2 место ДОУ
- «Космические фантазии» (рисунки, поделки)
Также прошли высиавки-конкурсы в ЦБ (детское отделение) им.Пазухина и Художественной школе:
- «Рождественский подарок» (родители награждены дипломами)
- «Пасхальный сувенир» (благодарности)
Важнейшей целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Впервые за долгие годы родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и их мнение необходимо учитывать при проведении самоанализа.
С этой целью каждому родителю (или лицу, его заменяющему) предлагалась анонимная анкета. Информация о цели анкеты была доведена до сведения родителей на заседании родительского комитета. В анкетировании приняли участие 24 семьи из 25, что составляет 96% от общего числа семей. По данным мониторинга 91,6% родителей полностью удовлетворены работой педагогического коллектива, осуществляющего воспитательно – образовательный процесс, информированы о целях и задачах ДОУ, положительно оценивают формы, методы и содержание работы детского сада, режим функционирования и организацию питания. В достаточном объёме получают информацию о жизни и деятельности детей в детском саду.
Таким образом, полученные данные по результатам анкетирования родителей позволят нам выявить сильные и слабые стороны своей работы и осуществить её возможные улучшения.
Особое внимание в нашей группе уделяется воспитанникам, относящимся к льготным категориям:
· семьи с низким социальным уровнем
Были написаны характеристики на детей в социальные сферы (Тимофей У., Оля Ш., Никита Р.)
Считаю, что в своей работе я добились положительных результатов: родители стали внимательней прислушиваться к советам педагогов, сотрудничать с дошкольным учреждением.
В процессе практики я познакомилась с консультативной деятельностью педагога-психолога ДОУ, с документацией, которую он ведет. Для меня стала более понятна работа, которой занимается педагог-психолог. До этой практики у меня сохранялось не до конца сформированное, размытое представление о работе педагога-психолога. И теперь я поняла, что его работа очень важна и вносит весомый вклад в педагогический процесс.
В ходе практике мне всячески помогала и поддерживала педагог-психолог ДОУ Оксана Анатольевна, с которой у меня сложились очень теплые, доверительные отношения. Также мне очень понравился коллектив садика. Ко мне очень хорошо отнеслись и также помогали. Такое отношение коллектива ко мне меня очень сильно воодушевило, придало сил и уверенности. Наверное, я так думаю, это благодаря моей открытости, коммуникабельности.
На практике я научилась проводить индивидуальные, групповые консультации. Особенно я готовилась к проведению консультации педагогов ДОУ. Искала литературу по проблеме "Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения". Очень волновалась. В итоге все прошло хорошо. Конечно, педагоги ДОУ задавали мне вопросы, ответы на которые они прекрасно знали и без меня. Также я волновалась перед консультацией родителей детей.
Вообще я очень волнуюсь перед любыми публичными выступлениями. Мне это очень мешает. Я постоянно задаюсь вопросами, как ко мне отнесутся другие, как они воспримут меня, т.е. мне важно мнение окружающих обо мне. Я думаю, что причина кроется в моей неуверенности, низкой самооценке. И это снова напомнило мне, что надо наконец начать работать над собой, избавиться от своей неуверенности, низкой самооценки.
Также я думаю, что для того чтобы повысить эффективность консультации, нужно, чтобы она была, или по крайней мере пытаться сделать это, связана с проведением мастер-классов или практических занятий по проведению рекомендуемых игр, упражнений как для педагогов, так и для родителей детей. Без этого, на мой взгляд, консультация будет носит чисто информационный характер.
Протокол консультации педагогических работников ДОУ. В консультации принял следующий педагогический состав ДОУ
Ф.И.О. сотрудника |
Должность |
|
Кутявина Светлана Геннадьевна |
заведующий |
|
Балтачева Танзиля Шамильевна |
воспитатель |
|
Быстрова Татьяна Валерьевна |
музыкальный руководит. |
|
Васильева Светлана Викторовна |
воспитатель |
|
Вахрушева Ирина Васильевна |
воспитатель |
|
Иванова Ирина Васильевна |
воспитатель |
|
Коротаева Татьяна Вениаминовна |
воспитатель |
|
Ломаева Наталья Павловна |
воспитатель |
|
Мамушина Оксана Анатольевна |
педагог-психолог |
|
Мельникова Наталья Кимовна |
воспитатель |
|
Мещанинова Наталья Павловна |
инструктор по ФК |
|
Саламатова Елена Юрьевна |
воспитатель ИЗО |
|
Сапарова Светлана Александровна |
воспитатель |
|
Тихонова Наталья Михайловна |
воспитатель |
|
Шарипкова Светлана Сергеевна |
воспитатель |
|
Щелчкова Лидия Яковлевна |
воспитатель |
Вопросы педагогов МДОУ:
- - Как правильно построить педагогический процесс, чтобы он способствовал улучшению внутригрупповых отношений дошкольников?
- - Какие занятия, упражнения, игры нужно проводить с дошкольниками, для того чтобы повысить внутригрупповую коммуникацию, сплотить группу?
- - Как снизить число детей с низким социометрическим статусом?
- - Что нужно делать, когда в группе несколько лидеров?
- - Какие занятия, упражнения, игры нужно проводить с детьми-аутсайдеров (низкий социометрический статус)?
- - Как снизить напряженность в группе детей?
- - Каким образом влияет сплоченность коллектива ДОУ на внутригрупповые отношения детей?
- - Каким образом повысить сплоченность коллектива ДОУ?
Протокол консультации для родителей по проблеме : Гиперактивный ребенок. Вопросы родителей:
- - В садике мой сын постоянно нарушает распорядок дня: не хочет ложится спать в тихий час, идти на прогулку, постоянно нарушает дисциплину, не успевает на занятиях, не внимателен, и неусидчив. Что делать с этим, как быть?
- - Не противопоказано ли ребенку с гиперактивностью посещение детского садика?
- -Какой садик, т.е. с каким направлением, нужен ребенку с СДВГ?
- - Сможет ли мой ребенок полностью избавится от гиперактивности? К каким специалистам нужно обратиться для этого?
- - Что нужно сделать для того чтобы ребенок стал внимательным и усидчивым?
- - Какой распорядок дня должен быть у ребенка с гиперактивностью?
- - Какие занятия (игры, кружки) лучше подойдут для ребенка с гипективностью?
- - Мой сын не хочет заниматься в кружках, они ему быстро надоедают, он теряет интерес. Его не заставишь ни читать, не рисовать. Что делать, как его заинтересовать каким-нибудь занятием, или как заниматься с ним дома?
- - Возможно ли, что с возрастом у моей дочери пройдет эта гиперактивность? Можно ли на это надеяться или нет?
Протокол консультации для родителя по проблеме: Адаптация ребенка к детскому садику. Вопросы родителя:
- - Почему дома мой сын ведет себя иначе, чем в детском садике? Дома он более подвижен, его все интересует, а в детском саду, со слов воспитателей, он не проявляет интереса ни к чему, пассивен и замкнут?
- - В какие игры нужно играть с сыном, какие упражнения нужно делать дома, для того чтобы преодолеть его замкнутость? А также, посоветуйте пожалуйста в какие кружки стоит его записать.
- - Почему мой сын постоянно жалуется мне, что в детском садике его постоянно обижают и ругают?
- - Мой сын иногда, придя домой из садика, закатывает истерики. Начинает бросать ломать игрушки. В садике он послушный, никогда никого не обижает, на него никогда не жалуются воспитатели. Чем это можно объяснить? Или же утром его не возможно собрать в садик, не хочу не буду.
- - Также мой сын постоянно простужается в садике. Я вынуждена постоянно сидеть с ним на больничном с ним. Воспитатель уверяет, что на прогулках он хорошо одет, так как я просила следить за ним, чтобы он по погоде был одет. Я ничего не могу понять, или все-таки слабый иммунитет у ребенка, или ему не хватает ласки, любви, заботы?
- - В моем присутствии мой сын становится более общительным со сверстниками, начинает участвовать в играх, а когда я ухожу и оставляю его в группе то он снова замыкается в себе. Что делать, как с ним заниматься, в какие кружки его водить, чтобы он стал более общительным и открытым?
- -Также меня беспокоит, что у него в садике мало друзей, только два мальчика с которыми он дружит. Меня это очень беспокоит, что нужно сделать для того, чтобы он стал более общительным и открытым?
Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.
Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду
Самоанализ - это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.
Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога
Целями проведения самоанализа является:
- выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
- определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
- установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).
Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:
- оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
- выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
- выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
- определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
- оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).
Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.
Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами
Виды деятельности для самоанализа
Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.
Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:
- игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
- нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
- познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).
Видео: самоанализ совместной игровой деятельности
Приёмы для проведения самоанализа
Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.
Речевые способы
Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.
Наблюдение
В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:
- выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
- детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
- удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).
Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе
Практические приёмы для самоанализа
Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.
Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.
Алгоритм проведения самоанализа
- Обозначаем возрастную группу детей.
- Указываем количество присутствующих.
- Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
- Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
- Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
- Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
- Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
- Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
- Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
- Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
- Обобщаем всё сказанное выше.
Пример самоанализа занятия (фрагменты)
Пашкова И.А., воспитатель
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей - познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей…>
<…Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный приём «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем - поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук - сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой «Найди овощ», логоритмическое упражнение – «Ходьба в огород». Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:Познание. Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме, формировала умение различать и называть цвет;
Коммуникация. Дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника. Активизировала словарь детей за счёт слов-названий овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;
Социализация. Дети были доброжелательны;
Художественное творчество. Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук…>
<…В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проведения проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие, и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Также необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, несмотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.Пашкова И.А., воспитатель
http://kladraz.ru/blogs/irina-anatolevna-pashkova/obrazec-samoanaliza-zanjatija.html
В процессе самоанализа педагог понимает логику сочетания содержания занятия с его формой
Таблица: схема карты самоанализа занятия
Образовательная направленность занятия: | ||||
Задачи | ||||
Педагог Ф. И. О. | ||||
Дата проведения | ||||
Количество присутствовавших детей | ||||
№ п/п | Анализируемый критерий | Высокий уровень проявления | Средний уровень проявления | Низкий уровень проявления |
1 | Насколько содержание, обоснованное программой, соотносится с возрастом воспитанников. | |||
2 | Занятие имеет познавательную эффективность (дети узнают что-то новое). | |||
3 | Дети имеют возможность для реализации мыслительной деятельности (путём решения поисковых ситуаций, формулированием ответов на проблемные вопросы). | |||
4 | Уровень развития психических процессов у малышей. | |||
4.1. Речь. | ||||
4.2 Внимание. | ||||
4.3 Память. | ||||
4.4. Мышление. | ||||
5 | Уровень воспитательного значения занятия. | |||
6 | Соблюдение гигиенических требований и норм при организации урока. | |||
6.1. Готовность помещения. | ||||
6.2 Удобная одежда. | ||||
6.3 Подходящее по теме и возрасту малышей оборудование. | ||||
7 | Эстетическая сторона занятия. | |||
7.1 Внешний вид воспитанников. | ||||
7.2 Внешний вид педагога. | ||||
7.3 Эстетичность оборудования, используемого на занятии. | ||||
8 | Применение наглядности. | |||
8.1 Качество. | ||||
8.2 Разнообразие. | ||||
8.3 Эффективность использования. | ||||
9 | Рациональность структуры занятия. | |||
9.1 Правильная мотивация. | ||||
9.2 Взаимосвязь этапов занятия. | ||||
9.3 Целесообразность смены видов активности на занятии. | ||||
9.4 Проведение физкультминутки в качестве профилактики утомляемости. | ||||
10 | Разнообразие методов и приёмов. | |||
10.1 Оправданность использованных приёмов с точки зрения методики реализации образовательной программы, по которой работает детский сад. | ||||
10.2 Владение воспитателем методикой выбора эффективных мотивационных приёмов. | ||||
10.2 Владение педагогом методикой выбора действенных приёмов для обеспечения эмоциональности занятия. | ||||
10.3 Владение педагогом методикой выбора эффективных приёмов презентации нового материала. | ||||
10.4 Владение педагогом методикой выбора приёмов активизации самостоятельности детей. | ||||
11 | Оценка речи воспитателя | |||
11.1 Грамотность. | ||||
12.1 Понятность. | ||||
12.3. Логичность. | ||||
12.4 Эмоциональность. | ||||
12 | Насколько педагог тактичен (при решении вопросов дисциплинарного характера, исправления ошибок малышей и пр.) | |||
13 | Осуществление индивидуального подхода в работе. | |||
14 | Насколько выполненные детьми задания качественны. | |||
15 | Поведение малышей на уроке. | |||
15.1 Дисциплинированность. | ||||
15.2 Собранность. | ||||
16 | Сформированность навыков учебной деятельности (умения слушать и слышать, смотреть и видеть, а также понимать суть задания). | |||
17 | Качество подведения итогов урока. | |||
18 | Оценка выполненных заданий детьми (любуются, радуются, веселятся). | |||
Итог | ||||
Выводы по занятию: | ||||
Направления дальнейшей работы: | ||||
Дата, подпись педагога |
Это интересно. Уровни проявления критериев обозначаются «+» в графе соответствующей оценки.
Образцы самоанализа разных элементов учебно-воспитательного процесса
Описанный алгоритм, но в упрощённом варианте - без описания этапов, применяется и для самоанализа прогулки, утренника. Ознакомиться с примером анализа прогулки во второй младшей группе можно в работе воспитателя Шварц Т.С. При анализе мероприятий, например, утренников, педагог описывает не только сам элемент досуга, но и этап подготовки к нему. Пример самоанализа новогоднего утренника в первой младшей группе из опыта воспитателя Ярославцевой О. можно увидеть
Видео: самоанализ логопедического занятия
Видео: самоанализ музыкального занятия
Выводы по самоанализу с примерами
Диагностика занятий для педагога ценна выводами (аналитической справкой), которыми завершается самоанализ. Однако, несмотря на наличие алгоритма и карты, нужно учитывать тот факт, что анализ, проводимый самим педагогом, всё равно имеет определённую долю субъективности, которая чаще всего проявляется в отсутствии недостатков или перечислении недочётов, лишь опосредованно связанных с методикой.
<…Недостатки: недостаточно правильно поставлена работа с ИКТ, во время занятия приходилось отвлекаться на установку…>
Исхакова С. М, воспитатель МАДОУ №106 «ЗАБАВА» г. Набережные Челны
http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech86_1.htm
Обычно в самодиагностике происходит детальное рассмотрение методов и приёмов в работе, как, например, в самоанализе воспитателя Акининой Н.А. В целом же выводы по самоанализу носят характер оценки эмоционального контакта педагога с детьми . Пример развёрнутого самоанализа занятия в старшей группе с выводами можно увидеть в работе воспитателя Степановой О.А.
Видео: выводы по самоанализу интегрированной НОД
Самоанализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду имеет большое значение не только для выявления уровня освоения детьми учебно-воспитательной программы, но и для определения векторов последующей работы с малышами в группе и индивидуально. Для получения объективной картины к проведению самоанализа нужно подходить ответственно, опираясь на алгоритм и схему. А также стараться указывать не только достоинства, но и недостатки в работы. Это позволит методически грамотно определить пути их устранения.
Поделитесь с друзьями!Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «познавательное развитие», физическое развитие. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с родителями в условиях реализации ФГОС» Тема занятия «В гостях у бабушки Матрёны»
Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «познавательное развитие», физическое развитие. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель занятия ; закрепить в памяти воспитанников сказки, умение узнавать сказки по иллюстрациям.
Мною были поставлены Задачи.
Образовательные задачи:
Учить отвечать на вопросы по содержанию иллюстрации.
Обучение воспитанников устанавливать контакт друг с другом, сплочение группы.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.
Развивающие задачи:
Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Развитие чувств ритма, общей и мелкой моторики.
Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Воспитывающие задачи:
* создать детям радостное настроение;
*воспитывать чувство дружбы, симпатии друг к другу.
Определила виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.
Предварительная работа с детьми:
Разучивание пальчиковой игры «Осень»
Разучивание хоровода «Осень»
Разучивание подвижной игры «Пузырь»
Чтение русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Предварительная работа с родителями:
Беседа о подготовке открытого занятия
Подбор игр для детей
Подбор сказок
Ожидаемые результаты:
у родителей формированы практические умения в области взаимодействия с детьми;
у родителей и детей есть желание участвовать в совместной деятельности, родители и дети получили положительные эмоции, чувство общности;
у детей развиты двигательная активность, умение импровизировать в процессе игрового общения; дети радостные, дружелюбные, испытывают чувство симпатии друг к другу.
Занятие проводила с детьми младшей группы, присутствовало 11 детей. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя (взрослого).
В занятие внесла мотивацию: приглашение в гости к бабушке Матрёне.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. А также вовлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс. Придя в гости к бабушке, дети вместе с родителями, выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Непосредственная образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия, использовались: подвижная игра «Пузырь», пальчиковая гимнастика «Осень», хоровод «Осень». Применялся дифференцированный и индивидуальный подход. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предполагает выбор методов и приемов.
Использованные методы: наглядные, словесные, практические; приемы: показ, вопросы, художественное слово, поощрение, похвала, игровой прием - направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка, на приобретение им познавательных, речевых, двигательных, практических умений и навыков, а также на создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Занятие интегрированное: все части занятия тесно взаимосвязаны между собой, одна часть плавно переходит в другую.
На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы. Тип занятия - комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
Использованные методы соответствовали способу организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Длительность занятия 15 мин, что соответствует нормам Сан Пина
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.
Думаю, что мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Дети порадовали меня добротой детской души по отношению к взрослым.
У родителей формированы практические умения в области взаимодействия с детьми;
У родителей и детей было желание участвовать в совместной деятельности, родители и дети получили положительные эмоции, чувство общности;
дети активно используют музыкальные и литературные приемы;
у детей развиты двигательная активность, умение импровизировать в процессе игрового общения; дети радостные, дружелюбные, испытывали чувство симпатии друг к другу.