Задания с счетными палочками. Счетные палочки для дошколят - это и учеба, и игра. Краткая инструкция по использованию

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера - это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками" . В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал . Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков . И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"

30. "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).

33. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал". По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Добрый день, уважаемые посетители нашего сайта! А знаете ли вы, почему так полезно собирать различные фигуры из счётных палочек для дошкольников и заниматься этим регулярно? Всё потому, что они развивают логику, воображение, мелкую моторику, умение концентрироваться, знакомят ребёнка с понятием «симметрия» и базовыми математическими навыками.

Как можно использовать счётные палочки? С их помощью можно легко:

  • считать;
  • сортировать;
  • выкладывать буквы и слова, цифры и даже примеры;
  • создавать геометрические фигуры;
  • выкладывать очертания предметов, создавая картинки;
  • делать превращения.

Итак, давайте перейдём к практическим упражнениям и занятиям с этим простым, но очень наглядным материалом.

Дорожки для самых маленьких

Двухлетнему ребёнку уже можно объяснить, что такое «короткий» и «длинный», «узкий» и «широкий». Положите одну палочку и к её концу приставьте другую. Скажите крохе, что теперь дорожка стала длиннее. А как сделать её ещё длиннее? Пусть малыш сам добавит ещё один элемент. Сделайте таким образом 2 параллельные линии. Теперь по такой дорожке можно покатать машинку.

Считаем детали и геометрические фигуры

Соберите из разноцветных палочек сами или предложите сделать ребёнку какой-нибудь предмет, например квадратный домик с треугольной крышей. Одна стена домика может состоять, например, из 3 деталей. В таком случае вы сможете сделать окошко и дверь. Теперь пусть малыш посчитает, сколько вы использовали красных, синих или зелёных палочек, сколько квадратов и треугольников понадобилось для создания домика.

Изучаем буквы

В процессе изучения алфавита просите малыша, чтобы он выкладывал из палочек те буквы, которые вы изучили. Он может сделать это самостоятельно или при помощи контура. Это позволит ему лучше запомнить, как выглядят буквы, подготовить руку к письму и поработать с размерами и формами деталей.

Найди, что изменилось

Соберите какую-нибудь картинку из палочек, например ёлочку. Попросите ребёнка отвернуться, а сами в это время добавьте деревцу ещё один ярус. Задача малыша - увидеть и озвучить перемены. Это упражнение отлично потренирует его память и внимание. Для разнообразия меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже придумывает для вас фигурки и изменения, а вы ищите отличия.

Сделай, как я

Вы выкладываете из палочек любую фигурку. Начинать нужно с самых простых, постепенно усложняя задание. Ваш малыш в это время должен отвернуться. Затем вы разрешаете посмотреть ему на картинку 5 секунд, после чего накрываете фигуру листком бумаги. Задача ребёнка - выложить точно такую же фигурку по памяти. Поначалу ваши изображения могут быть однотонными, затем 2-х цветными, а позже многоцветными. В идеале малыш должен воспроизвести и форму и цвета рисунка.

Знакомимся с азами геометрии

Выкладывая простые геометрические фигуры, ребёнка удобно познакомить с понятиями «сторона», «угол», «длина», «ширина». Покажите ему на наглядном примере, чем квадрат отличается от прямоугольника и как из двух треугольников получить ромб. Положите последовательно 2 палочки и начертите вокруг них окружность. Теперь расскажите крохе, что 2 палочки - это диаметр круга, а одна - это его радиус.

Выкладываем изображения предметов

Подобные занятия основаны на способности ребёнка работать со схемой и строить ассоциации. Готовые решения можно скачать с интернета и предложить ребёнку в качестве шаблона или дать волю его фантазии. Выкладывая предмет, малыш проявляет наблюдательность и внимание к деталям. Очень полезно также сопровождать работу над изображением коротеньким стишком, описывающим предмет. Например:

Пароход

Пароход большой плывёт,
Капитан его ведёт.

Самолёт

Самолёт я в небе чистом увидал,
Жалко, что ни разу в нём я не летал.

Лодка

Лодка у берега речки стоит,
С лодки рыбак рыбу удит.

Одуванчик

То он солнышко лучистое,
То он облачко пушистое,
Лета ждать не захотел,
Ветер дунул - облетел!

Морковь

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.

Улыбка

На лице цветёт,
От радости растёт.

Задания на смекалку и логику

Для детей старшего дошкольного возраста отлично подойдут следующие задания для развития логики и смекалки:

Как собрать 2 квадрата из 7 деталей? А 3 квадрата из 10 палочек?

Как составить 2 треугольника из 5 палочек? А 3 треугольника из 7 элементов? Задумались, уважаемые взрослые? Фигура будет выглядеть так:
А как составить 2 квадрата из 10 деталей? Соберите большой квадрат, сторона которого состоит из 2 палочек, а затем внутри соорудите маленький квадрат, добавив ещё 2 детали.

Как убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата?

А как переложить 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась?

А как вам такое задание в стихотворной форме?

Мы 6 палочек возьмём
И построим новый дом!
Если 2 переложить,
В доме том не смогут жить.
Он уже не дом, а флаг.
Кто сумеет сделать так?
Захотелось покопать -
Надо палочку убрать
И переложить другую.
Так лопатку получу я!
А у вас она готова?
Передвинем палку снова,
А внизу одну возьмём
И в коробку уберём.
Вышел стульчик!
Отдыхайте!
Сколько палочек? Считайте.
Сосчитали?
Их четыре!
Ножки вы раздвиньте шире,
Спинку надо положить -
Будет стул столом служить!
Если вам не надоело,
Продолжаем наше дело:
Сделаем дорожный знак
Или треугольный флаг.
Снова 2 переложили
И стрелу мы получили!

Счётные палочки для всестороннего развития и интересного досуга

Мы убедили вас, что функция цветных счётных палочек - это не только обучение счёту накануне первого класса? С ними можно отлично провести время, и начинать занятия можно чуть ли не с двухлетнего возраста. Регулярно занимаясь с этим материалом, ваш малыш сможет:

  • проявить фантазию;
  • оперировать понятиями «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;
  • научиться работе со схемами;
  • выучить цвета;
  • изучить буквы;
  • познакомиться с геометрическими фигурами и их особенностями;
  • развить логику и смекалку;
  • проявить свой творческий потенциал;
  • научиться описывать своё изображение, то есть развить словарный запас.

Мы желаем вам увлекательных занятий и интересных идей! До скорых встреч!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…

Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:

  • Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
  • Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
  • Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
  • Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
  • Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
  • И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
  • Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.

Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:

  • Счетные палочки и цифры, 72 элемента – деревянный наборчик в коробочке;
  • Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре – 50 шт.
  • Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.

Как начать использовать счетные палочки в забавках?

Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.

Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:

  • Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
  • Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.

Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:

  • «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;
  • «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;
  • «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.

Занимательные игры с палочками-выручалочками для дошкольников

Ниже я приведу схемы работы со счетным материалом Кюизенера, впрочем, и с обыкновенными спичками, зубочистками, палочками играем точно так же:

  • Строим на столе лесенку из 10 элементов от меньшего к большему. Шагаем пальчиками по перекладинам и считаем туда и в обратном порядке;
  • Теперь выкладываем лесенку с пропущенными элементами: ребеночек заполняет пробелы;
  • Зеркальное отражение: взрослый выбирает элементы определенной длины, расцветки, укладывает их, а ребенок повторяет точно так же;
  • Устные задания: выложи три красные палочки, уложи их в ряд, выложи дорожку, треугольник и т.д.;
  • Запомни фигуру: взрослый конструирует нечто из палочек, предлагает малышу внимательно рассмотреть, отвернуться. Взрослый что-то меняет в конструкции, ребеночек называет, что и восстанавливает конструкцию;
  • Шаблоны: взрослый выкладывает фигуру и просит добавить к шаблону еще 2 элемента, потом 3 и т.д.
  • Короче-длиннее: работаем с цветными палочками. Взрослый берет палочку, например, красного цвета и предлагает малышу найти зеленую, но короче красной. По такому же принципу загадываем найти палочки с другим признаком.
  • ​ Больше-меньше: раскладываем на две неравные кучки палочки, просим назвать, где в какой кучке палочек больше (меньше);
  • Просим взять 2 любых элемента, но не синих. Или найти 2 палочки одинакового цвета, но разного размера;
  • 38 попугаев: измеряем короткими палочками длину машинки, стола. Выясняем, сколько коротеньких палочек «помещается» в длинной и т.п.;
  • Справа-слева: найди самую короткую и самую длинную палочки, положи их так, чтобы длинная была справа, а короткая – слева (впереди-сзади, вверху-внизу и т.п.);
  • Делаем лесенку и предлагаем ребенку добавить элементы, чтобы получились квадраты или прямоугольники;
  • Дети в подготовительной группе готовы к таким заданиям: найди с закрытыми глазами две палочки одинаковой длины, положи их на стол рядом. Если достаточно уделять времени с младшего возраста играм с палочками Кюизенера, то ребенок сможет даже находить палочки определенного цвета с закрытыми глазами. Дело в том, что эти палочки группированы по размеру и цвету.

Усложняем задачу для старших деток

Пора усложнить развивающие задания, их можно предлагать не только дошкольникам старшего возраста, но и младшим школьникам:

  • Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми;
  • Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры;
  • Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек;
  • Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки;
  • К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение;
  • Отлично идут головоломки с палочками: выкладываем фигуру и предлагаем ребенку добавить или убрать палочки так, чтобы получилась другая фигура. Есть схемы в Интернете, можно распечатать для себя;
  • В «сотрудничестве» с блоками Дьенеша предлагаем создать город с дорогами, домами, мостиками и разыграть целую историю.

По-моему, получилась приличная картотека для домашнего использования, как вы считаете? Да и в ДОУ она нелишней будет. Конечно, упражнений и творческих задач со счетными палочками гораздо больше, но в более-менее читабельную статью всего не уместишь.

Тема: Решение задач. Работа со счетными палочками.

Цель: Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.

Задачи:
- Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10.
- Познакомить детей со структурой задачи.
- Учить аккуратно записывать решение задачи в тетради.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы.
- Развивать внимание, память и мышление.
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность в работе.

Материал: счетные палочки (на каждого ребенка по 20 счетных палочек разных по цвету – 10 зеленых, 5 розовых и 5 оранжевых); простой карандаш, тетрадь в крупную клетку – у детей; для воспитателя: набор цифр от 1 до 10 и мяч для игры.

Методы и приемы: объяснение, уточнение, показ, вопросы к детям, помощь, оценка, похвала.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель:

Доброе утро!
Сели правильно, ребята,
Слушайте внимательно!
Вы к занятию все готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Здравствуй, математика!

Ход занятия:

Воспитатель :

«Ребята, сегодня у нас в гостях учителя начальных классов…»

Сегодня на нашем занятии они увидят, что вы веселые, сообразительные и смелые ребята, умеете хорошо считать, сравнивать и решать задачи. Если вы не боитесь трудностей, то начнем! .

Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Какой сегодня день недели? Вчера? Завтра? 2. Сколько дней в неделе? (7) Назовите их 3. Сколько в неделе выходных дней? (2)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

9. Сколько ушей у двух кошек? (4)

10. Сколько глаз у светофора? (3)

Ребята, сегодня мы с Вами будем учиться составлять и решать задачи. Возьмите счетные палочки зеленого цвета, и выложите перед собой 6 счетных палочек. Посчитайте, сколько у Вас получилось палочек?
- Правильно, 6 зеленых счетных палочек.
- Теперь возьмите одну палочку оранжевого или розового цвета и положите ее рядом с зелеными.
- Сколько перед Вами лежит счетных палочек?
- Правильно 7 счетных палочек.
- Давайте с Вами придумаем задачу о том, что мы только что сделали.
- Перед Вами лежало 6 палочек. Вы положили еще 1 палочку. Сколько стало счетных палочек теперь? Вот такая у нас с Вами получилась задача.
- Ребята, в задаче всегда есть условие и вопрос.
- Условие нашей задачи такое: у нас было 6 счетных палочек. Мы добавили еще 1 палочку.
- Кто из Вас сможет повторить условие задачи?
- Молодцы, справились ребята.
- Условие - это маленький рассказ. В условии всегда есть числа. Назовите числа в этой задачи?
- Правильно числа 6 и 1.
- Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче?
- Сколько стало счетных палочек?
- Ребята, всем понятно, что такое условие и вопрос в задаче?
- Давайте, еще раз все повторим условие и вопрос нашей задачи.
- Условие задачи: было 6 палочек, добавили еще 1 палочку.
- Вопрос задачи: Сколько стало палочек?
- Давайте с Вами запишем нашу задачу в тетради.
(воспитатель на доске выкладывает или записывает цифры).
6 + 1 =
- Еще в задаче есть ответ.
- Какой ответ у этой задачи?
- Правильно, 7. Запишите решение задачи. 6 + 1 = 7


- Выложите перед собой 9 счетных палочек.
- Теперь 4 палочки уберите.
- Сколько счетных палочек у Вас осталось?
- Давайте с Вами повторим условие задачи.
- Условие задачи: Мы выложили 9 счетных палочек. Затем 4 палочки мы убрали.
- Какой у задачи вопрос?
- Вопрос: Сколько осталось счетных палочек?
- Ребята, давайте с Вами запишем задачу в тетради.
9 – 4 =
- Какой ответ у этой задачи? - Правильно, 5. Запишите решение задачи.
9 – 4 = 5
- Решим с Вами еще одну задачу.
- Выложите перед собой 7 счетных палочек зеленого цвета.
- Добавьте еще 3 палочки другого цвета.
- Ребята, это условие задачи.
- Кто из Вас может сказать вопрос данной задачи?
- Вопрос: Сколько счетных палочек у Вас получилось?
- Запишите задачу в тетради.
7 + 3 =
- Какой ответ у задачи?
- Правильно, 10. Запишите.
7 + 3 = 10


- Давайте с Вами решим последнюю задачу на сегодня.
- Выложите перед собой 8 счетных палочек.
- Теперь 5 палочек уберите.
- Это условие нашей задачи.
- Какой вопрос у этой задачи?
- Вопрос: Сколько счетных палочек осталось?
- Запишите задачу в тетради.
8 – 5 =
- Назовите ответ этой задачи?
- Правильно, 3. Запишите решение задачи.
8 – 5 = 3
- Как Вы решили эту задачу?
- Правильно, Вы от 8 отняли 5 палочек.
- Какой ответ Вы получили?
- Осталось 3 палочки.
- Теперь давайте с Вами немного поиграем.


Проводится игра «Какой цифры не стало».
Воспитатель выкладывает на доске цифровой ряд от 1 до 10. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает какую нибудь цифру. Дети поднимают руку и называют какой цифры не стало. Можно игру усложнить и убирать по 2 цифры.

Физминутка. «Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

Воспитатель : Ребята с помощью счетных палочек мы решали задачи, а теперь поиграем в игру «Выложи геометрическую фигуру».

Это могут быть геометрические фигуры, дома, или просто снежинки.
В конце игры хвалю всех детей и отмечаю самые красивые, аккуратно выложенные фигуры.

Затем проводится дидактическая игра

"Назовите геометрические фигуры, и сложите из них фигуры.

Игра «Бабочка на цветке»

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Материал: мяч.

Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.

(на доске крупная иллюстрация к сказке "Репка")

В землю репка села крепко,
Одному не справиться.
А за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Все пришли до одного.
Сколько было их всего? (6)

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дети: Из русской народной сказки "Репка"

Какой по счету стоит бабка? (вторая)

А дед? (первый)

Кто стоит третьим? (внучка)

Кто стоит между внучкой и кошкой? (Жучка)

А кто стоит последним? (мышка)

Воспитатель: Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Дружбе, тому, что нужно помогать друг другу и т.д. (ответы детей)

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Ребята, что мы с Вами сегодня делали на занятии.
- Правильно, решали задачи, выкладывали счетные палочки, играли в игры, находили недостающую цифру и называли соседей числа.
- Вам понравилось решать задачи?
- В каждой задачи обязательно есть условие и вопрос.
- Мне понравилось, как Вы сегодня занимались.


С помощью разных методических пособий родители могут развивать своих детей в домашних условиях и самостоятельно готовить к школе. Одно из них – цветные счетные палочки кюизенера для обучения числам в форме игры. Такое пособие способствует развитию множества полезных умений, оно многофункциональное, простое в использовании для взрослых и малышей. Заниматься с брусочками детям всегда очень увлекательно. Ознакомьтесь с их характеристикой, примерами упражнений.

Что такое палочки кюизенера

Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Описание методики

Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:

  • цвет;
  • понятие числового значения;
  • длина.

Чему можно научить ребенка

Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:

  • составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
  • различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
  • математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
  • базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
  • разбирать числа на составляющие;
  • понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
  • определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Цветные счетные палочки кюизенера – характеристика развивающего материала

Что представляет из себя набор? Палочки кюизенера – это параллелепипеды, выполненные из пластика или древесины. Они окрашены в разные цвета. На каждый оттенок приходится своя длина (1-10 см) и свое число от одного до десяти. По близким цветам бруски объединяют в семейства или классы одинаковой кратности. Всего получается пять таких групп. О значении цвета и длины брусочков стоит рассказать подробнее.

Количество счетных палочек в наборе

Есть разные по величине комплекты. В самом простом 116 штук, но предпочтительнее покупать те, в которых материала побольше. К примеру, в классическом комплекте счетного пособия их 241. Это существенно расширит перечень игр и задач, которые вы сможете предложить ребенку. Количество каждого цвета в наборе кюизенера из 116 брусков:

  • белые – 25;
  • розовые – 20;
  • голубые – 16;
  • красные – 12;
  • желтые – 10;
  • фиолетовые – 9;
  • черные – 8;
  • бордовые – 7;
  • синие – 5;
  • оранжевые – 4.

Цветовая гамма

Подбор палочек по оттенкам выполнен не случайно. Они объединены в группы по принципам близкого оттенка и кратности. Длина бруска соответствует числу, которое ему присвоено. Все взаимосвязи полосок можно проследить, изучив следующую таблицу:

Длина в см

Какому числу соответствует

Количество в стандартном наборе из 241 бруска (шт.)

Красное семейство (кратны 2)

Бордовый

Семейство синих (кратны 3)

Фиолетовый

Желтые (кратны 5)

Оранжевый

Возрастная категория

Никакого значения не имеет то, сколько исполнилось малышу. Если интересно играть с брусочками, значит, разрешено это делать. Как правило, первые признаки любознательности по отношению к ним детки проявляют в год. Значит, можно начинать развивающие игры, постепенно увеличивая их сложность. Интерес к набору естественным образом угасает у ребенка примерно в начальных классах школы, когда он уже освоит азы математики.

Развивающие игры и занятия с палочками кюизенера

Методика обучения подойдет для ребенка любого возраста. Дошкольникам будет очень весело играть с набором, деткам старше он пригодится в качестве учебного математического пособия. Родителям предлагается огромное количество материалов, в которых представлены готовые игры, сценарии, примеры задач. Все это существенно облегчает планирование и проведение занятий с любознательными детишками. Что можно делать с пособием (поэтапно, в зависимости от возраста) по методике кюизенера:

  1. Играть. Ребенок раскладывает их, перебирает.
  2. Сопоставлять, как аналоги чисел. Если вы обозначите разницу между ними, ребенок наглядно поймет, чем отличается «больше» и «меньше».
  3. Выкладывать цифры.
  4. Объяснять принципы сложения и вычитания.
  5. Выкладывать мозаикой, узнавая их числовые соотношения, значения.
  6. Подведение к сути арифметических операций. Постепенно вы разовьете у малыша математические способности.

Ознакомление с палочками для самых маленьких

Сначала малыш просто будет играть со счетным материалом, словно с кубиками. Затем предложите поиграть в «Найди меня». Давайте ребенку такие задания в любой последовательности:

  • перечисли цвета всех брусков;
  • найди тот, который будет длиннее красного и короче синего;
  • отыщи все бруски одинакового оттенка;
  • выкладывай полоски двух цветов, чередуя – красная-синяя;
  • найди брусок НЕ желтого оттенка;
  • выбери две полоски и сравни их по длине;
  • найди самую короткую и назови цвет;
  • отбери по одной каждого оттенка.

Помогите ребенку сделать несколько выводов. Он должен сделать акцент на том, что полосы одинакового цвета равны и по размеру. Для этого возьмите пару любых брусков и задайте малышу вопросы:

  1. Эти палочки разные?
  2. Что в них одинакового?
  3. Что разного?

Игры с палочками кюизенера

Есть множество развлекающих заданий с брусочками. Вы можете приобрести специальные материалы с примерами или даже придумать игры самостоятельно. Несколько простых вариантов:

  1. «Угадай-ка». Один брусочек спрячьте. Ребенок угадывает, какого он цвета, задавая вопросы на «да», «нет». Например, «Недостающая палочка короче желтой?», «Она длиннее черной?».
  2. «Составь картинку». Малыш, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определенные изображения, начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т.д.

Изучение цветовой гаммы

Это первая характеристика, с которой следует познакомить ребенка. Сделать это можно с помощью таких игр:

  1. «Поезд». Пусть ребенок представит, что палочки кюизенера – это вагончики. Попросите малыша сложить «поезд» в цветную полоску так, чтобы оранжевый «вагон» был левее бордового, но правее красного.
  2. Диктант. Называйте малышу цвета, а он достает из общей кучи соответствующие бруски и выкладывает слева-направо.

Палочки для счета

Этот этап обучения – самый обширный. Сперва нужно познакомить ребенка с последовательностью чисел натурального ряда. Выстраивайте горизонтальные, вертикальные, симметричные лесенки. Малыш поймет основной закон натурального ряда: каждое число на единицу больше предыдущего и меньше последующего. Затем можно приступать к освоению прямого и обратного счета на примере тех же лесенок. Варианты заданий:

  1. Дайте ребенку третью и четвертую полосочки (голубую и красную). Пусть он определит большее числовое значение и проверит правильность, измерив длину обоих белым кубиком.
  2. Перейдите к простым арифметическим действиям. Сначала на примере покажите, что если положить красный брусочек, а рядом голубой с белым, получатся отрезки одинаковой длины (4=3+1). Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите сложение. Затем добавьте примеры, в которых какая-то из двух палочка исчезла. Это будут примеры на вычитание.
  3. Учитесь умножать. Перед малышом положите одну белую палочку, ребенок озвучит ее значение «один». Добавьте вторую, спросите, сколько получается. Постепенно вы освоите умножение на два, показывая полосочки все длиннее.
  4. Выложите 4 кубика белого цвета, чтоб получился квадрат. Познакомьте ребенка с дробями, долями. Спросите его, какая часть больше: четверть или половина.

Задания на основе измерения

Это очень важный этап занятий. Примеры задач на измерение, которые вы можете ставить перед ребенком:

  1. Спрячьте полоску красного цвета. Скажите ребенку, что та, которую вы скрыли, длиннее голубой, но короче оранжевой. Он попробует догадаться, какая спрятана.
  2. Разными палочками измеряйте небольшие предметы, находящиеся в игровой комнате. Пусть малыш найдет вещи, равные длине, к примеру, оранжевого брусочка.
  3. Постройте дорожку, пропуская участки разного размера. Ребенок заполнит их подходящими кусочками.
  4. Сравнивайте предметы и бруски по несколько штук сразу, прорабатывая понятия «больше», «меньше», «короче», «длиннее».

Определить состав числа

Предложите ребенку составить поезд из цветных палочек, к примеру, розовой, голубой, красной, желтой. Это вагоны. Прежде чем рассаживать в поезд пассажиров, пусть малыш назовет, сколько в каждом из них мест. Делать это необходимо практическим путем. Малыш накладывает белые палочки на вагоны. Одна штука – одно место. Эта работа приведет к пониманию того, что каждое число состоит из нескольких единиц.

Логические задачи

Хороший вариант — «Загадки». Смоделируйте ребенку ситуацию: поезд состоит из трех вагонов. Желтый цвет находится посередине. Розовый вагончик – не первый в составе. Малыш попробует разобраться, в какой последовательности расставить палочки, чтобы соответствовать условиям этого утверждения. По ходу усложняйте игровое задание логического блока, спрашивая дополнительные вопросы:

  1. Сколько в каждом вагоне пассажиров?
  2. Всего в поезде?
  3. Есть три вагона. Вместе они такие же по длине, как оранжевая палочка. Каковы их цвета?
  4. Есть три одинаковых вагона. По длине они соответствуют голубой и синей палочке. Какого они цвета?

Занятия с палочками кюизенера на объемное мышление

Такие задания помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее. Есть разные уровни сложности, от составления разных лестниц для проработки счета и арифметических действий, до составления сложных объемных фигур, сочинения сказок и рассказов. Особенно эффективны такие занятия с детьми в группах, но и дома вы сможете отлично и с пользой развлечь своего малыша.

Построение лестницы

Это очень важное упражнение, на котором ребенок сможет прорабатывать и последовательность счета, и другие навыки. Выполняется в несколько этапов разного уровня сложности:

  1. Мы по лесенке шагаем. Пусть малыш выложит перед собой палочку «1», озвучит, какого она цвета. Потом «2» и т.д. когда лесенка будет готова, он пройдет пальчиками по ней вверх, потом вниз, одновременно считая. Это способствует быстрому запоминанию чисел.
  2. Пусть кроха выложит числовую лесенку. Малыш собирает фигуру от определенного цвета, потом от числа. Можете усложнить задачу, пропуская те или иные ступеньки.

Составление фигур

Сначала рисуйте на листе бумаги в клеточку какой-либо предмет схематически, внутри расчертите на полосочки, которые нужно туда вложить, подпишите их числа. Пусть дитя соберет загаданную вами фигуру на бумаге. Затем усложните задание. Расчертите фигуру внутри, но числа уже не ставьте. Пусть малыш повторит задание. Последний этап – самый сложный. Рисуйте только контуры фигуры. Пусть чадо заполняет ее на свое усмотрение, но не выходит за границы.

После того, как малыш освоит составление фигур на бумаге, попросите его сделать это на плоскости. Пусть складывает, что хочет, или то, что вы загадаете: домик, цветочек, дерево. Самый сложный этап для детей постарше – составление объемных трехмерных фигур. Палочки кюизенера в этом случае выступают, как конструктор. Из них можно собирать животных, построить домики, машинки и даже выстраивать целые сцены.

Схемы для палочек кюизенера

В продаже вам удастся найти огромное количество рисунков. В сети есть схемы, которые можно распечатать в нужном формате. Их нужно заполнять разноцветными брусочками полностью или частично. Еще можно повторить рисунок на другой поверхности, а потом сравнивать фигуры. Схемы могут быть черно-белыми, разукрашенными. Занятия по ним развивают логическое и творческое детское мышление, навыки счета, представление цветов. Есть даже схемы, по которым можно создавать объемные сюжетные рисунки и даже целые фрагменты из волшебных сказок.

Как сделать палочки своими руками

Покупка набора проще, чем его изготовление, но не всегда у родителей есть такая возможность. Магазинные бруски объемные, но сделать такие в домашних условиях очень трудно. Проще изготовить для малыша плоские. Инструкция:

Подготовьте 10 листов цветного картона. Оттенки должны соответствовать тем, которые перечислены в ранее представленной таблице.

Размеры полосок будут увеличены вдвое. Ширина 2 см, длина – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,20 см.

Разметьте цветные листы, расчертив линеечки в необходимом вам количестве.

Разрежьте картон на разноцветные полоски острыми ножницами.

Цена палочек кюизенера

Магазинные наборы стоят недорого, но работать с ними значительно удобнее. Их всегда можно заказать в интернет-магазине с доставкой на дом. Плоские, сделанные в домашних условиях, имеют одно достоинство – низкая цена, но с ними многие задания невыполнимы. С примерной стоимостью, по которой вы можете купить палочки кюизенера, ознакомьтесь в таблице ниже:

Видео