История детской одежды. История детской одежды: от зарождения до наших дней Мужчина в детской одежде рассказ

Мы модельеры и дизайнеры. Подготовительная группа

Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами.
2. Познакомить детей с профессией художник-модельер.
3.Закрепить умение работать в нетрадиционной технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту
4. Развивать внимание, фантазию.
5. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде и обуви.
Материал:
- Двухсторонний скотч, клей, ножницы, кисточки, клеенки, подставки,
салфетки.
- Бумажная кукла (мальчик, девочка)
- Выкройки кукольной одежды.
- Бросовый материал: бусины, пайетки, нарезанные цветные нитки,
тесьма, пуговицы.
- Мультимедиа «Путешествие в прошлое одежды»
- Д/игра «Одежда»
- Музыкальная колонка.
Предварительная работа:
- Экскурсия в салон ателье.
- Д/игра. «Наряди Машу», «Две сестрёнки», «Ателье»;
- Рассматривание предметных картинок «Одежда»
- Сюжетно-ролевая игра «Дом моделей».
Дифференцированная работа: Максим К., Оля Н. – второй экземпляр
Саша П. – помощь в работе с клеем.
Обогащение словаря: Ввести в речь детей новые слова: дизайнер.

НОД
Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад!
Давайте с вами друг другу подарим комплименты и скажем приятные, добрые слова.
Д/игра «Комплименты»
Что вы почувствовали, когда вам сказали приятные слова? (ответы детей)
Мы живем с вами в современном мире, поэтому мы всегда красиво одеты, а как вы думаете во что одевались люди раньше? (ответы детей)
Хотите узнать, как появилась одежда? (ответы детей)
(Показ мультимедийной презентации «Путешествие в прошлое одежды»)
1 слайд «Путешествие в прошлое одежды»

2,3 слайд Раньше человек совсем не носил одежду. И ночью, особенно
зимой ему было очень холодно. И тогда человек подумал: «Вот
если бы у меня была теплая шкура, как у животного, мне бы было
тепло». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и
сделал из нее одежду.



4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.


5 -7 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.




8 - 9 слайд. Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.



Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)
Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников – модельеров, сами будем учится создавать одежду для девочек и мальчиков.
Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (зимняя, весенняя, летняя, осенняя).
Сейчас я вам предлагаю подобрать одежду, которую носят в разное время года.
(На столе картинки с разной одеждой, нужно разложить с картинкой того времени года, к которому она относится)
Перечислите одежду каждого времени года.
Мы с вами вспомнили какой бывает одежда, что для каждого случая она своя.
Физминутка (движения в соответствии со стихотворением)
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы поиграем и покружимся.

А сейчас я вас всех приглашаю в нашу «Школу модной одежды», для изготовления одежды для наших кукол Маши и Миши.
Подумайте и выберите для кого вы будете делать одежду.
(Предлагаю выкройки – платье, рубашки, шорты, брюки, сарафан, шляпы и т.д.)



Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Какие замечательные модели одежды у вас получились! Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!




Презентация на тему: Путешествие в прошлое одежды

МБДО ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №43

Конспект занятия

«История возникновения одежды»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Дедюхина Л. Ю.

Программное содержание:

Расширятьпредставления детей об истории развития цивилизации, об образе жизни человечества в древности.

Формировать представления детей об истории происхождения одежды.

Формировать навыки сотрудничества у детей со сверстниками;

Развивать речь детей, расширять словарный запас.

Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;

Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Материал для занятия: Иллюстрации, изображающие людей в одеждах различных эпох. Кусочки шерсти, различных тканей (мех, кожа и др.).

Ход занятия

Звучит музыка, дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, отмечает какие они все симпатичные, а какая одежда на них красивая.

Я хочу загадать вам загадку, отгадав которую, вы поймете, о чем пойдет речь сегодня на занятии.

Созданы людьми предметы

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться,

И в мороз не замерзать! (Одежда)

Вы хотите узнать, как и когда появилась одежда? И какую одежду носили давным-давно люди?

Введение в проблему:

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы узнаем, как люди одевались раньше, и как со временем менялась одежда.

Для этого надо встать в круг, закрыть глаза и тот кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Ребята, откройте глаза (воспитатель обращает внимание на экран проектора). Посмотрите, мы с вами перенеслись в древний мир.

(Слайд 1; 1мин ).

Обратите внимание на этого человека и его одежду.

Как он одет? (в шкуру животного)

А почему он одет в шкуру животного? (не было другого материала)

Одежда из шкур была основной одеждой у древних людей.

Шкуры животных древние люди обрабатывали простейшими орудиями труда: осколками камней (Слайд 2; 30 сек. ).

Позже они научились шить и даже придумали делать иглы из кости

(Слайд 3; 30 сек.).

Как вы думаете, для чего людям понадобилась одежда? (Нужно было закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных).

- Время шло, менялся человек, а вместе с тем менялась и одежда человека. (Слайд 4; 1мин ).

В разных частях света люди одевались по-разному. Появилась ткань.

Вот так одевались в древней Греции. Они носили туники, а сверху повязывали кусок ткани, которая называлась – «пеплос», и прихватывая на плечах заколками.

Игра «Стань на время жителем Древней Греции».

Попытайтесь кусок ткани превратить в «пеплос»

(Детям предлагается кусок ткани, помогая друг другу, дети одевают ее на себя).

«Греческий танец»

Дети выполняют под музыку элементы греческого танца

- Посмотрите, как красиво одевались жители древней Руси!

(Слайд 5; 1 мин ).

Кто знает, что такое Русь? (Раньше наша страна - Россия называлась Русь).

Женская одежда состояла из рубахи, и одежды, похожую на сарафан, которая называлась «запона», обязательно был пояс. Женщины носили накидку, которая в те времена называлась «навершник».

Что носили мужчины?

Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Рубаха обязательно подпоясывалась. И также носили красивые накидки.

Но была и особая одежда, посмотрите.

(Слайд 6; 1 мин ).

Кто это? (богатыри)

Что делали богатыри? (защищали Русь от врагов)

Во что они одеты? (кольчуга, штаны, шлем, сапоги).

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

Менялись времена, менялась и одежда.

Посмотрите, как выглядела одежда чуть позже – в средние века

(Слайд 8; 30 сек.).

Какой стала одежда?

Как вы думаете, кто шил одежду? (портной)

(Слайд 8; 15 сек )

Дети вместе с воспитателем встают в круг «Машины времени» и медитируют, таким образом, как бы переносясь в современный мир.

Мы с вами перенеслись в наше время. Посмотрите, как изменилась одежда!

(Слайд 9; 15 сек)

Современная одежда очень разнообразна.

Назовите, какая бывает одежда? (спортивная, летняя, рабочая; детская, мужская, женская, праздничная и т.д.).

Воспитатель показывает слады, дети перечисляют виды одежды .

(Слайды с 10 по 15; 1мин).

Спортивная одежда

Летняя одежда
Зимняя одежда

Рабочая одежда

Праздничная одежда

Есть еще много видов одежды, но их мы рассмотрим в другой раз?

Кто придумывает одежду? (модельер)

Кто шьёт одежду? (портной, швея)

Из чего шьют одежду? (из ткани)

Дидактическая игра «Распредели ткани и материалы по сезонам».

Детям предлагаются карточки с изображением времен года и кусочки тканей и материалов. Задание заключается в том, чтобы разложить ткани и материалы, из которых может быть изготовлена одежда, рядом с картинками соответствующих сезонов:

Лето - ситец, лен, хлопок, шелк.

Зима – шерсть, мех.

Осень и весна – шерсть кожа.

Формулирование проблемы

Ребята, а вы хотели бы побывать в роли модельера?

Представьте, что вы модельеры и вам необходимо выпустить новую коллекцию одежды.

А вам какую одежду вам нравится носить?

Я приглашаю вас в творческую мастерскую. У вас у каждого есть своя модель (плоскостная кукла), ее нужно одеть. Вам нужно включить свою фантазию и одеть, свою модель так, как вам хочется.

(Для работы детям были предложены различные материалы. Кусочки различных тканей, кусочки меха; клей, ножницы, плоскостные бумажные куклы)

В конце занятия дети рассказывают о своей деятельности и демонстрируют изготовленные модели.

Организуется выставку новой коллекции одежды.

Итоговое обсуждение деятельности о наиболее интересных и запоминающихся моментах.

Давайте вспомним, как появилась одежда. Ребята, как назывались люди, которые первый раз оделись в одежду? (Пещерные люди)

Какую одежду носили пещерные люди? (Одежду из шкур животных)

Как одевались люди Древней Руси?

А чем отличается современная одежда от одежды древних людей? (Современная одежда красивая, удобная, и очень разнообразная).

Не одно столетие мода меняла наряды, придумывала, изобретала туалеты для женщин и мужчин. Думала ли она о том, как одеваться детям? Нет, они мало заботили ее. Костюм ребенка, а затем подростка в общих чертах напоминал то, что носили взрослые.

Поначалу детским платьем было не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем, в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян: она продолжает старую варварскую традицию — галльскую или восточную, проникшую в римскую моду в первые века нашей эры. Такая одежда была распространена в одинаковой степени на Западе и на Востоке империи, от нее же происходит и турецкий костюм.

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной.


Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) — продолжают носить платье. Некоторые из них и сегодня носят длинную одежду, во всяком случае в определенных обстоятельствах,— адвокаты, судьи, профессора, священнослужители. Последние едва было не сменили ее на короткую, когда та стала в XVII веке общепринятой, и все забыли скандал, связанный с ее введением,— сутана воспринималась чрезмерно связанной с церковным служением, чтобы соответствовать хорошему тону. Священник снимал свою сутану, если ему предстояло появиться в обществе или даже перед своим епископом, подобно офицеру, который снимал мундир, чтобы предстать при дворе.

Дети, по крайней мере из высшего сословия, тоже сохранили длинное платье. На миниатюре из «Чудес Богоматери» XV века изображена семья, собравшаяся вокруг постели роженицы: отец в короткой одежде, на нем облегающие штаны и куртка, зато трое детей в длинном платье. На миниатюре той же серии ребенок, дающий есть младенцу Христу, одет в платье с боковым разрезом.

В Италии, напротив, большинство детей, изображенных художниками кватроченто, носят облегающие штаны взрослых. Во Франции и Германии, кажется, не очень хорошо отнеслись к этой моде и оставили за детьми длиннополую одежду. Привычка становится общим правилом в начале XVI века: дети непременно одеты в платье. Рисунки на немецких шпалерах той эпохи изображают детей четырех лет в застегивающемся спереди длинном платье. Сюжет французских гравюр Жана Леклерка — детские игры: «в биту, в лунку» и крокет. Поверх облегающих штанов они носят платье, застегивающееся спереди. Это платье становится своеобразной униформой их возраста.

Плоские ленты сзади, также характерные для детской одежды в XVII веке, имеют то же происхождение, что и платье. У плащей и платьев XVI века были рукава, в которые можно продеть руки или же оставить висеть пустыми. На гравюре Леклерка «Игра в биту» можно видеть подобные рукава, пришитые на несколько стежков. Модникам и особенно модницам очень понравился эффект пустого рукава, вскоре он превратился в украшение, а в конечном итоге атрофировался, подобно органу, который больше не используется. Рукава потеряли полость и стали плоскими, приобретая сходство с лентами, привязанными к плечам: детские ленты XVII и XVIII века — это то, что осталось от ложных рукавов XVI века. Впрочем, такие рукава можно увидеть и на других видах одежды — народной или, напротив, церемониальной: крестьянский плащ, который братья-игнорантинцы сделали церковным одеянием в XVIII веке, первая собственно военная форма, как, например, мушкетерская, лакейская ливрея и, наконец, одежда пажа, то есть парадный костюм детей и молодых людей знатного происхождения, отданных в семьи, где они прислуживали при торжествах. Эти пажи времен Людовика XIII носили пышные штаны XVI века и ложные свисающие рукава. Пажеский костюм стал понемногу церемониальной одеждой, надеваемой в знак почтения и торжественности: на гравюре Лепотра мальчики в стилизованном под старину костюме пажа прислуживают во время мессы. Хотя, надо сказать, подобный костюм встречается редко, ленты же можно увидеть на плечах всех девочек и мальчиков из богатых семей — как знатных, так и среди буржуа.

Итак, чтобы выделить ребенка, который ранее одевался как взрослый, для него, и только для него, одежда сохраняет некоторые черты старинного костюма, иногда довольно давно вышедшего из употребления взрослыми. Утверждение справедливо для платья, или длиннополой одежды, и для ложных рукавов. То же можно отнести и к головному убору детей в пеленках: такой чепец носили мужчины в XIII веке, под ним прятали волосы во время работы, что можно видеть на календарях Амьенской Богоматери и др.

Первым собственно детским костюмом стал костюм, который носили все примерно столетием раньше и в котором отныне ходили только дети. Очевидно, невозможно было придумать до последней детали детскую одежду, однако была потребность выделить детей через костюм, сделать отличие видимым. И тогда выбор падает на одежду, традиционно используемую в особых случаях, но которую больше не носят каждый день. Появление особого детского костюма, общепринятого в высших сословиях с конца XVI века, стало поворотным моментом в формировании отношения к детству, отношения, выделяющего детей в сообщество, отдельное от сообщества взрослых (на манер разнообразных ритуалов инициации). Необходимо вспомнить о значении, которое придавалось костюму в старой Франции. Одежда часто была знаком высоких доходов. Люди тратили на нее большие средства и тщательно составляли списки одежды, оставшейся после умершего,— сегодня делают такие же списки только для мехов и шуб. Одежда стоила дорого, и поэтому издавалось множество ограничивающих законов о роскоши в одежде, которая разоряла одних, а другим позволяла мошенничать, скрывая таким образом свое истинное состояние и происхождение. Больше, чем в современном обществе, где женские наряды все еще являются признаком процветания семьи и социального положения, костюм точно указывал на место, которое занимал его хозяин в сложной иерархии. Каждый носил костюм своего сословия: руководства о правилах поведения в обществе заостряют внимание на том, что было бы непристойным одеваться иначе, чем положено в данном возрасте и при данном происхождении. Каждая деталь социального статуса соответствовала детали одежды. В конце XVI века обычай требовал, чтобы детство, отныне получившее признание, также получило и свой костюм.

Маркус Чирертс Младший. Двухлетний мальчик, 1608 г

У истоков детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда; эта тяга к архаизму проявляется и дальше: в конце XVIII века, в эпоху Людовика можно увидеть маленьких мальчиков с воротниками времен Людовика XIII или эпохи Возрождения. У Ланкре и Буше молодые люди часто изображаются одетыми по моде предыдущего века.

Однако начиная с XVII века две другие тенденции направляют эволюцию костюма. Первая акцентирует женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в «слюнявчике» — до платья «с воротником» он носит платье и юбку девочек. Некая женственность у мальчиковой одежды, встречающаяся с середины XVI века, была сперва чем-то новым и проявлялась лишь в некоторых деталях. Например, верх платья сохраняет черты мужского костюма, но вскоре у мальчиков появляется кружевной воротник, точно такой же носят девочки и взрослые женщины. Становится практически невозможно отличить девочку от мальчика до четырех-пяти лет, и эта манера утверждается примерно на два века. К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов. Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.


Почему же, чтобы отделить мальчика от мужчин, его делают похожим на девочку, не отличающуюся по манере одеваться от взрослых женщин? Почему эта манера одевать детей,— столь новая и непонятная в обществе, где рано начинают самостоятельную жизнь,— сохранилась почти до наших дней, во всяком случае до начала этого века, несмотря на перемены нравов и значительное увеличение продолжительности детства? Здесь мы затрагиваем еще неисследованную область осознания обществом самого себя через пол и возраст — пока повсюду говорят лишь о классовом сознании!

Другая тенденция, идущая от страсти к переодеванию, так же как архаизм и уподобление женщине, заставляет придавать костюмам детей из семей буржуа черты простонародной или рабочей одежды. Здесь ребенок опережает мужскую моду. Он будет носить штаны современного типа со времени правления Людовика XVI, прежде эры санкюлотов. Детский костюм эпохи Людовика XVI одновременно архаичен (воротничок эпохи Возрождения), народен (прямые штаны), также в нем присутствуют элементы военного мундира (куртка с пуговицами).

Еще в XVII веке не было собственно народного и тем более регионального костюма. Бедные носили пожертвованную или купленную у старьевщика одежду. Народ одевался в подержанную одежду, как сегодня покупают подержанный автомобиль (сравнение автомобиля и одежды вовсе не риторическое, как это может показаться на первый взгляд,— автомобиль унаследовал от одежды социальный знаковый смысл, который она практически потеряла). Таким образом, человек из народа был одет так же, как человек из высшего общества несколькими десятилетиями раньше. На улицах Парижа Людовика XIII народ носил шапочки с перьями XVI века, женщины — шляпки той же поры. Случалось, что величина разрыва не была одинаковой в разных регионах, она зависела от быстроты, с которой местная знать реагировала на изменения в моде. В начале XVIII века в некоторых регионах (например, на берегах Рейна) женщины еще носили головные

уборы XV века. В течение XVIII века процесс остановился благодаря моральному разрыву, обозначившемуся между богатыми и бедными, а затем и их физическому отдалению, которое сменило тысячелетнее сосуществование. Региональный костюм появился одновременно из новой склонности к регионализму (это эпоха написания фундаментальных трудов по истории Прованса, Бретани и т. д. , эпоха возобновления интереса к языкам, превратившимся в диалекты в процессе развития французского языка) и из действительного разнообразия костюмов, удаленности от королевского двора и различной степени запаздывания моды в тех или иных регионах.

В рабочих кварталах больших городов в конце XVIII века начинают носить особый вид одежды — длинные штаны. Они играют ту же роль, что и рабочие блузы XIX века или сегодняшние комбинезоны — признак рода деятельности и социального положения. Примечательно, что нищенское одеяние XVII века — безобразные лохмотья, смесь эпох и стилей, одежда, купленная с рук или у старьевщика,— перестает быть народной формой одежды больших городов в XVIII веке. В этом надо видеть спонтанное проявление коллективного самосознания, нечто вроде классового сознания. Таким образом, существует типичная одежда ремесленника — длинные штаны. Штаны же, порой доходящие до щиколоток, долгое время были частью одежды моряков. В классической итальянской комедии их носят моряки или жители морского побережья — фламандцы, рейнцы, датчане и скандинавы. Последние носили штаны еще в XVII веке, если верить коллекциям одежды того времени. Англичане отказались от штанов, но носили их в XII веке20. Штаны стали частью униформы военных моряков, когда наиболее организованные государства унифицировали одежду своих армий и флота. Оттуда штаны распространились среди небогатого люда пригородов, который стал испытывать неприязнь к нищенским лохмотьям, и среди юных выходцев из обеспеченных слоев.

Единая, недавно созданная форма одежды была быстро принята детьми из семей буржуа, в пансионатах, все более многочисленных после изгнания иезуитов Пансионаты часто готовили к военным школам или к военной карьере: стало модным подчеркивать фигуру, и взрослые повсеместно одели своих детей в костюм, напоминающий военную или морскую форму,— так появился детский матросский костюм, просуществовавший с конца XVIII века до наших дней.

Появление штанов у детей явилось частично последствием этого нового пристрастия к униформе. Взрослые были покорены ей в XIX веке, когда униформа становится одеждой парадной и церемониальной, чего никогда не было до Революции. Оно было продиктовано также необходимостью освободить ребенка от тесноты его традиционного костюма — дать ему более свободную одежду, и эту свободу в одежде простонародье подчеркивает теперь с некоторой гордостью. Детей избегают одевать в платье, вышедшее из моды, или слишком детское, или в короткие штаны, слишком торжественные, и все это благодаря штанам моряков и простого люда. Более того, находили особую пикантность в том, чтобы придать костюму детей знати некоторые черты народности, как, например, колпак — прежде часть одежды рабочих, затем крестьян, а потом и каторжников, тот самый, что мы называем неаполитанским, а революционеры с их страстью к античности называли фригийским: на гравюре Боннара ребенок изображен в таком колпаке. В наши дни мы наблюдаем распространение одежды одного типа, близко напоминающее переход к штанам мальчиков эпохи Людовика XVI,— синяя спецодежда рабочего, штаны из грубой ткани стали джинсами, и молодежь носит их с особой гордостью как знак молодости.

Так, мы перешли от XIV века, когда ребенок одет как взрослый, к специальному детскому костюму, привычному нам. Мы уже заметили, что эти изменения задевают в большей степени мальчиков. Восприятие детства как отдельного мира проявляется сначала в пользу мальчиков, в то время как девочки еще долго остаются в рамках традиционного образа жизни, смешивающего их со взрослыми. Мы еще не раз увидим опоздание, с которым женщины принимают внешние формы современной, в основном мужской цивилизации.

Что касается истории костюма, обособление детства долгое время ограничивается мальчиками. Совершенно очевидно, что это относится лишь к семьям знати и буржуазии. Дети из простонародья — крестьянские, дети ремесленников, играющие на сельской околице, на улицах, в лавках, в общих залах увеселительных заведений, на кухнях,— одеты как взрослые, на картинах с их изображением никогда не увидишь ни платья, ни ложных рукавов. У них сохраняется прежний образ жизни, ребенок не выделяется среди взрослых — ни костюмом, ни работой, ни игрой.





Ирина сухова
Конспект занятия «Как появилась одежда?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Берёзка»

Сценарий образовательной ситуации по ФЦКМ по теме «Как появилась одежда

Сухова И. В.

Первомайск, 2016

НОД – формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Средняя группа.

Тема : «Как появилась одежда

Образовательная область : «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «речевое развитие» , «социально-коммуникативное развитие»

Цель : сформировать представления детей об одежде , которую носили люди раньше.

Образовательные задачи :

Формировать у детей представление об одежде , которую носили раньше;

Развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;

Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Логическая основа образовательной ситуации :

1. Новое знание – какая одежда была раньше , чем отличалась от сегодняшней?

2. Понятия, способы действия, которые необходимо актуализировать – знания о предметах одежды (название, назначение) .

3. Причина затруднения детей – не знаем, что это за одежда и для чего она предназначена.

4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) –помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком одежды .

5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – узнать историю появления и назначения одежды .

6. Результат – выполнение «детской» цели.

Материалы к занятию :

Демонстрационные :

Видеофильм (Письмо от Маши,

Слайды с альбомом Маши (5 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» , слайды «Ателье» (6 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» )

Раздаточные :

билеты : одежды ;

Картинки с изображением времени года;

Картинки с изображением предметов одежды мужчин и женщин ;

Картинки с изображением предметов одежды , которую люди носили раньше и на одежду нашего времени .

Технические средства : ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 20 стульев (поезд) .

Звуковое оформление : фонограмма «стук колес поезда» .

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в деятельность.

Есть ли у вас бабушки?

А где они живут?

Как вы думаете, где они хранят свою одежду ?

Приходилось ли вам разбирать с ней ее вещи?

Ребята сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я – Маша. Я нашла у бабушки сундук с вещами и альбомом, но не знаю что это за вещи и для чего они нужны, так как они совсем не похожи на мои вещи. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с бабушкиным сундуком. Я буду вам очень благодарна за помощь».

- Хотите помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком : объяснить назначение предметов одежды ?

Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей об истории появления одежды .

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на стульчики.

Ребята это не простой альбом, а говорящий. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда . Давайте попросим его об этом. (Альбом, оживи об одежде расскажи ) .

Послушаем первую страницу. Древний человек делал одежду из шкуры диких животных и надевал на себя шкуру, чтобы защититься от холода. (слайд 1 «Человек в шкуре животного» ).

Как вы думаете удобно было носить такую одежду ? (нет)

Послушаем вторую страницу. Потом люди стали использовать другие материалы, такие как солома, ветки деревьев. (слайд 2 «Человек в одежде из соломы » )

А эту одежду можно было долго носить? (нет)

Почему вы так думаете? (она засыхала, рвалась)

Послушаем третью страницу. Прошло много времени и люди научились делать ткань из растений, которую потом носили на себе. (слайд 3 «Человека завернутого тканью» ).

Удобно ли так было носить ткань? (нет)

Послушаем четвертую страницу. Люди подумали, что края ткани можно сшить нитками. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда : платья, юбки, брюки. (слайд 4 «Одежда » )

Послушаем пятую страницу. Было время, когда на платья тратили очень много ткани, так как делали складки, оборки, украшения. Мода заставляла людей придумывать все новые и новые детали одежды . (слайд 5 «Разные предметы одежды » ).

Вот какое интересное путешествие по страницам альбома мы с вами совершили.

3. Затруднение в ситуации.

Смогли мы объяснить Маше, что это за одежда в сундуке и для чего она предназначена? (нет)

Почему не смогли? (не знаем ее название и назначение)

Чтобы это узнать, что для этого надо сделать? (узнать название и назначение одежды , которую носили люди раньше).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи :

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает» ;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает или попробуем догадаться)

Мы выяснили, что не знаем, название одежды и для чего она нужна. А может быть, есть люди, которые знают все про одежду ? Кто эти люди?

Правильно, швеи! Они работают в ателье и у них есть специальное оборудование для изготовления одежды , и они уж точно знают для чего и как называется одежда из бабушкиного сундука.

Ребята, а на чем мы можем добраться до ателье? (поезд, автобус, машина)

Сегодня я предлагаю, вам отправится туда на поезде. Вам необходимо приобрести билеты на поезд. Билет это карточка, на которой нарисованы предметы одежды . На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, на которой изображено время года. (Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, для которого подходит его предмет одежды . Дети садятся в свои вагоны.)

4.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

дети повторяют (фонограмма) .

Вот наша остановка, которая называется «Ателье» .

(Слайд 6, на котором изображены два манекена на одном одет сюртук, кафтан, тюбетейка,а на другом : кокошник, сарафан и передник).

Здравствуйте, как Вас зовут?

Здравствуйте дети. Я Марья Сергеевна, работаю в этом ателье швеей. Чем могу я вам помочь?

Мы хотим, чтобы вы нам рассказали, для чего нужны такие предметы одежды как : сарафан, кокошник, сюртук, передник, кафтан, тюбетейка.

Я с радостью вам помогу. Давайте пройдем в зал и присядем.

(Рассказ швеи)

Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи. (слайд7 «Изображение сарафана» ).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту,можно было многое узнать о женщине : ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. (слайд8 «Изображение женщины в кокошнике» )

Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине, из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (слайд9 «Изображение женщины одетой в сарафан, кокошник и передник» ). Это все женская одежда .

Кафтан - мужская одежда , которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. (слайд10 «Изображение кафтана» )

Тюбетейка - это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером. (слайд11 «Изображение тюбетейки» )

Сюртук - это мужская верхняя приталенная одежда до колен , с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Кафтан, тюбетейка и сюртук являются предметами одежды для мужчин . (слайд12 «Изображение мужчины в сюртуке» ).

Спасибо вам большое Марья Сергеевна, теперь мы сможем помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком. А нам пора отправляться назад в детский сад.

Ребята, займите, пожалуйста, свои места в поезде, мы отправляемся назад в нашу группу.

Воспитатель имитирует движение колес,дети повторяют : прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма) .

Ребята мы приехали, вот и наша группа.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи : закрепить знания детей об название и назначение предметов одежды .

Дидактическая игра «Наведем порядок» закрепить знания детей о предметах и названиях одежды в практической деятельности.

Воспитатель просит подойти детей к столам.

Ребята, давайте поможем Маше разобраться с бабушкиным сундуком. Для этого у вас на столе лежат картинки с изображением предметов одежды и вам нужно разделить их на мужские и женские предметы одежды и назвать .

Дети выполняют задание.

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Теперь для вас новое задание перед вами на столе лежат картинки с предметами одежды вам нужно их разделить на одежду , которую носили люди раньше и на одежду нашего времени и назвать их.

Дети выполняют задание.

Молодцы и с этим заданием вы справились очень быстро и легко.

Маша благодарит вас за помощь и приглашает к себе в гости.

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где мы сегодня побывали?

Кому смогли помочь?

Какие новые знания дали нам возможность помочь Маше?