Украшения древних египтян: Как выглядели, из чего делали, для чего носили. Ювелирное искусство древнего египта Эскиз древнеегипетского украшения на человеке

Разнообразные аксессуары с этническими мотивами сейчас на пике моды, как и необычное сочетание материалов. Стиль египетских украшений один из самых самобытных, и потому наиболее востребованных среди модниц.

Древние египетские украшения

Египетские известны очень давно, благодаря многочисленным раскопкам, которые проходили на территории этой страны. В древние времена в нескольких местах Египта добывали золото и некоторые полудрагоценные камни, поэтому украшения из этого металла были широко распространены. Их носили все: взрослые и дети, мужчины и женщины. По количеству и объему драгоценных изделий можно было определить положение человека. Например, фараон должен был постоянно носить объемное ожерелье-воротник, так как это говорило о его высоком статусе в обществе. Простые люди также широко носили золотые изделия, так как в то время этот металл был вполне доступен и ценился скорее за красивый внешний вид, а не за его стоимость. К слову, изделия из железа, которые также изготавливались в Древнем Египте были гораздо дороже аналогичных из золота. Также в отделке украшений широко применялись такие камни, как гранат, сердолик и аметист. Можно было найти египетские украшения с эмалью или изготовленные из бисера.

Основные модели египетских украшений – это , браслеты на руки и ноги, кольца, серьги, броши. Очень часто они выполнялись в форме священных символов или животных, а иногда такие обереги изображались на металле при помощи различных техник. Так, на многочисленных изделиях можно увидеть жука-скарабея, которого особо почитали египтяне, или рисунок кнута и треугольника – символическое обозначение дельты реки Нил – основного источника воды и плодородной почвы для земледелия в Египте.

Украшения в египетском стиле

Египетские золотые украшения выглядят очень дорого и необычно, однако современная модная индустрия предлагает огромное количество доступной по стоимости бижутерии, выполненной в этом этническом ключе. Тогда одежда подбирается спокойных тонов и форм.

Египетские украшения на шею – обычно объемные, плотные, напоминающие воротники. Состоят из нескольких рядов металлических пластинок или бусинок, нередко имеют также подвески из бисера или мелких бус. Такие украшения часто выполняются из многоцветных материалов и могут изображать, например, птиц, широко распахнувших свои крылья. Обычно наиболее выигрышно такие ожерелья смотрятся днем с белой футболкой или рубашкой, дополненной пиджаком и брюками или юбкой, а вечером – с однотонным платьем, подходящим по цвету и имеющим весьма простой покрой.

Серьги в египетском стиле напоминают канделябры, состоят из нескольких рядов бус с подвесками на концах. Наиболее подходят для вечерних туалетов, так как выглядят очень празднично и богато. Кроме того, для постоянного ношения днем такие серьги несколько тяжеловаты, а вот для выхода в свет вечером будут отличным вариантом. При использовании такого аксессуара нужно максимально упростить декор платья, а также выбрать прическу, при которой серьги будут видны во всей красе.

Браслеты в египетском стиле могут быть объемными или тонкими, однако, они никогда не имеют застежки и держатся на руках при помощи своей круглой формы. Такие браслеты могут носиться как выше, так и ниже локтя. Особенно красиво смотрятся сеты из браслетов разной ширины, оформленных похожими этническими мотивами.

элеонора брик

Древние египтяне делали украшения, которые вешали на шею, пальцы, запястья, уши. Они были амулетами, оберегами от нечистых сил, помогали в охоте и других сферах жизни. Сейчас египетские украшения используются по прямому назначению – в качестве дополнения к нарядам и созданию образов.

Украшения Древнего Египта

Украшения Древнего Египта начали свою историю давно. Сначала их изготавливали из природных материалов, таких как: камень, дерево, минералы. Позже уже добавились драгоценные металлы и камни. Статус человека определялся количеством драгоценностей на его теле и в отделке дома. Что говорить о фараонах, они обвешивали тело роскошным золотом и каменьями.

Древние египетские украшения носили и мужчины, и женщины. Их делали для живых людей и для мумий. Это были короны, перстни, нагрудные колье. Они украшались драгоценными и полудрагоценными камнями: лазурит, изумруд, аметист, бирюза, оникс и др.

В драгоценностях использовались символы, каждый из которых означал что-то свое. Уджат – защита и исцеление. Это продолговатый глаз, который рисовали на гробницах для спокойного существования и защиты души умершего человека. Анкх – вечная жизнь. Он популярен и в современное время. Выглядит он как крест с кольцом сверху.

На драгоценностях использовались изображения животных: например, жук скарабей. Он символизировал перерождение души и восходящее солнце.

7 декабря 2014, 10:11

Возможно, что уже в первобытно-общинном строе женщины носили украшения: ожерелье из клыков животных, шляпку из шкуры лисицы и перьев птеродактиля. Выбор в те времена был небольшой. Камень годился только для топора. В бронзовом веке изделия изготавливали небольшими, поэтому они выходили красивее.

Эти ступени первобытной роскоши прошли и жители Древнего Египта. Во времена фараонов искусство драгоценностей достигло необычайно высокого уровня. Часть простых украшений носили и низшие слои граждан. Фараоны же, цари, царицы, их родственники, а также знать тех времен не только при жизни носили ювелирные образцы роскоши из золота, серебра, драгоценных камней, но и уносили их с собой в могилы. Именно там они найдены в наши дни, и мы можем любоваться образцами древней красоты.

Материал для украшений

Конечно же, в первую очередь использовались драгоценные – золото, серебро, во вторую – лазурит, другие редкие и хорошо обработанные и красивые камни. Золото стоит в главной очереди, но это не означает его фетишизм в Древнем Египте. Уважали золото за красоту в изделии, а не за денежную стоимость. А вот художественная ценность украшений была высочайшей, поэтому в современном мире некоторые ювелирные фирмы специализируются на выпуске колец, браслетов, перстней-печаток «под Египет».

Поэтому ювелирные украшения Древнего Египта из золота носили в этой древней стране все — от фараонов до простого люда. Дело в том, что на территории государства фараонов и жрецов залежей золота имелось в нескольких месторождениях в большом избытке, так что его было предостаточно по тем нуждам страны.

Удивительно другое: железо там ценилось больше, чем драгметаллы. Этот простецкий, как сегодня кажется, материал использовался не только для быта и военных потребностей, но и для предметов ухода за волосами, других украшений для них. В основном ими пользовались женщины, поскольку мужчины часто ходили с бритыми головами.

Браслет царицы Аххотеп, 1530 г до н.э. Материал — золото, бирюза, лазурит, стекло

Нередко железо брали из упавших на землю метеоритов. Из этой же внеземной массы выплавляли цинк и другие материалы. И все шло, в первую очередь, на украшения.

Мастера ювелирного дела этой страны умели из куска золота сделать по форме великолепную роскошь. Причем нынешние последователи древних умельцев недалеко ушли, так сказать, по применяемой фурнитуре украшений: замки кулонов, ожерелий, петли браслетов были похожи. Они функционально такие же, но более изящные, поскольку техника пришла на помощь мастеровым рукам.

На одном браслете длиной около десяти сантиметров и состоящем из двух скрепляемых половинок из этого же каирского собрания сокровищ насчитали пятнадцать петелек. Они служили для вхождения друг в друга через одну и предназначались для раскрывания украшения на руках или ногах знати.

Сегодня, имея специальные машинки для резки и пайки тонкого металла, довольно просто вырезать и изящно изогнуть на такой длине и двадцать, и еще больше петелек. Но тогда все это делалось вручную. Настоящие умельцы!

Ожерелье. Материал — золото, бирюза, сердолик

Превалировали изделия из золота. Египтяне одними из первых на Планете поняли важность такого материала для украшений при жизни земных богов-фараонов и при нахождении их в потустороннем мире. Как и в современных странах, монет изготавливали из золота немного, почти все запасы пускали на драгоценности. Для монет достаточно было другой «нержавейки» — меди, бронзы, позже – никеля.

Причем золота в одном украшении было столько, что можно было удивляться: как его носили? Например, в Египетском музее старины можно увидеть ожерелье фараона 21-й династии с Нижнего Египта (губернаторство Шаркия), которое весит аж 8,6 килограмма! Шея у мужчины, понятно, крепче женской, вот и носил. Но носил, правда, как гласят летописи, только в парадных случаях. Нашли это сокровище в гробнице его хозяина.

В Древнем Египте умели не только плавить золото, серебро и отливать из него различные формы, заданные ювелиром. Какого цвета в сегодняшних украшениях золото? Странный вопрос, скажете: конечно же, золотого, то есть желтый цвет с различными оттенками по его пробе. Египтяне же владели приемами превращения золота собственной добычи в различные цвета и оттенки: почти белого, розового и даже зеленого.

Серебро тоже широко использовалось для изготовления украшений в царском Египте. Его ювелиры либо использовали этот чистый металл, либо варьировали серебром и золотом, смешивая их расплавы в искусственный металл – электрум, с внешним блеском аргентума, но похожий на платину. За этот оттенок он очень нравился фараонам. Такое смешение золота и серебра часто происходит в недрах, и тогда из них получают самородный электрум. Сегодня такой микс искусственно почти невозможно получить. Видимо, какой-то дополнительный компонент египтян утерян.

Цветовая гамма драгоценностей

Названную выше цветовую гамму использовали ювелиры страны фараонов. К золоту и серебру для разбавления колера добавляли сма́льту – расплавленную эмаль, полученную из производных кремния, усиленную солями металлов. Вот насколько сильны были египтяне в химической физике или физической химии.

Цвет большей частью получался сине-голубой. У смальты было свойство – просматриваемая глубина. Египтяне этот эффект называли божеским свечением. Поэтому таких вставок в украшения насчитывалось больше других. Краска этого цвета используется в наши дни художниками, для покрытия бытовой керамики, изразцов. Современное название – кобальт.

Так Древний Египет передал эстафету использования смальты и различных эмалей в более поздние времена — в Византию, Европу, Киевскую Русь. Но не только на украшения, больше всего смальту использовали при изготовлении витражей и мозаики для храмов.

В украшениях оценивали всю композицию, а не какую-то отдельную часть или металл. До рубинов, алмазов, сапфиров египтяне тогда еще не «доросли». Поэтому на вставки шли более простые минералы: малахит, сердолик, горный хрусталь и другие.

Роль украшений: светские, религиозные, сакральные

Виды современных украшений сходны с образцами царского Египта, что говорит о том, откуда они пришли в Европу. Серьги, браслеты, кулоны, ожерелья, кольца были и там. Но много видов было сугубо египетских, поэтому они остались в его границах. Это нагрудные большие композиции, диадемы, много других украшений для головы и волос.
Для фараонов изготавливались специальные головные уборы из драгметаллов. Под них надевалась тканевая шапочка, чтобы металл плотнее облегал голову, оставляя открытыми только уши. Не позавидуешь такому носильщику золота и серебра. Правда, «шапка» надевалась только в специальных случаях.

Урей — украшение-оберег в виде змеи на головном уборе фараонов

Вспомните рисунок бюста египетской царицы Нефертити. На голове надета не простая шапка или шляпка, а золотой цилиндр-тюрбан. Другие царицы носили головной убор из золота, драгоценностей и смальты.

Украшения царского Египта носили большей частью сакральный характер. Жители верили, что от бед – войн, голода, природных катаклизмов (землетрясений, наводнений Нила) — спасут золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, обладающие божественной силой.

Поэтому на украшениях из музеев мира взгляду предстанет кроме божеств, на первый взгляд, простецкий навозный жук. Живет везде, где лежит навозная куча. Это наше дилетантское наблюдение. И только египтяне взглянули дальше. Жук наравне с придуманными божествами жил на земле и стал символом царского Египта. Изображен на украшениях.

Чем же черный жук заслужил уважение? Среди рода жуков-скарабеев значится вид — священные скарабеи. Это почитаемый символ Древнего Египта! В природе он ориентируется по Солнцу, Луне и звездам. Из навоза скатывает шарик и выкатывает в нем потомство, пока не вылезут жучки-скарабейчики.

Изображение скарабея кладут в могилы египетских вельмож на сердце мумии, в том числе нашли и у Тутанхамона.

На украшениях еще одно изображение — око Гора или глаз Гора, обведенное завитушками. В композиции шесть составных частей. Так просто? Ничего подобного. Кроме божественного начала здесь зашифрованы математические дроби – от 1/2 до 1/64. Они используются для измерения веса сыпучих веществ. Умные древние египтяне! Носили на себе простейший арифмометр.

Tags: ,
Царевна была дочерью Сенусерта II. Ее гробница была обнаружена в 1914 году у пирамиды отца в Эль-Лахуне. Хотя гробница была разграблена, в нише обнаружился тайник с прекрасными ювелирными украшениями и предметами туалета. В центре этой ажурной подвески изображен картуш Сенусерта II на фигуре бога вечности Хеха. Для инкрустации использовано более 370 деталей.

Пектораль царевны Меререт. Около 1840 до н. э.

Меререт была дочерью Сенусерта III и сестрой Аменемхета III, а ее погребение находилось на территории пирамидного комплекса отца. В погребении сохранился богатый инвентарь, в том числе превосходные ювелирные украшения, среди которых и эта ажурная пектораль (нагрудное украшение).


Около 1840 до н. э. Золото, аметист.

Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей.

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)

Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Плеть царевны Неферуптах. Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III).


Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло


Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза


Сокровища жен Тутмоса III
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи


Головной убор царицы
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Реконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III


Браслеты и серьги
15 - 14 века до н. э.
Золото
Хотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины


Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)
Около 1450 до н. э.


Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)
Около 1450 до н. э.


Большое ожерелье в форме кобры. Фрагмент
14 век до н. э.
Золото; чеканка


Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»
14 век до н. э.
Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона


Шкатулка для благовоний
14 век до н. э.
Найдена в гробнице Тутанхамона. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой


Ожерелье
Около 1400 до н. э.
Фаянс
Основной мотив этого прекрасного ожерелья - бутоны и цветы граната


Бусы
Около 1375 до н. э.


Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, зеленый полевой шпат, кальцит, стекло
Пример "барочных" тенденций. Характерен для некоторых изделий из гробницы Тутанхамона


Пектораль в виде священного жука-скарабея
Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем


Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. Фрагмент
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза
Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)


Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло


Пектораль со скарабеями и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.

Здесь изображены символы Луны (бог Тот) и Солнца (бог Ра).


Бусы
Около 1340 до н. э.
Полихромный фаянс


Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади


Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила


Золотой трон Тутанхамона. Вид сбоку
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация


Браслет с амулетом "уджат"
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, сердолик, стекло


Браслет со скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, кварц, бирюза, сердолик
Скарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь


Деталь ожерелья (застежка-противовес)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Деталь ожерелья (пектораль)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Ожерелье с пекторалью
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, смола


Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, обсидиан, стекло


Пектораль в виде сокола
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло


Пектораль с крылатым скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло


Перстни
Около 1334 - 1328 до н. э.
На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"


Пряжка
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото


Серьги
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, кварц, кальцит, фаянс, стекло
Серьги находились в ларце в форме картуша. В центре композиции - птицы с утиной головой и крыльями сокола, образующими кольцо. Птицы держат в лапах знаки "шен" ("бесконечность"). Подвески оканчиваются уреями.


Погребальная маска фараона Тутанхамона (в ракурсе 3/4)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Листовое золото, синяя стеклянная паста, бирюза, лазурит, эмали; инкрустация
Идеализированный портрет фараона, покрывавший голову и плечи мумии поверх пелен


Амулет из гробницы Тутанхамона
Около 1334 - 1328 до н. э.
Позолоченное дерево, сердолик, полевой шпат


Амулеты
Около 1325 до н. э.
Яшма, фаянс, золото
Представлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")


Накладка на мумию в виде птицы «ба»
Около 1325 до н. э.
Золото, полудрагоценные камни


Браслеты Рамсеса II
Около 1290 до н. э.
Золото, лазурит
Эти превосходные браслеты были случайно обнаружены при строительстве железной дороги около Тель Басты (древнего Бубастиса), в тайнике находившегося здесь когда-то храма. Там же хранились и сосуды из золота и серебра


Диадема
Около 1190 до н. э.
Золото
Диадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице


Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем
14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)
Фаянс


Браслет с застежкой в виде жука-скарабея
Золото, сердолик бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь


Наборный браслет с застежкой в виде скарабея. Фрагмент
Золото, аметист, полудрагоценные камни
Национальный музей
В наборном браслете чередуются ряды из скарабеев и глаз Уаджит, разделенные золотыми шариками. Застежка выполнена в виде аметистового скарабея в золотой оправе с изображениями уреев.


Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. Фрагмент
Золото, цветная паста
Каждый фараон при жизни считался воплощением Гора, а после смерти - его отца Осириса


Ожерелье с изображениями грифа и кобры

Ожерелье-пектораль с изображениями богини Нехбет в облике грифа и богини Уаджит в виде кобры. Гриф и кобра олицетворяют соответственно Верхний и Нижний Египет и символизируют их единство под властью фараона


Пектораль с богинями-сестрами Нефтидой и Исидой. Фрагмент
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, стекло
Богини-сестры Нефтида и Исида, присевшие по сторонам большого скарабея. Солнечный диск, скарабей и уреи составляют формулу воскрешения, оживающего фараона в загробном царстве


Пектораль с изображением богини неба Нут
Золото, эмаль; чеканка, сердолик
Руки-крылья богини распростерты в покровительственном жесте. Вычеканенные на пластине иероглифические надписи имеют смысл заклинаний-оберегов. Имя Тутанхамона встречается несколько раз, однако, первоначально в картушах было начертано имя Эхнатона


Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик.
Это украшение подвешивалось на длинных нитях бус с инкрустированными застежками, в форме которых часто повторялись элементы декора самой пекторали


Пектораль с изображениями большого крылатого скарабея и богинь Нефтиды и Исиды
Золото, сердолик, ляпис-лазурь, паста, эмаль


Украшение
Золото, сердолик, бирюза, стекло
Национальный музей
Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса


Украшение
Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация
Слева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)


Украшение с пожеланием, чтобы усопшему царю было даровано пребывание в вечности. Фрагмент
Золото, сердолик, цветная паста
В центре - фигура богини вечности Геи, поддерживающей глаз Гора; по сторонам от нее - две кобры, увенчанные дисками; символы, расположенные по краям, означают бесконечность времени


Урей Сенусерта II
Золото, драгоценные и полудрагоценные камни
Урей был обнаружен недалеко от пирамиды Сенусерта II в Иллахуне (Фаюмский оазис). Возможно, он был украден и потерян грабителями. Это замечательное ювелирное украшение было частью реальных царских инсигний


Серьги с египетскими коронами
3 - 2 век до н. э.
Золото, полудрагоценные камни, стекло


Медальон с изображением Исиды и Сераписа
222 - 180 до н. э. (правление Птолемея IV или Птолемея V)
Золото



Браслет
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло


Перстень с изображением бога Себиумекера
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло
Мероитское божество Себиумекер изображено с бородой, в двойном египетском венце
Широкое ожерелье и храмовый фасад - типичный декоративный мотив мероитского искусства. Идентификация бараньеголового божества остается под вопросом


Перстень
Около 70 н. э.
Золото
Перстень выполнен в форме свернутой змеи с бюстами Исиды и Сераписа на концах хвоста. Подобные украшения нередки на фаюмских портретах


Бусы с подвеской «лунулой»
2 век н. э.
Золото, аметист, жемчуг
Подвеска "лунула" в форме полумесяца была распространена как амулет на женских портретах мумий со второй половины 2 века