Интервью волшебный мир протокол интерпретация результатов. Волшебный мир ребенка. Интерпретационные портреты объектов

Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.) .
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    маленький козленок, олененок

    обезьяна

  • птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? - А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Интерпретационные портреты объектов

Принц, принцесса:

    потребность вызывать восхищение, быть центром;

    стремление к богатству, роскоши, изобилию;

    потребность быть благородным, отзывчивым;

    потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество) .

Король, королева:

    потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

    потребность помогать, защищать других;

    потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

Волшебник:

    стремление к власти, силе;

    потребность в творчестве, изобретательности, активности;

    потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);

    стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон

часто отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

"Характеристики" животных

Кошка:

    потребность быть полезным, помогать другим;

    потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

    потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

    потребность в безопасности, доме, удобстве;

    потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".

Лев:

    Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
    агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

    потребность в свободе, независимости;

    желание быть красивым, вызывать восхищение.

Маленький козленок, олененок:

    потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

    потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

    потребность в свободе.

Змея:

потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

Орел:

    потребность в свободе, "взлете";

    потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

    потребность в доминировании (царь птиц);

    частично агрессивная и защитная позиция.

Мышь:

выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна:

    потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;

    потребность в лакомствах, сладостях;

    клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;

    потребность быть умным, изобретательным;

    потребность быть милым, привлекательным.

Тигр:

    потребность в физической силе;

    исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;

    потребность вызывать чувство страха.

Заяц:

выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

    потребность вызывать удивление, быть красивым;

    потребность свободы.

Собака:

    потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;

    потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

    агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;

    потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

Птичка (например, синичка):

    потребность свободы, "взлета", независимости:

    потребность быть любимым;

    потребность приносить радость;

    потребность быть полезным;

    потребность в красивом внешнем виде;

    потребность в уверенности, избегать опасности;

    потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ "не знаю", или индифферентный, или отрицательный ответ "ничего". Если ребенок перечисляет "подарки", то можно сказать: "хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи" - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: "...хорошо, а что еще?".

Для детей, имеющих нарушения в развитии можно использовать картинки для предъявления.

Стимульный материал 1:

Стимульный материал 2:


Реферат

... исследования : процесс изучения особенностей и коррекции межличностного общения младших школьников при умственной отсталости. Предмет исследования : межличностные отношения детей младшего ...

  • Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план мбоу сош №17 программа духовно нравственного развития, воспитания младших школьников

    Программа

    Резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с... обучения и здоровья школьников - комплексная диагностика: исследование состояния здоровья... его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками...

  • Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников 51 Анализ результатов контрольного эксперимента по выявлению особенностей развития эмоционально-волевой сферы младших школьников 57 63

    Программа

    ... ]. В этом отношении младший -школьник мало отличается от... В. Амен. Результаты исследования в группе испытуемых младших школьников , воспитывающихся в условиях... коррекции эмоционального состояния и межличностных отношений в среде воспитанников детского...

  • В. А. Сухомлинский Мотивация младших школьников

    Документ

    Учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе. Не навязывание учебных... исследования мотивации учения младшего школьника » Матюхина М.В., Саблина Т.А. «Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников » ...

  • Методическая разработка Экологическая игра как средство воспитания любви к природе младших школьников

    Методическая разработка

    Мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному... ней решаются проблемы межличностных отношений , приобретается опыт взаимоотношений... знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной, ...

  • А всё ли вы знаете о своем ребёнке? Что его беспокоит, что ему важно? Малыш может сам не до конца осознавать свои желания и потребности или же уходить от ответа, если спрашивать напрямую. Психологи в этом случае рекомендуют использовать проективную методику-интервью, которая для ребенка будет увлекательной игрой, а для родителей — возможностью лучше узнать, чем их чадо живёт, о чём думает.

    В разговоре младшему школьнику или дошкольнику предложите стать всемогущим волшебником, который может сделать всё, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п.

    К концу разговора ребёнок постепенно выходит из роли волшебника и снова становится самим собой.

    Такое сказочное интервью удобно тем, что дает возможность установить более близкий контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. После каждого ответа хорошо спросить ребенка, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Чтобы лучше понять его мотивацию.

    Беседовать лучше наедине с ребенком. Ответы на вопросы лучше записывать дословно, чтобы потом можно было тщательнее проанализировать информацию. Диктофон лучше использовать незаметно или не использовать вообще, если это может вызвать скованность ребенка, внести напряженность в общение, отвлечь его от содержания разговора. Помните, что Вы максимально нейтрально воспринимаете ответы ребенка, какими бы они не были, стараясь воздерживаться от любых оценок и комментариев.

    Итак, Вы готовы к путешествию в волшебный мир вашего ребенка? Что ж, тогда надевайте маску наблюдателя, и в путь-дорогу!

    Текст сказочного интервью

    Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

    - Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

    а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

    б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

    Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный для нас мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

    Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

    Затем волшебник попадает в школу (или детский садик).

    В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    Вот теперь ты в школе (детсаду). Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников? Или воспитателей, одногруппников). Почему?

    Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

    Чуть не забыли о тебе!

    а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?

    б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

    - А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

    Спасибо, ты - настоящий волшебник!

    Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

    б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

    Ты можешь превратиться в любое животное.

    а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

    б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    в) маленький козленок, олененок,

    ж) обезьяна,

    к) собака,

    л) птичка (например, синица).

    Ты отлично справился с заданием.

    Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

    б. - А почему ты не хочешь стать… (1-й не выбранный вариант)?

    в. - А почему… (2-й не выбранный вариант)?

    А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

    Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

    А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

    Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

    А почему а, б, в?

    Отлично. А подумай:

    а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

    б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

    в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

    Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Что кроется за ответами

    После того как ребенок получил удовольствие от игры, самое время родителям извлечь максимум пользы из его ответов. Чтобы лучше понять волшебный мир ребенка, важно обращать внимание на его объяснения «почему» и «зачем», ведь в них дети говорят о своих потребностях, значимых проблемах. Опять же, независимо от того о ком говорит ребенок – он говорит о своих переживаниях, желаниях, страхах. В роли волшебника ребенку просто легче выразить свои чувства и намерения, делая их перенос на других персонажей.

    Необходимо также обращать внимание на эмоциональный настрой, мимику ребёнка, чтобы понять насколько важно и значимо для него то, о чём он говорит сейчас. В целом нужно также учесть, что исходя из нашей просьбы представить себя волшебником ребенок может стараться показать себя в лучшем свете.

    Возможно, профессиональный психолог может извлечь из интервью больше информации, но любящие и заботливые родители могут лучше почувствовать своего ребенка и дать ему именно то тепло, поддержку, любовь, которые необходимы малышу в данный момент. Успешного исследования!
    Если будут вопросы — пишите в комментариях к статье.

    Алла Слотвинская

    (Это 15 статья из Сундучка предновогодних чудес , присоединяйтесь, чтобы первыми получать от нас следующие идеи, чудеса, сказки и поделки)

    Исследование межличностных отношений младшего школьника
    Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

    В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
    Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

    Текст методики

    - Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
    - Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
    - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
    - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
    Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
    - Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
    - Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.) .
    Затем волшебник попадает в школу.
    - В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
    - Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
    - Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
    - Что бы ты сделал для себя? Почему?
    - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
    - А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
    - Спасибо, ты - настоящий волшебник!
    - Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
    - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
    - Ты можешь превратиться в любое животное.
    - Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.

      кошка лев маленький козленок, олененок змея орел мышь обезьяна тигр заяц собака птичка (например, синица)

    Ты отлично справился с заданием.
    - Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
    - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
    - А почему ты не хочешь статьй невыбранный вариант)? - А почемуй невыбранный вариант)?
    - А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
    - Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
    - А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
    - Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
    - А почему (именно эти) ?
    - Отлично. А подумай:
    - Чего больше всего боятся дети? Почему?
    - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
    - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
    - Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация результатов

    Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
    При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

    Интерпретационные портреты объектов

    Принц, принцесса:

    1. потребность вызывать восхищение, быть центром;

    2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;

    3. потребность быть благородным, отзывчивым;

    4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество) .

    Король, королева:

    1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

    2. потребность помогать, защищать других;

    3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

    Волшебник:

      стремление к власти, силе; потребность в творчестве, изобретательности, активности; потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция); стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

    Дракон

    часто отвергается из-за жестокости, агрессивности , безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

    "Характеристики" животных

    Кошка:

    1. потребность быть полезным, помогать другим;

    2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

    3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

    4. потребность в безопасности, доме, удобстве;

    5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".


    Лев:

    1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
    агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

    2. потребность в свободе, независимости;

    3. желание быть красивым, вызывать восхищение.

    Маленький козленок, олененок:

    1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

    2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

    3. потребность в свободе.

    Змея:

    потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

    Орел:

    1. потребность в свободе, "взлете";

    2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

    3. потребность в доминировании (царь птиц);

    4. частично агрессивная и защитная позиция.

    Мышь:

    выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
    Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

    Обезьяна:

    1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;

    2. потребность в лакомствах, сладостях;

    3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;

    4. потребность быть умным, изобретательным;

    5. потребность быть милым, привлекательным.

    Тигр:

    1. потребность в физической силе;

    2. потребность в красивом внешнем виде;

    3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;

    4. потребность вызывать чувство страха.

    Заяц:

    выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

    1. потребность вызывать удивление, быть красивым;

    2. потребность свободы.

    Собака:

    1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;

    2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

    3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;

    Интервью «Волшебный мир»

    1. Нравятся ли тебе сказки? __________________________________________________________
    Маленькие дети всегда любят сказки. Ты конечно уже не маленький, но я думаю тебе понравиться такая немного сказочная игра.

    1. Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже.
    Можешь себе такое представить?____________________________________________________

    3. А) А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране?_____________________

    Б) А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране?______________________________________

    Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь, себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что- нибудь совсем исчезло.


    1. Так скажи мне волшебник, что бы ты сделал? _________________________________________
    И зачем?_________________________________________________________________________

    Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой- представь себе это.


    1. Теперь ты у себя дома. Ты всемогущий волшебник, что бы ты сделал?____________________

    (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы)_______________________________________

    _________________________________________________________________________________

    6. Затем волшебник попадает в школу.

    В твоих силах сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал?____________________________________________

    (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников)______________________________

    ________________________________________________________________________________

    7. Теперь ты волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них?_____________________

    8. Чуть не забыли о тебе.

    Что бы ты сделал для себя?_________________________________________________________

    Почему?________________________________________________________________________

    Что бы ты изменил или уничтожил?________________________________________________ Почему?_________________________________________________________________________

    А для меня волшебник, что бы ты сделал?_____________________________________________

    Спасибо, ты настоящий волшебник.

    9. Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    А) Скажи во что или в кого ты бы хотел превратиться? __________________________________

    Почему?__________________________________________________________________________

    Б)А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? ____________________________

    Почему?________________________________________________________________________

    Ты можешь превратиться в любое животное?_________________________________________

    10. А) А каким бы животным хотел стать?________________________________________________

    Почему?_________________________________________________________________________

    Б) А каким бы животным ты не хочешь быть? ________________________________________

    Почему?________________________________________________________________________

    Конечно ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем- то из них или нет:

    Маленький козленок, олененок

    Обезьяна

    Птичка (например синица)

    Ты отлично справился с заданием

    11. Ты- волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    А) скажи кем ты хочешь быть- маленьким или взрослым или таким как есть? _____________

    Почему?________________________________________________________________________

    Б) А почему ты не хочешь стать (1-й невыбранный вариант)____________________________

    В) А почему (2-й невыбранный вариант)_____________________________________________

    12. А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком) ?_________________________________________

    Почему?_______________________________________________________________________

    Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка)______________________________________________

    13. А кстати тебе нравиться твое имя? __________________________________________________

    Не нравиться?____________________________________________________________________

    А фамилия? _____________________________________________________________________

    Не нравиться?___________________________________________________________________

    Почему?________________________________________________________________________

    Хотел бы ты, чтоб тебя звали по другому? ___________________________________________

    Почему? ________________________________________________________________________

    И как тебя зовут родители, а друзья в классе, ребята?___________________________________

    Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3

    14. А)_______________________________________________________________________________

    Б)_______________________________________________________________________________

    В)________________________________________________________________________________

    А почему А) Б) В) ?_________________________________________________________________

    Отлично. А подумай:

    15. А) Чего больше всего бояться дети? __________________________________________________

    Почему?__________________________________________________________________________

    Б) Что доставляет детям наибольшую радость?_________________________________________

    Почему?__________________________________________________________________________

    В) А что приносит им наибольшее огорчения? _________________________________________

    Почему?_________________________________________________________________________

    Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?___________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

    Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

    Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

    Текст методики — Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

    — Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

    — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

    — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

    — Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это. — Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

    Затем волшебник попадает в школу.

    — В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    — Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему? — Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

    — Чуть не забыли о тебе!

    — Что бы ты сделал для себя? Почему?

    — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

    — А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

    — Спасибо, ты — настоящий волшебник!

    — Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

    — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

    — Ты можешь превратиться в любое животное.

    а) кошка

    Б) лев

    В) маленький козленок, олененок

    Г) змея

    Д) орел

    Е) мышь

    Ж) обезьяна

    З) тигр
    и) заяц
    к) собака

    Л) птичка (например, синица)

    — Ты отлично справился с заданием.

    — Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    - Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

    — А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

    — А почему... (2-й невыбранный вариант)?

    — А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

    — Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

    — А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

    — Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

    А. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

    Б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

    — Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    А, б, в?

    — А почему а, б, в?

    — Отлично. А подумай:

    а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?

    Б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

    В. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
    — Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация результатов Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.