Что такое дружба рассуждение 15.3. Конспект занятия-беседы о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой. Осеева. новая игрушка

Дружба - это отношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, общих интересах и доверии. Я думаю, что настоящий друг никогда не обманет, будет верен, и честен.

Так, Динка, героиня повести В. А. Осеевой-Хмелёвой, решается рассказать Хохолку о своих новых чувствах к их общему другу Лёне. Она не знает, как отнесётся к этому Андрей, но считает, что это будет честно. Вот почему Динка так переживает накануне разговора! Девочка убеждена, что нельзя рушить дружбу обманом, а ради ее сохранения, нужно сказать правду Хохолку о своей любви к Леньке.

Переживает и Леня, мальчик, которого любит Динка, но он уверен, что говорить правду Андрею нельзя. Нельзя потому, что можно потерять друга. Леня еще не выстрадал той мысли, которая родилась в душе Динки: «Нас было трое друзей. А теперь должно быть двое! И из нас троих нельзя обмануть никого!»

Таким образом, в истинной дружбе не должно быть подлости и обмана.

Текст 10. В. Осеева. Динка прощается с детством

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» –сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.

(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

В. Осеева

Рассказы

Что легче?

ошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Плохо

обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

В одном доме

или-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

ольшую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

Нет, моя! - сердился Ваня. - Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

Моя! Моя! - кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

Чья собака? - сердито закричал он.

Моя, - сказал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

ень был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с её шубки снег. - Ушиблась? Девочка улыбнулась:

Коленку... Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

Иди к нам! - позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Три товарища

итя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

Завтрак потерял...

Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

А ты где его потерял? - спросил Миша.

Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Бери, ешь!

Сыновья

ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну что? Каковы наши сыновья?

А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Синие листья

Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон... Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. - Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: - Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

Это... это... Бум!

Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

Он немножечко подпрыгнул... и лапами...

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: - Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

Ты очень испугался? - повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

Если ты... нечаянно, - медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа...

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с "Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

Будет дождь.

Я попросил:

Пусти Бума...

Хоть в кухню... мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

Иди спать, - со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся...

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

Краткий пересказ Осеева Почему? (Совесть)

Рассказ ведется от лица мальчика. Он, сидя за столом, играл на стуле, раскачиваясь на нем. Рядом был пес Бум, - он улавливал игривое настроение мальчика и пытался его то лизнуть, то по-доброму укусить за пятки. Мальчик смотрел на фотографию своего отца, который был уже мертв. Это фото было таким добрым, но как будто предостерегало «Не балуйся». Тут стул резко наклонился, мальчик схватил скатерть, и со стола полетела чашка, которой постоянно пользовался отец.

Мальчик испугался, а в комнату вошла мама, и расстроилась так сильно, что закрыла лицо руками, а затем спросила у мальчика, он ли это сделал. Но что мальчик, заикаясь, ответил, что это сделал Бум. Мама выгнала собаку из дома и расстроилась еще больше оттого, что поняла, что сын ей врет. Мальчик страдал, видя, как мохнатый друг страдает на улице и просится в дом. Главного героя мучила совесть, он не мог найти себе места, постоянно прося маму запустить пса домой. Ночью пошел дождь, чувство вины мальчика стало настолько сильным, что он побежал к маме и во всем сознался. Мама с радостью запустила пса домой, а мальчик так и не понял, почему мама его не ругала.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.

Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе - корысть, себялюбие, зависть, черствость; проявлять бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Цели урока:

знать понятия «дружба», «эгоизм», «зависть», о творчестве В.Осеевой;

обучать умению отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе - корысть, себялюбие, зависть, чёрствость;

воспитывать бережное отношение к окружающим людям, бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока: Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»?

II . Постановка темы и целей урока.

Хорошо, когда есть друзья и товарищи, С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.

Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного!

Так поется в песне на слова С. В. Михалкова.

Ш. Работа по теме урока,

1). Вступительная беседа о дружбе.

Что такое настоящая дружба?

Как проверяется она?

Кого человек в праве назвать своим другом?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.

Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдём, что:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Как вы понимаете:

взаимном доверии - нет никаких тайн друг от друга;

привязанности - преданность, симпатия;

общность интер есов - одни и те же интересы.

Но сегодня на уроке мы будем говорить не только о настоящей дружбе, но и ее противоположности - эгоизме.

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других.

Как вы понимаете «себялюбие»?

себялюбие - любящий только себя.

2). Инсценировка стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной»

Красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу.

Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти.

Мы как две голубки

Из одной скорлупки. Я шепчу:

Но ты учти -

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

Ты дружи со мной одной:

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу:

А ты со мной

Подружись хоть на день*

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

Молчала бы!

Не вставать же на колени.

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье;

Срочно требуется друг!

Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глазки», как героиня этого стихотворения.

3). Знакомство с жизнью и творчеством В, Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева.

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923 - 1939), В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Так В. Осеева говорила о том, почему стала писать.

«Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ? ^

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась:

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных»

В. Осеева

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Сборники: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Трилогия: «Васёк Трубачёв и его товарищи». Повести: «Динка», «Динка пропрется с детством»

4). Анализ рассказов В.Осеевой,

В её книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу.

Какие рассказы о настоящей дружбе В, Осеевой вы почитали.

Чему учит он нас?

Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы «друг» потерпел неудачу, случилась неприятность.

Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески

А как бы вы поступили на его (её) месте?

5). Составление законно дружбы.

Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности.

Так давайте составим «Законы дружбы»

1). Не оставляй друга в беде.

2) Радуйся победам другого.

3). Бескорыстно заботься о друге.

4). Не предавай друзей.

IV. Подведение итогов урока.

Каждый из нас с вами может оказаться в подобных ситуациях. Так давайте проверим, как вы поступите в следующих случаях.

Тест.

1. Ваш друг заболел и не пришёл в школу.

а). позвонит сам

б). навещу или позвоню, узнаю о самочувствии.

2. Ваш друг упал с велосипеда:

а). помогу подняться с земли

б). стану смеяться

3. Ваш друг подговаривает подшутить над одноклассником:

а). приму активное участие в розыгрыше

б). попытаюсь отговорить

4. Ваш друг во время контрольной работы пытается пользоваться памятками:

а). сообщу учителю

б). после урока выскажу другу своё мнение о его неправильном поступке.

Ябеда - человек, который занимается мелким доносом, клеветой.

Я надеюсь, что наш урок прошел не напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему.

Эта пословица станет для вас указанием:

Друга ищи, а найдёшь - береги.

Исполнение песни о дружбе.


Главные герои рассказа Осеевой «Три товарища» — школьники Миша, Коля и Володя. Во время завтрака на большой перемене ребята обратили внимание, что их товарищ Витя ничего не ест. Тогда Коля поинтересовался у Вити, что же случилась. Выяснилось, что Витя потерял свой завтрак. Коля, который в это время ел кусок белого хлеба, сказал, что это плохо – потерять завтрак.

Другой товарищ Вити, которого звали Миша, стал выяснять, каким образом Витя мог потерять завтрак. Миша назидательно заметил, что завтрак надо носить в сумке, а не в кармане. И только третий товарищ Вити, по имени Володя, ничего не стал говорить, а просто разломил свой бутерброд с маслом пополам и поделился с товарищем.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Три товарища» состоит в том, что настоящий друг и товарищ не тот, кто поучает, а тот, кто помогает. Коля и Миша лишь посочувствовали Вите, но не предприняли никаких действий, чтобы помочь товарищу. Реальную помощь Вите оказал Володя, который поделился с ним своим завтраком, не говоря при этом ни слова.

В рассказе мне понравился Володя, который поступил, как настоящий товарищ. Он поделился с Витей едой и не стал при этом говорить ему нравоучительные слова.

Какие пословицы подходят к рассказу «Три товарища»?

Советчиков много, а помощников нет.
Назвался другом — помогай в беде.
Без беды друга не узнаешь.