Вязание спицами ряд лицевой ряд изнаночной. Как вязать лицевые петли классическим способом. Как вязать изнаночные петли спицами

Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей; с утолщенным или ажурным краем; с бахромой; из сдвоенных петель и т. д. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки.

Способ1. Набор петель начального ряда из одной нити ‑ воздушные петли (рис.1)

В правую руку возьмите конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажмите в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместите ее на указательном.

Введите спицу острием на себя под нить на указательном пальце. Образовавшуюся петлю сбросьте с указательного пальца и затяните на спице. Все остальные петли набирайте точно так же, стараясь затягивать их с одинаковым усилием.

Этот способ обычно применяют, когда нужно получить очень тонкий край трикотажного полотна (полезные советы по вязанию).

Попробуйте набрать им 20-30 петель.

Способ 2. Набор петель начального ряда из двух нитей (рис.2)

Пожалуй, это самый распространенный способ.

Нить от клубка поместите в левую ладонь (рис. 2.1). Длина, свисающего конца должна быть вдвое больше ширины полотна, для которого набирают петли. Обведите нить вокруг большого пальца левой руки против часовой стрелки (рис. 2.2), затем положите нить на согнутый указательный палец и далее зажмите ее в левой ладони вместе с концом нити (рис.2.3).

Две спицы, сложенные вместе, введите под нить с внутренней стороны большого пальца (рис.2.4), повернув спицы вправо, захватите нить с указательного пальца (рис.2.5) и протяните в петлю на большом пальце (рис. 2.6).

После этого сбросьте петлю с большого пальца, тут же подведите его под нить и, раздвигая большой и указательный пальцы в противоположные стороны, туго затяните петлю на спицах (рис. 2.7) - образовалась 1-я петля.

Теперь, не сбрасывая нитей с пальцев, отведите влево большой палец левой руки, отчего на нем получится петля (рис.2.8). Со стороны ладони введите спицы в эту петлю снизу вверх (под переднюю нить), захватите нить с указательного пальца и протяните ее в петлю.

Рисунок 2.1

Рисунок 2.5

Рисунок 2.2

Рисунок 2.6

Рисунок 2.3

Рисунок 2.7

Рисунок 2.4

Рисунок 2.8

Затем повторите те же движения, что и при образовании 1-й петли, на спицах получилась 2-я петля. Следующие петли выполняйте так же, как 2-ю. Чтобы нижняя цепочка (основание петель) не перекручивалась вокруг спиц, указательным пальцем правой руки придерживайте каждую новую петлю. Для тренировки наберите 30-40 петель.

Способ 3. Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой (рис. 3)

Набирают петли на 2 спицы точно так же, как при способе 2, с той лишь разницей, что конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывают вдвое (нить, лежащая на указательном пальце, остается прежней толщины). При таком наборе петли начального ряда получаются толщиной в одну нить, а нижняя цепочка - в 2 нити.

Утолщенный край используют для моделей из мохера, для укрепления нижней кромки трикотажного полотна в повседневной одежде и т. д.

С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.

Лицевые петли

Строение лицевой петли (рис. 4) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).

Способ 1. Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку

Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе. Вязание лицевыми и изнаночными часто используется для игрушек, посмотрите, например, такое вязание мыши .

Упражнение 1. Платочное вязание из лицевых петель, вывязанных за передние стенки

Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т. д. Опытные вязальщицы сами придумывали красивые узоры спицами .

Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую - рабочую спицу (правая).

Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем.

Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю - кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 4.1) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой).

В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор.

Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по одной с каждой стороны вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.

После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис.4.2) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.

Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см; вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).

Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным - 29.

Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами из одного и того же количества петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства.

Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.

Упражнение 2. Платочное вязанье полоску . Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте спице.

Способ 2. Вывязывание лицевой петли заднюю стенку («бабушкина» лицевая петля)

«Бабушкины» лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п.

Все названия условны, и, которое из них можно считать наиболее удачным сказать трудно.

Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки.

Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна (стенки петель у основания перекрещены).

1-й ряд и все последующие - лицевые петли.

Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 4.3) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую.

«Бабушкиными» лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.

Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы к уроку 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.

Когда смотришь на восхитительные вязаные вещи, их затейливые узоры, будь-то объемные свитера из толстой шерсти в скандинавском стиле или легкие ажурные кофточки и юбочки, кажется, что создать такие изделия – труд непосильный, сложный и кропотливый.

А ведь на самом деле, все эти хитросплетения состоят из комбинаций простых элементов. Наработав некоторый опыт и скорость, можно спокойно браться за большие вещи с узорами. Результат окупит все тревоги и вложенные усилия.

Итак, если вы только впервые взялись за спицы, сразу следует научиться вязать лицевую и изнаночную петли.

Как выполнять простые классические петли?

Основой плетения спицами практически любых вещей являются лицевые петли.

Они выполняются легко и быстро. В начале работы на левой спице должны быть набранные петли . Далее нужно правую спицу завести в первую из петелек, находящихся на левой.

Делать это необходимо в направлении слева направо. Введя инструмент, надо захватить им свободную нить и вытянуть ее в направлении на себя. Новая получившаяся петелька и будет той, что нам нужна. Такие же действия проделываем со всеми остальными петлями до конца ряда.

По описанию вам может показаться, что это сложная и долгая техника, но на самом деле это совсем не так. Со временем ваши руки будут сами собой автоматически плести эти простые элементы один за другим, а вы при этом будете успевать смотреть телевизор или даже читать что-нибудь. Полотно, изготовленное из одних лишь таких элементов, называется платочной вязкой.

Для того чтобы получить изнаночные, нужно правую спицу завести в петельку на левой по направлению на себя за переднюю стенку петли и вытащить через нее рабочую нить. Используя одни только эти простые элементы вязания уже можно выполнять резинку и чулочную вязку, а также массу простейших узоров.

Как надо вязать скрещенную лицевую петлю?

Очень часто у новичков возникают затруднения, когда в схемах для вязки встречается обозначение лицевой скрещенной петли (далее – ЛСП). Она выполняется так: правую спицу введите за заднюю стенку первой из петель, находящихся на левой. Подхватите ею рабочую нить и вытяните через петельку. То же проделайте до конца ряда. Как видите, здесь тоже нет ничего сложного. Полотно, состоящее только из скрещенных петелек (далее – СП), получается более плотным и эластичным.

Почему столбики выходят неровными?

Рукодельницы часто предпочитают СП для плетения резинок потому, что в этом случае они получаются более рельефными и упругими. Кажется, что нет ничего трудного в выполнении таких элементов. Но в результате не всегда выходит так, как хотелось бы. Попробуем понять, почему порой столбик из СП оказывается ровным, а порою нет.

Если присмотреться внимательно, можно заметить, что петли в таких случаях провязывались по-разному. А конкретнее, это касается изнаночных петель.

Они всегда располагаются передней долькой вперед на инструменте, независимо от того, каким способом провязывалась лицевая петля. И вяжутся они всегда за переднюю стенку, если, мы не имеем целью получение скрещенной изнаночной петли. Если же нам нужна последняя, то цеплять петельку следует за заднюю дольку. При этом она поворачивается, и ее стенки скрещиваются (изнаночная петля поворачивается всегда по часовой стрелке).


Но разные способы провязывания изнаночной СП повлияют на то, как придется вязать лицевую в следующем ряду. При провязывании ее за переднюю дольку, поворачивая по часовой стрелке, в следующем ряду лицевая СП провязывается за переднюю дольку, а поворот - против часовой стрелки. Вот такая, казалось бы, незаметная деталь, куда повернется петелька, даст нам полосу из «танцующих» СП.

Выполняя же изнаночную петлю за заднюю дольку (поворот также по часовой стрелке), в следующем ряду лицевая СП провяжется за заднюю дольку (поворот по часовой стрелке). Полоски из СП выходят ровными (все петельки развернуты в одну сторону).

Теперь при выполнении СП учитывайте этот эффект.

Прибавление из протяжки

Часто для того, чтобы в середине полотна сделать незаметное прибавление и не получить нежелательное отверстие, необходимо выполнить лицевую скрещенную петлю из протяжки.

Техника этого приема такова:

  • вводим правую спицу в нужном месте под протяжку (нить, которая находится между соседними петлями) по направлению на себя (справа налево);
  • захватываем нитку и вытаскиваем дополнительную петлю;
  • выполняйте такие прибавления 2-х и более лицевых скрещенных петель столько раз (в разных местах из протяжки), сколько того требуется по схеме.

Где используются?

Если, используя СП, выполнить все полотно, оно будет похоже на связанное простыми классическими петлями, только немного плотнее и эластичнее. Чтобы варежки и носочки как можно дольше сохраняли форму и носились, еще наши бабушки вязали их таким способом.

Скрещенные петли могут выступать элементом узора, в таком случае нужно строго придерживаться схемы.


Обычно СП используются для выделения определенного места в узоре. Довольно часто они применяются в японских схемах вязания шалей, а также других случаях, когда необходимо выделить участок рисунка.

Если вы всмотритесь в образцы японских схем, то увидите, что, например, при плетении боковых листочков или при выделении рисунка на гладком фоне, по бокам от него провязывается ЛСП.

Также этот элемент используется в окаймлении самого листка — как боковых листочков, так и среднего листика.

На узоре это эффектно бросается в глаза, и даже лицевая гладь (ряд обычных петель) сразу же отличается, и становятся заметны контуры того узора, который хотели выделить, а еще заметно, что это разными способами связанные петельки. Таким образом, рельеф узора выглядит объемно (красиво).

В свитерах, шалях, юбках и других изделиях СП, как правило, выполняют для выделения стебельков, цветков, жилок на листочках, в различных геометрических контурах. Наиболее эффектно выглядят ЛСП на гладком полотнище.

Также СП используются при вязании платьев, кофт, шапочек, и еще разных других изделий. Именно когда все полотно выполнено гладью, а на его фоне вяжется объемный узор, который нельзя потерять среди полотна. Объемно выделенный контур каждой детали дает лучшую возможность разглядеть узор, а не силиться его угадать.

А бывают и случаи, когда нужно запрятать дырочку или сделать накид. Тогда выполняют СП, благодаря чему вязание получается более плотное.


  • Чтобы не получить печальный результат по окончании работы, выбирайте пряжу и инструменты такие же, какие указаны в описании;
  • Держите под рукой крючок, чтобы подхватывать потерянную петелечку;
  • При использовании в вязании СП к пряже особых требований нет - возьмите такую же, из которой бы вы связали полотно обычными петлями. Наличие в рисунке этих элементов на расход пряжи влияет тоже незначительно
  • В разных схемах обозначения СП отличаются. В описаниях их порой именуют «изнаночными за заднюю стенку» и «лицевыми за заднюю стенку» . Поэтому перед началом вязания внимательно изучите схему и описание, убедитесь, что вы все правильно поняли в них, связав небольшой образец (размером примерно 15х15 см);
  • Не беритесь сразу за плетение сложных вещей: вашим первым изделием должно быть что-то очень простое, вроде шарфика.

Ну вот, теперь вы знаете, как выполнять скрещенные изнаночные и лицевые петли, и сумеете с легкостью применить свои знания на практике. Если же вам было трудно понять описание, попробуйте поучиться с помощью видео-уроков в интернете.

Запомнить все узоры, которые можно связать спицами, невозможно. Но каждый из них представляет собой комбинацию петель, а их всего несколько. Даже если вы знаете только лицевые и изнаночные, вы можете связать резинку, чулочную и платочную вязку и даже рельефные полосы. Умение выполнять скрещенные петли значительно расширит ваши возможности.

Скрещенная петля на спицах

Лицевые или изнаночные

Скрещенными петлями можно связать все полотно. Оно будет очень похоже на то, которое выполнено обычными лицевыми или изнаночными, но несколько плотнее. Скрещенные петли могут быть и элементом рисунка, и в этом случае важно строго следовать схеме. Специальных требований к пряже в данном случае нет, выбирайте такую же, из которой вы бы связали изделие обычными петлями. На расход ниток наличие в узоре этого вида петель тоже влияет незначительно. Перед тем, как начинать работу, не забудьте посмотреть условные обозначения – в разной литературе скрещенные петли обозначаются по-разному.

В литературе скрещенные петли иногда называют «лицевыми за заднюю стенку» или «изнаночными за заднюю стенку»

Техника вязания лицевой скрещенной

Наберите на спицы 20-30 петель. Провяжите первый ряд обычными лицевыми, второй – обычными изнаночными. Обратите внимание на то, как вы вывязываете эти петли. При выполнении лицевой спица вводится справа налево в ближайшую петлю так, что передняя стенка оказывается под правой спицей. Затем вы захватываете этой же спицей рабочую нить и вытягиваете ее в петлю. При вывязывании скрещенной лицевой введите правую спицу в петлю под переднюю стенку, затем в промежуток между задней стенкой и следующей петлей. Вытяните рабочую нить из этого промежутка. Провяжите ряд до конца.

На этом этапе разница между обычными и скрещенными лицевыми еще не видна

Техника выполнения изнаночной скрещенной

Переверните вязание. Следующий ряд выполняйте изнаночными скрещенными. При вывязывании обычных изнаночных вы вводите правую спицу под рабочую нить и под переднюю стенку, захватываете рабочую нить и вытягиваете ее в петлю. Чтобы связать изнаночную скрещенную, введите правую спицу в петлю под рабочей нитью, но над передней стенкой, вытяните новую петлю, а ту, что находится на левой спице, сбросьте. Когда вы довяжете ряд до конца, вы заметите разницу между полотном, связанным обычными и скрещенными петлями.

Как нам уже известно, основой в вязании спицами являются лицевые и изнаночные петли. Сегодняшний наш мастер класс расскажет и покажет, как вяжется изнаночная петля спицами: мы рассмотрим классический вариант и «бабушкин», поймем, как делать вытянутые и скрещенные петли, а так же как сделать их с наклоном влево и вправо. Вооружайтесь спицами и моточками пряжи – мы приступаем!

Изнаночная (классический способ набора). Мастер класс.

Изнаночные петли, вывязанные классическим способом, получаются более рыхлыми и рельефными. Для того, чтобы получить «классическую петлю», рабочую пряжу нужно подхватывать спицей снизу вверх.
После набора спицами нужного нам количества петель, снимаем первую на правую сп. как кромочную (не провязывая), рабочая нить должна лежать перед левой сп. (пряжа перед работой).
Теперь мы вводим пр. сп. в следующую петлю на левой сп. движением сверху вниз. Сейчас нам нужно захватить пр. сп. рабочую нить, вводя ее справа налево и от себя, протягиваем ее через п. и сбрасываем новообразовавшуюся петлю с л. сп., готово!

«Бабушкин» способ набора. Мастер класс.

Две петельки вместе изнаночной. Мастер класс.

Прием “2 п. вместе” довольно часто используется, например, при сужении полотна или при работе с ажурными узорами. Чтобы рисунок вышел ровным и аккуратным, следует внимательно следить за наклоном петелек 2 п. вместе с наклоном вправо.

После набора петель спицами располагаем нашу пряжу спереди и вводим правую сп. с изнанки вовнутрь первой, а потом – второй петельки с л. сп. (см. обозначение на фото ниже):

Теперь нам нужно захватить рабочую нить по часовой стрелке и вытянуть петельку сразу через обе пет.:

Сбрасываем новообразовавшуюся пет. на правую сп. и мы провязали 2 п. вместе вправо.
2 п. вместе с наклоном влево.

В этом случае пряжа расположена позади полотна. После набора петель, водим пр. сп. с лицевой стороны вовнутрь первой пет. с л. сп., снимаем ее как кромочную – без провязвывания.

Затем. следующая петелька на л. сп. вывязывается как лицевая.

Теперь мы протягиваем полученную нами п. через снятую.

Вот мы и вывязали две пет. вместе: на правой сп. одна пет., на полотне вторая пет. зайдет под первую, первая окажется поверх второй с наклоном влево.

Снимаем петельку на пр. сп. и вяжем далее согласно предложенной схемы или описания.

Вытянутые (снятые) петельки. Мастер класс.

Этот вариант вязания п. осуществляется методом простого снятия пет. с л. сп. на правую без провязывания. Вытянуть ее можно на два-три и более рядков, таким образом, мы получаем двойную (тройную) вытянутую п.. В зависимости от схемы нашего узора, снимая п. с л. сп. на пр., рабочую нить можно расположить как перед полотном, так и за ним, это также может быть петля с накидом на рабочую сп.
Итак, приступаем: после набора п. спицами располагаем нашу пряжу за снятой п.:

или перед снятой п.:

согласно с описанием к схеме.

Когда мы делаем рисунки нитями разного цвета, где присутствуют вытянутые п., можем получить эффект жаккарда.

Если пет. необходимо снять на несколько рядочков, то при захвате правую сп. лучше обмотать рабочей нитью два-три раза, это удлинит п., при этом не сжав полотно.
Кромочная петля в этих узорах, если она должна быть длинной, выполняется цепочкой.

Такой метод снятия (вытягивания) петель с помощью двойного или тройного захвата дает нам п. различной высоты. С помощью такого снятия п. мы можем получить узоры, напоминающие ажурные, если в последующих рядах сразу провяжем эти п., не создавая протяжек перед или за п..

Надеемся, наш урок окажется Вам полезным. Приятного вязания и ровных петелек!

Для того чтобы научиться вязать спицами необходимо изучить технику вязания основных петель - лицевых и изнаночных, а также уметь различать различные способы вязания для избежания ошибок и правильного выполнения узоров. Вначале рассмотрим классический способ вязания лицевых и изнаночных петель, связав небольшой образец лицевой и изнаночной глади.

Классический способ вязания лицевых и изнаночных петель:

Делаем набор петель и начинаем провязывать первый ряд лицевыми классическими петлями. При вязании лицевых петель нить всегда находится за работой (за спицей) на указательном пальце левой руки.

Водим нить снизу за переднюю дольку петли на спице (при классических петлях всегда правая долька находится впереди спицы).

Захватываем рабочую нить и вытягиваем петлю.

Новая петля остается на правой спице, а с левой сбрасываем провязанную петлю. Провязываем ряд лицевыми петлями.

При вязании изнаночных петель нить всегда перед работой (перед спицей).

Вводим спицу сверху за переднюю стеночку. Захватываем рабочую нить и вытягиваем петлю.

Новая изнаночная петля остается на правой спице, а с левой сбрасываем провязанную.

Провязываем второй ряд изнаночными петлями, дальше чередуем нечетные ряды - лицевыми, четные - изнаночными, получаем лицевую гладь и изнаночную гладь с обратной стороны.


Второй "бабушкин" способ вязания лицевых и изнаночных петель.

При вязании петель вторым способом лицевые и изнаночные петли называют «бабушкиными», а при провязывании ряда изнаночных петель первым способом и следующего ряда лицевыми «бабушкиным» способом (или наоборот) образуются перекрещенные петли. Начало вязания лицевой петли вторым способом ничем не отличается от первого: так же нить находится за работой и начинаем вязать, вводя спицу сверху за заднюю стеночку петли.

Провязав готовую петлю, мы можем увидеть, как ножки новой петли в основании перекрещиваются.

Захватываем рабочую нить сверху и вытягиваем новую петлю. При вязании «бабушкиных» изнаночных петель отличительной особенностью является то, что левая долька петли находится впереди, а при классическом вязании правая. Далее также чередуем вязание ряда лицевых и изнаночных петель вторым способом. Провязав образец, видно, что лицевая и изнаночная гладь почти ничем не отличается от первого способа вязания, отличие только в том, что при втором способе вязка получается плотнее и меньше скручивается.

Таким образом, мы узнали что у каждого способа вязания петель есть свои плюсы и минусы. В основном, если это не оговорено в описании петли вяжутся классическим способом. Помните, что провязывание одних петель разными способами дает результат скрещенных петель и перекос в вязаном полотне.