Комплексный анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Современная система устройства детей сирот в рф

Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. усыновление (удочерение),

2. опека (попечительство),

3. передача в приемную семью,

4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

1. у сыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Условия и порядок усыновления

внастоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

Неизвестны,

Признаны судом недееспособными,

Лишены судом родительских прав,

По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

Отмена усыновления

Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

Уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

Злоупотребления этими правами,

Жестокого обращения с усыновленными,

При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

2. Опека и попечительство над детьми

Опека (попечительство ) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливаетсяопека , в возрасте от 14 до 18 лет попечительство .

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

Достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

Смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

Возвращение несовершеннолетнего родителям,

Усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

Отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

3. Приемная семья – сравнительно новый институт в семейном праве представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью , который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности являетсядоговором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).кнему также применимы общие положения оподряде , если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

4. Детский дом семейного типа форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторамидетского дома семейного типа.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором , заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.

В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия, предмета, принципов семейного права.

2. Какие источники семейного права применяются в России?

3. Раскройте содержание понятия брак. Охарактеризуйте правовые условия

вступления брак и процедуру его заключения.

4. Основания признания брака недействительным.

5. Раскройте содержания правового механизма расторжения брака в органах ЗАГС и

судебном порядке.

6. Охарактеризуйте содержание прав и обязанностей членов семьи.

7. Понятие алиментного обязательства и основание его возникновения.

8. Охарактеризуйте формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Как отмечалось, усыновление - индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для удобства законодатель объединяет термины «усыновление» и «удочерение» в один - «усыновление».

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл.

19 СК РФ, Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации188 и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того, при изучении вопросов, связанных с усыновлением, следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление. Кроме того, основания отмены усыновления во многом схожи с основаниями лишения родителей родительских прав. Как и родство первой степени, усыновление влечет за собой существенные правовые последствия - возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК; ст. 31 ЖК) и др.

Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке. Так было не всегда, поскольку ст. 98 КоБС РСФСР предусматривала административный порядок усыновления («усыновление производится постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации»). Между тем очевидно, что такие явления в жизни ребенка, как появление у него новых «родителей», с которыми он будет связан навсегда, а также окончательное прерывание правовой связи с кровными родителями, не могут сопровождаться административной формой принятия решения. Современные стан- дарты реализации прав человека требуют применения судебной формы осуществления права ребенка жить и воспитываться в семье, а также судебных способов защиты прав кровного родителя ребенка.

Традиционно усыновление называют приоритетной формой устройства детей. Приоритетный характер в данном случае означает, что при избрании для ребенка формы устройства наиболее подходящей из всех является усыновление. Приоритет усыновления связан с особенностями этого явления для российского семейного права. С точки зрения российского законодательства усыновители должны принять усыновленного ребенка как своего собственного и полностью заменить ему родителей. Поэтому в Российской Федерации не существует «пробного» усыновления или усыновления «на время» - такой практики, когда усыновители «экспериментируют», пытаясь подобрать себе ребенка, а дети переходят из семьи в семью. В качестве временного устройства, как говорилось выше, российское законодательство рассматривает передачу детей под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка» государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка (например, дети не осве- домлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые189. По отношению к усыновителям закон предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что усыновление возможно и в отношении ребенка, находящегося под попечением родителя. Речь идет об усыновлении детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка.

Для того чтобы усыновление состоялось, ребенок должен пройти процедуру учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. § 1 настоящей главы). Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, а приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482 - Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Состояние здоровья ребенка не влияет на реализацию его права жить и воспитываться в семье, поэтому усыновлены могут быть и тяжело больные дети. Зачастую кандидатам в усыновители отказывают в усыновлении со ссылкой на наличие у ребенка серьезного заболевания. Такие действия противоречат закону.

Кандидат в усыновители, как и усыновляемый, также обладает специальным правовым статусом. В составе его правосубъектности есть особая правовая возможность - право быть усыновителем. Такая возможность присуща не всем физическим лицам, а лишь тем, кто отвечает установленным законом требованиям, назначение которых - обеспечить принимаемому в семью ребенку возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Более того, законодатель даже упоминает о преимущественном праве на усыновление (п. 3 ст. 127 СК). Его субъектами являются родственники ребенка, а условием реализации этого права выступает, разумеется, соблюдение интересов ребенка.

Требования к личности кандидата в усыновители: 1)

связанные с наличием у усыновителя достаточного объема правоспособности. Не могут быть усыновителями: -

лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; -

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; -

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; 2)

связанные с наличием у усыновителя достаточного объема дееспособности. Не могут быть усыновителями: -

несовершеннолетние лица; -

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; -

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3)

относящиеся к состоянию здоровья усыновителя. Такие заболевания, как туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V группы диспансерного учета, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания всех форм локализации, наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, психические заболевания, а также все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность, являются безусловным основанием к отказу в усыновле- нии190. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что этот перечень требует уточнения; 4)

относящиеся к личностным (морально-нравственным) качествам кандидата в усыновители. Запрещается быть усыновителями лицам, имеющим на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Право Российской Федерации признает только зарегистрированный брак разнополых супругов. Поэтому различные формы внебрачного сожительства не дают в настоящее время оснований к совместному усыновлению детей. Однако это не означает, что незамужняя женщина или неженатый мужчина не могут быть усыновителями вообще. Такое лицо может выступать в качестве единственного усыновителя ребенка; 5)

относящиеся к материально-бытовым условиям жизни усыновителя. Эти условия требуют более подробного разъяснения. В качестве общего правила выступает запрет на усыновление: -

лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель)191; -

лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам192.

Вместе с тем Семейный кодекс закрепляет и исключения из этого правила: -

условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; -

суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально- бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Иными словами, если кандидат в усыновители проживает, например, в сельской местности, не обеспеченной необходимыми коммуникациями для приведения жилья в соответствие с санитарными и техническими правилами и нормами, или получает заработок в размере, незначительно отличающемся от требуемой суммы (получает заработок в натуре), то суд, взвесив все обстоятельства, может разрешить усыновление. Также судом может быть учтена и особая привязанность ребенка к кандидату в усыновители, не обладающему достаточным уровнем материально-жилищной обеспеченности. При всем том категорически недопустимо усыновление лицами, не имеющими постоянного места жительства;

6) особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

Исключения из него: -

не требуется учета разницы в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой), поскольку ребенок проживает со своим родителем и фактически уже общается с отчимом или мачехой; -

по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Для того чтобы стать усыновителем, в некоторых случаях необходимо также пройти процедуру специального учета. В соответствии с Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в госу- дарственный банк данных (региональному или федеральному оператору). При этом условии они смогут получить доступ к хранящейся в государственном банке данных конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей).

Вместе с тем большинство усыновителей - российских граждан - в настоящее время подыскивают детей, которых хотели бы усыновить, самостоятельно, без обращения к государственному банку данных. Они лишь предварительно получают в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем, собирают необходимые документы и обращаются в суд с заявлением об усыновлении

В свою очередь иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, подлежат обязательной постановке на учет в региональных или федеральном банках данных о детях в порядке, установленном разд.

IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

Порядок усыновления включает в себя следующие этапы: 1.

Подача лицом, желающим усыновить ребенка, заявления в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К заявлению прилагаются документы в соответствии с перечнем, установленным п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. 2.

Обследование органом опеки и попечительства условий жизни заявителя и подготовка в течение 15 рабочих дней со дня принятия заявления заключения о возможности заявителя быть усыновителем. Если в выдаче такого заключения заявителю будет отказано, то орган опеки и попечительства обязан сообщить ему об этом в пятидневный срок.

Уже после получения такого заключения кандидат в усыновители, самостоятельно получивший информацию о ребенке, которого он мог бы усыновить, вправе обратиться в суд с заявлением об усы- новлении (при условии, что имел место факт личного общения этого кандидата с ребенком).

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность кандидата в усыновители обратиться в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (третий и четвертый этапы). 3.

Обращение кандидата в усыновители к региональному или федеральному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору. Оператор банка данных осуществляет документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в виде анкеты, в которой указываются как сведения, относящиеся к личности заявителя, так и информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью (ст. 7 Федерального закона). 4.

Подбор подходящих для кандидата в усыновители детей. Оператор банка данных, к которому обратился кандидат в усыновители, должен предоставить всю имеющуюся у него информацию о подходящих для заявителя детях. Если информация о каком-либо из детей устраивает кандидата в усыновители, то оператор банка данных о детях выдает ему направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения. О предстоящем посещении обязательно следует уведомить орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. 5.

Посещение ребенка и личное общение с ним (п. 2 ст. 125 СК). В соответствии с п. 12 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации кандидат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка193. Если установление контакта с ребенком невозможно (в силу его возраста или состояния здоровья), это тем не менее не является препятствием к усыновлению. 6.

Обращение кандидата в усыновители в суд с заявлением об усыновлении и судебное рассмотрение этого заявления. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами, установленными гл. 29 ГПК РФ.

Судебное разбирательство по делу об усыновлении не сводится только к просмотру судом представленных заявителем документов. В соответствии с п. 2 ст. 272 ГПК РФ орган опеки и попечительства представляет суду дополнительные сведения. Более того, участие в судебном заседании представителей этого органа (как и самого кандидата в усыновители, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет) обязательно. Суд может счесть необходимым привлечение к участию в этом деле и родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет. Эти участники судебного разбирательства могут сообщить суду в том числе и сведения, препятствующие усыновлению. 7.

Государственная регистрация усыновления на основании вступившего в законную силу решения суда в органе записи актов гражданского состояния. Порядок проведения государственной регистрации усыновления определяется гл. 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Процедура усыновления связана также с необходимостью (или целесообразностью) получения согласия на усыновление от некоторых лиц: -

самого ребенка, достигшего 10 лет; -

родителей ребенка; -

опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей; -

супруга усыновителя.

Однако из положений ст. 129-133 СК РФ следует, что во многих случаях возражения перечисленных лиц не являются безусловным препятствием к усыновлению. Особенно важно определить, в каких случаях для усыновления ребенка не требуется согласие его родителей (ст. 130 СК).

Согласие родителя ребенка на его усыновление по содержанию может быть двух видов: с указанием конкретного кандидата в усыновители или без указания конкретного лица. Закон устанавливает и специальные правовые формы, в которые такое согласие должно быть облечено: устное заявление, сделанное в личном присутствии во время судебного разбирательства; письменное заявление, нотариально удостоверенное или заверенное руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей.

Таким образом, усыновление как основание возникновения семейных правоотношений представляет собой фактический состав, включающий в себя различные юридические факты, завершающим из которых является вступившее в законную силу судебное решение об усыновлении, непосредственно порождающее права и обязанности усыновителей и усыновленных. Всякого рода требования законодательства, соблюдение которых обязательно при усыновлении (согласие определенных лиц, состояние здоровья усыновителя, его материальное положение и пр.), являются условиями усыновления.

Усыновление как фактический состав имеет и правопрекращаю- щее значение (п. 2 ст. 137 СК).

Правовые последствия усыновления. Как уже говорилось, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу такого решения суд направляет выписку из него в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. После государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить дубликат свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка и воспользоваться правами, связанными с материнством или отцовством.

Правовые последствия усыновления представляют собой прежде всего комплекс прав и обязанностей, совпадающих с родительскими (гл. 12 СК). Важнейшим правовым последствием усыновления является возможность воспитания ребенка и личного общения с ним. В соответствии с п. 20 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, их право на воспитание усыновленного ребенка является преимущественным (ст. 63 СК).

Усыновители обязаны содержать ребенка, обеспечить получение ребенком основного общего образования и с учетом его мнения имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Усыновители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов усыновленного ребенка, они являются его законными представителями и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Как и родители, усыновители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Поскольку усыновление по последствиям приравнивается к родству первой степени, между усыновителями и усыновленными запрещены браки (ст. 14 СК)

Особенность правовых последствий усыновления (как, впрочем, и правовых последствий рождения ребенка) состоит в том, что возникают семейные связи между усыновленными детьми, а также их потомством, с одной стороны, и усыновителями и их родственниками, с другой стороны. Таким образом, усыновитель своими действиями, вне зависимости от желания, например, своих родителей, создает для них новые семейные узы. Вместе с тем помимо общих последствий усыновления, вытекающих из его природы, могут иметь место и специальные, в том числе: -

изменение имени, отчества и фамилии ребенка (ст. 134 СК); -

К семейным формам жизнеустройства детей-сирот относят: усыновление / удочерение, опека и попечительство.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Суть его заключается в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах с учетом возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

В Новосибирске все больше внимания уделяется вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Только в прошлом году в Ленинском районе около 30 детей были переданы в приемные семьи, 88 детей усыновлены. Специалисты считают, что сегодня уже можно говорить о позитивных изменениях. По результатам реабилитационной работы, в Новосибирске только за прошедший год из социальных приютов возвращены в семьи 160 детей, 33 ребенка взяты под опеку, 240 - усыновлены, создано 59 новых приемных семей.

Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.

Что касается взрослых, то само решение взять ребенка под опеку в большинстве случаев бывает осознанным, прочувствованным, продиктованным чувством сострадания и долга. Например, в случае смерти, тяжелой болезни или недееспособности матери ребенка (при фактическом отсутствии отца) опеку над ним устанавливает ее сестра или подруга, бабушка, тетя или другие родственники берут опеку над ребенком, чьи родители лишены родительских прав.

Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям):

  • 1. Совершеннолетие лица, т. е. достижение им 18 лет.
  • 2. Полная гражданская дееспособность лица, т. е. в данном случае отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности.
  • 3. Отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (независимо от времени его вынесения).

Опекунами или попечителями не назначаются граждане:

  • 1. Лишенные родительских прав.
  • 2. Больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.
  • 3. Отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей).
  • 4. Ограниченные в родительских правах.
  • 5. Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.
  • 6. Не имеющие возможности по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа. Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним. В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.

Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством. При этом опекун обязан предоставлять в органы опеки отчет о потраченных средствах. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства.

Правоотношения между ребенком и опекуном (попечителем) прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия.

Ребенок, находящийся под опекой (попечительством) сохранят право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти -- пенсии по потери кормильца. Также ребенок сохраняет свой юридический статус (ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей), т.е. он сохраняет право на все дополнительные права и льготы, предоставляемые государством лицам с данным юридическим статусом. (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства.

Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Особенности опеки (попечительства):

  • 1. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления. Оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда.
  • 2. На опекаемого ребёнка выплачивается средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • 3. Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
  • 4. Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
  • 5. Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
  • 6. Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка. Усыновление является самой предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.

Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка, его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления. Так, например, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет, дети старших возрастов остаются в социальных учреждениях до выпуска. Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также получение согласия их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц -- согласие органа опеки и попечительства.

Особенности усыновления:

  • 1. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • 2. Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • 3. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • 4. Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
  • 5. Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев.
  • 6. Органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.
  • 7. Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • 8. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

При отказе родителей дать согласие, усыновление невозможно. Дача согласия на усыновление -- одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями.

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком, когда родители в течение шести месяцев без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление на подбор ребенка из соответствующего детского учреждения.

Официальная статистика свидетельствует, что большинство производимых в России усыновлений детей (как правило, из детских учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей), успешны. Дети обретают семью, а взрослые -- смысл жизни и ощущение своей необходимости. Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей.

При этом около 18 тысяч детей усыновляется отчимами, мачехами и 12 тыс. -- посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребенка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Согласно ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения,

создаваемые в установленном законом порядке.

Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке. В этой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Однако, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.

Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей (ст. 5.36 КоАП).

К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:

Образовательные организации; - медицинские организации; - организации, оказывающие социальные услуги; - иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными. Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев

интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения. Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.

В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 89668 организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем статья 155.1. СК РФ допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот.

Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.

Опекуны (попечители) не назначаются детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее - воспитательные учреждения). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) возлагаются на указанные учреждения.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства.

Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.

Статья 155.2 СК РФ впервые на законодательном уровне закрепила так называемый гостевой режим пребывания детей в семьях - временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Речь идет о случаях кратковременного пребывания ребенка в семье в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития.

Основанием для пребывания ребенка в семье является распоряжение администрации организации для детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация вправе обращаться к органу опеки и попечительства, который ведет банк данных о кандидатах в опекуны (попечители) с просьбой дать информацию о гражданах, желающих принять ребенка в семью временно. Таким образом, гостевой режим может стать предварительным этапом для последующего усыновления, опеки или попечительства. Состоявшееся на этом этапе знакомство ребенка с принимающей семьей может перерасти в более длительные отношения.

1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

2. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Ст. 155.1 СК РФ

1. Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке. В комментируемой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Как уже отмечалось, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.

Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей ().

2. К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:

— образовательные организации;

— медицинские организации;

— организации, оказывающие социальные услуги;

— иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными. Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения. Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.

В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 (в ред. от 10 марта 2009 г.) организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем комментируемая статья допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот. Заметим, что, например, религиозные организации сами по себе как юридические лица не могут считаться организациями для детей-сирот, поскольку их основные цели (совместное исповедание и распространение веры — ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») противоречат целям деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому религиозные организации вправе учреждать отдельные юридические лица (частные учреждения — ст. 120 ГК), на которые могут возлагаться функции по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационно-правовые формы юридических лиц, относящихся к организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, определяются гражданским законодательством. Это могут быть исключительно некоммерческие юридические лица.

Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.

3. Комментируемая статья разграничивает случаи временного пребывания детей в организациях для детей-сирот и случаи устройства детей в такие организации.

Помещение ребенка в какую-либо организацию в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не является устройством ребенка в смысле гл. 22 СК РФ. В перечисленных случаях законные представители ребенка сохраняют все свои права. Так, например, ребенок, находящийся под опекой, может быть помещен опекуном в школу-интернат для обучения на короткий срок. Это может быть вызвано необходимостью отъезда опекуна или иными уважительными причинами. В этом случае опекун своих прав не утрачивает.

4. Впервые комментируемая статья четко определила статус выпускника организации для детей-сирот. Ранее на практике предполагалось, что несовершеннолетний (как правило, 16-летний) выпускник детского дома подпадает под попечительство учреждения среднего профессионального образования, в которое он поступает на учебу. Однако названные учреждения не относятся и никогда не относились к числу специализированных организаций для детей-сирот. Поэтому в п. 4 комментируемой статьи законодатель напоминает, что по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, орган опеки и попечительства обязан вновь начать поиск попечителя для такого ребенка (ст. ст. 121 — 123 СК).

5. Деятельность организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть бесконтрольной. Поскольку на них возложены серьезные обязанности по охране жизни и здоровья пребывающих в них детей, по предоставлению им питания, медицинской помощи, ухода, по обеспечению получения детьми образования, органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.