Что такое, по мысли Л.Н. Толстого, жизнь настоящая и кто из героев Войны и мира живет такой жизнью? (Толстой Лев Н.). Что такое мысль? Понятие есть мысль в

Что такое мысль? Над этим задумывались тысячи лет. В этой статье - очень популярное изложение вечного вопроса. Вместе с тем здесь не будет философствований, которые обычно завершаются ничем. На основе специальных представлений об организации психики в доступной форме будет показано, что же такое мысль и вообще субъективное.


Я надеюсь, что эта небольшая статья, без единого специального термина, заменит огромное количество книг по теме "что такое мысль" погружающих в пучины философствований и нейрофизиологии в попытке пролить свет на то, что авторами очень смутно понимается, книг, в конечном счете, бесплодных в понимании сути мышлени я.

Мысль - понятие и определение

Вроде бы для каждого понятие "мысль" - само собой разумеющееся потому, что все думают, мыслят, но вот стоит попробовать удержать мысль, думать о чем-то одном и оказывается, что это непросто: мысль все время стремится перескочить на что-то другое, отвлекающее внимание, мы далеко не всегда владеем собственным мышлени ем в той мере, как хотелось бы. Попробуйте остановить взгляд на чем-то и думать только об этом. Чем больше времени пройдет, тем это будет труднее, и можно заметить, что внимание постоянно перескакивает на другое и его приходится возвращать. А попробуйте, как только прочитали эту фразу, больше не думать о Большой Оранжевой Обезьяне? Получается, что мысль не такая уж наша собственность, а во многом своевольна. Но что тогда такое - мы?

Дальше я постараюсь очень простыми словами и примерами рассказать о настолько необычном, что это не позволяет беззаботно читать как художественную литературу, хотя и в литературе, бывает, нужно делать немалые усилия понимания, когда это касается чего-то нового. Процесс стоит того для тех, кто хочет разобраться в том, что такое мысль. Предупрежу, что приводимые примеры - точно верные, основанные на очень хорошо изученных вещах, и поэтому стоит допустить мысль, что, даже если что-то покажется на первый взгляд спорным, в этом есть требующее особого внимания и понимания элементы нового.

Что обычно называют мыслью? В различных словарях делаются попытки выделить самое основное и общее, что подразумевается под этим словом:

Мысль - действие ума, разума, рассудка.

Мысль - чувственный образ.

Мыслью также иногда называют нечто выраженное в виде визуального образа, звука, словосочетания или ощущения, высказанное вслух предположение, соображение, рассуждение или гипотез а.

В общем - мысль - то, что возникает в голове в данный момент при осознании - собственное ощущение чего-то, к которому есть какое-то отношение, что позволяет при разных обстоятельствах реагировать на это определенным образом, характерным именно для данного субъекта. В некоторых психо-практиках есть упражнение: нужно стараться не мыслить, отвлечься от любых образов, постараться вызвать безмыслие. Это бывает очень сложно проделать когда вокруг что-то мешает, а если удается в самом деле, то сознание прекращается и наступает сон, иначе даже кажущееся безмыслие оказывается все равно наполнено неким отношением, готовностью что-то сделать при необходимости. Это означает, что мысль всегда сопровождает сознание.

Мысль - нечто настолько далекое от физиологии, что рассматривается часто как самостоятельное явление, противопоставляется известным в науке элементам мозга вплоть до вопроса: "А как мысль управляет телом?". И даже в принципе разобравшись с этим, окажется не просто сопоставить эти два уровня: восприятие себя и те механизмы, которые за это ответственны.

Нервная система виноградной улитки изучена настолько досконально, что ясно, почему улитка втягивает рожки, куда она ползет, почему совершает то или иное действие. Это - типичный автомат с четкой определенностью ветвления действий от некоторых условий - обстоятельств. Поэтому хорошо понятно, что управляет ее телом, но еще нет того, что при этом окрашивает все происходящее в субъективные отношения, придающие смыл - мысли. А у человека есть и то, что управляет им сверх бессознательного уровня (очень пьяный человек может совершать довольно сложные действия совершенно ничего не соображая и не помня), но, кроме того, у человека с ясным сознанием есть еще надстройка - его субъективное восприятие. И она возникла не просто случайно, она очень нужна для совершенно практичных вещей, что и отличает возможности напрочь пьяного от трезвого.

Итак, мыслью будем здесь называть осознанные, субъективные переживания любого вида. Раз есть такое переживание, значит, есть сознание, есть работа механизмов мозга, обеспечивающих определенную функциональность, о которой будет сказано далее. Мыслю - значит, существует субъективное Я, эго или в наблюдаемых проявлениях - психи ка.

Мысль - по своей сути

Трудно представить что-то в мыслях без какого-то своего отношения к этому, в самом простом виде - позитивное или негативное. Даже такие общие составляющие восприятия как цвет, который может быть вызывать самое разное отношение в разных обстоятельствах, при попытке мысленно вообразить его в чистом виде, у разных людей вызовет в этот момент какие-то свои ассоциации, а в другой момент, возможно, совершенно иные. Желтый цвет кому-то напомнит осенние листья, другому - психбольницу, третьему - золото. Даже если сделать усилие и вызвать в памяти чистый желтый цвет, то он как бы сам приобретает некие формы (палитра в фотошопе, пиво на просвет), и все равно возникнет какое-то отношение, иногда даже не связанное со словами, но - с каким-то впечатлениями, в чем-то или более позитивными или негативными, - поэтому всегда можно сказать, какой цвет больше или меньше нравится в данный момент (существуют даже цветовые психологические тесты). При дополнительном усилии можно даже сказать - почему именно возникло такое отношение, - как только удастся потянуть за ниточку ассоциации.

Если недавно кто-то любовался осенними листьями за окном, то желтый цвет, скорее всего, окажется окрашенным в грустно-приятные или депрессивно-унылые тона отношения; если недавно вытирал за кошкой лужу на полу, то это будет еще более определенное отношение к желтому. Всякий раз отношение зависит от того, что окружает в данный момент, что предшествовало, зависит от собственного эмоционального состояния - совокупного контекст а происходящего. В зависимости от условий, от контекст а задаваемого обстоятельствами и собственным состоянием, тот или иной мысленный образ приобретает определенный смысл : что именно он означает для тебя, т.е. значим ость. А вот с недостаточно определенным контекст ом образ может оказаться не вполне понятным: как именно к этому относиться, что именно это значит. Услышав вдруг громко произнесенное слово "дурак!", сначала непонятно, к чему это относится? То ли это тебе сказано и тогда это - одно отношение, или сам себя человек с досады обозвал - совсем другое значение. И так буквально во всем. Способность понимать другого полностью зависит от того, насколько однозначно в данном контекст е возникает личное отношение, значение услышанного. Большинство случаев непонимания других, произнесенной другим фразы возникает от недостаточно полного контекст а или вообще из-за его отсутствия и тогда переспрашивают: "В каком это смысл е?", чтобы конкретизировать значим ость.

Даже такое упрощенное понимание роли контекст а в придании значения начинает раскрывать вопрос: "зачем нужны эти субъективные образы?". Ясно, что тот или иной возникающий образ, если его значение понятно однозначно, позволяет верно определить отношение, возможные реакции в случае если что-то будет происходить с объектом, представляющим этот образ в реальности: если мы видим кошку, подбирающуюся к мясу на столе, то, в зависимости от отношения к кошке можем или, не умиляясь ее пушистой грациозностью, при ее слишком настойчивых действиях, предотвратить их, ну или, наоборот, если мы очень многое позволяем своей кошке, то можем позволить поохотиться на мясо и съесть какую-то часть своей добычи.

Выходит, мысли нужны для того, чтобы, в зависимости от сложившегося отношения, предугадывать происходящее и реагировать когда это становится актуально. В самом деле, наша способность предугадывать, основывается на предшествующем опыте и зависит от того, насколько однозначно мы распознаем ситуацию. Если ситуация содержит новые элементы, то предсказание оказывается неуверенным. А если будут настолько новые элементы, что мы их вообще не заметим, то предсказание может оказаться ложным.

Теперь должно стать более понятно почему каждая мысль, каждый образ в голове при данных обстоятельствах что-то значит для нас и как он определяет наши возможные действия.

Обычно ситуация становится предельно определенной после какого-то события: например, при загорании зеленого сигнала светофора. Это событие называют пусковым стимулом потому, что оно запускает у нас определенную цепочку последовательных действий. Но и в этой цепочке последовательных действий (запуск программы движения по зеленому светофору) каждое отдельное действие зависит от того как закончилось предыдущее, которое, в свою очередь, является пусковым стимулом для начала следующего действия.

Таким образом, поведение состоит из самого общего эмоционального контекст а хорошо нам или плохо, которое определяет некоторый стиль возможных действий, а в нем - вложенный контекст текущей эмоции (позитивной или негативной): страх, любовь, ярость, испуг, расслабленность и т.п. - ограничивают более узкий круг возможных реакций, конкретная ситуация еще более сужает варианты, пусковые стимулы запускают реакции, которые ранее были сформированы как цепочки отдельных действий с последовательным запуском. Даже просто мышечное движение, например, сгибание руки - цепочка последовательных фаз напряжения и расслабления отдельных мышечных волокон. Так вот, с рождения поведение начинает постепенно формироваться именно из цепочек простых мышечных действий - еще даже до созревания структур осознания. Но эти тонкости лучше пока опустить. Главное - все поведение состоит из множества одновременно выполняющихся цепочек различных действий (мышечных, гормональной регуляции, переключений внимания), и только одно из звеньев всего этого может осознаваться в виде текущего субъективного восприятия, то, что находится в максимуме актуальности или максимуме новизны и значим ости среди всего остального. Это оказывается в фокусе осознанного внимания.

Если мы видим что-то пока непонятное, в чем-то новое, то включается особое отношение с осторожностью, опаской (такой эмоциональный контекст - особый стиль поведения), которое предусматривает какой-то особый набор действий для того, чтобы лучше узнать о свойствах этого нового и выработать свое отношение.

Но часто, совершенно автоматически, не задумываясь, мы можем поймать внезапно прилетевший мяч или закрыться рукой, не задумываясь одеваем носки, не отслеживает вниманием каждую ложку еды, движения пальцев при привычном наборе текста или когда ставим подпись в документах, когда едем на велосипеде - множество действий, выполняющихся одновременно не осознается потому, что осознаваться может только что-то одно из этого при фокусировке внимания на этом. Но даже внимание бывает не нарушает ход действий, а просто отслеживает это в сознании далеко не так тщательно как это было во время первых попыток освоить катания на велосипеде. Чаще всего отдельные образы и цепочки этих образов - мысли кажутся как бы просто сопровождающими наши действия, наблюдением их нами. Но, вместе с тем, мы успеваем замечать камень или лужу на дороге и слегка видоизменяем общую цепочку действий, чтобы не попасть на камень или в эту лужу. В этом и состоит роль сознания когда нет настолько чего-то нового, что нужно прервать действия для выяснения обстоятельств.

Если не знать зачем нужно сознание, то кажется, что все субъективные переживания - просто некий побочный эффект развития наших реакций и тех механизмов мозга, которые их организуют. Вот, прекрасно живет улитка, действует вполне правильно, когда нужно обороняться, когда уловила запах еды, когда нужно спариваться. Ее ничто не волнует, она не переживает ни от боли, ни от радости. Зачем бы ей еще образы волнующего запаха свежевыжатого морковного сока?

В отличие от улитки мы, съев однажды подпортившийся суп и испытав болезненные ощущения, в следующий раз будем четко различать особенность запаха, живо вспоминая связанный с ними образ негативных переживаний. При этом мы отпрянем от еды, едва почувствовав неприятный запашок, даже еще не осознав его, и лишь потом в голове воскреснут воспоминания о перенесенных болях в животе. Так зачем нам этот образ? Как мы умудряемся в отличие от улитки, которая никогда не приучится сама к новому компоненту чувств, избегать неприятностей и повторять то, что оказалось удачным?

Вообразим, что вы идете по безлюдной улице, и вдруг из-за деревьев на уровне груди прямо в воздухе возникло нечто круглое, серое с тремя зловеще светящимися точками. Вы никогда раньше не видели такую штуковину, ваш почти не осознаваемый процесс ходьбы резко прерывается потому, что некоторые признаки вызывают подозрения большой опасности, с которой раньше еще не сталкивались. В голове - образ возникшей проблемы с неуверенным отношением и неясными вариантами возможного реагирования. Этот образ - самое новое для вас и самое важное для вас в данный момент. Именно такое сочетание привлекло внимание в конкуренции со всеми другими возможными объектами внимания. Будь эта круглая штуковина хорошо известной, то вы бы механически прореагировали привычным образом. Будь эта штуковина настолько новой, что вы вообще бы не ощутили какую-то возможную значим ость для вас, то вы бы просто ее не заметили, как индейцы не замечали кораблей Магеллана (внизу есть ссылка на эту удивительную историю в статье Невидимое). Но в фантастических фильмах подобные вещи ассоциировались с опасными последствиями, поэтому ситуация для вас очень значим ая и при этом - очень новая до невозможности сразу верно реагировать. И вот, во время вашей растерянности шар со светящимися точками чуть заколебался как в мареве, расплылся, принимая вид очень красивой и соблазнительной фигуры. Из-за деревьев раздается довольный смех, по которому вы тут же узнаете своего знакомого, он выходит, держа в руках необычный пульт и взахлеб начинает рассказывать, какая у него крутая псевдо-голографическая установка и как прикольно было видеть ваше ошарашенное лицо.

Память навсегда, с первого раза (не нужно зубрить как иностранные слова) зафиксирует этот образ, эту ситуацию, но уже связанную с антуражем розыгрыша, волнение, закончившееся приятными впечатлениями. Отношение окажется вполне сформированным на будущее для подобных ситуаций, когда уже многие прикупили такие пульты и развлекаются как могут.

Мысль - механизм приспособления к новому

Что происходило в голове во время описанной ситуации? Какие процессы освоения нового и приспособления к нему были задействованы? Во-первых, наиболее новое и значим ое из всего происходящего привлекло к себе внимание своей актуальностью. Во-вторых, это внимание тут же выявило слишком большую неуверенность в действиях, что требует разобраться с ситуацией более внимательно. Это значит, что действие прекратится и начнется осмысл ение и изучение. Вот это - самое общее и универсальное, что происходит во всех таких случаях, то, что впервые описал И.Павлов, назвав "ориентировочным рефлексом".

После познания последствий, возможных действий и наблюдений за их результатами, возникла цепочка образов последовательного перемещения внимания с одних элементов объекта на другие и свои действия при этом. Это - цепочка воспоминаний в каждом своем звене отдельных составляющих образов окрашена отношением хорошо или плохо - в зависимости от того было ли это для вас хорошо или плохо. Это те образы, которые уже ранее осмысл ивались для придания смысл а к объекту внимания в данных условиях и возможных реакций в разных ситуациях. Теперь эти мысли можно и не вспоминать, раз знакомые действия уже отработаны, но они могут и вспомниться, если возникнет ситуация достаточно важная и новая, сходная с известной, но отличающаяся какой-то настолько важной новизной, что опять вызывает неуверенность в личном отношении и действиях.

Так развивается навык отношения для самых разных условий, углубляя познания ситуации в разнообразии особенностей. И опознанием каждого варианта ситуации можно более не задумываться: не желаемое автоматически избегается отрицательным отношением, а желаемое, наоборот, уверенно повторяется в знакомой ситуации.

Что еще произошло после событий с другом и его голографом? Понятно, что особенно раздумывать над происшедшем вы уже не стали после того как открылся розыгрыш и началось увлеченное освоение новой игрушки с другом, - новизна игрушки стала более актуальной. Но ночью приснился сон, в котором события с таинственным шаром разворачиваются более зловещим и драматичным образом, как это часто было в ранее просмотренных фантастических фильмах. На утро сон может и не вспомнится, но в голове останется впечатление о том, что в таких ситуациях нужно быть осторожнее, даже если раньше пронесло благополучно. Но если бы друг срочно ушел без объяснений, оставив вас наедине с произошедшим, то осмысл ение ситуации бы продолжилось, и воображение бы живописало возможные негативные варианты очень убедительно. Сон в какой-то мере заменил необходимость более детального осмысл ения, когда времени на это в той ситуации не оказалось (пошел более важный для обоих разговор об игрушке). Так что сон оказался дополнительным способом переработать информацию, на которую не оказалось времени днем.

Во всем этом есть еще один очень интересный момент, - уже в самой возможности поставить тот мысленный опыт. Это показывает, что мы способны включать "воображение" - как направленный определенной целью понимания процесс прокручивания в голове цепочек возможного протекания событий, цепочек отдельных образов, которые разворачиваются не хаотично-случайно, а в зависимости от того, что допускается в возможном продолжении событий данным образом: каждое звено мысли в общей цепочке почти мгновенно решает, что наиболее вероятным в данных условиях будет то-то и это вызывает образ этого вероятного продолжения - как пусковой стимул. Можно назвать это автоматизмом мышлени я по аналогии с автоматизмами действий. Воображение разворачивает картины образов почти как в сновидении, только более управляемо сознательно в силу навыков воображения, навыков размышлени я с целью найти решение проблемы. Это то, что называется творчеством - умозрительное управление исследованием чего-то для достижения достаточно важной цели. И понятно, что навыкам такого творчества нужно так же учиться, вырабатывая автоматизмы мышлени я. Вот почему мысли не такие уж нам подконтрольные: научившись расписывать в документах, мы уже не осознаем последовательность движений кисти, она сама расписывается без участия нашего разума, и часто мы уже не можем контролировать это (мы не помним, а пальцы помнят).

Мысль - волевое усилие

Представим, что вам в первый раз довелось запекать в углях вечернего костра картошку. Уже искушенные в этом товарищи, выждав достаточное для запекания время, которое давно научились определять по результату, разгребают костер, показываются слегка обугленные комки картошки. Вы думаете, что, конечно же, теперь еще нужно подождать, чтобы картошка остыла, но ваш друг неожиданно схватил пальцами одну из горячих картофелин и принялся жонглировать, перебрасывая с руки на руки и дуя, а потом ловко отодрал корочку в одном месте и попробовал вкусную, парящую горячим ароматом мякоть. Другие также выхватывали свои картофелины, и это было не только забавно, но и соблазнительно. Так что вы решились проделать то же самое. Но для этого потребовалось некоторое усилие, чтобы заглушить довольно сильное опасение обжечься, которое явно мешает схватить очень горячую картошку. Вы преодолели это опасение в пользу желаемой возможности отведать печеного как можно раньше, пока еще не съели другие. И это получилось, закрепив новый навык для новых для вас обстоятельств. Но ваша девушка так и не решилась, она откровенно боялась, у нее не хватало воли схватить обжигающую картошку. Конечно же, мотивация выхватить еще одну картошку для нее - очень высока, преодолеть опасения стало еще легче, и девушка получает уже достаточно остывшую картошку от вас, а вы получаете большое эмоциональное удовлетворение от этого. Эта позитивная оценка желательности результата действий намного сильнее преодоленной небольшой боли от горячего, и теперь такое поведение в данных условиях будет закреплено так, что уже даже не нужно будет об этом задумываться.

Что это было? Ранее закрепленное поведение, не допускающее ожогов, в определенных обстоятельствах было заменено на новое, почти противоположное: вы сознательно пошли на то, что вам причинило некоторую боль ради получения желаемого. Мотивация или желание получить нечто важное оказалось сильнее негатива, связанного прошлым опытом ожогов, и старый стереотип поведения был преодолен для новых условий. Усилие для преодоления, процесс перевешивания противоположных значим остей (негативной и позитивной) называют волевым усилием. Оно всегда происходит в фокусе осознанного внимания - образами, прогнозирующими последствия и сопоставляющими эти последствия, т.е. мышлени ем.

Не только люди способны на волевые усилия, формируя новый вид поведенческой реакции, но и многие другие животные. Собаки и кошки столь часто наблюдаются людьми, что моменты их волевых усилий многие описывают и снимают на видео. Особенно важна воля на охоте, когда необходимо выждать достаточно подходящий момент, а не сразу бросаться на привлекательную добычу. Есть ролик , в котором показано как собаке на морду кладут полоски мяса, но она терпит это, хотя полосок становится все больше. Ей важнее угодить в этой игре партнеру, чем сразу сожрать это мясо, зато потом она с жадностью все съедает.

Исследовательское поведение так же требует силы воли всегда, когда в новых обстоятельствах есть признаки неприемлемости прежнего поведения. Это прямо говорит о том, что у таких животных, в точности как у людей, устроены механизмы субъективных переживаний: они мыслят, выбирают, сопоставляют, решаются на действия и учатся в зависимости от желательности результата своих действий.

Мысль - творчество

К этому моменту уже может быть понятно, что именно с помощью мышлени я мы способны оценивать, насколько наши действия подходят для существующих обстоятельств и если эти обстоятельства слишком новые, то прежнее действие представляется неуместным (опыт такого отношения так же нарабатывается). Часто пример действий нам подсказывают более опытные - как в случае печеной картошки. Но, бывает, что такого примера нет, а в данных обстоятельствах нужно придумать подходящий вариант поведения. Этому так же необходимо научиться. Кто-то пока может просто механически перебирать все известные ему варианты, кто-то начинает фантазировать, сочетая ранее не совместимое, а более опытные нарабатывают целые системы исследования (добывания новых сведений об обстоятельствах), сопоставления с известным и отбраковывая неверное. Все эти действия (мыслительные и сопровождающиеся промежуточные действия) по выработки нового варианта поведения, когда нет подходящего чужого примера, называются общим словом: "творчество". Для творчества необходима мотивация - нерешенная проблема, достаточно важная, чтобы тут же про нее не забыть. Именно важность нерешенной проблемы, необходимость найти решение питает любое творчество.

Первые мысли

Когда созревают и активируются те структуры мозга, что обеспечивают функции сознания, буквально все вокруг - еще новое и к нему не выработано отношение, т.е. оно пока бессмысл енно. Поэтому первые эпизоды памяти содержат просто констатации моментов окружения и связи с эмоциональным состоянием: хорошо или плохо было в этих условиях. Потом - как именно было хорошо или плохо. Это разделяет стиль реагирования на несколько главных эмоций: очень плохо, очень хорошо, плохо-плакать, хорошо-смеяться, плохо-голодный, хорошо-покушал, плохо-больно-в-животике и т.п. Эти первые впечатления вряд ли кто способен вспомнить, хотя отдельные моменты часто остаются в памяти потому, что их часто вспоминали и, тем самым, заново перезаписывали, но уже связанным не с теми детскими впечатлениями, а со своими последними. Любое воспоминание модифицирует память в соответствии с условиями, когда это было вспомнено, в соответствии с текущим опытом, придавая новый смысл , подчас совершенно иной, чем был в первоначальном воспоминании. Поэтому грамотный следователь знает: первое слово свидетеля дороже второго, когда уже наслаиваются домыслы.

Любые новые моменты стимулируют новые записи субъективной памяти - уже для этих новых условий, что позволяет различать отношение в зависимости от обстоятельств, придавая им определенный смысл - значение для нас.

Поначалу у детей - все новое, но не слишком осмысл енное, малозначим ое, хотя есть уже и важные впечатления. Эти впечатления ярки настолько, насколько яркими бывают впечатления у взрослых при очень новых и важных переживаниях, только у детей таких гораздо больше, их жизнь насыщеннее, а с возрастом осознаваемых новых моментов становится все меньше, пока субъективное время не начнет лететь неумолимо.

Из-за этого дети в раннем возрасте очень впечатлительные, у них наблюдается гиперактивность в силу постоянной новизны впечатлений, переводящих внимание с одного на другое, они только учатся удерживать внимание на наиболее важном волевыми усилиями. Цепи последовательностей впечатлений пишутся в память очень густо и вспоминаются очень подробно. Но с взрослением обстоятельства для которых записывались мысли становятся все более отличающимися, и старые воспоминания оказывается все труднее извлечь из памяти, ведь для этого нужно воскресить те старые, часто давно не востребованные обстоятельства. Память о прошлом становится все более отрывочной и эпизодической.

Резюме , требующее несколько больших усилий понимания.

Итак, если осознанное внимание сфокусировалось на каком-то звене цепочки действий, для этого места возникает субъективный образ личного отношения в данных условиях - субъективный образ. У нас в примере с голографом - при ходьбе, на этапе подхода к дереву, скрывающему дальнейший путь (условие - дерево, цепочка программы действия - неспешная ходьба), программа действий была прервана для осознания, и в этом месте возник субъективный образ, определяющий отношение (все ранее известные условия это не затрагивает (например, ходьбу по своей квартире). В следующий момент внимание переключилось на вышедшего из-за деревьев друга, оставив на какое-то время без осознания образ круглого шара. Переключилось потому, что друг в данных обстоятельствах - неожиданно новое, и что это значит пока не известно, но должно быть выработано. Таким образом, два субъективных образа оказываются связаны в памяти в цепочку памяти последовательности наиболее актуальных событий. Это то, что потом будет вспоминаться как лента воспоминаний о происходящем. Кадры этой ленты не следуют за звеньями программ поведения, которых может быть одновременно очень много (мы дышим, сохраняем равновесие, что-то делаем руками, не осознавая и т.п.), а следуют за наибольшей актуальностью (наибольшей значим остью в новых условиях, требующих уточнить значим ость), перескакивая с одних цепочек действий на другие.

Из-за того, что некоторые активные цепи субъективных образов вдруг оказываются в максимуме актуальности, привлекающей внимание, эти мысли вдруг опять возникают в сознании - известный эффект внезапного появления мысли, наиболее яркие случаи которого называют озарением, проявлением интуиции и т.п. На самом деле мысли постоянно перескакивают одна на другую, если это не пассивное воспоминания каких-то ярких событий в виде как бы просматриваемой киноленты, воскрешающих прежние переживания во всей их яркости. Стоит попробовать понаблюдать и становится понятно, что удержаться на какой-то строго контролируемой цепочке мысли просто невозможно, даже если это - решение хороши известной задачи. И эти скачки опять формируют последовательность переживаний, которая субъективно выглядит так же естественно, каким и было восприятие в сопереживание реальных событий или собственных размышлени й.

Механизм такого вида приспособления к новым условиям реагирования в самом общем виде использует всю эволюционно наработанную структуру более простых механизмов реагирования мозга, как у улитки, но добавляет новые механизмы переключения актуального внимания для того, чтобы это самое важное, во-первых, контролировать в незначительных, но новых условиях (перешагивание лужи на дороге), а, во вторых, в случае если условия настолько новы, что вызывают неопределенность и неуверенность, остановить действие, для выработки нового варианта реагирования с наиболее желательным результатом. Если сознание по каким-то причинам теряется (например, при сильном опьянении) , то оказывается возможным совершать только те действия, которые были наиболее привычны для данных обстоятельств (пьяный топает прямо через лужу), - в точности как полный автомат.

Системы наработанных поведенческих цепочек можно назвать моделью себя в в разных обстоятельствах. Точно так же нарабатываются и модели наблюдаемого поведения других важных объектов внимания: близких людей, животных, неодушевленных предметов. И при определенных обстоятельствах осознание себя может перейти из модели себя в другие модели, в том числе модель себя в детстве. Но это - уже другая большая история.

Часто задают вопрос: с какой сложности организации нейросети (компьютерного процессора, интернет-соединений в мире) эта система начнет проявлять свойства разума. Я оптимист ично надеялся, что, вникнув в смысл написанного в этой статье, можно будет совершенно иначе посмотреть на этот вопрос, можно сразу понять, что вопрос в принципе неверен. Но при всей простоте слов и фраз написанного, ухватить сразу суть организации системы адаптивн ости личности с участием функциональности сознания окажется нереальным. Поэтому я не ставил целью вызвать сразу полноценное и целостное понимание, это просто невозможно. Но с каждой статьей, с каждым приближением, углублением, наработкой промежуточных представлений, картина должна неминуемо проясняться! :)
Но, раз вопрос о необходимой сложности затронут, дам на него формальный ответ (только формулу, без углубления в суть).
Чтобы система, живая или искусственная получила возможность использовать для адаптивн ости сознание необходимо следующее.
1. Должна быть организована связь образа воспринимаемого (выделенного вниманием среди всего остального) с личным отношением к этому в данных условиях (данной ситуации), тем самым образуя смысл : что хорошего или плохого в данной ситуации означает наличие этого образа. Это называется субъективный образ восприятия и действия потому, что оценка что значит появляется после действия - как результат: насколько желаемо получилось.
2. Каждый образ восприятия-действия должен иметь возможность удерживаться в активном состоянии (обычно за счет закольцовки возбуждения с выхода на вход, которая самоподдерживает активность).
3. К наиболее актуальному (максимум новизны и значим ости) активному самоподдерживающемуся образу (в порядке изменения фокуса осознанного внимания) должна быть возможность подключения одного единственного канала системы просмотра возможных вариантов ветвлений наработанных автоматизмов и того, к каким последствиям это приводило ранее, а, в случае необходимости прерывания действий для нахождения подходящего варианта - использование наработанных программ исследования и решения задач. После совершения действия, касающегося текущего актуального образа восприятия-действия, должна вырабатываться оценка: насколько полученный результат оказался ожидаем и желаем, что закрепляется за данным субъективным образом как его смысл (значим ость) для последующего использования.
Вот очень упрощенная схема необходимого для того, чтобы организовать субъективно оценивающую систему адаптивн ости. Такая система, тем самым, обладает сознанием и мышлени ем. Понятно, что не просто наращивание сложности системы, а именно качество организации описанных взаимодействующих механизмов, обеспечивает субъективность восприятия.

А теперь - новая итерация всего уже сказанного - в рамках системной модели организации психи ки (МВФП):

  • о выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли
  • понимание сути субъективного, самоощущения своего Я, произвольности, взаимодействия души и тела: Понимание произвольности
  • Для углубления понимания:

    Все это - не столько очень сложный комплекс взаимодействующих механизмов мозга, сколько пока еще не обычный и не привычный для понимания. Модель такой взаимосогласованной системы подробно и в разных аспектах рассматривается в статьях, ссылки на которые даны внизу для тех, кто не побоится трудностей в понимании нового и позволит себе потратить немало времени и усилий воли для создания у себя этих представлений.
    Наиболее общие, системные представления об организации механизмов психи ки как адаптивн ости индивида к новому, в том числе

    Изначально, например, у животных, мысль — это последовательность образов. Допустим, антилопа видит гепарда или льва, и тогда у нее проносятся в голове несколько образов, каких, нам точно не известно, но предположительно это три образа: образ хищника, образ ужаса (смерть), образ бега. Таким образом, даже у животных присутствуют умозаключения, например, что рядом хищник, который представляет опасность и надо бежать.

    Что же у человека? Человек тоже мыслит образами, но к этим образам прикреплена дополнительная информация, а именно, речь. То есть, если у антилопы мысль представляет собой последовательность “фотографий”, то у человека эти фотографии подписаны. Для чего же человек дополнительно кодирует возникающие у него образы в слова? Конечно, чтобы он мог посредством словесного кода передать данный образ другому человеку.

    Но почему же тогда мы кодируем образы в слова, даже когда рядом нет других людей?

    Дело в том, что у человека такой развитый мозг, что он способен моделировать внутри себя другую личность. Поэтому, когда вы размышляете, вы на самом деле обращаетесь к некому абстрактному собеседнику, который возможно даже пытается вам возражать и ищет слабые места в ваших размышлениях.

    Плюс к этому, человек не перестал мыслить образами, а продолжает это делать. Хорошо известно это водителям, которые не кодируют свои размышления в слова, ведь на это у них просто нет времени. Водитель видит приближающуюся машину и, подобно антилопе из предыдущего примера, пытается избежать столкновения, не пытаясь переводить происходящее в слова. Описывает происходящее словами он уже потом и, как правило, не слишком цензурными.

    Мы мыслим образами даже тогда, когда имеем дело с абстрактными понятиями, например, математическими. Просто для них мы конструируем какой-то особенный образ. Кстати говоря, эти образы могут быть не только зрительными, но, например, слуховыми или обонятельными. Лично знаю человека, который запоминает телефонные номера по их музыкальному звучанию, то есть, он кодирует их в ноты.

    В нашем же понимании мысль — это именно нечто, описанное словами. То есть, для людей мысль — это только то, что можно передать другому человеку. Но закодировать образ в мысль бывает очень непросто, и об этом знает каждый, кто пытался написать какой-то текст. На этом и попадаются начинающие писатели, у которых в голове есть замечательный образ книги, но как только они пытаются перевести этот образ в слова, у них ничего не получается.

    Вернемся к мышлению.

    Мысль — это последовательность образов, то есть, некий шаблон. Например, если я начинаю думать об отпуске, у меня проносятся следующие образы: “лето”, “плавание”, “вкусная еда”, “солнце”, “безделье” и много еще чего… Но суть в том, что когда я начинаю думать об отпуске, мои мысли неизбежно касаются этих тем. Это касается любой темы размышлений, любая тема имеет ограниченное количество образов.
    У каждого человека есть свой набор любимых мыслей. Возьмем мысли о работе. Любая рабочая деятельность состоит из 20-30 операций (в среднем). Соответственно, и мыслей в рамках этой работы будет 20-30 (максимум), большинство из которых, при этом, мы придумали не сами, а получили от кого-то в закодированном (словесном) виде.

    Нам кажется, что каждая наша мысль уникальна, хотя на самом деле мы каждую обдумывали уже тысячи раз. Придумать по настоящему новую мысль весьма непросто и такое умение очень ценится в современном мире. Людей, которые это могут, мы называем гениями.

    Давайте посчитаем, сколько у среднего человека мыслей в голове? Для начала давайте посчитаем области деятельности, в которые средний взрослый человек вовлечен. Это следующие области: работа (20-30 операций), отдых (4-5 способов отдыха и 20 стандартных разговоров), секс (5-6 мнений, 3-4 техники, 10 историй), закупка продуктов и оплата счетов (30 операций, 10-15 стандартных разговоров), отношения со значимыми людьми (15-20 стандартных реакций на стандартные раздражители), воспитание детей (10 реакций на их поведение), обстановка в мире (10 мнений), воззрения на мир (3-5 теорий об устройстве мира).

    Возьмем, условно, на каждую деятельность по 20-30 мыслей и получаем, что средний человек оперирует приблизительно тремястами мыслями, как правило, не слишком сложными. И эта цифра еще оптимистична. При этом, возможности человека намного, сильно намного, больше. Но очень немногие люди выходят за этот лимит.

    Это не значит, что человек просто устроен. Во-первых, мы не знаем, какие именно 300 мыслей у человека в голове, и как они между собой связаны. Человек и сам не знает. Также важно помнить, что человек постоянно усваивает новые мысли и забывает старые. Как правило, у молодого человека каждый год заменяется по 10-20 мыслей, у пожилых — намного меньше (1-5). Но это не значит, что за 30 лет человек полностью меняется, подвергается изменению лишь процентов 30 мыслей, остальные стабильны на протяжении всей взрослой жизни (хотя и их можно поменять).

    Согласитесь, что 300 мыслей достаточно легко перечислить(если они описаны словами) и немного сложнее, если они в образах.

    Вы мне можете возразить, что вы каждый день оставляете в интернете по 10 комментариев, и они уникальны. Нет, они не уникальны. Очень часто мы всовываем в них одни и те же наши воззрения, из-за чего наши тексты лишь немного могут отличаться по форме.

    Созерцай, Филиция, духовный мир через религиозную интуицию.

    Религиозная интуиция является, когда сердце от грехов и страстейочищается.
    Мирское искусство, бывает, личность размывает.
    Через искусство теряем критическое чувство.
    Душа, Евсей, постоянно сотрясается эхом страстей.
    Служитель, наша память — искуситель.
    Образы и представления из сознания, а страсти из сердца удалим, когда грех победим.
    Музыка, Рита, отражение страстных ритмов.
    К музыке привык. Чувств непосредственный язык.
    Духовная музыка, знал он, богослужению фон.
    Какое диво читать молитвы речитативом.
    Ламаизм имеет цель ту — смерть и погружение в пустоту.
    Богатство, верьте, отнимает память смерти.
    Наркотик и теперь демона дверь.
    Земная радость, наш враг — превратится в прах.
    Шутки порой восхищают, но целомудрия лишают.
    Шутки, Настя, путь к страсти.
    Грех, друг мой, общение с тьмой.
    Плач сердце лечит, а смех калечит.
    Скорби роятся, но в радость превратятся.
    Сердце, Федот, лучший ДОТ.
    С этих мест неси свой крест.
    Страдания, Лар, божественный дар.
    Нам, Даня, жажду страданий и состраданий.
    В радость вскоре обратится горе.
    Логическое значение в словах ограничение.
    И в беспечности у нас инстинкт вечности.
    Ощущения мобилизуются и в образы, представления преобразуются.
    Смирение, знать, привлекает благодать.
    Славолюбие, сребролюбие и сластолюбие, Насть, рождают страсть.
    Прилично количество пищи привычно.
    Покой? Свою волю укрой.
    Скорей раздражительность преодолей.
    Сластолюбив. Будешь гневлив.
    Не нарицательный образ жизни, но отрицательный.
    Вера и нравственность, Есения, даёт спасение.
    Получим культуру вскорости из каналов духовности.
    Власть предержащих от страха дрожащих.
    Наша вина - не видим событий до пятого звена.
    Меж ними боренье: деньги и общественное мнение.
    Сновидения - откровения духовного зрения.
    Кому горе - бегите в горы.
    Невинны, спасайтесь в долины.
    Говорят во лбу 666 горят.
    Цель не конечная: на плече звезда пятиконечная.
    Муж не хочет ждать, он хочет дать!
    Жена не может ждать, она хочет взять!
    Жена везде получает извне.
    Муж, смотри, получает изнутри.
    Возбудить и передать спеши творческую энергию души.
    Спешим? Другим внушим.
    Изменим, братцы, души вибрации.
    Не для популярности измени свои полярности.
    Подняться над планом обычных причин - удел мужчин.
    Мудрец служит высшим, правит низшим.
    Справедливость - не творчество, человека отрочество.
    Справедливость сама отлетела от ума.
    Друг, третье взаимодействие — двух.
    И в пустыне не водись со злыми, пустыми.
    Ворон даёт норов.
    Праздник урожая для тебя 9 сентября.
    350 слов и сейчас с корнем рус, рас.
    Государство на мели, коль нет цели.
    3000 слов и еще прибавьте, имеют ра, рo, ру, рю, pи в качестве приставки.
    Письмо Китаю Арии дали.
    Не ново - от знака слово.
    Слoгoвoe письмо не примитивно, а более информативно.
    На баклажки глазей, Ново черкасский музей.
    Чем знаменит до кирилловский алфавит?
    Для русских сердец знак - телец.
    Из каких явлений наказание четырех поколений? 17. 42. 67. 84 лет.
    Для всех затор люксембургский компьютер.
    Наследника как спас казак?
    Знание, освобождение - природы отражение.
    Логика объективна, сознание - субъективно.
    Искать пойдем истины вертикальный подъем.
    Бай! Волю инстинктам не отдай.
    Молчать, познавать, желать, дерзать учила мать!
    Программатикa: воля холерика, вдумчивость мeлaнxoликa, жизнерадостность сангвиника, хладнокровности флегматика.
    Тому, кто оглох: ум - природа, энергия - Бог.
    Какие прения про закон забвения.
    Мнение: велик закон забвения.
    Детали - муть, важна СУТЬ.
    Прости, забыл я расти.
    Лиц симметрии полная - смерть бескровна.
    Мнение: велик закон забвения.
    Не канючь, безмолвие наш ключ.
    Знаем сами, враг - пробирный камень.
    Раскаяние, единственный грех — отчаяние.
    Все узнай, без чувств познай.
    Не в лет 300 соединись с пантеоном «монистом».
    Пиши: у иных нет тел, у других души.
    Благая весть - у человека все есть.
    Земля: это лаборатория духа и света.
    Космосознание не лихо - из себя выход.
    Ввысь по нити сознания поднимись.
    Над макушкой, братцы, зона концентрации.
    «Человека цель»: найти из материи щель.
    Расшифруем вскоре эйцехоре!
    Ответ такой! Губит совесть покой.
    Дисциплина, воля, знание и нет звёзд влияния.
    Неуправляем у большинства микрокосм естества.

    • МЫСЛЬ , -и, ж.

      1. Мыслительный процесс; мышление. Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. Бывает молчание, в котором ход мысли чувствуется яснее, чем в ином, даже умном разговоре. Короленко, О Г. И. Успенском. || Размышление, рассуждение. [Пьер] долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. Л. Толстой, Война и мир .

      2. Результат процесса мышления (в форме суждения или понятия). Глубокая мысль. Интересная мысль. Старику захотелось важных, серьезных мыслей; хотелось ему не просто думать, а размышлять. Чехов, Печенег. Петина мысль показалась ему остроумной. Каверин, Кусок стекла. || Предположение, соображение. Где ж была хозяйка этой смиренной, девической кельи? Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. Пушкин, Капитанская дочка . || Намерение, замысел. Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. Куприн, Олеся .

      3. Знание, познание в какой-л. области. Научная мысль. Техническая мысль. Годы непрерывных побед авиации были годами торжества конструкторской мысли. Саянов, Небо и земля.

      4. То, что заполняет сознание; дума. Погрузиться в свои мысли. Глаза его читали, Но мысли были далеко; Мечты, желания, печали Теснились в душу глубоко. Пушкин, Евгений Онегин . Не видит он поезда и не слышит шума; одна мысль в голове: - Не устою, упаду, уроню флаг. Гаршин, Сигнал.

      5. мн. ч. (мы́сли , -ей ). Убеждения, взгляды, воззрения. - Можно быть несогласными в мыслях и все-таки взаимно уважать друг друга. Достоевский, Дядюшкин сон .

      Задняя мысль см. задний .

      Образ мыслей - система взглядов, представлений, воззрений.

      Не допускать мысли о чем - считать что-л. невозможным, недопустимым. 318

      Воспарить мыслью - см. воспарить .

      Держать в мыслях см. держать .

      Иметь в мыслях что - думать о чем-л.

      Не иметь в мыслях чего - не думать о чем-л.

      Напасть на мысль - неожиданно найти решение, понять, сообразить.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

    Считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей». Часто короткая мысль передаётся в одном предложении .

    С точки зрения физиологии интеллекта живых организмов:

    Мысль - чувственный образ. Этот образ может:

    • складываться из множества ощущений различных органов чувств (Солнце светит в глаза и греет кожу);
    • находиться в фокусе внимания (быть текущим) сознания или подсознания (во время сна, интуиции), непосредственно во время ощущений или хранения памятью;
    • синтезироваться из различных текущих ощущений и/или хранимых памятью, в частности, образуя поток ассоциативно-образного мышления.

    На данный момент не существует какой-либо даже слабой теории, объясняющей работу мозга и структуру мысли в частности. Можно попытаться дать только более-менее общую картину и изложить факты.

    Мысль - это наиболее заметный сознанию элемент мышления, происходящего в мозгу; элемент, с которым каждый день имеет дело любой человек. Собственно, само мышление для сознания представляется, как поток мыслей, связанных между собой в последовательную цепочку более-менее относящихся друг к другу ассоциаций и идей. Но было бы необоснованно думать, что мысль - это единственное, что происходит в нашем мозгу в процессе мышления. Однако сознание фиксирует и запоминает лишь это. Всё остальное происходит вне поля видимости сознания и потому называется подсознанием .

    Мысль имеет разные проявления и формы: воспоминания , фантазии , ассоциации , чувства , убеждения и гипотезы .

    Мысли могут протекать как в форме свободных ассоциаций, так и быть направленными сознанием в строгом направлении, быть логически обоснованными, и следовать в виде фиксируемых утверждений, выводимых по строгим правилам от предыдущего к следующему. Последний способ мышления называется логикой .

    О чём бы ни была мысль, она сама по себе запоминается и фиксируется в краткосрочной памяти, принимая форму образа . Память, в которой хранятся образы, иначе называется воображением . Воображение даёт возможность человеку возвращаться к нужным мыслям вновь и вновь, перебирая и пробуя всевозможные их комбинации друг с другом в поисках наилучшего, внося изменения в них или связи между ними. В некотором смысле воображение играет роль ручных счёт , школьной или шахматной доски, на которых пишут или двигают фигуры. В компьютере достаточно слабым аналогом краткосрочной памяти человека является оперативная память - ОЗУ и регистры .

    Регистрация мыслей

    Мысли человека являются результатом активности нервных клеток головного мозга . Существуют сообщения о методах интерпретации этой активности при помощи различных физических методов.

    Японские ученые разработали миниатюрный прибор для регистрации электрической активности головного мозга, способный распознавать и интерпретировать до 512 различных команд.

    Примечания

    См. также

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Мысль" в других словарях:

      мысль - мысль, и … Русский орфографический словарь

      мысль - мысль/ … Морфемно-орфографический словарь

      - (5) 1. Воображение, творческое воспроизведение, представление: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2 3. Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

      Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

      Помысел, дума, идея, мнение, положение, понятие, тезис, парадокс, представление; догадка, соображение, суждение, намерение. Ему пришла в голову фантазия. Он напал на мысль. Ср. . См. изречение, намерение бараньи мысли с подливом, без задних… … Словарь синонимов

      МЫСЛЬ, мысли, жен. 1. только ед. То же, что мышление. «Всё то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении…» Ленин (о Марксе). 2. Продукт деятельности разума, размышления, рассуждения; идея … Толковый словарь Ушакова

      Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? мысли, чему? мысли, (вижу) что? мысль, чем? мыслью, о чём? о мысли; мн. что? мысли, (нет) чего? мыслей, чему? мыслям, (вижу) что? мысли, чем? мыслями, о чём? о мыслях 1. Ваша мысль это ваше… … Толковый словарь Дмитриева

      мысль - основная единица, «молекула» мышления. В мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.… … Большая психологическая энциклопедия

      МЫСЛЬ, и, жен. 1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. Интересная м. 3. То, что заполняет сознание, дума. М. о сыне. Иметь в мыслях что н. 4. мн. Убеждения, взгляды. Быть… … Толковый словарь Ожегова

      Жен. всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, преаположенье, выдумка, думка и пр. Мысли роятся в голове день и ночь, наяву и во сне. Эта мысль запала мне на… … Толковый словарь Даля