Проблема формирования коммуникативно речевой компетенции у дошкольников. Особенности развития коммуникативной компетентности дошкольников. Длительность работы над опытом

Наталья Михайлова
Формирование коммуникативно-речевой компетенции старших дошкольников

«Формирование коммуникативно- речевой компетенции старших дошкольников с применением игровых технологий»

«Первоначальная функция речи – коммуникативная . Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Л. С. Выготский (советский психолог)

Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства . Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка.

Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей

(Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) понимают определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности , направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Отсюда мы ставим задачи :

Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

Развивать навыки ситуативно-делового общения;

Развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника , так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки , умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

1. В основу речевого развития входит наличие игрового и дидактического материала, направленного на развитие : 1. артикуляционной гимнастики

Предметные картинки-опоры;

Схемы артикуляционных упражнений;

Артикуляционная гимнастика в альбомах;

Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

2. закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи

Разноцветные мячики;

Султанчики;

Бумажные снежинки, листочки;

Дудочки

Разнообразные вертушки;

Трубочки;

Шары для надувания;

Готовые пособия

Дыхательная гимнастика в стихах и картинках

игры : «Буря в стакане» ; «Чей кораблик доберется быстрее» ; «Загони мяч в ворота» , «Фокус» , «Фокус на ладони» , «Парусная лодка»

3. развитие мелкой моторики пальцев рук

Сухой бассейн;

Шнуровки

Мозаика, пазлы

Массажные валики, мячики, прищепки

Мячики су - джок

Трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки

Счетные палочки, палочки Кюизенера

Пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ;

Игры на штриховку

Различный материал для составления букв : горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, пуговицы и т. д.

4. формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты;

Звуковые коробочки;

Детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т. д.

Предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;

Звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков) ;

Индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;

Схемы слова;

Звуковые дорожки, звуковая лесенка;

Альбомы по слоговой структуре слова;

Игры и пособия для автоматизации звуков

Мелкие игрушки;

Предметные картинки;

Сюжетные картинки;

Различные виды театров;

Альбомы на каждый звук;

Логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;

Чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;

Схема характеристики звуков;

Схема слова

Материал для активизации словаря, обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий

Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные) ;

Картинки, с изображением животных и их детенышей;

Картинки на подбор антонимов;

Картинки для упражнений по подбору родственных слов;

Картинки на игру «Четвертый лишний» ;

Иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов;

Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении;

Развивающие пазлы, лото;

игры : «Подбери пару» , «Кто больше назовет» , «Часть и целое» , «Большие и маленькие» ,«Чей хвост?» , «Один - много» , «Назови ласково» , «Чего нет?» , «Что из чего сделано» ; «Прогноз погоды» ; «Одень куклу» ; «В мире животных» ; «Детский компьютер » , «Разноцветный сундучок» , «Чудесный мешочек» и др.

речи :

Библиотека детских книг

Материал для развития связной речи :

Наборы сюжетных картинок для составления рассказов;

Серии сюжетных картинок на различные темы;

Выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей

составлению описательных рассказов.

Схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.

Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.

Библиотека детских книг

Публикации по теме:

«Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников». Организация работы по развитию коммуникативно - речевой активности детей осуществляется в ДОУ во всех режимных моментах, в условиях совместной.

Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников Одной из важных составляющих любой профессиональной деятельности является языковая и коммуникативная компетентность. Современный русский.

Формирование математических способностей у старших дошкольников Консультация для родителей Формирование математических способностей у старших дошкольников Математическое развитие детей дошкольного возраста.

Игровая дидактика «Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности» Человек должен быть сильным, здоровым и красивым. Не секрет, что самый правильный и короткий путь к этому идеалу -занятия спортом с раннего.

Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников» Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди.

Опыт работы «Формирование речевой культуры у младших дошкольников» На протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я работала логопедом в детском саду. В настоящее время воспитатель. Начав.

Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников Ранний возраст – важный этап в развитии ребенка. В это время важное место занимает эмоциональное общение между малышом и взрослым, которое.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие коммуникативной компетентности. Методы выявления коммуникативной компетентности (компетентностный и деятельностный подходы): тесты "на применение", рейтинговая и мониторинговая модели, самооценка. Методы обучения коммуникативной компетентности.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Особенности коммуникативной компетентности студентов педагогических ВУЗов, необходимость ее развития в период обучения. Социально-психологический тренинг как условие развития коммуникативной компетентности. Рекомендации по развитию коммуникативных умений.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2014

    Характеристика основных подходов к анализу понятия общения. Коммуникативная сторона общения, понятие и содержание коммуникативной компетентности, пути её формирования. Постановка эксперимента для изучения коммуникативной компетентности личности.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2011

    Понятие лидерства в подростковом возрасте. Лидерство в подростковой неформальной группе. Влияние коммуникативной компетентности как составляющей лидерских способностей на выбор группой лидера. Изучение коммуникативной компетентности у подростков.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    Понятие и структура эмоциональной компетентности. Развитие эмпатии в дошкольном возрасте. Детско-родительские отношения, как фактор успешного развития ребенка. Исследование взаимосвязи эмоциональной компетентности родителей и детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2009

    Феномен самооценки в психолого-педагогических исследованиях. Особенности самооценки подростков. Сущность коммуникативной компетентности подростков. Исследование уровня развития навыков общения детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2013

    Специфика и этапы становления коммуникативной деятельности у дошкольников. Характеристика возрастных особенностей психического развития детей с нарушением зрения. Социальная позиция и проблема общения слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, где основным результатом деятельности образовательной организации становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые компетентности, основной из которых является коммуникативная. Проблема формирования коммуникативной компетентности находится в центре внимания педагогов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности.

Однако в педагогической практике на современном этапе образования обозначился ряд противоречий:

  • противоречия между традиционными подходами к воспитанию детей с речевыми нарушениями и новыми требованиями к образовательному процессу, изложенными в ФГОС ДО;
  • организация образовательного процесса предполагает активное включение в социально-коммуникативное развитие ребёнка родителей, однако позиция современного родителя демонстрирует равнодушное отношение к образовательному процессу;
  • современной идеологией образования, ориентирующего личность на самостоятельный поиск новых решений, непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией общения, низким уровнем самостоятельной познавательной, речевой деятельности у детей с нарушением речи.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями являются:

  • социальная ситуация развития ребенка;
  • совместная деятельность (ведущая игровая);
  • обучение (на основе игровой деятельности).

На основе проведенного анализа, можно сформулировать проблему: самостоятельно у детей с нарушениями речи не формируется коммуникативная компетентность, следовательно, необходима систематическая работа по овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.

Таким образом, целью деятельности педагога (логопеда, воспитателя) является формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями в игре.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • использование новых форм работы по формированию коммуникативной компетентности;
  • привлечение внимания и активное включение в образовательный процесс родителей дошкольника;
  • создание условий для реализации коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.

В процессе совместной образовательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи необходимо сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия :

  • умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
  • умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром;
  • умение ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
  • умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
  • умение корректировать собственное речевое поведение.

Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения; при организации активной творческой деятельности; в коллективных формах работы; в проблемных ситуациях; в речевых играх; в творческих заданиях, предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

Этапы работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи.

Основная задача первого этапа – вызвать коммуникативную потребность. Данная задача реализуется при соблюдении следующих условий:

  • смена авторитарного стиля общения на демократический;
  • соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в образовательный процесс;
  • активное участие детей в организации совместной деятельности, выборе вида деятельности;
  • проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов деятельности, выяснение их мнения.

Первый этап работы включает:

  • формирование положительного настроя на совместную деятельность;
  • привлечение внимания к сверстникам;
  • обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
  • введение невербальных средств общения.

Основная задача второго этапа – формирование представлений о правилах и способах эффективного общения.

Второй этап работы включает:

  • дальнейшее развитие невербальных средств общения;
  • обогащение способов эмоционального реагирования;
  • формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

Задача третьего этапа – автоматизация выработанных умений в игровой и свободной деятельности.

Коммуникативные умения третьего этапа работы:

  • активно вступать в диалог;
  • уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь;
  • строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • пользоваться формами речевого этикета;
  • регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

У детей дошкольного возраста с нарушениями речи не сформирована коммуникативная компетентность, недостаточно определены и целевые ориентиры. Поэтому педагогу необходимы новые формы работы.

Одной из таких форм являются речевые игры. Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Использование речевых игр в коррекционно-развивающей работе имеет свои особенности и преимущества:

  • соответствие дидактическим принципам:
  • развивающего образования;
  • практической применимости;
  • полноты, необходимости и достаточности (речевой материал подобран с учетом возраста детей);
  • интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • наглядность (картинки, презентации);
  • эффективное использование полученных знаний;
  • возможность удерживать внимание и интерес дошкольников;
  • подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей;
  • возможность учитывать индивидуальные особенности детей.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром;
  • развитие умения получать необходимую информацию в общении: «Составь рассказ по плану».

Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между педагогами и родителями.

Таким образом, речевые игры должны быть включены в образовательный процесс, так как они являются средствами формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в обществе. Формирование данных компетентностей — важное условие нормального психического развития ребенка с нарушением речи, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. 1998. № 6, с.86 — 89.
  2. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
  3. Ворошинина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни // Воспитатель. 2011. № 5, с. 73-76.
  4. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. 2003. №2, с.12-16.
  5. Ельцова О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольное воспитание. 2009. № 12, с. 21-24.
  6. Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. 2010. № 10, с. 61-67.
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
  9. Меркулова О.Н. Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию // Ребенок в детском саду. 2012. № 2, с.9-10.
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
  12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
  13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М., 2008.
  14. Чаладзе Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи / intel. innovation in education /

Савачаева А.А.,
учитель-логопед