Метод педагогического воздействия предупреждающий нежелательные поступки. Наказание как метод педагогического процесса. Тема доклада: "Поощрение и наказание

Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования лежит воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Они оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять конкретными чувствами, понимать свои эмоциональные состояния и порождающие их причины. Данные методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения.

Среди методов стимулирования поведения и деятельности выделяют поощрение, наказание и соревнование.

Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет в ребенка уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательного дозирования и осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вред воспитанию. Методика поощрения предполагает соблюдение ряда условий: 1) поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не его стремления получить поощрение; 2) важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива; 3) поощрение должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива; 4) при использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленные виды наказаний могут реализовываться в различных формах в зависимости от логики естественных последствий: наказания-экспромты, традиционные наказания.

Как всякий метод стимулирования, оказывающий сильное влияние на эмоциональную и мотивационную сферы личности, наказание должно применяться с учетом ряда требований: 1) оно должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика; 2) нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика; 3) применяя наказание, следует убедиться, что ученик понял, за что его наказывают; 4) наказание не должно быть «глобальным», т. е. наказывая ребенка, надо найти в его поведении и положительные стороны и подчеркнуть их; 5) за один проступок должно следовать одно наказание; если проступков много, наказание может быть суровым, но только одним, за все проступки сразу; 6) наказание не должно отменять поощрения, которое ребенок мог заслужить ранее, но еще не успел получить; 7) при выборе наказания необходимо учитывать сущность проступка, кем и при каких обстоятельствах он был совершен, каковы причины, побудившие ребенка совершить данный проступок; 8) если ребенок наказан, значит, он уже прощен, и больше не стоит вести разговор о прежних его проступках.

Соревнование – это метод, направленный на удовлетворение естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование не только стимулирует активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания, поскольку в ходе соревнований ребенок учится реализовать себя в различных видах деятельности.

Методика организации соревнований предполагает учет следующих требований: 1) соревнование организуется в связи с конкретной воспитательной задачей (оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, помочь завершить трудную работу, снять напряжение); 2) не все виды деятельности детей следует охватывать соревнованием: нельзя соревноваться по внешности (конкурсы «мисс» и «мистер»), проявлению нравственных качеств; 3) чтобы из соревнования ни на минуту не исчез дух игры и товарищеского общения, оно должно быть оснащено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и др.); 4) в соревновании важны гласность и сравнимость результатов, поэтому весь ход соревнований надо открыто представлять детям, которые должны видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками или баллами.

Нет, пожалуй, сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Эта профессия из тех, которые называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать пусть немного, но обо всем - от методов организации современных производств до особенностей человеческой психологии.

Какими же нравственно-психологическими качествами должен обладать руководитель?

Вот несколько практических советов:

1. Изучайте творческие возможности ваших подчиненных, их интересы и наклонности. Это поможет правильно расставить и более эффективно использовать имеющиеся кадры, создать в коллективе обстановку делового товарищества и взаимопомощи.

2. Четкое распределение обязанностей и формулирование (в виде документов) принципов и методов выполнения определенных видов работ конкретными исполнителями поможет предупредить конфликты. При этом важно регламентировать лишь основополагающие аспекты деятельности, чтобы не лишать подчиненных самостоятельности и не превращать руководство в мелочную опеку. Всех потенциальных сотрудников организации до зачисления на должность следует обязательно ознакомить с этим документом.

3. Добиться от исполнителей четкой и слаженной работы поможет вам авторитет. Многие ошибочно считают, что он автоматически обеспечивается служебным положением. На самом деле последнее лишь дает право завоевать и использовать его.

4. Росту авторитета в значительной мере способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе и, напротив, нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отражается на ней. Как руководитель, вы имеете право требовать качественного выполнения заданий. Подчиненные, зная об этой обязанности, теряют к вам уважение, если работа исполняется плохо.

5. Несдержанность, грубость и крик в отношениях с подчиненными наносят огромный ущерб авторитету. Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоций, выработайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Еще Гораций заметил, что “гнев есть кратковременное безумие".

6. Задания и распоряжения необходимо отдавать в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно, чтобы все поняли, что нужно сделать, как это сделать и какой ожидается результат.

7. Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать.

8. Основой здоровых отношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение. Несправедливость по отношению к подчиненными коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению вашей власти из фактической в номинальную.

9. Леонардо да Винчи считал, что “ противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть”. Умейте отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес.

10. Если кто-то из подчиненных высказывает мнение, противоречащее вашему, - критикуйте мнение, а не автора.

11. Обычно сотрудники готовы не щадя себя выполнять увлекающие их задания, но стремятся всячески экономить свои усилия, когда работа кажется им неважной или недостойной их. Сделать даже неинтересную работу важной в глазах подчиненных, поднять ее престиж до уровня престижа работника и выше - в этом искусство, профессионализм руководителя.

12. Необходимо всячески поддерживать работников, активно ищущих решение поставленных задач. Способствуйте их борьбе с недостатками, помогайте развивать достоинства, смелее выдвигайте их.

13. Решая вопрос о назначении, не забывайте, что люди, взятые со стороны, не всегда могут легко вписаться в коллектив, оправдать возлагавшиеся на них надежды. У них заметны хорошие и скрыты плохие стороны, тогда как у сотрудников, работающих в вашей организации, вам уже одинаково видны и те и другие.

14. Среди работников любого уровня всегда есть люди, которые относятся к делу пассивно, работают малопроизводительно, а то и просто отбывают свое рабочее время. Разберитесь в причинах такого отношения. Возможно, оно вызвано:

чрезмерным вмешательством со стороны непосредственного руководителя;

отсутствием психологической и организационной поддержки;

недостатком информации, в том числе о результатах своего труда;

несоответствием заданий и возможностей;

сухостью и невниманием руководителя к запросам.

15. За решение определенного вопроса должен отвечать только один человек. Если работу выполняют несколько лиц, нужно назначить ответственного.

16. Работа не будет выполнена хорошо, если не оговорены сроки и границы, в которых она должна протекать, сколь бы неприятны эти границы не были. “Полная свобода делать все, что хочешь и как хочешь, - это, в сущности, свобода вообще ничего не делать".

17. Лучшее - враг хорошего. Требуйте от подчиненных выполнения работы в заданный срок. Если не оговаривать сроки, то человек ищет не просто верное, хорошее решение, а наилучшее, что может продолжаться до бесконечности.

18. Человек - не машина: работа на пониженных мощностях снижает потенциал его ресурсов. Заниженные задания портят работников. Поэтому лучше давать задания со сжатыми (но реальными) сроками, чем с растянутыми.

19. Хотя бы раз в месяц нужно проверять исполнительность и степень осознания ответственности ваших подчиненных строгой ревизией одной из важнейших задач.

20. Наладьте систематическую и своевременную проверку хода выполнения плана. Запоздавшая проверка и корректировка ведут к излишнему расходованию сил и средств.

21. Непременное условие успеха любого мероприятия - поощрение за успешную работу и взыскания за упущения и недоработки. При этом и наказания, и поощрения должны быть соразмерны действиям работников и следовать непосредственно за ними.

22. Выбор воспитательных средств велик, мы же часто применяем лишь немногие привычные и нравящиеся нам:

поощрения: поздравление с успехом; благодарность за своевременную и точную работу; признание явного повышения деловой квалификации работника по сравнению с прошлым или с его товарищами; разрешение на кратковременную передышку; снижение активности нагрузки; интересная командировка; предоставление права на самоконтроль; снятие прошлого наказания; денежная премия; повышение по службе;

наказания: замечание; порицание; публичное осуждение; выговор; депримирование; невыгодное сравнение с другими работниками; лишение некоторых дополнительных благ; отмена юридически необязательных уступок - возможность отлучки по личному делу, задержка намеченного продвижения по службе, введение более пунктуальной отчетности и т.п.

23. Как правило, взыскания и поощрения должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначены, но и на весь коллектив, которому должно быть известно, что произошло, причины, приведшие к событию, и оценка его руководством. Однако в отдельных случаях, исходя из отдельного проступка и личности работника, его совершившего, полезнее отчитать сотрудника наедине, чем при всех.

24. Назначая встречу подчиненным, объясните ее цель заранее. Это им позволит подобрать необходимый материал, а вам поможет лучше решить обсуждаемый вопрос.

25. Беседуя с сотрудником, не позволяйте себе просматривать не касающиеся беседы бумаги, не извинившись перед собеседником, многократно вызывать секретаря и давать ему не относящиеся к обсуждаемому вопросу указания; отрешенно смотреть в окно; барабанить пальцами по столу, выражая нетерпение.

Вообще, вести беседу - это целое искусство. Вот несколько непреложных истин проведения беседы руководителем:

а) тон беседы должен быть деловым, что быстро создает атмосферу взаимного доверия. Пунктуальность укрепляет доверительную атмосферу, причем пунктуальность обоих собеседников. Человек, прождавший 15-20 минут в приемной или коридоре, вряд ли будет настроен дружелюбно в начале беседы. Если время приема просрочено, постарайтесь предупредить ожидающего о непредвиденной задержке и попросить его подождать, указав время с небольшим запасом (минут 5-10);

в) первое слово - за вашим собеседником, знаком он вам или не знаком;

г) мало что оказывается столь пагубным для беседы, как безудержная категоричность суждений;

д) в процессе беседы всегда надо последовательно проводить основную мысль;

е) слушая собеседника, заставьте себя забыть личные предубеждения и расположение; не торопитесь с заключением и строго проводите различие между фактом и мнением;

ж) в беседе решение всегда должно следовать за обсуждением, так как в ином случае ваш собеседник вместо изложения своих идей начнет критиковать вас или будет безучастно со всем соглашаться.

26. Искусство ведения деловой беседы зависит также от умения слушать собеседника. Умение внимательно и эффективно слушать достигается длительными тренировками, во время которых рекомендуется забыть о личных предубеждениях, не торопиться с выводами и заключениями, постоянно проводить различие между фактом и мнением. Одна из американских методик рекомендует:

слушай со вниманием;

слушай - не болтай;

слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать.

Сейчас в мировой практике применяются несколько методик, рекомендующих, как быстро научиться эффективно слушать. Вот некоторые рекомендации:

принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает создать нам умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг;

сосредоточить взгляд на говорящем;

поддерживать устойчивое внимание к говорящему;

логически планировать процесс слушания. “Мысленное опережение” речи собеседника или оратора является не только одним из средств настройки на одну с ним волну, но и хорошим методом запоминания речи;

преждевременно не оценивать беседу или выступление.

27. Залогом всех успехов в деловых контактах является самая обычная вежливость. Именно она создает с первых же минут ту атмосферу, в которой только и возможно найти согласие с вашими собеседниками.

28. Даже если вам предстоит вполне традиционное заседание с хорошо известными собеседниками, не поленитесь - набросайте хотя бы самый общий план будущего разговора.

29. Не “давите" на собеседников голосом, манерой речи, наконец, намеками на свое начальственное положение. Помните закон физики: “Действие равно противодействию”. Этот закон справедлив и в человеческих взаимоотношениях. Как убедительно показал в своей книге Дейл Карнеги, успех приходит лишь к тем, кто умеет делать своих собеседников своими сторонниками, доказав им обоюдовыгодность своих предложений.

Идеалом является “ ролевая организация совещания", но будем реалистами - приучить коллег к такой форме обсуждения вам удастся не сразу. Но это не значит, что принципы такой организации нельзя начать реализовывать, как только вы с ними познакомились. Сделать это можно, например, путем жесткой регламентации очередности выступлений участников совещания - слово вы можете давать по очереди тем из их, кто изначально, по своему характеру, близок к роли, которую вам нужно задействовать на том или ином этапе обсуждения.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты:

2. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают основные категории дидактики:

1) воспитание;

2) образование;

3) развитие;

4) умение;

5) навыки;

6) преподавание;

7) классно-урочная система;

8) учение;

9) обучение;

10) структура;

11) знание;

12) цель; 13) содержание; 14) эффективность; 15) организация; 16) форма; 17) класс; 18) метод; 19) средства; 20) альтернатива; 21) процесс; 22) формирование; 23) компьютеризация; 24) результаты.

3. Из приведенного перечня выделите общепризнанные дидактические принципы:

1) сознательность;

2) ободрение;

3) активность;

4) тройственность;

5) оптимизация;

6) наглядность;

7) систематичность;

8) эмоциональность;

9) последовательность;

10) прочность;

11) доступность;

12) научность; 13) связь техники с практикой; 14) учет возрастных особенностей; 15) своевременность; 16) действенность; 17) руководящая роль учителя; 18) самоконтроль.

4. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности:

2) этические беседы;

3) рассказ;

4) лекция;

5) собственное мнение;

6) наказание;

7) соревнование;

8) гласность;

9) разъяснение;

10) объяснение;

11) увещевание;

12) внушение; 13) поручение; 14) инструктаж; 15) пример; 16) опрос; 17) нотация; 18) контроль; 19) диспут; 20) доклад.

Глоссарий

Новые понятия

А.С. Макаренко

советский педагог и писатель; выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье

В.А. Сухомлинский

советский педагог, исследовал моральные проблемы молодежи

Воспитание в узком значении

воспитательная работа, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты воли и характера, эстетические вкусы, физические качества человека

Воспитание в широком значении

целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности

Гармония

личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях

Джон Локк

представитель английской педагогики; предложил систему воспитания джентльмена - формирование "дисциплины тела" и "дисциплины духа"

Ж.Ж. Руссо

французский просветитель, верящий в силу воспитания; разработал теорию естественного воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая естественному и свободному развитию

И.Г. Песталоцци

педагог-гуманист, демократ; целью воспитания считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного образования

К.Д. Ушинский

педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки в России; принципы педагогических взглядов К.Д. Ушинского - народность, самобытность русской педагогической науки, воспитание в труде

Классификация методов по основным этапам обучающе-познавательного процесса

методы этапов восприятия-усвоения, усвоения воспроизведения, учебно-творческого выражения

Коллектив

организационная форма объединения людей на основе какой-либо определенной целенаправленной деятельности

Конформизм

личность подчиняется коллективу

Метод обучения

совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природой и общественной средой

Метод поощрения

положительная оценка действий воспитанников

Метод упражнения

создание воспитателем таких условий, в которых учащийся должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами поведения

Методы воспитания

способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, выработка у них убеждений и навыков поведения

Модели развития отношений между личностью и коллективом

конформизм, гармония, нонконформизм

Наказание

метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми

Нонконформизм

личность подчиняет себе коллектив

Нравственное воспитание

формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества

Образование

объем систематизированных научных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый

Обучение

планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения, средство получения образования

Педагогика

наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества

Политехническое образование

ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях

Принцип доступности

соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося

Принцип наглядности обучения

опора на реальные представления учеников

Принцип прочности

основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях

Принцип систематичности и последовательности

получение знаний в системе, последовательное усвоение знаний

Принцип сознательности и активности обучения

взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной творческой деятельностью учащихся

Сфера долга

ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи

Трудовое воспитание

формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования

Убеждение

метод словесного воздействия, способствующий формированию убеждений

Умственное воспитание

вооружение обучаемых системой знаний основ наук

Физическое воспитание

управление физическим развитием человека и его физическим образованием

Эстетическое воспитание

базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов

Ян Амос Коменский

создатель научной педагогической системы и труда "Великая дидактика"

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности развивающейся личности по овладению им общественным опытом формирования качеств, желаемым социумом.

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния .

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

Классификации

1) По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода

2) И.О. Марьенко названы такие группы методов воспитания , как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

3) В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной . Три группы методов :

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Методы воздействия на интеллектуальную сферу : для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.



Убеждение реализуется через отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Поощрением выражается, положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения , когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание). Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения .

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.)

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания ) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование , которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. Соревнование вызывает активность ребенка, формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений, формирует у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение.

Одним из методов самовоспитания является рефлексия , означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает познание человеком самого себя в определенной ситуации, выяснение отношения к нему окружающих.

КГУ "Гимназия БЭСТ"

Подготовила и провела для учителей

Тема доклада: "Поощрение и наказание

как методы педагогического

воздействия"

Поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу, повышает ответственность.

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был.

Главный смысл наказания видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».

Поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Выделяют следующие виды поощрения и наказания :

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Как правило, одобрение, похвала становятся поощрением. Обычно это находит выражение в объявлении благодарности, присуждении грамот, кубков. В свою очередь, и осуждение, замечание, выговор являются одним из распространенных методом в практике наказаний.

Основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, присуждение почетного места в соревновании.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение учитель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой.

Похвала - это устное поощрение. Она так же как и одобрение вызывает в ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Из поощрений так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. Благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Весьма серьезная форма наказания – выговор (запись в дневнике).

Общие правила , которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности поощрения и наказания:

1. Анализ конкретной ситуации должен подсказывать педагогу необходимость внесения таких коррективов во взаимоотношения с данными учащимися, в его права и обязанности, которые могут быть достигнуты лишь с помощью поощрения и наказания.

2. Помочь ребенку выбрать правильную линию поведения в сложной ситуации – вот основное назначение поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования.

3. По своему содержанию и характеру поощрение и наказание должны отвечать содержанию и характеру тех педагогических требований, которые являются наиболее существенными для работы с данными конкретными детьми.

Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.

Выбирая поощрения, важно найти меру. Главное соблюдать справедливость. То есть поощрение должно начинаться с ответа на вопросы – кому, сколько и за что.

Также велико значение самооценки школьников при использовании поощрения, внутреннего состояния ребенка. По этому поводу можно привести пример, когда мальчику, выполнявшему с группой своих одноклассников задание и не справившемуся с ним, сказали как и всем остальным, что он молодец, и дали ему конфету. Другой на его месте был бы доволен, но этот мальчик сказал, что конфета горька. Он не мог радоваться лакомству, чувствуя, что он не выполнил задания.

Ситуация наказания - конфликтная ситуация.


Условия, которые определяют эффективность метода наказания.

1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.

2. Наказание - сильно действующий метод.

Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести.

3. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.

Одобрение, осуждение используются педагогами буквально повседневно. Поощрение и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях,

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях.

Педагогический такт означает "прикосновение". Быть тактичным - нравственное требование к каждому педагогу, который общается с развивающейся личностью.

Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно.

Задачами методов стимулирования является :

1) закрепление положительных форм поведения;

2) предупреждение и пресечение негативных поступков и проявлений;

3) формирование положительной мотивации поведения.

Технология поощрения :

1) тщательная дозировка и осторожность;

2) сравнение ребенка только с самим собой;

3) учет мотива действия;

4) обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержкой.

Технология наказания :

1) слабые меры;

2) не наказывать большие группы учащихся;

3) редкое применение;

4) запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности;

5) не напоминать о наказании («наказан - значит, прощен»);

6) опоздал с наказанием - не наказывай.

Поощрения и наказания, как и лекарственные средства, в медицине, требуют четкой дозировки и режима приема, неумение или избыточное применение этих методов может привести не только к отрицательным результатам, но и к не исправимой ошибке.

Наказание - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания:

    наложение дополнительных обязанностей;

    лишение или ограничение определенных прав;

    выражение морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т. д.

Технология применения

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания - конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

    Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым . После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан - значит прощен.

    Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, обычно имеет весьма положительное воздействие на ребенка . Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.

    Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им . Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и товарищи, друзья. В конечном счете наказание оказывает большее положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся наказание посредством коллектива может не оказать ожидаемого эффекта.

    Не рекомендуется применять групповые наказания . В хорошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.

    Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. Здесь действует принцип: «Опоздал с наказанием - не наказывай» .

    Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности . Необходимо наказывать исходя не из личной неприязни, а из педагогической необходимости. При этом формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

    При решении вопроса, за что наказывать и каким образом наказывать, рекомендуется соблюдать следующую линию поведения: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, - к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества .

    Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям . Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.

    Наказание - сильнодействующий метод . Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

    Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести . Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

    Индивидуализация . Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются. Если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека, совершившего его. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам - тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл узнать их мнение и то, какую позицию они занимают.

    Наказание требует педагогического такта , хорошего знания возрастной психологии, а также понимания, что одними наказаниями делу помочь нельзя. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия.

Известные педагоги о наказании

Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые примеры.

Русский педагог П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого спокойного слова так велика, что с ней не может сравниться никакое наказание. Не был категоричен в применении наказаний и А.С. Макаренко , хотя сейчас некоторые считают его апологетом авторитарной педагогики. Макаренко писал, что наказание - очень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци также стоял на позициях гуманистической педагогики: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за вину». Категоричен в отношении к наказаниям был К.Д. Ушинский , который писал, что страх телесного наказания не сделает плохое сердце добрым, а смешение страха со злостью - самое отвратительное явление в человеке.

В 1968 В.А. Сухомлинский опубликовал статью под названием «Воспитание без наказаний». В ней педагог не возражает против использования этого метода: «Наказание не только крайняя форма принуждения - это также одна из форм гражданской оценки поведения человека. Наказание перевоспитывает только тогда, когда в чем-то убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям». Но в то же время Сухомлинский утверждает: «Наказание не является чем-то неизбежным».

Правила применения наказания в семье

Наказание применяют родители во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно. Вот несколько правил наказания от советского и российского психотерапевта и психолога Владимира Леви:

    Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

    Если есть сомнение - наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

    За один проступок - одно наказание. Если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно - за все проступки сразу.

    Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев - достаточное наказание.

    Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него - наказание.

    Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

    Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках - больше ни слова.

Нельзя наказывать и ругать:

    Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.

    Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

    Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (но это не значит, что нужно немедленно бросаться утешать).

    Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.