Как различать камни в украшениях. Как отличить натуральный камень от подделки? Причины частых подделок

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

В этой статье:

Как узнать драгоценный камень и отличить его от подделки? Этот вопрос весьма актуален для тех, кто любит и ценит драгоценные украшения. Ведь перспектива купить в магазине стекло по цене бриллианта мало кого обрадует. Чтобы не переплатить и не ошибиться в выборе, стоит знать о некоторых хитростях, к которым прибегают ювелиры и производители украшений.

Определение подлинности камня

Немного о камнях и подделках

Настоящий камень - это всегда выгодное приобретение: изделия, инкрустированные самоцветами, не теряют в цене, с годами стоимость таких украшений только увеличивается. Но под понятие «настоящий камень» попадают только те минералы, которые были найдены в недрах земли.

Даже если кристалл подвергся обработке, прошел через процедуру облагораживания, его цена будет ниже. Облагороженные камни ничем не отличаются от своих собратьев по характеристикам, они проходят обработку по нескольким причинам, основной из которых считается недостаточно яркий цвет. Процедура помогает придать невзрачным самоцветам уникальный, редко встречающийся в природе оттенок.

Свойства кристаллов, обработанных таким способом, не изменятся и, несмотря на облагораживание, драгоценный камень не станет хуже. Но обработанные таким способом минералы стоят дешевле, поскольку удивительный оттенок им даровала не природа, а рука человека. Такие камушки сложно назвать подделкой, поскольку они все же имеют природное происхождение.

Отличить натуральный камень от искусственного на деле несложно. Чтобы разобраться в подлинности самоцвета, достаточно попросить у продавца изделий ювелирной промышленности сертификат.

Сертификат - это документ, который выдается на каждый минерал, в нем содержатся информация о самом камне, его характеристики: размер, цвет, чистота, наличие дефектов, способ огранки и даже место добычи. Если продавец украшений отказывается предоставить сертификат покупателю, то это означает, что украшение не имеет никаких документов. И подтвердить подлинность минералов, которыми инкрустированы изделия, невозможно.

Стоит отметить, что через руки оценщика проходят все камни, драгоценные и полудрагоценные. Мастера определяют стоимость самоцветов, оценивая их характеристики. После оценки камням - прямой путь в руки к ювелирам, которые и занимаются изготовлением изделий. Они подбирают оправу и создают ту или иную вещь.

Именно по этой причине определить подлинность минерала может оценщик, если отдать самоцвет в руки мастера, он установит его реальную стоимость. Подобная экспертиза стоит денег, работа оценщика должна быть оплачена.

Существует еще несколько способов, которые помогут распознать подделку.

Для идентификации требуются:

  1. Минимальные сведения о покупаемом камне.
  2. Возможность рассмотреть минерал через увеличительное стекло.
  3. Простая экспертиза в домашних условиях.
  4. Идентификация оправы.

Минимальные сведения о том самоцвете, покупка которого планируется, помогут распознать имитацию или подделку. Стоит собрать информацию о том, какие оттенки имеет минерал, в каких местах добывается и каким способом производится огранка. Всего этого будет достаточно для того, чтобы не приобрести стекло вместо драгоценного камня. Чтобы отличить грубую подделку от самоцвета природного происхождения, этой информации вполне хватит.

Необработанные натуральные алмазы

Микроскоп, лупа или любой другой инструмент можно использовать при установлении подлинности. Минерал, созданный в условиях лаборатории, - чист, в его структуре нет вкраплений, которые ювелиры называют дефектами. А вот тот камень, что был найден в недрах земли, наверняка имеет дефекты, некоторые из них можно рассмотреть, используя лупу. Наличие подобных дефектов - это признак того, что кристалл был создан природой, а не руками человека.

Определить подлинность кристалла поможет банальная проверка. Если речь идет о бриллианте, достаточно просто провести им по зеркалу. Камень поцарапает стекло, при этом такая проверка ему совсем не навредит. Плотность драгоценных камней высока, по этой причине их сложно напугать щелочами и кислотами, даже удар молотком по алмазу или бриллианту не принесет ему вреда. Зато подделка рассыпается вдребезги.

Оправа - это еще один элемент, который может выдать подделку. Драгоценные и полудрагоценные камни не вставляют в оправу из неблагородных металлов. Золото и платина - вот основные металлы, которые используют в качестве оправы для самоцветов. Изделия из серебра также можно встретить на рынке, но редкие и дорогие кристаллы серебром не обрамляют, поскольку металл не обладает высокой стоимостью.

Определенные самоцветы производят в лабораториях, их синтезируют в промышленном масштабе. Подобные камни часто используют для изготовления электрических приборов и даже стекол автомобиля. Некоторое количество синтезированных в лабораториях кристаллов попадает в руки к ювелирам. Такие камушки отличаются от тех, что находят в недрах земли, но не всегда сравнение в пользу минералов, которые имеют природное происхождение.

По своим характеристикам и внешнему виду, синтезированные в лаборатории самоцветы могут не уступать природным собратьям. Но не всегда то, что делает человек, столь же прекрасно, как то, что создает природа.

Естественно, что кристаллы, сделанные в лаборатории, высокой стоимостью не отличаются, их нельзя назвать редкими или ценными. Человечество не испытывает дефицита в подобных минералах, поэтому драгоценности, инкрустированные такими камнями, значительно в цене не прибавляют. Вкладывать деньги в подобные изделия нет смысла.

Опытный оценщик без труда отличит самоцвет, сделанный в лаборатории, от того, что имеет природное происхождение. А вот разобраться с теми минералами, что прошли через процедуру облагораживания, будет сложно. Подчас определить, что камень подвергался обработке невозможно, поскольку он обладает всеми нужными характеристиками и может «одурачить» даже опытного специалиста.

Самостоятельная проверка на подлинность

Существует несколько способов, которые помогут усомниться в подлинности самоцвета и отказаться от покупки украшения. Для каждого камня они различны.

Искусственные камни - идеальны и не имеют дефектов

Вот несколько способов, как определить подлинность драгоценных камней:

  • Если требуется проверить алмаз, то помните, что этот камень не только твердый, но и блестящий. Алмаз природного происхождения переливается всеми оттенками серого, если же минерал играет всеми цветами радуги, это свидетельствует либо о его низком качестве, либо о том, что это вовсе не алмаз, а подделка. А еще алмаз не может быть обрамлен серебром или другим недрагоценным металлом, оправой для него может быть только золото или платина, с клеймом качества. Ювелиры всегда оставляют нижнюю часть алмаза свободной, считая, что так он будет сиять еще ярче.
  • А вот бриллиант сияет красками со всех сторон. Определить подлинность этого минерала просто. Стоит посмотреть на него сбоку, в этой проекции бриллиант будет сиять не менее ярко, чем с любой другой стороны. А вот подделка будет эффектно смотреться только во фронтальной проекции. Если сбоку посмотреть на подделку, она блестеть не будет. А еще можно положить бриллиант на лист бумаги, на котором уже напечатаны буквы: если посмотреть на надписи через бриллиант, то букв видно не будет.
  • Чтобы проверить на подлинность изумруд, придется вооружиться лупой или микроскопом. Нужно рассмотреть структуру камня под увеличительным стеклом, в настоящем изумруде нет трубчатых или спиралевидных рисунков. Помимо этого, истинный изумруд плохо проводит тепло, на ощупь он всегда холодный.
  • Если говорить о рубине, то определить его происхождение поможет оценка цвета. В природе рубины кроваво-красного оттенка встречаются редко. Если же кристалл вдобавок отдает фиолетовым цветом и стоит недорого, то это не настоящий рубин, а его имитация. Дело в том, что рубины цвета «голубиной крови» насыщенного красного оттенка с примесью фиолетового стоят очень дорого и ценятся коллекционерами дороже некоторых бриллиантов.
  • Редко в природе встречаются сапфиры крупного размера, естественно, что такие самоцветы существуют, но стоят они совсем недешево. В магазинах встретить сапфир крупного размера практически невозможно, такие камушки продают на специальных биржах. От сапфира веет холодом, взяв его в руки, человек не сможет быстро согреть своим теплом кристалл. Еще можно проверить минерал на подлинность с помощью лупы или микроскопа, в его структуре не должно быть пузырьков газа или прожилок золота.
  • Доподлинно известно, что добыча александритов остановлена, но, несмотря на это, на рынке регулярно появляются изделия, инкрустированные этим минералом. Распознать подделку при покупке драгоценностей поможет объективная оценка: александрит стоит дорого, да к тому же эти камни имеют небольшой размер. А еще александрит меняет цвет при смене освещения.
  • Жемчуг тоже требует проверку на подлинность. Натуральный жемчуг стоит дорого, чтобы установить его подлинность, достаточно проверить его «на зуб». При попытке укусить жемчужину человек почувствует, что она скрипит на зубах как песок, искусственный жемчуг такими свойствами не обладает.

Перечень драгоценных камней на этом заканчивается. Но есть и другие самоцветы, которые нуждаются в проверке.

Как отличить натуральный полудрагоценный камень от подделки или имитации?

  • Аметист - это разновидность кварца. Разобраться в происхождении этого самоцвета несложно, достаточно подержать его в ладонях. Натуральный аметист неохотно «впитывает» тепло человека. А также отличить камень от окрашенного фианита поможет лупа. Вкрапления в виде точек и другие дефекты - вот основные признаки аметиста.
  • Аквамарин - это разновидность топаза, он, как бриллиант, при смене положения сверкает одинаково. Если рассматривать аквамарин под разными углами, то он будет менять цветовую гамму, подделки таким эффектом не обладают.
  • Гранат и все его разновидности можно покупать спокойно. Если верить статистике, то этот самоцвет подделывают реже других. Но чтобы перестраховаться, стоит помнить о том, что гранаты редко бывают крупными и превышают по размеру зерно одноименного фрукта.
  • Янтарь высокой стоимостью не отличается, он относится к поделочным камням, если речь, конечно, не идет о янтаре с инклюзивами. Жук или ящерица, застывшая в смоле, приравнивает стоимость янтаря к драгоценным камням. Чтобы не купить в магазине подделку, стоит натереть поверхность янтаря шерстью, он обязательно ударит током. А еще янтарь притягивает мелкие предметы, его также натирают шерстью и держат сверху над мелко нарезанной бумагой. Кроме того, камень с инклюзивами не тонет в соленой воде. Можно приготовить раствор самостоятельно, насыпав в стакан 10 ложек соли.
  • Топаз - это самый загадочный камень, его цвет влияет на стоимость минерала. Голубой топаз стоит совсем недешево. Чтобы проверить на подлинность этот самоцвет, нужно рассмотреть его под лупой. В структуре натурального топаза будут присутствовать дефекты: мелкие точки, вкрапления. Чистый минерал без дефектов и вкраплений, вероятнее всего, окажется подделкой. Топаз, как и янтарь, хорошо электризуется и притягивает мелкие предметы, салфетки, кусочки бумаги. Достаточно просто натереть поверхность топаза шерстью, чтобы удостовериться в его подлинности.

Сегодня наткнуться на подделку можно как в интернет-магазине, так и в дорогом бутике. Мошенников везде хватает. По этой причине стоит не терять бдительность, ответственно подходить к выбору украшений, избегать «выгодных» предложений и максимальных скидок. А также оценивать цвет камня: слишком яркий оттенок должен отпугнуть покупателя, поскольку в природе такого цвета минералы встречаются редко и стоят дорого.

Естественное желание обладать красивыми ювелирными украшениями делает многих покупателей легкой добычей для разного рода мошенников. И в этом случае вожделенные бриллианты в серьгах, купленных в ювелирном магазине, оказываются не более чем дешевыми фианитами, а янтарное колье превращается в пластиковую подделку. Будьте бдительным покупателем и не позволяйте себя обманывать. Чтобы купить ювелирное украшение с натуральным камнем вовсе необязательно приглашать маститого специалиста. Наши советы помогут вам совершить удачную покупку.

Аметист

Синтетический аметист - одна из имитаций природного аметиста, и распознать фальшивку очень сложно, так как физико-химический свойства искусственного и природного минерала очень похожи. Такие синтетические аналоги производятся сейчас в промышленных масштабах и в ювелирных украшениях используются очень часто. Еще чаще можно встретить крашеные фианиты, которые можно выявить очень простым методом. Приложите камень к щеке: природные аметисты плохо проводят тепло, а, значит, длительное время будут оставаться прохладными. Крупные камни лучше проверить в геммологической лаборатории.


Аквамарин

Аквамарины очень легко спутать с натуральными топазами, так как оба минерала имеют одинаковый оттенок и структурные включения и дефекты, присутствующие у всех природных камней. Одним из методов диагностики аквамарины могут стать так называемые "хризантемы" в структуре камня (заметные белые включения), которых не может быть у топазов. Имитациями аквамарина могут служить искусственная шпинель, обыкновенное стекло и синтетический кварц, имеющие индивидуальные физико-химические свойства. Например, эти подделки не дают того переменчивого цвета, которым славится аквамарин. Если повертеть его под разными углами, можно наблюдать смену по крайней мере двух, а то и трех оттенков: голубоватый, синий, зеленый и их вариации.

Бирюза

Бирюза - один из лидеров по количеству видов подделок. Ими могут быть как обычная пластмасса или стекло, которые довольно легко распознать при внимательном рассмотрении, так как они не имеют особой пористой поверхности бирюзы. Кроме того, стеклянная подделка выдает себя наличием микроскопических пузырьков воздуха, которых нет в натуральной бирюзе. Что касается более искусных подделок, то здесь необходимо упомянуть низкокачественные образцы бирюзы, которые лабораторными способами облагораживают и выдают за первосортные минералы. В дело идут термическая обработка, нанесение особых укрепляющих составов, склеивание бирюзовой крошки и многие другие методы. При склеивании бракованных кусков бирюзы, есть вероятность, что камень вскоре рассыплется на части и придется запасаться клеем "Момент".



Гелиодор

Самыми ценными образцами этого минерала считаются лимонного цвета гелиодоры с высокой степенью прозрачности, поэтому сразу отказывайтесь от покупки, если вам предлагают не очень чистые и даже мутные камни. При покупке не лишним будет иметь при себе стекло, чтобы провести по нему гелиодором. Камень должен поцарапать стеклянную поверхность, ведь его твердость достаточно высока - 7,5 по шкале Мосса. Еще один отличительный признак природного гелиодора - свечение желтым цветом в диапазоне коротких волн.



Горный хрусталь

Следует понимать, что горный хрусталь - это совсем не то же самое, что вещество, из которого изготовлены "хрустальные" бокалы стоимостью двести рублей. На самом деле это всего лишь смесь кварца, соды и извести, однако из нее получаются совсем неплохие подделки под горный хрусталь. Иногда под видом этого прекрасного минерала и вовсе продают обыкновенное стекло, а ведь распознать натуральный камень совсем нетрудно. Вглядитесь в структуру минерала - даже без лупы в ней можно увидеть легкую дымку, которая напоминает застывший лед. Стекло же прозрачно и не так прохладно как горный хрусталь, который даже в самую сильную жару остается холодным.

Гранат

Гранат подделывают не так уж часто. Во-первых, цена этого красивого минерала достаточно демократична, а во-вторых, гранаты обладают рядом специфических особенностей, присущих только им. Эти камни обладают легким магнетизмом, поэтому при покупке стоит вооружиться магнитом и пробкой, которая нужна для нейтрализации магнитного поля металлических весов, куда вы положите гранат. Итак, гранат кладется на пробку, а пробка на весы. Затем к камню осторожно подносится магнит и на расстоянии десяти миллиметров гранат станет проявлять свою магнитную природу через колебание стрелок весов.

Лунный камень

За лунный камень можно легко принять матовое стекло или пластмассу, которую красят по особой технологии с целью получения неоднородного окраса. Внешне такая стеклянная подделка очень похожа на лунный камень, но в ней нет игры света и мириад разноцветных отблесков, когда минерал подносится к источнику света. Причем эти отблески отражаются каждый раз по-новому, а в стекле блестки словно застыли в вакууме. То же самое касается и белого халцедона и синтетической шпинели, обработанных термическим методом для придания им специфического блеска лунного камня. Здесь поможет только рентгеновское облучение минерала, которое выявит бело-фиолетовое свечение, характерное для лунного камня. Также можно попытаться разглядеть лунный камень в десятикратную лупу, через которую можно заметить многоступенчатую структуру и слоистость, свойственные полевому шпату.


Топаз

Методов распознавания природных топазов довольно много. Одним из них является простой тактильный анализ: если, прикоснувшись к камню, вы почувствовали скользкую и холодную поверхность, перед вами, скорее всего, топаз. Также можно использовать и шерстяную ткань для проверки подлинности минерала: если хорошенько натереть ею топаз, он накопит в себе электричество и притянет к себе мельчайшие предметы, например, волоски, кусочек салфетки и прочий легкий мусор. Если есть возможность, опустите камень в йодистый метилен - настоящий топаз утонет в этой жидкости, а подделки, например, кварц, останутся плавать на поверхности. Подделывать могут не только сам камень, но и его качественные параметры. Для многих ювелирных топазов характерно облагораживание по цвету путем термической обработки. Выявить следы облагораживания можно лишь в геммологической лаборатории. Также появляются на свет и золотистые топазы или Мадейра-топазы, представляющие собой нечто иное как нагретые до нужной температуры аметисты.

Хризолит

Этот ярко-зеленый камень часто подделывают окрашенным стеклом, и неопытному покупателю довольно трудно отличить подделку от оригинала. А ведь это очень просто - в большинстве случаев стеклянная фальшивка прокрашена неравномерно и можно наблюдать загустения и просветы в различных зонах стекла. В случае же с натуральным хризолитом таких метаморфоз вы не увидите: камень имеет одинаковый цвет и интенсивность по всей своей структуре. Бывает, что за хризолит пытаются выдать оливково-зеленые пластмассовые бусинки (их легко можно поцарапать и даже испортить обыкновенным ножом), а также зеленый турмалин или хризоберилл, которые внешне трудно отличить даже опытному ювелиру. Распознать подделку можно только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.

Лазурит

Кто хоть раз видел минерал природного лазурита, тот вряд когда-нибудь спутает этот камень с чем-то похожим (лазулитом, азуритом, содалитом, дюмортьеритом). Дело в том, что оттенок этого удивительного камня необыкновенно синий, можно сказать он "режет глаз" своей синевой. Фальшивки же не могут воссоздать такой насыщенный синий оттенок, они бледнее и скучнее, чем оригинал. Если вам не приходилось иметь дело с лазуритом, проверьте камень следующим способом: опустите его в стакан с водой и взболтайте. Подделки, например, крашеная берлинской лазурью яшма или крашеная оксидом кобальта синтетическая шпинель, тут же окрасят воду в голубой или синий цвет, а природный лазурит оставит после себя прозрачную воду. Есть еще один способ распознавания лазурита - растворение природного минерала в соляной кислоте - однако его навряд ли можно рассматривать как диагностический признак.

Цитрин

Природный цитрин - это красивый ярко-желтый камень, часто использующийся в ювелирном деле. Однако, приобретая кольцо или серьги с цитринами, убедитесь, что вам продают не обожженный аметист или облагороженный кварц, стоимость которых много ниже, а именно натуральный цитрин. Отличить его можно по менее насыщенному желтому цвету, который у облагороженного аметиста или кварца навязчиво желтый и даже с оранжево-красным оттенком. У природного цитрина может быть несколько цветов (янтарный, бледно-желтый и т.д.), однако все они выдержаны в спокойном тоне. Диагностическим признаком может служить эффект дихроизма натуральных цитринов: при разных углах зрения цвет минерала меняется от бледно-желтого до насыщенно-лимонного. Подделки же таким эффектом не обладают и имеют одинаковый и равномерный цвет вне зависимости от угла зрения.

Как поется в песне: «Лучшие друзья девушек – это бриллианты!». Если быть точными, то лучшими друзьями девушек также являются топазы, рубины, сапфиры, малахиты, изумруды, гранаты и т.д. Среди такого разнообразия ценных камней сегодня очень часто можно встретить искусственно выращенные, а порой и просто подделанные минералы. Как отличить натуральный камень от подделки? Конечно же, можно отнести в ломбард драгоценные камни aversvrn.ru на их оценку или обратиться к опытному ювелиру с просьбой их идентификации. Однако зачастую услуги специалистов стоят довольно дорого. В данной статье будут приведены все известные способы определения подлинности дорогих камней на глаз.

Как отличить настоящий камень от подделки

Прежде всего, стоит сказать о том, что современная ювелирная промышленность разделяет поддельные камни на три категории:

  1. Синтетически выращенные камни – такие камни являются настоящими минералами, но взращенными в лабораторных условиях.
  2. Качественные подделки – недорогие натуральные камни, внешне схожие с ценными минералами.
  3. Стеклянные или пластиковые имитации.

Как понятно из градации перечисленных подделок, синтетические камни являются достаточно ценными, поддельные оцениваются не так высоко, а имитации и вовсе используются лишь в бижутерии.

По поводу вопроса о том, как определить натуральный камень, профессионалы дают несколько советов, на что необходимо, прежде всего, обращать внимание:

  • Зональность – равномерность распределения цвета
  • Включения
  • Микроструктуры роста

Естественно, рассмотреть и идентифицировать минерал по данным критериям без специального оборудования, опыта и определенного багажа знаний невозможно. Тогда как отличить настоящие драгоценные камни от подделки, не имея всего этого?

Для того чтобы приобрести в магазине подлинник и не наткнуться на халтуру, необходимо знать несколько нюансов:

  • В природе практически не существует идеальных камней.
  • Природные камни редко бывают больших размеров, а вот вырастить крупный минерал в лабораторных условиях – дело плевое.
  • На ощупь практически все природные минералы холодные. Исключением является только янтарь. Стеклянные же и пластиковые имитации на ощупь будут немного теплее. Выяснить это можно, приложив камень к щеке или попробовав его языком.
  • Натуральные камни, в отличие от имитаций, обладают большей прочностью.
  • Выращенные в искусственных условиях минералы зачастую имеют более яркий окрас, нежели созданные природой.
  • Цена на натуральный камень будет в разы выше цены на подделку.
  • Любой, дорожащий своей репутацией, ювелирный магазин обязан выдать сертификат на камень, подтверждающий его подлинность.

Так как отличить драгоценный камень от стекла путем сверки их теплоты достаточно просто, остается открытым вопрос о том, как отличить натуральный камень от искусственного. Для этого необходимо рассматривать отдельно каждую разновидность драгоценностей. Если же вы хотите узнать как почистить золотые укрошения с камнями то советуем вам перейти по ссылке

Алмаз или бриллиант

  • Если посмотреть сквозь ограненный бриллиант на солнце, то внутри него можно будет обнаружить лишь белую точку.
  • Алмаз – один из самых прочных минералов, потому он может оставлять царапины, как на стекле, так и на других (поддельных) камнях. При этом, если потереть по камню наждачной бумагой, то она не оставит и следа на нем. На других же камнях могут образоваться царапины.
  • Проглядеть кожу сквозь, одетое на палец, кольцо с бриллиантом – невозможно.
  • Если воздействовать на алмаз соляной кислотой, то камень останется без изменений. В то же время, схожий с ним, циркон приобретет мутный оттенок.
  • Если опустить алмаз в водный раствор глицерина, однобромистый монофтлен или йодистый метилен, то он будет продолжать красиво поигрывать лучиками света. Если же подобную манипуляцию произвести с другими камнями, то они попросту станут незаметными в таком составе жидкости.

Бирюза

  • Со временем на подделке образуются темные пятна.
  • Если поднести к камню раскаленную иглу, то подлинник останется без изменений. В то же время пластиковая имитация начнет плавиться. Правда, порой синтетические минералы также способны устоять под воздействием тепла.
  • У некачественной пластиковой подделки окрас стирается даже при воздействии на нее спирта.
  • Если провести по бирюзе острым ножом, то на ней не останется следа. Если же под рукой халтура, то на ее поверхности образуются борозды белого цвета, и она начинает крошиться.
  • Вообще природную бирюзу довольно сложно отличить от поддельной.

Гранат

  • В силу дешевизны камня его редко подделывают.
  • Если поставить на ювелирные весы корок, а на них положить гранат и поднести к нему магнит, то стрелка весов начнет танцевать.
  • Размер граната зачастую не превышает размеров зернышка созвучного с ним фрукта.

Изумруд

  • Так как определить натуральный камень от подделки самостоятельно достаточно сложно, лучше доверить это дело профессионалам. При пристальном рассмотрении мастер может заметить в минерале перекрученные вуали. Такой признак свидетельствует о синтетическом происхождении камня.
  • Идентифицировать подделку неопытному человеку удастся лишь в том случае, если камень был выполнен в технике «бутерброд». Подобная техника подразумевает закладывание между двумя кусками искусственного материала тонкого слоя настоящего минерала. Стыки между материалами при этом склеиваются эпоксидной смолой зеленого цвета. Заметить подобную халтуру можно, если пристально рассмотреть камень с торца.

Янтарь

  • Если подержать минерал над зажженной спичкой, он начнет пахнуть смолой, прессованный камень приобретет легкую липкость, незрелый – покроется пятнами, а пластиковая подделка будет издавать характерный запах.
  • Камень без оправы можно поместить в соляной раствор – подлинник всплывет, а подделка – опустится на дно.
  • Если провести по минералу ножом – он даст крошку, а подделка – спиральные ленточки.
  • Если потереть камень об шерсть и поднести его к бумажным клочкам – они прилипнут к нему. Со стеклом такого эффекта не будет.

Жемчуг

Изумруд - один из самых узнаваемых и дорогих камней. Разумеется, преступники уделяют ему особое внимание. Придумано много видов фальшивок, отличающихся по материалам, технологиям изготовления, качеству. Перед покупкой нужно узнать, как отличить изумруд от подделки, чтобы не потратить немалую сумму на имитацию.

Натуральный минерал представляет собой разновидность берилла с примесями: хромом, ванадием, железом. Цвет, как правило, зеленый, иногда с синеватыми или желтоватыми оттенками. Под видом изумруда недобросовестные продавцы предлагают:

  • имитации;
  • дуплеты и триплеты;
  • синтетические камни;
  • стекло.

Иногда людей вводят в заблуждение названиями минералов, изделий. «Изумруд» в них - только часть торгового наименования, например:

  • «восточный» - сапфир зеленого цвета;
  • «вечерний» - желтый хризолит интенсивной окраски, на свету отдающий салатовым;
  • «пакистанский» - гранат подходящего оттенка;
  • «вилюйский» - везувиан.

Некоторые из имитаций минералами не являются. Подлинность изумруда устанавливать необязательно. Достаточно знать особенности. Например, если «изумруд» называют смарагдолином, то это стекло.

Имитации

Мошенники часто выдают один камень за другой. Под видом изумруда предлагается купить более дешевые самоцветы. Список минералов, которые похожи оттенками и другими характеристиками, большой. Например, для имитаций берут:

  1. Демантоид. Некоторые камни стоят дороже изумрудов, поэтому для подделок используют экземпляры не лучшего качества.
  2. Флюорит. Составом похож на колумбийские изумруды. Его не удастся распознать даже с помощью проверки под ультрафиолетом.
  3. Зеленый гранат (цаворит).
  4. Турмалин. Этот камень, подделанный под изумруд, блестит не так ярко, как настоящий. В составе меньше светоотражающих частиц.

Любые виды самоцветов, даже отнесенные к первому сорту, бывают разного качества. В некоторых случаях настоящий, но не самый лучший изумруд стоит меньше, чем хорошая подделка, например, из демантоида.

Дуплеты и триплеты

Иногда для изготовления фальшивки берут несколько пластинок. Часто используют ограненный берилл. Его разрезают на две части. Чтобы фальшивка выглядела правдоподобно и привлекательно, между ними помещают прокладку подходящего цвета и скрепляют яркоокрашенным клеем или пастой.

Вместо берилла, иногда применяют настоящий изумруд низкого качества. В других случаях используют комбинации пластин из разных камней, материалов:

  • природного смарагда и берилла, кварца, шпинели (низкосортной или искусственной);
  • одна пластина выполняется из стекла.

В дуплетах - две части, в триплетах - три. Подобные фальшивки известны еще со времен Древних Греции и Рима.

Синтетические камни

Считается, что изумруд стал вторым минералом (первый - рубин), который удалось вырастить ученым. Интерес исследователей подогревался высокой ценой украшений.

Точно установить, кто первым получил синтетический камень, сейчас невозможно. Работа велась многими учеными. Результаты неизвестных ученых использовали крупные фирмы для продолжения исследований, получения патентов. Условно считается, что первый изумруд сделали в 30-е годы в Германии. Затем больших успехов добились СССР и США, которые дальше развивали технологии.

Получение кристаллов основано на процессах гидротермального синтеза. Известны следующие виды изделий:

  1. Chinese. Технология выращивания схожа с предыдущим видом. Только для получения цвета здесь применяется хром.
  2. Malossi . Изобретен в начале этого века сотрудниками российско-тайской компании TAIRUS. По структуре больше похож на природный минерал, чем остальные искусственные аналоги. Еще один плюс - в том, что Malossi лучше сохраняет игру оттенков, независимо от размера кристалла. В составе нет ванадия, только хром. Эти синтетические камни производились небольшими партиями. На рынок поступали, в основном, через итальянцев.
  3. Colombian color emerald . Получен также TAIRUS. Долго эталоном по цвету считался Biron, пока не получили Colombian color emerald. Окраска формируется за счет содержания ванадия. Кристалл исключительно прозрачный. Обнаружить подлог нелегко: люминесценции нет, под фильтром Челси камень ведет себя как природный. Качественный настоящий изумруд родом из Колумбии по большинству характеристик не отличается от этой подделки.
  4. Russian emerald - лидер на мировом рынке среди малых и средних искусственных камней. Из дорогих вариантов с крупной огранкой первое место с гигантским отрывом занимает Colombian color emerald.
  5. Biron . Окраска - интенсивная, почти как у колумбийских природных минералов. Похожий цвет камня получается благодаря хрому, ванадию. Мелкие камешки прекрасно выглядят, в крупных - игра цвета заметно хуже. Выращивать такие кристаллы дорого, поэтому встречаются они нечасто.

Стекло

Многие подделки просты и недороги в изготовлении, хотя уступают по качеству. Они делаются из стекла. Лучшего качества - смарагдолины.

Натуральный изумруд пытались заменять стеклом еще в Средние века в Европе. Качество подделок было неважным. Ситуацию удалось несколько изменить венецианским умельцам. Они воспользовались знаниями древних сирийских ремесленников. Хотя большого распространения такие фальшивки не получили.

Сегодня для подделки драгоценного минерала варят берилловое стекло. Цвет ему придают с помощью хрома. Непрофессионалу иногда трудно отличить изделия от натуральных камней, но опытный ювелир на глаз распознает фальшивку.

Простые подделки изготавливают даже из бутылочного стекла. Подбирают подходящий цвет, придают огранку.

Анализ образцов

Отличить настоящий изумруд от искусственного без похода к эксперту иногда сложно или даже невозможно. Один из способов - проверка в ультрафиолете, хотя и он помогает не всегда.

Этот метод отсеивает стекло, различные имитации. Однако синтетические камни и некоторые натуральные имеют почти такие же цвета при просвечивании. Например, флюорит будет красным, как природный изумруд, но немного другого оттенка (мягче). Так же трудно отличить Colombian color emerald.

Есть и другие способы проверки, недоступные в домашних условиях. К распространенным относят фильтр Челси. Он помогает распознать синтетический Chinese, но бессилен против Colombian color emerald.

В лабораториях определяют твердость, преломление, структуру, наличие примесей в каналах и другие параметры. Еще в Средневековье подделку и оригинал различали с помощью взвешивания. Подходит этот способ и сегодня. Хотя дома вряд ли у кого-то найдутся специальные весы.

Одной лупы не всегда достаточно. Для анализа нужны знания и опыт, например:

  1. Натуральные включения иногда путают с пузырьками воздуха. Эксперт же по количеству и виду замутнений не только определит подлинность, но даже скажет, где добыт изумруд или какой камень брали для подделки. К примеру, у хризопраза включения будут в форме «перьев». Это особые следы роста.
  2. Если минерал оправлен, его нужно рассмотреть примерно с двух метров. Природный самоцвет слабо переливается с такого расстояния.

Природные качественные изумруды, как правило, имеют сертификаты из геммологических лабораторий. Но ввиду высокой стоимости натурального камня, подлинность документов также придется проверять.

Как отличить от подделки

Есть способы, воспользоваться которыми способен каждый. Чтобы отличить натуральный изумруд от искусственного, достаточно знать несколько вещей:

  1. Желательно изучить торговые бренды, чтобы не попасться на слово «изумруд» в названии. Нужно прочитать сопроводительные документы. Нельзя пропускать то, что написано мелким шрифтом. Цена «вечернего» или «пакистанского» минерала - ниже, чем у природного.
  2. Распространен простой способ проверки, когда камень погружают в стакан с водой. Поддельный часто отливает красным.
  3. Изумруды в природе не бывают слоистыми. Если при осмотре есть сомнения, лучше подстраховаться. Рассматривать экземпляр нужно на свету. Сложнее определить дуплеты, триплеты из натурального изумруда низкого качества. Нужно найти место склеивания. Если один из слоев - стекло, его выдают включения-пузырьки.
  4. Синтетические подделки имеют параллельные грани и правильные линии роста. В природе нет такой четкой геометрии.
  5. Стеклянные «изумруды» подозрительно блестящие, крупные. Грани - нечеткие. Быстро нагреваются в руках.
  6. Искусственные (синтетические) и стеклянные подделки - слишком чистые, прозрачные. Внутри бывают пузырьки, жидкие вкрапления. У природных минералов, как правило, есть замутнения, дефекты и вкрапления: потертости, трещинки, царапины. Ювелиры называют это несовершенство Jardin, с французского - «садик». Оно так же неповторимо, как и отпечатки пальцев.
  7. Фальшивый кристалл иногда отличается чересчур ровной поверхностью, идеальной окраской. Природный изумруд нередко имеет оттенки других цветов: голубоватого (колумбийский), буроватого, желтоватого. У необработанного ядро бывает темнее, края - светлее.
  8. Природные минералы имеют разные оттенки зеленого. Чем насыщеннее цвет, тем экземпляр дороже, поэтому нужно ориентироваться и на цену. Если в окраске много желтого, возможно, это гранат или перидот.
  9. Природные кристаллы слабо «искрятся» (дисперсия). Сильную игру дает, например, цирконий.

Изумруд - дорогой самоцвет. Чтобы не выбросить деньги на ветер, нужно отнестись к выбору серьезно. Некоторые подделки легко обнаружить, другие - нет. Если появились сомнения, лучше обратиться к эксперту-ювелиру, геммологу.