Уникальная методика раннего развития леонида береславского. Игры и упражнения по методу профессора береславского Отличительные признаки методики

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

Актуальность и преимущества методики

Методика Береславского базируется на глубоких знаниях нейропсихологии. С помощью них определяется, на каком этапе и какие способности нужно развивать у ребенка.

Отличительная особенность методики Береславского - подбор заданий для каждого месяца жизни малышей, сопоставление возраста ребенка и логических операций.

Упустив, наиболее адаптивный период, нельзя уже развить эти способности в полной мере, а иногда и в самой малой степени. Это нанесет существенный урон успеваемости в школе. Например, по методике Береславского в 3 года важны задачи на внимание, в 3,5 года стоит предложить ребенку задания на классификацию, а в 4 - не упорядоченность любых действий. В ходе занятий деток учат делать нестереотипные выводы.

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  1. Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  2. Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  3. Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  4. Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  5. Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

Показания

  • повышенная утомляемость, низкая работоспособность;
  • нарушения памяти и мышления;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • дисграфия, дислекия, алалия;
  • невротические и психосоматические расстройства;
  • стрессовые расстройства;
  • школьная дезаптация;
  • расстройства аутистического спектра;
  • задержки психического развития;
  • Синдром Дауна

Цель методики:

Развитие познавательных способностей ребенка, памяти, внимания, мышления, логики на основе на нейропсихологической концепции

Задачи методики:

  • Повысить интерес к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем.
  • Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка.
  • Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в средней и высшей школах.

2 раза в неделю по 45 минут. Количество занятий назначается в зависимости от запроса. От 16 занятий.

История построения методики

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича подвигло рождение второго сына.

К изучению вопроса раннего развития детей он, как и любому другому занятию в своей жизни, подошел основательно. Изучение опыта семей, которые воспитали интеллектуальных гениев, достижения в области нейропсихологии – все это натолкнуло на мысль о том, что у каждого ребенка есть «окна обучения» или «возрастные этажи», которые открываются на некоторое время. То, что ребенку легко дается в возрасте 2-3 лет, может вызвать большие трудности в более старшем возрасте.

Именно тогда появилась и теория о том, что для развития ребенка очень важны первые годы жизни. Ученые открыли, что младенец способен обрабатывать огромные объемы информации, и абсолютно все дети обладают уникальными способностями. Потеря этих способностей, чаще всего, обусловлена тем, что они не были вовремя востребованы. На сегодняшний день этой точки зрения придерживаются все современные психологические школы Японии, Франции, России и других стран.

Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

Дошкольное образование по методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

Суть методики

В методике заложена постоянны тренировка психический функций, умений:

  • творческие умения;
  • пространственное представление;
  • память;
  • внимание.

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Работа в рамках методики

Передача любых знаний маленьким детям невозможна без эмоционального контакта с учителем. Поэтому важна ситуация успеха, которая культивируется на занятиях Береславского. «Какой вы молодец, что пришел на занятие!» - такой фразой педагог встречает ребенка.

К каждому ребенку здесь свой подход. Одному достаточно сказать: «Молодец!», другого необходимо погладить по головке, а третьему надо с улыбкой посмотреть в глаза.

Задача педагога - увидеть психофизиологические особенности каждого ребенка. У одного ученика логические операции от рождения хорошо поставлены. Возможно, ему нужно больше заниматься предметами эстетического цикла. Другому надо предложить специальную методику развития логики, скорректировать некоторую однобокость его развития.

Мальчишки и девчонки одного возраста по-разному воспринимают урок даже при равном уровне интеллекта: это происходит в силу изначальной асимметрии полушарий мозга. Те малыши, у кого больше развито правое полушарие, более эмоциональны. Левополушарные дети мыслят конкретнее, логически.

С другой стороны, у ребенка в 5-6 лет преобладает активное правое полушарие, и когда мы начинаем развивать левое, чтобы малыш быстрее и легче учился, то порой недогружаем правое. В этом случае возможны стрессы и неврозы. Поэтому нужно раньше развивать детей не однобоко, а гармонично. Музыка, рисование, творчество, фантазирование непременная часть занятий.

Метод работы на занятии:

Если зайти во время занятия в кабинет, то можно увидеть Методика Береславского, как за партой сидитребенок и … играет! Правда, играет по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который ребенка и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, ребенок получает домашнее задание. Задания Методика Береславского, вроде бы и обычные - например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов Методика Береславского, и составить целый рассказ. Не домашнее задание, а игра, одним словом.

Ожидаемые результаты:

  • хорошая память, в т.ч смысловая,
  • развитое воображение,
  • развито пространственное мышление,
  • развито умение «действовать в уме»,
  • развито ассоциативное и логическое мышление,
  • имеется способность к нестандартному решению проблемных ситуаций,
  • выражено стремление к интеллектуальной деятельности.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить

Пройдя обучение по методике «Береславского», дети отличаются:

  • устойчивостью внимания;
  • развитой памятью, в т.ч. смысловой;
  • умением «действовать в уме»;
  • стремлением к интеллектуальной деятельности;
  • независимостью суждений.

Методик раннего развития, чего уж скрывать, сегодня много. У каждой есть свои плюсы и минусы, приверженцы и противники, приемы и изюминки. Мы хотим познакомить вас с методикой Леонида Яковлевича Береславского, руководителя школы «Открытие».

Леонид Яковлевич Береславский – профессор, доктор философии, действительный член Академии изобретательства, член Международной ассоциации педагогов при ООН, автор более 120 изобретений в области физики и технологии полупроводников, кандидат в мастера спорта по шахматам. Автор 28 книг по дошкольному образованию.

С 1992 года является директором школы раннего интеллектуального развития «Открытие». Данный метод интеллектуального воспитания апробирован на международных конгрессах и конференциях в Испании, России, США, имеются заключения авторитетных психологов, педагогов.

Солнечным утром я шла на встречу с автором одной из популярных сегодня методик раннего развития, который обещал не только рассказать о своем детище, но и показать все наглядно. Это «наглядно» очень привлекало и манило, ведь, начитавшись отзывов о методике, я точно знала: узнаю что-то очень интересное. Так и было.

Начало положено!

О том, чтобы разработать собственную систему раннего развития, Леонид Яковлевич задумался, когда стал папой во второй раз. Лет ему было уже немало, и Береславский спросил себя: «А успею ли я вырастить своих детей, дать им хорошее воспитание, вложить в них все то, что хотел бы?» Наверное, каждый родитель в какой-то момент спрашивает себя об этом, но Береславский оказался не из тех, кто просто спрашивает. Он начал действовать. Он узнает, что на Западе (а дело было в начале 1980-х годов) появились преподаватели-новаторы, которые занимаются с малышами, еще толком ни ходить, ни говорить не умеющими, и эти занятия заметно улучшают и физическое, и психическое развитие детей. Он знакомится с удивительными семьями, которые личными усилиями воспитали гениальных детей: венгерская пара Полгар вырастила из трех дочерей чемпионок по шахматам, а американец Джонсон стал счастливым отцом пятерых (!) сильных математиков. Как тут не задуматься!

Вывод напрашивался сам: необходимо начинать заниматься с детьми как можно раньше, до пяти лет.

Постепенно родилась «методика Береславского», которая была удачно опробована автором на собственном сыне. Сыну, кстати, сейчас 23 года, он здоров и успешен.

Основные принципы

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Основные принципы обучения по методике Л.Я. Береславского:

l Любое обучение ребенка должно проходить в игровой форме. У ребенка нельзя отбирать его детство.

l Обучение четко систематизировано, основано на повторениях и возвращениях к пройденному.

l Каждый педагог должен быть еще и актером и ребенком одновременно, чтобы детям было интересно заниматься.

l Обучение должно проходить с чередованием умственной деятельности и физической активности.

l Обучение должно быть направлено не только на развитие умственных

способностей, но и на развитие самостоятельности.

Своевременно – это когда?

Л.Я. Береславский считает, что начинать заниматься с ребенком следует с 1,5 лет. Средний возраст детишек, посещающих школу «Открытие» – 3 года. Все занятия четко структурированы, каждый урок прописан. Перед тем как ребенок поступает в школу, учителя проверяют его навыки и уровень развития, чтобы найти индивидуальный путь к нему, начать занятия с определенного урока.

Если тихонечко зайти на любой урок, то можно увидеть такую картину: 3–4 ребенка сидят на крошечных стульчиках за настоящей партой и… играют. Но играют по четко составленному плану. Для каждого возраста и для каждой ситуации придуманы свои игры-задачки. Преподаватель не только контролирует ситуацию, но и играет вместе с детками, в то же время внимательно следя: а не устал ли кроха, не утратил ли интерес, все ли у него хорошо с настроением. Поэтому на занятиях детки и разыгрывают сценки, и поют, и даже пляшут!

Очень важный момент, которому уделяют огромное внимание последователи методики Береславского – ребенок должен расти и развиваться в атмосфере успешности. Именно поэтому в группы набирают не больше 4 детей: каждый должен чувствовать себя неповторимым, удачливым и умным.

Занятия по методике Береславского продолжаются вплоть до поступления в школу, то есть до 6–7 лет. К этому времени ребенок уже уверен в своих умственных способностях и творческих силах.

Дети от природы талантливы, стремятся к совершенству. Любое воспитание эффективнее, если оно начинается в раннем детстве. Ведь наибольшие трудности испытывают не те, у кого мало знаний, а те, кто умственно пассивен, у кого отсутствуют интересы, привычка думать, самостоятельно решать проблемы.


Умники и умницы

В архиве Береславского более 5000 разных игр и упражнений. Это дает обширнейшее поле для деятельности. Занимаются детки не только в школе, но и получают домашние задания. «Домашние задания? В 2-то года?!» – воскликните вы. Да, дети занимаются еще и дома с родителями, делая упражнения, которые им порекомендуют преподаватели. Возможно, кто-то и будет от этого факта в негодовании заламывать руки и говорить, что «у ребенка отбирают его детство», но не спешите следовать их примеру. Проведенное вместе время очень ценно и для малышей, и для их мам с папами. К тому же Береславский предлагает не скучные «домашки», а интересные игры для дома. Если у родителя не получается заинтересовать кроху дома, то он всегда может обратиться за помощью и советом к педагогу.

Растим гениев?

Как говорит Леонид Яковлевич, у него нет цели «вырастить из детей новых Ньютонов или Менделеевых». Дети, которые занимаются по его методике – в первую очередь всего лишь дети. Его цель – развить ребенка по максимуму, чтобы ему было проще в дальнейшей жизни.

В основном, задания рассчитаны на формирование логических и математических способностей, ведь дети, увлекаясь решением «каверзных» задачек, учатся мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, учатся рационально использовать информацию.

В полтора года, когда ребенок только начинает заниматься, приоритетным является развитие мелкой моторики (игры с предметами разной величины, формы и фактуры), внимания (найди два одинаковых мячика, фрукты и т.п.), зрительной памяти, изучение основных цветов, видов животных и др.

К трем годам уже идут задачки на развитие логики, изучение геометрических фигур и их сравнение, пространственные представления (разнообразные лабиринты, откуда нужно выйти).

Во что они играют?

Береславский уверен, что очень важно включить в «рацион» игр ребенка геометрические фигруры. «Неумение «геометрически мыслить» изначально снижает потенциальные возможности человека, создает трудности при обучении в школе», – убежден автор.

Математические понятия усваиваются не сразу, тем более – карапузами, поэтому в играх постоянно присутствуют круги, квадраты, треугольники.

Для развития логики очень хороши лабиринты, в которых нужно найти правильный путь и вывести «героя». К тому же при такой игре отлично развивается координация движений (ведь ребенку нужно не только определить верный путь, но провести по нему заблудившегося зверька, игрушку или другого воображаемого персонажа).

Детям очень нравятся тайны, загадки и секреты, поэтому в играх Береславского много задачек с шифрами и кодами.

Малыши на «заочке»

Учиться по методике Береславского можно не только в школе и дома, но еще и на расстоянии. Сразу стоит предупредить, что такое заочное обучение требует от родителей большого терпения и творческих усилий. Родители заполняют анкету. Им высылаются сначала тестовые задания, по результатам которых педагоги составляют блоки упражнений и методические указания. Каждое задание – это еще и игровой сценарий, в котором участвуют сказочный герой и ребенок. Если что-то не получается, то преподаватели вступают в переписку и каждый конкретный случай рассматривается индивидуально.

Родители о методике Береславского:

И. Каламеец, мама Оли:

К Леониду Яковлевичу мы пришли в полтора года. Занятия были очень интересными и необычными. Помню, дети должны были выполнить задание: вложить в красный стакан – красную ложку, в желтый – желтую, в зеленый – зеленую. Оля почему-то всегда вкладывала в зеленый стакан желтую ложечку. Я ее спросила: «Почему ты так делаешь, ведь они разного цвета?» «Ну, так же красиво!» – ответила дочь. Больше всего мне понравилось, что вот это стремление к оригинальности в ней поддерживали. Никто не пытался ее переубедить, или заставить выполнить задание правильно. Очень многое, на мой взгляд, значит личность преподавателя. Ведь загубить на корню можно любую, самую прекрасную идею.

Перед школой мы два года ходили заниматься шахматами, и Оля до сих пор играет, хотя 5 лет прошло. Тестирование перед поступлением в школу мы прошли легко, и дочь не потерялась на фоне тех детей, которые занимались и готовились к обучению в школе специально. Учится она сейчас в 6-м классе, всего две четверки в четверти.

Бричкалевич Лена:

Каждое утро, едва открыв глаза, моя трехлетняя дочь спрашивает: «Мама, сегодня идем на занятия?», и очень огорчается, когда узнает, что сегодня нет занятий. Для нее они стали настоящим праздником, своеобразным «лакомством для ума». За полгода занятий ребенок стал наблюдательнее, пытается всему происходящему дать объяснение.

Дома дочка часто вспоминает, что было на занятиях, обучает этому свои игрушки. Хорошо бы многим нашим учителям поучиться у Береславского, как увлечь ребенка, не погубить его талант и индивидуальность, а развить их.

Богданова Ксения (2 г. 6 мес.):

Ходит в Школу 6 месяцев. Выработалось умение доводить начатое дело до конца, не отбрасывать сходу. То, что не получается, просит объяснить, либо пытается сама разбирать. Стремление к умственной деятельности, несомненно, появилось.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем смог самостоятельно принимать решения, думать нестандартно, а самое главное — продумывать ситуацию на несколько ходов вперед, то дошкольное образование по методике профессора Леонида Яковлевича Береславского предназначено именно для вашего маленького чуда.

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича сподвигло рождение второго сына. Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

По методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

Дошкольное образование по методике Л.Я.Береславского. Описание

В школе «Открытие», по словам Леонида Яковлевича, отличают:

  • Активное развитие математических способностей, которые в будущем позволят ребенку, подростку успешнее, легче осваивать точные науки: геометрию, химию, физику, биологию, программирование, а также овладевать многими сферами деятельности.
  • Формирование мотивации на интеллектуальную деятельность.
  • Воспитание самостоятельности, уверенности.
  • Развитие творческих способностей.

Обучать детей стоит с самого раннего возраста, иначе потом драгоценное время будет упущено — методика Л.Я.Береславского опережающая. Если в детском саду с перспективой на начальную школу изучают около 15 дисциплин, включащих в себя навыки счета и письма, то в школе Береславского их намного больше. Самые простые задания даются с перспективой на будущее. Геометрические фигурки вводятся уже начиная с 1,5 лет, правда в виде разноцветных кружков и овалов.

Яркий пример: ребенок на занятии получает кубики из металлической проволоки, в их узлах — цветные шарики. Для ребенка это просто кубик. Однако, когда на уроке химии в средней школе ему расскажут про ионы, в памяти всплывет образ этой незатейливой игрушки.

На первом же задании ребенок получает электронный тренажер — мини-компьютер.

На поверхности деревянной коробочки изображены животные и предметы. Если пальцем попасть в кружок рядом с рисунком, то загорится красный огонек. Малыша просят найти знакомые ему предметы и ребенок увлекается игрой. Дошкольникам постарше предлагаются задачки посерьезнее: провести зайчика через лабиринт, найти соответствия между предметами.

Обучение в школе продолжается вплоть до 6-7 лет. Методика Береславского не предназначена для детских садов, так как во главу угла ставится успешность ребенка. Важно дать малышу понять, что он успешен, что у него получается. В условиях обычного детского сада, когда в группе количество детей может достигать 35 человек, это попросту невозможно.

Если зайти во время занятий в класс, то можно увидеть как за партами сидят несколько детей и … играют! Правда, играют по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который детей и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, дети получают домашние задания. Задания, вроде бы и обычные — например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов, и составить целый рассказ. Не домашние задания, а игра, одним словом.

Каждый раз на занятии по методике профессора Береславского ребенок решает задачу, с которой может столкнуться в реальной жизни. Например, на листе бумаги изображен рисунок с несколькими дорогами. На самой короткой стоит подъемный кран, на срдней — корова щиплет травку, на длинной — никого нет. Ребенок должен выбрать путь, по которому пойдет, и обосновать ответ. Самое интересное, что единственно правильного решения нет. Ребенок сам предлагает решение и оно в любом случае будет правильным.

В шахматном царстве Береславского

Одна из особенностей школы — обучение шахматам с раннего возраста. Обучение проходит в игровой форме.

Например, шахматами здесь не делают ходы, шахматы ходят друг к другу в гости. Правда, каждая фигура может ходить в гости только в определенном направлении, согласно законам шахматного царства: слон — наискосок, а ладья — по прямой. Для каждой фигурки придумано свое одностишье: «Головой качает слон», «Все могут короли».

Обучение шахматам включает в себя стандартные задачи на внимание. Посвящение в шахматное царство начинается с того, что на доске расставляются фигуры, не более трех. Преподаватель просит ребенка запомнить расположение фигур. Затем фигурки убираются со словами: «Ой, все фигурки убежали и заблудились. Помоги им найти свой дом». Ребенок должен вспомнить, как были расставлены фигурки и вернуть их на место.

Интервью с Леонидом Береславским, автором методики

— Леонид Яковлевич, Ваша методика существует более 15 лет, а шахматная школа была открыта в середине восьмидесятых. Продолжаете ли вы общаться со своими воспитанниками? Добились ли они высоких результатов в обучении в дальнейшем?

— Такой статистики нет. Среди наших воспитанников есть чемпионы России, Москвы, Израиля по шахматам, шахматисты–разрядники, ученики физико–математических, математических и других спецшкол, но главное – дети с интересом учатся. В нашу школу приходят их братья, сестры, дети наших детей, приходят по «сарафанному» радио, что позволяет нам выживать и совершенствоваться.

— В вашей школе есть также отделение заочного обучение. Как оно происходит?

Леонид Яковлевич Береславский: — Для родителей, которые интересуются новыми методиками, авторскими находками, мы проводим консультации по интернету. На основе наших упражнений показываем, что раннее развитие — это прежде всего своевременное развитие фундаментальных психических функций: концентрации и устойчивости внимания, восприятия, зрительно–моторной координации, пространственных представлений, простейших логических операций.

Детей с 3,5 лет обучаем заочно шахматам на основе специально разработанных заданий и авторской книги «1000 вопросов шахматиста».

— Какие книжки для занятий с детьми раннего возраста Вы бы могли посоветовать?

Леонид Яковлевич Береславский: — Много наших заданий с рекомендациями для детей разного возраста напечатаны в книгах: «Интеллектуальная мастерская», «Азбука логики», «Развиваем память», «Развиваем логику», «Первые геометрические фигуры», «Современные игровые методики развития интеллекта», «Задачки на внимание», «Логика в стране азбуки» и других.

— Как проводится контроль за процессом обучения?

Леонид Яковлевич Береславский: — Оценку эффективности занятий по приобретенным навыкам и поведенческим реакциям осуществляют родители, педагоги и автор. Педагог после каждого занятия беседует с родителями. Диагностику ребенка, скорее пробное занятие, проводит педагог. Он оценивает ребенка с точки зрения его адаптации в группу. Оцениваются поведенческие реакции и уровень развития.

Подробнее на сайте www.bereslavsky.ru

Дошкольное образование по методике Л.Я.Береславского: рекомендации родителям особых детишек

Вопросы можно оставлять в комментариях.

Сколько весит кирпич, если он весит 1 кг плюс полкирпича? В голову сразу приходит ответ: 1,5 кирпича, но это неправильный ответ. А если включить логику? Мы сразу найдем правильный ответ: 2 кг.

Из всех методик раннего развития, лично мне больше нравится уникальная методика Береславского, потому, что она не учит детей ни читать, ни писать, ни считать в 1,5 года, а направлена в первую очередь на развитие детской логики. Ребенок учится самостоятельно думать, рационально мыслить, принимать верные решения, перебрав разные варианты и делать выводы. Ведь в жизни самое главное — умение решать жизненные задачи, умение мыслить и ориентироваться в разных ситуациях.

Иногда методику Береславского считают программой обучения малышей игре в шахматы. На самом деле шахматы здесь используют просто, как способ развития детской логики, фантазии и . Здесь можно встретить короля с королевой, и даже рыцарей, которые защищают их от врагов.

Знакомство детей с шахматами начинается уже в 3,5 года.

Игра «Лабиринт».

Малышам раздаются карточки, в центре которых расположена ладья, по краям стоят пешки. Лабиринт состоят из прямых линий, закругленных и идущих наискосок. Детям объясняют, что ладья ходит только по прямым линиям и поворачивает под прямым углом, показывают. А затем дают задание: пальчиком довести ладью по лабиринту к с своим подружкам «пешкам» . Для этого они должны найти прямую дорожку с прямыми углами.

Детей постарше можно учить по памяти расставлять шахматные фигуры на доске. Когда они смогут это делать без подсказки взрослых, то можно устроить соревнование: кто быстрее расставит на шахматной доске черное и белое «королевство». Покажите ребенку, как ходить лошадь, слон и т.д. И когда он без подсказки сможет самостоятельно передвигать фигуры, можно перейти к более сложным играм.

Поставьте на шахматной доске 4 пешки. Ребенок должен поставить слона так, чтобы он мог прийти в гости к любой из пешек.

После таких лет, в 5 лет дети уже могут придумывать собственные комбинации и переходят на высший уровень мастерства игры в шахматы.

Кроме шахмат методика Береславского включает в себя много других игр.

Взрослый выкладывает несколько рядов из палочек разного количества. Сколько палочек надо добавить в каждый ряд, чтобы они стали одинаковыми?

1. Расположите цифры от 1 до 4 друг под другом таким образом: 1 2 3 4

Задание: соединить линиями одинаковые цифры так, чтобы соединительные линии не пересекались друг с другом.

2. Собираем капельки в ведерка (от 2,5 до 4 лет). На листе бумаги в ряд нарисуйте несколько ведер, а сверху дождевые капельки нарисуйте так, чтобы некоторые из них были изображены четко над ведерками, а некоторые между ними. Котята хотят собрать дождевые капельки, давай им поможем. Маленький ребенок может нарисовать карандашом прямую линию от каждой капельки вниз и узнать какие попали в ведерки, а какие нет. Ребенок постарше пусть проведет мысленно прямые линии вниз.

3. Цветная мозаика (от3 до 5 лет). Если у Вас есть фантазия, то нарисуйте на листе бумаги сложную фигуру, состоящую из квадратов, трапеций и треугольников. Затем попросите раскрасить одинаковые фигурки одним цветом. Ребенок очень обрадуется, если в итоге у него получится какая-нибудь красивая фигура.

Главная задача любого педагога заключается в том, чтобы сделать процесс обучения как можно интереснее и увлекательнее. Обучение не должно быть ребёнку в тягость, оно должно приносить положительные эмоции и радость. Ведь каждый ребёнок по-своему талантлив.

Главное - заинтересовать малыша

В своей школе раннего развития профессор Береславский всегда находит подход даже к самому застенчивому и боязливому ребёнку. К примеру, полуторагодовалого ученика он заинтересовывает специальным электронным тренажёром. Он протягивает эту деревянную коробочку малышу и предлагает поиграть. Ну какой же ребёнок откажется от такого предложения?! На поверхности тренажёра изображены рисунки различных предметов или животных, которые уже наверняка знакомы малышу. Затем профессор предлагает показать, где какая картинка и попасть при этом пальчиком в кружок под рисунками. Ребёнок отвлекается на игру, восторженно покрикивает, когда возле картинки загорается яркая лампочка и забывает о маме. И в это время у маленького всезнайки происходит непринужденный процесс обучения: развивается мелкая моторика рук, память и внимание.

На третьем уроке такого обучения малыш уже запоминает последовательность нажатий, пытается уже логически мыслить, а мама в это время сидит за дверями и внимательно слушает, ведь на дом обязательно зададут домашнее задание и его нужно будет правильно преподнести её чаду.

Логика по Береславскому

Во время уроков по развитию логики малыша, Береславский использует, как это не странно, обыкновенные шахматы. Королевство шахматных фигур- это отличный способ привлечь ребёнка к изучению такой науки, как логика. В задачах, которые задаёт профессор детям шахматные фигуры, как в сказках, «ходят к друг другу на чай». А малышам нужно запоминать, как передвигаются по шахматной доске те или иные фигуры. Все эти действия сопровождаются стихотворениями и песнями. К примеру, слон идёт под строки из стихотворения: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а конь передвигается под громкие звуки: «Иго-го или цок-цок».

Можно также поиграть с ребёнком в игру «Правильно расставь» . Сначала малыш запоминает правильность расстановки шахматных фигур, затем все фигуры «отправляются по своим делам, потом внезапно возвращаются и нужно каждую вернуть в её домик».

На развитие зрительной памяти у профессора Береславского есть много различных игр и заданий. К примеру, нужно нарисовать поле из девяти клеточек, в каждой клеточке нужно начертить различные фигуры с такой последовательностью:

1) верхний ряд – только кружочки,
2) средний ряд – треугольники,
3) нижний ряд – косые палочки.

Затем ребёнок должен в течение трёх секунд запомнить последовательность всех знаков, а потом он должен будет воспроизвести их по памяти на отдельном белом листе.

Для тренировки воображения профессор Береславский придумал отличную игру, под названием «Нелепица» . Задача учеников во время игры, назвать одним словом два абсолютно на первый взгляд разных предмета. К примеру, ложку и кружку – «локружка».Благодаря таким занятиям у ребят развивается аналитическое нестандартное мышление.

Во время всего обучения по методу Береславского, перед ребёнком ставятся определённые задачи, которые он может встретить в повседневной жизни. К примеру, малышу даётся лист бумаги, на котором изображены несколько дорог. На самой короткой из них есть препятствие – подъёмный кран. На средней – пастух пасёт корову. А на самой длинной никого нет. Ребёнок должен выбрать, по какой дороге он пойдёт, но перед этим, он должен хорошо подумать, спрогнозировать ситуацию и задать наводящие вопросы. На пример, как часто корова переходит дорогу или надёжно ли закреплён подъёмный кран? Секрет в том, что любой из вариантов, который выберет ребенок, будет правильным. Главное, что малыш сделает сам свой выбор.