Вариант 16 звезды по мнению большинства. По мнению большинства астрономов, звезды возникли из сжимающихся. Разрывы в дисках - следы планет или снеговые линии

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (З) < ... >

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долготой. (2) Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая — удаление от нулевого меридиана, на котором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лондона. (З) Провести в этом месте воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, < ... > с тех пор его используют в качестве базиса для географических измерений во всех странах мира.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШАР . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ШАР , -а; м.

Текст:

Показать текст

(1) С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долготой. (2) Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая — удаление от нулевого меридиана, на котором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лондона. (З) Провести в этом месте воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, < ... > с тех пор его используют в качестве базиса для географических измерений во всех странах мира.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Эксперты отмечают НАРАЩИВАНИЕ темпов строительства торгово-офисного и жилищного фонда в столичном регионе.

Водоём — это постоянное или временное скопление стоячей воды или воды со сниженным стоком в естественных или ИСКУСНЫХ впадинах: озёрах, водохранилищах, прудах. Ежедневно миллионы зрителей ЗАПОЛНЯЮТ залы кинотеатров, чтобы посмотреть новые картины.

Лишь допуская наличие дарвиновского отбора, можно убеждаться в ВЫГОДНОСТИ некоторых приобретённых человеком характеристик.

В.М. Васнецов вырос в отгороженном от больших городов ВЕКОВЫМИ лесами северном селе, в котором сохранились старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.

Задание 6

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЕВЯТЬЮСТАМИ жителями

СЛАДЧАЙШИЙ фрукт

килограмм ПОМИДОРОВ

БЕЖИ вперёд

уважаемые ПРОФЕССОРА

Задание 7

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

Предложение:

1) Н.М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

2) Придаточное предложение, сильнее, чем обособленные члены, оттеняя различные обстоятельства, придаёт высказыванию более медленные, плавные интонации.

3) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

4) Процесс подачи и контроля готовых изделий полностью автоматизированы.

5) Многие высказывания этого замечательного писателя, читая этот роман, навсегда остались в моей памяти.

6) Авангард объединяет в себе течения в искусстве, возникшие как протест по отношению ко всему традиционному.

7) Тем, кто изучал математику, конечно, знакомо имя Евклида.

8) Сергиев Посад знаменит прежде всего благодаря ансамблю монастыря Троице-Сергиевой лавры, состоящему из более чем пятидесяти строений.

9) В картине «Берёзовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стение

заг..раться

отп..реть

г..ризонт

инв..стиция

Задание 9

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

нед..бор, р..зослать

по..ставим, о..гибать

и..жить, бе..донный

пр..клеить, пр..умный

суб..ект, медвеж..и

Задание 10

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Е .

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

За открытиями и впечатлениями мы стремимся в дальние страны, в дикие джунгли или высокие горы, на (НЕ)ОБИТАЕМЫЕ острова.

Рост сорняков трудно остановить, пока в земле осталось корневище, причём если удалить его (НЕ)ЦЕЛИКОМ, то оставшиеся части дадут новые побеги.

Перед нами росянка — одно из отнюдь (НЕ)МНОГОЧИСЛЕННЫХ насекомоядных растений отечественной флоры.

Кто при чтении поэм Гомера (НЕ)ПОРАЖАЛСЯ силе таланта слепого, по преданию, сказителя!

(НЕ)ПОДНИМАЯ на зрителей глаз, актёр подошёл к самому краю сцены.

Задание 13

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Весной (С)НАЧАЛА появляются строчки, чуть позже, когда развернутся завитки листьев папоротников и проглянут спороносные побеги у хвоща полевого, (ИЗ)ПОД листового опада показываются сморчки.

Ограничений по числу участников забега не было, однако на старт вышли только пять упряжек, (ПО)СКОЛЬКУ спортсмены-любители не пожелали участвовать в соревнованиях без гарантии получения хоть КАКОЙ(НИБУДЬ) награды.

Сарай, как свидетельствуют словари, — это крытое, обычно деревянное неотапливаемое строение для хранения хозяйственных инструментов, различного имущества, а ТАК(ЖЕ) помещение для скота, (В)ПРОЧЕМ, в восточных языках значение этого слова иное.

Тельце у южноамериканских бабочек очень маленькое (ПО)СРАВНЕНИЮ с огромными крыльями, однако при такой, КАЗАЛОСЬ(БЫ), небольшой мышечной массе эти бабочки могут долго летать с высокой скоростью.

Сергею захотелось (ПО)БЛИЖЕ рассмотреть древнюю раковину, о происхождении которой (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего урока рассказывал учитель истории.

Задание 14

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Ещё в Средние века одним из традицио(1) ых блюд стало мясо, жаре(2) ое над открытым огнём. Чтобы мясо прожарилось, его нужно вращать, и в XVI веке какой-то смышлё(3) ый повар придумал неожида(4) ый механизм вращения, в котором двигателем служила собака.

Задание 15

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

После сильной ночной грозы (1) переполошившей обитателей усадьбы (2) разом залиловела (3) образующая живую изгородь меж двором и фруктовым садом (4) низенькая персидская сирень с приторно-душистыми свешивающимися соцветиями.

Задание 17

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Звёзды (1) по мнению большинства астрономов (2) возникли из сжимающихся облаков газа и пыли. Сначала (3) конечно (4) образуются не настоящие звёзды, а их зародыши — «протозвёзды», похожие на шаровые облака газа.

Задание 18

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

По некоторым подсчётам, 500 миллиардов электронных писем (1) девяносто пять процентов (2) из которых (3) составит спам (4) будет отправлено в мире в течение 2017 года.

Задание 19

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.

Задание 20

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) У героини погибло четверо сыновей, землю с этих могил и передали в урнах.

2) Семён Митрофанович не мог себе простить разговора, который состоялся у него с героиней, когда он пришёл к ней как официальное лицо после поступившей от строителей жалобы.

3) Вместе с гибелью сыновей героини, погибших на войне, прервался род: они не успели создать свои семьи, не родили детей, и героине рассказа уже никогда не увидеть внуков и правнуков.

4) Героине передали землю с могил, где похоронены её многочисленные родственники.

5) Великая Отечественная война продолжалась четыре года.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)

(8)

(9) Дайте помереть спокойно.

(10) (11)

(12) Дайте помереть спокойно.

(13)

(14)

(15) (16)

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)

(18) Не отвечали в доме. (19) (20) (21) (22) И баба-яга на пороге. (23)

(24)

(25)

(26) Не бабуся я, — сказала. — (27)

(28) Ломай! — закричал прораб. — (29) И так полдня потеряли!

(30) (31) Права не имеете ломать! (32) (33)

(34) (35) Ничего не надо.

(36) И ушла в дом. (37) И пропала. (38)

(39) Однако старуха сама вышла.(40) (41)

(42) Ломайте.

(43)

(44) Какие вещи? (45) Глупости вы говорите. (46) Ломайте, и всё. (47) Только я погляжу.

(48)

(49)

(50) Иконы, — сказала. — (51) (52)

(53)

(54)

(55) (56) И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57) Пожалуйста.

(58) (59) (60) (61) (62) (63) (64)

(65) (66)

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев

Задание 21

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) В предложении 1 содержится описание.

2) В предложении 16 перечисляются последовательные действия персонажа.

3) В предложениях 18-20 представлено рассуждение.

4) В предложении 52 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 51.

5) В предложениях 60-61 представлено рассуждение.

Текст:

Показать текст

(1) В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2) С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3) Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4) Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5) До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6) Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7) Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

(8) Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

(9) Дайте помереть спокойно.

(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11) Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

(12) Дайте помереть спокойно.

(13) Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

(14) До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15) Вот на следующий день утром всё и случилось. (16) Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17) Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18) Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом. (20) Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21) Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22) И баба-яга на пороге. (23) Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

(24) Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.

(25) Поглядела на него угольями своими.

(26) Не бабуся я, — сказала. — (27) Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.

(28) Ломай! — закричал прораб. — (29) И так полдня потеряли!

(30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31) Права не имеете ломать! (32) Перевезти сначала человека надо!.. (33) Давайте, бабушка, мы вам поможем...

(34) Не надо, — сказала баба-яга. — (35) Ничего не надо.

(36) И ушла в дом. (37) И пропала. (38) Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

— Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39) Однако старуха сама вышла.(40) Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41) В рамках портреты, четыре штуки.

(42) Ломайте.

(43) А вещи? — закричал бульдозерист,

(44) Какие вещи? (45) Глупости вы говорите. (46) Ломайте, и всё. (47) Только я погляжу.

(48) Села на плиты и портреты рядом сложила.

(49) Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

(50) Иконы, — сказала. — (51) Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52) Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

(53) Сыновья? — только и спросил бригадир.

(54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

(55) Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56) И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57) Пожалуйста.

(58) А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59) Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович, на последнем, так сказать, этапе. (60) Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался: просил, умолял, доказывал. (61) Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62) С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63) Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64) С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65) А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66) Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013) — русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

Задание 22

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 3-4 выпишите фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1) В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2) С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3) Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4) Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5) До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6) Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7) Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

(8) Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

(9) Дайте помереть спокойно.

(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11) Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

(12) Дайте помереть спокойно.

(13) Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

(14) До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15) Вот на следующий день утром всё и случилось. (16) Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17) Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18) Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом. (20) Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21) Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22) И баба-яга на пороге. (23) Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

(24) Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.

(25) Поглядела на него угольями своими.

(26) Не бабуся я, — сказала. — (27) Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.

(28) Ломай! — закричал прораб. — (29) И так полдня потеряли!

(30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31) Права не имеете ломать! (32) Перевезти сначала человека надо!.. (33) Давайте, бабушка, мы вам поможем...

(34) Не надо, — сказала баба-яга. — (35) Ничего не надо.

(36) И ушла в дом. (37) И пропала. (38) Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

— Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39) Однако старуха сама вышла.(40) Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41) В рамках портреты, четыре штуки.

(42) Ломайте.

(43) А вещи? — закричал бульдозерист,

(44) Какие вещи? (45) Глупости вы говорите. (46) Ломайте, и всё. (47) Только я погляжу.

(48) Села на плиты и портреты рядом сложила.

(49) Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

(50) Иконы, — сказала. — (51) Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52) Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

(53) Сыновья? — только и спросил бригадир.

(54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

(55) Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56) И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57) Пожалуйста.

(58) А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59) Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович, на последнем, так сказать, этапе. (60) Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался: просил, умолял, доказывал. (61) Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62) С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63) Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64) С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65) А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66) Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013) — русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

Задание 23

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 59-64 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2) С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3) Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4) Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5) До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6) Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7) Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

(8) Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

(9) Дайте помереть спокойно.

(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11) Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

(12) Дайте помереть спокойно.

(13) Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

(14) До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15) Вот на следующий день утром всё и случилось. (16) Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17) Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18) Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом. (20) Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21) Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22) И баба-яга на пороге. (23) Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

(24) Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.

(25) Поглядела на него угольями своими.

(26) Не бабуся я, — сказала. — (27) Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.

(28) Ломай! — закричал прораб. — (29) И так полдня потеряли!

(30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31) Права не имеете ломать! (32) Перевезти сначала человека надо!.. (33) Давайте, бабушка, мы вам поможем...

(34) Не надо, — сказала баба-яга. — (35) Ничего не надо.

(36) И ушла в дом. (37) И пропала. (38) Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

— Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39) Однако старуха сама вышла.(40) Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41) В рамках портреты, четыре штуки.

(42) Ломайте.

(43) А вещи? — закричал бульдозерист,

(44) Какие вещи? (45) Глупости вы говорите. (46) Ломайте, и всё. (47) Только я погляжу.

(48) Села на плиты и портреты рядом сложила.

(49) Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

(50) Иконы, — сказала. — (51) Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52) Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

(53) Сыновья? — только и спросил бригадир.

(54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

(55) Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56) И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57) Пожалуйста.

(58) А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59) Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович, на последнем, так сказать, этапе. (60) Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался: просил, умолял, доказывал. (61) Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62) С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63) Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64) С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65) А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66) Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013) — русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

Задание 24

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«История жизни героини, рассказанная писателем Борисом Васильевым, вызывает сопереживание в душах читателей. Это достигается ещё и с помощью разнообразных средств выразительности, которые подчёркивают трагизм ситуации. Так, тропы: (А) __________ („одинокому человеку“ в предложении 11, „святые мученики великорусские“ в предложении 51), (Б) __________ („поглядела на него угольями своими“ в предложении 25), приёмы: (В) __________ (в предложении 27), (Г) __________ {„все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали“ в предложении 64) — помогают узнать историю семьи главной героини, представить её душевное состояние, понять, почему она не хочет покидать старый дом».

Список терминов:

1) эпитеты

2) сравнение

3) литота

4) фразеологизмы

5) диалог

6) противопоставление

7) метафора

8) лексический повтор

9) антонимы

Текст:

Показать текст

(1) В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2) С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3) Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4) Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5) До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6) Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7) Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

(8) Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

(9) Дайте помереть спокойно.

(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11) Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

(12) Дайте помереть спокойно.

(13) Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

(14) До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15) Вот на следующий день утром всё и случилось. (16) Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17) Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18) Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом. (20) Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21) Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22) И баба-яга на пороге. (23) Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

(24) Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.

(25) Поглядела на него угольями своими.

(26) Не бабуся я, — сказала. — (27) Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.

(28) Ломай! — закричал прораб. — (29) И так полдня потеряли!

(30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31) Права не имеете ломать! (32) Перевезти сначала человека надо!.. (33) Давайте, бабушка, мы вам поможем...

(34) Не надо, — сказала баба-яга. — (35) Ничего не надо.

(36) И ушла в дом. (37) И пропала. (38) Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

— Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39) Однако старуха сама вышла.(40) Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41) В рамках портреты, четыре штуки.

(42) Ломайте.

(43) А вещи? — закричал бульдозерист,

(44) Какие вещи? (45) Глупости вы говорите. (46) Ломайте, и всё. (47) Только я погляжу.

(48) Села на плиты и портреты рядом сложила.

(49) Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

(50) Иконы, — сказала. — (51) Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52) Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

(53) Сыновья? — только и спросил бригадир.

(54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

(55) Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56) И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57) Пожалуйста.

(58) А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59) Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович, на последнем, так сказать, этапе. (60) Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался: просил, умолял, доказывал. (61) Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62) С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63) Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64) С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65) А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2) С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (3) Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4) Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5) До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6) Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7) Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

(8) Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

(9) Дайте помереть спокойно.

(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11) Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

(12) Дайте помереть спокойно.

(13) Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

(14) До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15) Вот на следующий день утром всё и случилось. (16) Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

— Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17) Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18) Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом. (20) Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21) Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22) И баба-яга на пороге. (23) Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

(24) Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.

(25) Поглядела на него угольями своими.

(26) Не бабуся я, — сказала. — (27) Не бабуся, не мамаша, не свекровь — просто старая женщина.

(28) Ломай! — закричал прораб. — (29) И так полдня потеряли!

(30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31) Права не имеете ломать! (32) Перевезти сначала человека надо!.. (33) Давайте, бабушка, мы вам поможем...

(34) Не надо, — сказала баба-яга. — (35) Ничего не надо.

(36) И ушла в дом. (37) И пропала. (38) Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

— Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39) Однако старуха сама вышла.(40) Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41) В рамках портреты, четыре штуки.

(42) Ломайте.

(43) А вещи? — закричал бульдозерист,

(44) Какие вещи? (45) Глупости вы говорите. (46) Ломайте, и всё. (47) Только я погляжу.

(48) Села на плиты и портреты рядом сложила.

(49) Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

(50) Иконы, — сказала. — (51) Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52) Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

(53) Сыновья? — только и спросил бригадир.

(54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

(55) Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56) И сказал тихо:

— В дом идите, бабушка. (57) Пожалуйста.

(58) А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59) Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович, на последнем, так сказать, этапе. (60) Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался: просил, умолял, доказывал. (61) Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62) С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63) Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64) С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65) А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66) Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013) — русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

Доктор педагогических наук Е. ЛЕВИТАН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

По одной из гипотез, выдвинутых астрономами, Солнце и планеты возникли из раскалённого вращающегося облака.

Вселенная не так уж охотно раскрывает свои тайны. Учёные упорно стараются отгадать загадки, которые она им задаёт, придумывают разные ответы, выдвигают, обсуждают и проверяют всевозможные научные предположения (их обычно называют гипотезами). Немало среди них гипотез, объясняющих, как возникли звёзды и планеты.

Звёзды, как и люди, рождаются, живут и в конце концов умирают. Длится жизнь большинства звёзд миллиарды лет и завершается иногда мощными вспышками. Мы говорим «вспыхнула сверхновая звезда», но помним, что в действительности видим космический фейерверк, которым отмечен конец жизни какого-то огромного и далёкого от нас светила. Получается, что во Вселенной вообще нет однажды появившихся и затем никогда не меняющихся небесных тел.

С помощью новейших наземных и космических телескопов можно наблюдать и тщательно исследовать свойства множества звёзд, находить звёзды, похожие друг на друга и совсем разные, необычные. Такой работе посвятили свою жизнь многие астрономы, благодаря которым мы сегодня знаем, что среди звёзд есть гиганты и карлики, холодные и горячие, очень тяжёлые и такие же по массе, как наше Солнце.

А ещё астрономы выяснили, что различен и возраст звёзд. Юные звёзды живут, например, в красивом звёздном скоплении Плеяды. Им не более нескольких миллионов лет. Такой возраст в звёздном мире считается детским. А вот нашему Солнцу не менее пяти миллиардов лет. Правда, есть звёзды более почтенного возраста. Долгожителей особенно много в шаровых звёздных скоплениях - большущих звёздных клубках, в которых миллионы и даже миллиарды звёзд.

Астрономам, научившимся различать звёзды по внешнему виду и возрасту, стало легче разбираться в том, как протекает жизнь звёзд от рождения до смерти. Но, поскольку, в отличие от нас, людей, чья жизнь длится всего несколько десятилетий, звёзды живут миллионы и миллиарды лет, учёные могут лишь вообразить себе жизненный путь звёзд, придумать и обосновать ту или иную гипотезу об их происхождении и развитии.

Звёзды, по мнению большинства астрономов, возникли (и продолжают рождаться сейчас в нашей и других галактиках) из сжимающихся облаков газа и пыли. Сначала образуются не настоящие звёзды, а их зародыши - «протозвёзды», похожие на шаровые облака газа. Газовый шар может превратиться в настоящую звезду тогда, когда внутри него заработает «звёздный» источник энергии. Такой «костёр» начинает гореть не сразу. Нужно, чтобы внутри сжимающейся «протозвезды» температура повысилась хотя бы до десяти миллионов градусов. Тогда зародыш превратится в настоящую звезду, которая будет долгое время светить благодаря заработавшему в её центре надёжному источнику энергии.

Самое интересное, что внутри Солнца такая высокая температура существует уже несколько миллиардов лет и будет существовать ещё по крайней мере столько же. Но чтобы костёр не погас, нужно всё время подбрасывать в него дрова. Каким же образом поддерживается такая немыслимая жара внутри Солнца? Это очень сложный и важный вопрос, над которым долго размышляли многие астрономы и физики. Сейчас почти все они не сомневаются в том, что внутри Солнца водород превращается в гелий. Попытайтесь вообразить себе множество лёгких частиц водорода, которые при температуре в миллионы градусов стремятся объединиться в более тяжёлые частицы гелия. Это и происходит внутри Солнца. И пока такой «костёр» там пылает, Солнце будет посылать свет и тепло каждому из нас и всему живому на планете Земля.

Нашему Солнцу водородного горючего хватит ещё примерно на десять миллиардов лет. А что будет потом? Потом горючим станет гелий, который превратится в ещё более тяжёлый, чем он сам, углерод. Вид Солнца изменится. Оно станет красным гигантом, через некоторое время внешняя оболочка отделится от Солнца и постепенно рассеется, а на месте красного гиганта окажется белый карлик - очень плотная и горячая звёздочка размером с нашу Землю...

Если же звезда тяжелее Солнца, то в конце жизни она станет не белым карликом, а совсем крохотной и очень плотной нейтронной звездой или вообще превратится в загадочную невидимку - «чёрную дыру».

Как-то незаметно из далёкого прошлого мы перенеслись в далёкое будущее. Но о многих событиях, которые произошли в прошлом, в частности о том, как зарождались планеты, в том числе и наша Земля, пока ещё ничего не сказали.

Мы живём сейчас в очень стройной, красивой и гармоничной Солнечной системе. Напомним, что Солнце - одна из тысячи миллиардов звёзд нашей Галактики, которая называется Млечный Путь (см. «Наука и жизнь» № ). Миллиарды лет планеты движутся вокруг Солнца в одном и том же направлении, строго соблюдая правила небесного движения. В этом же направлении вращаются вокруг своих осей почти все планеты и спутники вокруг планет. Замечательный порядок! Временами, правда, он вроде бы нарушается приближающимися к Солнцу кометами, но эти «косматые звёзды», обогнув Солнце, снова уносятся к окраинам Солнечной системы. Так было, так есть и так будет ещё очень-очень долго...

А с чего начинался этот небесный хоровод? Как, например, возникли планеты? Дать точный ответ на этот вопрос долгое время никто не мог. Даже сегодня астрономы считают, что им пока не удалось окончательно разобраться в том, как возникла Солнечная система, хотя над этим вопросом размышляли многие учёные, в том числе и жившие задолго до нас.

Одни считали, что планеты стали зарождаться в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась огромная комета или вблизи него пролетела какая-то большущая звезда. Вот тогда-то часть раскалённого солнечного вещества отделилась от нашего светила и из него образовались сгустки, которые постепенно превратились сначала в горячие, а затем в холодные шары, ставшие планетами. Как будто всё ясно и понятно, но в науке мало что-нибудь сказать. Надо подтвердить свои доводы математическими расчётами и, конечно, сравнить предложенную гипотезу с тем, что нам уже известно о планетах. Вот тут-то и оказывается, что правдивая на первый взгляд гипотеза на самом деле не так уж хороша.

Долгое время вполне подходящей казалась гипотеза о том, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскалённого облака газа. Силы тяготения, с которыми мы и сейчас встречаемся на каждом шагу и которые удерживают планеты на их орбитах, сжимали газовое облако, постепенно оно превратилось в Солнце, а часть вещества, отделившись от облака, создала вокруг него несколько колец. Со временем из этих колец образовались планеты.

Ещё по одной гипотезе, планеты, скорее всего, вообще никогда не были раскалёнными шарами. Похоже, что они возникли из окружающей Солнце туманности, состоящей из газа и пыли. Туманность, медленно вращаясь вокруг Солнца, постепенно сплющивалась в газово-пылевой диск, который со временем распался на отдельные части. Некоторые из этих сгущений выросли до размеров планет. Наша Земля, например, образовалась из своего «зародыша» примерно за сто миллионов лет. Падавшие на неё в то время огромные метеориты разогревали недра и оставляли на поверхности многочисленные кратеры. Появившиеся затем воздух и вода стёрли с поверхности Земли большинство кратеров, а на поверхности других небесных тел, где эти жизненно необходимые компоненты так и не возникли, например на Меркурии или Марсе, они остались неприкосновенными.

Подсчитано, что масса всех планет Солнечной системы составляет лишь 0,1% массы Солнца. Но более подробно мы поговорим о них в следующий раз.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

«Звёздное небо» - Свет от Солнца доходит до Земли за 8,5 минут. Задание для юных астрономов. В 1609 г. Галилей впервые посмотрел на луну в телескоп. Звезды на небе сгруппированы. Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы. Вселенная. Человека всегда влекло небо, с давних пор мечтал он подняться в космос. Земля – место обитания человека.

«Мир глазами астронома» - Раз больше массы нашей планеты. 150 миллионов. Солнце имеет форму. Градусов. Градусов, 6 тысяч. Первых астрономов называли звездочётами. Солнце – ближайшая к Земле. Вставьте в текст недостающие данные. 330 тысяч. Звезда. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Мир глазами астронома. больше диаметра Земли.

«Мальчик-звезда» - Ч.Бакстон. Разве можно отказаться от своей мамы? Как определил Лесоруб поведение мальчика? Притча – иносказательный поучительный рассказ. Брезгливость. Гордыня. Загадочность. Справедливо ли наказал автор Мальчика-звезду? И.Шевелев. Человек с каменным сердцем. Урок внеклассного чтения по притче О. Уайльда "Мальчик-звезда".

«Нейтронная звезда» - Модель релятивистского среднего поля (RMF). Измеренные массы нейтронных звезд. При определенной центральной плотности достигается максимальная масса нейтронной звезды. Уравнение Толмена-Оппенгеймера-Волкова. Концентрации барионов + плотности мезонных полей. Сжимаемость ядерной материи. Внутреннее строение нейтронных звезд.

«Учёные астрономы» - Киренский, живший в Египте в III в. до н.э., применял градусные измерения. Василий Яковлевич Струве (1793 -1864). Виктор Амазаспович Амбарцумян (1908 -1996). Вклад учёных в изучении Вселенной. Исаак Ньютон (1643 – 1727). Фридман впервые указал в своих работах на возможность расширения Вселенной.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долготой. (2) Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая - удаление от нулевого меридиана, на котором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лондона. (3) Провести в этом месте воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, ______ с тех пор его используют в качестве базиса для географических измерений во всех странах мира.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Британские астрономы предложили в 1884 году провести в месте расположения Гринвичской обсерватории воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария.

2. Для географических измерений, которые проводятся на основе понятий широты - удалённости от экватора и долготы - удалённости от нулевого меридиана, с 1884 года базисом является воображаемый нулевой меридиан.

3. Широта показывает удалённость от экватора, долгота показывает удалённость от нулевого меридиана, где находится Гринвичская обсерватория.

4. Воображаемый нулевой меридиан, по степени удалённости от которого определяется широта, делит земной шар на Западное и Восточное полушария.

5. Воображаемый нулевой меридиан с 1884 года является базисом для географических измерений на основе понятий широты - удалённости от экватора и долготы - удалённости от нулевого меридиана.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

4. потому что

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШАР. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ШАР, -а, м.

1. Геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своего диаметра. Радиус шара. Поверхность шара.

2. Предмет такой формы. Шар солнца. Лунный шар.

4. Надувная игрушка - прозрачная цветная оболочка, заполняемая лёгким газом или воздухом. Красивый шар.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

кУхонный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Как ни парадоксально, БЕЗОГЛЯДНАЯ вера в чудо была подготовлена и бытовавшей в прошлом массовой небрежной популяризацией лженауки.

2. Водоём - это постоянное или временное скопление стоячей воды или воды со сниженным стоком в естественных или ИСКУСНЫХ впадинах: озёрах, водохранилищах, прудах.

3. И все же я решусь в год Пушкинского юбилея опубликовать одно ВОСПОМИНАНИЕ, которое при всей своей скромности кажется мне уникальным.

4. Лишь допуская наличие дарвиновского отбора, можно убеждаться в ВЫГОДНОСТИ некоторых приобретённых человеком характеристик.

5. В.М. Васнецов вырос в отгороженном от больших городов ВЕКОВЫМИ лесами северном селе, в котором сохранились старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЕВЯТЬЮСТАМИ жителями

ПОПРОБОВАЕМ

килограмм ЯБЛОК

ДЛИННЕЕ ручки

уважаемые ПРОФЕССОРА

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Н.М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В картине «Березовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Благодаря труда лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стение

отп..реть

инв..стиция

заг..раться

бак..лавр

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед.. бор, р.. зослать

и..жить, бе..донный

пр..пев, пр..восходим

по.. ставим, о.. гибать

пр..клеить, пр..умный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

оздоравл.. вать

устойч..вый

угодл..вый

помарг..вать

алюмини.. вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

закашля.. шься

непререка. .мый

понадоб..шься

рассерж.. нный

побре..шься

12

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. За открытиями и впечатлениями мы стремимся в дальние страны, в дикие джунгли или высокие горы, на (не)обитаемые острова.

2. Рост сорняков трудно остановить, пока в земле осталось корневище, причём если удалить его (не)целиком, то оставшиеся части дадут новые побеги.

3. Перед нами росянка - одно из отнюдь (не)многочисленных насекомоядных растений отечественной флоры.

4. Кто при чтении поэм Гомера (не)поражался силе таланта слепого, по преданию, сказителя!

5. (Не)поднимая на зрителей глаз, актёр подошёл к самому краю сцены.

13

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)Весной (С)НАЧАЛА появляются строчки, чуть позже, когда развернутся завитки листьев папоротников и проглянут спороносные побеги у хвоща полевого, (ИЗ)ПОД листового опада показываются сморчки.

2)Ограничений по числу участников забега не было, однако на старт вышли только пять упряжек, (ПО)СКОЛЬКУ спортсмены-любители не пожелали участвовать в соревнованиях без гарантии получения хоть КАКОЙ(НИБУДЬ) награды.

3)Сарай, как свидетельствуют словари, - это крытое, обычно деревянное неотапливаемое строение для хранения хозяйственных инструментов, различного имущества, а ТАК(ЖЕ) помещение для скота, (В)ПРОЧЕМ, в восточных языках значение этого слова иное.

4)Тельце у южноамериканских бабочек очень маленькое (ПО)СРАВНЕНИЮ с огромными крыльями, однако при такой, КАЗАЛОСЬ(БЫ), небольшой мышечной массе эти бабочки могут долго летать с высокой скоростью.

5)Сергею захотелось (ПО)БЛИЖЕ рассмотреть древнюю раковину, о происхождении которой (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего урока рассказывал учитель истории.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ещё в Средние века одним из традицио(1)ых блюд стало мясо, жаре(2)ое над открытым огнём, чтобы мясо прожарилось, его нужно вращать, и в XVI веке какой-то смышлё(3)ый повар придумал неожида(4)ый механизм вращения, в котором двигателем служила собака.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В средней полосе удивительные наросты чаще всего обнаруживают на ивах и вязах липах и дубах.

2) Тотьма дорога русскому человеку не только своей историей но и архитектурными памятниками.

3) Смекалистые люди в предуральских местах издавна вели поиски подземных соляных запасов и осваивали их.

4) Лужайки перед Царскосельским дворцом с помощью затейливо вырезанного дёрна и песчаных дорожек и цветов и декоративных трав превращались в узорчатые ковры.

5) Ледниковая плотина препятствует стоку вод в бассейнах Оби и Енисея.

16

Российская Академия наук (1) задуманная и основанная Петром Великим (2) получила в развитии культуры нашей страны необычное значение: первоклассные учёные (3) составившие первый Призыв Академии (4) были вовлечены в практические дела и начинания.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Звёзды (1) по мнению большинства астрономов (2) возникли из сжимающихся облаков газа и пыли. Сначала (3) конечно (4) образуются не настоящие звёзды, а их зародыши - «протозвёзды», похожие на шаровые облака газа.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

500 миллиардов электронных писем (1) девяносто пять процентов (2) из которых (3) составит спам (4) будет отправлено в мире в течение 2015-го года.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Беседа, которую мы с вами провели, подошла к завершающему концу.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)В те времена домик - старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей - торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (З)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка - Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

- (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

- (9)Дайте помереть спокойно.

- (10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

- (12)Дайте помереть спокойно.

- (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

- (14)До сих пор он того разговора простить себе не мог.

- (15)Вот на следующий день утром всё и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы - и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали - молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи Не хваталась и даже не плакала.

- (24)Ломать вас буду, бабуся, - сказал бульдозерист.

(25)Поглядела на него угольями своими.

- (26)Не бабуся я, - сказала. - (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь - просто старая женщина.

- (30) Как же можно так! - зашумели девчонки-маляры. - (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (ЗЗ)Давайте, бабушка, мы вам поможем...

- (34)Не надо, - сказала Баба-яга. - (35)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

Встряхни домишко - она враз выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла.(40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.