Спортивное воспитание детей. Физическая культура как средство воспитания личностных качеств студентов. Воспитание в процессе спортивной тренировки

Очень часто родители сталкиваются с проблемой – каким образом воспитать в своих детях любовь к спорту? На сегодняшний день это действительно для многих проблема. Причем возникают подобные вопросы тогда, когда их чадо часами сидит у телевизора или компьютера. Поэтому правильней всего с раннего детства приучать ребенка ну если не к спорту, то хотя бы к здоровому образу жизни.

Совсем не обязательно искать ребенку спортивную секцию, достаточно личным примером показать, что утром необходимо делать зарядку. Такое вполне возможно даже в очень раннем возрасте.

Решением многих проблем является приобретение или самостоятельное изготовление спортивного уголка. Если размеры квартиры не позволяют сделать это, можно установить в дверном проеме съемную перекладину. Могут пригодиться и гантели, скакалка. Главное – занимайтесь вместе, а лучше, если вся семья хотя бы время от времени будет заниматься спортом.

Так же на улице играть с ребенком в различные игры. Самый идеальный вариант, конечно, предоставить физическое воспитание специалистам. Именно физическое воспитание, а не определенный вид спорта. На первых порах ребенок должен научиться бегать, прыгать, кувыркаться. Многие могут сказать, что ребенок самостоятельно может этому научиться. И будут правы. Но другое дело, когда в секции со сверстниками они учатся, как правильно все это делать.

В зависимости от возраста и интересов ребенка покупайте велосипед, самокат или скейтборд, роликовые или обычные коньки. Все это можно приобрести на сайте https://ultrasport.ru/ , где представлен широкий выбор спортивных товаров, одежды и аксессуаров для детей и подростков.

Положительным моментом так же является дисциплина. Ребенок уже через месяц приучается к тому, что в распорядке дня есть посещение секции. Выбор конкретного вида спорта для малыша тоже очень серьезный момент. Но на первых порах конкретный вид не особо важен. Потому как ребенку достаточно просто физически развиваться.

Ну а если вы хотите сразу сделать выбор, то в этом тоже нет ничего плохого. Чем раньше дети начинают заниматься определенным видом спорта, тем лучше. Накапливается опыт, и спорт уже становится образом жизни. Следует посетить несколько секций. Посоветоваться с тренерами. Они-то уж точно помогут вам с выбором.

В любом случае не стоит волноваться, что вы предопределяете, чем ребенок будет заниматься. В будущем он сам определится с направлением. Вполне возможно, что он захочет заниматься чем-то другим, и вы ни в коем случае не должны навязывать ему свою волю. И в случае смены вида спорта, навыки и умения, полученные в предыдущей секции, никак не навредят.

Ни в коем случае не стоит волноваться о нагрузках, которые ребенок переносит на тренировках. Тренера проходят соответствующее обучение и тренинги по работе с детьми. Больше положенного ребенка никто загружать не будет.

К примеру, очень много мам отдают мальчиков в хоккейную секцию, а потом высказывают тренеру, что их ребенок очень много падает и его все толкают. Вот поэтому для родителей отдаленных от спорта обязательным является ознакомление с видом спорта, которым занимается их малыш.

При правильном подходе к этому процессу в момент поступления ребенка в школу у него уже сформируется понятие «тренировка». Он будет стремиться в спортзал, так как соревновательный процесс воспитывает стремление к победе.

И последний немаловажный момент. Как можно чаще посещайте тренировки и соревнования. Поощряйте первые победы и успехи своего чада.

Это пойдет только на пользу. Обсуждайте те или иные моменты, связанные с его ошибками и достижениями. В конце концов, вы не только родители – а первые болельщики может быть будущего олимпийского чемпиона.

Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.

В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, «видика» или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Дети, дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

В современных условиях важной задачей семьи и школы в работе по укреплению здоровья детей, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями в школе и дома. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.

Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всесторонней физической подготовке подростающего поколения к активному творческому труду и защите Родины. Прикладная направленность физического воспитания в рамках школы ограничивает возможность максимального развития физических потенций детей и подростков. Она лишь определяет границы направленного преобразования их физической природы. Выйти из рамки этих границ можно за счет привлечения школьников к другим формам организации двигательной деятельности и в первую очередь к спорту, который позволяет раскрыть их максимальные функциональные возможности.

Прогнозируемый результат физического воспитания заложен в требованиях государственных тестов и учебных программах по физическому воспитанию, а в спорте - в нормах Единой всесоюзной спортивной классификации и программах детско-юношеских спортивных школ.

Преобразующий процесс двигательной деятельности в физическом воспитании составляет суть учебно-воспитательной работы, включающей обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств, а также овладение знаниями основ теории физической культуры.

Организация работы по физическому воспитанию в школе.

Организация и содержание физического воспитания регламентируются инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства просвещения и документами Министерства просвещения, принятыми им совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и Министерством здравоохранения.

К таким документам отнсится учебная программа по физической культуре и спорту, программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программа занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, положения о школьном коллективе физической культуры и о внешкольных учреждениях, а также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания и развитию массовой физкультуры и спорта.

Систему обязательных взаимосвязаных форм организации физического воспитания школьников составляют:

уроки по физической культуре;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школы;

обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы;

по выбору учащихся: внешкольная спортивно-массовая работа.

Действенность системы физического воспитания обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры, их инструктивной направленностью, рациональным содержанием, колличеством и объемом массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму, регулярным врачебно-педагогическим контролем за здоровьем учащихся, за учебно-воспитательным процессом. Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня подготовленности.

Организация физического воспитания школьников обеспечивается органами народного образования при содействии комитетов по физической культуре и спорту, а также спортивных и общественных организаций, органов здравоохранения.

Ответственность за постановку физвоспитания в школе несут непосркдственно директора школ.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми несет ответственность за проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы. Он должен учавствовать в организации коллектива физической культуры и в его работе, привлекая для этого всех учителей школы. Наряду с этим он призван оказывать всемерную помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, в работе по подготовке и сдаче норм государственных тестов, а иакже привлекать шевствующие организации, родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы как в школе, так и по месту жительства учащихся. Он организует также пропаганду и агитацию физической культуры и спорта сркди учащихся, родителей и учителей. патриотический воспитание правосознание

Учитель физкультуры призван оказывать постоянную помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайоне, организационно-методическую помощь воспитателям групп продленного дня, широко привлекая для этого физкультурный актив в школе, обеспечивать совместно с руководителями НВП сдачу ущащимися норм государственных тестов. Он должен направлять работу школьного коллектива физкультуры, а также готовить общественных инструкторов и судей из числа школьников и привлекать их в доступных формах к проведению различных занятий и мероприятий в школе и по месту жительства. В круг его обязанностей также входит организация внутришкольных соревнований физкультурных праздников по программе детских спортивных игр «Старты надежд» и т. д.

Руководитель НВП также должен учавствовать в организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, ежемесячных днях здоровья и спорта. Он организует работу спортивных секций и кружков и внутришкольных соревнований по военно-техническим видам спорта, проводит во время полевых занятий с учащимися юношами X (XI) классов смотры по физической подготовленности, одновременно он готовит из числа физкультурного актива учащихся юных инструктов и судей по военно-прикладным видам спорта.

Классные руководители и учителя должны в большей мере добиваться соблюдения учениками режима дня и правил личной гигиены, выполнения ими утренней гимнастики.

В практике работы должен осуществлятся внутренний контроль со стороны дирекции за состоянием физического воспитания нкольников. Он должен удовлетворять следующим требованиям:

быть всесторонним-охватывать все важнейшие стороны учебно-воспитательного процесса;

объективным-основываться на большом колличестве тщательно собранных фактов;

результативным-способным к достижению положительных сдвигов в рвботе.

Контроль должен осуществлятся по следующим пораметрам:

Правильно ли понимает учитель современные задачи физического воспитания? Учитывает ли возрастно-половые особенности школьников, различия в их физической подготовленности в процессе работы?

Достаточно ли эффективна система подбора учителями средств и методов физического воспитания, применяемых на уроках и внеклассных занятиях?

Наличие и качество спортивного инвентаря, оборудования, наглядных пособий.

Школа призвана готовить идейно закаленное поколение, давать своим питомцам необходимый минимум занятий по предметам школьного цикла. В школах должно всемерно поощряться творчество самий учащихся, и с этой целью там создаются различного рода кружки, секции, клубы. В регулярных занятиях физкультурой - залог здоровья, а следовательно, и результат дальнейшей полезной деятельности для общества.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников.

1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

  • 2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  • 3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  • 4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  • 5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).

Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).

Занимаясь физической культурой необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.

2. В процессе занятий необходимо осуществлять контроль и врачебный контроль над состоянием организма, физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.

Maximum victoria – se vincit

(«Величайшая победа – победа над самим собой» – Цицерон)

Занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями. В условиях соревнований познаются азы правовой культуры с его правилами «честной игры». Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами.

Спортивное воспитание предполагает решать ряд образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать (в том числе и себя), начиная с понимания человека как социобиологического индивидуума до правил и принципов построения тренировочного процесса. В наше время спорт достиг таких высот, что только высокообразованные личности, обладающие спортивной культурой, способны добиваться побед на международном уровне.

История спорта изобилует случаями самых высоконравственных действий и поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи образцом и примером для подражания. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Речь идет о таких формах пренебрежения нормами спортивной этики, как использование допинга, сознательные нарушения правил соревнования и др. Достаточно вспомнить прецеденты, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. Такие непозволительные действия могут закрепиться в качестве постоянных характерных форм поведения, служить негативными примерами для детей и подростков.

Воспитание нравственных качеств у юных спортсменов должно осуществляться по трем направлениям:

1. Привитие знаний нравственного характера путем использования соответствующих методов. Для сообщения необходимых знаний из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта тренеры применяют рассказ о сложных ситуациях, возникающих во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы. Разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные пути их преодоления. Можно практиковать доклады и сообщения на подобные темы со стороны самих спортсменов, что полезно для взаимного просвещения.

2. Формирование соответствующих убеждений , поскольку знания необходимо перевести именно в убеждения, то есть в глубокую уверенность в их истинности, чтобы они стали руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых. Это продукт осмысливания каждым личного и общественного опыта. Задача педагога – побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это беседами дискуссионного характера, обсуждением действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, разбором ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Педагог с помощью наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок подводит подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, что обеспечивает формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности тренера к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом.

3. Систематическое упражнение в соответствующем поведении , способствующее развитию моральных и волевых качеств у воспитанников. Осуществляется четкой постановкой учебных задач, организацией занятий с оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления волевых усилий и нравственности. Необходимы индивидуальные задания по устранению у подопечных слабых сторон в личностных качествах и физической подготовленности путем самовоспитания. Полезен контроль за успешностью выполнения этих заданий и со стороны родителей, а также взаимоконтроль между ребятами, при этом обязанностью педагога является публичное озвучивание достигнутых успехов каждым спортсменом.

О некоторых принципах в спортивном воспитании

В воспитательном процессе используются методы спортивного воспитания – способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Для успешного использования таких методов необходимо придерживаться некоторых принципов, среди которых особо важными представляются: а) учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) систематичность и непрерывность воспитательного процесса.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей предполагает знание тренера основ возрастной психологии, всестороннее изучение и оценку уровня развития и подготовленности воспитанников, их личностных отличительных черт. Педагогический процесс, предусматривающий тесную связь и взаимозависимость преподавания и обучения с воспитательным воздействием и самовоспитанием, обусловливает активную позицию принятия воспитанником педагогического воздействия. Необходимо изучать особенности группы в целом и каждого из воспитанников. С этой целью практикуются опросы, беседы диагностической направленности, педагогическое наблюдение, создание ситуаций проверочного характера, в том числе – обеспечивающих свободу выбора действий и поступков, свидетельствующих о степени проявления моральных качеств.

Главным условием систематичности и непрерывности воспитательного процесса служат четкое планирование и грамотное управление воспитанием, осуществляемые со стороны всех причастных к этому процессу. Особенно важен контакт тренера с родителями подопечных, которые должны внушать своим детям важность сознательного отношения ко всем тренерским установкам и требованиям. Юные спортсмены должны понимать, что успехи в спорте приходят с безукоризненным выполнением указаний тренера на тренировочных занятиях и с достаточно жесткими правилами поведения в быту.

Педагогическое общение в спорте

Педагогическое общение в спорте – сложный, многогранный процесс всестороннего воздействия тренера на воспитанников, на их чувства, волю, интеллект, поведение с целью побудить их к освоению поставленных тренировочных и воспитательных задач. Реакция спортсменов может колебаться от полного энтузиазма до пассивного сопротивления. Поэтому следует наладить процесс взаимосвязи, взаимоотношения и взаимовлияния между тренером и воспитанниками при ведущей роли наставника. Педагогическое общение пронизывает всю систему контактов тренера с подопечными в каждое мгновение их совместного нахождения, где бы это ни происходило – в тренировочном процессе и вне его, в помещении и на природе, в соревновательной или досуговой обстановке.

Организация и содержание общения тренера определяются стоящими педагогическими задачами, а со стороны воспитанников – уровнем их интеллектуального и нравственного развития, отношением их к наставнику и сиюминутным психологическим состоянием, без выяснения которых строить педагогический процесс малоэффективно.

Общение, как правило, основывается на вербальном обмене, в котором равное право высказываться должны иметь и воспитанники, давая тренеру возможность понять, насколько адекватно воспринимаются его слова и действия. Особенно это относится к нравственным и дисциплинарным установкам, которые могут противоречить ложно сложившемуся мнению у повзрослевших подопечных. Тренер должен побуждать их к высказыванию мнений и взглядов, чтобы получать возможность корректировать содержание и характер своих педагогических действий. Для этого ему необходимо совершенствовать у себя умение и способность слушать и слышать.

Олимпийская педагогика

Олимпийская педагогика – это наука о спортивном воспитании на основе гуманистических идеалов олимпизма, иначе говоря – теория олимпийского воспитания. Она включает в себя формирование не только знаний, умений и навыков, но также реальной (а не только декларативной) ориентации на идеалы и ценности олимпизма, проявляющиеся в поведении, образе и стиле жизни человека. Не случайно в Олимпийской хартии указывается важность воспитания на уважения к всеобщим основным этическим принципам.

С точки зрения воспитательного влияния весь спорт можно разделить на следующие разновидности, которые сложились с начала XX века:

Массовый спорт – широкое спортивное движение, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеет значительное место, но в большей степени он рассматривается как средство физкультурного воспитания;

Профессиональный спорт, основанный на коммерческих интересах, являющийся источником существования;

Олимпийский спорт, не утративший потенциал высоких гуманистических традиций.

Эти разновидности спорта решают одни и те же специфические задачи, но значительно отличаются друг от друга, выполняя разные социальные функции. Так, воспитательная функция в большей степени присуща массовому спорту, профессиональный спорт с его коммерциализацией – это прежде всего зрелищность, олимпийскому спорту характерна миротворческая значимость.

Спортивная деятельность находит новые пути своего развития, одним из которых безусловно является формирование спортивной и олимпийской культуры. Изменить общественное мнение во многом можно, используя систему олимпийского образования и воспитания, важнейшими задачами которых является формирование таких социально значимых качеств личности, как поликультурность и толерантность с одной стороны, патриотизм и гражданственность – с другой.

Воспитание поликультурности и толерантности

Важным аспектом олимпийского воспитания представляется поликультурное воспитание, значение которого существенно возрастает в эпоху глобализации, процесса всемирной интеграции и унификации, охватившего, помимо экономики, политики, культуры и религии, сферу спорта.

«Несовместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам» – это выдержка из текста Олимпийской хартии как один из важнейших принципов олимпизма.

В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было подчеркнуто значение поликультурного воспитания, когда одинаково важным считается освоение подрастающим поколением культурных традиций собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей. Поликультурность проявляется в уважительном отношении к ценностям иных культур, в утверждении взаимопонимания между народами, в формировании готовности к сотрудничеству с людьми любой национальности и цвета кожи, а также резко отрицательного отношения к любым проявлениям дискриминации, национализма, расизма.

Антиподом поликультурности является этноцентризм, проявляющийся в расизме, крайнем национализме с их представлениями о превосходстве одной этнической группы над другой.

Поликультурность во многом смыкается с понятием «толерантность». Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Цель воспитания толерантности – формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Воспитание патриотизма и гражданственности

Воспитание поликультурности и толерантного отношения к людям и странам с иными политическими, религиозными и культурными взглядами никоим образом не противоречат необходимости формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности.

Мы рассматриваем патриотическое и гражданское воспитание вместе, так как эти социально-педагогические явления тесно связаны друг с другом, что отражается в их научных характеристиках. В содержание гражданского самосознания входит патриотическое самосознание, в число патриотических качеств – наличие активной гражданской позиции.

Понимание патриотизма может выражаться на разных уровнях: эмоциональном (неравнодушное отношение к России); рациональном (осознание долга перед обществом и страной); деятельностном (готовность к конкретным делам, в которых побудительный мотив связан с общественными интересами).

Истинному гражданину свойственно ощущение себя как элемента социальной системы и обладание специфическими гражданскими чувствами (любовь к малой родине, ее людям, ее быту и культуре, законам и обычаям); знаниями (о законах и обычаях); стремлениями (сохранять и приумножать достояние своей семьи, народа, Родины); поступками, отражающими его знания и стремления.

Формирование гражданских качеств во многом зависит от нравственного воспитания. В понятие гражданственности входят такие моральные категории, как «ориентация на гуманистическую идеологию», «нравственная культура», «социальная справедливость».

В свою очередь, патриотизм тесно связан с духовностью, поскольку духовно мертвый человек не может любить свою Родину.

В условиях учреждений дополнительного образования со спортивным уклоном (ДЮСШ, спортивные секции и др.) патриотическое воспитание может осуществляться в следующих формах:

1. Учебно-воспитательная работа на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, сборах. Речь идет об участии в соревнованиях, посвященных памяти героев, павших за Родину; индивидуальных и коллективных беседах на соответствующие темы; изучении народных традиций и обычаев, истории своего места жительства, своей семьи; информировании юных спортсменов по проблемам военно-политической обстановки в стране, социальной ситуации в обществе, ходе государственных реформ; чтении лекций по специальной тематике («От вечного огня Победы до олимпийского огня», «Проявление патриотизма в жизни и спорте» и др.).

2. Спортивно-массовая и культурно-досуговая работа. Организация мероприятий, связанных с памятными датами России, боевыми традициями армии и флота. Участие в показательных выступлениях, посвященных различным родам войск. Проведение спортивно-военизированных эстафет.

3. Неспортивные формы. Участие в создании комнат боевой и спортивной славы, памятников, монументов, прославляющих героическое прошлое нашего народа; в акциях типа «Мы помним о вас», «Богатыри земли русской» и др.; в праздновании Дня защитника отечества, Дня победы и т.п. Чтение литературы о Великой отечественной войне, героях локальных войн, об известных спортсменах.

Как узнать, сможет ли ваш ребенок стать чемпионом? О чем говорить со спортивным ребенком? На развитие каких качеств следует сделать упор? «Ломать» характер или работать с тем, что есть? Как помочь ребенку достигнуть высот и остаться хорошим родителем? Обсудим все эти вопросы в нашей статье.

«Мой ребенок станет чемпионом?». Личные качества

Отдавая ребенка в спорт, многие родители чают вырастить настоящего чемпиона. Часто именно по этой причине ребенка и приводят в , а не потому, что стремятся сохранить его здоровье, научить проводить время с пользой или для чего-то еще.

Но очевидно, что не каждый ребенок вырастет чемпионом, достигнет высот в спорте и принесет домой маме с папой увесистую медаль с престижных соревнований. Для этого нужно обладать не только подходящими для данного вида спорта физическими качествами и финансово-временными возможностями. Для этого нужен характер. Сильная личность.

По сути, развитие в спорте - это постоянное преодоление трудностей. Вот именно на это и стоит обратить внимание, когда вы задаетесь вопросом: «А будет ли мой ребенок чемпионом?». Важно то, как справляется с трудностями ваш ребенок.

Но в любом случае не спешите выносить окончательный вердикт. Помните, что это все же ребенок. И он находится на стадии активного развития и формирования. Просто очень важно на этом этапе честно ответить себе на вопрос, в чем ваш ребенок силен, а в чем нет. И от этого отталкиваться.

Спорт как часть жизни или развлечение

Редкий ребенок не проявляет никакого интереса к двигательной активности, и родители часто не знают, куда деть эту нескончаемую энергию. Но если ваш ребенок совсем не радуется активным играм и с удовольствием заменяет их чтением или вышиванием, то здесь все очевидно. Ему просто неинтересно. Это, конечно, не говорит о том, что спорт в его жизни - штука лишняя. Нет. Но достигнуть высот на этом поприще ему, вероятно, не суждено. И спорт здесь будет выступать в роли обязательной части поддержания здоровья (как, например, чистка зубов).

Если ваш ребенок всюду таскается с футбольным мячом, или если его не вытащить с детской площадки по причине непреодолимой вовлеченности в активную игру, или у него нередко не хватает выдержки высидеть на одном месте или идти спокойно рядом с вами, то для него спорт, скорее всего, будет в радость. Для такого ребенка спорт станет если не частью жизни, то уж любимым развлечением точно.

Всякий интерес в голове ребенка появляется и формируется тем, что его окружает.

У спортивных родителей, которые ни одни выходные не проводят, лежа на диване, не может быть неспортивного ребенка. А все почему? Потому что это часть его жизни с рождения. Жизни без спорта для него не существует. Это не только редкое развлечение (раз в год на каток, в отпуске - бадминтон), а это неотъемлемая «рутина» всех членов его семьи.

Но и у неспортивных родителей бывают дети будущие спортсмены-чемпионы. Важно заметить увлечение вашего ребенка и всячески поддерживать его в этом. А еще лучше - увлечься самому. В идеале - заняться тем же, но можно и просто вгрызаться в теорию и историю развития любимого ребенком спорта (а лучше и всего спорта в целом). Сделайте так, чтобы ребенок был влюблен в спортивный мир, чтобы он мечтал быть его частью. Постоянные походы на интересные спортивные события, сотня секций в первый год спортивных проб, обсуждение мировых спортивных событий, утренняя семейная зарядка - все это должно стать неотъемлемой частью вашей жизни.

И, конечно, интерес обязательно нужно подкреплять развитием характера. И здесь есть немало хитростей для того, чтобы юный спортсмен не бросил все на полпути.

Целеустремленность

Понятие «целеустремленность» подразумевает под собой наличие у человека определенных убеждений, от которых он не отказывается под воздействием любых неудач и препятствий. Иными словами, это качество, которое помогает добиться того, чего еще не добивался никто. А значит - победить всех и стать чемпионом.

Цель - это движущая сила в воспитании спортсмена. Ее должен грамотно сформировать , у которого занимается ребенок. А цель эта складывается из таких факторов, как мотивация, с которой ребенок пришел заниматься спортом. На ранних этапах занятий следует поощрять ребенка, отмечать его успехи и искренне гордиться пока еще скромными достижениями. Это поможет сформировать у ребенка позитивную самооценку и стремление к новым достижениям.

Целеустремленность формируются у юного спортсмена через подкрепление интереса к спортивной деятельности, через оценку достижений, а также через контроль спортивной деятельности. Т.е. не получится просто привести ребенка в секцию и через несколько лет забрать чемпиона. Успехи и неудачи, разбор ошибок и поддержка, ваше участие в жизни ребенка формируют его как личность.

Концентрация внимания - еще одно важное качество для успеха в спорте. Любой спортсмен знает: включенность в ситуацию дает результат. Да что там, это знает не только спортсмен, но и любой из нас. Если вы концентрируетесь на работе, то она получается лучше, нежели если в процессе ее выполнения вы думаете о предстоящем походе в театр или конфликте с коллегой.

Спорт требует постоянной концентрации. Во время спортивных занятий она помогает преодолеть усталость, не расслабляться ни на секунду, доводить свои движения до идеала. А вне тренировочного процесса дисциплинирует личность от соблазнов и излишеств, которые не входят в обыденный режим дня юного спортсмена.

Развитию концентрации внимания уделяется много времени в спортивных тренировках и на занятиях в школе. А ваша задача, как родителя, сократить отвлекающие моменты в жизни вашего ребенка, вовремя решать проблемы в школе или конфликты внутри семьи. И, конечно, отличным помощником здесь выступает сформированный , который убирает из головы ребенка хаос и создает благотворную почву для концентрации на достижении цели.

Сила воли формируется под воздействием неудач и соблазнов. Маленький спортсмен с самого начала своего пути познает, что такое лишать себя многого. Есть надо только правильную пищу, ложиться вовремя, следить за здоровьем, преодолевать боль и травмы. Быть спортсменом сложно. А быть чемпионом сложнее в сто раз.

Даже если у ребенка что-то не получается с первого раза в повседневной жизни, не спешите сделать это за него. Ни в коем случае. Он такой же человек, как и вы, с руками и прочими частями тела. У него просто меньше опыта. И ему очень важно его получить. Поэтому в любой сложной ситуации подбодрите свое чадо, дайте подсказку или просто мотивируйте пробовать снова и снова. И не скупитесь на похвалу, когда ваш маленький спортсмен совершит удачную попытку.

Самоорганизация

Любой спортсмен должен иметь навык самоорганизации. В тот момент, когда рядом не окажется родителей, тренера или друзей по секции, у него должно быть понимание того, что он должен делать. Поэтому крайне важно, чтобы все решения вы принимали совместно со своим будущим чемпионом, объясняли ему почему, как, сколько и зачем он должен тренироваться, спать, есть и пр., чтобы в тот момент, когда он будет предоставлен сам себе, он чувствовал ответственность и понимал последствия своих действий.

Скромность

Успех и победы нередко возносят спортсмена в собственных глазах над другими, и это портит его отношения с окружающими, что может в дальнейшем принести много проблем. Скромность поможет избежать этого.

Ребенка следует учить быть сдержанным, умеренным и спокойным. Он должен уметь держать себя в рамках. Это помогает концентрации и достижению целей. Расскажите своему спортсмену, что скромность победителя украшает и возносит в глазах окружающих выше всяких достижений и формирует уважение к его личности, что ценно и не мимолетно.

Работа над собой

Умение работать над собой - механизм развития любого специалиста, в том числе и спортсмена. Спортивные достижения требуют кропотливого труда над личностью, телом и способностями.

У ребенка должно быть осознание того, что он сможет добиться всего, нужно только стараться и совершать действия для достижения своей цели, развиваться и работать над собой без чьих-либо указаний.

Заключение

Все качества, которые мы обсудили в данной статье, неотъемлемы для личности настоящего чемпиона. Не каждому ребенку и не каждому родителю под силу выдержать все испытания на пути к победе. И не каждый станет спортсменом-чемпионом.

Но спортивное воспитание закалит характер и пригодится в достижении целей в любой области, какую бы ни выбрал ваш ребенок уже будучи взрослым.

Узнать подробнее об .

Управление образования г. Астаны

Школа - лицей №60

Доклад

«Военно - спортивное воспитание учащихся »

Учитель: Абдрахманов К Н

Астана-2015 г

Общеизвестно, что физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы воспитания человека (наряду с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим и др. сторонами этого процесса).

Какого человека хотим мы видеть на пороге школы?

Личность способную устроить жизнь, достойную человека, для которого понятие «Родина», «честь», «долг» стояли бы во главе жизненных ценностей.

Как решить эту проблему?

Универсальных рецептов нет. Возрождение военно- патриотического воспитания молодёжи в настоящее время набирает силу. Военно-спортивная деятельность - необходимый для детей и подростков вид деятельности,в процессе которого применяется и обогащается накопленный ими опыт,углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки,необходимые для успешной трудовой деятельности,воспитывается целый ряд необходимых качеств и способностей.

Вместе с тем, военно-спортивная деятельность имеет целый ряд характерных особенностей и признаков, к числу которых можно отнести:

1. Воспроизведение действий в отношении между взрослыми людьми, направленных на познание социальной деятельности, как одного из средств физического, нравственного и умственного воспитания подрастающего поколения.

2. Необходимость преодоления и использования естественных препятствий.Наличие элементов боевой романтики и героики (маскировка, преследование противника, его пленение и многое другое.)»

    Военно-туристическую и прикладную направленность многих игр, связанные с необходимостью соблюдения строгой дисциплины,

    подчинения командирам, ориентирования на местности», ведения наступательных и оборонительных действий и т.п.

5. Разнообразие и нестандартность применяемых движений и упражнений, большинство из которых являются по духу и содержанию
чисто спортивными и проводятся в соревновательной форме, что особенно привлекает детей и подростков.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ военно-спортивной деятельности

Важное место принадлежит воспитанию молодежи, которое осуществляется в первую очередь педагогом, руководителем игры. В большинстве случаев ребята азартно вживаются в роли действующих лиц, желают удовлетворить свои стремления к героическим поступкам, доказать свои силы, умения, возможности, самостоятельность, проявить личные качества самоутвердиться. Формируется ряд полезных качеств, необходимых для будущей деятельности:

1.Чувство коллективизма . В играх учащиеся должны быстро осознавать, что их личный успех и победа, зачастую зависят от

умелых действий и помощи товарищей; убедиться в силе коллектива и необходимости согласовывать свои действия с товарищами. Каждый участник, выполняющий в игре определенные задания, постоянно оценивается товарищами, не имеет возможности перекладывать ответственность на других, делит со всеми общие радости и огорчения, все это сплачивает ребят и воспитывает у, них чувство общности.

2. Воспитание дисциплинированности , которая является одним из непременных и основных условий военно-спортивной деятельности. Малейшее нарушение дисциплины хотя бы одним из участников может привести к срыву игры, снижает к ней интерес и это зачастую заставляет самих играющих активно бороться за соблюдение игровой дисциплины; ребята нередко сами предупреждают друг друга о необходимости строгого соблюдения порядка, обусловленного входе игры и резко осуждают нарушителей при разборе и подведении итогов. Особо важное значение имеют кропотливая разработка и строгое соблюдение правил и условий игры. Многократное точное и строгое соблюдение этих условий воспитывает чувство ответственности, самоконтроля, долга, способствует фор­мированию дисциплинированного поведения.

3. Воспитание решительности и смелости достигается при создании ситуаций, требующих от ребят применения таких действий. Необходимо моделировать такие условия, когда ребятам приходятся выбирать между 2-3 и более способами выполнения действий (причем зачастую противоречивыми или взаимоисключающими), ограничивать время на выбор, ориентировку и принятие решения, а для выполнения действия предлагать обстановку, чреватую трудностями и опасностями.

4. Воспитание настойчивости, что достигается в ходе преодоления трудностей, встречающихся на пути достижения цели в каждой игре. Умение преодолевать или устранять препятствия, встречающиеся по ходу игр и доводить начатое дело до конца способствует воспитанию этого ценного качества.

5. Развитие тактического мышления , когда высокого уровня вышеперечисленных качеств недостаточно в связи с тем, что противодействие соперников, стремящихся обыграть противоборствующую сторону создает состязательные ситуации, требующие напряжения ума, воли, хитрости, активной работы мысли. Верность принятых решений зачастую проверяется ходом игры и ее итогами.

6. Воспитание патриотизма достигается - в ходе игр, когда

активизируются чувства любви к родине, стране, к героическим подвигам прошлого, что вызывает у школьников высоко-нравственные эмоциональные отклики и активизирует их патриотические чувства.

Элементы теоретических и практических знании начальной военной подготовки учащиеся гимназии получают уже на уроках ФК, где дети в соответствии с программой знакомятся с такими понятиями как: строй, шеренга, фланг, дистанция, интервал, двух шереножный строй, разомкнутый строй, строевая стойка.

Под девизом: «Хорош в строю - силен в бою» ежегодно проводится в канун майских праздников смотр строя среди 3-4 классов, где каждый класс представляет род войск и элементы формы.

    «Отряд, в одну шеренгу - становись!»

    «Отряд, на первый-второи - рассчитайсь!»

    «Отряд, в две шеренги - стройся!»,
    «В одну шеренгу- стройся!»

    «Отряд, напра-ВО! Нале-ВО! КруГОМ!»

    «Отряд, разойдись! Отряд, в колонну по три - становись!»

    «Отряд, правое (левое) плечо впе­ред - марш!»

    «Отряд, нале-ВО! Напра-ВО! Кру-ГОМ!»

    « Отряд, смирно! Равнение – на право (на лево)!».

    Ответ на благодарность: «Служу Отчизне!».

    «Отряд запевай!» (прохождение с песней).

В плане спротивно-оздоровительных мероприятии гимназии запланированы и своевременно проведены спортивные мероприятия способствующие военно-патриотическому воспитанию: «Встреча с ведущими спортсменами города»- Фитиль О.Н., Семейная гостиная «Силу, ловкость, метки глаз разовьет игра у нас» - Заготовкина Г.А., «Взятие снежной крепости» - Сейтжанова Н.С, спортивное эрудит-шоу «Морской бой»- Бабич А.Ф., «Рыцарский турнир» - Хайдаров Т.Х.

Таким образом: очевидно, что военно спортивная деятельность создаёт для ведения воспитательной работы неисчерпаемые возможности, оказывает бесспорное воздействие на воспитание личности, формирования характера, повышение военно патриотического потенциала учащихся гимназии.

Приложение

Меткий стрелок”

Ход: Каждой команде дается 10 попыток, каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди. Время прохождения станции 4-3 минуты

Военно-полевая кухня”

Ход: (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист. “Рота – подъем!”.

Ход: по сигналу игроки надевают колпаки и фартуки, берут ножи и начинают чистить картофель определенное время (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист.

Патриотическая”

Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
Место проведения: игровая комната или класс.
Ход: 1. Назвать государственную символику Республики Казахстан

    Государственный гимн РК,

    Государственный герб РК,

    Государственный флаг РК,

2. Нарисовать флаг Республики Казахстан

Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов

Станция 5 “Силачи”

Оборудование: перекладина, гимнастические маты.
Место проведения: спортзал.
Задание: Подтягивание в висе на перекладине. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми. Подсчитывается количество раз правильно выполненного упражнения. Результаты суммируются и заносятся в маршрутный лист. Время выполнения задания – 3-4 минуты.
“На плацу”

Место проведения: спортзал (помещение, где имеется разметка на полу) .
Задание: выполнение строевых упражнений и команд.

    Построение в одну шеренгу.

    Название команды.

    Девиз команды.

    Равнение.

    Строевой шаг на месте, выполнение команд: “На месте шагом – МАРШ!”; “Класс – СТОЙ!”.

    Повороты на месте.

Оценивается правильное и четкое выполнение заданий и команд, внешний вид, правильная осанка. За четкое выполнение всех заданий команда получает 5 баллов

- 1 станция: “Мышеловка”

На гимнастической скамейке, на одинаковом расстоянии расположены гимнастические палки. Задача команды состоит в том, чтобы пройти это препятствие не сбив палку, участник, сбивший возвращается и выполняет “мышеловку” с начала. Первую палку необходимо перешагнуть, под второй проползти, третью-перешагнуть и т.д.

- 2 станция: “Метание в цель”

На расстоянии, согласно возрасту участников, стоит манеж, каждому выдаётся мяч (резиновый, теннисный, волейбольный или баскетбольный). Все мячи должны попасть в манеж. При неудачном броске участник ловит сам свой мяч, и с линии повторяет попытку.

- 3 станция: “Медицина”

Перед командой лежит 10 билетов, вытянув один, команда отвечает на поставленный вопрос и за правильный ответ получив карточку с буквой продолжает двигаться дальше.

- 4 станция: “Болото”

В шахматном порядке расположены 10 “кочек” , каждый участник должен их преодолеть при этом не наступить в “болото”(на пол).

- 5 станция: “История”

- 6 станция: “Переправа через ров”

Границы “рва” обозначены гимнастическими матами. Задача команды, при помощи висячего каната перебраться с одного берега на другой.

- 7 станция: “Знание рода войск”

Перед командой лежит 10 билетов, вытянув один, команда отвечает на поставленный вопрос, и за правильный ответ, получив карточку с буквой, продолжает двигаться дальше.

- 8 станция: “Лабиринт”

Между стоек на разном уровне закреплены 7-8 обручей. Команда должна пройти сквозь эти обручи, не задев их.

- 9 станция: “Горка”

На гимнастической стенке закреплена гимнастическая скамейка, рядом лежит гимнастический мат. Участник забегает по наклонной скамейке вверх, спускается по лестнице вниз, делает кувырок вперёд и ждёт всю команду. Получив последнюю карточку команда движется к последнему этапу.

- 10 станция: “Шифр”

Задача команды:

из полученных карточек с буквами составить слово (слово должно соответствовать военной теме). Как только они его составили, время выключается.

И так проходят все команды. Победителем является команда, прошедшая все этапы за самое короткое время.