Что нужно знать будущим родителям. Дородовое воспитание. Что нужно знать будущим родителям Дети очень забавные

Рождение ребенка – одно из самых значимых событий в жизни многих людей. Будущие родители часто беспокоятся, что они не будут должным образом подготовлены, когда придет тот самый день. Поэтому мы подготовили самые актуальные советы будущим родителям, которые помогут облегчить беспокойство.

1. Планирование и практика являются ключом к успеху

Если вы ждете своего первого ребенка, существует большая вероятность, что у вас нет опыта. Пеленать ребенка. Менять ему подгузники. Чем ближе день родов, тем больше эти вещи фигурируют в вашем сознании, создавая путаницу и стресс.

Но нет оснований для беспокойства – эти действия достаточно просты. Требуется только небольшая практика. В этом случае подойдет и кукла, на которой можно тренироваться. Конечно, ребенок двигается, и не всегда позволит себя одеть, но вы будете чувствовать себя намного увереннее.

2. Лекарства в вашем шкафчике, комплектация

Родители, как правило, очень взволнованы возможностью того, что ребенок заболеет или получит травму. К сожалению, такая вероятность существует всегда, следовательно, создает необходимость в лекарствах и атрибутах.

Хотя список не полный, но это основные вещи, которые необходимо подготовить заблаговременно:

  • цифровой термометр;
  • пипетка для чистки носа;
  • антибактериальная мазь;
  • медицинский спирт, пинцет, термометр и ножницы для чистки;
  • ватные тампоны, лосьоны, принадлежности для чистки медицинским спиртом;
  • жидкое мыло;
  • крем для зоны подгузников;
  • шампунь для младенцев;
  • обезболивающие средства для младенцев;
  • солнцезащитный крем.

3. Подготовьте для ребенка подходящую спальню

Каждый малыш индивидуален, и у каждого есть свои особенности. Кто-то просыпается от самого тихого шороха, но по каким-то непонятным для нас причинам спит, когда мимо пролетел самолет. Тем не менее есть некоторые вещи, которые вы должны поменять в спальне, чтобы сон сделать проще.

Плотные занавески

Младенцам надо спать и днем. А плотные шторы обеспечат в помещении необходимую темноту в любое время суток.

Включите белый шум

Сплошной белый шум успокаивает и способствует здоровому, глубокому сну. Но помните, что это должно быть совсем тихо, и его источник должен быть размещен как можно дальше от малыша.

На пол положите ковер

Это поможет уменьшить шумы в комнате.

Поставьте ночник

Это облегчит вам задачу ночью менять пеленки, пойти в ванную, или готовить бутылочку.

Поставьте полку для подгузников и принадлежностей по уходу

Пеленки и влажные салфетки разместите в легкодоступном месте. На самом деле, лучше всего поместить их в нескольких местах – в машине, в коляске, у родителей и у лучших друзей дома. Никогда не угадаешь, когда они вдруг понадобятся.

  • младенца надо носить на руках на его спине;
  • малыша кладут на прочный матрас, в кроватке с бортиками. Рядом с ребенком должны лежать подушки и игрушки;
  • поставьте кроватку в безопасном месте;
  • младенцы должны спать рядом с родительской кроватью, но не в ней. По крайней мере, в первые шесть месяцев своей жизни, ребенок спит в одной комнате с родителями.

5. Позаботьтесь о себе

Во время беременности очень важно соблюдать здоровую диету. Заботы о себе, конечно, должны продолжаться и после рождения ребенка. Это применимо и к отцу ребенка.

Например, мало еды или нездоровое питание заставят вас чувствовать себя еще хуже. Подобрать все необходимые питательные вещества… очень существенно.

Если у вас есть возможность, уделите себе больше времени. Небольшие моменты отдыха от ухода за ребенком будут приносить только пользу вашему психологическому состоянию.

Многим людям неудобно принимать помощь, так как они не хотят затруднять близких и знакомых, или хотят все сделать сами. Но на данном этапе жизни очень важно просить и принимать помощь. Сохраняйте спокойствие. Трудно сохранить холодную голову, когда вы чувствуете себя усталой и пытаетесь успеть сделать несколько дел одновременно.

О воспитании малышей очень много мифов, которые могут сбивать с толку и навредить, а не помочь. Воспитательные навыки появятся сами по себе. У всех женщин есть материнский инстинкт. Умение воспитания у многих людей не появляется естественно – это процесс обучения. Вы не всегда будете знать, что и как делать правильно. Не переживайте – это вполне нормально. Если не в состоянии с чем-то справиться, никогда не стесняйтесь спрашивать совета.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БУДУЩИМ РОДИТЕЛЯМ

Основы нормального нервно-психического и речевого развития ребенка закладываются в период внутриутробного развития.

Положительные эмоции, получаемые будущей мамой, могут стать фундаментом нормального развития ребенка в дальнейшем.

Общайтесь со своим еще не родившимся малышом.

Вы готовитесь стать мамой и уже, наверное, знаете, сын или дочь появится у вас через несколько месяцев. Не вызывает сомнения то, что вы правильно готовились к беременности, планировали это событие, обследовались у специалистов, вовремя встали на учет в женской консультации и выполняете все рекомендации своего акушера-гинеколога. Вы правильно и рационально питаетесь, ежедневно совершаете пешие прогулки, соблюдаете режим. У вас, конечно же, нет вредных привычек, как и у будущего папы, который так же серьезно, как и вы, готовится к появлению малыша.

А знаете ли вы, что уже во время беременности вы можете общаться со своим будущим малышом, тем самым способствуя его нормальному нервно-психическому и речевому развитию? Ведь основы нормального нервно-психического и речевого развития ребенка закладываются именно в период внутриутробного развития плода. Ученые утверждают, что плод уже на пятом месяце развития слышит и узнает голос матери. Поэтому общайтесь со своим еще не родившимся малышом, рассказывайте ему коротенькие потешки, пойте колыбельные песенки:


Баю-баю-баю-бай!

Спи, малышка, засыпай,

В темном небе месяц светит,

Улеглись в кроватки дети.

Баю-баюшки-баю!

Дочке песенку спою.

Баю-бай! Баю-бай!

Крепко глазки закрывай.

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам - под осинку,

Леше - на перинку.

Баю-баю, Лешенька,

Засыпай скорешенько.

Баю-бай, баю-бай,

Катя, глазки закрывай!

Пошел котик на торжок,

Купил Кате пирожок.

Пошел котик под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

Придет котик к Катеньке,

Велит Кате спатеньки.

Есть исследования, которые доказывают, что новорожденный лучше засыпает именно под те мелодии, которые слышал в период внутриутробного развития. Слушайте классическую музыку, посещайте музеи, любуйтесь полотнами известных художников. Старайтесь постоянно получать положительные эмоции, они так нужны и вам, и малышу и могут стать фундаментом его нормального нервно-психического развития.

Мои домашние удивлялись, когда я разговаривала со своими еще не родившимися сыновьями, но их речевое развитие, протекавшее как по учебнику, и то, как они реагировали на песенки и стихи, которые слышали в период внутриутробного развития, доказывают, что активное общение с еще не родившимся малышом стимулирует его развитие. У моего старшего сына появлялся комплекс оживления именно в тот момент, когда он слышал мелодии группы «Песняры», на концерте которых я побывала перед самым его рождением.

Так что общайтесь со своим малышом еще до его рождения, рассказывайте, как вы любите и ждете его. Поглаживайте свой округлившийся животик, говорите как можно больше нежных слов своему будущему сыну или дочке. Пусть и будущий папа примет участие в этом процессе.

Месяца

Уже в два месяца ребенок отвечает улыбкой на ваше обращение, ищет источник звука, поворачивая голову в его сторону.

Месяца

Втри месяца младенец ищет вас взглядом. Он нуждается в общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку. Мои сыновья никогда не плакали во время сборов на прогулку, как это часто происходит с малышами, потому что процесс одевания у нас сопровождался веселыми песенками и стихами.

У Матрешиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка - в жилете,

Петушок - в берете,

Коза - в сарафане,

Заинька - в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т. д. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

Месяца

В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом - он сучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. В это время для игр с малышом вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек вы сможете не только поиграть с малышом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос или в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

Месяцев

Итак, к концу периода гуления, то есть к концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на звуки [к], [г], [х] , потом начинают появляться звуки, похожие на [п], [м], [б], [т], [н]. Артикуляция (правильное положение органов речи) этих звуков сходна с актом сосания, поэтому они наиболее легко осваиваются малышом. Затем появляются звуки, похожие на [в], [ф], [с],[з]. Кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета. И если гулят одинаково младенцы всех народов мира, то в лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам родного ребенку языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто бы спрашивая: «Как ты это делаешь?»

Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, т. е. повторяются им вслед за ребенком. Вы услышали, что у малыша появился слог «ма». Повторите его несколько раз, четко произнося звуки, потом пойте на разные мелодии: «Ма-ма-ма! Ма-ма-ма-ма!»

Месяцев

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Тя-тя! Ня-ня!» Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок впервые сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов «па» и «ма».

Интересно, что в период лепета ребенок произносит самые разнообразные и сложные звуки, а затем медленно и с величайшим трудом учится артикулировать их в слове. Отмечают, что в лепете многих русскоязычных младенцев присутствует даже самый сложный в русском языке звук [р]. Ничего удивительного тут нет. Дело в том, что в лепете царит непроизвольность. У ребенка еще нет необходимости воспроизводить определенные звуки в определенный момент, в определенных сочетаниях, в конкретных словах.

Месяцев

К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма!» Если он не хочет есть, он отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете семи-, восьмимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. Продолжайте петь малышу. При умывании и купании пойте:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Совершая утренний туалет, расскажите своей дочке потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

Расчешу сыночку

Кудряшки-завиточки.

Вот какие завитушки,

Завитушки словно стружки.

При кормлении расскажите дочке веселый стишок:

Наварили каши

Маленькой Дуняше.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

А для сына подойдет вот такая потешка:

Кушай кашу, мой сыночек,

Будешь крепким, как дубочек.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

Месяцев

В девять месяцев у ребенка появляется так называемый модулированный лепет, или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. Сидя в манеже или кроватке и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы. Он с удовольствием играет с вами в широко известные народные игры «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Простоквашку.

Кыш, кыш, полетели,

На головку сели.

Сорока кашу варила,

Детей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Коры не драл,

Воду не носил,

Кашу не варил.

Не дам тебе каши!

Не случайно наши прапрапредки играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять, Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул, Самый меньший крепко спит, Ничего не говорит.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять, Пошли пальчики гулять. Этот пальчик рыл песок, Этот делал колобок, Этот с горки катался, Этот в травке валялся. Этот умница был, Хорошо говорил. Нежно нажимайте на кончик каждого пальчика малыша на левой руке, начиная с большого. Загибайте пальчики по одному, начиная с большого. Сжав все пальчики, нежно сожмите кулачок. Повторите упражнение и для пальчиков правой руки.

Месяцев

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной, напевной.

Месяцев

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова не, да с соответствующими жестами.

Месяцев

К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающегося ребенка присутствует 10-15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т. п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ДУ-ДУ), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово пи будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му, га-га, пи-пи. Он начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Его интересуют все предметы, находящиеся в поле зрения. Вам пришлось позаботиться о безопасности малыша, убрать все лишнее, закрыть электророзетки и острые углы мебели. Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках-игрушках, читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишия:

Месяцев

В четырнадцать месяцев у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит «но-но», а показывая на машину, говорит «би-би».

Года

В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50-60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!») Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки - цветочки, бибибиська - воробьишка, ибуяська - Чебурашка и т. п. После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом - трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений. Появляются формы множественного числа существительных и глаголов (ноги, идут).

Года

К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить. Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут.)

Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающие определенный смысл и поэтому выполняющие роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определенной ситуации.

В это время малыш начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), есть соединительные союзы.

Года

Уже в два с половиной года ребенок, речь которого развивается нормально, использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок.), задает вопросы со словами где? когда? (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?)

З года

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с"], [з" ], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р]. [р"], [л], [л"].

Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.

Года

К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р"], [л], [л"], а вот звуки [с], [з], [с"], [з"] ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, начинайте работу по подготовке малыша к обучению грамоте. Только не спешите, выберите методику, которой будете пользоваться, хорошо изучите ее и лишь тогда начинайте занятия с малышом. Для занятий вам потребуются карточки и кубики с буквами, азбука или букварь для дошкольников, яркие предметные картинки, палочки и шнурочки для выкладывания и пластилин для лепки букв. Хорошо приобрести магнитную доску с набором букв. Автор может порекомендовать вам свой комплект для обучения дошкольников грамоте, которым уже на протяжении десяти лет пользуются специалисты, работающие с дошкольниками. Это книги «Мой букварь» , «Играйка-грамотейка»- пособия, в которых подробно изложена методика обучению грамоте детей дошкольного возраста, а также рабочие тетради и прописи для дошкольников.

Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста». Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов. Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.

К пяти годам уже и звуки [ш], [ж], [щ] произносятся правильно. Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки [с] - [ш] и [з] - [ж] в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:

Миска - Мишка;

Маска - Машка;

Каска - кашка;

Соска - шашка;


Пасу - пишу;

Коза - кожа;

Роза - рожа;

Лизать - лежать.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок.

Находка

Наступила зима. Выпало много снега. Дети тепло оделись и пошли гулять. Девочка катала на санках мишку. Мальчик катался с горки на лыжах.

Вот мальчик съехал с горки и увидел на снегу мишку. А девочка везла пустые санки.

Мальчик догнал девочку и протянул ей мишку. Девочка обрадовалась и сказала: «Спасибо!»

Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Онуже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Например, ребенок легко отгадает загадку:

Пробежала кочка

Около пенечка.

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки.

Малыш, конечно же, скажет, что это еж, и легко объяснит, что ежик действительно похож на кочку, у него спинка в колючках и он таскает на колючках листья.

Если у ребенка возникают сложности при отгадывании загадок, сначала используйте загадки - упражнения типа «Подскажи словечко»:

Полосатой рыжей спинкой,

Ластясь, трется о ботинки,

Машет кончиком хвоста.

Говорю я про... (кота).

Пятачок и хвост крючком.

Ты, конечно, с ним знаком.

Он - большой свиньи ребенок,

А зовется - ... (поросенок).

Резво скачет по лужайке.

Кто он? Быстро угадай-ка.

Ножки тонкие, и грива

Развивается игриво.

На конюшне без пеленок

Вырос рыжий... (жеребенок).

На мостке, упершись лбами,

Час стоят, на горе маме.

Вот упрямые ребята!

Как же их зовут?

(Козлята.)

Учите ребенка объяснять, как он отгадал загадку, что помогло ему найти отгадку. Это развивает не только речь, но и мышление ребенка.

К шести годам процесс фонемообразования у нормального развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.

Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.

Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.

Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.

Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.

Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.

Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.

Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.

Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.

Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.

Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.

Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.

Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.

Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.

Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.

К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. Например, он легко составит рассказ по картине, особенно если вы предварительно зададите ему вопросы:

Кого ты видишь на картине?

Куда вышли дети с воспитателем?

Кого они увидели на рябине?

Какими были снегири?

Как смотрели на них дети?

Зимнее утро

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин

На лугу

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

И. Суриков

Это я

Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали. Вытрем лоб. Показываем сначала левый, потом правый глаз. Беремся сначала за левое, потом за правое ухо. Левой рукой показываем рот, правой - нос. Левую ладошку кладем на спину, правую - на живот. Протягиваем обе руки, два раза хлопаем. Кладем ладони на бедра, два раза топаем. Правой ладонью проводим полбу.
Умывалочка
Мы намылим наши ручки, Раз, два, три. Раз, два, три. А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри. Круговыми движениями трем одну ладошку о другую. Два раза выполняем по три ритмичных хлопка. Выбрасываем руки вверх. Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.

Зубная щетка

Эта щетка для Андрейки, Чисти зубки поскорей-ка. Раз, два, три. Раз, два, три. Вот так зубки! Посмотри! По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой, потом правой щечки. Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз. Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ. Упражнение «Улыбка» (развести губы и показать сжатые зубки).
Мяч
Это мяч, круглый мяч, Красный мяч, гладкий мяч. Любит мячик прыгать вскачь. Вот так мяч, круглый мяч. Два раза «рисуем» полукруг. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе. «Рисуем» руками большой круг.

Мячик

Платье

Ботинки

Стул

Утки

Корова

«Му-му-му! - мычит корова. - Забодаю Катю с Вовой. Вы не пьете молоко? Убегайте далеко!» Идем по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев. Поворачиваемся лицом друг к другу, делаем по два поворота вправо-влево. Ставим руки на пояс, делаем сердитое лицо. Разбегаемся в разные стороны.
Коза рогатая
Идет коза рогатая, Идет коза хвостатая. Кто не ест, кто не спит, Забодает, забодает, забодает. Идем по кругу, сделав «рожки» из пальцев. Останавливаемся, поворачиваются лицом друг к другу, «бодаемся».
Русская народная пестушка

Конь

Кошка

Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху - кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно - Я царапаюсь ужасно. В. Стоянов Идем по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаемся, встаем лицом в круг, делаем «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков. Вновь крадучись идем по кругу. Опять останавливаемся, встаем лицом друг к другу и показывают «когти».
Котик
Вот какой коташка, Круглая мордашка, И на каждой лапке Коготки-царапки. Все ему игрушки - Кубик и катушки. Котик, точно мячик, По квартире скачет. О. Высотская Крадемся по кругу друг за другом на носочках. Останавливаемся, показываем обеими руками мордашку, покачиваем головой. Ритмично вытягиваем вперед то левую, то правую руку. Прыгаем на носочках. Держим руки на поясе. Выполняя поскоки, двигаемся по кругу.

Тузик

Веселые зверята

Поливальная машина

По велению мироздания мы разделены на два пола. Люди знакомятся. Со временем их отношения перерастают в нечто большее. Закономерным итогом становится создание семьи и рождение детей. Данный процесс повторяется из года в год, из века в век, благодаря чему наш вид продолжает существовать.

Учитывая то, что человек наделён способностью мыслить и анализировать, он стал доминировать, создавая предпосылки для дальнейшего развития. На первый взгляд всё просто и понятно. Однако социальные, экономические, технологические, экологические, техногенные факторы вносят свои коррективы в нашу жизнь, значительно осложняя её.

Как было на заре человечества? Мужчина являлся добытчиком. Женщина рожала детей и хранила семейный очаг. Нежизнеспособные особи просто не имели шансов обзавестись потомством. То есть естественный отбор делал своё дело подобно садовнику, обрезающему засохшие ветви и побеги. А как дело обстоит сейчас? Казалось бы, в развитых странах созданы великолепные условия, а трудностей, связанных с «детским вопросом», становится всё больше. В чём же дело?

Глобальный взгляд на необходимость планирования детей

В современном мире наблюдается тенденция перераспределения функций между мужчиной и женщиной, на плечи которой нередко ложится забота о пополнении семейного бюджета. Поэтому рождение ребёнка зачастую откладывается на неопределённый срок.

Кроме того, ухудшающаяся экологическая обстановка (особенно в городах) отнюдь не улучшает репродуктивную способность граждан и не увеличивает вероятность рождения здоровых детей. Всё это приводит к старению населения и увеличению количества патологий у новых жителей планеты. Относительная доступность медицинского обслуживания позволяет сохранять не вполне здоровый генофонд.

Налицо угроза популяции, избежать которой поможет сведение к минимуму негативных факторов, влияющих на будущее поколение.

Другими словами, без планирования детей не обойтись, и это проблема мирового масштаба. Правда, решить её только за счёт государства не получится. Безусловно, всевозможные программы поддержки очень помогают, но без страстного желания молодых людей видеть первые шаги своего чада, слышать его радостный смех, целиком посвятить себя семье и стать счастливыми родителями вряд ли удастся чего-нибудь добиться.

Планирование беременности

Планирование беременности следует начинать с моральной и психологической подготовки примерно за три-четыре месяца, а то и за полгода до радостного события. Нужно осознать, что рождение ребёнка – серьёзный и ответственный шаг, сделать который, конечно, надо, но малейшие сомнения должны быть навсегда оставлены в прошлом.

Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков) является непременным условием. Причём осуществить его нужно как можно скорее, чтобы организм успел очиститься. В противном случае плод подвергнется опасности неправильного развития. Тяжёлые нагрузки противопоказаны, но сие не означает полное исключение физических упражнений.

Наоборот, если будущая мама не была дружна со спортом, то самое время привести мышцы в тонус, начать посещать бассейн, больше гулять на свежем воздухе. Огромное значение имеет правильное и сбалансированное питание. Упор делается на свежие овощи, фрукты, морепродукты, нежирное мясо. От жареного, солёного, копчёностей лучше отказаться.

Далее необходимо пройти тщательное медицинское обследование, перед которым желательно больше узнать, как проходила беременность матери, какими хроническими заболеваниями страдали близкие родственники. Многие женщины полагают, что достаточно посещения одного лишь гинеколога. На самом деле ситуация выглядит несколько иначе.

Ведь беременность – это своего рода стресс для организма, который начинает функционировать, активно задействуя все системы. Зачастую дают о себе знать инфекции, ранее не проявлявшиеся. Поэтому в обязательном порядке сдаются всевозможные анализы (крови, мочи, анализы на наличие различных инфекций).

Кроме этого, выясняется совместимость родителей по резус-фактору. Если требуется, то проводится вакцинация. Особое беспокойство у врачей вызывает отсутствие иммунитета к краснухе, так как данное заболевание, перенесённое во время беременности, часто приводит к порокам развития плода.

За последние тридцать лет в разы увеличился процент случаев заражений инфекциями, передающимися половым путём. При обнаружении патогенных микроорганизмов необходимо пройти полный курс лечения.

Во времена Советского Союза эта проблема не была столь актуальной, потому что случайные половые связи не приветствовались. Возможно, есть резон придерживаться разумной линии сексуального поведения или хотя бы использовать презервативы, которые ещё и предохраняют от нежелательной беременности.

Кстати, данному виду контрацепции во время планирования беременности отдаётся предпочтение. А вот гормональные препараты, как и приём большинства лекарств, надо исключить. Показаны всевозможные витамины. Очень важна в процессе вынашивания плода фолиевая кислота. Правда, следует оговориться и акцентировать внимание на одной немаловажной детали: каждый человек индивидуален, поэтому витамины надо принимать, предварительно посоветовавшись с врачом.

Ни для кого не секрет, что в организме всё взаимосвязано и одними лишь исследованиями мочеполовой системы не следует ограничиваться. А при планировании ребёнка должна быть учтена любая мелочь. Даже выпавшая пломба может стать причиной нежелательных последствий или, скажем, маленький котёнок, являющийся носителем возбудителей токсоплазмоза.

Отрадно видеть, что многие пары не останавливаются на рождении одного ребёнка. Ведь маленький братик или сестричка будут способствовать формированию у старшего отпрыска чувства ответственности. Но и здесь есть подводные камни. Существует вероятность, что первый ребёнок почувствует себя обделённым вниманием.

Поэтому желательно, чтобы разница в возрасте у детей составляла четыре года, когда карапуз будет в состоянии адекватно воспринять радостную новость о пополнении в семье. К тому же и организм мамы полностью восстановится.

Роль мужчины в планировании ребёнка

Мужчина несёт ответственность за будущего ребёнка наравне с женщиной. Он точно также обязан заботиться о своём здоровье, дабы его сперматозоиды были подвижны, и будущий человечек унаследовал максимальное число положительных качеств главы семейства.

Женщинам в период беременности свойственна частая смена настроения, и супруг должен оказывать максимум внимания будущей матери своего ребёнка, создавая ей душевный комфорт и внушая чувство защищённости.

Главное — понимание

В планировании ребёнка некоторые семейные пары порой излишне усердствуют. Пытаясь всё предусмотреть, будущие родители не понимают, что процесс рождения новой жизни – это великое таинство, которого они себя лишают. Кто-то хочет мальчика, а кто-то девочку.

Ставя во главу угла желание самим повлиять на пол карапуза, одни прибегают к всевозможным способам, зачастую псевдонаучным, другие не против воспользоваться достижениями репродуктивной биологии. А стоит ли тратить силы на бесплодные поиски и терзания? Может лучше сосредоточиться на ожидании прихода в мир нового человека? Ведь главное, чтобы ребёнок был желанным!

Введение

Здоровье будущего поколения во многом зависит от подготовленности молодых людей, которые заключают брак, к созданию крепкой, здоровой семьи, рождения и воспитания ребенка.

Элементы знаний потенциальных молодых родителей в области физиологии и гигиены человека, психологии ребенка, а также правильное представление о взаимоотношениях с будущим малышом помогут им воспитать здорового ребенка. Спланированная и осознанная подготовка будущих родителей к рождению ребенка положительно повлияет на решение многих проблем молодой семьи. Представление о физиологическом зрелую и незрелую ребенка, а особенно о предпосылках состояния физиологической незрелости детей помогут предотвратить возникновение такого состояния или частично повлиять на него в положительном направлении.

Что нужно знать будущим родителям

На ребенка одинаково радостно ждут и мать, и отец. Будущие родители должны знать, что зависит от них, чтобы начало данной им новой жизни было благополучным.

На формирование зародыша влияют наследственность и, конечно, условия, в которых он развивается; среди них экология местности, где проживает семья, питание будущей матери, условия труда и уклад жизни семьи. рождение ребенок физиологический незрелость

Часть условий не зависит от нас, а некоторые обстоятельства бывают нам не всегда подвластны. Однако умные родители могут в некоторой степени изменить их к лучшему.

Старый обычай гласит, что для благополучия и здоровья семьи, а также будущего ребенка лучше не богатое и хмельное застолье традиционной свадьбы, а свадебное путешествие. Ведь начало жизни ребенка должна совпадать с радостными и светлыми днями матери и отца.

Ученые утверждают, что психология нежеланного ребенка травмирована еще до его рождения. По длительным стрессовым состояниям в крови матери образуется избыточное количество гормонов, которые негативно влияют на мозг ребенка, который формируется.

Специалисты считают, что девять месяцев ожидания ребенка постоянных размышлений о малыше, его будущее - это не только гормональный, но и биологическое воздействие, который проявляется во всем дальнейшей жизни ребенка. Хорошие мысли, чувства, слова родителей помогают формированию положительной психики ребенка. И одна из задач человека и близких родственников беременной женщины - быть особенно снисходительными, добрыми, внимательными к ней, думать и говорить больше о приятном, светлом, хорошем.

Чтобы ребенок родился физиологически зрелым, будущей маме следует правильно питаться, но не переедать. Если будущая мама не успела вовремя пообедать, ее кровь становится «голодной» и ребенок сразу же напоминает о себе, начиная «толкаться» (двигаться), ее сердце бьется чаще, увеличивается кровообращение организма, обеспечивая последнем поступление большого количества питательных веществ. Получив необходимое питание, ребенок на некоторое время успокаивается. Во время «толкания» же в организме матери она развивается физически, а значит, созревает физиологическое.

Будущим родителям нельзя забывать также о необходимости достаточной подвижности матери. Доступным и простым для оптимальной подвижности будущей матери может быть бег, сначала в течение 10-15 минут с последующим увеличением его продолжительности до 30-40 минут. К тому же, молодая женщина будет чувствовать себя увереннее, если в таких активных прогулках ее будет сопровождать человек. Через два-три нелегких недели мать почувствует физическую выносливость, так необходимую в ее состоянии. Такие пробежки можно осуществлять в любое время дня (когда удобно и приятно), но не менее трех раз в неделю. Для оптимизации двигательной активности будущая мать может танцевать, ходить на лыжах, играть в волейбол, баскетбол, ездить на велосипеде и т.п.. Однако при этом нужно соблюдать определенную осторожность, чтобы не навредить своему состоянию. Следует запомнить, что ограничение подвижности матери вредно для будущего ребенка.

Молодым людям, которые готовятся стать родителями, необходимо для счастья своего ребенка и собственного блага преодолевать свои пагубные наклонности и привычки. Вы знаете, насколько вредны для здоровья организма человека табак, алкоголь, наркотики. Все это, конечно, недопустимо в семье, где ждут ребенка. Особенно страшен оплодотворения, происходит в нетрезвом состоянии любого из родителей. Напомним, что матери-пьяницы рождают до 75% дефективных детей. По доброй традиции в древних славян молодые не доторкувалися к хмельного. Думаем, что ради семейного счастья и благополучия, а также здоровья вашего ребенка трезвое оплодотворения станет законом вашей жизни.

По возможности будущая мать, а затем и мать-кормилица должна избегать приема лекарств. Даже найбезвинниши препараты, которые принимает женщина в такой ответственный период жизни, могут в будущем негативно сказаться на состоянии здоровья ее ребенка.

Б.П. Никитин говорил: «Подавляющее большинство болезней ребенка создается самими взрослыми. И вам необходимо прилагать усилия уже сейчас для предотвращения болезней, изменяя обычаи, условия и образ жизни с детьми, приближаясь и производя в тон и такт природе ».