В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей .
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (см. табл. 2).
Таблица 2
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
Социологические опросы Социологические срезы анкетирование почтовый ящик информационные корзины |
Досуговые |
Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках "Встреча Нового года" "Масленица" "Праздник мам" "Праздник урожая" "Спортивный праздник с родителями" "Дог-шоу", "Семейные театры" различные выставки |
Познавате-льные |
Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
Семинары-практикумы педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей "Педагогическое поле чудес" "Театральная пятница" "Педагогический случай" "Что? Где? Когда?" "Круглый стол" "Телефон доверия" |
Наглядно-информационные: |
||
информационно-ознакомительная форма; информационно-просветительская форма |
Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. |
дни открытых дверей открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей. выставки детских работ выставки совместных работ детей и родителей информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни ДОУ выпуск газет, организация мини-библиотек использование современных технологий |
Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. |
информационные стенды папки-передвижки тематические выставки минигазеты библиотеки по основным проблемам семейной педагогики |
Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.
Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как "Встреча Нового года", "Лучший папа", "Папа, мама, я - дружная семья" и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ
Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание:
данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Цель:
проинформировать педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия с родителями в ДОУ с целью обеспечения оптимизации преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»
«Родители являются первыми педагогами.Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте».
Закон РФ «Об образовании» статья 18
Нет сомнения в том, что КАЖДЫЙ
родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и успешным. НО…
Одни стараются «вложить» в ребенка ВСЕ
, и тем самым непомерно нагружают его. Другие, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитывают вслепую, интуитивно. Кроме того, усилилась тенденция самоустранения некоторых родителей от воспитания и развития ребенка.
Все это тяжким грузом ложится на слабые плечи ребенка. Дети нуждаются в помощи! И их родители тоже!
Потому, проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Мы, семья и детский сад, вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитания собственных детей.
И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как же заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе? Ведь ни для кого не секрет, что родителей в наши дни ой, как трудно заманить на родительское собрание. А ведь именно родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст.44 говорится:
1.
«Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
2.
«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6
утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
Поэтому мы стараемся искать новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, побуждая их к взаимоотношениям с детьми с позиции авторитетного друга ребенка и любящего наставника.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
НаименованиеИнформационно-аналитические
Изучение семьи, ее особенностей, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения общения
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Наименование
Досуговые
С какой целью используется эта форма
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Формы проведения общения:
Совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.
Наименование
Познавательные
С какой целью используется эта форма
Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения общения
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, с опорой на популярные телепередачи «Это мой ребенок», «Круглый стол», «Викторины», «Что? Где? Когда?» и др.
Наименование
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские
С какой целью используется эта форма
Донести до родителей любую информацию
Формы проведения общения
Информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, организация мини-библиотек.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. И главное на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества.
Ольга Черенкова
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Понятие "".
В настоящее время в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. Цель его - свободное развитие личности. В основу новой концепции семьи и дошкольного учреждения заложена идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а дошкольные образовательные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность . Более того, в обязательную часть общеобразовательной программы каждого детского сада должно быть включено взаимодействие с семьями детей .
Таким образом, признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, и потому меняются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников , но и философия взаимодействия . Уникальность этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие ".
Достоинства новой философии взаимодействия педагогов с родителями не подвергаются сомнениям. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей это установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду. Важно помочь родителям стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Воспитатель , поддерживающий контакт с семьей , знает привычки и особенности каждого своего воспитанника и может учитывать их в работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Но как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса ?
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме воспитания и обучения детей можно и нужно использовать нетрадиционные формы общения с родителями, задача которых обогатить их педагогическими знаниями.
В настоящее время такие формы общения пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они построены в виде игр, по типу телевизионных передач и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то , что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
2. Охарактеризовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ .
К нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ относятся - досуговые; познавательные; наглядно-информационные и информационно-аналитические .
Информационно-аналитические формы взаимодействия ориентированы на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это - социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины .
Досуговые формы взаимодействия - для установления теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Формы проведения общения : совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.
Познавательные формы взаимодействия направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей . Это - семинары-практикумы и педагогический брифинг, педагогическая гостиная и устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме , в виде популярных телепередач "Это мой ребенок", "Что? Где? Когда?" и др.
Наглядно-информационные подразделяются на информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую формы .
Цель их донести до родителей информацию по ознакомлению родителей с дошкольным учреждением, спецификой его работы, особенностями воспитания детей , с педагогами, а также на обогащение знаний родителей о своеобразиях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Формы проведения - информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, организация мини-библиотек. Здесь хорошо помогут информационные стенды , папки-передвижки, минигазеты, библиотеки по основным проблемам семейной педагогики.
3. Охарактеризовать досуговые формы работы с родителями .
Досуговое направление в работе с родителями это самое интересное, востребованное, полезное, но несколько затруднительное в плане организации. Плюсы в том, что любое совместное мероприятие помогает родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, осознать трудности
во взаимоотношениях ; понаблюдать за другими родителями. При досуговой форме организации общения создается уютная неформальная атмосфера между педагогами и родителями, и на основе этого отношения между родителями и детьми становятся более доверительными.
Во многих семьях дети предоставлены сами себе, поэтому возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует тому, чтобы родители пересмотрели свои методы и приемы воспитания , позволяет родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в других семьях .
Хорошо когда родители активно принимают участие в соревнованиях, развлечениях, утренниках. Подобные мероприятия сплачивают семьи , дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке. Причем особо значимо то, что некоторые номера родители готовят вместе с детьми. Дети и родители наблюдают друг за другом, гордятся и сопереживают. Такие совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, улучшаются отношения в семье .
Воспитатель должен творчески подойти к организации работы с родителями. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Благодаря позитивной эмоциональной атмосфере родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию .
Чтобы определить эффект от усилий, потраченных на взаимодействие с родителями , можно задействовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, а также книги отзывов. Желательно сразу после проведения того или иного мероприятия. Также важен самоанализ педагога.
К досуговым формам взаимодействия с семьями воспитанников относятся праздники , утренники, различные концерты и спортивные соревнования. Это и традиционные совместные праздники и досуги, такие как "Встреча Нового года", "Рождественские забавы", "Масленица", "Праздник мам", "Папа, мама, я - дружная семья ", "Праздник урожая" и др. Они создают атмосферу единства и дружбы в группе.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии тоже укрепляют детско-родительские отношения. Как результат в детях воспитывается трудолюбие , внимание к близким, уважение к труду. А это начало патриотического воспитания , ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье .
Проектная деятельность очень эффективная форма взаимодействия с родителями . Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. А темы проектов рождаются из интересов детей. Так можно разработать и реализовать детско-родительские проекты, целью которых является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Но нужно осознавать, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов сразу возникает крайне редко. Это длительный процесс, со множеством внезапных непредвиденных ситуаций, это долгий и кропотливый труд и педагогов, и родителей. Главное не останавливаться на этом пути, а продолжать находить новые грани сотрудничества.
4. Этапы проведения "педагогической лаборатории" с родителями.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Все чаще пользуются успехом новые, активные формы , позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме .
Например, "Педагогическая лаборатория" В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др. В конце года "педагогическая лаборатория" подводит итоги : воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.
1. Предварительная работа.
Определение темы, целей собрания, изучение литературы. За неделю до собрания проводится анкетирование. Приглашение родителей может происходить с помощью пригласительных билетов, выпуска газеты к собранию.
2. Проведение собрания.
I. Вводная часть - организация родителей, создание атмосферы доброжелательности и доверия, концентрация их внимание, мотивация на совместное решение проблем. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знакомы между собой. И это очень мешает общению.
Здесь поможет упражнение - приветствие "Связующая нить". Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники -единое целое. Вывод : закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей .
II. Основная часть - можно разделить на несколько этапов :
1. Дискуссия. Важно не рассматривать большое количество вопросов и ситуаций. Здесь главное - вовлечь родителей, но необязательно, чтобы в дискуссии приняли участие все родители. Использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий, игр, прогулок и т. д. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
2. Обмен опытом. Во время обсуждения темы родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
3. Деловая игра "О чём бы вы поговорили?"Решение различных ситуаций.
4. Окно – очень короткие новости. Включить ответы специалистов на вопросы родителей.
5. Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. Это лишь немногое, чем можно наполнить основную часть.
III. В третьей части родительского собрания –"разное"– обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Подведение итогов собрания – рефлексия, обмен мнениями.
Например, "Чудесная сумка". Родителям предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых сегодня знаний.
В конце собрания можно напомнить : "У Вас есть ребенок, и Вы его очень любите! Поспешите домой, обнимите крепко и в стомиллионный раз скажите ему : я люблю тебя, я скучал (скучала! Давай поиграем".
Коллективные формы | 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции . 3. «Круглые столы». 4. Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ. |
Индивидуальные формы | 1. Педагогические беседы с родителями . 2. Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами). 3. «Заочные» консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка . 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки . |
Наглядно- информационные формы | - записи на магнитофон бесед с детьми; - видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; - фотографии; - выставки детских работ; - стенды, ширмы, папки-передвижки. |
Нетрадиционные формы – формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т. В. Кротова).
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | - семинары-практикумы; - педагогический брифинг; - педагогическая гостиная; - проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес») - устные педагогические журналы; - педагогическая библиотека для родителей; - заседания клубов для родителей. |
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские | Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | - информационные проспекты для родителей; - организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет; - организация мини- библиотек. |
Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий , а не развлекательной стороне.
ТЕМА 12.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ
Преемственность – это закономерность развития, предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.
Согласованность содержания и требований программ воспитания в подготовительных группах детского сада и первых классах школы | Совершенствование содержания обучения в детском саду по линии формирования систем знаний предусматривает: - усвоение детьми системы знаний в таких областях, как природа, жизнь людей, мир искусства; - умственную подготовку (развитие монологической речи, произвольного внимания, словесно- логического мышления). |
Согласованность в формах и методах работы с детьми | В обучении детей подготовительной группы используются активные методы обучения, большое значение имеют словесные методы обучения; особое место отводится дидактическим играм. |
Согласованность в условиях воспитания и обучения | Особенности организации педагогического процесса в подготовительной группе ДОУ: направленность на воспитание личностных качеств детей, необходимых в школьном обучении: самостоятельности, ответственности, произвольности, любознательности, общительности, креативности; освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности со сверстниками, учителями, младшими школьниками; выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов; сокращение времени на выполнение режимных процессов; увеличение времени занятий, их количества, создание в группе учебной зоны; постановка педагогом целей формирования у детей элементов учебной деятельности; оценивание качества выполнения задания, умений сохранять темп работы, осуществлять самоконтроль; осуществление работы с родителями с целью решения задач подготовки к обучению в школе. |
В 1996 Коллегия Минобразования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования. Ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального образования
– приоритет личностного развития ребенка . На современном этапе понятие преемственность включает в себя следующие характеристики: интегративные (взаимопроникновение целей, содержания, ценностей, технологий); эмоциональные (приоритет положительных эмоций в процессе обучения, воспитания, развития); деятельностные (связь ведущих видов деятельности); содержательные (преемственность между знаниями об окружающем и способами познания); коммуникативные (развитие диалогических способов познания, культуры общения).
Аспекты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа».
Информационно- просветительский аспект | - взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; - изучение содержания образовательных программ; - изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп. Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п. |
Методический аспект | - взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе; - установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам. Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование, методические совещания. |
Практический аспект | - предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в ДОУ; - курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе. Форма сотрудничества – взаимопосещения. |
Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой: постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; долгосрочность сотрудничества; н аличие плановости и системы в работе; реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы.
Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях.
1. Комплекс «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).
Достоинства | Недостатки |
1) Экономическая выгодность, т.е. рациональное использование зданий детского сада и школы. 2) Безболезненное прохождение социальной адаптации детей за счет непрерывного посещения одного и того же учреждения в течение дошкольного и младшего школьного возраста. 3) Возможность разновозрастных контактов между детьми, что ставит старших в позицию взрослых, ответственных за младших, у малышей формируется содержательный образ школьника. | 1) Возможен вариант формального сосуществования детского сада и школы под одной крышей. 2) Отсутствие или несовершенство программ для таких комплексов. 3) Нехватка помещений для проведения перемен, физкультурных занятий, организации питания. |
2. Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).
Черты организации раннего предметного обучения:
1- Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними.
2- Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность.
3- Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми.
4- Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка.
5- Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим.
6- Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»).
Условия эффективности раннего предметного обучения:
ü Обучение дошкольников на основе игры и других видов детской деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности.
ü Обеспечение постепенного перехода детей от свободных форм деятельности к регламентированным.
ü Подготовка ребенка к овладению деловым стилем отношений со взрослым и сотрудничеством со сверстниками.
ü Разработка и улучшение программного обеспечения (программы должны быть нацелены на личностный рост ребенка).
ü Интеграция предметных областей знаний (ИЗО и речь, ИЗО и музыка, математика и конструирование, экология и социализация и др.).
а) основная литература
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.
2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.
3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.,
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.
5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. –
б) дополнительная литература
1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М., 2009.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.
3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.
5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса
// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10.
6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.
7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – Единое пространство детского развития. – М., 2001.
8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, Ч. 2.
9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.,
10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1.
13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9.
14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.
15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3-4.
16. Мухаметзянов Р. Детский сад – начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6.
17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3.
19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. – М.,
20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
21. Скоролупова О.А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ
(2012). – М., 2012.
22. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.
23. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.
24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
25. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М., 2004.
26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.
27. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.
28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.
29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.
30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6.
в) комплексные образовательные программы для ДОУ
1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011.
2. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2003.
3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001.
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001.
5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.
7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.
Учебное издание
Инесса Олеговна Карелина
кандидат педагогических наук, доцент
Вашему вниманию предлагается исследование на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей». Актуальность исследования обусловлена значением взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании детей дошкольного возраста.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.
Однако проблема взаимодействия ДОУ с семьей в настоящее время решена не полностью. Семья, как правило, является лишь объектом воздействия, в результате чего обратная связь с семьей не устанавливается, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашего исследования: «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».
Объект исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить эффективные нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Задачи исследования:1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
2. Выявить роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
4. Создать структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка.
5. Внедрить в работу ДОУ нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее:
Опытно–экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ была проведена в ДОУ № 2 пос. Приуральский.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Первой задачей нашего исследования был анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
В отечественной педагогике советского периода семья, как правило, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения.
Однако в 60-70-е годы XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.д. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
К концу 80-х годов в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей - «школы матерей», «университеты педагогических знаний», «родительский всеобуч» и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: не советовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли. А итог был один - детский сад и родители занимались воспитанием ребенка не взаимодействуя друг с другом. Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
Глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей». Начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи.
Признание приоритета семейного воспитания требовало новых отношений семьи и дошкольного учреждения. «Новизна этих отношений, – отмечает Т. А. Куликова, – определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками.
В последнее время наметилась тенденция использования в этом взаимодействии нетрадиционных форм сотрудничества. В нашем исследовании мы обратились к изучению роли семьи в воспитании ребенка, что стало второй задачей нашего исследования.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Нами выявлено, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый исходный социальный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
В законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Интересными для нас оказались исследования Т. А. Марковой, которая систематизировала факторы, определяющие силу и стойкость семейного воспитания:
1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером.
2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи
3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Таким образом, в исследовании мы пришли к выводу о приоритете семьи в воспитании ребенка, проявляющемся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Третья задача нашего исследования заключалась в разработке перспективного плана по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Предварительно нами был изучен опыт использования нетрадиционных форм во взаимодействии семьи и ДОУ. Нами была систематизированы известные и наработаны новые формы работы ДОУ с родителями, что легло в основу «Перспективного план по использованию нетрадиционных форм работы с родителями в подготовительной к школе группе на год» (представленный в приложении 3, страница 64).
План разрабатывался нами в соответствии с предположениями о том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее:
– если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
– если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
В план, наряду с традиционными формами работы с родителями (родительское собрание, семинар-практикум), мы включили такие нетрадиционные формы работы, как Анкетирование родителей, Заседание «Семейного досуга», Беседа за круглым столом, Организация клуба «Счастливая семья», Выставка семейных альбомов, Экскурсия в лес с участием родителей и преподавателя по экологии и другие формы работы.
Перспективный план состоит из нескольких последовательных этапов работы с родителями:
На первом этапе проводится работа по изучению семьи: анкетирование и тестирование родителей (приложения 4–5), а также рисуночный тест для детей «Моя семья», которые позволяют сделать определенные выводы о психологическом климате в семье, существующих проблемах воспитания детей, уровне педагогической подготовленности родителей.
На втором этапе организуется совместная работа педагогов ДОУ и родителей (Встреча с родителями и детьми, Беседа за круглым столом, Организация клуба «Счастливая семья»).
Третий этап – это развитие и укрепление взаимодействия педагогов и родителей (Совместные праздники и экскурсии педагогов, детей и родителей, заседания «Семейного досуга», работа клуба «Моя семья» и т.д.).
Четвертой стоящей перед нами задачей было создание структурно – функциональн модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка.
По результатам проведенного нами эксперимента нами была составлена структурно-функциональная модельвзаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, консультирование, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
Для создания условий общения на основе общего дела выбираются соответствующие формы взаимодействия: выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов и многое другое.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности взаимодействия с родителями используются опрос, книги отзывов, оценочные листы и т.д.
Использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Теоретическое изучение проблемы, разработка плана и создание модели обеспечили возможность внедрения в практику ДОУ нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, что являлось пятой задачей нашего исследования.
Если на начальном этапе лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с перспективным планом число таких родителей значительно увеличилось – соответственно на 60, 50 и 70%.
Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования нетрадиционных форм в работе с родителями.
Таким образом, задачи, стоящие перед нами, были выполнены, цель – достигнута, гипотеза исследования подтверждена.