Миф: Колхозникам не платили пенсий. Пенсии в ссср. просто факты Каким сельским жителям будет надбавка к пенсии

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

На сегодня контуры пенсионной системы выглядят так: размер пенсионной компенсации рассчитывается с учетом ИПК (пенсионного балла), который появился в 2015 году. Чем выше значение ИПК, тем больше сумма пенсионного пособия. Ежегодно требуемое количество баллов повышается. К 2025 году для обращения за пособием нужно будет набрать 30 ИПК. В 2019 году пенсия назначается при наличии у человека минимум 16,2 баллов.

Закон № 350-ФЗ внес уточнения, касающиеся предельного срока нахождения на госслужбе. К 2023 году мужчины вправе будут покинуть госслужбу по старости в 65 лет, женщины - в 63 года. Данные мероприятия будут происходить постепенно. С 2019 года каждые 12 месяцев будет прибавляться по одному году.

Процедура назначения пенсионного содержания госслужащим определена законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ. Возраст ухода с государственной службы по старости для них подняли еще в 2017 году. Изменения вводятся постепенно. Ежегодно к стажу выслуги добавляется по полгода. К 2026 году для обращения за выплатой нужно будет отработать на госслужбе 20 лет. Те, кто оформляет пособие в 2019 году, должны иметь выслугу 16,5 лет.

Максим Блинов/РИА "Новости"

Норматив увольнения по старости с оформлением пенсий работникам, работающих в северных районах России, подняли: до 55 женщинам и 60 лет мужчинам. Раньше женщины на севере и в районах, приравненных к ним, выходили на пенсию в 50 лет. А мужчины - в 55. Изменения будут вводиться поэтапно с 2019 до 2023 года. В первые 2 года переходного периода выход на пенсию оформляется по старым правилам, но со сдвигом на половину года.

Новые нормы возраста выхода на пенсию не коснулись военных. Этот вопрос находится на этапе обсуждения. Планируется скорректировать стаж выслуги, при наличии которого гражданин вправе претендовать на оформление пенсионной компенсации. Планируется, что выслуга лет для будущих военных пенсионеров должна составлять 25 лет. Сейчас этот стаж составляет 20 лет. Пока что проект изменений официально не опубликован

3 октября 2018 года был подписан закон № 350-ФЗ о повышении возраста ухода на заслуженный отдых по старости. Изменения будут вводиться поэтапно до 2028 года включительно. Первоначально правительство РФ предлагало повысить возраст ухода на пенсию для женщин на 8 лет - до 63 лет, для мужчин - на 5, до 65 лет. По решению президент России Владимира Путина для граждан обоих полов возраст выхода на пенсию будет поэтапно увеличен на 5 лет.

С 2016 года Минфином и Центробанком разрабатывается новый закон о замене накопительной части пенсионного пособия индивидуальным пенсионным капиталом — ИПК. Он будет формироваться из личных средств граждан. Гражданин должен будет подписать договор с негосударственным пенсионным фондом — НПФ. Планируется ввести ставку от 0 до 6 %, которая будет ежегодно увеличиваться на один пункт. Работники будут включены в новую систему автоматически.

С 1 января 2015 года пенсионная система в России снова была изменена. Пенсионные права в новой системе учитываются уже не в рублях, а в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах) — ИПК. Накопленные баллы будут переведены в рубли при назначении пенсии. Максимальное число баллов, которые можно будет заработать за год - 10. На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на их стоимость. Стоимость балла будет устанавливать государство. При этом государство обещает, что стоимость балла будет ежегодно расти на величину инфляции в предшествующем году. В 2014 году один балл равен 64 рублей 10 копеек.

В 2014 году правительство отказалось от идеи формирования накопительной части пенсии. Сейчас все выплаченные в ПФР взносы заморожены, и, как заявил в 2014 году глава Минфина Антон Силуанов «эти деньги потрачены на присоединение Крыма к России».


Владимир Федоренко/РИА "Новости"

С 1 января 2009 года правительство попыталось заставить граждан копить на свою пенсию добровольно. Гражданам было предложено в рамках программы софинансирования вносить ежемесячно на свой в ПФР небольшую сумму, минимум 2 тыс. рублей год. Государство обещало удвоить эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 тыс. рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 4 раза - но не более 48 тыс. рублей в год. Программа была рассчитана на 10 лет, но сейчас государство ее тихо свернула Никаких официальных итогов этой программы не объявлено.


По информации Росстата на 2018 год средняя длительность жизни в России составила 72,9 года. Численность граждан трудоспособного возраста уменьшилась на 4 млн. человек. Из-за роста количества пенсионеров на ближайшие 6 лет правительству нужно изыскать 8 трлн. рублей на пенсионное обеспечение. В целях стабилизации финансовой ситуации в начале 2019 года стартовала реформа пенсионной системы. Таково официальное объяснение увеличения пенсионного возраста в России.

Идея накопительной системы, по замыслу авторов системы, состояла в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ (ПФР), на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Инвестирование пенсионных накоплений осуществлялось через управляющие компании, отобранные по конкурсу, и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованное лицо имело возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР.

Распределительная система (от английского термина «Pay-As-You-Go» или PAYG — «плати пока идешь») основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения. Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран. К началу 21 века стало понятно, что без существенных изменений в пенсионной системе Пенсионный фонд ждет развал. Поэтому в федеральном законе, принятом 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), было сказано, что пенсия может состоять из двух частей: страховой и накопительной

К 1981 году количество граждан пенсионного возраста составляло 27 миллионов человек - это 10% от общего числа жителей страны. К началу 2019 года в стране было уже 45 млн пенсионеров и эта цифра продолжает расти. На данный момент пенсионеры — это 30% от числа всех жителей России. Траты Пенсионного фонда только наполовину компенсируются страховыми взносами, другая часть расходов ПФР компенсируется бюджетными трансферами. Если бы не было принято решение о повышении возраста выхода на пенсию - бюджет стал бы неспособен обеспечивать даже те небольшие пенсии, что установлены сейчас, считает правительство. А вот увеличение пенсионного возраста позволит продолжать выплаты и даже немного поднять сумму пенсий.


В. Лагранж/РИА "Новости"

Когда в 1994 году в Россию вернулась дочь Иосифа Сталина, Светлана Аллилуева, ей была предоставлена пенсия персонального плана, выделен транспорт с личным шофером, талоны на кремлевское питание. Все это предоставили, несмотря на то, что у Светланы Аллилуевой не было каких-то достижений перед страной и минимального рабочего стажа.

Попадание в список работников партийного аппарата в СССР автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались - члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты - 400, секретари ЦК - 300 рублей.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий: травма на производстве или профессиональное заболевание - 110% от зарплаты для I группы, 100% для II, 65% для III; общее заболевание - I группа 100%, II - 90%, III - 45; военнослужащим срочной службы - I группа в размере 90 рублей, II - 70, III - 40; учащиеся - I группа - 75 рублей, II - 50, III - 30. Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

В восьмидесятые годы пенсии колхозников приблизились к отметке 70 рублей. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, правда, это срабатывало лишь при том условии, что хозяйство было богатым.

Военные в отношении пенсионного обеспечения всегда были самой льготной категорией. Не только в отношении времени выхода на отдых, но и в области размера денежного содержания военных пенсионеров. Старшим офицерам, например, полковнику выплачивалась пенсия в размере 250 рублей, высшему звену - 300 и выше.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Но существовала и система персональных пенсий. Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая - пенсионер общесоюзного, республиканского и местного уровня. В касту привилегированных попадали ученые, партийная номенклатура, люди, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше получали республиканские и местные - 160 и 140 руб. соответственно.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимальная пенсия, при условии высокой заработной платы и большого стажа, накануне развала СССР составляла 132 рубля.


Г. Щербаков/РИА "Новости"

Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы: за непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет - 10%, за общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам - 10%, за непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 - 20%.

Трудящимся гражданам (кроме колхозников) пенсия в Советском Союзе начислялась в 70-е годы в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в ее можно было рассчитать по последнему году работы, либо за любые пять лет предыдущего стажа. К расчету пенсии по последнем году работы очень любили прибегать женщины, которые не работали большую часть жизни - например, воспитывали детей. Стоило поднапрячься и поработать удачно год с 54 лет — и можно было получить довольно высокую пенсию.

Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством (обязательные поставки и внесения натуроплаты за услуги машинно-тракторных станций) поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

В 1973 году выплаты по пенсиям колхозникам повысили до 20 рублей, а в 1987 году — до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, то есть колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Трудоде́нь — это мера оценки и форма учёта количества и качества труда колхозников в период с 1930 по 1966 год.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам в 1964 году была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.


Дмитрий Донской/РИА "Новости"

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», то есть во времена, когда генеральным секретарем Коммунистической партии был Никита Хрущев. При нем была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Пенсия в СССР в тот период рассчитывалась так. Если средняя заработная плата в рублях была до 50 рублей в месяц, то пенсия составляла 85% от зарплаты - 40 рублей. Если зарплата была 50 - 60 рублей в месяц, то пенсия составляла 75% от оклада - 42,5 рубля. Если зарплата была 60 - 80 рублей, то пенсия составляла 65% от утраченного дохода, то есть 45 рублей. В вилке зарплаты от 80 до 100 рублей пенсия назначалась в размере 55%, то есть 52 рубля. В том случае, когда человек зарабатывал больше 100 рублей, то ему было положено содержание в размере 50% от заработка или 55 рублей.

Максимальная пенсия в 300 рублей в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от зарплаты в 1 тыс. 200 рублей. Речь, конечно, идет о недемономинированых рублях. После реформы 1961 года эта зарплата была 120 рублей. Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров после денежной реформы начала 60-х годов прошлого века получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

До 1956 года размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 — 45 рублей при назначении второй группы инвалидности и 65 рублей при установлении первой группы. Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов — от 15 до 45 рублей. Если учесть, что в 1937 году студенческая стипендия была 130 рублей, то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

Также именно в этот время были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий. Это люди, работающие на Крайнем Севере страны и приравненных к нему местностях, работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, работники текстильной промышленности сталелитейных предприятий и прочие), медицинские работники и педагоги по выслуге лет, родители или опекуны ребенка-инвалида, многодетные матери, военные и милиционеры по выслуге лет. При наличии стажа 20 лет работники регионов Крайнего Севера могли выходить на заслуженный отдых на 5 лет раньше общего срока. О праве досрочного выхода на пенсию этих категорий наших граждан до сих пор ломают копья экономисты, пытаясь привести их к общему знаменателю с людьми, работающими в других частях страны и на других производствах.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,23 года, женщин - 45,61 года.

В 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин. Возраст окончания периода трудоспособности был установлен на основе заключения врачей о том, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. Эта норма использовалась почти 85 лет, правда, согласно данным 2019 года продолжительность жизни в России у мужчин составляет 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Финансовое обеспечение пенсий осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12% оклада.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

После 1917 года пенсий практически не было. После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости - они были положены лишь для небольшой части населения.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю, либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

Пенсионная система существовала еще при царизме. Но сегодня мы хотим рассказать, как складывалась «судьба» пенсионных выплат после революции? И как выстроили схему, благодаря которой советские пенсионеры могли беззаботно жить, да еще и детям с внуками помогать?

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин - 60 лет, для женщин-55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы - 45 руб., а 3-й группы - 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан - рабочих и служащих - были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст - 60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии - 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин;
  • размер пенсии - половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии - 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

На заметку

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения - районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Общеизвестно, что пенсии колхозникам, как и паспорта дал Хрущев. А так, при Сталине, советские крестьяне были обыкновенными крепостными...

"До 1964 года колхозникам вообще не платили пенсию".
(Исаев А.К. заместитель Председателя Государственной Думы)

Ну, раз сказал зампред ГД, что пенсии не платили - значит не платили.

Крестьянка, № 7, 1958

Постановление ЦИК СССР 1 февраля 1932 г. (СЗ СССР 1932 г. № 9, ст. 51) "О кассах общественной взаимопомощи колхозов":

Кассы взаимопомощи колхозов оказывают помощь колхозникам и колхозницам в случае инвалидности, старости, болезни, беременности и родов, а также и в других случаях, когда колхозники и колхозницы лишены возможности участвовать в производстве и нуждаются в общественной помощи...


***
В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение.

Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи.

«Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот1. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных».
(Т. М. Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века»).

Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. Кроме пенсий от колхоза специалисты, инвалиды Великой отечественной войны, могли дополнительно получать и государственную пенсию. «Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г. насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей». (Димони).

Для рабочих и служащих государственные пенсии устанавливаются в 1956 г. законом о государственных пенсиях («Ведомости Верховного Совета СССР», 1956, № 15, ст. 313.)

С выходом в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» («Ведомости Верховного Совета СССР», 1964, № 29, ст. 340.) происходит окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты – в дополнение к государственной пенсии.

Из того же закона от 15 июля 1964 года (в оригинальной редакции, закон неоднократно изменялся):

«Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов: мужчины – по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет. […] Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размере 50 процентов с заработка до 50 рублей в месяц и, сверх того, 25 процентов с остального заработка. Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 12 рублей в месяц. Максимальный размер пенсии по старости устанавливается 102 рубля в месяц, то есть на уровне максимального размера пенсии по старости, предусмотренного Законом о государственных пенсиях для рабочих и служащих, постоянно проживающих в сельских местностях и связанных с сельским хозяйством.»

Все последующие годы идет постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с обеспеченим рабочих и служащих, благодаря опережающим темпам роста пенсий колхозникам.

Примеры использования: «Особенно тяжелая доля выпала крестьянам (колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей, платили налог на землю и т. д.)» (Курс лекции по отечественной истории http://kursoviki.spb.ru/lekcii/lekcii_history.php)

«Пенсионная система не охватывала крестьян» (История экономики России. Учебное пособие. Гусейнов Р. http://www.elective.ru/arts/eko01-k0177-p12229.phtml)

Действительность:

В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. Создание пенсионной системы .

Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи.

«Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот1. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных» (Т. М. Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века»)

Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. Кроме пенсий от колхоза специалисты, инвалиды Великой отечественной войны, могли дополнительно получать и государственную пенсию. «Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г. насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей» (Димони)

Для рабочих и служащих государственные пенсии устанавливаются в 1956 гзаконом о государственных пенсиях («Ведомости Верховного Совета СССР», 1956, № 15, ст. 313.)

С выходом в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» («Ведомости Верховного Совета СССР», 1964, № 29, ст. 340.) происходит окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты – в дополнение к государственной пенсии

Из того же закона от 15 июля 1964 года (в оригинальной редакции, закон неоднократно изменялся)

Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов: мужчины – по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет. […] Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размере 50 процентов с заработка до 50 рублей в месяц и, сверх того, 25 процентов с остального заработка. Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 12 рублей в месяц. Максимальный размер пенсии по старости устанавливается 102 рубля в месяц, то есть на уровне максимального размера пенсии по старости, предусмотренного Законом о государственных пенсиях для рабочих и служащих, постоянно проживающих в сельских местностях и связанных с сельским хозяйством.

Все последующие годы идет постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с обеспеченим рабочих и служащих, благодаря опережающим темпам роста пенсий колхозникам.

Советские крестьяне, составлявшие в сталинское время большинство населения, были лишены пенсий. Пенсии колхозникам начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан — всего 12-20 рублей в месяц. До 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины — в 60. Социальное равенство крестьян и горожан было достигнуто в России только в начале 1990-х.

Де-юре в 1930-е колхозники получили второе издание крепостного права: они были прикреплены к земле, несли трудовые и денежные повинности, в том числе не связанные с работой на земле — например, обязанность как минимум 6 дней в году отработать на строительстве и ремонте дорог. Продолжением этого поражения в правах было отсутствие пенсий у колхозников. Открытие газовых и нефтяных полей в Западной Сибири в конце 1960-х привело к либерализации политических и социальных отношений в деревне: у государства теперь появлялся новый источник финансирования. О том, как вводилась пенсионная система в колхозах, рассказывается в монографии доктора исторических наук из Вологды Татьяны Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века». Мы публикуем часть этой работы.


«До середины 1960-х единой системы государственного пенсионного обеспечения колхозников не существовало. Несмотря на то, что в Конституции СССР 1936 года было закреплено право всех граждан страны на материальное обеспечение в случае старости или нетрудоспособности, до 1964 года эта функция в отношении колхозников возлагалась на сельхозартели. Примерный Устав сельхозартели 1935 года (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства.

Пенсия, выплачиваемая колхозом, обычно состояла из натуральных выплат. Например, в Мяксинском районе Вологодской области в 1952 году престарелым членам колхозов ежемесячно выдавали 10-12 кг зерна и обеспечивали дровами. Тем не менее пенсионное обеспечение не носило обязательного характера.

Изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства в начале 1950-х, проведённое районными отделами соцобеспечения Вологодской области, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, в возрасте старше 70 лет — самой старшей «нищенствующей» было 103 года) были вынуждены «собирать куски». В каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.

Часть колхозников имела право на государственную пенсию — до 1964 года она назначалась председателям колхозов, механизаторам, специалистам, инвалидам Великой Отечественной войны. Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 году насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.

По данным бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области в годовом денежном доходе семьи размеры пенсии составляли в 1955 году 31 руб., в 1960 — 39 руб., что не превышало 4-6% в бюджете колхозного двора.

Единая система государственного пенсионного обеспечения колхозников была введена законом Верховного Совета СССР от 15 июля 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (для рабочих и служащих государственные пенсии были установлены в 1956 году). Законом определялось, что пенсия назначалась по старости, инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсию по старости получали колхозники, достигшие пенсионного возраста (мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет) и имевшие определенный трудовой стаж (мужчины — не менее 25 лет, женщины — не менее 20 лет). Минимальный размер пенсии по старости составлял 12 руб. в месяц, максимальный — 102 руб. в месяц.

Минимальные пенсии по инвалидности, установленные законодательством 1964 году, составляли для инвалидов I группы 15 руб., II группы — 12 руб. в месяц. Минимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца имели размеры от 9 до 15 руб. в месяц в зависимости от количества оставшихся нетрудоспособных членов семьи.

Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, введённый в действие с 1 января 1965 года, имел большой общественный резонанс и обсуждался во всех сельхозартелях. В правлениях многих колхозов вывешивались списки колхозников, имевших право на пенсию, проходило их обсуждение на собраниях, списки утверждались правлениями колхозов.

Для выплаты пенсий и пособий в 1964 году в стране был образован Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, куда отчислялись доли доходов колхозов (2,5% суммы валового дохода за 1964 год и 4% за 1965 год) и производились ежегодные ассигнования из Государственного бюджета СССР.

В 1970-е колхозное пенсионное законодательство эволюционировало в сторону сближения с пенсионной системой, установленной для рабочих и служащих. Пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижался для колхозников-мужчин до 60 лет, для женщин — до 55 лет. В 1971 году размер минимальной пенсии по старости для колхозников был повышен до 20 руб. в месяц (у рабочих и служащих её размер тогда же составлял 45 руб.). Максимальный размер пенсии колхозников, как и рабочих и служащих, равнялся 120 руб. в месяц. Повышались также минимальные размеры пенсий по инвалидности: инвалидам I группы — до 30-35 руб., II группы — до 20-25 руб., инвалидам III группы — до 16 руб. в месяц.

В 1971 году впервые в законодательстве появилась ещё одна специфическая особенность «колхозной пенсии». Теперь членам колхозов и их семьям пенсии (кроме минимальных) назначались в полном размере, по нормам, установленным для рабочих и служащих, только в том случае, если хозяйство, в состав которого входил пенсионер, не имело приусадебного участка либо размер участка не превышал 0,15 га. В остальных случаях пенсия должна была составлять 85% установленного размера. Это правило распространялось на все надбавки к пенсии и ещё раз было прописано в законодательстве о пенсиях в 1977 году. Пенсионерам, проживавшим в домах для престарелых и инвалидов, выплачивалось 10% назначенной пенсии (но не менее 5 руб. в месяц).

Размеры пенсий колхозникам вновь были повышены в 1980-е. С 1 января 1980 года повышались минимальные размеры пенсий членам колхозов: по старости — до 28 руб. в месяц (с 1981 года минимальный размер пенсии для рабочих и служащих составлял 50 руб.), по I группе инвалидности — до 45 руб., II группе — 28 руб. в месяц. Повышался и минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца. Теперь он составлял от 20 до 45 руб. в месяц. С 1 ноября 1985 года минимальный размер пенсий по старости для колхозников был повышен до 40 руб. в месяц.

В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», который окончательно уравнял пенсии крестьян и горожан.

Рассмотрим на примерах, как реализовывалась система пенсионного обеспечения колхозников на Европейском Севере России во второй половине ХХ века.

Средний размер пенсии, начисляемой членам колхозов, первоначально не превосходил установленного минимума. В 1965 году он составлял в Архангельской области 12,6 руб., в Вологодской области — 12,2 руб., Карельской АССР — 12 руб. и в Коми АССР — 12,5 руб.

Заметная особенность величин колхозных пенсий — их дискриминационный характер по сравнению с размерами пенсионного обеспечения рабочих и служащих региона. В 1965 году средний размер пенсий колхозников Вологодской области был в 2,7 раза меньше, чем у рабочих и служащих той же области.

Благодаря опережающему росту пенсий колхозников в 1970-е различия в пенсионном обеспечении сократились, но оставались значительными. Так, в Архангельской области средний размер месячной пенсии колхозника составлял в 1965 году 35% пенсии рабочего и служащего, в Вологодской — 37%, в 1985 году — соответственно 61 и 64%, а к началу 1990-х — 81 и 83%. Уменьшилась и доля колхозников, получавших минимальные пенсии. Если в 1965 году 90% пенсионеров по старости в РСФСР получали минимальные пенсии, то к концу 1970-х — середине 1980-х их доля снизилась: в Вологодской области в 1979 году минимальную пенсию по старости получали 58% пенсионеров-колхозников, в 1984 году — 36%».