Сбор психологического анамнеза процедура и содержание. Схема составления психологического анамнеза, по Г. В. Бурменской. Характерные черты сбора анамнеза

В целях учета возрастных закономерностей процесса психиче­ского развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации . По сути, это базо­вый принцип организации той исключительно объемной и раз­нородной информации, которую психолог получает от родите­лей относительно истории развитии ребенка (а нередко и преды­стории его рождения). Согласно этой схеме характеристика каж­дого этапа развития подчинена общей логике анализа структуры и динамики возраста, включая, таким образом: 1) описание осо­бенностей социальной ситуации развития ребенка; 2) квалифи­кацию развития деятельности; 3) оценку уровня развития позна­вательной деятельности и личности ребенка (на основе показате­лей важнейших психологических новообразований). Подчеркнем в этой схеме исходно широкий охват существенных условий раз­вития ребенка. На наш взгляд, психологический анамнез ребен­ка, необходимый для решения консультативных задач, не может сводиться к прослеживанию истории возникновения и развития главным образом нежелательных, негативных особенностей ре­бенка, тех проблем и трудностей, которые заявлены в жалобах родителей.

Одна из существенных трудностей, возникающих при составле­нии психологического анамнеза, связана с необходимостью опи­раться на те данные, которые сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, от­дельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссозда­ние в ретроспективном плане специфических для каждого возра­стного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразовани­ях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон раз­вития ребенка.

Важнейшим принципом составления истории психического развития ребенка является установление не только системы объек­тивных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характера и степени их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте, нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понима­ния, осмысливания их ребенком, от сложившихся у него потреб­ностей, привязанностей, взаимоотношений и т.д. В связи с этим необходимость установления отношений между ребенком и раз­личными значимыми сторонами его среды (а не самих по себе их внешних особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами. В работах Л. С. Выготского, а затем Л. И. Божович это содержание вложено в понятие «переживание», несущее в себе единство внешних, объективных и внутренних, субъективных ус­ловий .

Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попыт­ку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, осо­бенности эмоционального отношения к ним, а далее - характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В каче­стве примера здесь можно привести огромный диапазон возмож­ных индивидуальных реакций детей на такие существенные из­менения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т.д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже воспринимать­ся сугубо положительно как несущие, например, новое интерес­ное содержание и более широкие возможности общения и дей­ствия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенка существенное место дол­жно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии - психогенных) факторов, а также многообразных факторов риска в отношении разных сторон психического разви­тия. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, появление но­вых членов семьи (отчима, мачехи и т.д.), неправильное воспита­ние, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успевае­мость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и многие другие .

Особого внимания требуют хронические, постоянно действую­щие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, пси­хологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие пере­численных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуаль­ную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребен­ка, осложнений его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реали­зуют свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточ­ного исследования всей совокупности условий развития истинные источники нарушений или проблем ребенка могут остаться нерас­крытыми.

Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и их субъективные переживания, психолог должен также стре­миться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) при­сутствует в сообщениях родителей. На этом моменте как важней­шем в психологическом обследовании специально останавливался Л.С.Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мне­ния, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные. Исследо­вателя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать... Сам по себе факт, что отец считает своего ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но он должен быть учтен имен­но в своем значении, т.е. как мнение отца. Это мнение должно быть проверено в течение исследования, но для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено данное мнение, факты, которые исследователь должен толковать по-свое­му...» .

.
Анамнез - понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. А понятие «психологический анамнез» употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».

Считается, к примеру, что при установлении умственной недостаточности «точный и детальный анамнез может оказаться наиболее важной частью диагноза. В результате искусного собирания нередко можно поставить предположительный диагноз до получения объективных данных». Для психолога на первый план выдвигается процесс усвоения ребенком социального опыта, а значит, механизмы и условия формирования его деятельности и общения.


В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации. По этой схеме характеристика каждого этапа развития опирается на общую структуру возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований). Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.

Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у нега потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т. д. В связи с этим необходимость установления отношений между ребенком и различными значимыми сторонами его среды (а не самих по себе их внешних особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами. В работах Л. С. Выготского, а затем Л. И. Божович это содержание вложено в понятие «переживание», несущее в себе единство внешних, объективных и внутренних, субъективных условий.


Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее -характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т. д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.
В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии - психогенных) факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или "близкого человека, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и т. д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и многие другие.

Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Психологу-консультанту важно выявить индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребенка, осложнении его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточного исследования всей совокупности условий развития истинные источники нарушений или проблем ребенка могут остаться нераскрытыми.


Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и их субъективные переживания, психолог должен также стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этом моменте как важнейшем в психологическом обследовании специально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать... Сам по себе факт, что отец считает своего ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но он должен быть учтен именно в своем значении, т. е. как мнение отца. Это мнение должно быть проверено в течение исследования, но для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено данное мнение, факты, которые исследователь должен толковать по-своему...».

Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

II. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

IV. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные - логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками- Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные

запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проязляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т. д.). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, данная схема не содержит указаний на их диагностическое и прогностическое значение, которое раскрывается лишь треть соответствующих психологических исследований.

Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб последними в конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при первичном приеме. Как показывает практика, нередки случаи, когда первоначально родители скрывают или сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, сбои подлинные тревоги и опасения по поводу ребенка (например, опасения в связи с неблагоприятной наследственностью у приемных детей, сложности супружеских отношений, личные проблемы, планирование развода и заключения нового брака и т. д.), но затем раскрывают действительные мотивы своего обращения.
Это показывает особую важность подробной, заинтересованной беседы психолога с родителями по поводу истории развития ребенка как специфической процедуры консультативной работы.

Таким образом, с помощью родителей (или других близких ребенку взрослых) составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития и поведения ребенка. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях . Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от родителей. В связи с этим необходимо учитывать особенности личности родителей и внутрисемейных отношений и стремиться установить их подлинное влияние на формирование ребенка.
9. Влияние на развитие плода табакокурения, употребления матерью алкоголя, наркотиков.
Курение во время беременности отрицательно влияет на состояние периферического кровообращения у женщин и способствует уменьшению респираторных движений плода. Содержащиеся в табачном дыме оксид углерода и никотин влияют на внутриматочный рост плода за счет уменьшения способности гемоглобина к доставке кислорода либо вследствие спазма артерии матки и нарушений в связи с этим плацентарной функции.
При выкуривании 10-20 сигарет в день может произойти разрыв плаценты и начаться кровотечение. В плаценте обнаруживаются участки омертвения тканей, уменьшается количество кровеносных сосудов. Под влиянием никотина происходит спазм сосудов матки. Окись углерода, содержащаяся в табачном дыме, образует прочное соединение с гемоглобином - карбоксигемоглобин, не способный переносить кислород к тканям. Все вместе это приводит к нарушению кровообращения в плаценте, а значит, к внутриутробной гипоксии и гипотрофии.
Поэтому неудивительно, что у детей, родившихся у курящих женщин, масса тела на 200-300 г ниже нормы. Расстройства обмена веществ, обязательные при внутриутробной гипоксии, сопровождаются нарушениями вегетативной нервной системы: дети все время кричат, плохо спят, неохотно берут грудь. Кислородное голодание во время внутриутробной жизни во многом определяет судьбу этих детей: они отстают в умственном и физическом развитии, у них долго сохраняются расстройства вегетативной нервной системы и гормональный дисбаланс, они сильно подвержены бактериальным и вирусным инфекциям, болезням бронхов и легких.
Все это находит отражение в данных статистики: даже при умеренном курении матерей (до 9 сигарет в день) смертность новорожденных увеличивается более чем на 20%, в 2 раза больше рождается детей с аномалиями развития. Если беременная выкуривает более 10 сигарет в день, эти показатели становятся еще выше - на 26% и в 3 раза.
Исследования в США и Великобритании также показали, что наибольшее число выкидышей и наиболее высокий уровень неонатальной смертности отмечались у курящих женщин . Из общего числа детей, умирающих при рождении ежегодно в Великобритании, 8,3% умирают по причинам, связанным с курением матерей.
Риск развития симптома внезапной смерти новорожденного у курящих повышен на 52%. Исследования в ЧССР показали, что в 96% случаев выкидыш был вызван курением беременных, а наступление преждевременных родов находилось в прямой зависимости от количества ежедневно выкуриваемых сигарет..
Считается, что выкуривание женщиной даже 4 сигарет в день представляет серьезную опасность для возникновения преждевременных родов, которая удваивается при выкуривании 5-10 сигарет в день.
В проспективном обследовании 9169 беременных установлено, что мертворождаемость была значительно выше у курящих матерей и связана с преждевременным отделением плаценты, а также с другими причинами.
Курение матерей может увеличить риск ряда других осложнений беременности. Так, C.Russell и соавт. констатировали бульшую частоту вагинальных кровотечений во время ранней беременности у курящих женщин по сравнению с некурящими.
Исследование, проведенное в Норвегии S.Nilsen и соавт. (1984), показало, что у женщин, выкуривающих более 10 сигарет в день, рождаются дети с массой тела в среднем на 327 г меньше и длиной на 1,2 см меньше, чем у некурящих. Оказалось, что курение оказывает влияние на массу плаценты, уменьшая ее в среднем на 52г. Развитие плода у курящих матерей снижено и по многим другим параметрам (длина тела, окружность головы и грудной клетки).
Отставание во внутриутробном развитии плода, доказанное с помощью ультразвуковой диагностики, у курящих женщин встречалось чаще (у первородящих - в 4 раза, у повторнородящих - в 3 раза), чем у некурящих. Анемия плода также регистрировалась у курящих женщин.

Дети, родившиеся у курящих женщин, характеризуются замедлением не только физического, но и интеллектуального, в том числе эмоционального, развития; они позднее начинают читать и считать. H.Dunn и соавт. исследовали неврологический, интеллектуальный и поведенческий статус детей 7-летнего возраста, родившихся от куривших и некуривших матерей. Оказалось, что неврологические отклонения, включая минимальные церебральные дисфункции, патологические энцефалограммы встречались несколько чаще у детей курящих матерей, хотя это различие не было статистически значимым. Психологические тесты оказывались также лучше у детей, матери которых не курили.


По данным ВОЗ, вредное воздействие курения матерей во время беременности сказывается на детях в течение первых 6 лет жизни.
Имеются данные о связи между курением матерей и гиперкинезом у детей. По мнению этих авторов, курение во время беременности является важной причиной появления гиперкинетического синдрома. Значительно большее число детей курящих родителей госпитализируется по поводу пневмонии и бронхита.

У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороками сердца и дефектами развития носоглотки, паховой грыжей, косоглазием. Курение неблагоприятно влияет на процесс закладки и развития нервной трубки у плода, ведет к рождению анэнцефалов, младенцев с врожденными аномалиями умственного развития, с волчьей пастью и заячьей губой.


Доказано, что у курящих отцов часто наблюдаются множественные морфологические изменения сперматозоидов, в 2 раза чаще, чем у некурящих рождаются дети с врожденными пороками развития, что отражает поражения генетического характера.
Группой исследователей из Колумбийского университета (США) получены доказательства, что токсическое действие окружающей среды может вести к трисомии (болезнь Дауна). В качестве причины указывается табакокурение, влияние которого увеличивается с возрастом беременной.
Врачам, наблюдающим курящих беременных, а также женщин, куривших до беременности, следует иметь в виду следующие опасные ситуации:

увеличение частоты самопроизвольных выкидышей и преждевременных родов;

рост частоты недоношенности и недостаточность массы тела при рождении;

нарушения в кормлении новорожденных;

снижение адаптационных возможностей и риск заболеваний новорожденных;

увеличение числа врожденных дефектов развития;

ухудшение физического и психического развития ребенка.
Вредное влияние потребления алкоголя во время беременности на новорожденного известно на протяжении веков. Например, в Древнем Карфагене и Спарте законы запрещали употребление алкоголя новобрачными, чтобы не допустить зачатия в состоянии опьянения и интоксикации.

Ближе к современности, в 20-х годах 18-го века, в период «эпидемии джина» в Британии, Британский Королевский Совет Врачей докладывал Парламенту, что алкоголь является причиной рождения «слабых, хилых и немощных детей». Только более чем через 100 лет Палата Общин отреагировала и выпустила документ, озаглавленный «Влияние пьянства на нацию», который содержал доклад о влиянии потребления алкоголя беременными на новорожденных и утверждал: «Они склонны рождаться гипотрофичными, иссохшими и несовершенными.»


Тем не менее, только в 1967 году французский врач Лемье и его команда впервые научно описали детей, пораженных злоупотреблением алкоголя беременными. Были отмечены аномалии роста и развития как во внутриутробном периоде, так и после рождения: необычные очертания лица, врожденые уродства, такие как пороки сердца, незаращение неба и другие, сочетающиеся с психическими отклонениями.

Эти работы во Франции и более поздние наблюдения доктора Джонса и его коллег в США привели в итоге к распознаванию четкого симптомокомплекса, ассоциирующегося с алкоголизмом беременных и названного алкогольным синдромом плода (АСП).

В настоящее время применяется более широкий термин алкогольные расстройства плода (АРП), включающий в себя алкогольный синдром плода (АСП), то есть отклонения, выявляющиеся у новорожденного уже сразу после рождения, и алкогольные эффекты плода (АЭП), последствия, проявляющиеся на более поздних этапах жизни.
Алкогольный синдром плода.
Ниже приводятся наиболее характерные отклонения, имеющие место при АСП.

· Аномалии развития.

Отмечается задержка развития плода, которая проявляется в отставании в росте, весе и окружности головы. Зачастую отставание настолько выражено, что такие новорожденные не в состоянии адекватно адаптироваться, требуют дополнительного ухода и госпитализируются. Отставание в росте и весе в послеродовом развитии ребенка также значительны и наблюдаются в течение всей жизни, несмотря на создаваемые благоприятный режим питания и социальные условия.

· Аномалии лицевого черепа.

Маленькие глаза, с выраженной внутренней складкой века, позже нередко отмечается косоглазие. Спинка носа не оформлена и нос имеет седловидную форму. Вертикальная бороздка от носа к верхней губе неглубокая или едва заметна. Верхняя губа узкая, уши большие, простой формы. Часто бывает расщелина неба в виде «волчьей пасти».

· Аномалии костно-мышечной cистемы..

Степень поражения костно-мышечного каркаса варьирует от контрактур мелких суставов пальцев до врожденных вывихов бедра и аномалий грудной клетки.

· Мочеполовая система.

Возможны недоопущение яичек, гипо- и эписпадии у мальчиков, недоразвитие половых губ у девочек, умеренные отклонения анотомии и функции почек.

· Аномалии сердца.

Врожденные отклонения в сердечно-сосудистой системе выявляются в 30-50% случаях. Наиболее распространенны различные дефекты перегородок между предсердиями и между желудочками.

· Аномалии нервной системы.

Сразу после рождения у пораженных детей развиваются признаки «похмельного синдрома», схожие с «белой горячкой» у взрослых. Дети раздражительны, беспокойны, судорожны, со слабым хватательным рефлексом, плохой координацией (нарушение синергизма глаз-рука) и часто у них возникают проблемы с сосанием и питанием. Поражение мозжечка также нередко, что позднее проявляется в неуклюжести и периодически повторяющихся судорогах.
Как алкоголь действует на плод.
При приеме беременной женщиной алкоголя, последний быстро проходит через плацентарный барьер и поступает к плоду. Когда мать пьет, пьет и ребенок. Ребенок подвергается действию алкоголя в большей степени и более длительное время, поскольку амниотическая жидкость является своеобразным резервуаром. Мозг и центральная нервная система еще не родившегося ребенка очень чувствительны и могут быть повреждены на любых сроках беременности. В отличие от матери, ребенок не в состоянии перерабатывать алкоголь со скоростью, характерной для взрослого, в результате, алкоголь задерживается в его организме на долее длительный период времени. Количество потребляемого алкоголя, сроки беременности, метаболизм матери, генетический фон; все это обуславливает тяжесть повреждающего действия на младенца.
Алкоголь негативно влияет на развитие и функционирование мозговой ткани и других органов и систем, что отражается на образе мыслей, поведении, познавательных способностях и внешнем облике ребенка и взрослого. Поскольку развитие и формирование ребенка продолжается и после рождения, малыш может пострадать от алкоголя и при грудном кормлении.
Первый триместр, когда закладываются и формируются все органы и системы самый уязвимый период, в течение которого могут развиться отклонения от нормы. Алкоголь может поражать растущую клетку, уменьшать их общее количество и нарушать взаимодействие между ними по мере их размножения, влияя на ход развития частей плода, формирующихся в момент вредного воздействия. Ранняя потеря клеток у развивающегося плода ведет к общей задержке роста и низкой массе плода при рождении. Мозговая ткань особенно чувствительна к алкоголю, и поэтому мозг пораженных детей при рождении меньше и часто выявляется дислокация нервных клеток.

Во втором триместре высок риск выкидышей. Алкогольные расстройства плода на этом этапе чаще связаны с периодами злоупотребления, частого и бесконтрольного приема алкоголя, запоя.

В третьем триместре обычно наблюдается быстрый рост плода, который может быть задержан под влиянием алкоголя. На этом отрезке мозг и все нервные клетки также усиленно развиваются. Различные наблюдения и исследования на животных указывают на чрезвычайную уязвимость нервной системы на этом этапе.
Наркотики и беременность

Употребление таких наркотиков, как марихуана, кокаин, экстази и другие амфетамины, героин, представляют риск для здоровья как беременной женщины, так и ее ребенка. Наркотики вызывают риск преждевременных родов, рождения ребенка с малым весом, развития абстинентного синдрома, врожденных дефектов, отклонений в умственном развитии ребенка.


Беременные женщины, которые употребляют наркотики, нередко недоедают, что также негативно сказывается на здоровье ребенка.
Каков риск курения марихуаны во время беременности?
Результаты некоторых исследований показали, что курение марихуаны во время беременности замедляет рост плода и сокращает длительность беременности (повышая риск преждевременных родов). Данный эффект проявляется среди тех, кто употребляет марихуану регулярно (6 раз в неделю и более). После рождения некоторые дети, матери которых курили марихуану, переживают симптомы абстинентного синдрома, среди которых – постоянный плач и дрожь. Исследований по данной проблеме проводилось немного. Некоторые из них не зафиксировали повышенного риска развития умственной отсталости детей, а также пониженного IQ. Однако некоторые установили, что курение марихуаны во время беременности повышает риск развития у ребенка умственной отсталости.
Каков риск употребления амфетаминов во время беременности?
Одно из исследований доказало повышенный риск развития врожденных заболеваний сердца, а также косолапости у девочек. Последствия употребления экстази такие же, как и последствия употребления других амфетаминов.
Употребление метамфетамина втрое повышает риск замедленного роста плода. Даже при своевременном рождении ребенок, мать которого употребляла метамфетамин, в среднем будет весить на 2 кг меньше нормы, а также иметь меньшую окружность головы. Употребление метамфетамина во время беременности также повышает риск осложнений во время беременности, например, может вызвать преждевременные роды и проблемы с плацентой. Также были зафиксированы случаи рождения детей с рожденными дефектами – заболеваниями сердца, расщелиной губы и неба, однако ученые не установили, что явилось причиной данных дефектов.
После рождения у ребенка, подверженного воздействию амфетаминов, могут появляться симптомы абстинентного синдрома – дрожь, слабость и проблемы с дыханием.
Каков риск употребления героина во время беременности?
Героин значительно повышает риск осложнений во время беременности. Среди возможных осложнений – замедленный рост плода, преждевременный разрыв плодной оболочки (оболочки с водами, которая предотвращает преждевременный выход плода), преждевременные роды и рождение мертвого плода.
Около половины детей, подверженных воздействия героина, рождаются с низкой массой тела. Многие из них рождаются преждевременно и страдают различными заболеваниями, включая осложнения дыхания и хроническими заболеваниями. Героин также повышает риск развития врожденных дефектов. Ученым пока неясно, вызваны ли дефекты детей нездоровым образом жизни матери в целом, или веществами, используемыми для приготовления героина.
У большинства детей, подверженных воздействию героина до рождения, развиваются симптомы абстинентного синдрома – температура, насморк, дрожь, раздражительность, диарея и рвота, продолжительный плач, эпилептические припадки. Таких детей также часто поражает синдром внезапной детской смерти (СВДС). Беременные женщины, употребляющие героин, подвержены риску заражения ВИЧ, который передается нерожденному ребенку.
Каков риск употребления кокаина во время беременности?
Кокаин негативно влияет на здоровье беременной женщины и ее ребенка. При употреблении в первые месяцы беременности кокаин повышает риск выкидыша.
При употреблении на более поздних стадиях, кокаин может вызвать преждевременные роды (рождение ребенка до 37-й недели), замедленный рост ребенка. Дети, подверженные воздействию кокаина, рождаются преждевременно, с низкой массой тела, что приводит к осложнениям в первые месяцы после рождения. Кокаин повышает риск умственной отсталости ребенка, коркового паралича, и даже смерти ребенка. Многие дети рождаются с головой, и соответственно, головным мозгом, меньшим нормы.
Кокаин повышает риск развития врожденных дефектов, например, мочевых путей. Кокаин также может вызвать у ребенка инсульт, который может привести к непоправимому повреждению мозга или сердечному приступу, иногда к смерти. Употребление кокаина во время беременности может привести к разрыву плаценты. В таком случае плацента отрывается от стенок матки до родов, что приводит к тяжелому кровотечению и может угрожать жизни матери и ее ребенка (кесарево сечение может спасти жизнь матери и ребенка). После рождения дети, подверженные воздействию кокаина, зачастую бывают раздражительными, нервными, они чаще плачут, резче реагируют на прикосновение и звуки. Такие дети бывают отрешенными, неактивными, он часто спят целыми днями, пытаясь таким образом отключиться от внешнего воздействия. Как правило, подобные расстройства временны и проходят в первые месяцы после родов.
Синдром внезапной детской смерти распространен среди детей, подверженных воздействию кокаина. В данном случае роль играет не столько наркотик, сколько неправильный образ жизни матери в целом (наркотик, курение, алкоголь, недоедание и т.д.).
Какова длительная перспектива детей, подверженных воздействию кокаина до рождения?
Большинство из них не имеют умственной отсталости, что подтвердило исследование, проведенное американскими учеными в 2004 году. Оно показало, что 4-летние дети, подверженные воздействию кокаина, умственно не отстают от своих сверстников, чьи матери не употребляли кокаин. Однако исследования показывают, что кокаин негативно влияет на речь и внимание детей. Уход, хорошее воспитание и забота помогают свести данные проявления к минимуму.

Риск вдыхания клея и подобных веществ


Вдыхание подобных веществ крайне негативно влияет на печень, почки и мозг человека, иногда приводит к смерти. Вдыхание данных веществ во время беременности может вызвать выкидыш, замедленный рост плода, преждевременные роды и врожденные дефекты у ребенка.

10. Стили переживания беременности и последствия для развития ребенка.
Стиль переживания беременности включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.
1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16–20 недель, переживается положительно, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отличны от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.
2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями , тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.
3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.
4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.
5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.
Прогностические возможности стиля переживания шевеления (и беременности в целом) подтверждены данными, полученными при консультационной работе с матерями с детьми дошкольного возраста. Стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения (по А.Д. Кошелевой) и уровнем эмоционального благополучия ребенка (высокий, средний, низкий), а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком (Г.Г. Филиппова). Т. о. переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированнного психологического вмешательства.

12. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития, ведущую деятельности, ведущую психическую функцию и новообразования в период младенчества.

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

Сперва кажется, что младенец совершенно асоциальное существо. Он лишен основного средства социального общения - человеческой речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Создается впечатление, что младенец чисто биологическое существо, лишенное еще специфических человече­ских свойств, и в первую очередь самого основного из них - социальности. мы встречаемся в младенческом возрасте с совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из един­ственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеоб­разие которой определяется двумя основными моментами. Пер­вый из них заключается в бросающейся с первого взгляда совокупности особенностей младенца, которая характеризуется обычно как его полная биологическая беспомощность. Младенец не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребно­сти. Самые элементарные и основные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находит себя в ситуации, связанной с ухаживающими за ним взрослыми. Благо­даря этому возникает своеобразная форма социальных отношений между ребенком и окружающими его взрослыми людьми. Благодаря незрелости биологических функций все то, что впоследствии будет относиться к сфере индивидуаль­ных приспособлений ребенка и выполняться им самостоятельно, сейчас может быть выполнено не иначе, как через других, не иначе, как в ситуации сотрудничества. Зависимость младенца от взрос­лых создает своеобразный характер отношения ре­бенка к действительности (и к самому себе): эти отношения всегда оказываются опосредованными другими, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком.

Таким образом, отношение ребенка к действительности с самого начала социальное отношение. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом.

Вторая особенность – это то, что при максимальной зависимости от взрослых, при полной вплетенности и вотканности всего поведения младенца в социальное, ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи. Именно эта вторая черта в соединении с первой и придает своеобразие социальной ситуации, в которой мы находим младен­ца. Всей организацией жизни он принужден к максимальному общению со взрослыми. Но это общение есть общение бессловес­ное, часто безмолвное, общение совершенно своеобразного рода. В противоречии между максимальной социальностью младенца (ситуации, в которой находится младенец) и минимальными возможностями общения и заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.


Ведущая деятельность в младенческом возрасте.

Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года"

Как новые формы поведения в это время прибавляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятель­ность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции - выразительное движение, связанное с функциональным удовольствием и удивлением. Все указывает на то, что пассивность, с которой новорожден­ный относился к миру, уступила место реципирующему интересу. вместе со 2-м мес открывает­ся новый период в развитии ребенка, в котором моторика чисто аффективного типа постепенно уступает место активности, приб­лижающейся по характеру к сенсомоторной. лицо принимает выражение внимательности и готовности к восприятию внешних впечатлений ребенка начинают поглощать зрительные впечатления, вскоре он начинает слушать, правда вначале только звуки, издаваемые им самим. Он тянется к предметам, касается их руками, губами и языком, обнаруживая действительную активность. , к началу этого периода у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру и возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для ребенка как бы возникает внешний мир. Этим новым отношением к действительности и знаменуется наступление младенческого периода, вернее - его первой стадии. Вторая стадия младенческого возраста знаменуется тоже резкими изменениями в отношении ребенка к внешнему миру. 5 мес. Из новых форм поведения к этому времени, между прочим, наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, крик из-за неудавшегося намерен­ного движения, возможно также, что и первое желание, экспери­ментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски потерянных игрушек. характеристике второй стадии младенческого возраста существеннейшую черту. Она заключается в появлении подражания. первый год жизни разграничить на период пассивности, период рецептивного интереса и период активного интереса, которые представляют постепенный переход к активности. Знаменатель­ным поворотным пунктом является 10-й мес, когда по исчезнове­нии бесцельных движений наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. Этим ребе­нок начинает новый период, который заканчивается уже за пределами первого года жизни. Этот период и есть кризис одного года, который служит соединительным звеном между младенче­ством и ранним детством. Около 5 мес. в этом отношении обыкновенно наступает перемена; успехи, которые делают дети в овладении собственным телом, его положением и движениями, приводят к тому, что 5-6-месячный ребенок уже ищет контакт с ровесниками. Во втором полугодии между двумя младенцами уже развиваются все основные социальные взаимоотношения, характерные для этого возраста. Они улыбаются и лепечут друг с другом, дают и берут обратно игрушки, заигрывают друг с другом и вместе играют. Во втором полугодии у ребенка развивается специфическая потреб­ность в общении. Мы можем вполне уверенно утверждать: положительный интерес к человеку вызывается тем, что все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.

Основное новообразование в период младенчества:

Основное новообразование младенческого возраста может быть лучше всего обозначено с помощью термина, введенного в немецкой литературе для названия изначально возникающей психической общности младенца и матери, общности, которая служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания. Пер­вое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего, как «пра-мы». Это первона­чальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности (т. е. сознания дифференцированного и выделенного «я»), является сознанием «мы», но не тем подвижным, сложным, включающим уже «я» сознанием позднего «мы», которое возникает в более старшем возрасте. Это первоначальное «мы» относится к более позднему «мы», как отдаленный предок к потомку.

То, что у младенца возникает господствующее на всем протяжении возраста сознание «пра-мы», можно видеть из двух фактов фундаментальной важности.

1)не может быть и речи о наличии у ребенка в первые дни жизни сознания в собственном смысле слова, т. е. самосознания, которое дает нам возможность судить о нашем существовании. Если первый факт характеризует неспособность младенца выделить из окружающего и осознать собственное тело и свое самостоятельное существование, то 2)второй говорит прежде всего о том, насколько для ребенка еще непосредственно слиты социальные отношения и его отношения к внешним предметам.

Оба соображения: 1) незнание ребенком собственного тела и 2) зависимость его аффективного притяжения к вещам от возможно­сти совместного переживания ситуации с другим человеком - целиком и полностью подтверждают господство «пра-мы» в сознании младенца. Первое из них с негативной стороны прямым и непосредственным образом свидетельствует, что у ребенка еще нет сознания даже своего физического «я». Второе с позитивной стороны указывает на то, что самое простое аффективное желание возгорается у ребенка не иначе, как при соприкосновении предмета с другим человеком, не иначе, как при условии психической общности, не иначе, как в условиях сознания «пра-мы».

13. Роль родителей в формировании потребности в общении в младенческом возрасте.

Общение, по М. И. Лисиной, – это коммуникативная деятельность со своей структурой:

1) общение – взаимонаправленная коммуникация, где каждый участник выступает как субъект;

2) побуждающий мотив – конкретные свойства человека (личностные, деловые качества);

3) смысл общения – удовлетворить потребность в познании других людей и самих себя через оценку других и себя.

Достаточно широки и значимы для ребенка все процессы взаимодействия со взрослыми. Общение же чаще всего выступает здесь только его частью, поскольку, помимо общения, у ребенка есть и другие потребности. Каждый день ребенок делает для себя новые открытия, ему необходимы свежие яркие впечатления, активная деятельность. Дети нуждаются в том, чтобы их стремления были поняты и признаны, в ощущении поддержки со стороны взрослого. Развитие процесса общения тесно связано со всеми этими потребностями детей, на основе которых можно выделить несколько категорий, обусловленных мотивами общения таких как:

Развитие общения со взрослыми М. И. Лисина представила как смену нескольких форм общения. Учитывались время возникновения, содержание потребности, которая удовлетворяется, мотивы и средства общения.

Взрослый человек является главным двигателем в развитии общения ребенка. Благодаря его присутствию, вниманию, заботе процесс общения зарождается и проходит все этапы своего развития. В первые месяцы жизни ребенок начинает реагировать на взрослого: ищет его глазами, улыбается в ответ на его улыбку. В 4-6 месяцев у ребенка появляется комплекс оживления. Теперь он может достаточно долго и пристально смотреть на взрослого, улыбаться, проявляя положительные эмоции. Развиваются его двигательные способности, появляется вокализация.

Комплекс оживления, по мнению М. И. Лисиной, играет важную роль в формировании взаимодействия ребенка со взрослыми. Появление ситуационно-личностного общения является важным этапом формирования личности ребенка. Ребенок начинает ощущать себя на эмоциональном уровне. Он проявляет позитивные эмоции, у него появляется желание привлечь внимание взрослого, стремление к общей деятельности с ним. Далее появляется ситуативно-деловое общение. Теперь ребенку мало одного внимания со стороны взрослого, ему необходимо совершать с ним совместную деятельность, в результате чего появляется манипулятивная деятельность.


Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познания людьми друг друга (Теоретические и прикладные проблемы., 1975).

Так, в работе Лисиной М. И. Развитие общения…, 1974 сопоставляются особенности любознательности у младенцев, с которыми были организованы специальные сеансы общения, и у их ровесников контрольной группы (К–группы), не получавших такой «добавки». Занятия длились по 7–8 мин. в день и состояли в том, что экспериментатор ласкал ребенка, поглаживал и тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает со своим малышом очень любящая мать в минуты особой нежности. Внимание взрослого и его обращения к ребенку вызывали у детей бурную радость: дети смеялись, тянули ко взрослому ручки, в восторге вскрикивали или певуче гулили, их глаза сияли и лучились. Они демонстрировали все восхищение, на которое способен ребенок 2–4 мес. После 2–3 занятий дети уже с нетерпением ждали экспериментатора; завидев его издали, оживлялись и призывно вокализировали. В экспериментальной (Э) группе дети не только интенсивно общались со взрослым – у них вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребенка уже не было.

для самых маленьких детей очень важно, что взрослый – необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку от него что–то случится, в лице взрослого имеет динамичный объект, приближенный к нему (особенно при кормлении и гигиенических процедурах) на самое лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка – зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание детей. Таким образом, общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником несравнимых ни с чем ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма .
14. В чем заключается влияние общения со взрослым на психическое развитие ребенка в младенческом возрасте?

Личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми, и лишь в отношениях с ними функционирует. По–видимому, есть известная доля правды и в том, что становление внутреннего мира человека неразрывно связано с общением.

Л. С. Выготский говорил о том, что все ВПФ человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические»

Опыт описанного рода овеществлен в продуктах материальной и духовной культуры людей, но он скрыт в них таким образом, что непосредственно усмотреть его нельзя – новое поколение может извлечь его только при помощи старших, которые с этой точки зрения являются как бы живыми носителями общечеловеческого опыта (Д. Б. Эльконин, 1978б). Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

1) изучение «детей–маугли»;

2) исследование природы и причин так называемого госпитализма (Дети резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии);

3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте.

Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:

1) в самой области общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978б; Е. О. Смирнова, 1980);

2) в области любознательности детей (Д. Б. Годовикова, 1976; Сарториус Т. Д. // Проблемы общей…, 1979);

3) в сфере их эмоциональных переживаний (С. Ю. Мещерякова // Общение и его влияние., 1974);

4) при формировании любви ко взрослому (С. В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р. А. Смирнова, 1981);

5) в сфере овладения речью (М. Г. Елагина, 1977а, б; А. Г. Рузская // Общение и его влияние., 1974);

6) в сфере личности и самосознания детей (Н. Н. Авдеева, М. И. Лисина; И. Т. Димитров; А. И. Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980).

Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.


18. Расскажите о депривации и ее последствиях для психического развития ребенка.
Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришёл из английского - deprivation - и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» (Энциклопедический словарь медицинских терминов, …).
Депривация - такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения - отделение, имеющее пагубные последствия.
Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически похожи.

Психическая депривация вызывается недостатком сенсорных стимулов, социальных контактов, устойчивых эмоциональных связей. Происходит своего рода «голодание», результаты которого - проявляются в ослаблении, обеднении, хирении психики.
В психологию термин «депривация» вошел благодаря английскому психологу Дж.Боулби.
В знаменитой работе Дж.Боулби «Материнская забота и психическое здоровье», опубликованной в 1952 и описывающей, в частности, результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время Второй мировой войны, было показано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

Важным уточнением в определении значения понятия депривации является также проводимое некоторыми исследователями различение между, с одной стороны, ситуацией, когда человек с самого рождения лишен определенных стимулов (раздражителей, импульсов - «предмета потребности», по А.Н.Леонтьеву), в результате чего некоторые значимые потребности вообще не возникают, а с другой, - ситуацией, когда потребность уже возникла, а затем предмет потребности стал недоступен. Первую ситуацию иногда называют «привацией », т.е. отделением, а вторую - собственно депривацией .

Различают парциальную депривацию (partial deprivation) - когда не удовлетворена какая либо одна потребность и полную (тотальную ), когда одновременно не удовлетворены многие потребности или одна, но настолько важная, что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения. Примером последней является лишение ребенка материнской любви - материнская депривация .
Термин «материнская депривация» применялся им для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью (Дж.Боулби, 2003).

Близким по значению понятию материнская депривация в психологии является понятие «госпитализм » (от англ. hospital – больница), или «больничный синдром», введенное немецко-американским психологом Р.Шпицем в 1945 г. для описания психического состояния ребенка, помещенного на длительное время в больницу без матери.

Отмечаемая большинством авторов специфика термина «госпитализм » состоит в акцентировании, с одной стороны места возникновения данного синдрома - больница, приют, а, с другой стороны, возраста ребенка - как правило, до полутора лет.
Так, М.Годфрид определяет госпитализм как «совокупность серьезных физических и психологических расстройств из-за длительного пребывания в больнице и полного отсутствия связи с матерью у младенцев младше 1,5 г.» (2003, с.36).

Общие положения

В соответствии с принципами интегративной диагностики сбор психо­логического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, с другой - пред­ставляет из себя систему объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.

Сбор психологического анамнеза безусловно может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (например, факты, описан­ные врачом, то есть медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специ­фический набор «тем», по поводу которых ведется беседа. В случае деталь­но прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие пси­холога этапы и специфику развития.

Как правило, в образовательных учреждениях подробный врачебный анамнез отсутствует. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально «вынуждает­ся» ситуацией оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исклю­чительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, в особенности тогда, когда мы говорим о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием (т.е. специ­альных психологах).

Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора анамнеза, психологу необходимо ознакомиться со всеми предыдущими дан­ными обследования, если таковые имеются, и проанализировать имеющие­ся сведения со своей точки зрения.



В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка , проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогичес-кого анамнеза. В отличие от взглядов Г.В. Бурменской с соавторами , использующими понятие «психологический анамнез» вне связи с болезненным процессом как синоним «история индивидуального психического развития ребенка», мы в случае отклоняющегося развития считаем оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине, отчасти перенося присущие ей принципы сбора и анализа анамнестических данных. В то же время в основу психологического подхода к сбору и систематизации данных о ребенке может быть положена схема анализа каждого этапа развития, квалификация развития деятельности и личности ребенка, широкий охват существенных условий его развития.

Одним из важнейших условий сбора психологического анамнеза явля­ется прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информа­ции о формировании базовых составляющих психического развития и усло­виях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предпо­ложения о характере их формирования, о тех «точках», «зонах», где про­исходили «сбои» или девиации их развития. Это позволяет более эффективно как построить диагностическую гипотезу, так и уточнить в дальнейшем психологический диагноз, особенности построения коррекционно-развивающих программ.

В зависимости от уже имеющихся данных о развитии и собственной гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы предлагаемой схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращать­ся, либо еще более детализироваться.

С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических характеристик родителей и се­мьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирова­ния в целом.

Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для того, чтобы ребенок сделал какие-либо проективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.

В отдельных случаях, когда ребенок не может остаться в одиночестве, например, при обследовании ребенка младшего дошкольного возраста или без матери, допускается присутствие ребенка, но в этом случае также не­обходимо отвлечь его каким-либо интересным занятием. В случае, когда ре­бенок «нарочито желает» присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все реакции ребенка на ту информацию, которую сообщают о нем его родители. В такой ситуацииоб отдельных «острых» моментах можно расспрашивать родителей иносказа­тельно, в максимально завуалированной форме.

Вполне очевидно, что в психологическом анамнезе должна быть пред­ставлена семейная и социальная ситуация, на фоне которых протекало раз­витие ребенка в различные возрастные периоды. В то же время в представ­ляемом нами подходе к сбору психологического анамнеза не предусматри­вается анализ истории развития семьи и ребенка (а также специфика взаимодействия в диаде «мать-ребенок») с позиции традиционного или современного психоанализа. Такой подход к истории развития «проблемно­го» ребенка и его семьи, безусловно, правомерен в рамках психотерапевти­ческого взаимодействия, но, с нашей точки зрения, малоцелесообразен в деятельности психолога образовательного учреждения.

Как правило, беседа с родителями начинается с предъявления жалоб, и в начале обследования психолог должен отметить, с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка, хотя мы отдаем себе отчет в том, что все сведения, особенно если они подаются с точки зрения только одного из родителей, достаточно субъективны и во многом определяются особенностями семьи.

При невозможности снятия анамнеза (в ситуации детского дома, отсут­ствия родителей в момент обследования при наличии их согласия на обсле­дование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. Точно так же обязательно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись.

Условия и особенности протекания беременности и родов

В первую очередь, как правило, выясняются особенности протекания беременности как в физиологическом (угроза выкидыша, повышенное арте­риальное давление, нефропатия, вирусные или инфекционные заболевания в этот период и т.п.), поскольку эти факторы часто определяют попадание ребенка в группу риска по неврологическим особенностям, а следователь­но, по темпу и особенностям раннего психомоторного развития, выяснение которого является непосредственной сферой интересов психолога, так и в психологическом плане (наличие тревоги в период беременности, конфлик­тные отношения в семье, нежелательность беременности, социально небла­гоприятные факторы, на фоне которых она протекала). Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей, наследственных заболеваний с обоих сторон, множественные поро­ки развития у других членов семьи, предшествующие выкидыши, мертворождение и каких-либо зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая и т.п.).

Отмечается характер и особенности родов: сроки наступления родов (недоношенность или переношенность), наличие осложнений в процессе родов, своевременность первого крика ребенка. Чрезвычайно важным, с нашей точки зрения, является показатель времени первого прикладывания ребенка к груди, поскольку это является одним из немногих объективных показателей состояния новорожденного. Исключения, безусловно, могут быть (в частности, при кесаревом сечении и других оперативных вмешательствах), но в современной акушерской практике сроки первого прикладывания к груди являются прямым коррелятом состояния ребенка. Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из родильного дома - как объективная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).

Психологический анамнез, представляющий собой совокупность данных о клиенте, изначально широко эксплуатировался в медиц-ской психологии. Этот вид получения информации подразделяется на субъективный, когда специалист работает исключительно с самим больным, и объективный, когда информация поступает от его окружения.

Общие данные

Сегодня понятие психологического анамнеза стало намного шире. Высвободившись из узких рамок медицинской психологии, психологический анамнез является синонимом индивидуального развития личности и ее особенностей.

Специалист, собирая информацию и анализируя полученные данные, имеет возможность корректно ответить на вопрос, что именно спровоцировало то или иное нарушение в развитии.

Кроме того, анамнез в психологии предполагает наличие сведений относительно гипотетических возможностей пациента, о том, чем он интересуется и к чему стремится. Благодаря полученным данным, специалист имеет возможность выдвигать гипотезы и искать пути исправления патологической ситуации.

Работа с ребенком

Особенности работы

Для составления образца психологического анамнеза юного клиента, специалист должен обратить внимание на:

  • выявление ключевых механизмов, влияющих на личность юного клиента;
  • связь ранне-детских происшествий с нынешними особенностями развития;
  • специфику развития в каждом из возрастных периодов.

Это психологич-е исследование эксплуатируется в очень широком смысле. По этой причине специалист не должен акцентировать внимание на негативных особенностях личности исследуемого.

Существующие трудности

Составляя пример психологического анамнеза, специалист нередко сталкивается с некоторыми трудностями. Наиболее значимыми считаются:

  1. Далеко не всегда есть возможность составить реальную картину по данным, полученным от родителей.
  2. Сведения на реакцию исследуемого на то или иное изменение получить достаточно проблематично.
  3. У специалиста редко имеется возможность отделить реальные факты относительно жизни и развития ребенка от родительских интерпретаций.

Отличия психологического анамнеза

Анамнез в психологии имеет несколько существенных отличий от медицинской истории заболевания. Этот вид исследования преследует такие цели:

  • выявление отношения человека к собственной личности;
  • выявление отношения человека к болезни;
  • выявление того, как заболевание повлияло на жизнедеятельность клиента.

Анамнез в медицине, собранный из жалоб больного, раскрывает только лишь факторы, спровоцировавшие прогрессирование того или иного заболевания.

Также существует психиатрический анамнез, использующийся для выявления психических патологий. Основные симптомы могут выявиться при личном контакте с больным, находящимся в психотическом состоянии.

Оба актуальных вида исследования имеют немало схожих внешних признаков.

Схема психологического анамнеза почти аналогична схеме медицинских исследований. Однако, эксплуатация полученных данных существенно отличается.

Специалисты-психологи, помимо анамнеза жизни, выделяют анамнез заболев-ия. В этом случае учитывается то, как пациент относится тому, что его окружает и преподносит сведения о своем заболевании доктору. Основываясь на полученных данных, специалист делает вывод относительно личности клиента.

Как проводится сбор данных

Пример психологического анамнеза должен соответствовать всем существующим правилам интегративной оценки. Он являет собой важнейшую сторону построения специфической гипотезы в психологической науке. Кроме того, благодаря целому «кладезю» объективнейших данных о личности исследуемого человека, специалист имеет возможность выявить ключевые факторы, которые провоцируют развитие того или иного заболевания.

Специалисты в области психологии отмечают, что ключом к объективным данным является динамический подход. Для получения достоверной информации крайне важно уделять достаточно внимания реализации его принципа.

Сбор данных нередко основывается на информации, полученной благодаря медицинскому исследованию.

Но важно помнить, что это исследование достаточно специфично, и на соответствующих тематиках и вопросах основывается беседа специалиста-психолога и его взрослого или юного клиента.

В помощь психологам

Если медицинский анамнез проработан детально и досконально, то работа специалиста в области психологии будет значительно облегчена. Это объясняется тем, что в этом случае специалист может не тратить время на задавание уже пройденных и обработанных вопросов.

В этом случае специалист должен только уточнить более узкие вопросы, что позволит превратить врачебный анамнез в психологическое исследование.

Нередко специалисты в области психологии, работающие в детских садиках (государственных или частных), школах и иных общеобразовательных учреждениях, и осуществляющие психолого-педагогическую и социальную помощь детям и подросткам представляют собой настоящий якорь спасения. Это объясняется тем, что родители «сложных» школьников, имеющих психические нарушения в той или иной степени в первую очередь ищут помощи и поддержки именно у них.

Если это происходит, то специалист обязуется провести оценку всей истории развития юного пациента. Особое внимание при этом обращается на то, как развивался плод внутри материнской утробы.

Заключение

Некоторое время назад только специалисты в области медицины имели возможность корректной оценки и анализа полученных данных.

Сегодня специалисты-психологи получили более высокую квалификацию, что позволяет им заниматься сбором психологического анамнеза. Это считается явным показателем того, что специалист является подлинным профессионалом в своей деятельности. В особенности это касается специалистов, работающих со школьниками с нестабильной психикой, или с теми ребятами, у которых было выявлено то или иное психологическое заболевание.

(от греч. anamnesis - воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:

Биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть использованы для объяснения актуального поведения и деятельности человека;

Сведения об актуальном состоянии;

Модели и факторы среды, которые человек «субъективно перерабатывает» и которые поддерживают его актуальное поведение;

Стимулы среды.

Кроме того, в психологии его содержание составляет информация, получаемая от других людей, знакомых с диагностируемым. Она раскрывает его индивидные и личностные особенности, характеризует его поведение и деятельность в конкретно обозначенных условиях, субъектные и индивидуальные признаки развития. Таким образом, по словам Б. В. Зейгарник, психологический анамнез представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы «продольный» срез его жизни (Зейгарник, 1973).

В целом, классифицируя различные варианты анамнестической информации о детях и подростках, В. В. Ковалев выделяет семейный, личный, школьный анамнез и анамнез проблемы (Ковалев, 1985, с. 257). Применительно к ситуациям психологического анализа эти четыре вида анамнеза соответствуют информативному содержанию, связанному с четырьмя основными сферами жизни человека: семейной, личностной, деятельностной (профессиональной) и «проблемной зоной».

Особенность семейного анамнеза – детальное выяснение внутрисемейных отношений, ролевых позиций членов семьи, лидерства родителей, их воспитательных установок, определения типа воспитания в семье и т. д. Важный раздел семейного анамнеза – наличие случаев психических заболеваний и различных аномалий личностного развития как патологических, так и непатологических. При семейном накоплении однотипных или близких форм психической патологии целесообразно проводить генеалогическое обследование семьи. Кроме того, в семейном анамнезе обращают внимание на генеративные функции (особенности протекания беременности, рождения) и особенности развития в раннем детстве.

Личностный анамнез имеет особенно важное значение для выявления структурных характеристик системы психической регуляции, ее индивидуальных проявлений, поскольку с особенностями развития и формирования ее элементов связано большинство форм поведения и состояний человека. Он включает в себя представление человека о себе, своих психических состояниях, свойствах и процессах, влияющих (или способных влиять) на характер внешних проявлений, историю их становления и развития (например, особенности рождения, развития в раннем, школьном, подростковом и другом возрасте).

Деятельностный (игровой, учебный, профессиональный) анамнез направлен на сбор информации о внешних проявлениях деятельности, которая в данный момент времени для диагностируемого выступает в качестве ведущей или значимой относительно обсуждаемого вопроса (проблемы). Так, для ребенка школьного возраста этот вид анамнеза назывался бы школьным, а для взрослого человека – профессиональным.