Цели: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение.
Ход занятия
Организационный момент. У логопеда на столе различные предметы детской одежды: шарф, шапка, куртка и т. п. Логопед поднимает по очереди вещи, спрашивая: Чей шарф? Чья куртка? и т. д. В случае появления ошибок он поправляет детей, добиваясь правильного образования притяжательных прилагательных (Олина, Катина, Сережин и т.п.). Садятся на свои места те дети, которые правильно проговорили словосочетание (Димин шарф и пр.).
1.У логопеда за ширмой игрушки, изображающие разных зверей, например медведя, зайца, лису. Показывая из-за ширмы отдельные части тела игрушечного зверя, логопед просит детей догадаться и назвать: чей хвост? чьи уши? чья лапа? (лисий, заячьи, медвежья и пр.).
Следующие вопросы требуют от детей знаний и воображения:
Чьи лапы самые сильные? Чей хвост самый короткий? самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чьи уши длиннее? И т. п.
После того как дети ответили полным предложением и образовали притяжательные прилагательные, логопед достает игрушки из-за ширмы и дети убеждаются в правильности своих высказываний. 2. Логопед вносит конверт, в нем письмо из страны Выдумляндии с портретом невиданного зверя (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновий хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная грива и т.п.).
Вопрос логопеда: Чьи части тела вы узнали? (Дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное.)
8. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед. Например: козел - козлиная борода, кошка - кошачьи лапы, собака - собачья морда. (Желательно выбрать тех зверей, которых еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь и пр. Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.)
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе.
Тема «Притяжательные прилагательные».
Цели:
1.
Закреплять
умение
образовывать
и
употреблять
в
речи
притяжательные прилагательные по лексической теме «Животные».
2.
Развивать связную речь через театрализацию сказки «Теремок».
3.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
4.
Формировать
навыки
сотрудничества,
инициативности,
самостоятельности.
Ход занятия:
1.
Логопед
приглашает
детей
встать
в
круг.
Читает
отрывок
из
стихотворения К. Чуковского «Путаница», воспитанники должны исправить
ошибки, которые есть в стихотворении.
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-ууу!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
2.
На поляне стоит сундучок. Дети подходят к нему и встают вокруг.
Логопед предлагает заглянуть в сундучок. Из сундучка дети достают маски –
шапочки героев сказки «Теремок». Логопед раздает маски – шапочки детям и
спрашивает
- Ребята, героями какой сказки вы стали?
- Мы стали героями сказки «Теремок»
3. Герои расходятся на свои места. Логопед читает сказку.
- Живут в высоком тереме звери: мышка – норушка, лягушка – квакушка,
зайка – попрыгайка, лисичка – сестричка, медведь косолапый и петушок –
золотой гребешок. Петушок всех утром будит, мышка кашу варит, лягушка
воду носит, зайчик ягоды собирает, лисичка в доме прибирает, медведь дрова
колит. У каждого свои дела, заботы.
Вдруг звери услышали стук в дверь.
- Кто там?
- Почтальон. Я принес вам письма, только не могу понять – кому какое? Но
здесь есть символы, вы сможете мне помочь?
- Конечно, сможем!
Почтальон отдает письма. Дети разбирают их.
Чтение мнемознаков.
- На конверте нарисованы заячьи уши, значит письмо для зайца.
- На конверте нарисован лисий хвост. Это письмо для лисы.
- Это письмо для медведя, потому что на конверте нарисован медвежий хвост.
- А это письмо для петушка, потому что на конверте нарисован петушиный
гребешок.
- Письмо для мышки, т.к. на письме нарисован мышиный хвост.
- А это письмо для лягушки, на конверте нарисованы лягушачьи лапки.
Все звери получили свои конверты. В них разрезные картинки, которые
нужно собрать.
- Молодцы, собрали картинки верно. А теперь поднимите ту часть картинки,
на которой изображен хвост, (голова, лапы….)
Логопед спрашивает у каждого ребенка:
- Чей хвост, (голова, …..) изображен у тебя?
Мышка: « У меня заячий хвост» (заячья голова, ….)
Петушок: « У меня медвежий хвост» (медвежья голова, …)
Динамическая пауза.
Звучит мелодия. Кто из героев услышал свою музыку, выполняет движение,
остальные дети повторяют за ним.
- Веселая прогулка получилась.
Вы наверное проголодались. А я
приготовила, для вас обед.
Логопед выставляет корзину.
Дети выбирают предмет, называют его,
называют чья это еда.
- Это морковка. Это заячья еда.
- Это колосок с зерном. Это мышиная еда.
- Это комар. Это лягушачья еда.
- Это мед. Это медвежья еда.
- Погуляли звери, пообедали, пора и отдохнуть.
Дети возвращаются на свои места. Звучит музыка, дети закрывают глаза и
мечтают.
- Уснули звери с мечтой, а с какой – скоро узнаем.
Логопед прикрепляет возле каждого ребенка карточку. Музыка закончилась,
дети проснулись. Рассматривают карточки и отвечают на вопрос:
- Что вам приснилось во сне? Что произошло?
Мышка: «Ах, как давно я хотела лисий хвост! Наконец – то моя мечта
сбылась!»
Заяц: «А я всегда хотел петушиный хвост! Ура!»
Лягушка: «Мне нравились медвежьи лапы».
Медведь: «Какие красивые лягушачьи лапы»
Петушок: «Посмотрите, у меня вырос маленький заячий хвост».
- Рады звери, что их мечты сбылись. Стали они жить поживать с новыми
хвостами, да лапами. Много времени прошло, мало ли. Но плохо зверям, с
новыми хвостами и лапами. Плачут, жалуются друг другу. Решили звери
вернуть все, как было. Подошла лягушка к медведю:
- Неудобно мне воду носить, медвежьи лапы очень большие. Возьми их
назад.
- А мне дрова трудно рубить. Ты забери свои – лягушачьи.
Мышка подходит к лисе:
- Мешает мне лисий хвост готовить, забери его.
-А мне совсем не подходит мышиный хвост.
Заяц подходит к петуху.
- Увидят охотники яркий петушиный хвост и поймают меня.
- А меня никто не узнает с заячьим хвостом. Давай меняться.
- Вернули звери все на свои места и стали любоваться друг другом, да собой.
Радуются, что стали такие, как были.
Тема: Притяжательные прилагательные.
Цель: Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.
Задачи:
Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.
Закрепить у детей знание животных и их детенышей.
Закрепить знания частей тела различных животных.
Активизировать словарный запас слов.
Воспитывать у детей любовь к животным.
Оборудование: картинки животных,
картинки детенышей животных,
Картинки с изображением частей тела животных,
предметные картинки
Ход занятия.
Организационный момент.
К нам пришли гости. Угадайте, кто это?
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
(Медведь)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
А деревне кур крадет.
(Лиса)
Догадались, кто у нас в гостях? Звери.
У каждого зверя есть детеныши. Давайте их назовем.
1. Игра «Найди свою маму».
Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? Звери находят своих детенышей и строятся парами. Потом можно поменяться масками и повторить игру.
2. Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»
На доске выставлены картинки с изображениями зверей.
Дети, давайте посмотрим, что вы видите на картинках, что общего у этих зверей?(Морда, хвост, лапы, уши, туловище).
Дети, назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья. Это волк. Чья морда? – Волчья. Чей хвост? – Волчий, лисий.
Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.д.
Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки. Те дети, которые правильно подобрали картинки и правильно проговорили притяжательные прилагательные получают фишку.
3.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»
Образование притяжательных прилагательных:
Папа – папин Таня – Танин
Мама -… Нина - …
Тетя -… Вова - …
Дядя - … Дима - …
Образование словосочетаний:
Папин диван (пуфик, банкетка, ботинки, туфли, рубашка)
Мамин…(тапки, юбка, платье, кофта, стол, сумочка, блокнот, духи и т.д.)
4. Дидактическая игра «Найди свой домик».
Справиться с этой игрой нам помогут картинки, на которых нарисованы части тела животных и домики, где живут разные животные.
Все звери живут в домах, которые по-разному называются. Давайте вспомним, как они называются? (конура, берлога, нора, гнездо).Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост, Мой зверь – лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живет в дупле и т.д.
5. Дидактическая игра с мячом.
Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед. Например: козел – козлиная борода, кошка – кошачьи лапы, собака – собачья морда. Желательно выбрать тех животных, которых еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь, обезьяна, кролик и пр.Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.
6.Итог занятия . Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.
Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;
Беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.
Занятие № 1. Тема: Относительные прилагательные.
Цели: формировать навыки словообразования. Упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать зрительную, слуховую память. Воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: пакетики с крупами, сухофруктами, вермишелью; предметные картинки, игрушка или картинка с изображением Карлсона, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед спрашивает детей, знают ли они сказку про Карлсона и просит изобразить сердитого, грустного, веселого Карлсона. Логопед показывает игрушку Карлсона и говорит, что он прилетел к ним на занятие.
2. Педагог говорит детям, что сегодня мы будем говорить о том, что очень любит Карлсон, что можно приготовить ему из продуктов.
3. Дидактическая игра "Угадай, что в пакете”.
У детей на столах маленькие полиэтиленовые пакетики, в которых различные крупы, лапша, кисель, сухофрукты. Дети на ощупь определяют, что находится в пакете, затем рассказывают, что можно приготовить из этих продуктов. (Кашу гречневую, рисовую, ячневую, перловую; вермишелевый суп; фруктовый кисель; яблочный, грушевый, абрикосовый компот.)
4. Дидактическая игра "Найди лишнюю картинку”
На панно выставлены картинки, на которых нарисованы продукты питания и другие предметы. Дети должны сказать, из чего нельзя приготовить кушанье и убрать лишнюю картинку. Игра повторяется 2-3 раза.
5. Физминутка. "Полеты с Карлсоном”.
Дети бегают по группе, выполняя круговые движения руками, как пропеллером.
6. Дидактическая игра "Назови одним словом”.
Дети стоят в кругу. Логопед объясняет, что тот, кому бросят мяч, должен ответить одним словом. Педагог бросает мяч и произносит словосочетания:
- напиток из брусники – брусничный,
- пирог с яблоками – яблочный,
- кисель с клубникой – клубничный,
- сок из слив – сливовый,
- варенье из груш – грушевое,
- запеканка из творога – творожная,
- сок из яблок – яблочный.
7. Составление предложений по предметным картинкам.
У детей на столах предметные картинки на которых нарисованы фрукты, овощи, продукты питания. Логопед предлагает придумать "вкусные” предложения для Карлсона.
8. Письмо от Карлсона.
Логопед достает письмо и говорит, что Карлсон допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки:
- Мама купила яблока сок (яблочный сок).
- Миша съел клубника мороженое (клубничное мороженое).
- Бабушка сварила вишня варенье (вишневое варенье).
- Папа купил липа мед (липовый мед).
9. Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Карлсон угощает детей сладостями, прощается и улетает.
Занятие №2. Тема: Притяжательные прилагательные.
Цель : образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Развивать память, мышление. Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, макет леса, мяч, картинка лешего.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого:
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, волчишке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед спрашивает, про кого говорится в потешке, кто лишний.
3. На столе логопеда макет леса (елочки, деревья). Логопед говорит о том, что в лесу беда. Маленький леший по имени Лешик, учился колдовать и перепутал у животных все части тела. Логопед говорит детям, что животные просят вас исправить ошибки, и навести порядок в лесу.
3. Логопед показывает из-за ширмы часть тела и просит назвать: чей хвост, чья голова, чьи рога? Если ребенок ответил правильно, педагог показывает игрушку и говорит ребенку, что он помог животному найти свою часть тела.
4. Дидактическая игра "Чьи следы?”
Логопед показывает картинку, на которой нарисованы следы животных и говорит, что Лешик не знает, чьи следы, просит помочь ему. Педагог показывает и спрашивает: "Чьи следы?” (Лисьи, заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.).
5. Физминутка. Игра с мячом.
Педагог бросает мяч детям и просит назвать часть тела того животного, которое укажет логопед:
- у медведя голова -…медвежья,
- у белки уши - беличьи,
- у волка хвост - волчий,
- у лисы лапы - лисьи,
- у оленя рога - оленьи и т.д.
6. Дидактическая игра "Назови части тела”
На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Дети называют все части тела животного. (Лисья голова, лисий хвост, лисья морда и т.д.)
7. Дидактическая игра "Угадай чьи шаги”.
Логопед производит определенные звуки, создавая образ зверей, и просит угадать чьи шаги дети слышат. (Медвежьи, заячьи, оленьи и т.д.)
8. Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Лешик раздает детям поощрительные орешки.
Раксеева О.В., учитель-логопед, г.Ухта.
- Цель: закрепить навык практического употребления в речи
притяжательных
прилагательных, согласовывая их с существительным. - Задачи:
“Зимующие птицы”, “Перелётные птицы”;
Закреплять умение детей строить словосочетания с заданным словом;
- автоматизировать звуки, в самостоятельной и произвольной речи;
Ход занятия
/. Организационный этап
Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось. Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.
//. Обучающий этап
На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.
Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:
- Это хвост коровы, он чей? - Это коровий хвост.
- Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.
- Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.
- Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.
Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц: Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.
///. Физминутка
IV. Этап закрепления
Логопед сообщает, что к нам в гости на занятие должна была прийти кошка, но она приходилараньше времени и оставила для нас конверт с заданиями. Этот конверт лежит в уголке природы под игрой “Живой мир планеты”. Выбирается один ребёнок, который повторяет инструкцию и отправляется за конвертом. В конверте лежат маленькие конверты на каждого ребёнка. Логопед и его помощник раздают конверты с разрезанными картинками детям. На счет “раз” - картинки достаются из конвертов, на счет “два”, раскладываются на столе, на счет “три” - определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.
Например: Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, вороний клюв и т.д.)
Игра “Кто первый догадается?” (на развитие логического мышления)
Логопед предлагает послушать загадку.
“По деревьям скок - скок, а орешки щелк - щелк”. (Белка)
Ребенок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них, где живет, и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живет в норе. Это лисья нора и т.д.
Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чей? Чья? Чьё? - беличье дупло, собачья конура, ласточкино гнездо и т.д.
V. Итог занятия
Игра с мячом
Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:
Вороний - вороний клюв;
Утиный - утиный хвост;
Оленья - оленья морда;
Медвежье - медвежье туловище;
Баранья - баранья морда.
(В случае затруднения можно на доске развесить картинки-подсказки, ориентируясь на которые, дети смогут дать правильные ответы).