Самоанализ проведенной консультации с родителями в доу. Конспекты методических разработок,самоанализ."Мероприятие с родителями,НОД,консультация для родителей.". Видео: самоанализ музыкального занятия

1. Проанализируйте поставленные цели и задачи мероприятия.

2. Проанализируйте выбранные методы и приемы активизации внимания родителей, насколько они были эффективны, какие были удачны, какие – нет, почему?

3. Проанализируйте выбор и использование материалов и оборудования на мероприятии.

4. Проанализируйте выбор содержания и алгоритм организации мероприятия для родителей.

5. Проанализируйте проблемы, возникшие по ходу организации и проведения мероприятия, как они были устранены?

6. Определите пути совершенствования организации и проведения мероприятия для родителей.

Приложение 8

План-конспект родительского собрания

Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

· психологический тренинг;

· мастер-класс;

· совместное занятие детей с родителями;

· день открытых дверей;

· показ театральных постановок.

Проведение родительского собрания:

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1.Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.



Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания. При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания«разное» обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Пример родительского собрания

«Подготовка руки старших дошкольников к письму»

Цель:

Задачи:

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.



Части собрания

Вводная часть (5-7 мин).

· Представление воспитателем темы и участников собрания.

· Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

Оcновная часть (30-35 мин).

· Выступление родителя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).

· Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).

· Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).

· Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.

Разное (7-10 мин).

· Обзор педагогической литературы по теме собрания.

· Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО.

Самоанализ работы с родителями (старшая группа)

Воспитание и обучение детей в детском саду эффективны только в тесном сотрудничестве с родителями.

В нашей группе в работе с родителями используются как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, психологический тренинг, посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, участие родителей в совместных конкурсах и развлечениях, папки – передвижки, родительские уголки, дни открытых дверей), так и нетрадиционные (круглые столы и др.)

Методы и приемы работы с родителями: анкетирование, совместная деятельность родителей и детей, анализ педагогических ситуаций, постановка дискуссионных проблем, приведение примеров из литературных источников, метод эмпатии и др.

Общепринятая форма работы с родителями - собрания, на которых решаются вопросы, касающиеся разных сторон жизни детей.

В течение учебного года нами были проведены следующие собрания:

  • «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Особенности современных детей».
  • «Растить любознательных»
  • «Как помочь ребенку сохранить здоровье»
  • Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!»

Родители являются активными помощниками в создании развивающей среды в группе и в детском саду. Совместно с родителями решается множество организационных вопросов (ремонт в помещениях д/с, благоустройство игровых площадок и т. д.) Большое количество мероприятий в ДОУ проводится с участием родителей. На этих мероприятиях они выступают в роли и зрителей, и участников, и организаторов.

Наши мероприятия:

  • Осенний праздник «Осеннее кафе»
  • Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Конкурс чтецов «Осенняя пора» (Оля Ш., Оля Ч., Артём Ш., Матвей Д. – 2 место ДОУ)
  • Новогодний утренник «Новогодние приключения».
  • «Калядки».
  • Конкурс чтецов «Зимушка-зима».(Рома П., Женя Р., Оля Ч., Маша М.-2 место ДОУ)
  • Развлечение к Дню защитника Отечества. «Мышата идут в армию»
  • Утренник, посвящённый Международному женскому дню «Вредная гостья»
  • Пасхальное развлечение«Гуси-лебеди»
  • Выпускной вечер«До свиданья, Детский сад!».

Интересной и полезной формой распространения сведений о жизни детей в детском саду и дома стала фото- информация, регулярно помещаемая на стендах в группах. В группе появился стенд «обратной связи», где размещаются фотографии о жизни детей дома, их увлечениях, семейных традициях. (Оформление «генеалогического древа семьи». Участие в выставке рисунков «Моя семья». Фотовыставка «Семейный маршрут по памятным местам города Кинешма»)

Нами были проведены педагогические беседы с родителями на темы, интересующие их.

Представлены следующие печатные консультации:

  • «Как подготовить ребенка к школе».
  • «Осенняя прогулка и игры с детьми».
  • «Старший дошкольный возраст. Задачи воспитания»
  • «Азбука безопасности»
  • «Осень. Поделки своими руками»
  • «Игры для здоровья»
  • «Дикие и домашние животные. Вред или польза»
  • «Моя семья»
  • «Первый класс-это серьезно»
  • «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
  • «Профилактика простудных заболеваний в детском саду».
  • «Зимние травмы».
  • «Готовим к Новому году вместе с детьми».
  • «Новогодние идеи для детского стола»
  • Поздравление с Новым годом и Рождеством.
  • Памятка «Как отвечать на детские вопросы».
  • «Необыкновенная прогулка».
  • «Один на улице или безопасная прогулка».
  • «Пожарная безопасность».
  • «Безопасность зимних прогулок»
  • Поздравление с Днем защитника Отечества.
  • «Вопросы маленького почемучки»
  • «Как избежать встречи с сосулькой»
  • «Здоровье всему голова»
  • «Ребенок и негативные эмоции».
  • «Ваш ребенок идет в школу»
  • «По-разному или одинаково думают мальчики»
  • «Интересный досуг летом»
  • «Светлая Пасха!»
  • «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Были проведены выставки совместного детско-родительского творчества:

  • «Осенние фантазии» (поделки из прир.мат.)
  • «Золотая осень» (рисунки)
  • «Самое вкусное и оригинальное блюдо» -блюда из овощей и фруктов
  • «Зимняя сказка» (поделки) – 1 место ДОУ
  • «Огонь-друг, огонь-враг» (рисунки) – 2 место ДОУ
  • «Космические фантазии» (рисунки, поделки)

Также прошли высиавки-конкурсы в ЦБ (детское отделение) им.Пазухина и Художественной школе:

  • «Рождественский подарок» (родители награждены дипломами)
  • «Пасхальный сувенир» (благодарности)

Важнейшей целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Впервые за долгие годы родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и их мнение необходимо учитывать при проведении самоанализа.

С этой целью каждому родителю (или лицу, его заменяющему) предлагалась анонимная анкета. Информация о цели анкеты была доведена до сведения родителей на заседании родительского комитета. В анкетировании приняли участие 24 семьи из 25, что составляет 96% от общего числа семей. По данным мониторинга 91,6% родителей полностью удовлетворены работой педагогического коллектива, осуществляющего воспитательно – образовательный процесс, информированы о целях и задачах ДОУ, положительно оценивают формы, методы и содержание работы детского сада, режим функционирования и организацию питания. В достаточном объёме получают информацию о жизни и деятельности детей в детском саду.

Таким образом, полученные данные по результатам анкетирования родителей позволят нам выявить сильные и слабые стороны своей работы и осуществить её возможные улучшения.

Особое внимание в нашей группе уделяется воспитанникам, относящимся к льготным категориям:

· многодетные семьи

· семьи с низким социальным уровнем

Были написаны характеристики на детей в социальные сферы (Тимофей У., Оля Ш., Никита Р.)

Считаю, что в своей работе я добились положительных результатов: родители стали внимательней прислушиваться к советам педагогов, сотрудничать с дошкольным учреждением.

В процессе практики я познакомилась с консультативной деятельностью педагога-психолога ДОУ, с документацией, которую он ведет. Для меня стала более понятна работа, которой занимается педагог-психолог. До этой практики у меня сохранялось не до конца сформированное, размытое представление о работе педагога-психолога. И теперь я поняла, что его работа очень важна и вносит весомый вклад в педагогический процесс.

В ходе практике мне всячески помогала и поддерживала педагог-психолог ДОУ Оксана Анатольевна, с которой у меня сложились очень теплые, доверительные отношения. Также мне очень понравился коллектив садика. Ко мне очень хорошо отнеслись и также помогали. Такое отношение коллектива ко мне меня очень сильно воодушевило, придало сил и уверенности. Наверное, я так думаю, это благодаря моей открытости, коммуникабельности.

На практике я научилась проводить индивидуальные, групповые консультации. Особенно я готовилась к проведению консультации педагогов ДОУ. Искала литературу по проблеме "Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения". Очень волновалась. В итоге все прошло хорошо. Конечно, педагоги ДОУ задавали мне вопросы, ответы на которые они прекрасно знали и без меня. Также я волновалась перед консультацией родителей детей.

Вообще я очень волнуюсь перед любыми публичными выступлениями. Мне это очень мешает. Я постоянно задаюсь вопросами, как ко мне отнесутся другие, как они воспримут меня, т.е. мне важно мнение окружающих обо мне. Я думаю, что причина кроется в моей неуверенности, низкой самооценке. И это снова напомнило мне, что надо наконец начать работать над собой, избавиться от своей неуверенности, низкой самооценки.

Также я думаю, что для того чтобы повысить эффективность консультации, нужно, чтобы она была, или по крайней мере пытаться сделать это, связана с проведением мастер-классов или практических занятий по проведению рекомендуемых игр, упражнений как для педагогов, так и для родителей детей. Без этого, на мой взгляд, консультация будет носит чисто информационный характер.

Протокол консультации педагогических работников ДОУ. В консультации принял следующий педагогический состав ДОУ

Ф.И.О. сотрудника

Должность

Кутявина Светлана Геннадьевна

заведующий

Балтачева Танзиля Шамильевна

воспитатель

Быстрова Татьяна Валерьевна

музыкальный руководит.

Васильева Светлана Викторовна

воспитатель

Вахрушева Ирина Васильевна

воспитатель

Иванова Ирина Васильевна

воспитатель

Коротаева Татьяна Вениаминовна

воспитатель

Ломаева Наталья Павловна

воспитатель

Мамушина Оксана Анатольевна

педагог-психолог

Мельникова Наталья Кимовна

воспитатель

Мещанинова Наталья Павловна

инструктор по ФК

Саламатова Елена Юрьевна

воспитатель ИЗО

Сапарова Светлана Александровна

воспитатель

Тихонова Наталья Михайловна

воспитатель

Шарипкова Светлана Сергеевна

воспитатель

Щелчкова Лидия Яковлевна

воспитатель

Вопросы педагогов МДОУ:

  • - Как правильно построить педагогический процесс, чтобы он способствовал улучшению внутригрупповых отношений дошкольников?
  • - Какие занятия, упражнения, игры нужно проводить с дошкольниками, для того чтобы повысить внутригрупповую коммуникацию, сплотить группу?
  • - Как снизить число детей с низким социометрическим статусом?
  • - Что нужно делать, когда в группе несколько лидеров?
  • - Какие занятия, упражнения, игры нужно проводить с детьми-аутсайдеров (низкий социометрический статус)?
  • - Как снизить напряженность в группе детей?
  • - Каким образом влияет сплоченность коллектива ДОУ на внутригрупповые отношения детей?
  • - Каким образом повысить сплоченность коллектива ДОУ?

Протокол консультации для родителей по проблеме : Гиперактивный ребенок. Вопросы родителей:

  • - В садике мой сын постоянно нарушает распорядок дня: не хочет ложится спать в тихий час, идти на прогулку, постоянно нарушает дисциплину, не успевает на занятиях, не внимателен, и неусидчив. Что делать с этим, как быть?
  • - Не противопоказано ли ребенку с гиперактивностью посещение детского садика?
  • -Какой садик, т.е. с каким направлением, нужен ребенку с СДВГ?
  • - Сможет ли мой ребенок полностью избавится от гиперактивности? К каким специалистам нужно обратиться для этого?
  • - Что нужно сделать для того чтобы ребенок стал внимательным и усидчивым?
  • - Какой распорядок дня должен быть у ребенка с гиперактивностью?
  • - Какие занятия (игры, кружки) лучше подойдут для ребенка с гипективностью?
  • - Мой сын не хочет заниматься в кружках, они ему быстро надоедают, он теряет интерес. Его не заставишь ни читать, не рисовать. Что делать, как его заинтересовать каким-нибудь занятием, или как заниматься с ним дома?
  • - Возможно ли, что с возрастом у моей дочери пройдет эта гиперактивность? Можно ли на это надеяться или нет?

Протокол консультации для родителя по проблеме: Адаптация ребенка к детскому садику. Вопросы родителя:

  • - Почему дома мой сын ведет себя иначе, чем в детском садике? Дома он более подвижен, его все интересует, а в детском саду, со слов воспитателей, он не проявляет интереса ни к чему, пассивен и замкнут?
  • - В какие игры нужно играть с сыном, какие упражнения нужно делать дома, для того чтобы преодолеть его замкнутость? А также, посоветуйте пожалуйста в какие кружки стоит его записать.
  • - Почему мой сын постоянно жалуется мне, что в детском садике его постоянно обижают и ругают?
  • - Мой сын иногда, придя домой из садика, закатывает истерики. Начинает бросать ломать игрушки. В садике он послушный, никогда никого не обижает, на него никогда не жалуются воспитатели. Чем это можно объяснить? Или же утром его не возможно собрать в садик, не хочу не буду.
  • - Также мой сын постоянно простужается в садике. Я вынуждена постоянно сидеть с ним на больничном с ним. Воспитатель уверяет, что на прогулках он хорошо одет, так как я просила следить за ним, чтобы он по погоде был одет. Я ничего не могу понять, или все-таки слабый иммунитет у ребенка, или ему не хватает ласки, любви, заботы?
  • - В моем присутствии мой сын становится более общительным со сверстниками, начинает участвовать в играх, а когда я ухожу и оставляю его в группе то он снова замыкается в себе. Что делать, как с ним заниматься, в какие кружки его водить, чтобы он стал более общительным и открытым?
  • -Также меня беспокоит, что у него в садике мало друзей, только два мальчика с которыми он дружит. Меня это очень беспокоит, что нужно сделать для того, чтобы он стал более общительным и открытым?

Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.

Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду

Самоанализ - это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.

Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

  • оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
  • выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
  • выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
  • определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
  • оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).

Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.

Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Виды деятельности для самоанализа

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Видео: самоанализ совместной игровой деятельности

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

Наблюдение

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).

Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Практические приёмы для самоанализа

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Обозначаем возрастную группу детей.
  2. Указываем количество присутствующих.
  3. Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
  4. Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
  5. Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
  6. Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
  7. Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
  8. Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
  9. Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
  10. Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
  11. Обобщаем всё сказанное выше.

Пример самоанализа занятия (фрагменты)

Пашкова И.А., воспитатель

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей - познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей…>
<…Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный приём «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приёмы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем - поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук - сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой «Найди овощ», логоритмическое упражнение – «Ходьба в огород». Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:

Познание. Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме, формировала умение различать и называть цвет;

Коммуникация. Дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника. Активизировала словарь детей за счёт слов-названий овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;

Социализация. Дети были доброжелательны;

Художественное творчество. Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук…>

<…В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проведения проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие, и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Также необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, несмотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.

Пашкова И.А., воспитатель

http://kladraz.ru/blogs/irina-anatolevna-pashkova/obrazec-samoanaliza-zanjatija.html

В процессе самоанализа педагог понимает логику сочетания содержания занятия с его формой

Таблица: схема карты самоанализа занятия

Образовательная направленность занятия:
Задачи
Педагог Ф. И. О.
Дата проведения
Количество присутствовавших детей

п/п
Анализируемый критерий Высокий уровень проявления Средний уровень проявления Низкий уровень проявления
1 Насколько содержание, обоснованное программой, соотносится с возрастом воспитанников.
2 Занятие имеет познавательную эффективность (дети узнают что-то новое).
3 Дети имеют возможность для реализации мыслительной деятельности (путём решения поисковых ситуаций, формулированием ответов на проблемные вопросы).
4 Уровень развития психических процессов у малышей.
4.1. Речь.
4.2 Внимание.
4.3 Память.
4.4. Мышление.
5 Уровень воспитательного значения занятия.
6 Соблюдение гигиенических требований и норм при организации урока.
6.1. Готовность помещения.
6.2 Удобная одежда.
6.3 Подходящее по теме и возрасту малышей оборудование.
7 Эстетическая сторона занятия.
7.1 Внешний вид воспитанников.
7.2 Внешний вид педагога.
7.3 Эстетичность оборудования, используемого на занятии.
8 Применение наглядности.
8.1 Качество.
8.2 Разнообразие.
8.3 Эффективность использования.
9 Рациональность структуры занятия.
9.1 Правильная мотивация.
9.2 Взаимосвязь этапов занятия.
9.3 Целесообразность смены видов активности на занятии.
9.4 Проведение физкультминутки в качестве профилактики утомляемости.
10 Разнообразие методов и приёмов.
10.1 Оправданность использованных приёмов с точки зрения методики реализации образовательной программы, по которой работает детский сад.
10.2 Владение воспитателем методикой выбора эффективных мотивационных приёмов.
10.2 Владение педагогом методикой выбора действенных приёмов для обеспечения эмоциональности занятия.
10.3 Владение педагогом методикой выбора эффективных приёмов презентации нового материала.
10.4 Владение педагогом методикой выбора приёмов активизации самостоятельности детей.
11 Оценка речи воспитателя
11.1 Грамотность.
12.1 Понятность.
12.3. Логичность.
12.4 Эмоциональность.
12 Насколько педагог тактичен (при решении вопросов дисциплинарного характера, исправления ошибок малышей и пр.)
13 Осуществление индивидуального подхода в работе.
14 Насколько выполненные детьми задания качественны.
15 Поведение малышей на уроке.
15.1 Дисциплинированность.
15.2 Собранность.
16 Сформированность навыков учебной деятельности (умения слушать и слышать, смотреть и видеть, а также понимать суть задания).
17 Качество подведения итогов урока.
18 Оценка выполненных заданий детьми (любуются, радуются, веселятся).
Итог
Выводы по занятию:
Направления дальнейшей работы:
Дата, подпись педагога

Это интересно. Уровни проявления критериев обозначаются «+» в графе соответствующей оценки.

Образцы самоанализа разных элементов учебно-воспитательного процесса

Описанный алгоритм, но в упрощённом варианте - без описания этапов, применяется и для самоанализа прогулки, утренника. Ознакомиться с примером анализа прогулки во второй младшей группе можно в работе воспитателя Шварц Т.С. При анализе мероприятий, например, утренников, педагог описывает не только сам элемент досуга, но и этап подготовки к нему. Пример самоанализа новогоднего утренника в первой младшей группе из опыта воспитателя Ярославцевой О. можно увидеть

Видео: самоанализ логопедического занятия

Видео: самоанализ музыкального занятия

Выводы по самоанализу с примерами

Диагностика занятий для педагога ценна выводами (аналитической справкой), которыми завершается самоанализ. Однако, несмотря на наличие алгоритма и карты, нужно учитывать тот факт, что анализ, проводимый самим педагогом, всё равно имеет определённую долю субъективности, которая чаще всего проявляется в отсутствии недостатков или перечислении недочётов, лишь опосредованно связанных с методикой.

<…Недостатки: недостаточно правильно поставлена работа с ИКТ, во время занятия приходилось отвлекаться на установку…>

Исхакова С. М, воспитатель МАДОУ №106 «ЗАБАВА» г. Набережные Челны

http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech86_1.htm

Обычно в самодиагностике происходит детальное рассмотрение методов и приёмов в работе, как, например, в самоанализе воспитателя Акининой Н.А. В целом же выводы по самоанализу носят характер оценки эмоционального контакта педагога с детьми . Пример развёрнутого самоанализа занятия в старшей группе с выводами можно увидеть в работе воспитателя Степановой О.А.

Видео: выводы по самоанализу интегрированной НОД

Самоанализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду имеет большое значение не только для выявления уровня освоения детьми учебно-воспитательной программы, но и для определения векторов последующей работы с малышами в группе и индивидуально. Для получения объективной картины к проведению самоанализа нужно подходить ответственно, опираясь на алгоритм и схему. А также стараться указывать не только достоинства, но и недостатки в работы. Это позволит методически грамотно определить пути их устранения.

Поделитесь с друзьями!

Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «познавательное развитие», физическое развитие. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями в условиях реализации ФГОС» Тема занятия «В гостях у бабушки Матрёны»

Это занятие комплексное сочетает в себе образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «познавательное развитие», физическое развитие. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия ; закрепить в памяти воспитанников сказки, умение узнавать сказки по иллюстрациям.

Мною были поставлены Задачи.

Образовательные задачи:

Учить отвечать на вопросы по содержанию иллюстрации.

Обучение воспитанников устанавливать контакт друг с другом, сплочение группы.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.

Развивающие задачи:

Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Развитие чувств ритма, общей и мелкой моторики.

Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Воспитывающие задачи:

* создать детям радостное настроение;

*воспитывать чувство дружбы, симпатии друг к другу.

Определила виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.

Предварительная работа с детьми:

Разучивание пальчиковой игры «Осень»

Разучивание хоровода «Осень»

Разучивание подвижной игры «Пузырь»

Чтение русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Предварительная работа с родителями:

Беседа о подготовке открытого занятия

Подбор игр для детей

Подбор сказок

Ожидаемые результаты:

у родителей формированы практические умения в области взаимодействия с детьми;

у родителей и детей есть желание участвовать в совместной деятельности, родители и дети получили положительные эмоции, чувство общности;

у детей развиты двигательная активность, умение импровизировать в процессе игрового общения; дети радостные, дружелюбные, испытывают чувство симпатии друг к другу.

Занятие проводила с детьми младшей группы, присутствовало 11 детей. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя (взрослого).

В занятие внесла мотивацию: приглашение в гости к бабушке Матрёне.

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. А также вовлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс. Придя в гости к бабушке, дети вместе с родителями, выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Непосредственная образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия, использовались: подвижная игра «Пузырь», пальчиковая гимнастика «Осень», хоровод «Осень». Применялся дифференцированный и индивидуальный подход. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предполагает выбор методов и приемов.

Использованные методы: наглядные, словесные, практические; приемы: показ, вопросы, художественное слово, поощрение, похвала, игровой прием - направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка, на приобретение им познавательных, речевых, двигательных, практических умений и навыков, а также на создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Занятие интегрированное: все части занятия тесно взаимосвязаны между собой, одна часть плавно переходит в другую.

На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы. Тип занятия - комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

Использованные методы соответствовали способу организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Длительность занятия 15 мин, что соответствует нормам Сан Пина

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.

Думаю, что мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Дети порадовали меня добротой детской души по отношению к взрослым.

У родителей формированы практические умения в области взаимодействия с детьми;

У родителей и детей было желание участвовать в совместной деятельности, родители и дети получили положительные эмоции, чувство общности;

дети активно используют музыкальные и литературные приемы;

у детей развиты двигательная активность, умение импровизировать в процессе игрового общения; дети радостные, дружелюбные, испытывали чувство симпатии друг к другу.