Роль личности учителя в воспитании школьников. Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности. Роль учителя в формировании личности учащегося

Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственный будет-слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности. Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания - научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

  1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;
  2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей) ;
  3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке; физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре) ; нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель) . Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно богата) , если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
  2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения народно-прикладного искусства (керамика, стекло, народные декоративные изделия и др…)
  3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и т.д. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. 4.Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развитие эстетических оценок, способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого использую различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр спектаклей, презентаций и т.д.
  4. Праздники. С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремления испытать себя в разных жанрах искусства, выступления в красочных костюмах. Подготовка к празднику, участие детей в создании номеров, ожидание праздничного действа, формируют особое предпраздничное коллективное настроение.
  5. Самостоятельная художественная деятельность детей. Она является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству. Для развития самостоятельной художественной деятельности создаются специальные центры с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут пользоваться свободно. Педагог при это заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. 7. Значительную роль в эстетическом воспитании могут сыграть музей, кинотеатр, дом культуры. Посещение культурных центров формирует и первые навыки художественно-эстетического восприятия в детском возрасте. Основой процесса эстетического воспитания, является деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребенок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо грамотно отбирать содержание предполагаемого материала и определять его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников. Также, необходимо ввести в совместную деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний и умений. Педагог приобщает к прекрасному, побуждает к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармонично, интеллектуально-развитой личности.

  1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения) .
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

У нас в группе созданы условия для эстетического воспитания детей. Создан центр «Уголок творчества» (слайд) для разнообразной художественной деятельности, в котором дети занимаются как под руководством воспитателей, так и по собственной инициативе. Для творческой деятельности очень важно, чтобы обстановка, окружающая ребенка, была красивой, уютной, по-домашнему комфортной. Это раскрепощает ребенка и располагает к творчеству. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Детям предоставлена возможность рисовать, лепить, апплицировать в любое время, из разных материалов. В центре творчества много пошаговых обучающих образцов, наглядности, трафаретов. Мы организуем приобщение детей к декоративной деятельности: (слайд) рассматриваем элементы декоративной росписи, силуэты народных игрушек, матрешек, тематические раскраски «Знакомство с росписью» , дети любят играть в такие игры, как «Узнай роспись» , «Найди сходства и отличия народных костюмов» , «Что лишнее» и т.д. Знакомим с изделиями народных мастеров, смотрели презентации о создании русской и вятской матрешках. (слайд)

Стараемся больше проводить нетрадиционные занятия по изодеятельности с использованием разных приемов рисования и материалов (это рисование тычками, ватными палочками, рисование пальчиками, (слайд) процарапывание стеками, рисование солью, печатание губкой, выдувание рисунка из трубочки «Кляксография» , (принимали участие во Всероссийском конкурсе «Кляксография» ) . Применяем такие материалы, как специальные трафареты под стекло, (слайд) гипсовые фигурки, цветные мелки, смываемые маркеры, деревянные заготовки. Для занятий по лепке применяем разный бросовый материал, радужный песок (слайд) , глину. Применение таких приемов и методов развивают у детей фантазию, творческое воображение. Лучшие работы выставляем в группе на «Полочке Красоты» . (слайд) Учим детей использовать средства художественной выразительности (стихи, пословицы, поговорки отрывки из произведений) . Важную роль в эстетическом воспитании детей играет музыкально-театральная деятельность. Музыка имеет звуковую природу, обобщенность образов, являясь «искусством чувств» , как говорил П.И. Чайковский. Мы стараемся, чтобы музыка звучала не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, на зарядке, включаться на других видах занятий. В группе создан музыкально-театральный центр (слайд) , в котором дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, (слайд) участвуют в драматизации сказок, (слайд) спектаклей, инсценировках. Мы используем различные виды театров: пальчиковый, театр на магнитах, игрушки бибабо и.т. д.

Для обогащения эмоционально-чувственного восприятия в каждой группе есть условия для знакомства детей с художественной литературой. В книжном центре (слайд) есть портреты писателей, необходимые подборки литературы для знакомства детей с ними, их произведениями, сказками, фольклором.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетическом развитии детей принадлежит детскому саду. Но и велика роль семьи. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников с родителями в конкурсах районного, регионального уровня. Никита Горин занял первое место в районном конкурсе «Зимняя сказка» с поделкой «У леса на опушке, жила зима в избушке» . Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, художником, писателем, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне-развитую личность.

Уважаемые педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.

Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

  • 1. Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;
  • 2. Несправедливые обвинения, унижения;
  • 3. Нервное напряжение, стрессы;
  • 4. Одиночество;
  • 5. Тотальную неуспешность.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития.

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.

Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.

Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагог.

Заключение

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.

В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности, включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Роль учителя в формировании личности учащегося

Тюльменкова Анастасия Александровна - учитель математики, экономики Георгиевской cредней общеобразовательной школы Канского района Красноярского края. (c.Георгиевка, Красноярский край)

Аннотация: В данной статье пойдет речь о деятельности учителя, как педагог должен организовать свою деятельность, для того чтобы ученик не просто учился, а творчески подходил к решению не только проблем, касающихся школы, но и жизни.

Ключевые слова: Роль учителя, личность учащегося.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.

Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание.

Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.

В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки. В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики, информатики и др. Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения. Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.

При организации совместных внеклассных мероприятий следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей, наблюдение за тем, как и что, делают другие.

Процесс развития науки, техники, экономики, ее математической составляющей, предъявляет все более высокие требования к преподаванию данной дисциплины, разъяснению ее роли в применении. Математические методы играют огромное значение в развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Само содержание школьного курса математики отражает на доступном уровне для учащихся достижения современной науки, позволяет показать борьбу идей и мировоззрений. Роль математики в познании мира, ее место в системе наук и практической деятельности человека огромно. Для практического применения математики необходимы глубокие знания и учителя, и ученика.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета, его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса на уроках и внеклассных занятиях.

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно – полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Например, учитель, обучая ученика математике, пользуется одним из важнейших средств – решением задач. Но это не совсем верно методически. Ведь, если решение задач – это цель, то учителю надо добиваться, чтобы учащиеся быстро и безошибочно решали задачи. Главное, чтобы при решении задач ученик получил пользу от этой задачи, то есть подвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи, а не в ответе. Ученик, решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.

Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках. Следует отметить, что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений, то полезно помнить, что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике.

Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе.

Каждый учитель понимает, чувствует, насколько трудной является задача руководить классом так, чтобы ученики занимались на уроке своим основным делом – учились. Учителю хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права – учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится за линией приятия и является проблемой учителя. Учителю необходимо что – то предпринять для своего же блага. Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда проблема принадлежит учителю, конечно, существенно различаются.

Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.

Полезно помнить, что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно воспитывать каждого школьника в убеждении важности предмета и его методов для жизни в современном обществе. Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться, чтобы ученик видел за вычислениями, формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума», но и их реальные возможности как метод познания, пусть даже в самой простой форме.

Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, которые необходимо использовать в работе. Каждый из нас понимает, что одним из важнейших прав человека, пожалуй, является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.

Список литературы:

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
2. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Климов Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
6. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.


Сазонова Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Карымкарская СОШ"
Населённый пункт: ХМАО п.Карымкары
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в формировании личности ребенка"
Дата публикации: 02.04.2017
Раздел: полное образование

МКОУ «Карымкарская СОШ»

Роль педагога в

формировании личности

ребенка.

Приготовила выступление

Сазонова Н.Н

Роль педагога в формировании личности ребенка.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем

обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего

будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так

сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к

катастрофе. Одним словом, работа учителя выполняется без репетиций, без черновых

вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в

будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность

ребенка к чему-то. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у

взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с

этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность

педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует

возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать,

чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию,

только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только

любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет

любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам,

он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной

щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных

учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не

только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры,

должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и

телесное развитие.

Развитие личности - это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с

ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты

совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений,

возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к

общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности - учебы. Как

только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый - учитель, влияние

которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с

другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно

учитель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило,

бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся

Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что

в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на

информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы

диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками

деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует

значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в

значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал

ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним

через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только

психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется

уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции

детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается

воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность

самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность,

чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так

и со взрослыми.

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных

возможностей школьника могут выступать:

организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

формирование мотива предстоящей деятельности;

использование различных, в том числе и технических, источников знаний;

обучение учащихся различным способам переработки информации;

личностно-ориентированный подход;

опора на сильные стороны ученика;

опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований

к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической

компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм,

способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-

педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению

к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его

возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса,

обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

Учитель, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть более

ориентирован на создание для учащегося возможностей занимать активную,

инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал,

но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не

останавливаться на найденном как на окончательной истине.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в

первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель

учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества,

духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой

почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль

взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм

поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием

Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького и сказать: "Учитель – это звучит

гордо". И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук,

которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг

современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он

накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно

учитель является "стержнем" при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово

вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально

организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи

накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его

умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в

развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений

определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха,

исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и

художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную

роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов

деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и

деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются

способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с

окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает педагогу

поймать внимание детей, расположить их к себе.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений,

благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,

уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения,

интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности

личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как

процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и

науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям,

сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий

потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в

нужное русло, а значит и здесь важно актерское мастерство.

К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя:

"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя...

посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей,

и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо.

Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем

истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших

дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение

от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства,

обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно

увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко

раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель

жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно

расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей

потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических,

интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и

происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля.

Вот почему лучшим наследством, которое могут оставить детям взрослые, К.Д. Ушинский

считал любовь к труду. Воспитание любви к труду, таким образом, ещё один важный

аспект в становлении личности.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности

развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее

настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более

сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Это не позволяет ему сделать шаг извне направляемой деятельности к самостоятельности,

а значит ставит преграду на пути развития его способностей. В результате ребенок

вырастает пассивным, беспомощным и вялым, с неразвитыми жизненными силами.

Это и определит успех личностного развития. Учитель может прилагать много сил и труда,

но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет

включить детей в самостоятельную результативную деятельность.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку,

расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение

вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и,

учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне

прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку,

стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды

деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу каких – либо неблагоприятных

обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более

низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации,

спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно

вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она

максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к

которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных

сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно

внося в нее элементы нового.

Итак, задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности

заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии

социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые

творческие возможности, свой талант.

Каковы же основные условия, выполнения которых позволяет учителю решать указанную

Ребенок должен воспринимать класс как свой коллектив, где есть справедливость,

доброжелательность, требовательность. При этом требования учителя ребенок должен

воспринимать как систематически действующие правила коллектива, выполнение которых

необходимо для его нормальной жизнедеятельности. То есть, всякое нарушение правил

учитель не должен оценивать как нарушение требований только учителя, необходимо

показать значение выполнения этих правил для других учащихся.

Все мы, конечно, понимаем, что воспитание неразрывно связано с обучением, оно идет

ежедневно в ведущей деятельности учащихся. Ребенок фактически впервые начинает

заниматься общественно значимой деятельностью, воспитывающий эффект которой

зависит не только от ее содержания, но и от характера ее организации, проведения и

оценки ее результатов.

Прежде всего следует отметить, что обычно в школе учебная деятельность оценивается

только по образовательному эффекту: по приобретенным знаниям и познавательным

умениям, предусмотренным школьными программами. Воспитательный результат

остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо

успевающих учеников, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгоистическая

направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность

личности, но не отличники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспитательный

эффект такого поведения учителя отрицательный. Во – первых, у «примерного» ученика с

эгоистической направленностью учитель своим отношениям закрепляет эту

направленность. Во – вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В – третьих,

это нередко приводит к конфликтным отношениям «примерного» ученика с классом.

При организации любой деятельности учитель должен учитывать ее мотивацию,

предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика, учитывать

противоречие, которое содержится в самой деятельности учения. Если учебная

деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной

сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная

деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию – к

становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности.

Правильное организованное воспитание неотделимо от естественного течения

жизнедеятельности человека.

Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми,

ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что учитель должен

систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими

деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только

положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать

имеющиеся намерения.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему

виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования

личности школьника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется

потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с

этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства

педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных

особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от

четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием школьников: (коллективных

взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия,

целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к

труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-

ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации.

Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой

соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети

одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя,

выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий

момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к

достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать

действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра

является школой воспитания чувств школьников. Нравственные качества,

сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки,

сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми,

получают дальнейшее развитие в игре. Нельзя забывать и о том, что игра – важное

средство умственного воспитания ребенка. Воспроизводя различные события жизни,

эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали

и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти

себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он

говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения

задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для

магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому.

Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и

бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта.

Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для

общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и

какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми

они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого

ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных

Масло Ирина Игоревна,
учитель начальных классов
НОУ «ЛИЦЕЙ» Санкт-Петербрга

На современном этапе меняется роль учителя в образовании. Идеи гуманистической педагогики особенно актуальны для нашей страны. В результате известных социальных причин был нарушен естественный механизм эмоциональных связей между поколениями. Укрепилось понятие дистанции. В результате целые поколения выросли зависимыми, несвободными, не имеющими собственных мыслей, не умеющими принимать собственные решения и за них отвечать. Современное общество требует воспитание личности, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание.

Воспитание, ориентированное на личность, ее жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребенка приводит его личное отношение к тому, что он делает.

Личностно ориентированное воспитание - воспитание, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

Самоценность личности,

Уважение к личности,

Природосообразность воспитания,

Добро и ласка как основное средство.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и свободу других людей.

Педагогика строится на принципах сотрудничества и уважения к личности ребенка. Неумение учителя установить с детьми партнерские, подлинно человеческие отношения приводит к тому, что для учителя педагогический процесс становится неуправляемым и неэффективным, а у учеников возникает неприязнь к нему и к школе в целом. Учителем должен быть создан подобающий микроклимат, в котором будут учитываться все факторы и трудности. Учитель различными способами создает такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию смысла данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил.

Целенаправленное нравственное воспитание в школе возможно лишь при условии взаимного принятия учителя и ученика, взаимопонимания между ними. На усвоение учащимися нравственных норм большое влияние оказывает нравственный облик самого учителя, его отношение к детям.

Роль учителя как нравственного образца очень важна для ученика, как пример нравственного поведения, нравственного человека, особенно для тех детей, которые в семье и других институтах социализации не получают примеров нравственного поведения, лишены теплого и уважительного отношения и поддержки взрослых. Это значит, что работа педагога с учеником невозможна без постоянной работы над самим собой - своим характером, поведением, отношением к окружающим.

Психологической основой примера служит подражательность. О сущности подражательности, о ее роли и месте в процессе воспитания и самовоспитания, о стадиях подражательности пишет А.Г.Ковалев, отмечая, что «…подражание является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность - основным свойством развивающейся личности».

Младшие школьники подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление. Он наиболее восприимчив и открыт для воздействия, не испытывал негативных педагогических влияний, авторитет учителя практически непререкаем. Но необходимо помнить, что внешние влияния не вызывают у школьника прямой реакции, а обязательно преломляются через сложившиеся в его опыте отношения. Поэтому период младшего школьного возраста благоприятен не только для формирования тех или иных нравственных качеств, но и для определенного корректирующего воздействия в случаях несоответствия личностных и общественных отношений, не благополучного семейного положения ребенка. Мудрость педагогического руководства: понимать, где не нужно вмешиваться и насильственно ускорять или осуществлять коррекцию, а где, видя трудности ребенка и его неспособность справиться с проблемами собственными силами, «подтолкнуть» процесс, значительно сэкономив при этом время и нервы.

Педагог может выбирать разные формы работы - шефство над пожилыми людьми, взаимопомощь в учебе, уход за живым уголком в классе, - ориентируясь на индивидуальные особенности личности учащихся и уровень развития их нравственных представлений.

Процесс нравственного воспитания становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

° опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»;

° обеспечивают эмоциональную насыщенность общественно полезной деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

° создает в коллективе атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

° утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива;

° учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

° заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Все эти вышеперечисленные условия наиболее эффективно будут выполняться с использованием современных информационных технологий. Однако в современной школе еще остро ощущается недооценка этих средств воспитания. Учителя массовых школ не имеют специально разработанных программ воспитания у детей нравственных качеств, часто работа с учащимися в этом направлении носит неустойчивый, размытый характер.

Используемая литература :

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000

2. Раев А.И. Матвеева Л.А. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. -Л., 1985

3. Хуторской А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе. \\ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002

4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975, №1.

5. Галяутдинова С.И. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению./ Психологические проблемы нравственных убеждений. -Л., 1987

6. Ковалев А.Г. О стадии подражательной деятельности ребенка // Вопросы психологии личности / Под ред. Е.И. Игнатьев. М, 1960.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич - Минск., 2005

8. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М., 2002