Проект с чего начинается родина. Проект "С чего начинается Родина" проект (средняя группа) на тему. Проект « г о р о д с к и е п а м я т н и к и » творческое название «что память наша с трепетом хранит…»






Предполагаемый результат: Дети должны знать и называть: Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России ее флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.


Первый этап «Знакомство с проектом» Раздел первый. «Мой дом моя маленькая Родина» 1.Проведение родительского собрания «Древо семьи» - генеалогическое дерево Занятия « Я человек» «Мой дом, моя семья» (оформление стенда) Работа с родителями Знакомство с семейными реликвиями






Изготовление дидактической игры «Достопримечательности Лимана» выставка детских рисунков Дом улица адрес Экскурсии -по улицам, где рассказывали о названиях улиц Совместная работа детей родителей Составление рассказа «Почему моя улица так названа?» Знакомство с картой Лиманского района



4 этап СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ - МОСКВА Занятие «Москва столица нашей Родины» Изучение плаката «Лента времени» Экологическое занятие «Флора и фауна России» Утренник «Это русская сторонка- это Родина моя» Экскурсии в музей «Знакомство с бытом, традициями народов России»



5 ЭТАП «Защитники отечества» Занятия «Служу Отечеству» «Виды и рода войск -Фото выставка «Мой папа- солдат» -Ручной труд Изготовление поделок из бросового материала рисунки, аппликации Экскурсия -К памятнику защитникам Отечества Акция Цветы для ветеранов Утренник» 23 февраля «9 мая»



Проект по теме С чего начинается Родина? (Модуль «Основы светской этики») Выполнила: Яковлева Калиса Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Кадетская школа №14» города Чебоксары Чебоксары 2015 Пояснительная записка Для современного человека стало актуальным восстановление культурно­ исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества. Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно­историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами у школьников:  отсутствие доступной информации по истории своего края;  отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;  неверные представления о значимости родного края в истории страны и каждого человека в отдельности;  слабое умение представить окружающим полученные знания. Введение Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д. С. Лихачев Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста. Патриотизм ­ сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей природой. Позже огромной приходит осознание причастности к краю и к России, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к мировоззрению, новому мироощущению, общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Так как наша школа переименована в кадетскую школу, акцент должен быть на то, чтобы наши воспитанники стремились быть защитником своего Отечества, основанному на признании служить Родине, стать настоящим гражданином, с гордостью смотреть в глаза потомкам. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Мы должны создать условия для максимально полного развития и практического воплощения талантов сегодняшних девчонок и мальчишек. В программе развития моего класса ведущим направлением воспитательной работы является блок патриотического воспитания: это уроки Мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, музей Воинской славы, проведение родительских собраний, например, «Воспитание гражданина». Что же такое патриотизм и патриотическое воспитание? Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие. Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности. Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач: Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому; Воспитания уважения к труду людей; Расширение представлений о России, столице; Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Проблема: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников. выявить педагогические условия формирования патриотизма и Цель: гражданственности в курсе ОРКСЭ (через изучение истории родного края и России в целом). Задачи: 1. Обобщить цель и задачи курса ОРКСЭ по формированию патриотизма и гражданственности. 2. Проанализировать содержание раздела «Россия – наша Родина». 3. Разработать план – конспект урока по теме « С чего начинается Родина?» Ожидаемый результат: Готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина» Конечный продукт: Развёрнутый план урока. Планируемые результаты образования: Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: передают друзьям необходимую информацию как ориентир для построения действия. Виды и формы деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о презентация (фотографии, фильм, знаменитых людях и символах России, музыкальная запись гимна и т. д.), фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики. Основная часть Урок по теме «С чего начинается Родина?» (Модуль «Основы светской этики») 1. Организационный момент. Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Знаем мы: и ты, и я – Вместе – дружная семья! Учитель: Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас? Ученики: Да! Учитель: Садитесь, пожалуйста. Прочитайте запись на доске: «Самый распространенный вид гордости – национальная гордость». Артур Шопенгауэр 2. Фронтальная беседа Учитель: Разгадайте ребус Учитель: Какое слово здесь зашифровано? Ученик: Родина. Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину. Ответьте на вопрос: с чего начинается Родина? Ученик 1: С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. (В.Баснер) Ученик 2:А может она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. (В.Баснер) Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского. 3.Беседа Учитель: ­ Что такое Родина? Учитель: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого­ либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду. Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей) 4.Работа по теме урока. Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся. Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, которое называется: Мой добрый дом Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим, В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим, Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им – Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим! По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает, Туда­сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает. Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным­полно, Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно. Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды, И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что­то, Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа. (А.Лопатина, М.Скребцова) Учитель: ­ Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Общаетесь ли вы с соседями? ­ Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом? Презентации подготовленных учеников «Моя семья», рисунки на тему «Семья» Учитель: Итак, с чего начинается Родина? Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого­то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Родина, Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, Конкурс на 5. государство, где человек рождается. знание однокоренных слов «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род». (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) Словарная работа: Родители– отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её Народ – нация, жители страны. Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой Родиной? Ученик: Наш город ­ Чебоксары, наш регион – Чувашская Республика. 6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики. 1 группа: День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально­ государственную символику. Символика государства это, как и любой памятник, национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. 2 группа: Автором Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики является Элли Михайлович Юрьев. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой ­ "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики ­ Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца". 3 группа: Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами ­ "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага ­ желтый (золото) и пурпуровый (сандалово­ красный) ­ традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании ­ богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет ­ один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании ­ достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. 4 группа: Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа) (прослушивание) Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста. Государственный гимн Чувашской Республики Когда весны высокий свод Лучи живые щедро льёт, ­ На добрый лад судьбу верша, О крае родном поёт душа. Припев: Поклон тебе, о Родина, Красавица на все времена. Поклон тебе, о Родина, Да славится Родная страна! Отцам на смену выйдя в путь, Ты, юность, им опорой будь. На добрый лад судьбу верша, О жизни большой поёт душа. Припев. Народ народу – друг и брат, Отныне и чуваш крылат, На добрый лад судьбу верша, О силе людской поёт душа. (сл.И.Тукташа, муз.Г.Лебедева) 5 группа: В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Ещё их называют почётными жителями республики. Выступления учащихся: гражданин Чувашской Республики и города Чебоксары (1962) А.Г.Николаев ­ лётчик – космонавт. Почётный Елена Николаева ­ легкоатлетка, специалист по спортивной ходьбе. Звание присвоено 27 мая 1997 года. Варнава - Митрополит Чебоксарский и Чувашский. Звание присвоено 29 декабря 2005 года. Морис Николаевич Яклашкин - руководитель и главный дирижер Чувашской государственной академической симфонической капеллы. Звание присвоено 14 августа 2008 года. Учитель: ­ Вы любите свою малую Родину? ­ Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту? 7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина». Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что­то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина». Беседа по вопросам: 1. Что ты видел? 2. Какие ощущения испытал? 3. Что такое Родина в твоём понимании? ­ Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны? 8. Работа в группах. Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете. Игра «Мои ассоциации». Цель: развитие ассоциативного мышления. А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово. Пример: Родина, Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д. Учитель: Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина. ­ Как называется наша большая Родина? Ученик: Россия Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»? Об этом нам поведают рассказ ребята. Ученик 3: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» ­ углубление, по которому течёт река. Ученик 4: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, ­ Россией. Ученик 5: За ясные зори, умытые росами, За русое поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по­славянски назвали Россия. (Анатолий Лёвушкин) Учитель: Скажите, что, по­вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране? Дети: Все мы – россияне! Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость… 9.Работа с репродукциями картин. Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову “Родина”. Какая она для Вас? Какой вы её видите? (карта России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм. Учитель: Начинается Родина с памяти, С почитанья истоков своих, С герба, гимна, Российского знамени, С уваженья заветов святых. (В.Орлов) 10.Работа с символикой страны. Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы? Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства. Работа в парах. Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации. (Работы ребят крепятся на доске) Учитель: Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага? Ученик: Белый – означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело­синему флагу России уже более 300 лет. Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток. Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый Он России дух свободный. (В.Степанов) Он появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. Учитель: ­ Что такое гимн? Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков. (Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя) Учитель: ­ Как вы думаете, какое растение, по­ вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины? Ученик: Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи. Учитель: Может, кто­нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке? 11. Чтение стихотворений. 12.Закрепление материала. Учитель: Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это не значит, что всё в ней было свято, ­ это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа. Мир – бесконечен и многообразен. Мир, который оставили нам наши предки – называется миром культуры. Россия – страна с богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко­культурные памятники на её территории внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории. Культура – всё, что создал человек. Культура – это не то, что было в прошлом. Что создавал кто­то до тебя: это то, к чему причастен каждый. Как формируется культура? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие­то вещи, пишет сочинения, письма, книги… Всё это остаётся в человеческой памяти. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что­то в культуру своей страны. Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Истоки русской культуры – в православной религии. Православие – это русский перевод греческого слова (прямой, правильный). Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Культура – это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное. Культуре нужна наша помощь! Тебе Бог дал своё призванье, Тебе он светлый дал удел, Хранить для мира достояние Высоких жертв и чистых дел! Мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. 13. Игровые моменты. 1)Упражнение «Подумаем о Родине». Учитель: ­ Как нужно заботиться о родине? ­ Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны. ­ человек вернулся из леса с букетом ландышей; ­ сажает возле дома деревья; ­ моет машину в реке; ­ отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку; ­ выбросил мусор в канаву возле дома; ­ после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку; ­ возле дома посадил цветы; ­ подошёл к дереву и сломал ветку. 2) Мнение «Для любимой Родины». Учитель: ­ О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. ­ Прочитайте одну из них. «Родина краше солнца, дороже золота». Учитель: ­ Как вы понимаете её? ­ С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и т.д.) “Одна у человека мать, одна у него и Родина”. “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”. Как понимаете смысл данных пословиц? 3) Игра. Соедините начало и конец. Родной край – (сердцу рай) Нет в мире краше (Родины нашей) Родина – мать, (чужбина – мачеха) Одна у человека мать, (одна у него и родина) Родная земля (и в горсти мила) Народы нашей страны (дружбой сильны) Если дружба велика, (будет Родина крепка) Всякому мила (своя сторона) 14. Итог урока ­ Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда: 1. Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору. 2.Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт. 3.Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины. Ученики: Берегите Россию! Нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе. Берегите Россию! Без неё нам не жить Берегите её, Чтобы вечно в ней жить Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой, Берегите Россию! Нет России другой. (Слова Е.Синициной, Музыка М.Андриахина) 15.Рефлексия ­ Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии. 16. Домашнее задание. 1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. 2. Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. 3. Нарисовать рисунок на тему “Родина, – какая ты!” Заключение Выдающийся русский религиозный философ Ильин сказал: «Никто не может указать человеку его Родину... Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно... Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке» Решая проблему патриотического воспитания, учитель, на мой взгляд, должен ставить перед собой вполне конкретные цели: – воспитывать интерес к прошлому через изучение быта, культуры людей разных эпох; – дать детям возможность увидеть саму Россию: достопримечательности; ее природу, ­ организовывать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьников уровне) – формировать гражданскую позицию­понимание связи с людьми, живущими в обществе; – формировать умение противостоять нетерпимости. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села. Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Учащиеся должны знать о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины. Работа направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине, формирует уважение к историческому прошлому, знакомит учащихся с событиями этого периода. Способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, развивает творческое художественно­образное мышление. Проведение данного мероприятия имеет методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории. 1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, Список литературы 2006. 2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. ­ №6. 3. Конышева Н.М. Художественно­конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003. 4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000., №4. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 7. Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012. 8. Кондратьева Е.П. Проекты – 4:ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно – методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей.­ Чебоксары, 2014.­ 60с.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект
«С чего начинается Родина»

(средняя группа)

Выполнила: воспитатель

Тарасова Галина Николаевна

Согласовано: __________
Наумова Марина Евгеньевна

Май 2017г

«Человек без Родины, что птица без гнезда»

Цель : дать представление о своей о малой родине и России.

Задачи:

Обучающие:

Развивать познавательный интерес к изучению родного края. Формировать у детей представление о Родине, о семье, России.

Развивающие:

Развивать личностные итегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность. Способствовать проявлению любознательности в процессе ознакомления своего родного края.

Воспитательные:

Воспитание патриотических чувств, любви к большой и малой Родине, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать желание правильно произносить все звуки родной речи.

Проблема: д ефецит знаний о родном посёлке, о крае, где живут дети, о России.

Предполагаемый результат: д ети имеют представление о своей семье, посёлке, Родине и России.

Актуальность.
Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей Родины. Воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду, своей Родине нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Развитие любви и признательности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе, как личности, отношение к своей семье, включённость в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - всё это включает в представление ребёнка о родном доме, о своей « изначальной родине». Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и улицей, но и с родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребёнку.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 4-5 лет

Участники: педагог, дети и родители средней группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о малой Родине и о России.
  • продуктивная деятельность детей

Мероприятие

Задачи

Занятие (познавательное развитие) «Мой родной посёлок».

Рассматривание иллюстраций посёлка.

Формирование у детей элементарных представлений о родном посёлке. Обогащение и активизация словаря. Воспитание любви к своему посёлку.

Целевая прогулка «Что такое улица?».

Чтение П.Воронько «Лучше нет родного края».

Обратить внимание детей на дома, здания разного назначения. Закреплять адрес, где находится детский сад. Поощерять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребёнку знать свой адрес.

Беседа о своей семье, о её членах и традициях.

Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовём» В.Степанов.

Закрепить понятие «семья». Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям.

Расширять словарный запас слов.

Беседа о природе родного края (лес, животные, птицы, рыбы)

«Берегите природу».

Чтение книг о природе и животных.

Воспитывать любовь к природе. Расширить представления детей о природе, её красоте. Закрепить понятия «животные», «рыбы», «птицы»

Приобщать детей к красоте русской природы, к разнообразию животного мира.

«Люблю берёзку русскую». Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю берёзку русскую».

Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается берёзка. Подчеркнуть, что берёзку часто называют русской.

Рисование «Берёза».

Продолжать учить детей рисовать гуашью, во весь лист, применять технику рисования – примакивание. Воспитывать аккуратность в работе.

Прививать любовь ко всему живому.

Занятие «Наша Родина – Россия» .

Чтение С.Баруздин «Страна, где мы живём»

Пословицы о Родине.

Закрепление знаний детей о названии нашей страны, столицы. Обучение детей ответам на вопросы полным предложением. Воспитание любви к Родине.

Дать представление о своей Родине, символах.

Беседа «Эти мудрые русские сказки».

Расширять знания о величайшем богатстве русской народной культуры – сказками.

Закрепить, почему сказки называют народными.

Вспомнить и закрепить названия знакомых русских народных сказок.

Приобщение к произведениям, созданных русским народом.

Знакомство детей с иллюстрациями Васнецова и Рачева к сказкам.

Учить детей по нескольким деталям различать иллюстрации художников и рассказывать о них.

Лепка по русским народным сказкам.

Учить детей выбирать персонаж сказки для лепки. Закрепить знакомые приёмы лепки. Воспитывать аккуратность в работе. Учить детей оценивать свою работу.

Хороводные игры «На горе то калина», «Черный ворон», «Бабушка Маланья»

Развивать двигательную активность. Знакомить с играми русского народа.

Просмотр документального фильма «С чего начинается Родина?»

Закрепить представление о своей о малой родине и России.

Работа с родителями:

Ширма «С чего начинается Родина?»

Папка- передвижка «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к созданию фотоальбома.

3 этап - заключительный

Создание фотоальбома «Наш посёлок – Ефимовский»


"Истинный человек и сын Отечества суть одно и тоже"
(А.Н. Радищев)

Тип работы: учебный проект по москвоведению

Актуальность исследования.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и
физически, способного к защите Отечества.

Гражданственность – качество личности, заключающееся в сознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого качества зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества.

Формирование у воспитанников представления о России как о многонациональном Отечестве, общем доме.

В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами у школьников:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;
  • отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • неверные представления о значимости РОДНОГО КРАЯ в истории страны и каждого человека в отдельности;
  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

В школьной программе москвоведение изучается, интегрировано, что не дает возможности полноценного изучения предмета. Данный учебный проект поможет заинтересовать учащихся по данному предмету.

Проблема проекта: Можно ли через изучение истории своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

Цель проекта: Изучить историю Родного края и связать ее с событиями истории всей страны.

Задачи проекта:

  1. Конкретизировать и обобщить знания по поставленной проблеме.
  2. Расширить знания по истории СВАО, его отдельных районов.
  3. Научиться искать информацию, как по отдельным вопросам, так и без конкретизации проблемы с использованием современных источников информации.
  4. Проверить полученные знания знаний в игровой форме.
  5. Продемонстрировать свои творческие способности.

Форма организации детей: групповая работа, индивидуальная.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая.

Сфера применения результатов: культурологический, лингвистический, краеведческий.

Форма продуктов проектной деятельности:

  • фотографии, фотоочерк
  • видео-аудио записи
  • стендовые доклады
  • макет района «Отрадное» в будущем

Способ объединения результатов на презентации: Проведение консультаций для обмена накопленным материалом, посещение музея истории города Москвы, подготовка и защита докладов.

Вид презентации : Представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».

Предметная область: межпредметная.

Состав участников : одноклассный.

Характер координации: явный – на начальном этапе, далее – скрытый.

Темы учебно-тематического плана:

  • Наш город Москва. Что я знаю о Москве.
  • Моя малая Родина

Время работы: один месяц.

Цели учебные:

  • познакомиться с историей СВАО;
  • обзорно изучить историю районов СВАО
  • сформировать представление о связи истории округа с историей страны.
  • научить пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации;
  • научить поиску информации в музее на примере материальных памятников.

Цели развивающие:

  • развивать речь и воображение учащихся;
  • развитие познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие творческих способностей учащихся на примере подготовки макета района «Отрадное» в будущем

Цели воспитательные: воспитание любви к родному гнезду, гордость за столицу, чувство сопричастности к судьбам Отечества, нравственных качеств учащихся: доброты, взаимовыручки, внимательности, трудолюбия, патриотизма.

Режим работы: урочно-внеурочный.

Информационно-техническое оснащение: интернет, районные и школьные библиотеки, музеи, в/фильмы, кабинет истории.

Привлекаемые специалисты: классные руководители, учителя русского языка и литературы, учителя истории, экскурсоводы, смотрители музея.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

На уроке москвоведения учитель предлагают ученикам принять участие в проекте «С чего начинается Родина?», после чего идет формирование двух групп для участия в проекте. Намечается план и распорядок деятельности, распределяется нагрузка между учащимися. Итогом деятельности в рамках проекта должны стать полученные знания, представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я - Москвич»

2. Планирование работы

План:

  • определить источники информации (справочная литература, экскурсионная деятельность, интернет, беседы с экскурсоводами, учителями, смотрителями музея «Истории Москвы»)
  • поиск информации по истории Москвы, СВАО и района Отрадное в Интернете и литературных источниках.
  • определение объёма работы каждого участника проекта
  • аналитическое обобщение полученных результатов
  • определение состава участников викторины (12 человек).
  • создание символики и девиза команд.
  • защита проекта в ходе выполнения поисковых задач в музее истории Москвы На этом этапе вырабатывается план действий, распределяются обязанности и определяются сроки работы поэтапно, планируется способ сбора и анализ информации, планируется форма итогового представления результата.

Каждая группа получает задание.

3. Сбор информации.

Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/д, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

4. Анализ информации.

Во внеурочное время учащиеся делятся результатами своей поисковой деятельности, учитель корректирует, уточняет высказывания, помогает выделить главное, подвести детей к определению вывода.

5. Презентация результатов проектной деятельности.

Результатом данной проектной деятельности является представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».

Заключение

В процессе работы над ученическим проектом ученики овладели следующим:

  • навыками коммуникативной деятельности;
  • умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
  • учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
  • учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
  • развивали творческие способности.

Работая по данной проблеме, ребята убедились, что проекты – это необходимый вид деятельности на таком уроке как история Москвы. Процесс работы над проектом включал в себя социальное развитие учащихся. Он включал в себя, присвоение ими общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье, Родине.

«Все начинается с детства» – эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Малыш начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи?

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, РФ. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала бы могучей державой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект "С чего начинается Родина"

Подготовила: Чеснокова Людмила Николаевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ №8 детский сад № 7 г.о. Отрадный

1.Введение

Актуальность проекта

Паспорт проекта

2.Реализация педагогического проекта " С чего начинается Родина"

I этап – организационно - подготовительный.

II этап – основной

III этап – заключительный

3. Заключение

Литература

Приложение

Введение

«Все начинается с детства» – эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Малыш начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи?

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, РФ. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала бы могучей державой.

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Технологическая карта работы над проектом

«С чего начинается Родина».

Проблемное поле.

Общеизвестно, что сформировать нравственную основу воспитания, помочь ребенку успешно войти в современный мир невозможно без любви к близким и своему Отечеству, без уважения к своему народу, доброты и милосердия. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Актуальность данного проекта заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно-экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Цель:

воспитание достойного поколения России, прививая детям любовь к Отчизне, родному краю, городу Отрадному, к своим родителям, историческому прошлому, к героям нашего времени.

Задачи:

в области формирования личностной культуры:

– формировать у дошкольника способности к духовному развитию, духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

– разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;

в области формирования социальной культуры:

– создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины;

– пробудить у детей дошкольного возраста нравственное

Отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к

своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;

– формировать чувство патриотизма, прививая любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Отрадного;

– воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам;

– установить взаимодействие детского сада с культурно-образова-тельными учреждениями и социальными объектами города Отрадный в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотического воспитанию детей дошкольного возраста

в области формирования семейной культуры:

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, родному дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей;

– формировать у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

– вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Тема

по развитию речи

Связь с другими видами деятельности

Сроки выполнения

«Моя семья»

Работа над понятием «Родня» (чтение «Домовенок Кузя» стихотворения Я. Акима «Моя родня»)

Заучивание стихов о сестренке, братишке.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»

Рисование на тему «Моя семья».

Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» Обсуждение ситуаций из семейной жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья »

сентябрь

«Мой любимый детский садик»

Беседа о важности труда всех людей, работающих в д/ с.

Изготовление поделок из природного материала в подарок детям мл. группы.

Пение песен и чтение стихов о д/с.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детсада.

Выставка детских рисун-ков на тему «Мой люби-мый детский сад»

октябрь

«Мой город, в котором я живу»

Экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям).

Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров Гжельских, Хохломских мастеров.

Прослушивание песен о Отрадном.

Экскурсия по городу.

Рассматривание фото-графий с изображением самых знаменитых мест в городе.

Изготовление альбома «Природа моего края».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и д/с).

ноябрь

«Я и мое имя»

Для чего человеку имя? (беседа).

«Полное и «неполное» имя (игра).

Этюд «Назови ласково».

Изготовление именинных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

декабрь

1-2 недели

«Новый год у ворот»

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя иг-рушка» (вместе с родителями).

Акция «Покорми птиц».

декабрь

3-4 недели

«Наша Родина – Россия»

Рассматривание репродук-ций с картин о родной при-роде.

Чтение стихотворения

М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Объяснение значения посло-виц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллю-страций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему «Моя Родина».

Пение русских народных частушек, песен, коля-док.

Рождественское развле-чение. Народные игры.

январь

«Москва – главный город нашей Родины»

Сюжетно-ролевая игра «Па-роход по Москве-реке».

«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстраци-ям).

«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).

«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве).

Оформление стенда «Москва – столица на-шей Родины» (вместе с родителями).

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из лич-ного опыта (кто побывал в Москве).

февраль

1-2 недели

«Наши защитники»

Рассказ приглашенного вои-на (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «За-щитники Отечества».

Пение песен об армии.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

февраль

3-4 недели

«Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета «Моя мама».

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

март

«Наши космонавты»

Рассказ воспитателя о космонавтах (просмотр видео-фильма).

Беседа о том, что в космосе летают люди разных нацио-нальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

апрель

«Этот День Победы»

Встрече с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронто-вых песен.

Игры (соревновательного характера).

Экскурсия к стелле «Солдатские треугольники».

Изготовление празднич-ных открыток.

Высаживание цветов на клумбы д/с.

Оформление стенда.

май

«Город мой родной – Отрадный»

Семейная экскурсия по городу.

июнь

Предполагаемые результаты

1) Воспитание гражданственности и патриотизма:

– разработка системы нравственно-патриотического воспитания с использованием краеведческого материала;

– ценностное отношение к России, Самарскому краю, городу Отрадному, символике Российской Федерации, Самарского края и г. Отрадного, народам Поволжья, народным традициям, старшему поколению;

– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

– создание культурно-образовательной среды ДОУ, создающей оптималь-ные условия для становления у детей целостной «картины мира», пробуждения чувств патриотизма и основ гражданственности;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

– уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

– знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

– актуализация активной позиции родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни:

– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

– элементарные представления о различных профессиях;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

– ценностное отношение к природе;

– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на групповых участках, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

– первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Вид проекта

Долгосрочный, групповой, творчески - поисковый

Состав участников

Дети старшей групп;

Творческая группа педагогов ДОУ;

Родители воспитанников;

Социальные партнеры.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

№п.п

Название образовательной области

Задачи

социально-коммуникативное развитие

Рассказы, чтение книг, беседы с детьми дидактические игры с содержанием о том,как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать и культуру, обычаи и традиции.

1.Формировать патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать

умение самостоятельно объединяться для совместной игры

4.Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

познавательное развитие

путешествия; дидактические, словесные игры

Оформление фотоальбомов.Подготовка сообщений о достопримечательностях города

1.Создавать условия для реализации детьми

исследовательских проектов

2.Формировать элементарные представления о Родине.

речевое развитие

Беседы, чтение художественной и познавательной литературы. Рассказ педагога.

1.Продолжать работу по обогащению

словаря.

2.Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

3.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность детей: рисование, лепка, коллаж.

1.Развивать навыки моделирования из бумаги.

2.Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения разных пород деревьев. 3.Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

4.Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов

(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг

друга.

5.Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.

6. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Книги исторического характера, открытки, иллюстрации, фотографии, экспонаты музея..

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

Этапы реализации проекта.

Цель

Срок

I этап – организационно-подготовительный

Создание организа-ционной основы для реализации проекта.

Анализ современных про-грамм и технологий по патриотическому воспитанию детей.

август

Выявление затруд-нений педагогов при решении данной про-блемы.

Анкетирование воспитателей «Актуальность проблемы патриотического воспитания детей»

сентябрь

Анализ воспитатель-но-образовательную деятельности детса-да, выявление про-блем и противоре-чий.

Тематическая проверка «Патриотическое воспитание до-школьников»

октябрь –

ноябрь

Выявление роли ро-дителей в воспитании патриотических чувств у детей до-школьного возраста.

Анкетирование родителей

«Патриотическое воспитание дошкольника»

октябрь –

ноябрь

Выявление уровня имеющихся пред-ставлений дошкольни-ков по данной теме.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

октябрь –

ноябрь

II этап – основной

Повышение профес-сиональной компе-тентности педагогов в применении метода проекта в педагоги-ческой деятельности.

Семинар «Использование проектной деятельности в воспитании патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»

январь

Систематизация зна-ний педагогов и ро-дителей о понятиях и определениях пат-риотического вос-питания.

Круглый стол «Как стать патриотом»

февраль

Пробуждение жела-ния у взрослого и ре-бенка узнавать и от-крывать самого себя в процессе взаимо-действия с искусст-вом родного края, становление нравст-венно-патриотичес-ких чувств.

Проект «Малыши в мире искусства родного края»

март

Пробуждение инте-реса у детей к своим близким, к самому себе. Поощрение ини-циативы детей и ро-дителей рассказы-вать о семейных тра-дициях, праздниках и событиях.

Проект « Детский сад – моя Семья»

сентябрь

Побуждение жела-ния детей к приобре-тению представле-ний об истории воз-никновения родного города. Воспитание уважения к жителям Отрадного.

Проект «Мой город»

ноябрь

Приобщение детей к истокам русской на-родной культуры. Создание условий для пробуждения интереса к русским народным традициям

«Мини-музей «Русская изба»

декабрь

III этап – заключительный

Создание условий для трансляции опы-та деятельности пе-дагогического кол-лектива с целью по-вышения имиджа детского сада.

окружной семинар "Патриотическое воспитание дошкольников"

май

Активизация педаго-гического коллектива

в пропаганде патрио-тического воспита-ния дошкольников.

Участие в зональном фестивале детского фольклорного творчества «Красно солнышко».

апрель

Расширение предста-влений родителей о содержании патрио-тического воспита-ния детей в дошколь-ном учреждении. Привлечение родите-лей к участию в сов-местных мероприя-тиях, согласовывая цели ДОУ и семьи.

Подготовка сборника для педагогов ДОУ по теме проекта.

Систематизация фотоматериала реализации проекта в фотолетописи

Снятие видеосюжетов в ходе реализации проектов

май

В ходе проведенной работы дети научились осознанно не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям, у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.

Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги – семья». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.

Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Литература

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.

3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», 2011.

4. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011.

5. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника // «Управление ДОУ». – 2010, № 6. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ» – 2006, № 8.

7. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// «Управление ДОУ» – 2010, № 7.

9. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– М.:ВАКО, 2005.

10. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

Приложение 1.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию

на тему: "Моя малая родина"

для детей старшей группы

Программное содержание:

Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;

Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;

Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;

Познакомить с понятием «деревянная Русь»;

Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);

Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.

Активизация словаря:

предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька), очип, колыбельная, самовар ;

географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;

признаки предметов: деревянный, медный, сладкий , расписной .

Оборудование:

экспозиции в музее «Русская изба»

русский сарафан;

самовар, пироги.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам об основании нашего города в очень далёкое время. Вы узнаете, почему Русь называли деревянной, откуда взялось название «Отрадный».

Воспитатель: В местах, где на земле работали волжские пахари, раскинулись деревеньки Чёрновка, Алтуховка, Осиновка, Алексеевка и среди них – посёлок Отрадный.

Старожилы рассказывают о происхождении этого красивого названия: «В 1925 г. группа чёрновских граждан решила переселиться из села ближе к лесу и лугам, чтобы удобнее было пасти скот. Сказано – сделано.

Весной десять человек поехали выбирать место для поселения и остановились у опушки леса вблизи реки Кинель. Стали думать, как назвать будущий посёлок. И тогда один из них воскликнул: «Смотрите-ка, ребята, как здесь хорошо! Всё рядом: лес, вода, рыба. Настоящая отрада».

Остальные подхватили это словечко и решили назвать посёлок Отрадным.

Сначала он был небольшим… и деревянным. На Руси люди давным-давно строили себе жилища из брёвен. Такие дома назвали избами.

Всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и стол, и лавки, и кровати, и сундуки, и посуда. деревянных предметов. Посмотрите на этот предмет (воспитатель указывает на прялку ), может кто-то из вас знает, как он называется?

Правильно, ребята. Это прялка. Она тоже сделана из дерева. К прялке привязывали овечью шерсть и вытягивали в тонкую нить, наматывая её на деревянное веретено (показывает ). Прошло время, и прялка изменила свой внешний вид, её стали называть самопрялкой. И она была сделана из дерева.

Но самой главной в избе была печь. В печи можно было готовить. Печь согревала. На печи можно было спать, а можно было лежать и слушать сказки, которые рассказывала бабушки, пока в долгие зимние вечера пряла шерсть.

В каждой русской избе были деревянные полочки, на которых хранилась посуда, тоже деревянная (показывает ): вот миски, солонка, ложки, бочонки, ковши. А вот кадушка для воды. Она сделана из узких дощечек, скреплённых железными ободами. Вёдра и коромысло, на котором носили воду из реки, тоже были деревянными.

Деревянный пол в русских избах застилали разноцветными половиками. Полюбуйтесь – какие они были яркие и красочные! Половики ткали на деревянном ткацком станке (показывает рисунок ткацкого станка ).

Ну, а если в семье был младенец, то укладывали его спать в колыбель (зыбку, люльку), сделанную тоже из дерева. Подвешивали её на палку «очип» и пели малышу колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Игрушки для детей тоже были деревянными. Из обыкновенного полена русские умельцы вырезали вот таких красавиц матрёшек.

Теперь вам понятно, почему Русь называют деревянной?

А теперь послушайте мою загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар ).

Этот предмет не деревянный – медный. Но он был в каждой русской избе (берёт самовар в руки ):

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Воспитатель ставит самовар на стол и подходит к русской печи со словами:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатства принеси.

Воспитатель достаёт из печки пироги и приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья, пирогов я напекла.

Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Разливает чай, угощает детей и приговаривает: «Чай пить – не дрова рубить!»

Дети, выходя из-за стола, прощаются и в знак благодарности поют частушки.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Только мы не косолапы –

Косолапы женихи.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

Я надену платье бело,

Буду в нём красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.