Современное толкование притчи о блудном сыне. Библейская притча о блудном сыне: история и значение Притча о блудном сыне читать онлайн

О блудном сыне

одного человека было два сына. И младший из них попросил у отца свою часть имения. Отец исполнил просьбу сына, дав старшему и младшему то, что им причиталось. Вскоре младший сын, забрав полученное им, пошел в дальние края и там, ведя распутную жизнь, потратил все, что у него было. Стал младший сын сильно нуждаться. Голод мучил его, и если бы позволили ему, он ел бы и то, что дают свиньям. И тогда сказал он себе: «У отца моего столько наемников, которые не испытывают никакой нужды, а я умираю от голода. Вернусь я к отцу моему». И пошел он в родные края и, придя к отцу, сказал: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня хоть в число наемников твоих». Отец же, увидев его, сжалился и пал ему на шею и целовал его. А потом сказал своим рабам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его. Дайте ему обувь на ноги и наденьте перстень на палец. И приведите теленка, и заколите его. Станем есть и веселиться». Старший же сын был в это время на поле. А возвращаясь к дому, услышал пение и ликование. Он призвал одного из слуг и спросил, в чем причина такой радости. Слуга рассказал ему, что вернулся его брат, а отец велел заколоть теленка. Рассердился старший сын и отказался входить в дом. Отец же, выйдя, стал звать его. Но старший сын сказал: «Я столько лет служу тебе и никогда ни в чем тебя не ослушался. Но ты мне никогда и козленка не дал, чтобы я мог повеселиться с друзьями. А когда пришел твой другой сын, растратив имение свое с блудницами, ты заколол для него теленка». И вот что ответил ему отец: «Сын мой, ты всегда со мною, и все, что принадлежит мне, принадлежит и тебе. А теперь надо радоваться тому, что брат твой был мертв, а теперь ожил, что он пропадал, а теперь нашелся».

Закончив эту притчу, Иисус направился со своими учениками в Иерусалим.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. Покинув Иерусалим и озлобленных фарисеев, Иисус вновь отправился в странствия по Галилее, намереваясь навестить Капернаум, отдохнуть на берегах Геннисарета, а затем пойти в окрестные земли, лежавшие далеко к востоку.По дороге, возможно под влиянием

Из книги Проповеди 1 автора Смирнов протоиерей Димитрий

Неделя о блудном сыне Господь в притчах говорил самые сокровенные тайны духовной жизни и Царствия Небесного. Сегодня мы слышали притчу о блудном сыне. Святая Церковь избрала ее воскресным чтением, чтобы в нас вошло это слово Господне, потому что в воскресенье испокон

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о блудном сыне. Лк. 15: 11-32 Как уже было сказано выше, первым шагом для восхождения в Царство Божие - Царство Любви - является покаяние, признание своих грехов и действительное желание начать новую жизнь. И чтобы понятнее было, как безгранична любовь Божия к людям и

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

О Блудном Сыне дополняет первую, говоря о второй стороне спасения - о добровольном возвращении человека к своему Небесному Отцу. В первой притче говорится о Спасителе, ищущем грешного человека с тем, чтобы помочь ему, во второй - о собственном усилии человека,

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о блудном сыне Вы помните, что Иисус сказал о радости, которая бывает на небесах, когда исправляется грешник? Эту же истину объяснил Он и в следующей притче, показывающей любовь и милосердие Отца нашего небесного:«У некоторого человека были два сына. Младший из них

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о блудном сыне К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает грешников и ест с ними".На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ Лк. XV, 11. Еще сказал: у некоторого человека было два сына.И сказал Иисус: у одного мужика было два сына.12. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.Меньшой и говорит отцу: батюшка, отдели меня. И

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

66. Неделя о блудном сыне В Евангелии повествуется, что за Христом во время Его земной жизни ходили большие толпы людей и среди них было много мытарей и грешников. За это Христа постоянно укоряли считавшие себя праведниками фарисеи: Он общается с явными грешниками и даже

Из книги О слышании и делании автора

В неделю о блудном сыне Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Раз за разом мне случается проповедовать на притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее, и каждый раз я замечаю, как легко мне – о, не на практике, не в действительности, а воображением – отождествиться с

Из книги Духовное путешествие автора Сурожский Митрополит Антоний

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ Еще сказал: у некоторого человека была два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о блудном сыне 11 Иса продолжал:- У одного человека было два сына. 12 Младший сказал отцу: «Отец, дай мне ту часть наследства, которая причитается мне». И отец разделил имущество между сыновьями. 13 Через несколько дней младший сын собрал всё, что у него было, и

Из книги Творения автора Мечев Сергий

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ От недели о Мытаре и фарисее Святая Церковь ведет нас к неделе о Блудном сыне. Состояние, в котором находится мытарь, когда он взывает к Богу о помиловании и не только не помышляет о своих добродетелях, а не смеет возвести глаз своих к небу - это

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

17. Неделя о блудном сыне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!От недели о мытаре и фарисее Святая Церковь ведет нас теперь к неделе о блудном сыне. Состояние, в котором находится мытарь, когда он взывает к Богу о помиловании и не только не помышляет о своих добродетелях, а не

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о блудном сыне Фарисеи, гордясь своим наружним благочестием, постоянно осуждали Иисуса Христа за то, что Он не гнушался грешников и даже садился с ними за одну трапезу.Спаситель отвечал им следующею притчею о блудном сыне:«У одного человека было два сына. Младший

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Притча о блудном сыне Притчей о блудном сыне Христос показал, что любовь Божия к людям безгранична, для человека же всегда возможно покаяние.У одного человека было два сына. Младшему надоело быть под опекой отца, ему захотелось пожить веселой, разгульной жизнью подальше

Из книги автора

О блудном сыне одного человека было два сына. И младший из них попросил у отца свою часть имения. Отец исполнил просьбу сына, дав старшему и младшему то, что им причиталось. Вскоре младший сын, забрав полученное им, пошел в дальние края и там, ведя распутную жизнь, потратил

Блудный сын Было у человека два сына. Старший - спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть. И говорит он отцу: - Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю наследства. Я пойду путешествовать. Отец уговаривает его: - Ну куда же ты пойдешь? Ты молод еще, людей не знаешь, никакому делу не обучен. Пропадешь!

А сын не отступается: - Пусти да пусти. Отец видит - делать нечего, выделил младшему сыну его долю и отпустил. У младшего сына сборы недолгие: купил себе вороного коня, седло, рубаху шелковую и шапку новую, богатую, расшитую золотом. Оставшиеся деньги завязал в платок, платок положил за пазуху, сел на коня - и поехал. Долго ли ехал он, скоро ли, а занесло его на чужую сторону, в большой город. Дома каменные, высокие, народу много, все спешат. Весело!

Навстречу ему идет прохожий. Он его и спрашивает: - Скажи, добрый человек, где тут можно ночлег найти?А прохожий ему: - Много ли у тебя денег? Тот вынул из-за пазухи платок, развернул его и показывает прохожему: - Вот сколько, гляди! У прохожего глаза разгорелись. - Да ты, оказывается, богач! Я тут знаю один дом. Это самый хороший постоялый двор в городе.

Туда и пойдем. Пришли на постоялый двор. Младший сын спросил себе лучшую комнату, а коня велел накормить отборным овсом. А на дворе уже народ толпится. Прослышали, что богач к ним в город пожаловал, и хотят на него посмотреть. Видят, что молод и прост, и говорят ему: - У нас, брат, здесь такой обычай, чтобы самый богатый всех поил-кормил. Ему и лестно, что его за самого богатого считают. - Что Ж, - говорит, - это хороший обычай.

У нас дома тоже всегда много народу за стол садится. И всех приглашает к обеду. Все пируют, веселятся, хвалят своего нового друга: он и краше всех, и умнее всех, и поет лучше всех, и пляшет!А тот уши развесил и рад. Каждому слову верит. Пошла у него с той поры развеселая жизнь. Что ни день - пир горою. Днем пьянствует, ночью в кости играет на деньги.

А сам думает: "Глупый я, глупый: сидел до сих пор дома и не знал даже, что на свете бывают такие славные да веселые люди!" Но вот в один прекрасный день сунул младший сын руку за пазуху, вынул платок, развернул его, а в платке ничего нет. Все потратил. "Ну ничего, - думает.

Зато у меня много друзей. То я их кормил, а теперь они меня кормить будут". А дружки-товарищи как увидели, что с него больше взять нечего, так все и разбежались. Словно их никогда и не было. Младший сын погоревал-погоревал и пошел шапку свою продавать. На те деньги хозяин постоялого двора три дня его кормил. На четвертый говорит: - Давай еще денег. У нас даром не кормят.

Младший сын говорит: - Денег у меня нет. На, возьми мое седло. Хозяин седло взял и за это кормил его еще три дня. Потом младший сын отдал хозяину рубаху шелковую, кушак, уздечку.

Все, что мог, отдал, и, наконец, уже ничего не осталось. Хозяин говорит: - Давай коня. Все равно тебе его не прокормить - одна обуза. Да и без седла куда поедешь? Продашь коня - так и быть, живи у меня еще месяц.Пошел младший сын в конюшню с конем прощаться. Поцеловал его между ушами и заплакал. Вот когда припомнился ему родной дом!

"Как-то там, думает, отец? Как брат? Здоровы ли? Вспоминают ли когда? И зачем только я от них ушел?" А возвращаться стыдно.

И побрел младший сын без шапки, босой, искать себе заработка. Толкнулся в один дом, спрашивает: - Нужен вам работник? - Нужен, - отвечают. - Шить умеешь? - Нет, не умею.

Тогда не нужен. Пошел в другой. - Работник требуется? - Очень даже требуется, - говорят. - Семья у нас большая, а стряпать некому. Будешь у нас за повара. А он говорит: - А я стряпать не умею. - Тогда прощай!

В третьи ворота стучится. Там дом строят, рук не хватает. Обрадовались ему, говорят: - Иди к нам плотничать! А он никогда и топора в руках не держал. И всюду его спрашивали, что он умеет делать.

А он ничего не умеет. Наконец пришел к одному человеку, тот ему и говорит: - Ну что ж, если ты ничего не умеешь, придется тебе свиней пасти. И младший сын остался у этого человека свинопасом. Приключился в той стране неурожай, и наступил голод. Хозяин говорит: - Тебя кормить больше не можем.

Сами еле перебиваемся. А жить - живи у нас, если хочешь. Остался у хозяина - куда он пойдет? И подъедал за свиньями отруби в корыте. Горько стало ему! И все чаще дом родной вспоминается.

"Там, у отца, - думает, - последний работник ест вволю, а я здесь должен с голоду пропадать! Пойду-ка я лучше к нему, повинюсь. Простить ты меня не простишь, - скажу ему, - но возьми меня к себе в работники. Я хоть сыт буду, и около тебя". Подумал так и стал к родной стороне пробираться. Оттуда-то он как ветер мчался - на коне! А обратно ползет еле-еле: сил мало, изголодался весь, иззяб.

Посчастливится - орешков соберет в лесу или ягод. А то у добрых людей хлеба попросит. Так и дошел до родных мест. И чем ближе к дому, тем ему страшнее. Как-то встретит его отец? А вдруг с глаз долой прогонит и не захочет даже выслушать? Задумался он об этом, смотрит - а вдали родной дом.

Ближе, ближе подходит к дому, а там какой-то старик на пороге. Старик этот - его отец. Он сразу признал своего сына и кинулся ему навстречу. Блудный сын упал перед ним на колени и заплакал: - Отец, отец! Зачем я не послушал тебя?

Зачем бросил дом родной и ушел на чужбину? Деньги твои я все промотал, а потом скитался и маялся. Простить ты меня не можешь, я знаю, но возьми меня к себе хоть в работники. Но отец поднял его с колен и поцеловал. - Разве ты забыл, что я твой отец, а ты мой сын? Как могу я тебя не простить? Да, ты виноват, но ты воротился, раскаялся. Идем же в дом скорее и забудем все горести! И громким голосом крикнул работникам: - Сын мой вернулся!

Несите самые лучшие одежды! А к ужину зажарьте самого лучшего теленка! И созвал полный дом гостей, и стали они пировать. А старший сын идет с поля и слышит громкие голоса, смех, песни. Подзывает работника и спрашивает: - По какому случаю в доме моего отца пирование? Работник ему говорит: - Вернулся твой младший брат, и хозяин велел в его честь зажарить самого лучшего теленка. Обидно показалось старшему, что так встречают его брата. "Что же это такое? - думает.

Я всю жизнь при отце, пасу его стада, поля его возделываю, старость его утешаю. А брат мой гулял по свету да деньги отцовские тратил. В его честь пир устраивают, гостей созвали, а про меня отец и не вспомнит! Не пойду к ним!

" Но тут отец сам к нему вышел, взял его за руку и сказал: - Идем же скорее! Ты видишь, какая у нас радость? Твой брат пропадал и нашелся. Ведь мы думали: он умер, а он здесь, живой! И старший брат вошел в дом, увидел младшего и не узнал его: такой он стал худой и бледный. - Видно, хлебнул ты горя, - сказал он, обнял брата и сел с ним рядом.

Источники информации:

1. сайт Галерея – Христиане инфо 2. сайт Маранат проект

Евангельская притча о блудном сыне – о чём она? В этой статье Вы сможете найти текст притчи, его толкование и посыл, который несёт эта история.

Притча о блудном сыне

Начнем с замечаний по поводу учения Святых Отцов - главным образом “христологической эпохи” - о человеке и человечестве, которое на протяжении веков оставалось в забвении. Это есть учение о единосущии человечества, то есть о том, что люди были сотворены, чтобы быть единосущными друг другу, оставаясь различными ипостасями по образу бытия Святой Трои­цы.

Об этом, в частности, пишет преподобный Анастасий Синаит в трак­тате “О создании человека Богом по образу и подобию” . Он называет Адама, Еву и сына Адама тремя единосущными ипостасями по образу Единосущной Троицы; при этом говорит, что Адам не был рожден и не имел причины. Его сын рожден от него. Ева не рождена, но исходит из сущности Адама . Таким образом, пишет преподобный Анастасий, Адам есть образ Вседержителя Бога и Отца, его сын - образ Сына Божия, а Ева - образ Духа Святого. Далее он пишет, что потому и не было вдунуто в Еву дыхание жизни, что она сама являлась образом Духа Святого и Его дыхания .

Святая Троица единосущна потому, что “Бог есть любовь”. Единая Сущность Бога значит то, что каждая Божественная Ипостась, то есть Личность - отдельное и неслиянное с другими Самосознание - не претендует на “Свою” сущность, но в устремлении кенотической любви жертвует ею ради Других, и таким образом Божественная Сущность “становится”, то есть является общей - Единой. Эта устремленность кенотической любви выражена в Евангелии от Иоанна: “И Слово бе к Богу” - καὶ ὁ λόγος ν πρὸς τờν Θεόν

По этому же образу должно было осуществляться единосущие человечества - через самопожертвование любви. Это самопожертвование значит отказ от всяких прав на себя, от “сво­их” мыслей, “своих” желаний, “своих” чувств - все в пользу другого. Однако первым людям не удалось жить таким подвигом любви, и единосущное человечество распалось на индивидуумы, каждый из которых почувствовал, что имеет право на самого себя. Такое обособление человеческого естества дошло до своего логического завершения в убийстве Каином Авеля.

В Церкви человечество опять получило возможность достичь единосущия, то есть Церковь есть человечество в своем замысле. Единосущие первохристианских общин описано в Деяниях Апостольских: “Все же верующие были вместе и имели все общее <…> И каждый день единодушно пребывали в храме” (2:44,46). Имели все общее не значит только имение, но все - то есть и душу, и мысли, и чувства. Никто ни в чем не обособлялся: “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее” (4:32). Словом имение здесь переведено ὑπάρχον.

Начало притчи о блудном сыне говорит о расколе единосущного человечества на отдельные осколки индивидуумов:

Что это за имение ? В греческом оригинале оно обозначено словом οὐσία, которое действительно имеет значение имения, однако означает также сущность : δός μοι τὸ ἐπιβάλλον μέρος τῆς οὐσίας.

Таким образом сын предъявляет права на свою сущность и хочет единолично ею владеть, не желая по любви разделять ее с другими. Это же значит и выражение ἐπιβάλλον μέρος, которое на русский язык переведено как положенная часть . Однако ἐπιβάλλον значит “на-кладывать” - ἐπιβάλλω. То есть сын предъявляет права на ту часть сущности, на которую он может наложить свою волю, которая ему подвластна - на свои тело и душу.

То же самое и в тексте Вульгаты: da mihi portionem substantiae , quae me contigit.

Он просит сущность , хотя в латыни substantia значит также и ‘имение, состояние’.

Однако в латинском переводе не так ясно, как в греческом тексте, выражено то, что эта сущность находится под началом воли, не прослеживается иерархия: ἐπιβάλλον - движение сверху вниз. Но сказано: quae me contigit - ‘которая меня касается, относится ко мне’.

Отец разделяет βίον ‘жизнь’. Речь здесь идет не только об имении, но и о всем том, что составляет жизнь: о мысли, душе, желании и т. д. Он разрешил им жить порознь , не единой сущностью . В латыни опять смещен смысл греческого текста: et divisit illis substantiam; речь здесь опять о сущности, тогда как в греческом тексте когда сын просит, чтобы была разделена οὐσία, разделяется βίος.

Возможно, это потому, что человек, как только предъявил права, не может все сразу подчинить себе, но еще некоторое время живет в общении, которое многогранно и осуществляется на всех уровнях иерархии человека. Начинается же разобщение с обособления жизни в ее внешних проявлениях - то, что в греческом языке называется βίος. Этот нюанс не подмечен в Вульгате.

Тем временем этот процесс владения своим через немного дней достигает определенного уровня. Сказано: καὶ μετ’ οὐ πολλὰς ἡμέρας συναγαγὼν a πάντα ὁ νεώτερος υἱὸς.

Хотя в тексте и сказано собрав все , полностью собрать “под себя” все человек не может, потому что как любовь, так и эгоизм не имеют предела. Образом эгоизма может быть модель “черной дыры”, как она сконструирована наукой: постоянно схлопывающееся, коллапсирующее вещество, бесконечно интенсивно “засасывающееся” к центру, который бесконечно мал, то есть которого по сути, физически, как бы и не существует. Он мним, как мним предмет нашей гордости собой. Тем не менее, несмотря на свою мнимость, он “тянет” все на себя с беспредельной скоростью и силой. Процесс этот бесконечен и бесконечно усиливается; он и есть ад.

Ушел : ἀπεδήμησεν - от глагола αποδημώ, которое имеет корень δῆμος ‘страна, народ, община’. Сын уходит из своей страны и тем самым от общения.

Греческое слово ‘общество’, κοινωνία, происходит от κονωνῶ – ‘общаться, приобщаться’. Это же слово в свою очередь имеет один корень со словом ‘общее’ – κοινόν. Та же этимология повторяется в русском: общ ество - общ ение - общ ее. Другой смысл несет в себе латинское societas; оно значит ‘со-жительство, со-существование, соединение интересов’.

Расточил свое имение - διεσκόρπισεν τὴν οὐσίαν αὐτοῦ. Δ ιεσκόρπισεν – διασκορπίζω ‘рассеивать’. Чем больше блудный сын хочет собрать “под себя” сущность, тем больше она “рассеивается”, то есть не подчиняется ему. Личность, ипостась человека переходит в обладание сущности. Ум теряет свою опору - сердце. Плоть побеждает дух. Извращается и становится с ног на голову иерархия человеческого бытия. Душу начинают раздирать страсти, ум - бесконтрольные и неуправляемые мысли.

Живя распутно - ζῶν ἀσώτως. Ἀσωτία в Новом Завете значит ‘блуд’. В таком значении это слово употреблено трижды: 1 Пет 4:4; Тит 1:6; Еф 5:18. Это слово происходит от глагола σώζω ‘спасать’. Ἄσωτος - это тот, кто не спасается. Во всем Новом Завете это слово употреблено только у Луки в этом месте.

Иероним перевел его как ‘роскошно’ luxuriose, что, понятно, лишь косвенно соответствует греческому ἀσώτως.

Сказано: прожил все - δαπανήσαντος δὲ αὐτοῦ πάντα. Одним из значений глагола δαπανῶ является ‘разрушаю’, ‘поглощаю’. Таким образом эту строчку можно было бы перевести следующим образом: разрушил в себе все, в онтологическом смысле подорвав основы своего существования.

Сказано: когда все прожил, наступил голод.

Если бы это произошло в обычной жизни, мы бы сказали: получилось совпадение, потому что не может быть такого, что от того, что один человек растратился, голод наступает во всей стране. Однако в притче между растратой имущества и голодом в стране устанавливается строгая причинно-следственная связь.

Это место можно рассмотреть как минимум с двух сторон.

Во-первых, человек имеет со всем остальным миром глубокую и таинственную связь. Состояние мира зависит от состояния человеческого естества во всей его психо-соматической целостности. Чтобы увидеть это, нужно вернуться к первым главам книги Бытия, где описывается введение человека в созданный Богом рай: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими…” (Быт 1:28).

Связь между человеком и миром выражена в словах: наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и т. д.

Рассмотрим, что об этом говорит текст Септуагинты: πληθύνεσθε καὶ πληρώσατε τὴν γῆν καὶ κατακυριεύσατε αὐτῆς. Наполняйте - πληρώσατε - обычно понимается как ‘наполняйте собой’, то есть ‘заселяйте’ землю. Однако это не единственное значение данного выражения.

Бог, создавая мир, положил ему цель обожения, как и человеку. Обожение мира должно было совершаться через человека. Поэтому человек должен был наполнять землю благодатью, которая есть нетварная энергия Бога, которой если кто бывает причастен - обожается. Обожаясь сам, человек давал также возможность обожаться миру. Он был поставлен господствовать над миром как над продолжением своей природы; это господство такого же рода, как господство его духа над плотью.

Эта же идея выражена в последующих словах: ἄρχετε τῶν ἰχθύων . ρχετε буквально значит ‘будьте началом, основой’. Мир не имеет самостоятельного существования, но его существование обусловливается существованием человека.

После грехопадения люди лишились той благодати, которую имели, и не могли передавать ее миру. Произошло искажение их бытия, нарушение его иерархии: плоть возобладала над духом, природа - над ипостасью. И это отразилось на состоянии твари: она оказалась проклята. Здесь часто делают ошибку, думая, что Бог проклял тварь. Между тем в Священном Писании нигде об этом не говорится:

В словах, обращенных к Адаму, о проклятии земли говорится как об уже совершившемся факте. Более того, сказано: проклята земля за тебя . То есть между таким состоянием твари и Адамом устанавливается прямая связь.

Порча вошла в бытие Адама и от него передалась в мир. Земля начала произращивать терния потому, что сначала они произросли в душе Адама.

О порче мира говорит пророк Исаия:

“Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная <…> Плачет сок грозда; болит виноградная лоза” (Ис 24:4,7).

О том, что мир вышел из подчинения Адама, как и его естество, говорит Шиллер в “Богах Греции” (пер. А. Фета):

…Без сознанья радость расточая,

Не провидя блеска своего,

Над собой вождя не сознавая,

Не деля восторга моего,

Без любви к Виновнику творенья,

Как часы - не оживлен и сир,

Рабски лишь закону тяготенья

Обезбожен служит мир…

О зависимости состояния твари от состояния бытия человека говорит апостол Павел:

“Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…” (Рим 8:18–22).

Апостол пишет, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, то есть того, кому было дано повеление Ґrcete - человека.

“Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих”, то есть восстановления их бытия, потому что тогда восстановится и ее бытие. Примеры из жизни святых показывают, что мир вокруг них восстанавливается. Лев служит святому Герасиму Иорданскому, святой Марии Египетской, медведица - святому Серафиму Саровскому. Приведем более подробно следующий характерный случай, описанный в “Луге Духовном” Иоанна Мосха, но не вошедший ни в одно из изданий этой книги .

“Один христолюбивый человек рассказывал: мы решили по­се­тить киновию одного святого старца в Фиваиде, и когда пришли в монастырь, высоко со стены на нас начали лаять большие собаки. Мне стало страшно, и я захотел спуститься с лошади, однако мои спутники, разбираясь в лае собак, сказали мне: «Не спускайся, господин, потому что у собак есть приказание аввы не слезать со стен».

Когда мы уже вошли в монастырь и взяли благословение у отцов, нас повели к колодцу во время богослужения. Верблюд, который поднимал воду с помощью лебедки, стоял неподвижно. На наше недоумение - почему верблюд не вращает ворот, нам ответили: «Так повелел ему наш авва, чтобы во время богослужения, то есть когда звонят в колокол, он не вращал ворот - до тех пор, пока не закончится служба. Потому что было некогда, что один брат, исполнявший послушание при колодце, из-за шума ворота не услышал знака идти на службу и не пришел в церковь. Тогда авва пришел к колодцу и сказал брату: Почему ты не пришел в церковь в свое время? - И тот ответил: Прости меня, отче, шум от устройства не позволил мне услышать колокола. - Тогда авва, став, дал верблюду, поднимавшему воду, при­каз, говоря: Благословен Бог; отныне, когда будут звонить в церковь, не двинешься и на чуть-чуть до тех пор, пока не закончится служба. - И верблюд соблюдал приказ. Также всякий другой верблюд, поставленный к лебедке, тоже хранил это повеление».

Услышав это, мы прославили Бога”.

То, как освящают собой мир святые, описывает старец Ефрем, игумен монастыря Филофэу на Святой Горе, в своих Главах о молитве:

“Святой Григорий Палама говорит, что молитва, творимая через вдыхание и выдыхание, делает, что со временем из ноздрей молящегося исходит сладкий выдох благодати, запах ду­ховного благоухания: «запах живительный на жизнь», - по великому Павлу.

Смотри, как молитва дает благодать не только тому, кто мо­лится, но, переполняясь, изливается через него на всю тварь. Вды­хая, [молящийся] очищается, оживает, освящается сам, выдыхая же - очищает, оживляет, освящает тварь; не он, но Божественная благодать” .

Однако это еще не полное освобождение твари от “рабства тлению”. Полное же освобождение ее ждет после всеобщего воскресения и описано в последних главах в книге пророка Исаии:

“Волк и ягненок будут пастись вместе,

и лев, как вол, будет есть солому,

а для змея прах будет пищею:

они не будут причинять зла и вреда

на всей святой горе Моей” (Ис 65:25).

Из всего вышеуказанного видно, почему, когда сын расточил свое имение, в стране наступил голод. Если под страной под­разумевать весь сотворенный мир, то сын, лишившись благодати, и его лишил благобытия, став причиной порчи в нем.

Однако во фразе из притчи о том, что после того, как блудный сын расточил свое имение, в той стране настал голод, есть еще один смысл. Взгляд человека на мир зависит от его внутреннего состояния. Мир во всей своей совокупности видится ему по-разному в зависимости от состояния его бытия. Сын, замкнувшись в себе, обратившись на себя, тем самым обусловил изменение способа своего существования. От этого его взгляд на мир изменился - мир для него стал серой пустыней: настал великий голод в той стране .

В греческом тексте голод не “великий”, но “крепкий” - ἰσχυρὰ, то есть непреодолимый. Человек не может сам изменить свой способ существования, но лишь с посторонней помощью: “Невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу: и где природа побеждена, там познается там познается пришествие Того, Кто выше естества .

Он начал нуждаться : καὶ αὐτὸς ἤρξατο ὑστερεῖσθαι. Ὑστερῶ значит ‘быть лишенным чего-либо’, а также ‘не достигать чего-либо’ .

Сын пытается достичь прежнего удовольствия, но не может. Он лишен того наслаждения, которое имел, хотя средства к его достижению остаются прежними и даже увеличиваются. У них нет уже прежнего эффекта. Такова природа греха. Он сладок вначале, а затем становится все горше, так что человек уже и не хочет его творить, однако не может не делать этого, потому что приобрел страсть .

Сын пошел и проделал путь от греха к страсти, которая есть прилепление к предмету греха. Именно глагол ‘прилепился’ - ™koll»qh употреблен в греческом оригинале.

Сын прилепляется к предмету греха, доверяясь ему, потому что прилепиться значит следовать туда, куда он ни поведет, довериться его воле. Однако этот предмет, как только сын к нему прилепился, отталкивает его от себя: а тот послал его на поля свои пасти свиней ; то есть не дает ему чаемого, не оправдывает надежд.

Выражение в русском переводе рад был может позволить подумать, что наполнение чрева могло бы доставить ему радость. Однако в таком духовном состоянии радости не бывает. В греческом тексте: ‘он желал’ - ἐπεθύμει наполнить чрево . И опять-таки, наполнить чрево не значит ‘поесть’, и тем более ‘вкусить’. Это низшая степень отношения к пище. Образно это означает скатывание человека к самым примитивным удовольствиям. Однако и ими в конце концов никто не дает ему наполнить чрево ; не сказано: “но не мог”, - но: но никто не давал ему .

Человек живет, вступая в связь с окружающим его миром. Связью, в частности, является познание. Познавая, человек не остается посторонним наблюдателем, но вступает в живое и непосредственное общение с тем, кого или что он познает. Например, человек один, когда бывает наедине с собой, и другой, когда знает, что на него кто-то смотрит. Вещь, в глубине которой лежит определенный смысл - логос - как бы направляется к нам, раскрывается навстречу нам, когда мы хотим ее познать.

Познание не самоценно; оно должно перерасти в любовь. Человек познает для того, чтобы полюбить. Познание должно быть лишь предварительной стадией любви. Если оно не переходит в любовь, то это значит, что оно потерпело неудачу. Любопытство потому и осуждается Церковью как грех, что оно не движется любовью и не переходит в нее.

Таким образом, между человеком и миром должна существовать взаимонаправленность и взаимоориентация. Во всецелой и всеобщей любви состоит смысл бытия мира, потому что, как выразился греческий поэт Костис Паламас (1859–1943), Ό,τι δεν αγαπούμε, δεν υπάρχει – ‘того, что мы не любим, не существует’.

Эгоист не способен ни на любовь, ни на подлинное познание. У него нет связи с миром, логос вещей не выходит ему навстречу. Поэтому и сказано: но никто не давал ему . Мир для человека в таком состоянии замолкает, становится “объектом”. Отсюда рождаются представления о мертвых пустых пространствах вселенной, о человеке как часовом механизме, его чувствах и мышлении как биохимических процессах и т. д.

Прийти в себя подразумевает, что до этого он “ушел за пределы себя”, то есть его внимание направилось на внешние предметы, он оставил без внимания свой внутренний мир и духовный мир вообще. Придя же в себя, он опять направил взгляд в свой внутренний мир.

Прийти в себя , опомниться, значит также начать адекватно оценивать свои действия и свое состояние. Прийти в себя для сына значило осознать гибельность своего состояния.

Вообще всякая оценка возможна, когда мы сравниваем некую данность с тем, что мы считаем ее идеалом. Сын в данном случае сравнивает свое настоящее состояние с тем, которое у него было раньше, то есть мысленно возвращается к тому, что потерял. Этот смысл возвращения содержится в латинской интерпретации данного места: in se autem reversus est.

Сюда очень подходит мысль Достоевского, что человек до тех пор не теряет шансов на спасение, пока в нем остается хотя бы одно светлое воспоминание детства, то есть пока у него есть еще к чему вернуться, есть с чем сравнить свое состояние.

Характерно, что возвратиться к отцу сына заставляет не любовь к нему, а голод, то есть не сам отец, а то, что наемники у него избыточествуют хлебом . Так и человек как правило обращается к Богу от того, что теряет или здоровье, или прежнюю духовную легкость и радость, но не от самоценной любви к Богу.

Здесь нужно сказать, что существуют три разных отношения человека к Богу: отношение раба, отношение слуги и отношение сына. Отношение раба - это когда человек боится кары Божией и исполняет заповеди из страха перед ней. Отношение слуги - это когда человек исполняет заповеди в надежде получить награду. Он отказывается от земных наслаждений ради того, чтобы “там, на небе” получить “несравненно большие”, а главное - законные наслаждения. Отношение же сына можно выразить словами одного святого: Господи, с Тобой мне и в аду хорошо будет, а без Тебя - и в раю плохо.

Мировоззрению любви эти категории чужды. Оно живет в других координатах: ты – жизнь - смерть - рядом - в удалении - взаимность - безмерность…

Блудный сын находится в состоянии слуги. Он, не имея любви и не будучи способным в своем состоянии любить, не принимает во внимание, что отец любит его. Он считает, что поскольку он расточил состояние отца, со стороны отца было бы справедливо не принять его. Однако у него остается право вместе со всеми остальными наняться к отцу, и тогда тот обязан будет кормить его - в качестве платы . Это мировоззрение выражается в старом латинском принципе do ut des ‘даю, чтобы ты мне дал’.

Ἀναστὰς πορεύσομαι, буквально: восстав, пойду . От этого же глагола ἀ νίστημι происходит слово ἀνάστασις , ‘воскресение’.

Обращение сына к отцу есть то воскресение, о котором сказано:

Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти” (Откр 20:5–6).

Πορεύσομαι πρὸς τὸν πατέρα μου. В древнегреческом языке πρός кроме значения к имеет также значение ‘по направлению к’. Человек может либо двигаться по направлению к Богу, никогда Его не достигая. Как говорит святитель Григорий Нисский, у добродетели один предел - не иметь предела. Христианству чужда античная автаркия, достаточность. Ему скорее присуще гетевское “вперед и ввысь”. Это потому, что нет предела у любви. Никогда нельзя сказать: я люблю кого-то так, что сильнее любить невозможно.

Не отец сжалился, но сын наконец почувствовал, что отец его жалеет. Также хотя и сказано, что увидел его издалека - это не значит, что до этого он не видел сына; просто сын этого не чувствовал. Сейчас же, находясь в пути, он начал это ощущать.

Сжалился - неточный перевод греческого ἐσπλαγχνίσθη, начальная форма которого εὐσπλαχνίζομα значит ‘быть благоутробным’.

Сказано: побежал . Примечательно, что сын идет навстречу отцу, а отец бежит . То, что его любовь к сыну намного выше чувств сына к отцу, выражено также в том, что он пал ему на шею , то есть заключил его в объятия. Заключить кого-либо в объятия значит как бы заключить его в себя, сделать частью самого себя. Бог заключает человека в Свои объятия “дабы, - как пишет апостол Петр, - вы <…> соделались причастниками Божеского естества” (2 Пет 1:4).

В повествовании любовь отца ярко выражена, сын же как будто не проявляет никаких чувств. Это все из-за одеревенелости души, которая становится такой вследствие греха. Он может сейчас только каяться, чтобы затем душа его ожила.

Отец как бы не слышит, что говорит ему сын, ничего ему не отвечает, но сразу же говорит своим рабам, чтобы принесли одежду.

Во многих рукописях здесь стоит наречие ταχύ ‘скоро’, то есть ‘скоро несите…’. То же и в Вульгате: cito proferte…

Ἐξενέγκατε - букв. ‘изнесите’.

В русском переводе сказано лучшую одежду , тогда как в оригинале - ‘первую одежду’ - στολὴν τὴν πρώτην, то есть ту, которой сын лишился, уйдя от отца. Здесь нужно иметь в виду, что “одежда” на русском звучит не так, как звучало для греков στολ ή . Это слово происходит от στολίζω ‘украшать’; поэтому отец украшает сына одеждой.

Δακτύλιον - перстень, знак сыновства. Когда человек продвигается в духовной жизни, он из состояния раба и слуги переходит в состояние сына. Тогда его, пребывающего в любви Божией, уже не уязвляет земное, как говорит святой Иоанн Богослов: “любящий Бога не грешит”, то есть его ноги не ранит то, что лежит или растет из земли.

Этот откормленный теленок - ὁ μόσχος ὁ σιτευτός - есть Христос, дарующий Себя в Евхаристии.

Θύσατε значит не просто ‘заколите’, но ‘пожрите’, ‘принесите в жертву’. То есть это слово имеет оттенок священнодействия, что подтверждает, что речь идет о Евхаристии.

Станем есть и веселиться . Не сказано: возвеселимся, - но: станем веселиться. Речь идет о постоянной радости, причем радости совместной, общей. Отец и сын радуются одной радостью. Поэтому обожение человека значит стяжание чувств и ума Христовых (ср. 1 Кор 2:16).

Пребывание вне Бога приводит человека к смерти, возвращение же к Нему - к жизни. ν ἀπολωλώς - ‘был погибающим’. У глагола ἀπόλλυμι есть также значение ‘что-то совершенно терять’. Сын потерял самого себя. Поэтому затем сказано: сам себя нашел (нашелся ): εὑρέθη.

Начали веселиться : ἤρξαντο εὐφραίνεσθαι. У этого веселия есть начало, но нет конца.

Старший сын был на поле , то есть на поле духовного труда. Сказано: возвращаясь . Однако в греческом тексте: ὡς ἐρχόμενος, то есть ‘идя’, находясь на духовном пути.

Приблизился к дому и услышал пение и ликование . Согласно греческому оригиналу, он услышал ‘со-гласие’ (συμφωνίας) и ‘танцы’ (χορῶν). Со-гласие значит единую устремленность души, сердца, воли и всего естества у сына и отца. Танец является выражением согласия в человеческом естестве, гармоничности всех его сил, их примиренности друг с другом.

Все дальнейшее происходит вне дома, в котором царят согласие и сорадование. Старший сын разговаривает со слугой и отцом вне дома. Он не участвует в этой радости, но остается вне ее. Им движет духовная зависть, ее обоснованием является юридическое мировоззрение. Он взывает к справедливости, забывая о благости отца, показывает себя слугой, но не сыном.

Брат твой пришел : Ὁ ἀδελφός σου ἥκει.

Глагол ἥκει здесь употреблен в настоящем времени. Он означает не просто какое-то действие, но имеет оттенок состояния: брат присутствует, является пришедшим.

Потому что принял его здоровым .

Согласно греческому оригиналу, сын был принят отцом “здравствующим”, ὑγιαίνοντα. Это глагольная форма, а потому здесь присутствует действие. Духовное здоровье, о котором здесь речь, - это не то, что дается раз и навсегда и остается непоколебимым. За него постоянно нужно бороться.

Грех есть болезнь человеческого естества как в духовном, так и в телесном его проявлении. Он есть не просто нарушение заповеди и юридическое преступление, но следствие порчи, пробравшейся к самым корням человеческой природы. Ради исправления этой порчи Бог и принял на Себя человеческое естество, чтобы Собой исправить его и исцелить.

Принял : ἀπέλαβεν; в этом глаголе есть оттенок удаления от чего-то. Он придается приставкой ἀπο -. Сын уходит из объятий смерти и приходит в объятия отца.

Не вошел, потому что в царстве любви нет места юридическим притязаниям и правам. Но отец, как сама любовь, нисходит к его немощи, - выходит из дома согласия и зовет присоединиться к их радости. Он не просто подозвал его, но призывал, просил войти в общую радость, оставив свои обиды. Глагол παρεκάλει употреблен в несовершенном виде; это значит, что отец постоянно звал своего сына - не единожды. Еще более ясно эта мысль выражена в Вульгате: coepit rogare ‘начал звать’. Сказано о начале, но не сказано о конце.

Старший сын видит себя праведным: он никогда не преступал приказания отца. Для него радость заключается не в пребывании с отцом, но в том, чтобы где-то в стороне от него повеселиться с друзьями над козленком. Козленок же - это не теленок Евхаристии; радость, о которой мечтает этот сын, находится вне Евхаристии. Он слуга, работающий за плату, а не сын.

Старший сын не называет вернувшегося своим братом, но “твоим сыном”.

Расточивший имение свое с блудницами - буквально: ‘поглотивший твою жизнь с блудницами’: καταφαγών σου τὸν βίον a μετὰ πορνῶν.

В отце и сыне разговаривают два мировоззрения: благодатное и юридическое. Отец устраняет сами посылки сына: все мое твое - πάντα τὰ ἐμὰ σά ἐστιν, то есть отец все свое готов отдать старшему сыну. Этого тот не понимает и не знает и не хочет взять.

И далее отец продолжает, что следует оставить свои претензии и права, но веселиться и радоваться обретению сына, ибо в этом проявляется истинная любовь. У преподобного Симеона Нового Богослова есть катехитическое слово, которое называется “О совершенной любви и каково ее действие” . Здесь он пишет, что истинная любовь заключается в том, чтобы скорбеть о злых делах ближнего больше, чем тот; и радоваться о его спасении и исправлении больше, чем он сам.

Uthemann, Karl-Heinz. Anastasii Sinaitae Sermones Duo in Constitutionem Hominis Secundum Imaginem Dei: Necnon, Opuscula Adversus Monotheletas , Turnhout: Brepols; Leuven University Press, 1985 , 58–82.

Кстати сказать, преподобный Анастасий не говорит, что сын Адама рож­да­ет­ся от него и Евы; иначе было бы подтверждено учение о Filioque.

См. об этом же: Anastasius Sin . Viae Dux, XVII, 3–34; Maximus Conf . Opusc., 60D 5 –61A 9 ; Pseudo-Athanasius. Quaest. aliae, 15, 785 B 4 –D 9 ; Ioh. Dam . De vol., 30, 4–6, p. 215 sq. (168B 8–11); Meth. Olymp . Fragm. incertae originis, III, p. 521, 2–9.

Издания “Луга Духовного” содержат 219 рассказов, тогда как в рукописях число рассказов превышает 300, как об этом свидетельствует также святитель Фотий (PG 103, 665). Критическое издание текста рассказов “Луга”, не вошедших в обычные издания, см. в: Nissen Th . Unbekannte Erzählungen aus dem Pratum spirituale // Byzantinische Zeitschrift 38 (1938), 351–376.

Еще одну притчу Иисус рассказал народу: "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: "Отче! дай мне следующую мне часть имения". И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя. сказал: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Встал и пошел к отцу своему".
ЛУКИ 15:11-19


Христос продолжил притчу о блудном сыне: "И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". А отец сказал рабам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: "Что это такое?" Он сказал ему: "Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым". Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". Он же сказал ему: "Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Этой притчей Иисус еще раз показал, с какой радостью и прощением Небесный Отец принимает всякого грешника, приходящего к Нему с раскаянным сердцем.
ЛУКИ 15:20-32

Недалеко от Иерусалима было селение называемое Вифания. Там жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария. Они были друзями Иисуса, Однажды, находясь в одном уединенном месте со Своими учениками, Иисус получил грустное известие. Сестры больного послали сказать Ему: "Господи! вот, кого Ты любишь, болен". Иисус, услышав то, сказал: "Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий". Затем Он пробыл еще два дня в том месте, где находился, и пошел в Вифанию, зная, что Лазарь уже умер. Многие иудеи пришли к сестрам и утешали их в печали об умершем брате. Марфа увидела Иисуса и сказала Ему: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст тебе Бог". Иисус ответил: "Воскреснет брат твой... Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" Марфа сказала: "Так, Господи! Я верю, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир". Затем она пошла и позвала сестру свою Марию. Когда Иисус увидел плачущую Марию и пришедших с ней плачущих иудеев Он Сам восскорбел духом и сказал: "Где вы положили его?" Ему ответили: "Господи! Пойди и посмотри". Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь. (В той стране тогда обыкновенно хоронили в пещере, приваливая камень ко входу). Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: "Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?" Когда камень был отвален, Иисус возвел очи к небу и сказал: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня... Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня..." Сказав это. Он позвал громким голосом: "Лазарь! иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами..." Многие иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Него, но фарисеи и первосвященники собрали совет, чтобы обсудить, как убить Иисуса.
ИОАННА 11:1-50

Ч.Г.Сперджен

Блудный сын

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

ИЗБЫТОК ХЛЕБА

ПРИШЕЛ В СЕБЯ

"Пришед в себя..." Эти слова можно применить к тому, кто очнулся после обморока, кто не сознавал своего положения и не мог выйти из него, но теперь пришел в себя, вернулся к сознанию и действию.

Эти слова могут быть применены еще к тому, кто излечился от безумия. Блудный сын был подобен безумцу, потому что грех есть величайшее безумие.

Он был помрачен в своем разуме, принимал горькое за сладкое и сладкое за горькое, свет за тьму и тьму за свет; он повредил своей душе так, как вредят своему телу одержимые злым духом, когда бьются о камни и ранят себя ножами. Сумасшедший человек не сознает себя таковым, но если он выздоровеет, то сокрушается, что был в таком состоянии. Итак, вернувшись к разуму истинному и светлому, блудный сын пришел в себя.

Существует легенда о волшебнице Цирце, которая превращала людей в свиней.

Несомненно, и этот молодой человек, о котором сказано в притче, опустился на ту же ступень. Он низвел свое человеческое достоинство до уровня животного, он ел со свиньями. Человеку свойственно любить своих родных, уважать право, заботиться о своих интересах. Этот же молодой человек уподобился животным.

Быть может, и сегодня среди читающих эту брошюру есть люди, находящиеся в подобном обморочном состоянии, - Господи, подними их!

Может, есть люди нравственно разложившиеся, - Господь да восстановит их, да положит небесный Врач Свою освежающую руку на их горячий лоб и скажет им: "Хочу, очистись".

Есть, может быть, такие, которые отдали ветхой человеческой природе первое место, - пусть Тот, Кто разрушает дела дьявола, освободит их от власти сатаны и даст им силу стать сынами Божьими. Ему да будет вся слава!

МИЛОСЕРДИЕ - ТОЛЬКО У БОГА

Когда блудный сын пришел в себя, он понял два факта: что у отца его избыток хлеба и что он, сын его умирает от голода. Пусть эти две мысли полностью овладеют и вашим сердцем, если вы все еще не спасены, ибо это весьма важные, непреложные истины. Это не фантазия, не сновидение или бред душевно больного человека, не плод расстроенного воображения, но несомненно верно то, что в доме нашего Отца Небесного - избыток благ, в которых нуждается грешник. Нигде больше не может он найти благословение и получить прощение. У Господа же - обильное милосердие, и никто не может оспаривать эту чудную истину.

Одинаково верно и то, что без Бога грешник погибнет. Он уже теперь погибает, и погибнет навеки. Все, что есть ценного в его существовании, будет разрушено, и он сам останется как мерзость запустения: хищные птицы будут гнездиться в развалинах его погибшего существа во веки веков.

Если бы эти истины стали вполне понятны сердцам многих необращенных людей! Увы, грешники забывают, что милосердие - только у Бога, и надеются найти его где-то в другом месте. Они стараются отвергнуть унизительный факт своего безнадежного состояния и ищут какой-нибудь потайной двери для выхода. Им кажется, что они не так уж плохи, как говорится о них в Библии. Во всяком случае, если они плохи теперь, то могут исправиться потом. Увы, друзья мои, что делать с теми, которые добровольно закрывают глаза, чтобы не видеть истину, которая слишком очевидна и подавляюща? Я убедительно прошу тех из вас, которые верой приближаются к престолу Божьему, вознести молитву о том, чтобы Он посетил теперь же необращенные сердца и открыл им значение этих двух истин: у Бога обилие милосердия, вне Бога - погибель. Если грешник с таким сознанием придет к Иисусу Христу, он скоро получит свободу детей Божьих.

БОГ ЛЮБИТ МИЛОВАТЬ

Сегодня мне хочется остановиться, главным образом, на первой и основной, по моему мнению, мысли блудного сына, которая заставила его сказать: "Встану, пойду к отцу моему". Не голод побудил его прийти к этому решению, а трезвая мысль: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом!". Полнота, обилие и даже излишек в доме отца побудили его стремиться домой.

Многие-многие души стали искать Бога, увидев и поверив, что у Него - обилие милосердия. Мне хочется каждому грешнику ясно представить обилие милосердия и благодати Божьей во Христе Иисусе, надеясь, что Господь найдет Своих сынов, что они доверятся этим словам и, услышав об изобилии хлеба в доме Отца, скажут: "Встану, пойду к Отцу".

Итак, прежде всего остановимся на том изобилии благ, которое находится в доме Отца. Что тебе теперь нужно, пробудившийся грешник? Для всякой твоей нужды есть у Бога полное и обильное удовлетворение - "хлеб в избытке". Испытай это. Сначала воззри на Отца Самого. Кто станет Его изучать, сразу увидит, что нет границ Его милосердию, нет предела Его благодати.

"Каковы природа и характер Всевышнего? Суров Он или любящ?" - спрашивал некто.

Писание отвечает на этот вопрос и говорит о Нем больше, чем только как о любящем Отце, но что Он Сам есть любовь, что Его сущность - любовь. Не то чтобы любовь пребывала в Боге, но Сам Бог - любовь. Можно ли с большей очевидностью показать, что любовь Божья бесконечна? Вы не можете измерить Бога; ваше воображение не в силах охватить все Его свойства, определить размеры Его любви, постичь ее полноту.

Помните только, что, как небо выше земли, так пути Его выше наших путей и мысли Его выше наших мыслей. Милость Его пребывает вовеки. Он прощает беззаконие и не вменяет преступления остатку наследия Своего. Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. "Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя". "До небес велика милость Твоя". "Господь весьма милосерд и сострадателен".

БОГ СИЛЕН СПАСАТЬ

Если вам кажется, что одной Божественной любви мало для вашего спасения, то вспомните, что у Отца, к Которому обращается грешник, столько же мудрости, сколько и милости.

Может быть, твое положение особенно серьезно. Но Сотворивший тебя может и исцелить тебя. Сотворивший ухо разве не может избавить его от глухоты? Образовавший глаз, неужели не сумеет вернуть ему зрение, если он ослеп? Нет такого несчастья, от которого не мог бы избавить тебя Господь. Несравненная мудрость не может оказаться бессильной перед запутанностью твоей жизни.

Не может быть также недостатка могущества у Отца. Разве ты не знаешь, что сотворивший землю и простерший над ней небеса, как шатер, для обитания в нем, не имеет границ могущества Своего и предела Своей силе?