Конспект нод "как рубашка в поле выросла" план-конспект занятия по окружающему миру на тему. Большая Краткая аннотация проекта

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №1»

КОНСПЕКТ Образовательной деятельности на тему: Экспериментальная деятельность через музейную педагогику(«Как рубашка в поле выросла») в подготовительной группе. Воспитатель: Шестерикова Н. Н п. Богородское 2014 год Цель:Познакомить детей с производством льняной ткани и способом её окрашивания через экспериментальную деятельность. Задачи:1.Расширять представления детей о быте и традициях русского народа. 2.Закреплять умение различать виды тканей, названия профессий текстильной промышленности. 3.Обогащать словарь детей за счёт использования слов из народного фольклора. 4.Формировать практические навыки исследовательской деятельности. 5.Воспитывать бережное отношение к одежде как результату труда людей Ход образовательной деятельности:
Дети входят под музыку «Синий лён». 1.Организационный моментВоспитатель:Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Дети:Доброе утро, мы очень рады вас видеть. Воспитатель:Ребята, вы сегодня очень красивые, на вас разная, модная, разноцветная одежда. Как вы думаете, зачем люди носят одежду? Дети:Люди носят одежду, чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным. Восп. Знаете ли вы, откуда берётся одежда? Дети:варианты ответов. Восп:Легко ли создавать одежду? Ответы детей. Восп:Я согласна с тобой. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Я предлагаю вам сегодня посетить музей льна и узнать, как появилась одежда? (встают около музея). 2.Основная часть занятия Восп:Ребята, посмотрите, что это? Дети:Сундук. Восп:Как вы думаете, для чего нужны сундуки? Дети:Сундуки нужны, чтобы хранить одежду. Восп:Интересно, что за тайну сундук хранит? — Сундук откроется, если вы вспомните пословицы и поговорки об одежде. Дети: «По одёжке встречают, по уму провожают»,«Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Не украшай платье, а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха, такова и рубаха, «Каков человек, такова и одежда».(объяснить смыл 2 пословиц). Восп:Вот сундук и открылся. Достаёт льняную рубашку. Восп:Читает: «Я рубашка, в поле выросла…».Что за чудеса? Как может рубашка расти в поле? Ответы детей. Восп:Вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мал — малышок в землю зашёл, синюю шапку нашёл, из земли вырастал, весь мир одевал». Дети отвечают:(лён). Восп:В старину одежду шили из льняной ткани. Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундуке. Просит детей достать другие предметы. Восп:Что это?(дети называют знакомые предметы). Дети:льняные нитки, семена льна, лоскутки, волокна льна. Восп:Я предлагаю вам, ребята, пройти за столы и внимательно рас — смотреть эти предметы на столе. Дети садятся за столы. Восп:Возьмите лоскутки ткани. Потрогайте, потяните, какая она на ощупь? Дети:Ткань плотная, грубая, шершавая. Восп:Рассмотрите лоскутки под лупой. Что вы видите под лупой? Из чего сделана ткань? Дети:Ткань соткана из ниток. Восп:Посмотрите внимательно, как эти нити расположены? Дети:варианты ответов…(переплетаются). Восп:Вытащите одну нить из лоскутка. Дети вытаскивают нитку. Восп: Рассмотрите. Потяните нитку. Что можно сказать про нить? Дети:не рвётся, упругая, крепкая. Восп:Раскрутите нить. Трудно? Дети:Да. Восп:Почему она не рассыпается и не рвётся? Дети:варианты ответов(свёрнута, скручена, спрядена, соткана). Восп:Правильно. Нитка скручена. Восп:Поищите среди предметов то, из чего скрутили нить. Восп. показывает волокна. Восп:Что это такое? Дети:варианты ответов. Восп:Правильно. Это волокна, из них и делают нитки. У вас на столах лежат волокна. Давайте попробуем скрутить их в пальчиках. Показывает. Дети повторяют. Восп:Что мы получили, скручивая волокно? Дети:нитку, верёвку. Восп:Чем отличается нитка от волокна? Дети:Нитки спрядены, а волокно редкое, рыхлое. Восп:Как вы думаете, из чего образовались волокна? Ответы детей. Восп: Выросли они из семян льна. У вас на столах лежат семена. Рассмотрите их и назовите. Дети называют:(семя гороха, тыквы, фасоли, льна).
Словесная игра «Назови семя».
Семя из гороха какое?(гороховое),из тыквы-тыквенное, из фасоли — фасолевое, из льна-льняное. Восп:найдите льняное семя, рассмотрите, потрогайте его и скажите, какое оно на ощупь, по цвету, размеру? Дети:маленькое, тёмно-коричневое, блестящее. продолговатое, гладкое. Восп:Я предлагаю вам пройти в наш музей и узнать, как выращивают лён.(дети встают полукругом).
Фотопрезентация.1.Весной лён сеяли, приговаривая: Зародися, мой льнище И долог и тонок! 2.Прорастает семя и вырастает красивое и нежное растение голубыми цветочками. 3.Отцветёт наш ленок и на стеблях появятся коробочки с семенами. Скажите, в чём образуется зерно у пшеницы, ржи? Дети:В колосьях. 4:Лён созрел для уборки. Осенью убирают лён, выдёргивая с корнем (ещё говорят «теребят» лён.) повтор. индивидуально. 5.Вспомните, во что раньше вязали рожь, пшеницу? Дети:Раньше вязали рожь, пшеницу в снопы. Восп:Завязывают снопики, приговаривая: «ты удайся, мой беленький ленок», ставят их в поле сушить. 6.Высушенный лён очищают от головок с семенами. Из льняного семя дела — ют льняное масло. Какое ещё вы знаете масло? Дети:оливковое, подсолнечное, облепиховое. Восп:Верно. Эти масла используют в пище и для изготовления лекарств. Лекарство получают, настаивая сухие стебли льна. 7.Ребята, скажите, пожалуйста, как ещё называют сухие стебли? Дети:солома. Восп:Правильно. Оставшуюся солому расстилают, вымачивают, потом высушивают. Так делают несколько раз, пока стебли льна не станут мягкими. После этого лён «треплют». Повтор. индивид. Как вы думаете, для чего треплют лён? Дети:Чтобы волокна стали мягкими. 8.Потом лён «чешут», как девушка свою косу. При вычёсывании удаляются жёсткие частички. 9.Раньше из вычесанного льна женщины и девушки пряли нити, а сейчас это делают машины. Восп:Для чего используют льняные нити? Дети:Из готовых ниток ткали полотно на ткацком станке, а сейчас ткут ткани на ткацкой фабрике. Что шьют из ткани? Дети:Из готовой ткани шили бельё, скатерти, полотенца, одежду.10.Одежду украшали вышивкой. Вышивка-это не просто украшение, это оберег человека от злых сил и болезней. О вышивке мы с вами поговорим в другой раз, когда вы придёте в музей. Восп:Вот видите, сколько труда вложено, чтобы рубашка на свет появилась! «Лён вымотает-лён и озолотит»-так гласит древняя русская пословица. Повтори пословицу инд. Восп:После работы шли все от мала до велика в новых рубашках, нарядах песни петь, да плясать. Давайте и мы с вами заведём хоровод. Игра-хоровод «Ленок». Восп:Ребята, предлагаю вам пройти в другую часть музея. Встают полукругом около фланелеграфа.(мнемотаблица выращивания льна) Восп:Вот мы и узнали, как рубашка в поле выросла. Восп:Ребята, посмотрите на схему и скажите, какие профессии людей нужны, чтобы вырастить рубашку в поле? Дети:пахарь, прядильщик, чесальщик, ткачиха. Восп:В наше время профессию людей, занимающихся выращиванием льна, называют льновод.(повтори …). Восп:Льняная ткань славилась тем, что в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит. Есть поговорка о льняной одежде «Кто в лён одет, проживёт до ста лет». Одежду шьют и из других тканей. Давайте вспомним, из каких.
Дидактическая игра «Из чего шьют?»(с платком)
Блуза из шёлка(какая?)-шёлковая Рубашка из льна-льняная Платье из ситца-ситцевое Жилет из бархата-бархатный Юбка из вельвета-вельветовая Халат из фланели-фланелевый Штаны из шерсти-шерстяные Платок из шифона-шифоновый Майка из трикотажа-трикотажная Куртка из джинса-джинсовая
Восп:Ребята, скажите, пожалуйста, кто придумывает и создаёт одежду? (ответы детей) Восп:Одежду придумывают художники-модельеры, дизайнеры, художники по росписи тканей, закройщик, швея, вышивальщица. Восп:Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников по росписи тканей. Я приглашаю вас пройти за столы. Дети садятся за столы.

Восп:В старину люди носили белую одежду. Когда наступали праздники, людям хотелось выглядеть красивыми, нарядными. Они стали придумывать, как украсить ткань. Раньше красок не было. Как вы думаете, чем окрашивали ткань?

Ответы детей. Восп:Верно, люди использовали для окрашивания ткани растения, овощи, фрукты, ягоды. Профессию людей, занимающихся окрашиванием ткани в старину, называли крашенник.(повтор. индив.) Демонстрация опыта. Восп. с помощью пинцета окунает лоскуток ткани в отвар луковой шелухи. Посмотрите, что происходит с тканью? Дети:ткань покрасилась. Верно, вы можете в домашних условиях с родителями покрасить ткань натуральными красками. Они экологически чистые, безопасные, стойкие. Восп:Но в старину процесс окрашивания был очень длительный. О способе приготовления красок в старину я расскажу вам в следующий раз.

Давайте сегодня украсим ткань узорами из натуральных красок — соком свёклы, моркови, но сначала разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Стирка»(2 раза). Постираю чисто с толком(трут кулачками) Рубашку, кофту и футболку.(поочерёдное потирание пальчиков) Свитерок и брюки. Устали мои руки.(встряхивают кистями рук).
Восп:Прежде чем начать работу, вспомните правила безопасности при работе с красками. Восп:С чего мы начнём работу? Дети объясняют последовательность выполнения работы, основываясь на опыте нанесения штампов на бумаге. Дети наносят узоры на ткань.
Восп:Какие красивые узоры появились на ваших тканях! Молодцы, ребята, постарались. Вы настоящие художники по росписи тканей. Вашим работам надо просохнуть. Затем мы сделаем в нашем музее выставку ваших работ. — Сейчас я предлагаю вам пройти на ковёр. На этом наша экскурсия подошла к концу. 3.Итог занятия. Рефлексия. Восп:Ребята, скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали, что нового и интересного узнали? Дети:(примерные ответы:посетили музей льна, мы узнали, как и из чего делают льняную рубашку, рассматривали льняную ткань, льняные нити, семена, учились наносить узоры на ткань с помощью натур. красок). Восп:В следующий раз, когда вы придёте в музей, мы поговорим с вами более подробно о вышивке, о способе приготовления красок в старину, сделаем кукол из льняной ткани. Восп: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями. Дети:До свидания, до новых встреч. Дети уходят под музыку «Синий лён».

НОД в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Как рубашка в поле выросла»

(по мотивам сказки К.Д.Ушинского)

Воспитатель: высшей категории Цапенко С. В.

Программные педагогические задачи:

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Планируемые результаты:

Проявляет активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды; уважительно относятся к нелегкому труду людей; активен в беседе на интересующую его тему.

Словарная работа:

Веретено, прялка, кросна, кудель, полотно, лен, мялка, нить, прясть, рубаха, ткать, ткачество, трепало, челнок, холст.

Подготовительная работа:

Рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.

Сегодня, ребята, мы поговорим, о стариной одежде: и выясним, чем она похожа и чем отличается от нашей современной одежды. Разобраться в этом нам помогут, мой волшебный сундучок и кукла Дуся.

(показывает куклу)

Скажите, ребята, во что она наряжена? Назовите вещи, отгадав загадки.

    Один вход – три выхода. (Рубашка)

    Днем как обруч, а ночью как уж (Рубашка)

    В липовом корытце живое тело шевелиться (Рубашка)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчишки и девчонки, богатые и бедные. Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.

Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Что бы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен, из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашка в поле росла? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Рассказ воспитателя о показ иллюстраций.

Увидела Таня, как отец ее горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зернышки и спрашивает:

Что ты, тятя делаешь?

А вот, сею ленок, вырастает тебе и Ваське новая рубашечка.

Удивилась Танечка. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Татьяна: «Хорошо, если бы у меня была такая же рубашечка.»

Переход к рассказу об уборке льна.

Прошло время, зацвел лен голубыми цветочками…

«У братца Васьки такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек я таких ни на ком не видела.

Когда цветочки опали, на их месте появились зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергивали весь лен с корнем. На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собрались, как на праздник, и говорили Тане; «Славная у тебя будет рубашечка»

Следует на протяжении всего рассказа показывать детям иллюстрации, фотографии (Этапы роста льна). Все операции по уборке льна педагог показывает в движениях. Можно использовать видеофильм «Ленок »

Когда лен подсох, то стали у него головки отрезать, а потом топили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху придавливали, чтобы не всплывал…

Недели через две, вынимали лен из речки, просушивали и стали колотить доской…. Про нее говорят: «Стой Арина - рот до ушей». Это – мялка. Своим зубастым ртом она пережует стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движение мялки, приносят при этом поговорку; «Мни лен доле, полотна будет боле»

А затем кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом . А что бы девушкам работалось полегче, в его ручку засыпали горох, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа - веселой.

Воспитатель берет в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт работы детей, воспроизводящих на этот раз работу трепальщицы льна.

Часто дарил трепало, понравившейся девушке парень. Тогда он стремился вырезать на этом деревянном ноже узоры, что бы показать, он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну.

Чаще всего дети узнают в этих узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует объяснить детям, что завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые блаженства, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг – символ солнца, квадрат - символ Земли). Эти изображения были призваны помочь в работе, сделать ее удачной.

Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он сделается мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка» - опять сказала Тане сестра.

Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стебельками.

На что она похожа?

Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку.»

Настали длинные, зимние вечера. Сестры Тани стали изо льна нитки прясть. «Это нитки – думает Таня, - А где же рубашечка?

А без ниток можно сделать рубашечку?

Рассматривая ее, дети определяли назначение деталей: донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель; девочек «присаживают» за прялку, «чтобы были хорошими мастерицами». Они при этом могут воспроизводить движение пряхи или накручивать на веретено, специально заготовленные нитки. Воспитатель сравнивает веретено с катушкой, на котором хранятся нитки.

Скачу по горнице с работою моей, чем больше кручусь, тем больше толстею .(веретено)

Скорчиться с кошку, растянется в дорожку. (нить и веретено)

Прошли зима, весна, лето, наступила осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити, - основу для ткани, и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как выходит из ниток холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка «Речка течет, рыбка играет, а за нею лед замерзает.

Рассматривая ткацкий станок, дети должны найти речку (нити основы), рыбку - челнок, лед – холст, и правильно их назвать. В конце все вместе проговариваем название станка – «кросна»

Но какого цвета холст? (серого)

Будет ли Таня рада такой рубашке? (нет)

Что же делать?

Стали на морозе холст морозить, по снегу расстилать, а весной раскладывать его по травке на солнышке и сбрызгивать водой. Сделался холст из серого белым… Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег рубашечки.

Детям показывают рубашку из льняного полотна.

Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался по росту мастерицы. Рубаха, так считали наши предки, хранила силу и здоровье своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась – создавали «границу», «Порог» - расшивали подол, рукава, горловину, узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

Игра «Подбери, что нужно для работы»

Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в сарину. Нити и полотно наделялись волшебными свойствами и, кА считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.

Воспитатель напоминает детям сказку «Царевна – лягушка», где благодаря клубочку царевич нашел свое счастье.

Игра «плетем пояс»

Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то толстая, то тонкая – много будет огорчений. Ниточка, полотно, воспринимали как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливым. И чтобы ваша дорога была ровной и гладкой, прощаясь с нами, машет в след платочком.

Дети прощаются с куклой Машей и машут ей след куклой.

БОУ «Андреевская ООШ»

Название проекта

Как рубашка в поле выросла?

Кармановская Валерия

Егоров Кирилл

Герасимов Даниил

Цубера Егор

Домничева Катя

Михайлов Денис

Руководитель:

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей бережного отношения к одежде и труду людей, ее создавших, а так же повышением уровня исследовательской деятельности детей.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Как рубашка в поле выросла?

Проблемный вопрос:

Как нужно потрудиться, чтоб рубашка могла пригодиться?

Вопросы учебной темы:

1. Из какого материала изготовлена рубашка?

2. Что нужно для шитья рубашки?

3. Какие виды рубашек вы знаете?

4. Где можно приобрести рубашку?

5. Чем отличается современная рубашка от русской народной рубашки?

План проекта

Подготовительный этап:

    Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы. Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников.

1 этап – Погружение в проект:

    Представление вводной презентации. Выявление предварительных представлений по учебным вопросам. Объявление о создании в группе выставки "Ай да рубашка!"

2 этап – Организация деятельности:

    Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы. Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

3 этап – Осуществление деятельности:

    Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации. Представление промежуточных результатов. Сбор разных видов рубашек для выставки. Фотографирование детей за работой.

4 этап – Презентация:

    Презентация итоговой работы.

Заключительный этап:

Подведение итогов работы над проектом.

Другие документы

1., Система эстетического воспитания в детском саду. Издательство академии педагогических наук РСФСР. Москва.,1962.

2.Гомзяк правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. -М.: Издательство ГНОМ и Д.2009.

3.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка .-М.: Астрель, Хранитель; Тверь:АСТ,2006.

4..Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре.,Педагогическое общество России.,2005г.

5. Игры на листе бумаги., М., Издательский дом "Искатель",1998.

Мы исследуем

У нас возник очень интересный вопрос

Как появляется одежда?

Из чего шьется рубаха?

Лён бы известен с давних пор. Уже девять тысяч лет люди выращивают лён на полях. Впервые это стали делать в Индии. Прекрасные ткани получаются изо льна. Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые или шёлковые. Не случайно для космонавтов шьют нижнее бельё именно изо льна.

В крестьянском хозяйстве лён играл исключительную роль. «Лён вымотает – лён и озолотит» - так гласит древняя русская пословица. Из этого растения делали одежду, неводы, паруса для лодок и другие полезные вещи. Белизна льняной ткани позволяла крестьянам выглядеть торжественно на любом празднике. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись. Землю под посев расчищали мужчины, они же вспахивали участок и засевали его, а вот прополка и другие работы ложились исключительно на плечи женщин.

О том, как выращивают и обрабатывают лён, чтобы он стал тканью и одеждой, рассказал в своем очерке «Как рубашка в поле выросла».

Мы исследуем

https://pandia.ru/text/78/416/images/image004_95.jpg" width="212" height="140">

6). Когда лен просохнет, у него обмолотят головки (из них делали льняное масло, из семян льна пекли хлеб), а потом обмолоченный лен топят в речке и накладывают сверху камней, чтобы он не всплыл. (И многие дети, когда видят это, говорят «Смотрите, лен топят»)

https://pandia.ru/text/78/416/images/image007_68.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_3312-8-.jpg" width="132" height="99">

8). Хорошо высушенный лён начинают мять доской на гумне. Этот инструмент называется мялка. Твёрдая корочка на стебле льна становится хрупкой и ломается

DIV_ADBLOCK237">


11). И вот наступают длинные зимние вечера…

Тогда девушки надевают лен на гребни и начинают из него нитки прясть. Много веретён надо напрясть, чтобы хватило ниток на холст.

Но это только нитки, а где же рубашка?

https://pandia.ru/text/78/416/images/image011_52.jpg" alt="C:\Users\1\Desktop\p46_.jpg" align="left" width="157" height="118 src=">

А весной расстилают его по траве, на солнышке и взбрызгивают водою. Становится холст из серого белым

Мы исследуем

Когда опять зима наступит, накроят опять холста и рубашек новых нашьют.

Потом украсят рубахи традиционной вышивкой. Радует глаз узорами такая рубаха. Ребятишкам и взрослым обновка будет.

Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка?

Почти два года…

Здесь ежегодно проходят крупнейшие международные мероприятия, посвященные льняной отрасли - Выставка - ярмарка «Российский Лен»

Сейчас во всем мире очень ценятся чистота и экологичность тканей, а лен как нельзя лучше подходит под эти критерии. Кроме того, лен является природным антисептиком , помогает согреться в холод и прекрасно охлаждает в жаркую погоду. Поэтому, интерес к изделиям изо льна возрастает с каждым годом. Изо льна шьют постельное белье, одежду, различные сувениры и аксессуары.

Изделия изо льна не только долговечны, но очень красивы и удобны, и поэтому важно, чтобы они прослужили Вам долго.

Льняные ткани являются наиболее прочными среди натуральных, но для сохранения высоких потребительских свойств они все же требуют определенных режимов стирки, сушки, глажения и хранения.

Мы исследуем

Льняные ткани гигиеничны

Эта важная характеристика ткани объясняется способностью льняных волокон активно угнетать жизнедеятельность болезнетворной микрофлоры. Известно, что во время Первой мировой войны солдаты набивали матрацы льняной соломой и это предохраняло их от многих кожных недугов. Современные исследования показали, что оборачивание тела влажной льняной тканью способствует очищению организма от шлаков. В некоторых европейских странах в SPA-салонах предлагается льняное обертывание, которое не только обновляет кожу, но и имеет лечебный эффект.

Льняные ткани гигроскопичны

В жаркие влажные ночи нет ничего лучше льняного белья, которое до утра остается свежим и прохладным. Дерматологи рекомендуют спать в ночных сорочках, пижамах из льна, потому что они прекрасно впитывают влагу. Ведь известно, что во время сна повышается температура организма и увеличивается потоотделение. Гигроскопичность льна делает его лучшим материалом для летней одежды. Впитывая влагу, он не прилипает к телу, создавая ощущение комфорта. Тело дышит.

Льняные ткани регулируют теплообмен
В жаркую погоду лучше всего носить натуральные ткани, которые пропускают воздух. Тканей с такими свойствами достаточно, однако лен имеет дополнительное преимущество – он обладает теплоизолирующими свойствами. Проведенные испытания в Средней Азии показали, что у людей, носивших льняные костюмы, температура в пространстве между телом и одеждой была на 3 – 4,0 °С ниже, чем у людей, одетых в хлопчатобумажные ткани.

Льняные ткани отражают ультрафиолетовое излучение Плотные белые льняные ткани хорошо отражают почти весь спектр солнечных лучей и за счет снижения напряженности полей статического электричества и поглощения ионизирующего излучения создают в помещениях полезный для человека микроклимат.

Льняные ткани нейтрализуют запахи
Антисептические и гигроскопические свойства льна используются при производстве некоторых частей обуви, в частности, стелек и внутренней стороны подошвы. Лен снижает уровень влажности в обуви, препятствует развитию бактерий, впитывает запах.

Льняные ткани прочны и долговечны
Лен относится к натуральным волокнам растительного происхождения, его природные особенности таковы, что он очень прочен и не способен к естественному разрушению.

Тема музейного занятия: «Как рубашка в поле выросла» на базе этнографического музея мастерской «Потомки»

ГБОУ ЦДОД, г. Москва

Педагог-организа тор, руководитель музея Маркова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Тема «Как рубашка в поле выросла» не новая, возможно, она предлагается в каждом этнографическом музее. Но в тоже время, она остаётся актуальной, так как льняная одежда экологична и интерес к ней последнее время возрастает. Разница подачи это темы в наличии различных музейных предметов. Данная тема может быть интересна широкому кругу посетителей, как детям, так и взрослым. Выбор возрастной группы «начальная школа» обусловлен тем, что дети разных соседних школ 2-4 класса приходят к нам в музей по абонементу (1 раз в месяц) и течение 2 лет идёт плановое знакомство с бытом русского народа, с его ремёслами, обрядами и обычаями.

Возможность использования данных материалов в образовательных учреждениях достаточно широка, так как эта тема обзорно даётся на уроке «Окружающий мир» и у детей может создаться впечатление о лёгкости данного труда. На примере музейного занятия, с использованием музейных предметов, тема раскрывается глубже, и ребята проникаются уважением к женской работе. Так же эта тема может быть полезной для детей 5-х классов (девочек) в дополнение к урокам технологии (к теме «Материаловедени е»).

Цель: Показать детям процесс создания одежды от льняного семечка до рубашки.

Задачи:

Образовательные:

1.​ Рассказать о каждом этапе женской работы со льном

2.​ Рассмотреть с детьми промежуточные стадии обработанного льна и фрагментов ткани

3.​ Объяснить разницу между бранным и закладным ткачеством на образцах тканей

4.​ Показать работу ткацкого стана

Воспитательные:

1.​ Воспитать внимание и умение принимать новую информацию

2.​ Воспитать уважение к женской работе

Развивающие:

1.​ Развивать любознательность

2.​ Развивать интерес к народным ремёслам

Форма работы - экскурсия по абонементу, то есть, ребята приходят в музей не в первый раз (поэтому нет общей информации, где они находятся) и информация о музейных предметах ограничена конкретной темой.

Методы подачи темы: показ музейных предметов и вспомогательных элементов во время лекции; тактильное общение с отдельными вещами;

наглядный показ работы ткацкого станка.

Необходимое материально-техн ическое обеспечение:

1.​ Семена льна

2.​ Метёлки льна с коробочками и без

3.​ Мялка для льна (можно использовать иллюстрацию - как мнут лён)

4.​ Трепало

5.​ Кудель (можно заменить «сан техническим» льном)

6.​ Веретёна

7.​ Фрагмент небелёного льна

8.​ Фрагменты домотканой ткани с бранным и закладным ткачеством

9.​ Фрагменты рубахи, которые могли переставляться с одной на другую - рукава, подставы.

10.​ Полотно собранное из учебных фрагментов (ткачества, рвзличной вышивки, вязания)

11.​ Готовая рубашка

12.​ Вспомогательные материалы: рисунки (фотографии) этапов, которые нельзя показать вживую, игрушки.

Конспект занятия

В начале, вопрос - может ли рубашка вырасти? (обычно мнения делятся) - прошу обосновать ответы и своё мнение. В общих рассуждениях приходим к выводу, что расти может растительный материал, из которого получают волокно и нитки для создания ткани (лён, хлопок, конопля, крапива). Попутно вспоминаем сказку «Дикие лебеди» Андерсена. Ребята обычно хихикают по-поводу конопли и крапивы, но объясняю, что в северных приморских районах лён не всегда давал хороший урожай, а крапива была всегда и везде. По волокнистости она уступает льну, но из крапивного волокна делали ткань на паруса, которая выдерживала и шквалистый ветер и морскую воду, а также плели сети. Из более грубых очесов веревки и канаты, без которых тоже нельзя обходиться морякам и рыболовам. Интересный факт: оказывается, что из 4 кг сырой крапивы получают 50 грамм готовых ниток. Конопля лучше росла в южных регионах и делилась на мужские и женские особи.

Но основная тема - это обработка льна.

Первое, это знакомство с семенами. Каждый может их потрогать (в большой миске), ощутить их шелковистость и масленичность (прилипание к рукам).

Оказывается, что от посева, до пошива льном занимались только женщины (мужчины могли помочь вспахать поле). Ехать к полю старались длинной дорогой - чтобы лен был «долгим» (длинным). Если поле находилось близко от деревни, могли объехать его 2-3 раза вокруг. По дороге пели песни, восхваляя будущий урожай. Обряд посева проводили в разных регионах немного по-разному. Где-то сеяли босиком, где-то в одной нижней рубашке. Иногда женщины, у которых было много детей, перед посевом катались по полю, делясь своим плодородием с землёй.

В период, когда лен зацветал, поле издалека напоминало озеро с колыхающейся (от ветра) поверхностью. А когда в коробочках созревали семена, то над полем стоял теплый шелест. Вот послушайте (показываю небольшой снопик созревшего льна и трясу его - он издает приятный треск). А ведь это маленький пучок, и можно представить, как звало целое поле.

Во время сбора урожая лен выдергивали с корнем (в них продолжаются волокна), обмолачивали порой сразу на поле. Для этого укладывали на землю широкую холстину (из двух, трех полотен), поверх ставили деревянный «гребень» (вертикальную доску на подставке с выпиленными глубокими треугольниками). Стоя с одной стороны от гребня, укладывали пучки льна сверху верхушками от себя и сквозь эти пропилы протаскивали, чтобы с обратной стороны гребня осыпались коробочки с семенами. После этого связывали в небольшие снопы и укладывали в водоем (желательно в проточный, но за неимением реки могли использовать пруд или озеро). Поверх снопов клали груз и помечали место (шестом со своим знаком - тряпочкой, кусочком ленты, веревки и т.д.) и выдерживали до трех недель.

Затем лен начинали мять специальными мялками (показываю на картинке и саму мялку). Иногда для этих целей использовали ступу с пестом для зерна. Этот процесс необходим для того, чтобы максимально разломать внешнюю оболочку стволиков льна - костру. Часть её отваливалась на этом первом этапе, остальные кусочки вычесывали различными «щетями» (щетками и гребенками сначала редкими, потом все более частыми - показываю на картинке и наглядный ряд реальных предметов). Под конец остается длинная ровная и чистая кудель (из каждого пучка отдельная пасма). Пасмы сворачивали винтом и укладывали в сундук между вещами (до начала прядения).

Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки.

Задаю вопрос: во сколько начинается вечер? Вариантов порой много, но подвожу к мысли, что вечер начинался с заходом солнца или даже чуть раньше (ведь в избе освещение было лучинное или масленое и полумрак был постоянным).

Зачем так много ниток? Во-первых, каждую спряденную нить свивали вдвое для прочности.

Показываю на примере. Вытягиваю часть волокон из кудели и скручиваю ее в нитку, после этого дергаю в разные стороны - нить рвется. Повторяем опыт, но прежде чем дернуть, свиваем нить вдвое. Результат - нить звенит и не рвется. Можно изначально выбрать двух желающих и провести опыт параллельно.

Во-вторых, проводим расчет количества ткани на одну рубашку.

На стран (от плеч до щиколотки) необходимо 4 длины (1 длина 1м 50 см) + на рукава 3 длины (1 длина 1м). Итого 9м на одну рубаху + 1 м расходных нитей (показываю на ткацком стане) - это минимальная заправка. Но на одну рубаху никогда не заправляли (минимум на 3 шт) + 1 м расходных нитей. Поэтому длина ниток (двойных) должна быть минимум 28 м. При ширине стана 45 см (на примере нашего) в бердо для получения ткани необходимо вставить 400 пар (двойных ниток) длиной 28 м. Получаем 11200м. И это только долевые нитки. Количество уточных ниток рассчитать достаточно сложно, так как все зависит от плотности ткачества. И это только на 3 рубахи, а нужны были и полотенца, и простыни, и ткань на порты, на поневы или сарафаны, на верхнюю одежду. Правда на последние предметы необходима была шерсть, но ее тоже нужно было начесать, спрясть, свить, соткать и т.д. Поэтому повторюсь: Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки. И если в семье было мало женщин, то и мальчики и юноши могли привлекаться к этому процессу.

1 марта собирали ткацкие станы и до 1 мая ткали. За эти два месяца необходимо было переткать все, что напряли. В богатых семьях было минимум 2 стана (для шерсти и для льна).

Но ткать все равно начинали со льна, потому что ткань изначально получалась серого цвета и первые холсты выкладывали на снег, чтобы весеннее солнце выбелило их. После схода снега выкладывать начинали с вечера на молодую траву, чтобы на ткань выпала роса и утреннее солнце так же помогало «выбеливанию». Но не только солнце использовали для этих целей. Выдерживали в бочках с щелоком (разведенной в воде золе). Но в первый год шить было некогда (работа в огороде и поле отнимала много времени). «Летом день год кормит» - говорили в старину. Ведь надо было и посеять, и вырастить, и сохранить, а еще и для животных корма на косить на пол года - дел хватало.

И только следующей зимой (параллельно с новой порцией прядения льна) начинали кроить, вышивать отдельные детали, и после этого шить рубаху.

Особо рукодельные девушки могли заранее (в процессе ткачества) заткать орнамент на стане (полосы при помощи цветных нитей, иногда совмещая лен и шерсть), повторяя его 4 раза. Из широких полос выполнялась «подстава» - часть рубахи выступающая из-под поневы или сарафана. Хорошо сохранившиеся могли переставляться с одной рубахи на другую. Узкие полоски использовались как тесьма и могли использоваться и по вороту, и на рукавах, и для отделки других деталей костюма.

Показываю различные варианты подстав и затканной тесьмы в полотне.

Существовало несколько видов узорного ткачества - бранное, закладное, много ремизное. Иногда, чтобы понять, какое ткачество было использовано, необходимо было взглянуть на изнанку - бранное имеет другой вид с изнанки, а закладное выглядит, так же как и на лицевой стороне. И к тому же, если посмотреть на просвет, вокруг каждого вытканного элемента, в местах смены цвета есть маленькие дырочки - это не брак, а технологический приём.

Еще одной роскошью и доказательством высокого мастерства были «красные рукава» особенно целиком вытканные. Их так же могли переставлять с одной рубахи на другую.

Показываю различные варианты рукавов - целиком вытканных и с нашивной отделкой.

Лен конечно прочная ткань, но и у него есть свои пределы. Человеческий пот от постоянной физической нагрузки разъедал ткань и поэтому отдельные детали заменялись чаще других.

Например: за летний сезон мужская рубаха «спревала», то есть ткань становилась как решето. Недаром на спину рубахи (с изнанки) подшивали «подоплеку» - подкладку, которая чаще менялась, продлевая жизнь самой рубахе. Так же частой замене подлежали «ластовицы» - квадратные вставки под рукавами для свободы движения.

Но девушки не сразу садились шить рубаху. Сначала они постигали азы рукоделия на небольших образцах. Показываю ряд образцов собранных в одну полосу, состоящий из тканого фрагмента, различных вышивок, вязания.

Если группа детей была внимательной и активной (в ответах на вопросы), то предлагаю померить готовую рубаху одной, двум девочкам (самым активным).

Заключительным этапом является показ процесса ткачества на ткацком стане (по группам).

Небольшой группе ребят (5-7 человек) рассказываю, как меняются местами нитки в процессе тканья, показываю, за счет чего и прокладываю 2-3 утка. Группа ребят меняется. Если класс не очень большой и есть дети, которые активно отвечали на попутные вопросы во время лекции, то их можно поощрить, разрешив самим попробовать проложить 2-3 утка. Это стимулирует активность на следующих встречах.

Приложение






"Как рубашка в поле выросла"

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка".

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

"У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала".

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

"Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?"

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.