Лучшее воспитание – пример родителей. Роль личного примера родителей в воспитании детей Какие способы примеры для родителей и детей

Не зря наши предки говорили: «Яблоко от яблони недалеко падает»! Как бы мы ни утверждали, что ребенок – самостоятельная личность, дети перенимают многие черты характера и манеру поведения взрослых, которые их воспитывают.

Ученые много лет ломали голову над тем, что больше влияет на будущую личность ребенка: гены родителей или среда, в которой малыш вырос и получил воспитание? В итоге психогенетики пришли к выводу, что большее влияние на характер ребенка оказывает все же не генетика, а родительский пример.

Как общаться с другими людьми? Когда и кому нужно говорить правду, а кому можно и соврать, потому что «так надо», «так будет лучше»? Как прощать близких, которые намеренно обидели или случайно задели? Как отличать плохое от хорошего, добро от зла? Где границы дозволенного? Что важнее: семья или работа, деньги или общение? Ответы на все эти и многие другие вопросы дети находят в нашем поведении. Мы можем сколько угодно говорить о том, как надо себя вести, но они все равно будут себя вести так, как делаем это мы.

Если мы сами не идеальны

Конечно, многие родители стараются быть для своих детей образцом для подражания. Но все прекрасно понимают, что идеальных людей нет. Как быть, если вы не хотите, чтобы ваши вредные привычки унаследовал ребенок? Психологи утверждают: найти в себе силы и признаться чаду в своей «слабости».

Например, не скрывать, что вы курите, закрываясь в кухне и придумывая нелепые истории: «с улицы пахнет». Правда, смолить демонстративно перед носом ребенка, рассказывая ему при этом, что он-то не должен курить, тоже никуда не годится. Идеальный вариант – признаться ребенку в том, что вы давно приобрели эту вредную привычку, и никак теперь не можете с ней расстаться, потому что это очень тяжело. И что вы бы очень хотели, чтобы ребенок избежал в этом вопросе вашей малоприятной участи.

Найдите в себе силы признаться чаду в своей слабости

Самой же распространенной является ситуация, когда кто-то из родителей не может сдержать своего раздражения и гнева и кричит на ребенка. Чтобы малыш в будущем не выбрал такой же метод «воспитания» для своих детей, надо обязательно извиниться перед ним после вспышки гнева. Желательно признаться, как сильно вы на самом деле его любите и что совсем не хотели на него кричать, но в данной ситуации вы с собой попросту не совладали. Ничего страшного, если ребенок будет знать, что иногда родители ведут себя неправильно и даже «плохо», но что они борются со своими «драконами» и способны извиниться и признать сбои ошибки. К слову, это очень хороший пример для подражания – признавать сбою неправоту и просить прощения. Очень полезный навык для взрослой жизни.

Быть честными и открытыми – это первый шаг. Теперь важно проверить, насколько мы добры к миру и окружающим нас людям. Если на дороге вас окружают «козлы», «придурки», «недоумки», «чайники» и прочие малоприятные личности, то ребенок будет уверен, что мир враждебен, и вскоре такие определения начнут получать его одноклассники.

Если на хамство в магазине или в автобусе вы в ответ выдаете трехэтажное ругательство, а потом с чувством полной своей правоты объясняете ребенку, что поставили на место хама, то такой «урок дипломатии» выйдет боком. Когда-нибудь ваш ребенок так же ответит при вас чужому взрослому, и вам будет очень стыдно за свое «яблоко».

Показывайте детям пример верной дружбы

Не отвечайте хамам, благодарите тех, кто оказал вам пусть даже мелкую услугу, цените успехи других, восхищайтесь достижениями ваших родных и близких, показывайте детям пример верной дружбы, пронесенной сквозь года. И тогда ваши кровинушки вырастут без комплексов, без зависти и злости и будут успешны как в личной жизни, так и в работе.

Сокращаем дистанцию

Когда ваши дети отдаляются от вас, загораживаются экранами компьютеров и мобильных телефонов, пора признаться себе: вы заигрались в игру под названием «взрослый». А значит, пора отодвинуть в сторону хлопоты, быт, работу, проблемы и стать на время большим ребенком. Сбросьте всю важность и позвольте себе быть смешными, играть в догонялки, снежки, хохотать, драться подушками, щекотать друг друга, играть в «морской бой» или танцевать вечером под любимую мелодию. Позвольте вашему внутреннему ребенку выйти наружу и установить глубокую эмоциональную связь с вашим собственным ребенком. Эти минуты вы будете помнить всю жизнь, а впоследствии вашему ребенку будет легко установить душевную связь и со своими детьми.

Мыслите позитивно

От вашего взгляда на жизнь зависит тот мир, в котором будет жить ребенок. Если вы видите только тупиковые ситуации, неудачи, плохих людей, неразрешимые проблемы, то и ребенок будет взрослеть, глядя на мир сквозь такую же призму и укрепляя собственное недоверие к нему.

Исповедуйте детям позитивное мышление

Гораздо продуктивнее (хотя и сложнее!) научиться самому и научить детей жить, исповедуя позитивное мышление. Научите младшее поколение тому, что хорошие мысли притягивают хорошие события и хороших людей. Жизнь полна прекрасных возможностей, и если верить в себя и не бояться действовать, то можно добиться всего, о чем мечтаешь.

Родителям на заметку:

  • Ребенок, окруженный критикой, учится обвинять.
  • Ребенок, окруженный насмешками, учится быть недоверчивым.
  • Ребенок, окруженный враждебностью, учится бороться.
  • Ребенок, окруженный позором, учится чувствовать вину.
  • Ребенок, окруженный терпением, учится быть терпеливым.
  • Ребенок, окруженный похвалами, учится быть уверенным.
  • Ребенок, окруженный честностью, учится быть справедливым.
  • Ребенок, окруженный безопасностью, учится вере.
  • Ребенок, окруженный одобрением, учится уважать себя.
  • Ребенок, окруженный симпатией и дружбой, учится находить любовь в этом мире.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

«Родители - пример для детей»

Важным средством воспитания является пример родителей, потому что ребенок подражает всему, что видит вокруг себя. Если взрослые между собой резки, грубы, если они не сдержанны в обращении с ребенком, дети это легко перенимают. Это обязывает родителей следить за своим поведением. Родителям следует также помнить, что дети до трехлетнего возраста еще очень плохо понимают шутки и юмор. Поэтому такие приемы, как шутливое запугивание, поддразнивание ребенка, недопустимы. Шутливые утверждения, вроде: «я не люблю тебя», «ты не мой сын» или «у нас нехорошая мама» вызывают у ребенка слезы.

Самое главное - это собственный пример родителей. Нужно учить детей прекрасному, хорошему и самим родителям идти по этому пути. Ни в коем случае не лицемерить, не обманывать, не лгать, уважать родителей и друг друга, иначе и дети вырастут такими.

Известно, что дети не родятся ни добрыми, ни злыми, ни грубыми, ни вежливыми . Эти качества формируются в процессе их развития, целиком определяются теми условиями, в которых они живут. Если дети видят, что родители относятся к людям с уважением, особенно к пожилым, если отец и мать воспитывают и детей в духе уважения к старшим , обычно из них вырастают вежливые и чуткие люди.
Пример поведения старших обладает для детей огромной притягательной силой. Если родители, скажем, не почитают дедушку и бабушку, то трудно надеяться, что и дети будут почитать своих родителей.

Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.

Маленькие детишки подражают старшим братьям и сестрам и в худшем, и в хорошем. Старший брат или сестра грубо отвечает бабушке, ругается, и младшие начинают язык бабушке показывать и ругаться. Старшая сестренка капризничает, плачет из-за всякого пустяка, и младшие капризничают, рев по всей квартире идет. Старшие любят читать, обертывать книжки в бумагу, берегут их, и младшие начинают книжками интересоваться, не рвут их, не пачкают, делают вид, что книжку читают.

Незыблемым условием, от которого в значительной мере зависит воспитание у детей уважения к взрослым, является бережное отношение отца к матери. В семье, где отец считается с матерью, чутко относится к ее мнению, проявляет различные признаки внимания к ней, там и дети растут вежливые, воспитанные. И, наоборот, если отец с матерью груб, не считается с ней, оскорбляет ее достоинство, это нередко порождает грубость, распущенность и в поведении детей.
Для того, чтобы дети уважали взрослых, нужно, чтобы и взрослые уважали детей. На родительскую ласку, даже если она сочетается с разумной требовательностью, дети отвечают обычно самым сердечным отношением к отцу и матери. Для формирования доверия к взрослым очень существенно, чтобы обещания, которые даются ребятам, безусловно, выполнялись. Нередко, желая отвязаться от настойчивых просьб ребенка что-то купить или сделать, дают обещание, а потом забывают. Нет нужды подробно говорить о том, что такие родители скоро выходят из доверия, и навряд ли их уважают. Но скверно и другое - удовлетворять без разбора любые ребячьи требования. Уважать потребности детей - вовсе не значит потакать их капризам.

Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение. Другое дело школьники. К 11 -12 годам у ребенка уже складываются свои взгляды по некоторым вопросам, и он болезненно переживает, когда с ним не считаются. Малышу можно сказать: «Надень калоши, а то ноги промочишь». Обращаясь к малышу в форме распоряжения, мы его не обидим.

Другое дело - подросток. Он, например, считает, что на улице совсем не мокро и что калоши вовсе не нужны. У него есть уже свое мнение, почему же его не выслушать, не посчитаться с ним или не объяснить ему, что он не прав?

Если ребенок воспитывается таким образом, что с ним не считаются, то обычно и он усваивает такой же стиль неуважения к другим.

Дети не только должны быть свидетелями благородных поступков других, но и сами приучаться к культурному поведению.
Некоторые родители, плохо понимая, как происходит процесс формирования ребенка, иногда невольно поощряют грубости маленьких детей.

Обидевшись на дедушку, трехлетний Алеша сказал; «Дед балян»,- и все присутствующие рассмеялись. Ребенок почувствовал одобрение и, к общему удовольствию, повторил грубость еще несколько раз. Или такой случай. Алеша поднял с пола туфлю и запустил в бабушку, отдыхавшую на диване. «Ты что делаешь, оголец?» - смеясь, сказала бабушка, и мальчик тоже расхохотался. Сейчас малышу все прощается. Более того, такие «забавы» вызывают умиление. А пройдет год-два, и родители за то же самое начнут наказывать ребенка, и он будет страдать, плакать: ему трудно будет понять, почему раньше это поощрялось, а теперь пресекается.
Требовать от ребят почтительного отношения к взрослым -обязательно. Приучать к этому детей необходимо. Но и уважать ребят, даже самых маленьких - одно из исходных положений воспитания. Воспитание детей - большое и ответственное дело. Нужны знания, терпение, настойчивость.

Педагог-психолог

Стараясь привить своим детям самые лучшие качества, родители используют множество средств: игры, чтение книг, просмотр мультфильмов, посещение специальных развивающих центров. Однако самым лучшим воспитателем есть и всегда останется личный пример родителей.

Безусловно, с рождения у ребёнка уже имеются определённые задатки. Однако большинство основных понятий закладываются в первые годы жизни. Проще говоря, что такое хорошо, а что такое плохо – малыш поймёт, изучая окружающий мир. Поведение родителей – главный, самый авторитетный и значимый для ребёнка урок в этом изучении.

Если вы желаете привить ребёнку любовь и уважение к труду, значит, ребёнок должен не только видеть, что мама и папа выполняют какую-либо работу, но и понимать это. Постоянно комментируйте вашу жизнь, тем самым ненавязчиво объясняя ребёнку принципы морали. Например, вы вместе с малышом собрали игрушки, так похвалите его за это: «Какие мы с тобой молодцы, мы быстренько убрали всё, и теперь у нас дома чисто и хорошо! Папа будет нами доволен!». Тем самым ребёнок поймёт, что трудиться – это не наказание, а очень хорошее и благодарное дело! Но ни в коем случае не подкупайте малыша. Например, сказать: «Убери игрушки, а я дам тебе конфетку!», – означает раз и навсегда привить малышу циничность и множество других отрицательных привычек.

С малых лет стоит объяснить, а главное показать ребёнку, что нельзя быть жадным. Купили шоколадку – покажите, что надо делиться со всеми членами семьи. У ребёнка появилась новая книжка или раскраска – пусть он с удовольствием покажет это кому-нибудь, совместно начнёт изучать. Вышли погулять на детскую площадку – вовлеките в игру других ребят, пусть они делятся игрушками, по очереди катаются на горке или просто поговорят. Эти простые, на первый взгляд, поступки навсегда заложат фундамент коммуникабельности, навыков общения, доброжелательности, уважения. После прогулки похвалите малыша. Расскажите кому-либо при нём, каким он был молодцом и сколько правильных и хороших поступков совершил.

Можно долгое время говорить ребёнку о доброте, чистоте, уважении, но он никогда этого не поймёт, если будет видеть, как папа кидает на улице мусор, мама кричит и никак не похожа на женственную, доброжелательную женщину, а дома всегда пыльно и грязно. Важно запомнить каждому родителю – дети повторяют именно поступки своих родителей!

Когда ваш малыш рядом, говорите культурно, демонстрируйте хорошие манеры, уважение к окружающим людям, бережное отношение к природе и животным.

Семейные ценности определяют характер, привычки и образ жизни человека больше, чем что-либо другое. Поэтому обратите особое внимание на совместные завтраки, обеды и ужины. Пусть они приносят радость всем членам семьи. Больше играйте вместе, гуляйте, путешествуйте. Приглашайте к себе родных и сами ходите в гости. Никогда в присутствии детей не оскорбляйте других членов семьи. Ребёнок может сомневаться во многом, но в одном он должен быть уверен безоговорочно: семья – это самая главная ценность, а его семья – самая лучшая.

Старайтесь как можно чаще демонстрировать ребёнку собственные положительные поступки и достижения, поясняя при этом, как и что нужно делать. Здесь также уместно привести пример из сказки или мультфильма, известного ребёнку. Мало просто прочитать «Золушку» или «Дядю Стёпу», очень важно разъяснить, кто в произведении положительный персонаж, какие поступки правильные и хорошие, а какие никогда не стоит совершать.

В памяти человека откладываются с раннего детства множество воспоминаний, которые влияют потом на всю его дальнейшую жизнь. Запоминаются два типа событий: либо эмоционально очень яркие, либо те, что повторяются часто. Поэтому родителям, стоит регулярно демонстрировать правильное поведение, изо дня в день приучать к моральным ценностям.

Как родителям стать примером для подражания?

Вы уже являетесь примером для подражания. Каждый раз, когда вы говорите что-либо, совершаете определенное действие или реагируете на кого-то или что-то, ваш ребенок наблюдает за вашим поведением. Именно так малыши получают языковые навыки и в конечном итоге начинают разговаривать. Дошкольники внимательно наблюдают за родителями, поскольку постигают и проверяют то, как действуют межличностные отношения. И даже подростки изучают все ваши реакции, начиная от взаимоотношений и заканчивая отношением к стрессу и профессиональным разочарованиям.

Поэтому, нравится вам это или нет, для ваших детей вы уже являетесь примером для подражания. И дело только в том, чтобы являть собой положительный пример, причем как можно чаще.

Должны ли родители быть «совершенными»?

«Воспитывайте своим примером», – вероятно, самый лучший, простой и наиболее всеохватывающий совет о воспитании детей. Но следовать ему совсем непросто, ведь у каждого из нас бывают дни, когда мы разговариваем с членами семьи на повышенных тонах или можем сказать что-то, о чем впоследствии пожалеем. Реальность такова, что никто из нас не совершенен, и мы, безусловно, порой будем делать что-то, что нашему ребенку лучше не слышать и не видеть.

Ваши действия после допущенной оплошности важны так же, как и ваши первоначальные действия. Ведь подобные ситуации позволяют продемонстрировать такие важные качества, как прощение , смирение и эмпатия . Так что в следующий раз, когда вы покажете не самый образцовый пример для подражания, воспользуйтесь моментом, чтобы сделать шаг назад и поговорить с ребенком о том, что произошло. Если вы сказали что-то недоброе вашей супруге/супругу, убедитесь, что дети услышат, как вы просите прощения и конструктивно обсуждаете инцидент.

Примером каких типов поведения могут быть родители?

Не имеет значения, учите ли вы младенца говорить или изобретаете конструктивные способы общения с сыном-подростком , ваш добрый пример – это самый эффективный способ раскрыть в детях лучшее, что в них заложено. Быть примером для подражания нужно во всех повседневных ситуациях, свидетелем которых является ваш ребенок. Поэтому внимательно проанализируйте все то, что вы ежедневно демонстрируете ему своим примером.

1. Демонстрируйте уважение к другим и самому себе

Вспомните о том, как вы говорите о своих друзьях, членах семьи, соседях и даже о себе. Улыбнулись бы вы продавцу в магазине или придержали бы дверь для соседа в подъезде? Ваш ребенок учится отношению к другим людям и разным учреждениям, наблюдая за вашим поведением. Сюда входит и ваше отношение к школе, так что будьте мудры и внимательны, когда обсуждаете одноклассников вашего ребенка, его учителей или руководство школы.

Ребенок также принимает от вас сигналы относительно ваших собственных самооценки и самоуважения. Уважайте себя, и ребенок будет следовать вашему примеру.

2. Практикуйте навыки позитивного общения

Хотите, чтобы ребенок разговаривал с вами больше? Или чтобы он спокойно разговаривал, а не кричал? Проанализируйте то, как и с использованием каких слов вы ведете разговор: можете ли вы ранить словом, раскритиковать или осудить, даже если речь идет не о ваших детях? Если вы наглядно демонстрируете, какой негативной, уязвляющей и неуважительной может быть ваша речь, ребенок непременно последует вашему негативному примеру.

Слушайте ребенка, не перебивая. Разговаривайте с ним с большим уважением и вниманием. Таким образом вы научите его аналогично поступать и по отношению к вам.

3. Будьте оптимистом

Ваш ребенок уверен, что непременно провалит контрольную, будет исключен из спортивной команды или потеряет друга? Что ж, рассмотрите повнимательнее настрой вашей собственной семьи. Сфокусированы ли вы на положительной стороне жизни? Возможно, негативный взгляд на обстоятельства уходит корнями в ваш дом? В следующий раз, когда вы допустите какую-то оплошность, например, такую, как подгоревший ужин, подумайте о своей реакции. Не забудьте посмеяться и порадоваться тому, что вам неожиданно представилась возможность заказать доставку курьером любимой пиццы или вместе отправиться в соседнее кафе. Часто простые (и не столь драматичные) ошибки дают прекрасную возможность смоделировать желаемое поведение.

4. Научите детей ценить здоровье

Вы изо всех сил пытаетесь привить ребенку культуру здорового питания или заставить его перестать смотреть телевизор столько времени? Вы не можете ожидать, что он справится с этим самостоятельно. Поэтому готовьте здоровые блюда не только ему, но и себе, а также сократите собственное время пребывания перед телевизором и запланируйте совместные мероприятия на свежем воздухе, такие как прогулка по парку или поездка на велосипеде.

5. Держите гнев под контролем

Ваш ребенок быстро выходит из себя, закатывает истерики или часто плачет от огорчения? Как насчет вас самих? Правильные реакции на стресс , гнев или обиду, которые вы продемонстрируете на личном примере, могут стать ценным инструментом для ребенка как в детстве, так и во взрослой жизни. Мы живем в обществе, которое невероятно быстро меняется, выдвигает высокие требования и подвергает стрессу; в обществе, где гнев является естественной реакцией. В следующий раз, когда вы столкнетесь с этой проблемой, постарайтесь сохранять спокойствие,

Когда родители умны

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.
Себастьян Брант

На протяжении всей истории человечества людей всегда беспокоил и волновал один вопрос, который остается актуальным и поныне: как воспитать ребенка?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос до сих пор пишутся тысячи книг о нравственности, даются рекомендации. Каждый ученый по-разному рассматривает важнейшие аспекты детского воспитания, но у всех у них есть общая точка зрения. Она состоит в том, что самую важную роль в воспитании ребенка играет личность самого родителя. Пример собственного поведения родителей - самый мощный способ воздействия на ребенка. В этом случае, был уверен И.Г.Песталоцци, даже наказание воспринимается ребенком как справедливость.

Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д.

Личный пример родителей имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, уровень самооценки, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря эмоциональной связи любящих и понимающих свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями.

Родители – это зеркало, однако такое зеркало, которое может изменять или сделать себе подобным того, кто смотрит в него или пытается научиться чему-то у него. С первых дней жизни ребенок усваивает социальный опыт, как бы запечатлевая его. Это похоже на фотографию. Увидел – сфотографировал. Окружающий мир, явления и события, поступки людей. Дети, скорее всего, будут поступать не так, как родители учат, а так, как они живут.

По мнению Эрика Бёрна, детский опыт является базовым для формирования жизненного плана или сценария человека.

Отношения с близкими людьми в детский период жизни является источником формирования системы отношений во взрослом возрасте. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы поведения. Если муж с женой не уважают друг друга, ругаются и кричат, а потом учат ребенка быть вежливым, дают советы как ему нужно жить в его семье, то эти слова сложно воспринять за «правду», т.к. личный пример родителей говорит о другом. Иногда в таких семьях дети не принимают программу родителей, отвергают ее и строят иную семейную стратегию. Значит, их в глубине души не устраивают отношения родителей, эти отношения не пример для них.


Для того, чтобы вы стали для ребенка личным примером, можно взять за основу такой рецепт воспитания: «Основной закон воспитания детей в семье» - взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом и личным примером.

Принять ребенка – это означает любить его за факт его существования, а не за отметку в дневнике. Это безграничная вера в то, что ребенок, которому вы подарили жизнь, оправдает ваши ожидания. Это и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть глаза, а в том, чтобы он имел время прочувствовать и осознать совершенное им.

Доступность в рецепте по воспитанию, это очень актуально для нашего 21 века, т. К. мы очень заняты, много работаем, а быть доступным - это значит найти в себе силы, отложить дела, работу и пообщаться с ребенком. Родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит читать ему мораль или проверять уроки, быть доступным – это значит прочитать вопрос в глазах ребенка, и ответить ему, доверить ему свои переживания, и помочь пережить ему его. Чтобы наши дети, особенно в подростковом возрасте, не сказали бы что мы живем с родителями в разных измерениях, мы не понимаем друг друга, и не находим времени друг для друга.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье, это одобрение, похвала (за что-то), положительная реакция семьи на даже незначительные усилия ребенка, особенно если у него что-то не получается в учебной деятельности.

Огромное значение в жизни ребенка имеет формирование у него ответственности. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость и ответственность состоит в том, чтобы они выполняли все, что обещают. А если по какой-то причине это не произошло, пытаются исправить это. Воспитывать у ребенка ответственность это значит использовать в воспитании метод ограничений, научиться говорить «нет», «нельзя». Нет ничего страшнее в семейном воспитании, когда один родитель говорит «нет», а другой разрешает.

Практически все хотят гордиться своим ребенком. Основой успеха в этом может стать внутренняя гармония каждого из родителей и мир между ними. И если вы хотите научить чему-нибудь своего ребенка, научитесь вначале сами. Если вы, например, не всегда умеете владеть собственными эмоциями, то вам будет тяжело научить этому ребенка. И самое главное, это знать что самое важное в жизни, это интересы ребенка, любовь и забота.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

Личный пример приобретает воспитательное значение лишь при признании авторитета родителей детьми. В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь - работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям.

Толковый словарь Ожегова дает такое определение этому слову:
Авторитет - 1) общепризнанное значение, влияние, 2) лицо, пользующееся влиянием, признанием. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их достоинства и не превознося его, это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.

В качестве подсказки предлагается родителям несколько основных принципов воспитания силой личного примера:

Единство слова и дела. Основополагающий принцип – если родители будут требовать от своего ребенка правдивости и честности, а на деле не будут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения не будет. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.

· Разумная любовь и уважение к детям. Самые действенные средства в воспитании – любовь и ласка. С их помощью несложно вызвать в ребенке добрые чувства, воспитать хорошие привычки и приучить к порядку, труду и послушанию.

· Единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость сведут на нет все «совместные» усилия по лепке из ребенка «идеала».

Правила (ограничение, требование, запрет) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и не очень резко категорическими. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, очень подвижный ребенок не может 2 часа находиться без движения по родительскому приказу. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

· Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

· Поддержать базисные стремления ребенка (я хороший, я любим, я могу, я – есть!).

Это можно сделать следующими методами:

· никогда не говорим, что «ты плохой», а только «ты плохо сделал»;

· совместная деятельность;

· не вмешиваться, когда справляется сам; помогать, если просит;

· поддерживать успехи;

· делиться своими чувствами;

· конструктивно решать конфликты;

· приветливо разговаривать;

Учащиеся в одной из школ предложили свой вариант Кодекса истинно­го родителя:

Ø Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удо­вольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Ø Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Ø Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Ø Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков может проявляться в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

Ø Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Ø Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

А. С. Макаренко писал, обращаясь к родителям : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

· Проведите небольшой эксперимент.

Первое тестовое задание.

Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.