Тексты для чтения по слогам. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению Простые предложения для чтения детям

Тексты для чтения в 1 классе:

Галка и голуби.
Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её. (46 слов) Л.Толстой.

Куница.
Живёт в густом лесу небольшой хищный зверёк - куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от неё убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды - куница и ими будет лакомиться. (51 слово) В. Чаплина.

Шишки-малышки

У опушки стоит старушка-сосна. Лапы сосны поникли. Иголки растут густо. Они укрыли шишки. Сосна, как мама приласкала шишки, и они уснули. К малышкам-шишкам пришли сны.


А утром сосна распушила иголки, смотрит: а шишки растут. Сон помог расти шишкам. (42 слова)


1. Про что рассказ?
2. Почему в рассказе сосну назвали мамой?
3. Чем помог шишкам сон?

В роще

К. Ушинский (38 слов)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:
1. Куда пошли дети?
2. Кто живет в роще?

Игрушки

(23 слова)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:

3. Как звали девочку?

ДЕДУШКА.

(23 слова)

Сторож

А. Седугин (41 слово)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:
1. Кто утащил утку?
2. Куда собака водила утят?

Галка и голуби

Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её.

Л. Толстой (46 слов)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:
1. Про какую птицу этот рассказ?
2. Что сделала галка, чтобы попасть в голубятню?
3. Почему голуби ее прогнали?

Лев, медведь и лисица.

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

35 слов (Л. Толстой)

Барсуки.

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый

47 слов (И. Аксенов)

Чудесная ёлка.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

61 слово (Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Ива.

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах - в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит - так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли - нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах. (58 слов)

Курочка.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

52 слова (Е. Чарушин)

Золотой подснежник.

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

51 слово (К. Пронин)

* * *

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом. 47 слов

****

Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

(64 слова) А. Митяев.

* * *

18 слов (Л. Толстой)

****

31 слово (Л. Толстой)

****

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

(43 слова) М.Пришвин.

Текст для чтения 1 класс «Животные»

Енот – полоскун.

Енот-полоскун живёт у воды. Своё прозвище он получил за удивительную привычку: всё, что попадёт к нему в лапы, он обязательно пополощет, то есть помоет в воде. Моет он и еду, и несъедобные вещи. Охотится енот по ночам. Ест почти всё, что ему попадётся:лягушек, мышей, ящериц, птичьи яйца, насекомых, жёлуди, орехи, ягоды.

Скунс.
Скунс- зверёк с большим пушистым хвостом живёт в лесах Северной Америки. На скунса редко кто нападает, так как он обладает страшным оружием. В момент опасности он стреляет в противника своей жидкостью: она отвратительно пахнет. Если скунс попал точно в цель, несчастная жертва не может избавиться от ужасного запаха в течение многих дней. Перед тем как выстрелить, скунс делает предупреждение – высоко поднимает свой пушистый хвост.

Благородный олень.

Олень живёт в хвойных и лиственных лесах. Он довольно крупное животное: длина его тела около двух метров, а весит он триста килограммов. Рога есть только у самцов. Весной они их сбрасывают, а к осени рога вырастают снова. Первые, покрытые нежной шёрсткой рожки начинают пробиваться у оленят в возрасте

8 месяцев.

Пума.

Пума- большая и дикая кошка. Её иногда называют американским львом, хотя по размерам она заметно меньше. Пума- хищник. Охотится она ночью, в основном на оленей. Места обитания пума выбирает труднодоступ-ные – обычно это поросшие лесом ущелья и каньоны.

Ягуар.

Ягуар – угрюмый хищник.Он живёт в тропических лесах Америки. Внешне он напоминает африканского леопарда. Однако ягуар сильнее, массивнее, у него короткое тело и крупная тяжёлая голова. Ягуары охотятся на оленей, диких свиней, ловят черепах, рыбу и даже нападают на крокодилов.

Муравьед.

Муравьед – забавный зверь. Он живёт в Южной Америке. Муравьедом его зовут потому, что он ест муравьёв и термитов. Большими сильными когтями он разрывает муравейник или термитник и с помощью своего длинного клейкого языка добывает насекомых. Зубов у муравьеда нет, так что жевать свою добычу он не может.

Тукан.

Тукан – это яркая и нарядная птица. У тукана огромный клюв. Хотя клюв этот и производит впечатление очень тяжёлого, на самом деле он внутри полый, а поэтому совсем лёгкий.

Ара.

Ара –это попугай. Он самый крупный из всех попугаев, живущих на Земле. Вес его достигает

2 килограмма. В полёте ара развивает большую скорость. Живёт ара в тропических лесах Америки.

Пираньи.

Небольшая, но довольно страшная рыба- это пиранья. У неё очень сильные челюсти и острые зубы. Пираньи всегда держатся стаями. Едва почуяв в воде кровь, они мгновенно бросаются на свою жертву и за считанные минуты расправляются с ней.

Жираф.

Жираф – это самое высокое животное в мире. Ростом он с двухэтажный дом. Благодаря своей длинной- длинной шее жираф баз труда срывает листья с высоких деревьев.

Африканский слон.

Африканский слон- это самое крупное животное из всех, кто живёт на суше. Самец слона весит как 5 легковых автомобилей. При этом слон прекрасно плавает, а ходит он совершенно бесшумно. С помощью хобота слон может поднимать тяжести и мелкие предметы, может пить и даже устраивать себе душ.

Зебра.

Зебра- это дикая африканская лошадь. Она – основная пища львов, поэтому очень часто ей приходится спасаться от них бегством. Здесь-то и выручает зебру её необычная окраска: во время бега чёрно- белые полосы превращаются в однородную серую массу, и бегущий табун животных сливается с окружающим фоном.

Носорог.

Впереди на носу у него два рога: один большой, а чуть позади – другой, маленький. Эти рога – грозное оружие, но применяет их носорог только для защиты. Питается он растениями. Хотя носорог живёт на суше, он очень любит воду. Самое большое наслаждение для него - принять грязевую ванну, хорошенько поваляться в грязи.

Гиена.

Гиена – это хищник, но не очень крупный. Стая гиен может успешно охотится на зебр, антилоп и других быстроногих животных. Охотятся гиены ночью. Во время погони они могут развивать большую скорость. Гиены не брезгуют и падалью: могут доесть то, что осталось от трапезы львов.

Лев.

Лев- царь зверей. У него длинная густая грива. Грива спасает голову и шею льва от зубов и когтей соперника, когда самцы устраивают между собой схватки за место вожака стаи. Львы так же, как тигры и леопарды, -огромные хищные кошки. Живут и охотятся львы небольшими стаями. Такая львиная стая называется ПРАЙД.

Горилла.

Горилла – это самая крупная человекообразная обезьяна, значит похожая на человека. Рост её около 2 метров. Огромные размеры и густая тёмная шерсть гориллы производят довольно устрашающее впечатление. На самом деле эти животные миролюбивы и доброжелательны. Они никогда не нападают, питаются в основном листьями и молодыми побегами.

Крокодил.

Крокодил – это самый древний житель Земли. Они жили на нашей планете ещё в те времена, когда здесь были динозавры! Крокодилы живут в реках, они прекрасно плавают и ныряют. Добычу свою крокодил подстерегает, затаившись в воде. Обычно его жертвой становятся антилопы. Некоторые виды крокодилов нападают на человека.

Пеликан.

Эта птица с удивительным клювом. Питается он рыбой. У него огромный клюв, а в нижней его части имеется большой кожаный мешок. Этим мешком, словно сачком, пеликан вылавливает себе рыбу.

Жако.

Жако зовут большого попугая. Его сразу можно узнать по окраске: сам он светло- серый, а оперение хвоста ярко-красного цвета. Жако живёт в тропическом лесу. Он прекрасно летает и отлично лазает по деревьям. Крепкий клюв служит ему при этом хорошей опорой. Питается жако орехами, бананами и другими плодами.

Шимпанзе.

Шимпанзе – это обезьяна, похожая на человека. Ростом она около 1 метра. Живут шимпанзе семьями, спят на деревьях. Питаются они листьями, плодами, корнями растений, насекомыми, иногда могут поймать зверька.

Рысь.

2. Опишите рысь.

3. Как рысь охотится?

Лесной оркестр.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.

Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)

(По В. Бианки.)

1. Каких птиц можно отнести к певчим?

2. Как поют певчие птицы?

3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?

4, Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?

б. Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят», дятлы «барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»

Хитрая рыба.

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.

(48 слов.)

(По Э. Шиму.)

1. Где сидел дедушка?

2. Почему у него шел лов?

3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?

4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?

Кит.

Кит - самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.

(47 слов.)

1. Какое животное самое большое на свете?

2. Где могут жить киты?

З. Легко ли охотиться на китов?

Летучие мыши.

Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.

Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.

Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.

(51 слово.)

(По Ю. Дмитриеву.)

1. Какую пользу приносит летучие мыши?

2. Как они проводят день?

3. Когда охотятся летучие мыши?

4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?

***

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(50 слов.)

(По В. Бианки.)

1. Озаглавьте текст.

2. Кто вышел на берег реки из леса?

З. Как медведица купала первого медвежонка?

4. Почему побежал в лес другой медвежонок?

5. Что сделала с ним его мать?

Летучая мышь.

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица.

Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.

Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.

Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

(55 слов.)(По Ю.Дмитриеву).

1. Чем необычна летучая мышь?

2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?

З. Чем полезна летучая мышь?

4. Когда она охотится?

5. Как летучая мышь проводит день?

6. Объясните значение слова «небылицы».

Клесты.

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов - это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(56 слов.)

(По Ю. Дмитриеву)

1. Когда клесты выводят птенчиков?

2. Почему мать не слетает с гнезда?

3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?

4. Почему другие пернатые выводят птенцов летом?

5. Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?

Лето.

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

(59 слов.)

(По И. Соколову-Микитову).

1. Какие растения цвели над водой?

2. О каких обитателях рек говорится в тексте?

3. Почему щуренок притаился в осоке?

4. Какое слово подтверждает, что щуренок - хищная рыба?

5. Как передвигаются водяные паучки?

6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?

7. Почему кувшинки названы «золотыми»?

8. Перескажите текст.

Воробьиный термометр.

У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку - и уже знаю, тепло на улице или холодно.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки.

(58 слов.)

(Н.Сладков).

1. Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?

3. Как можно озаглавить вторую часть текста?

4. Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?

Сила не право.

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

(57 слов.)

(К. Ушинский.)

1. Почему плакала Таня?

2. Что сделал старший брат Сережа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Сережи?

З. Как вы думаете, что сказал Мише отец?

4. Почему неправы оба мальчика?

5. Почему у рассказа такое название?

Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

(63 слова).

(По Дж.Родари).

1 Кто помог дереву взлететь?

2. Что сделал лесоруб?

3. Что сделал столяр?

4. Как сказано про работу ребят?

5. Что значит слово «смастерили»?

6. Зачем ребята мастерят авиамодели?

Живая шляпа.

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки.

Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.

Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась.

Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок.

(63 слова.)

(По Н.Носову).

1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?

2. Почему мальчики испугались?

3. Как удалось обнаружить котенка?

4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала».

Русская смекалка.

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю- и дорога готова- Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

(67 слов.)

(По В.Далю).

1. Из чего видно, что дело было трудное?

2. Как справился крестьянин с этим делом?

3. Объясните смысл названия рассказа.

Высотный теремок.

Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.

Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дятел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный.

(66 слов.)

(По К. Сладкову.)

Утята и стрекоза.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов.)

(По Е Житкову.)

1. Чем кормила утят хозяйка?

2. Кто пугал утят?

3. Действительно ли стрекоза была злой?

4. Почему утята ее боялись?

5. Как вы понимаете значение слова «перекусает»?

***

Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шёл вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос.

(68 слов.)

(По К. Паустовскому).

Каникулы.

«У нас каникулы!» - радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.

Такое привычное земное слово родилось... на небе. Есть на небе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.

Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.

В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами.

(70 слов.)

(По Г. Ганейзер.)

1. Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на небе?

2. Когда появляется на небе Каникула - Сириус?

3. Почему именно в это время давали отпуск школьникам?

4. Что теперь мы зовем каникулами?

Муравьиная тропа.

Был у муравьев мостик через ручей - дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?

Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек.

(72 слова.)

(Из журнала Юный натуралист.)

1. Какой мостик был у муравьёв?

2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?

3. Как позаботились о муравьях?

4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?

5. Объясните смысл заголовка.

Лебеди.

Однажды я увидел на озере двух белых птиц. Это были лебеди - кликуны. Моя бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.

Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в нее зерно, моченый хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.

Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук.

(70 слов.)

(Из журнала «Юный натуралист»).

1. Как лебеди выбирают себе место для жилья?

2. В чем проявилась забота о птицах?

3. Как лебеди выразили доверие к человеку?

Птица-секретарь.

Почему птицу зовут «секретарь»? Ее оперение напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, переписчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки.

Секретарь - отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам.

(71 слово.)

(По Н. Коростелёву.)

1 Что значит слово «секретарь»?

2. Чем птица-секретарь напоминает писца старых времен?

З. На кого охотятся птицы-секретари?

4. Как они защищаются от змей?

5. Чем птица оглушает змею?

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.

К. Ушинский (38 слов)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:
1. Куда пошли дети?
2. Кто живет в роще?
3. Зачем ручей в роще, что он делал?

Игрушки

У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.

(23 слова)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:
1. Почему текст называется «Игрушки»?

2. О каких игрушках рассказывается?
3. Как звали девочку?

4. Кто были Ириша, Мариша и Саша?

* * *

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

18 слов (Л. Толстой)

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.

А. Седугин (41 слово)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:
1. Кто утащил утку?
2. Куда собака водила утят?
3. Где гуляют утята с собакой?
4. Почему так назван рассказ?

****

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

31 слово (Л. Толстой)

Рысь.

В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь - кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.

Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)

1. Почему рысь названа большой кошкой?

2. Опишите рысь.

3. Как рысь охотится?

4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? (Внезапно неожиданно бросится)

5. Как вы понимаете слово «залег»? (притаился)

ДЕДУШКА.

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

ДЕДУШКА.

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

ДЕДУШКА.

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

ДЕДУШКА.

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

ДЕДУШКА.

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

ДЕДУШКА.

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

На страницах нашего клуба родителей сравнительно недавно было размещено пособие, являющееся первой частью курса «Учимся читать». Оно посвящено знакомству маленького, будущего читателя с буквами русского языка. Прочитать его описание, а также вы может по приведенной ссылке. Сейчас мы размещаем вторую часть этого курса – пособие «Учимся читать: читаем слова и предложения». С помощью этой книги гораздо проще, легче сформировать у ребенка уже достаточно прочные навыки чтения, которые в последующем станут основой для скорочтения и понимания прочитанного.

Краткое описание книги / пособия «Учимся читать: читаем слова и предложения»

Книга поможет ребенку повторить уже изученные буквы. Сначала будут встречаться те, что используются чаще всего, а после – встречающиеся уже реже. Каждый переход от буквы к букве – это повтор, это еще одна возможность закрепить в детской памяти буквенный образ, включив и зрительную память. После повтора букв ребенок уже перейдет к этапу чтения слов, словосочетаний и даже предложений.

Все слова для чтения ребенку дают в строгой последовательности, исходя из сложности из слоговой структуры. Сначала сокровищу нужно будет прочитать слова простые, типа курица, топор, коза, чайка и т.д. Следующим этапом будет чтение уже более сложных слов. Так плавно увеличивается нагрузка, что не влечет перенапряжения.
Много внимания в книге уделено и развитию зрительного внимания ребенка, но без помощи мамы и папы малышу все-равно не справится. На плече родителей ложится задача по формированию у малыша четкого, ясного и правильного проговаривания каждого слога, каждого слова. При этом обязательно следите за тем, чтобы именно конец слова ребенок проговаривал особенно ясно и четко. Это поможет ему невольно обращать своё внимание на согласование слов в предложении и предупредит возможное появление ошибок при чтении в будущем.

Другие вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей.

Все книги хранятся на нашем «Яндекс.Диске» и наличие платы за их загрузку, а также вирусов и других гадостей полностью исключено.

Вы можете найти в одноименно разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке, а также в альбом на страницах клуба в социальных сетях:

Публикации по теме:

    При подготовке ребенка к школе его умение читать является чуть ли не главным, основным требованием. Однако, как знает любая мама,...

    Любой родитель мечтает видеть своего малыша веселым, способным и умным. Радоваться вместе с ним его успехам достижениям, его уверенности в...

    Аннотация к книге: Великолепная книга для детей дошкольного возраста. В ней содержится необходимый набор знаний, которые ребенок должен освоить до...

    Аннотация к книге — энциклопедии для ребенка: Эта уникальная книга поможет малышу сделать первые шаги в познании замечательного мира вокруг...

    Каждый родитель прекрасно знает выражение о том, что молчание – это золото, но от умения ребенка правильно и четко выражать...

В 1 классе оценки за обучение не ставятся, ученик либо «справился», либо «не справился» с заданием.

Для проверки техники чтения необходимо заранее подготовить незнакомый ребенку текст. Предложения в тексте должны быть простые и короткие. Картинок быть не должно, чтобы ученик не отвлекался. Важно настроить ребенка на быстрое чтение.

В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Когда ребенок начал читать, не следует останавливать его, даже если он ошибся в произнесении слова или в постановке ударения. После чтения необходимо задать ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы проверить его понимание текста .

Навыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, чтобы оказать им своевременную помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс.

Одуванчики.

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)

1. Из каких цветов сплела Танюша венок?

2. Почему венок назван золотым?

3. С чем сравнивается цветок одуванчика?

4. Когда одуванчик становится белым?

5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?

(По К. Соколову-Микитову.)

Галка.

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)

(Г. Скребицкому.)

1. О каких птицах вы прочитали?

2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.

3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?

4. С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)

Рысь.

В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь - кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.

Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)

1. Почему рысь названа большой кошкой?

2. Опишите рысь.

3. Как рысь охотится?

4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? (Внезапно неожиданно бросится)

5. Как вы понимаете слово «залег»? (притаился)

Лесной оркестр.

Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)

(По В. Бианки.)

1. Каких птиц можно отнести к певчим?

2. Как поют певчие птицы?

3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?

4, Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?

5. Почему у рассказа такое название?

б. Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят», дятлы «барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»?

Хитрая рыба.

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.

(48 слов.)

(По Э. Шиму.)

1. Где сидел дедушка?

2. Почему у него шел лов?

3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?

4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?

Кит.

Кит - самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.

(47 слов.)

1. Какое животное самое большое на свете?

2. Где могут жить киты?

З. Легко ли охотиться на китов?

Летучие мыши.

Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.

Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.

Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.

(51 слово.)

(По Ю. Дмитриеву.)

1. Какую пользу приносит летучие мыши?

2. Как они проводят день?

3. Когда охотятся летучие мыши?

4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(50 слов.)

(По В. Бианки.)

1. Озаглавьте текст.

2. Кто вышел на берег реки из леса?

З. Как медведица купала первого медвежонка?

4. Почему побежал в лес другой медвежонок?

5. Что сделала с ним его мать?


Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение - довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера , слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение , а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
- Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение - сказка, рассказ или стихотворение?

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
- Дай мне - мой конь.
- Нет, ты мне дай - конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ - малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 32 с. (Конфетка).

Чтение для дошкольников – всегда новый, интересный процесс. И это неудивительно, ведь они открывают для себя целый мир, ранее неизведанный, незнакомый.

Сначала дети знакомятся с буквами и звуками, затем учатся складывать их в слова. И вот наступает момент, когда ребенок пробует читать самостоятельно. Нельзя сразу с этой целью давать малышу сложные тексты, да еще не разделенные на слоги. Возникшие трудности в чтении могут совершенно отбить охоту учиться дальше. Так что будем учиться читать, взяв за основу рассказы и сказки, специально адаптированные для дошкольников.

Рассказы для детей

Если вы не знаете, с каких текстов начать, можете купить или скачать и распечатать у нас на сайте сборники текстов под общим названием «Читаем по слогам». Подобная литература специально адаптирована для детей. Это не означает, что рассказы известных писателей в ней как-то изменены: подборка текстов в таких книгах ориентирована на ребят дошкольного возраста, а слова в текстах разделены на слоги для чтения, что значительно облегчает процесс обучения для ребенка.

На нашем сайте есть также отдельные тексты со специальным делением на слоги. Их тоже можно распечатать и предлагать детям для чтения.

Какие же рассказы лучше подойдут для детей?

Конечно же, это произведения тех писателей, которые специализировались на детской тематике: М. Пришвин, К. Паустовский, А. Барто, Н. Носов, Лев Кассиль, С.Маршак и др. Не обязательно читать рассказы полностью: для маленьких детей достаточно будет выбрать один небольшой отрывок, разделить его на слоги и представить для чтения.


Как привить любовь к чтению?

Как заниматься родителям с детьми по таким текстам?

Не стоит оставлять ребенка наедине с рассказом, если он еще плохо читает. Это может отбить всякий интерес к последующему обучению, если у малыша возникнут трудности, а он не сможет с ними справиться. Сядьте рядом с ребенком и начните читать вместе. Для детей очень важно, чтобы взрослые проявляли интерес к их делам. Попутно просите малыша помочь вам и прочитать то или иное слово. Когда дочитаете до конца, обсудите отрывок: пусть ребенок перескажет, что он понял из текста. Не оставляйте прочитанное без внимания: малыш должен осознать, что читает он не для папы или мамы, а для себя, для собственного понимания.


Скачать набор карточек со словами можно .

Учимся читать отдельные слова по слогам. Прочитай имена детей.

Сказки

Однако лучшее пособие для обучения детей чтению – это сказки. Их любят все, не только дети. Возьмите сначала ту сказку, которую ребенок хорошо знает: так ему будет легче читать, будучи знакомым с сюжетом.

Наиболее известными писателями, посвятившими себя сказочному творчеству, являются Г.Х.Андерсен, А.С.Пушкин, Ш.Перро, братья Гримм. Наверняка, когда ваш ребенок еще не умел читать, слушал сказки этих писателей в вашем исполнении. А сегодня он будет читать сказки эти по слогам.

Девочка 3-х лет читает по слогам:

Для чтения отлично подойдут и сказки для детей современных писателей, например, Л.Успенского. Они порой более отвечают запросам времени: в них действуют существа, населяющие наш технологический мир, оживают окружающие нас приборы. И все же не лишайте ребенка возможности познакомиться со старыми добрыми сказками, ведь на них выросли целые поколения.

Читая сказки, стихи по слогам, вы не только обучаете детей, но и знакомите с огромным культурным наследием предыдущих эпох . Чтение развивает в малыше любознательность, уважение к труду других людей, стремление узнавать новое. Все это обязательно пригодиться детям во взрослой жизни. Но главное, вы будете уверены, что воспитаете в них добро и человечность.

Вы можете скачать бесплатно подборку из более чем 35 книг (сказки, рассказы, стихи, простые тексты и раскраски) по СЛОГАМ или выбрать отдельные готовые тексты для себя ниже.

Маленький рассказ про белочку. Отрывок из книги про Винни-Пуха и Пяточка.