Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. Семья и брак Представления в различных возрастных группах о браке

C. В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брач-но-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время пред­ставления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13-15 лет происходит прогрессирующее разделение и проти­вопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи (по дан­ным анкетного опроса «Твой идеал») значимость любви при выборе спут­ника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» люб­ви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постиже-


нию нравственно-психологической ценности брака. Задача заключает­ся в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценнос­ти семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, - это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам пре­восходил «среднего» реального юношу из непосредственного окруже­ния девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только луч­ше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы со-> циологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Проведенное нами (в 1998-2001 годах) исследование предбрачных предпочтений студентов и студенток университета показало во мно­гом сходную картину.

Открытая форма опроса (формулировки предлагались самими рее-; пондентами) выявила, что в образе предпочитаемой партнерши по| общению у студентов должны быть такие качества, как (в порядке убы вания): внешние данные, положительные черты характера (различные для каждого из ответивших - доброта, верность, скромность, поря­дочность, воспитанность, трудолюбие и т. д.), ум, коммуникативные данные, чувство юмора, веселость, женственность, сексуальность, тер­пеливое отношение к самому отвечавшему, общее развитие (духовное, кругозор, профессионализм), трудолюбие, уравновешенность, спокой­ствие, здоровье, материальная обеспеченность.

Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение дер­жать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов - уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гос­теприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть сту­дентов затруднились назвать качества будущей супруги."


Та б л и ца 2. Характеристики образа девушки, с которой хотелось бы общаться, и качества, которые хотелось бы видеть в будущей супруге студентам Университета (философский факультет)

Образ предпочитаемой подруги % отве­тов Образ будущей супруги % отве­тов
Внешние данные 71,2 Нравственные качества (суммарный индекс различных черт хорошего характера) 75,0
Нравственные качества (суммарное выражение разнородных качеств хорошего характера) 68,3 Ум 67,1
Ум 65,4 Внешность 56,7
Коммуникативные данные 34,6 Культурное развитие (духовное развитие, образование, кругозор, профессионализм и т. д.) 53,4
Чувство юмора, веселость 32,7 Отношение к самому отвечавшему 33,3
Женственность 28,4 Уравновешенность 16,7
Сексуальность 26,5 Импульсивность 16,7
Терпеливое отношение к самому отвечавшему 25,1 Чувство юмора, веселость 15,1
Общее развитие (духов­ное, кругозор, профессио­нализм) 24,3 Гостеприимство, щедрость 13,3
Трудолюбие 16,7 Коммуникативные качества 8,2,
Уравновешенность, спокойствие 15,6 Женственность 7,5
Здоровье 4,6 Финансовая обеспеченность, карьера 7,5
Финансовая обеспеченность 3,8 Здоровье 3,8

Таким образом, выявилось некоторое рассогласование образов партнерши, с которой хотелось бы общаться, и будущей жены. Каче­ства последней оказались для юношей менее определенными, что, ве­роятно, связано с общей неопределенностью их семейного будущего (часть молодых мужчин не думает о браке).


Та б л и ца 3. Предбрачные предпочтения девушек-студенток Университета

Образ предпочитаемого партнера по общению % отве­тов Образ желаемого супруга % отве­тов
Внешность и особенности телосложения 100,0 Отношение к опрашиваемой 100,0
Чувство юмора 78,7 Зрелость, ответственность 83,2
Ум 60,1 Ум 60,1
Нравственные качества (по сумме различных свойств - честности, порядочности и т. д.) 49,4 Финансовая обеспеченность 53,4
Чуткость, доброта. 47,1 Доброта 48,3
Коммуникативные качества 43,7 Внешность 36,3
Отношение к респондентке 41,6 Чувство юмора 34,3
Волевые качества 36,5 8-9. Трудолюбие 30,8
Образованность 34,2 8-9 Терпеливость 30,8
10-11 Яркость, неординарность 25,7 Уверенность в себе 25,1
10-11 Воспитанность 25,7 «Защитник» 23,4
Финансовая обеспеченность 23,4 Эрудиция 20,5
Уверенность в себе 21,3 13 V Волевые качества 18,7
Трудолюбие, работоспособность 10,3 Коммуникабельн ость 16,4
Сексуальность 9,4 Сексуальность 8,3
Самостоятельность 7,4 Воспитанность 7,3

Анализ предбрачных представлений девушек-студенток (философ­ского и экономического факультетов) показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по об­щению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Так, если для привлекательности партнера важны его внешность или особенно-


сти телосложения (атлетизм, спортивная форма и т. д.), а также чув­ство юмора и ум, то среди качеств, предпочтительных для семейной жизни, важнее оказываются отношение к самой опрашиваемой (лю­бящий, выполняющий мои желания и т. д. - формулировки разнооб­разны), зрелость, ответственность и ум. Внешность и чувство юмора теряют свои лидирующие позиции, а коммуникативные качества из срединных рангов перемещаются к последним. Зато половина опро­шенных девушек ждет от своего будущего избранника способности обеспечить семью, а одна четвертая часть - защиты.

Если же рассматривать предбрачные предпочтения молодежи не в усредненной форме, а произвести качественный анализ данных - ин­дивидуальное сопоставление предпочтений партнера и будущего мужа, то можно заметить, что студенты (и студентки) сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа. У некоторых опрошен­ных наблюдается достаточно большое совпадение тех качеств, кото­рые делают молодого человека привлекательным для общения с ним, и желаемых свойств будущего супруга. В данном случае можно пред­сказать, что существует осознание качеств личности, важных для дол­говременного общения, и именно на них данные респонденты и ори­ентируются в выборе друзей (по словам С. В. Ковалева, на «значимые общечеловеческие ценности»). Таких юношей и девушек в нашей вы­борке оказалось 40%. У части студентов существует некоторое расхож­дение качеств желаемого партнера и спутника жизни. К сожалению, почти у половины (45%) студентов и студенток существует практичес­ки полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены).

Наблюдается также и другая опасная тенденция - чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных - он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские каче­ства («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут ригидны, вероятность построения успешных отно­шений снижается до минимума.

В. И. Зацепин отмечает также пигмалионизм в межличностном вос­приятии юношей и девушек. Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по мно­гим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень разви­тия у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы


эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих набо­рах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки еще ценят силу и целеустремленность, а юноши - скромность своих избранниц).

Вместе с тем выяснилось, что молодые люди, начинающие совмест­ную жизнь, плохо знают характеры друг друга - оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооцен­кой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону боль­шей мужественности или женственности (Ковалев С. В., 1989).

Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и деву­шек включает в себя формирование у них правильных воззрений о со­отношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.

Очень важная область полового воспитания - формирование эта­лонов мужественности и женственности. Именно в юношеском возрас­те у школьников происходит завершение формирования ролевых по­зиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противо­положного пола. У мальчиков же во главу угла встают сила и муже­ственность, что сопровождается бесконечными поведенческими экс­периментами, имеющими целью найти себя и сформировать свой об­раз взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ре­бенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подрост­ковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного об­щения с лицами противоположного пола.

Исследования Т. И. Юферевой показывают, что практически един­ственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются пред­ставления подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе - семейно-бытовые отношения, в 8-м и, осо­бенно, в 9-м - более близкие эмоционально-личностные отношения


между юношами и девушками, причем прежние отношения с возрас­том не углубляются, а просто замещаются другими.

Представления подростков об идеальных для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с поня­тием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому иде­альные представления и реальное поведение не совпадают, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности юноши связывали исключительно с материн­ством, а в раскрытии понятия мужественности забывают о таком ка­честве, как ответственность (Юферева Т. И., 1985, 1987).

С. В. Ковалев утверждает, что половое воспитание должно не сгла­живать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия муж­чин и женщин. Эти различия проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и от­четливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предмет­но-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей при­роде эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени прояв­ляется и в области полового поведения и влечений.

Трудно переоценить роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина. Здесь огромную роль играет добрачный опыт юно­сти, в котором особенно важно познание как можно большего коли­чества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов. В настоящее время не принято знакомство домами, которое крайне необходимо юношам и девушкам по двум причинам: во-первых, при­вычно встречаясь вне семейного круга в местах проведения досуга, юноши и девушки не имеют возможности составить полноценное впе­чатление друг о друге, поскольку оно невозможно без знания о том, каким их избранник бывает среди родных и близких. Во-вторых, только при таком «домашнем» знакомстве молодые люди могут составить до­статочно точное впечатление не только об особенностях семейного микроклимата и уклада, но и об их приемлемости с точки зрения при­нятых в их собственном доме представлений о правах и обязанностях членов семьи, о том, как можно и должно поступать в семейной общ­ности. Основываясь на этом, молодые люди могли бы принять более точное решение о возможности будущей совместной жизни.

В. А. Сысенко (1985, с. 25) так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:

1) нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);

2) психологическая (сумма психологических знаний, необходимых

в супружеской жизни);


3) педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);

4) санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);

5) экономическая и хозяйственно-бытовая.

Литература

Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созрева­ния. М., 1978.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.

Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для пси­хологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.

МайерсД. Социальная психология. СПб.; М.: Питер, 1999.

Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Сысенко В. А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок// Мо­лодожены. М., 1985.

Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психоло­гии. 1985. № 3.

Юферева Т. И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

Constantinople A. Sex-role acquisiton: In search of the elephant // Sex Roles. 1979. Vol 5. P. 121- 134.

Mischel W. A social-learning view of sex differences in behavior. The Development of sex differences / Ed. E. E. Maccoby. Stanfort, 1966. P. 56-61.

Stangor C, Ruble D. N. Development of gender role knowledge and gender consistency. New Directions for Child Development, 38, 5-22.

Levy, В., Carter, D. B. Gender schema gender constancy and gender-role knowledge: The roles of cognitive factors in preschoolers» gender-role stereotype attributions. Developmental Psychology, 25 (3), 1989. 444-449.


Существуют такие понятия, как брак и семья. Какие отношение они имеют друг к другу и в чем их отличие? В «Малой советской энциклопедии» о браке говориться так:

Согласно «Большой медицинской энциклопедии» о браке говориться следующее:

«БРАК — союз мужчины и женщины, создающий для них определенные права и обязанности (по воспитанию детей, по владению имуществом и др.) и получающий общественно-государственную санкцию».

Насколько по другому трактует понятие брака Христианская религия. Согласное Ее понятию, установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему. Брак есть таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется супружеский союз их в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Вот что писал св. ап. Павел в послании к Ефесеям о браке.

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чеголибо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Под термином «семья» подразумевается следующее понятие:

СЕМЬЯ, представляет собой общество или группу, состоящую из родителей и детей. В семье происходит воспроизводство самого человека - продолжение человеческого рода. При этом, под воспроизводством человека надо разуметь не только самое деторождение, но и весь процесс выращивания и воспитания новых поколений.

Из выше изложенного нам становиться ясным, если мужчина и женщина желают жить вместе, вступать в половые отношения, иметь и воспитывать детей, владеть имуществом, то они должны вступить в брак, который регистрируется соответствующими государственными органами и в дальнейшем охраняется государством.

Любое государство в конечном счете основано на семье, которая «поставляет» или «воспроизводит» людей образующих это государство. Если семьи не будут этого делать, люди не будут вступать в брак, то со смертью людей от старости прекратит свое существование и государство. Именно по этой причине любое государство заинтересовано в своем постоянном воспроизводстве, а следовательно в правильных отношениях между мужчиной и женщиной внутри семьи. По этой причине появились соответствующие законы регламентирующие брачную и семейную жизнь.

Вступившие в брак мужчина и женщина уже образуют семью. Такая семья называется МАЛОСЕМЕЙНАЯ. Только когда появятся дети эту семью считают «нормальной», ибо потенциальная возможность мужчины и женщина иметь детей, продолжать род реализовалась. Семья, в которой, много детей (понятие «много детей» относительно, так у россиян в настоящее время более трех детей считается «много детей», хотя в до революционной России под понятием «много детей» подразумевалось 6-10 и более детей) называется «многодетной».

Мужчина и женщина могут жить вместе без вступления в брак и даже иметь детей. Другими словами, жить полнокровной семейной жизнью. Однако, если в такой семье возникнут разногласия между мужчиной и женщиной, то они не регулируются Кодексом законов о браке, семье и опеке. В данном случае могут ущемляться права одной из сторон и не будет поддержки со стороны государства.

Из выше изложенного становиться ясным, что государство путем введения «института брака и семьи» желает контролировать и регулировать в первую очередь половые отношения между мужчиной и женщиной, направить их в необходимое для государственных целей русло, а в дальнейшем заботиться о семье. Естественно, «обуздать» и «регламентировать» интимные отношения невероятно трудная вещь и наряду с официальным браком течет своя интимная жизнь вне брака. Это как раз и указывает, что законы созданные умом человека «покусились» на нечто такое, что не поддается искусственным ограничениям, а имеет собственную жизнь, запросы и т.п.

Чтобы понять феномен брака и семьи желательно заглянуть в историю и оглядеться вокруг.

Согласно историкам, на ранней стадии существования человеческого общества брак и семья отсутствовали: мужчины и женщины не жили постоянными парами; более или менее длительные брачные отношения являлись исключением. Формой более устойчивых отношений был групповой брак и общее ведение семейного хозяйства. Эти отношения в дальнейшем прошли в своем развитии два этапа: кровной родственной семьи, где брачные отношения были ограничены представителями одного поколения и не допускалась половая связь между разными поколениями (родители и дети, деды и внуки); и брак пуналуа, в котором несколько мужчин имели общими женами несколько женщин. В это же время зародился и парный брак. Другими словами, мужчины и женщины вступали в брачные отношения беспорядочно в зависимости от обоюдного желания. Но среди них находились такие пары, которые предпочитали жить только вдвоем.

Часть историков утверждает, что групповой брак был вытеснен парным в связи с накоплением материальных благ. Обладатель материальных благ желал быть уверенным, что наследство переходит именно к его детям. Естественно, в групповом браке подобное установить было невозможным. Таким образом считается, что материальная часть (наследство, ведение общего хозяйства) взяла верх над первоначальным стремлением людей к интимной близости.

Вообще, если «оглянуться», то в арабском мире процветает многоженство. Один мужчина имеет несколько жен, которые «делают» ему наследников и тем самым восполняют население арабского мира; в некоторых странах Европы разрешены однополые браки; имеются такие места на земном шаре, где женщин очень мало, здесь у одной женщины несколько мужей. Таким образом, брак и семья представляет не что иное, как способ жизни мужчин и женщин. В зависимости от условий этот способ жизни весьма различен.

Выяснив, что собой представляет брак и семья, пойдем дальше. Не будем распыляться на выяснение, какой брак лучше - арабский или европейский, что должно для семьи сделать государство и т.п., а остановимся на том, что у нас имеется, - на парном браке (мужчины и женщины) и рассмотрим, как его образовать, самостоятельно укрепить и сделать здоровым.

Если несколько углубиться в проблему брака и семьи, то в глаза бросаются этапы становления брака и семьи, которые имеют свои особенности. Если знать эти особенности и не пускать их на самотек, то семейная жизнь будет гораздо лучше во всех отношениях. Поэтому книга будет построена на рассмотрении этих этапов семейной жизни. И в этом нет ничего удивительного - любое явление имеет свое начало, становление и завершение. Подобное наблюдается и в семейной жизни.

Разбиваем семейную жизнь на следующие этапы:

  1. До свадебный.
  2. Первый малосемейный (от свадьбы до рождения первого ребенка).
  3. Семейный (от рождения первого ребенка до ухода детей из семьи).
  4. Второй малосемейный (от ухода детей из семьи до смерти одного из супругов).
  5. После семейный.

Статья подготовленна по материалам книги Г.П. Малахова

Появление христианства означало разрыв с языческой традицией противопоставления полов и соответственно, взглядов на семью - подчинения женщины, как существа низшего по своей природе, мужчине. Древние, прославляя богинь, презирали земных женщин. Христианская религия поставила обычную женщину (не "богиню"), Марию, на недосягаемую высоту. Согласно церковной догматике и традиции, Мария была избрана Богородицей потому, что являлась самой лучшей из всех людей. Более того, Мария - высшее из всех созданий Божьих, включая ангелов, она, как поется в православном акафисте (хвалебной песни) Богоматери, - "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим".

Высокая оценка женщины в христианстве - часть нового взгляда на смысл разделения полов, который уже не исчерпывается необходимостью рождения потомства и ведения хозяйства и следовательно, кардинально менялся взгляд на роль женщины в построении семьи. Согласно христианской догматике, мужчина и женщина совместно выражают Образ Божий в человеке, как написано в Библии, "и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:27). Некоторые христианские Отцы Церкви (т.е. богословы первых веков нашей эры, внесшие значительный вклад в становление христианской догматики) восприняли идею Платона об андрогинности человека.

Представление о двойственности Образа Божьего в человеке привело к высокой оценке брака. Цель христианского брака, в отличие от языческого, - не только рождение детей и ведение совместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека. Христианство говорит и о другом браке - мистическом - где осуществляется восстановление единства человечества с Богом, символически выраженное в образах Христа - жениха и Церкви - невесты. Отношения Христа к Церкви уподоблялось отношениям мужа и жены. И напротив, обычная семья представляет собой домашнюю церковь, где муж воплощает священника, а жена - прихожан. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее... Так должны мужья любить своих жен как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" - призывал Апостол Павел (Ефес. 5: 25, 28). Поскольку брак является таинством, а не просто юридическим институтом, он не может быть расторгнут: "кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Матф. 5: 32).

Существует расхожее представление, что раннее христианство отрицало брак и любовь и склоняло людей к отказу от семейной жизни. Однако если подобные настроения и имели место, у них не было оснований в христианской доктрине. Хотя христианский брак должен быть "целомудренным", это не означает, что муж и жена не должны вести нормальную семейную жизнь. "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" - предупреждал Апостол Павел (1 Кор. 7: 5). Святой Иоанн Златоуст (ок. 350-407), разъясняя христианское отношение к браку, указывает, что первым чудом Христа было превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской и что пророк Исайя, Апостол Петр, Моисей были женаты.

Противниками брака и выступали не христиане, а представители религиозно-мистических учений, объединенных под именем гностицизма (от греч. "гносис" - знание). Гностицизм возник еще до начала нашей эры (т.е., до Рождества Христова), но впоследствии впитал элементы христианской доктрины.

Наиболее жесткой из гностических доктрин является система персидского "пророка" Мани (ок. 216 - ок. 273) - манихейство. Мани выделял два изначальных принципа: Свет и Тьму, дух и материю. В результате битвы между ними, Тьма поглощает некоторые элементы Света. Силы Тьмы создают Адама и Еву и вливают в них весь свет, находящийся в их распоряжении. Задача Света заключается в том, чтобы собрать и вернуть эти элементы. В отличие от "Апокрифа Иоанна", Мани рассматривал Еву не как воплощение Святого Духа, а как орудие сил Тьмы, созданное с целью спровоцировать Адама на размножение. С рождением каждого нового человека, учил Мани, от света отделяется очередная частичка (душа) и вселяется во вновь созданную темницу (тело). Изначальный свет, таким образом, рассредоточивается и собрать его воедино становится все труднее. Иными словами он был против продления рода, следовательно против образования семей.

Поэтому манихейская этика запрещала семейную жизнь и деторождение. Манихеи считали, что "следует воздерживаться от всех одушевленных предметов и есть только овощи и все, что не является чувствующим, и воздерживаться от брака, удовольствий любви и рождения детей, так чтобы божественная сила не могла бы на ряд поколений дольше оставаться в Hyle [материи]". Гностики, таким образом, считали физическую любовь основным препятствием на пути спасения человека. "Духовный человек познает себя как бессмертного, а любовь - как причину смерти" - гласит гностическое собрание трактатов Corpus Hermeticum.

C. В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брач-но-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время пред­ставления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13-15 лет происходит прогрессирующее разделение и проти­вопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи (по дан­ным анкетного опроса «Твой идеал») значимость любви при выборе спут­ника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» люб­ви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постиже-


нию нравственно-психологической ценности брака. Задача заключает­ся в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценнос­ти семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, - это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам пре­восходил «среднего» реального юношу из непосредственного окруже­ния девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только луч­ше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы со-> циологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Проведенное нами (в 1998-2001 годах) исследование предбрачных предпочтений студентов и студенток университета показало во мно­гом сходную картину.

Открытая форма опроса (формулировки предлагались самими рее-; пондентами) выявила, что в образе предпочитаемой партнерши по| общению у студентов должны быть такие качества, как (в порядке убы вания): внешние данные, положительные черты характера (различные для каждого из ответивших - доброта, верность, скромность, поря­дочность, воспитанность, трудолюбие и т. д.), ум, коммуникативные данные, чувство юмора, веселость, женственность, сексуальность, тер­пеливое отношение к самому отвечавшему, общее развитие (духовное, кругозор, профессионализм), трудолюбие, уравновешенность, спокой­ствие, здоровье, материальная обеспеченность.


Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение дер­жать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов - уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гос­теприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть сту­дентов затруднились назвать качества будущей супруги."


Та б л и ца 2. Характеристики образа девушки, с которой хотелось бы общаться, и качества, которые хотелось бы видеть в будущей супруге студентам Университета (философский факультет)

C. В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время представления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13-15 лет происходит прогрессирующее разделение и проти вопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи (по данным анкетного опроса «Твой идеал») значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака. Задача заключается в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценности семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, - это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутни ка жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Проведенное нами (в 1998-2001 годах) исследование предбрачных предпочтений студентов и студенток университета показало во многом сходную картину.