Буквограмма (развивающая методика). Детская развивающая методика «Буквограмма»: отрицательные отзывы и положительные. Инновационная программа обучения детей

Каждый родитель, которого беспокоит будущее собственного ребенка, стремится к его полноценному развитию, своевременному получению им необходимых навыков и знаний. Взрослый старается читать ребенку книги, играть с ним в различные игры, обучать тому, что умеет сам. И адекватному человеку понятно, что в основе гармоничного развития личности лежат близкие отношения, доверие и понимание. Но одного понимания проблемы мало – нужно постоянно работать над отношениями с ребенком, одновременно закладывая в него необходимые знания.

Не будучи специалистом в воспитании детей, родитель может столкнуться с массой сложностей: невозможностью занять ребёнка, неумением составлять правильный алгоритм работы, трудностями с усидчивостью и многими другими. Конечно, сегодня в городах существует масса развивающих центров, в которые можно водить малыша. Но далеко не у каждого родителя есть финансовые возможности и время, чтобы регулярно посещать специальные занятия.

Именно для таких взрослых создана уникальная методика развития детей всех возрастов Буквограмма, благодаря которой одновременно можно решить в домашних условиях множество педагогических задач. Диски с методикой покупают, как правило, заботливые родители, любящие бабушки и дедушки, воспитатели детских садов, специалисты, работающие в сфере образования с дошкольниками и школьниками.

Что представляет собой программа

Программа представляет собой три уникальных игры, созданные по методике Шишковой – кандидата психологических наук, доцента, генерального директора социально-психологического центра гармоничного развития личности под названием «ДОМ», расположенного в Москве.

Шишкова в составлении методики опиралась на достижения и опыт как отечественных, так и зарубежных специалистов в области логопедии, дефектологии, детской психологии и нейропсихологии. Ее работа получила множество доброжелательных откликов и благодарственных писем. Рецензии ее коллег, авторов научных трудов по психологическим дисциплинам, на данную методику лишь положительные.

Коррекционно развивающая методика Буквограмма может быть использована при работе с детьми от 3 лет до старшего школьного возраста. Каждая из трех игр решает отдельные задачи воспитания малыша.

Первая – (от 3 лет) способствует развитию речи, учит деток читать, помогает сформировать навыки межличностного общения, а также дает возможность родителям:

  • скорректировать поведение малыша, бороться с чрезмерной активностью, исправить рассеянное внимание;
  • пробудить у деток интерес к буквам и словам;
  • активизировать речь, что особенно важно для малышей с задержкой речевого развития.

Вторая – (от 7 лет) дает возможность маленькому пользователю качественно развить творческое и логическое мышление, оказывая положительное воздействие на эмоциональную сферу.

Она носит название «Буквополия» и, кроме прочего, позволяет:

  • лучше концентрировать внимание, развивать память и мыслительные процессы;
  • улучшить успеваемость в школе;
  • развивать волевые качества;
  • улучшать коммуникативные навыки.

Третья – (от 14 лет) способствует гармонизации отношений между ребенком, его родителями, а также другими членами семьи.

Она носит название «Театр» и дает возможность:

  • улучшить мотивацию к обучению;
  • строить доброжелательные отношения с окружающими, развивая их способности к коммуникации;
  • сформировать социальный такт и эмоциональный интеллект.

Широкий диапазон возрастов, которым подходит эта детская развивающая методика, дает возможность практически всем родителям несовершеннолетних деток закрепить их навыки чтения, письма, помочь в формировании грамотной речи, наладить межличностные отношения в семье – об этом не только говорит автор, но и свидетельствуют множественные отзывы, оставленные в сети довольными потребителями.

Преимущества

Уникальная методика Буквограмма имеет массу преимуществ, выгодно отличающих ее от аналогичных программ:

Как использовать программу

Отзывы родителей, родственников и воспитателей, которые решили купить игру для развития малышей, в сети практически все положительные. Методика хороша тем, что формирует нужные навыки и дает необходимые знания именно в виде игры.

Буквограмма развивающая методика не требует дополнительного оборудования – для работы с ней достаточно бумаги, ручки и желания. Каждый курс методики представлен 20 занятиями, которые нужно выполнять строго по плану, не пропуская и не меняя местами. Одно занятие по времени занимает около получаса – оптимальный период для усвоения материала, не дающий ребенку утомиться. Взрослый зачитывает малышу задание, либо демонстрирует его, а любимое чадо — выполняет. Если юный ученик плохо усваивает новый материал, то его нужно попробовать повторить через 3-4 часа.

Желательно закреплять новые знания в течение 5 дней, после чего переходить к новым упражнениям. Положительная динамика в развитии малыша будет видна примерно через 4 месяца при условии регулярных занятий.

Для выполнения упражнений нужно подготовить материал в печатном виде, не используя на занятиях электронные носители.

Отзывы в интернете говорят о том, что занятия, составляющие данную методику, подходят для самых разных ребят: неусидчивых, гиперактивных, малышей с ЗПР и страдающих от дефицита внимания.

Каких результатов можно ждать от использования программы

Занятия для детей, регулярно проводимые по данной методике уже через 4 месяца принесут свои ощутимые плоды. Малыш, во-первых, сможет более качественно концентрировать свое внимание. Отзывы довольных родителей свидетельствуют о том, что речь их чада становится более грамотной, а усвоение новых знаний происходит проще и быстрее. Ребята с большим желанием начинают читать книги, учатся самостоятельно решать те или иные сложности.

Кроме того, родителей радует, что детишки значительно лучше пишут, перестают путать слова, звуки и буквы. Огромное значение имеет то, что занятия проходят в игровой форме, а значит, малыши учатся с радостью и не переутомляются.

Замечено, что юным пользователям данной методики легче дается изучение иностранных языков. Что касается их отношений со сверстниками, то они развиваются более гармонично. Малыши учатся уважительному отношению, как к старшим, так и к своим ровесникам, повышается их уверенность в себе, организованность и общительность.

Как стать обладателем программы

Чтобы приобрести диск с этой методикой, можно посетить книжные магазины, либо сделать онлайн заказ на сайте. Покупка в интернете хороша тем, что позволяет оформить заказ, не затрачивая время на поиски программы в обычных оффлайновых магазинах. Однако следует помнить, что в сети немало мошенников, которые могут продать поддельный товар. Чтобы избежать этого, необходимо приобретать методику лишь в официальном интернет магазине.

Эта уникальная методика – лучшее, что может дать родитель для развития своего чада. Она поможет освоить чтение, научит правильно разговаривать, усвоить правила поведения в обществе и основы межличностного общения. Занимаясь по данной программе, малыш не только получает новые знания, но и становится ближе к своим родителям, учится доброте и приобретает уверенность в собственных силах.

Реальные отзывы родителей

Читайте отзывы в комментариях и оставляйте свои!

© Шишкова С. Ю., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2017

* * *

Об авторе

Шишкова Светлана Юлиановна – кандидат психологических наук, семейный психолог, нейропсихолог. Автор, учредитель и генеральный директор Психологического Центра гармоничного развития личности «ДОМ» в г. Москве. «ДОМ» – это Дети, Отец, Мать.

Автор и ведущая развивающих и обучающих программ для детей, родителей, педагогов и психологов. Руководитель программ по подготовке и стажировке будущих практических психологов. Преподаватель ведущих вузов г. Москвы. Автор и ведущая всероссийских проектов «Живое русское слово» и «Пишем вместе книгу „Лодка“». Эксперт проекта «Социальная адаптация воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы».

В течение двадцати лет ведет частную практику и занимается исследованиями в области индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи детям и взрослым.

Предисловие

Многие дети испытывают трудности в письменной и устной речи. Многие не хотят читать. Это настоящая беда нашего времени, об этом знают практически все родители школьников.

Нынешняя система обучения письму и чтению, основанная на принуждении и давлении на ребенка, приносит свои печальные результаты. Не желающих читать и не умеющих писать становится все больше и больше.

В свое время я, как и многие родители, пыталась решить проблемы письма и чтения у своих детей. У меня два сына, они уже взрослые, выросли. Учатся в вузе, работают, проявляют себя в творчестве, одним словом, успешные молодые люди.

Но все начиналось непросто… Ребята не так рано, как хотелось бы, начали говорить. Ходили в логопедическую группу в детском саду, занимались с логопедом. К первому классу недочеты в речи исчезли, дети стали говорить чисто. Но в середине первого класса начались первые сложности, связанные с письменной речью. Затем оценки по чтению и письму стали снижаться, появились замечания в дневнике, желание идти в школу у мальчишек поубавилось.

Вместе с учителем мы думали: что же делать? Как справиться с нежеланием читать, медленной скоростью написания диктантов и классных работ, постоянными заменами или пропусками букв, недописыванием слов, ужасным подчерком? Учитель объясняла это невнимательностью, неумением сосредоточиться, ленью. На вопрос: «Как решить эти проблемы?» – она мне дала следующие рекомендации: выполнять работу над ошибками, прописывать неправильно написанные слова по целой строке, переписывать полностью работы, учить правила и читать, читать, читать… Мы все это старательно выполняли, однако ситуация только ухудшалась.

Тогда я задумалась: почему же так происходит? Я подвергла серьезному анализу дошкольный период своих сыновей и опыт обучения в начальной школе. Постепенно, шаг за шагом, стала выстраиваться программа действий, нацеленная на то, чтобы научить детей правильной письменной и устной речи. Так и появилась методика «Буквограмма – в школу с радостью».

С 1995 года учителя, воспитатели, психологи г. Москвы стали применять данную методику для коррекции речи у детей. Экспериментально проверили этот прием, что и послужило поводом для публикации данной книги.

Педагоги начальных классов, а также заинтересованные родители успешно используют этот практический материал для достижения высокого уровня письменной и устной речи у своих детей и учеников. Книга является ключевой частью методик «Буквограмма от 0 до 3 лет» и «Буквограмма от 3 до 6 лет».

Выражаю искреннюю благодарность рецензентам рукописи: доктору психологических наук, профессору Сорокоумовой Е. А., кандидату психологических наук Вороновой А. А., кандидату педагогических наук, доценту Черниковой Н. В. Огромное спасибо моей семье: моей маме, воспитателю с 40-летним стажем Золотопуповой В. Г., папе Золотопупову Ю. П., методисту по начальной школе Пономаревой М. Ю., моему мужу и отличному отцу Шишкову А. А. за ценные советы и поддержку и, конечно, моим сыновьям Артему и Павлу, без которых данной программы бы не получилось.

Часть 1. Принципы построения программы «Буквограмма – в школу с радостью»

1. Как понять, подходит ли программа ребенку?


Буквограмма» – это методика по развитию и коррекции и письменной, и устной речи у детей с 5 до 14 лет. Методика опирается на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В ее основу положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи и приемы обучения детей. Методика апробирована в группах детей дошкольного и школьного возраста. При этом все обучаемые дети научились читать и писать слова, словосочетания и предложения.

Практически все задания методики построены в форме игры или с учетом игровых моментов. Методика полностью адаптирована к использованию неспециалистами и рассчитана на индивидуальное обучение детей или обучение в небольших группах (не больше трех человек). В книге представлена последовательная система занятий с упражнениями, которая в простой и доступной форме позволяет правильно формировать письменную речь у детей. Результаты исследований автора проблемы нарушения речи у современных детей представлены просто и понятно, чтобы каждый родитель мог вовремя помочь своему ребенку. Учителя, используя интересные упражнения из этой книги, получат полезный материал по устранению дисграфии и дизлексии у своих учеников, а также поймут причину нелюбви современных детей к чтению.

Сугубо практическая направленность книги позволяет использовать ее на уроках в начальной школе, для самостоятельной работы ребенка, для занятий родителей с ребенком. Все упражнения носят развивающий характер, что, безусловно, делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагога.

В случае использования «Буквограммы» на уроках каждый ученик должен иметь свое пособие и, конечно, собственный экземпляр необходим педагогу.

Если вы знаете, что у ребенка есть проблемы с чтением, письмом – используйте методику «Буквограмма – в школу с радостью» для коррекции сложностей. Данную методическую систему также можно использовать при изучении любого иностранного языка. Занимаясь по «Буквограмме», ваши дети и ученики полюбят читать книги и будут не только успевающими, но и успешными.

Методика «Буквограмма» направлена на:

Формирование письменной и устной речи детей;

Коррекцию безграмотности;

Развитие фонематического слуха;

Развитие ориентации в пространстве;

Профилактику дисграфии.


В процессе занятий используются приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, межполушарное взаимодействие, сенсомоторную коррекцию, что поможет ребенку справиться с такими проблемами , как:

Замена букв при чтении и письме;

Пропуск букв;

Перестановка букв;

Слияние нескольких слов в одно;

Сложности с освоением иностранного языка;

Зеркальное написание букв и цифр;

Неправильное определение направлений

«право» и «лево».


Также программа нацелена на:

Повышение работоспособности;

Улучшение мозгового кровообращения;

Развитие двигательной, пространственной сферы;

Становление адекватной схемы тела и образа физического Я;

Развитие мелкой моторики;

Улучшение саморегуляции и произвольного контроля;

Улучшение функционирования мозговых структур;

Усвоение школьной программы (письмо, чтение, математика);

Выстраивание пространственных представлений («лево» – «право», «над» – «под», «за» – «перед»).


На что родителям стоит обратить особое внимание:

Если ребенок левша;

Если он – переученный правша;

Если ребенок был в логопедической группе;

Если в семье говорят на двух или более языках;

Если ребенок слишком рано пошел в школу;

Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;

Если вы отмечаете указанные выше проблемы у своего ребенка или ученика, если ищете пути их решения и стремитесь к гармоничному развитию ребенка, то данная методика не только подходит, но и просто необходима вам для занятий с ребенком.

Родители мечтают, чтобы их ребенок рос умным, сообразительным, успешным. Однако в последнее время все чаще встречаются дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, логопедическими проблемами, дисграфией. Им трудно дается школьная программа, они отстают от сверстников, что ведет к низкой самооценке, нежеланию учиться, проблемам в школьном коллективе. Специально для таких ребятишек психолог С. Ю. Шишкова разработала развивающую методику под названием "Буквограмма". Отзывы родителей помогут нам разобраться, насколько полезен этот курс для отстающих детей.

Кому подходит?

Современные мамы и папы начинают развивать малышей с пеленок. Они готовы приобретать обучающие игрушки, книжки с заданиями, красочные азбуки и новые методики. Одной из развивающих программ является "Буквограмма".

Отзывы родителей свидетельствуют, что ее покупают детям самых разных возрастов. Особо тревожные мамы приобретают курс для неговорящих малышей 1,5-2 лет. Методика работы с такими крохами рассмотрена в отдельной книге "Буквограмма. От 0 до 3". Автор подробно расписывает систему комплексных занятий, направленных на развитие интеллекта, речи, памяти и внимания малыша.

Но по незнанию родители заказывают не книгу, а основной курс на сайте, платят деньги и убеждаются, что на диске про эту возрастную группу информации нет. Игры для детей постарше крохе пока недоступны. В результате на форумах появляются отрицательные отзывы.

Не делайте таких ошибок. Основной курс разделен на три части:

  • для дошкольников от 3 до 7 лет;
  • младших школьников от 7 до 14 лет;
  • для подростков с 14 лет.

Главная задача методики - помочь тем детям, которые испытывают трудности в овладении грамотным письмом и чтением. Сюда относятся ребятишки:

  • с логопедическими проблемами;
  • отставанием в развитии;
  • дефицитом внимания;
  • гиперактивностью;
  • плохой успеваемостью.

Также "Буквограмма" обещает помочь маленьким билингвам и левшам, в том числе переученным писать правой рукой.

Об авторе

Прежде чем заказать ту или иную методику, необходимо убедиться, что она разработана профессионалами. Это касается и курса "Буквограмма". Отзывы родителей показывают, что не все знакомы с ее автором, С. Ю. Шишковой. Хотя выступления Светланы Юлиановны при желании можно увидеть по телевизору или услышать на радио.

Шишкова является кандидатом психологических наук. Кроме того, она генеральный директор центра развития личности "Дом". Более 20 лет женщина занимается семейной терапией, а также коррекционной работой с детьми разных возрастов. К ней обращаются для того, чтобы:

  • развивать память и внимание ребенка;
  • скорректировать работу головного мозга, нервной системы малыша;
  • помочь отпрыску адаптироваться в детском саду, школе;
  • выбрать будущую профессию, исходя из индивидуальных особенностей подростка;
  • избавиться от излишней тревожности;
  • помочь маленькому левше;
  • решить конфликтные ситуации;
  • нормализовать отношения детей и родителей.

Шишкова - участник крупных проектов, таких как "Живое русское слово", "Пишем вместе книгу". Ее статьи публикуются в газетах и профессиональных сборниках. Курс "Буквограмма" был разработан ею в 1995 году при поддержке психологических и медицинских институтов, центров.

С тех пор программа была протестирована как на дошкольниках, так и на подростках. Она подходит здоровым детям, а также ребятишкам с отклонениями (гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и др.). Отзывы о "Буквограмме" Шишковой доказывают, что даже в возрасте 12-13 лет при условии регулярных занятий можно улучшить технику чтения, исправить проблемы с устной речью, повысить грамотность письма.

Как работает развивающая "Буквограмма"?

Отзывы некоторых родителей о программе негативны. Их смущает тот момент, что в курсе "все понамешано". Здесь можно найти не только игры с буквами, но и упражнения для глаз, задания на координацию движений, работу с дыханием. На занятии дети развивают мелкую моторику, внимание, коммуникативные навыки. Мамам и папам, учившимся в советской школе, все это непривычно.

Им ближе стандартные учебники, тексты про маму, моющую раму, и задание вставить пропущенные буквы. Таких родителей просто понять: нам всем свойственно судить о других людях по себе. Если я научился грамотно писать по традиционной системе, то и мой ребенок сможет. Неудачи в школе списываются на лень, нежелание учиться. Чадо из-под палки усаживают за книжки, заставляют переделывать домашнюю работу снова и снова и н не догадываются, что причина отставания может крыться не в лени, а в индивидуальных особенностях ребенка. Дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, умственной недоразвитостью не умеют долго сосредоточиваться на одном задании. Им требуется частая смена видов деятельности, специальные упражнения для развития концентрации, стимулирование работы головного мозга. В школе этому не уделяется внимание.

Зато такие моменты учтены в методике "Букваграмма". Отзывы свидетельствуют: она отлично подходит для неусидчивых, рассеянных детей. Дыхательные и физические упражнения усиливают приток кислорода к головному мозгу. Задания на развитие мелкой моторики влияют на речевой центр. По истечении какого-то времени ребятишки становятся более собранными, внимательными, быстрее справляются со школьными заданиями.

Обзор методики "Буквограмма"

Отзывы родителей и педагогов показывают: одним из главных преимуществ курса является возможность использовать его как для трехлетки, так и для ученика средней школы. Возрастные особенности учитывается. Программа делится на три части:

  1. Для малышей старше трех лет. В этом возрасте дети очень непоседливы, их трудно усадить за книжку. Зато они любят играть, чем и предлагает заняться Шишкова. Особенно ценны задания для детей с задержкой речевого развития, маленьких "молчунов". Занятия помогают справиться с аутичным поведением, гиперактивностью, учат сосредоточиваться. Также незаметно прививается интерес к алфавиту, чтению.
  2. "Буквополия" для детей с 7 лет. Все задания преподносятся в игровой форме, поэтому интересны ребенку и дают возможность отдохнуть после школьных уроков. Реальные отзывы родителей о "Буквограмме" свидетельствуют, что новой информации в рамках курса школьники практически не получают. Зато активно пополняется их словарный запас, развивается речь, внимание, память, коммуникативные навыки, творческие способности, совершенствуется техника чтения.
  3. "Театр" для подростков от 14 лет. На первый план здесь выводится социальная адаптация, умение выстраивать доброжелательные отношения со своим окружением. Также занятия формируют мотивацию к учебе, поднимают самооценку, помогают подростку стать организованным, учат справляться со вспышками агрессии.

Как заниматься?

Курс представляет собой 20 готовых занятий, которые расписаны шаг за шагом. Также к нему в качестве бонуса прилагаются дополнительные упражнения, система для запоминания таблицы умножения, терапевтические истории. Предполагается, что с ребенком будет заниматься взрослый. Это могут быть родители или родственники малыша, педагоги, логопеды, психологи.

Никакого специального оборудования не требуется, чтобы начать обучение по методике "Буквограмма". Отзывы родителей свидетельствуют, что все материалы и так есть в квартире. Это бумага, ручка, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Родителям следует заранее подготовиться к уроку, выучить его последовательность. Все материалы лучше распечатать на принтере, так как детям трудно воспринимать информацию с экрана компьютера. Важно заниматься ежедневно, без пропусков. По замыслу автора на это должно уходить полчаса. Чтобы материал хорошо усвоился, одно занятие можно повторно проходить от 2 до 5 раз.

Не всем удается достичь хороших результатов, правильно выстроить обучение по курсу "Буквограмма". Отзывы тех родителей, которые смогли помочь своему ребенку, содержат рекомендации по правильной организации занятий. Они советуют учесть следующие моменты:

  • Уроки должны проходить в игровой форме, быть интересны детям. Принуждение недопустимо.
  • Во многом мотивация ребенка определяется отношением взрослого к программе. Если маме интересны предложенные игры, если в них с удовольствием участвуют другие члены семьи, то и ребенок включается в процесс.
  • Пропуски занятий ведут к регрессу. Если времени на полноценный урок нет, найдите несколько минут и сделайте хотя бы 1-3 упражнения.
  • Важно, чтобы ребенок сосредоточивался только на выполняемом задании. Уберите все раздражители: телефон, телевизор, ноутбук, игрушки. Не отвлекайтесь сами, попросите членов семьи не мешать вам.
  • Не перескакивайте через занятия, идите четко по расписанному плану.

Какие результаты обещает автор программы?

Что даст вашему ребенку "Буквограмма"? Отзывы показывают, что ее приобретают с самыми разными целями. Многие рассчитывают помочь своим особым деткам с освоением школьной программы, адаптацией в обществе. Покупают курс и родители здоровых детей для обучения чтению, дополнительного развития, исправления троек по русскому языку.

В результате по замыслу С. Ю. Шишковой ваше чадо:

  • станет более внимательным, усидчивым, организованным;
  • научится выполнять инструкции;
  • сможет усваивать учебный материал легче и быстрее;
  • заинтересуется учебой, чтением;
  • научится грамотно говорить и писать;
  • разовьет коммуникативные навыки;
  • поверит в свои силы и способности;
  • улучшит отношения с членами семьи, сверстниками.

Причем первые улучшения можно будет заметить уже через месяц регулярных занятий.

Отзывы специалистов

Более 20 лет логопеды, психологи, учителя используют в своей работе "Буквограмму". Отзывы людей, занимающихся с детьми профессионально, заслуживают доверия. Результаты их работы официально зафиксированы, приведены в процентном выражении. Давайте познакомимся с ними.

Стоит отметить, что профессионалы ценят курс за его комплексный подход. Он используется для коррекции в логопедии, дефектологии, неврологии, педагогике, нейропсихологии. Подчеркивается его особая эффективность при работе с дошкольниками 3-6 лет, имеющими отклонения в развитии. Своевременная помощь в этом возрасте позволяет детям избежать множества проблем в школе, способствует адаптации в коллективе.

Доказано, что общий уровень развития во время занятий по программе повышается:

  • на 21 % у больных ДЦП;
  • 45 % у детей с минимальной мозговой дисфункцией;
  • 53 % у малышей, страдающих задержкой психического развития;
  • 67 % у ребятишек с недоразвитием речи;
  • 69 % у маленьких аутистов;
  • 78 % у детей с задержкой речевого развития;
  • 82 % у гиперактивных малышей с дефицитом внимания.

Методика успешно решает проблемы рассеянного внимания, укрепляет незрелую нервную систему, развивает процессы саморегуляции, убирает трудности в запоминании новой информации.

Учителя школы также используют на уроках элементы развивающей методики "Буквограмма". Отзывы подтверждают это. Особенно полезным оказывается курс для молодых педагогов. Использование приемов из нейропсихологии на уроках повышает заинтересованность детей, способствует дозреванию отделов мозга, отвечающих за речь, грамотное письмо, саморегуляцию. "Буквограмма" хорошо воспринимается учащимися школ V, VII и VIII видов. Она получила официальное одобрение Ассоциации практических психологов и коучей.

Успешный опыт родителей

Любой взрослый человек без дополнительной подготовки может заниматься с ребенком по развивающей методике "Буквограмма". Отзывы родителей подтверждают это. Она отлично подходит для домашнего использования, ее можно сочетать с курсами психокоррекции, занятиями у логопеда. Многим мамам нравится, что программа подходит для детей разных возрастов. С ее помощью можно одновременно подготовить к школе младшего ребенка и справиться со школьными проблемами старшего.

Дети с удовольствием включаются в занятия. Им нравится выполнять необычные упражнения, писать буквы на схемах, в воздухе. Ребята постарше нередко становятся учителями младших братишек и сестренок. Общая игра способна сплотить семью. Родители отмечают, что теперь они больше общаются с детьми, с пользой проводят время. Нередко курс заменяет собой репетиторов, а значит, экономит семейный бюджет.

  • помогает весело выучить буквы, научиться читать дошкольникам;
  • развивает усидчивость и внимание у подвижных, часто отвлекающихся ребятишек;
  • застенчивые малыши становятся более общительными;
  • повышается мотивация к обучению;
  • школьники легче запоминают новый материал, быстрее справляются с уроками;
  • улучшается техника чтения;
  • при письме допускается меньше ошибок;
  • повышается успеваемость.

Особенно полезен курс для детей с нарушениями речи, легким отставанием в развитии, левшей, которые обучаются в обычной общеобразовательной школе. На уроке учителя не могут обеспечить им индивидуальный подход, так как в классе слишком много учеников. Домашние занятия становятся палочкой-выручалочкой. "Буквограмма" мягко и непринужденно скорректирует работу головного мозга, нервной системы ребенка, разовьет пространственное мышление. Очень скоро педагоги замечают положительные изменения, дети начинают потихоньку догонять одноклассников.

Отрицательные отзывы родителей

"Буквограмма" по заверению распространителей курса подходит всем ребятишкам без исключения. Так ли это на самом деле? На просторах Интернета можно найти немало отрицательных отзывов. Разделим их на несколько групп.

  1. "Это очень дорого". Признаем, что семейные бюджеты могут сильно отличаться в зависимости от социального положения родителей, региона проживания и других факторов. Не все могут позволить себе приобрести этот курс, хотя автор предлагает хорошую скидку при быстром оформлении заказа. К тому же многие люди привыкли скачивать нужные книги и программы бесплатно на пиратских сайтах. Любители халявы уверены, что разработчики курса пытаются обогатиться за их счет. Бесполезно убеждать их в обратном.
  2. "Надо готовиться к занятиям". Участие взрослого - необходимое условие курса "Буквограмма". Реальные отзывы показывают, что не все родители могут выделить полчаса в день на игры с ребенком. Занятым мамам и папам проще включить развивающую игру на компьютере, чтобы малыш обучался без их участия. При таком подходе купленная программа оказывается закинутой на полку, а деньги - выкинутыми на ветер.
  3. "Это не поможет". Успех занятий во многом зависит от отношения к ним родителей. Если взрослый по каким-то причинам не доверяет разработчику программы или применяемым в ней методам, то толку от уроков не будет. Ребенок быстро считает родительский настрой и начнет саботировать занятия. Сейчас разработано много развивающих методик. Вы можете выбрать ту, которая ближе именно вам. Когда родителю интересно заниматься с детьми, результаты не заставляют себя ждать.
  4. "Я все делал, как написано, но нам не помогло". Иногда родители четко следуют инструкциям, ежедневно проводят занятия, но результатов нет или они незначительные. Это случается, когда у ребенка имеется серьезная патология развития. В таком случае "Буквограмма" должна применяться параллельно с лечением у логопедов, дефектологов, медиков. В сложных случаях, к сожалению, даже врачи не дают никаких гарантий.

Как не нарваться на мошенников?

Часто люди сталкиваются с обманом, оформляя через интернет заказ на развивающую методику "Буквограмма". Отрицательные отзывы свидетельствуют: вместо обещанной программы вы можете получить пустую коробку, сломанный диск, либо ваши деньги просто испарятся вместе с создателями сайта. Так как курс пользуется спросом, в продаже появилось множество некачественных подделок.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, заказывайте его на официальном сайте. В случае доставки по России есть возможность оплатить покупку наложенным платежом при получении на руки.

В интернете можно бесплатно скачать книгу с названием "Буквограмма". Отзывы показывают: многие люди не понимают, чем она отличается от курса на диске. По утверждению автора, в книге содержится краткое изложение методики. Лучше ознакомиться с ней заранее, чтобы понять, подходит ли вам и вашим детям предложенная система занятий. Курс на диске - полная версия, которая постоянно совершенствуется.

Если вы приобрели "Буквограмму" на официальном сайте, то кроме самого курса вы получаете возможность проконсультироваться с автором методики и специалистами ее центра. Они бесплатно проведут консультацию, подскажут, как правильно построить занятия.

Аннотация.

«Буквограмма» – уникальная комплексная программа развития ребенка. Оригинальная авторская методика С. Ю. Шишковой опирается на разработки физиологов, невропатологов, психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В книге дана последовательная система упражнений, которые в ненавязчивой игровой форме позволяют воспитывать и обучать детей от 3 до 6 лет. Книга поможет подготовить ребенка к школе или посещению любых групповых занятий; сформировать у малыша волевые навыки и мотивацию к учебе; самостоятельно провести экспресс диагностику готовности вашего ребенка к школе; развить устную и письменную речь; развить общие коммуникативные навыки у малыша.Все упражнения носят развивающий характер, что
делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагогов.

Как продуктивно работать с этой книгой?

Книга имеет несколько разделов. Первый раздел посвящен общим принципам развития детей от 3 до 6 лет. Здесь вы найдете принципы развития девочек и мальчиков, узнаете о влиянии и роли отца и матери в жизни ребенка, сможете провести экспресс диагностику готовности вашего ребенка к школе, получите конкретные рекомендации по решению выявленных проблем. В следующем разделе предложены последовательные занятия с ребенком по авторской системе «Буквограмма». Обратите внимание, неспроста занятия называются истории. Очень важно развивать у ребенка стремление к знаниям и учебе. В конце книги даны приложения, которые помогут вам понять, на что направлены упражнения, чтобы наиболее эффективно заниматься с ребенком.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Буквограмма, от 3 до 6, развиваем устную и письменную речь у дошкольников, уникальная комплексная программа развития малышей, Шишкова С., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Буквограмма, В школу с радостью, Коррекция и развитие письменной и устной речи, От 5 до 14 лет, Шишкова С.Ю., 2016
  • Психодидактика современного учебника, Преемственность традиций и векторы развития, Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В., 2019
  • Диагностические карты индивидуального развития ребенка, Подготовительная к школе, Методическое пособие, Карпова Ю.В., 2016

Следующие учебники и книги.

© Шишкова С. Ю., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2017

* * *

Об авторе

Шишкова Светлана Юлиановна – кандидат психологических наук, семейный психолог, нейропсихолог. Автор, учредитель и генеральный директор Психологического Центра гармоничного развития личности «ДОМ» в г. Москве. «ДОМ» – это Дети, Отец, Мать.

Автор и ведущая развивающих и обучающих программ для детей, родителей, педагогов и психологов. Руководитель программ по подготовке и стажировке будущих практических психологов. Преподаватель ведущих вузов г. Москвы. Автор и ведущая всероссийских проектов «Живое русское слово» и «Пишем вместе книгу „Лодка“». Эксперт проекта «Социальная адаптация воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы».

В течение двадцати лет ведет частную практику и занимается исследованиями в области индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи детям и взрослым.

Предисловие

Многие дети испытывают трудности в письменной и устной речи. Многие не хотят читать. Это настоящая беда нашего времени, об этом знают практически все родители школьников.

Нынешняя система обучения письму и чтению, основанная на принуждении и давлении на ребенка, приносит свои печальные результаты. Не желающих читать и не умеющих писать становится все больше и больше.

В свое время я, как и многие родители, пыталась решить проблемы письма и чтения у своих детей. У меня два сына, они уже взрослые, выросли. Учатся в вузе, работают, проявляют себя в творчестве, одним словом, успешные молодые люди.

Но все начиналось непросто… Ребята не так рано, как хотелось бы, начали говорить. Ходили в логопедическую группу в детском саду, занимались с логопедом. К первому классу недочеты в речи исчезли, дети стали говорить чисто. Но в середине первого класса начались первые сложности, связанные с письменной речью. Затем оценки по чтению и письму стали снижаться, появились замечания в дневнике, желание идти в школу у мальчишек поубавилось.

Вместе с учителем мы думали: что же делать? Как справиться с нежеланием читать, медленной скоростью написания диктантов и классных работ, постоянными заменами или пропусками букв, недописыванием слов, ужасным подчерком? Учитель объясняла это невнимательностью, неумением сосредоточиться, ленью. На вопрос: «Как решить эти проблемы?» – она мне дала следующие рекомендации: выполнять работу над ошибками, прописывать неправильно написанные слова по целой строке, переписывать полностью работы, учить правила и читать, читать, читать… Мы все это старательно выполняли, однако ситуация только ухудшалась.

Тогда я задумалась: почему же так происходит? Я подвергла серьезному анализу дошкольный период своих сыновей и опыт обучения в начальной школе.

Постепенно, шаг за шагом, стала выстраиваться программа действий, нацеленная на то, чтобы научить детей правильной письменной и устной речи. Так и появилась методика «Буквограмма – в школу с радостью».

С 1995 года учителя, воспитатели, психологи г. Москвы стали применять данную методику для коррекции речи у детей. Экспериментально проверили этот прием, что и послужило поводом для публикации данной книги.

Педагоги начальных классов, а также заинтересованные родители успешно используют этот практический материал для достижения высокого уровня письменной и устной речи у своих детей и учеников. Книга является ключевой частью методик «Буквограмма от 0 до 3 лет» и «Буквограмма от 3 до 6 лет».

Выражаю искреннюю благодарность рецензентам рукописи: доктору психологических наук, профессору Сорокоумовой Е. А., кандидату психологических наук Вороновой А. А., кандидату педагогических наук, доценту Черниковой Н. В. Огромное спасибо моей семье: моей маме, воспитателю с 40-летним стажем Золотопуповой В. Г., папе Золотопупову Ю. П., методисту по начальной школе Пономаревой М. Ю., моему мужу и отличному отцу Шишкову А. А. за ценные советы и поддержку и, конечно, моим сыновьям Артему и Павлу, без которых данной программы бы не получилось.

Часть 1. Принципы построения программы «Буквограмма – в школу с радостью»

1. Как понять, подходит ли программа ребенку?


Буквограмма» – это методика по развитию и коррекции и письменной, и устной речи у детей с 5 до 14 лет. Методика опирается на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В ее основу положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи и приемы обучения детей. Методика апробирована в группах детей дошкольного и школьного возраста. При этом все обучаемые дети научились читать и писать слова, словосочетания и предложения.

Практически все задания методики построены в форме игры или с учетом игровых моментов. Методика полностью адаптирована к использованию неспециалистами и рассчитана на индивидуальное обучение детей или обучение в небольших группах (не больше трех человек). В книге представлена последовательная система занятий с упражнениями, которая в простой и доступной форме позволяет правильно формировать письменную речь у детей. Результаты исследований автора проблемы нарушения речи у современных детей представлены просто и понятно, чтобы каждый родитель мог вовремя помочь своему ребенку. Учителя, используя интересные упражнения из этой книги, получат полезный материал по устранению дисграфии и дизлексии у своих учеников, а также поймут причину нелюбви современных детей к чтению.

Сугубо практическая направленность книги позволяет использовать ее на уроках в начальной школе, для самостоятельной работы ребенка, для занятий родителей с ребенком. Все упражнения носят развивающий характер, что, безусловно, делает данный материал источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагога.

В случае использования «Буквограммы» на уроках каждый ученик должен иметь свое пособие и, конечно, собственный экземпляр необходим педагогу.

Если вы знаете, что у ребенка есть проблемы с чтением, письмом – используйте методику «Буквограмма – в школу с радостью» для коррекции сложностей. Данную методическую систему также можно использовать при изучении любого иностранного языка. Занимаясь по «Буквограмме», ваши дети и ученики полюбят читать книги и будут не только успевающими, но и успешными.

Методика «Буквограмма» направлена на:

Формирование письменной и устной речи детей;

Коррекцию безграмотности;

Развитие фонематического слуха;

Развитие ориентации в пространстве;

Профилактику дисграфии.


В процессе занятий используются приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, межполушарное взаимодействие, сенсомоторную коррекцию, что поможет ребенку справиться с такими проблемами , как:

Замена букв при чтении и письме;

Пропуск букв;

Перестановка букв;

Слияние нескольких слов в одно;

Сложности с освоением иностранного языка;

Зеркальное написание букв и цифр;

Неправильное определение направлений

«право» и «лево».


Также программа нацелена на:

Повышение работоспособности;

Улучшение мозгового кровообращения;

Развитие двигательной, пространственной сферы;

Становление адекватной схемы тела и образа физического Я;

Развитие мелкой моторики;

Улучшение саморегуляции и произвольного контроля;

Улучшение функционирования мозговых структур;

Усвоение школьной программы (письмо, чтение, математика);

Выстраивание пространственных представлений («лево» – «право», «над» – «под», «за» – «перед»).


На что родителям стоит обратить особое внимание:

Если ребенок левша;

Если он – переученный правша;

Если ребенок был в логопедической группе;

Если в семье говорят на двух или более языках;

Если ребенок слишком рано пошел в школу;

Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;

Если вы отмечаете указанные выше проблемы у своего ребенка или ученика, если ищете пути их решения и стремитесь к гармоничному развитию ребенка, то данная методика не только подходит, но и просто необходима вам для занятий с ребенком.

2. Дети с особенностями развития

ЗПР – задержка психического развития.

Симптомы :

Нерешительность, агрессивность, тревожность;

В период младенчества дети начинают позже держать головку, делать первые шаги;

Отставание умений и способностей от сверстников;

Ребенок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);

Ребенок не способен к совместной деятельности, в том числе к коллективным играм;

Рассеянное внимание, сложно сконцентрироваться;

Эмоциональная сфера чрезвычайно уязвима, ребенок обижается и замыкается в себе.

Диагноз «задержка психического развития» ставят, начиная с трехлетнего возраста. По достижении ребенком младшего школьного возраста такой диагноз либо снимается (что происходит чаще), либо пересматривается. Если же до окончания младшей школы при постоянной коррекционной работе не наблюдается изменений, тогда поднимается вопрос о его возможной умственной отсталости.

Консультации каких специалистов требуются при данном диагнозе:

Невролог;

Психолог/нейропсихолог;

Дефектолог/логопед;

Педиатр;

Детский массажист.

При использовании данной методики обязательно используйте комплексный подход – об этом подробно рассказано в книге «Буквограмма от 3 до 6 лет».

За рубежом вместо термина «задержка психического развития» используется термин «дети с трудностями в обучении» (children with learning disabilities).


ОНР – общее недоразвитие речи.

Симптомы:

Речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3–4, а иногда и в 5 лет;

Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли;

Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Диагностируют ОНР обычно в возрасте 3 лет, когда здоровый ребенок уже должен активно пользоваться речью. При своевременном обращении и оказании логопедической помощи диагноз ОНР снимается, и ребенок поступает в школу без серьезных речевых проблем.

Какие специалисты требуются при данном диагнозе:

Логопед/дефектолог;

Невролог;

Нейропсихолог/психолог.

При использовании методики используйте обязательно комплексный подход. Также необходимы логопедический массаж и гимнастика, предложенные в книге «Буквограмма от 3 до 6 лет».

За рубежом термин «общее недоразвитие речи» звучит как «children speech disorders».


ММД – минимальная мозговая дисфункция.

Симптомы:

Лёгкие нарушения моторной функции, неловкость;

Чрезмерная и неукротимая подвижность (не может усидеть на месте);

Дефицит произвольного внимания;

Импульсивность (невозможность остановить свои побуждения);

Раздражительность;

Быстрая смена настроений;

Нарушение обучаемости.

Диагноз ММД у ребенка ставится, как правило, в начальной школе или в возрасте 5–7 лет. Снять диагноз можно.

Логопед/дефектолог;

Невролог;

Психолог/нейропсихолог.

При использовании методики обязательно используйте комплексный подход.

Также эффективны общий и логопедический массажи, о чем подробно написано в книгах «Буквограмма от 0 до 3 лет» и «Буквограмма от 3 до 6 лет».

В 1980 году Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация, согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности.


СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Симптомы:

Снижение внимания: дети испытывают трудности в усвоении школьной программы, часто теряют свои вещи;

При разговоре с ними легко отвлекаются на посторонние вещи; иногда создается впечатление, что они не слушают собеседника;

Суетливость;

Забывчивость;

Неусидчивость, нередко до невозможности находиться на школьных уроках;

Чрезмерная подвижность: беспокойные движения в кистях рук, в ногах;

Болтливость;

Импульсивность: ребенок отвечает на вопросы, не дождавшись их окончания, не может дождаться своей очереди в различных ситуациях;

Раздражительность, плаксивость.

Большинство специалистов сходятся на том, что можно выделить два периода, когда признаки данного заболевания наиболее ярко проявляются: это возраст с 5 (старшая группа детского сада) приблизительно до 12 лет и второй период – начиная с периода полового созревания, то есть примерно 14 лет. Снять диагноз можно.

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

Детский невролог;

Психиатр;

Педиатр;

Педагог;

Психолог/нейропсихолог.

Используйте методику «Буквограмма» последовательно, для большей эффективности все занятия нужно делить на небольшие части.

Русскоязычное название СДВГ является адаптированной версией англоязычного термина «расстройство с дефицитом внимания/гиперактивностью» (attention deficit/hyperactivity disorder).


ЗРР – задержка речевого развития.

Симптомы:

Ребенок начинает поздно держать голову, сидеть и ходить;

Ребенок молчит и не произносит даже самых элементарных звуков;

Ребенок привлекает внимание с помощью плача, реакция на обращения отсутствует;

Ребенок не распознает на слух предметы и не способен показать их на картинке;

Ребенок говорит так невнятно, что невозможно разобрать половины слов;

Ребенок замкнут и не контактирует с остальными детьми;

Ребенок не реагирует на элементарные команды взрослых;

В 2–3 летнем возрасте ребенок не произносит целых фраз и простых предложений;

В возрасте 4 лет ребенок не произносит сложных и полноценных предложений.

Диагноз ЗРР ставится детям до 3 лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Снять диагноз можно.

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

Детский психолог или психоаналитик;

Невролог;

Логопед/дефектолог.

Воспользуйтесь логопедическими приемами, которые приведены в книгах «Буквограмма от 0 до 3 лет» и «Буквограмма от 3 до 6 лет».


Дислексия – нарушение навыка чтения.

Симптомы:

Ребенок пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;

Постоянно трет глаза;

Жалуется на головную боль после чтения;

Подносит книгу очень близко к глазам;

Слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;

Быстро устает;

Избегает чтения;

Испытывает трудности с осознанием текста, рассеянный, невнимательный, не способен пересказать прочитанное или сказать, о чем был текст.

Диагноз дислексия обычно ставится в возрасте 6–7 лет. Снять диагноз можно.

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

Логопед/дефектолог;

Психолог/нейропсихолог.

В англо-американской клинической психологии также существует диагноз «дислексия», но он говорит не только о нарушении чтения, но и письма.


Дизартрия – расстройство произношения.

Симптомы:

Нарушена передача электрических импульсов от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. Проявляются нарушения, связанные с определенными группами мышц, которые иннервируются черепно-мозговыми нервами;

У детей грудного возраста возникают сложности при вскармливании, так как мышцы губ и языка находятся в состоянии пареза. Такие дети чаще других могут поперхнуться, склонны срыгивать, вяло сосут грудь;

Когда ребенок достигает первого этапа развития речи, родители или врач при опросе выявляют отсутствие лепетных слов у ребенка, гнусавость некоторых звуков;

Ребенок начинает произносить первые слова поздно (в 2–2,5 года);

Ограничена подвижность мимической и речевой мускулатуры. Речь у таких детей смазанная, звуки нечеткие, голос может быть тихим или наоборот очень громким и резким. Характерны потеря плавности речи и изменение ее темпа (замедленная или ускоренная).

Диагноз ставят ближе к 5-ти годам, потому что до 5 лет речь активно развивается. Диагноз снять можно.

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

Невропатолог;

Логопед;

Психотерапевт/психолог.

При использовании методики необходимо особое внимание уделить дыхательным упражнениям.


Аутизм – расстройство речи и коммуникации.

Симптомы:

Ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

Не может объяснить, чего он хочет;

Наблюдается задержка темпов речевого развития;

Не следует никаким указаниям взрослых;

Периодически появляются нарушения слуха;

Не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

Плохо устанавливает визуальный контакт;

Не улыбается другим;

Не лепечет в возрасте 12 месяцев;

Не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

Не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

Не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

Наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Диагноз ставят в 2–2,5 года.

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

Педиатр;

Патопсихолог;

Невролог;

Психолог/нейропсихолог.

Особой проработки у детей с таким диагнозом требует эмоциональная сфера.


ДЦП – детский церебральный паралич.

Симптомы:

Проявления заболевания у разных больных индивидуальны, при этом те или иные признаки могут преобладать или вовсе отсутствовать;

Нарушения мышечного тонуса: повышение тонуса в ногах, руках или во всем теле. Нередко это приводит к формированию неудобных поз, которые человек не в силах контролировать;

Медленные непроизвольные движения конечностей (чаще рук);

Слабость в руках и/или в ногах вплоть до параличей;

Судорожные припадки – приступы непроизвольных сокращений мышц конечностей, иногда с потерей сознания и непроизвольным мочеиспусканием;

Нарушения речи: нечленораздельное произношение звуков;

Нарушение координации движений, шаткость походки;

Умственная неполноценность (редкий симптом): при этом больной с трудом считает, может не уметь читать и др.;

Возможны нарушения слуха (одно– или двусторонняя глухота) и зрения (снижение остроты зрения, частичная или полная слепота);

Возможны нарушения психики: агрессивность, медлительность, вспыльчивость, плаксивость;

Нарушения сна (трудности при засыпании, частые ночные пробуждения, бессонница).

ДЦП может быть выявлен сразу после рождения ребенка, а может проявляться постепенно в грудном возрасте.

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

Невролог;

Ортопед;

Детский массажист;

Нейропсихолог.


Используя методику Буквограмма, придерживайтесь рекомендаций ведущего специалиста.

Только понимая проблему вашего ребенка можно вовремя, а главное – правильно – ему помочь.

3. О причинах проблем…

Приходя на прием с 5–6 летним ребенком, родители очень часто удивляются, почему их расспрашивают о том, как протекала беременность, ведь прошло уже столько времени. Но именно то, как протекала беременность, как проходили роды, как развивался малыш в первый год жизни, и влияет на его дальнейшее физическое, психическое, речевое и интеллектуальное развитие. Давайте остановимся на этом важном этапе.

Развивающийся в утробе ребенок наделен собственным сознанием, он способен чувствовать и отвечать на внешние воздействия определенными реакциями. Младенец не только слышит звуки, но еще и запоминает те из них, которые неоднократно повторяются. Новорожденный, которому едва исполнилось 3–4 часа, успокаивается, как только слышит материнский голос. Новорожденных успокаивает привычный стук материнского сердца.

Во втором триместре устанавливается и крепнет эмоциональная связь между матерью и ребенком. Каждая эмоция, переживаемая мамой, через соответствующий гормон передается плоду, и кроха своим поведением сообщает ей о своей радости или своём недовольстве. Очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром. Прежде всего, каждая мамочка должна себе внушить, что самая важная для неё задача – это выносить и родить здорового ребенка. И все жизненные неприятности не стоят того, чтобы жертвовать здоровьем малыша.

Возьмите себе за правило вести ежедневные беседы с малышом. Рассказывайте о своем самочувствии и настроении, о погоде за окном и планах на выходные, о покупках и визитах к родителям. По вечерам подключайте к беседам вернувшегося с работы папу. Пусть он тоже расскажет вам обоим, что интересного произошло с ним за день. Не важно, о чем будут эти беседы, главное – дать ребенку почувствовать себя важным членом вашей маленькой семьи. Это в дальнейшем благотворно повлияет на развитие нервной системы и речи вашего малыша.

Самой лучшей музыкой для малыша является пение матери. Пение мамы благотворно влияет на развитие верхних конечностей, мелких движений кисти. Если поет папа, то ускоряется развитие нижних конечностей и в дальнейшем ребенок рано начинает ходить.

Общение родителей с ребенком в период внутриутробного развития формирует у него чувство защищенности и уверенность в доброжелательном отношении к нему окружающего мира.

Этот удивительный период с момента оплодотворения до появления на свет новорожденного называют детством до рождения. Во всей жизни человека нет более сложного, необыкновенного, но и ответственного этапа.