Оренбургский пуховый платок: народный промысел. Русские народные промыслы. Оренбургский пуховый платок. Оренбургский пуховязальный промысел


В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз - Кайсацкой Орды.

Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.

Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз.

Пух оренбургских коз не превзойден по качеству: эластичен, мягок, чрезвычайно легок, мало теплопроводен, прекрасно прядется и имеет высокую валкоспособность. По тонине он не уступает шелковинке и пуху ангорского кролика. По крепости и растяжимости превосходит мериносовую шерсть; от последней оренбургский козий пух отличается еще и тем, что идет в производство почти полным весом

Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из нововведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике.

Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Несмотря на то, что настоящие оренбургские пуховницы работают в строгом соответствии с канонами, которые и отличают оренбургский пуховый платок от любого другого, в каждом населенном пункте Оренбургской области есть свои особенности и в технике узоров, и в технике вязания пуховых платков и паутинок.

Например, саракташская пуховая паутинка очень близка к старым работам 50-х годов. Паутинка проста по композиции. С точки зрения художественного оформления, она, может быть, и проигрывает, но остается ее индивидуальный стиль.

Верхние Чебеньки и село Желтое расположены не далеко от Саракташа, а рисунки на пуховых паутинках очень разные. В Верхнеозерном тоже есть свои рисунки, которые больше не встречаются нигде. Оренбургскую пуховую паутинку можно отличить от других аккуратностью проработки, строгостью и фантазией. На селе больше классики и канонов.

Зубчики на пуховых паутинках похожи на крепостную стену вокруг древнего города, затем вяжется кайма, после этого "решетка", затем середина. Ну и, конечно же, вывязаваются в пуховой паутинке дырочки - обычная, круглая, вывернутая.

Из них состоит вся пуховая паутинка, на них и строится процесс творчества: как скомпоновать эти дырочки сначала в простые рисунки - "цветочек", "косорядка", "цепочка", а потом более сложные -"снежинка", "соты".

Из последних строятся еще более сложные - "круги", "змейки". В зависимости от того, каков уровень пуховницы, и получаются пуховые платки - либо простенький, либо средненькие, либо произведения искусства.

Несмотря на большие трудности в вязании, оренбургские пуховые платки отличались высоким художественным качеством. Пуховязальщицы работали с вдохновением, вкладывая в свое дело много труда, любви, инициативы, художественных замыслов и вкуса. В этом отношении характерны и названия узоров: "кошачьи лапки", "паутинка", "косой рядок", "елочка", "шашечки", "решеточки", "окошечки", "мышиный след", "тройная ягода", "узорчатая ягода", "крупная малинка", "выворотной узор".

Как же вяжут оренбургские пуховые платки? Сначала выбирают пух, чешут его, прядут. Одна мастерица любит жесткий пух, другая работает с мягким. Человек приспосабливает вязание пуховых платков под себя. Спицы, веретено - все также подбирается индивидуально. Оказывается, чтобы связать классическую пуховую паутинку или пуховый платок, необходимо соблюсти около двадцати требований: от обработки пуха до методов вязания.

Оренбургские пуховницы создают необычайные образцы пуховых платков. Особенной невесомостью и нежностью отличается ажурная пуховая паутинка, которая при размерах 2.5 на 2.5 метра весит не более 80 граммов, но может свободно проходить через обручальное кольцо и умещаться в скорлупе гусиного яйца.

Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного - "паутинки" - 195 часов.

А вот орнамент платка часто зависит от преобладающей и селе национальности. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, овладев им в совершенстве.

Снова как и в XIX веке оренбургский платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Если новый платок - теплый, мягкий и пушистый, а пух словно свисает с изделия, в руках у вас, скорее всего, пуховый платок не самого высокого качества: пух может скоро весь вылезти, останутся только х/б-нитки, так как платок расчесан гребнем.

Настоящий оренбургский пуховый платок - поначалу нераспушенный. Он словно бутон прекрасного цветка становится прекраснее только распускаясь. Его лучшие свойства проявляются лишь через некоторое время, а не тогда, когда он только сошел со спиц.

Нередко встречается мнение, что оренбургские платки надевают только пожилые, нуждающиеся в тепле. На самом деле, это неверно: если пуховые шали действительно надевают в основном женщины в зрелом и пожилом возрасте, то оренбургские пуховые паутинки и палантины носят фактически только молодые девушки.

Изумительно нежные, легкие и красивые палантины и паутинки подчеркивают женскую красоту. Как правило, выбирают изделия белого цвета, которые смотрятся особенно хорошо.

Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу, шелк или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, состоящая из синтетики. Однако особенность пухового платка в том, что на 100% из пуха его связать нельзя: изделие в этом случае “скатывается” и служит весьма непродолжительный срок.

Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из “основы”, то есть хлопчатобумажных, шелковых или вискозных нитей - в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух - тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой.

Виды оренбургских пуховых платков

Оренбургский пуховый платок - квадратное изделие плотной вязки с ажурными зубцами или без зубцов по краям
Шаль пуховая - оренбургский пуховый платок большого размера, с вышивкой или бахромой по краям
Косынка пуховая - треугольное пуховое изделие с зубчиками или кистями по краям, плотной вязки
Пуховая паутинка - квадратное изделие, ажурное, с зубцами, очень легкое, тонко связанные паутинки легко проходят через обручальное кольцо
Палантин пуховый - прямоугольный ажурный шарф с зубчиками, имеет свойства паутинки.

Уход за пуховыми изделиями

Перед стиркой платок, паутинку, палантин необходимо набрать по зубцам на капроновую нить. Стирать такие изделия можно только в теплой воде при температуре не более 40 градусов. Очень часто в отсутствии специальных средств и в домашних условиях пуховые вещи стирают мягкими порошками для шерстяных вещей или просто шампунями для мытья волос.

Изделия при стирке просто аккуратно «полощут» и не трут, не выкручивают, не гладят! Пуховые изделия нельзя «замачивать» или держать в воде более 15 минут. Они от этого «садятся». Вязаные из пуха изделия после стирки нужно нежно отжать, пропуская их между пальцами. Полоскать в теплой воде с добавлением уксуса (1 столовая ложка на 5 литров воды).

Сушить в расправленном виде на открытой поверхности на хлопчатобумажной ткани. Хранить оренбургские пуховые платки нужно в полотняных или бумажных мешочках, чтобы пух «дышал».

В самую холодную пору, когда в небе, окутанном темными тучами, кружатся крупные хлопья снега, когда деревья сгибаются под тяжестью хрустящих белых шапок, когда мороз, не щадя никого, начинает пощипывать за щеки - вас надежно согреет оренбургский пуховый платок.

Блог Сударушки

Содержимое

Благодаря своим уникальным качествам и характеристикам, оренбургский платок стал пользоваться высокой популярностью. Свойство этого пуха знают не только русские люди. Весь мир наслышан о том, что такое оренбургский платок. Пух является результатом чисто народного промысла. В мире нет такого, даже приблизительного производства, которое создает что-то подобное.

По истории, для создания оренбургского платка используется исключительно местный козий пух. Его уникальность заключается в том, что он самый тонкий во всем мире.

Именно эти особенности и позволяют получить легкое, как облако, изделие, но при этом, очень теплое. Кроме того, такой пух можно получить с козы, которую выращивают именно в Оренбургской области. Секрет истории в том, что животное находится в определенных климатических условиях. То же самое можно сказать и про рацион. Поэтому и пух получается уникальным.

В Оренбургской области такой холодный климат, что козам приходится приживаться к этим условиям. Приспосабливаться и вырабатывать теплый, но легкий пух.

История рассказывает, когда-то французы решили и у себя развести эту породу животных. Но все действия увенчались прахом. Дело в том, что после закупки целой партии коз, оказавшись в пределах теплого климата, они стали давать толстый пух. В отличие от оренбургского сырья такой пух не обладал отличительными особенностями и уникальностью.

История зарождения

По истории в 1766 году люди узнали от географа и краеведа Петра Рычкова, что есть такие козы в Оренбургской области. Они дают тонкий, но очень теплый пух. Из которого можно создавать пуховые изделия. Он даже сумел расписать технологию производства платков и получения пуха. На самом деле, местные жители, уже давно занимались этим ремеслом, как сказано в истории, это было их традиционное занятие.

Спрос на пуховые оренбургские платки увеличился после того, как про них узнали в больших городах. Таким образом, экономическое положение в этой области стало улучшаться. Ведь изготовление и продажа пуховых платков приносили хорошую прибыль жителям этого района. Они стали прилично зарабатывать. Но высшее признание к оренбургскому платку пришло в 19 веке. По всему миру стали узнавать про это оригинальное и уникальное изделие. Париж, а затем Лондон. Европейские компании стали закупать большими партиями козий пух в России. А в Англии даже наладили производство не натуральных изделий из пуха. При этом, никто не скрывал, что это была подделка.

После того, как развалился Советский Союз, европейцы перестали закупать оренбургские изделия из козьего пуха, согласно истории. Производство не стало, но поставки за границу остановились. На смену этим уникальным изделиям пришел кашмирский пух. Но его качества не были такими уникальными, по сравнению с оренбургским платком. И сегодня мастера продолжают историю, и создают пуховые изделия из оренбургской пряжи. Но есть некоторые особенности этого процесса. Во-первых, козий пух не может использоваться на машинке для вязания. Он теряет все свои уникальные качества, перестает быть мягким, снижаются его характеристики. Именно потому, что все изделия создаются руками настоящих мастеров, оренбургские платки имеют большой спрос. Конечно, исходя из этого и стоимость платка из козьего пуха выше. Вы тоже можете присоединиться к настоящим мастерам, и самостоятельно.

Истоки возникновения

В народе существует несколько историй, согласно которым оренбургский пуховой платок появился на свет.

  1. В свое время народ под названием «Чабаны» занимался разведением коз. Но они не ради пуха занимались этим, чтобы получать молоко, мясо и шерсть. Животные были настолько грязными, что казаки, как переселенцы предложили свою помощь. А именно, вычесывать коз. Когда чабаны поняли в чем секрет, они сами стали вычесывать коз и обменивать пух на продукты, деньги. А казаки стали разводить своих коз.
  2. Согласно второй истории скотоводы сами догадались использовать козий пух для изготовления одежды. Сперва казаки не могли понять, как в сильный мороз они могли ходить, при этом, одетые очень легко. Но потом присмотрелись и поняли, что их согревают шарфы и телогрейки из козьего пуха, которые надеты под верхнюю одежду. Эти вещи выполняли только одну важную функцию - они сохраняли тепло своего обладателя, в суровые морозы, согревали его.

Те пуховые изделия, которые остались в истории, совсем далеки от современных, которые барышни носят для красоты на своих плечах. И снова, казаки узнали о том, что для изделий используется козий пух. Завели свое подсобное хозяйство.

  1. Есть еще одна история зарождения пуха. Первые ажурные платки появились благодаря казачкам. Они не занимались земледелием, не выполняли подсобную хозяйственную работу. Козий пух обладает уникальными качествами и характеристиками, благодаря которым и зародилась идея создавать только женский элемент одежды. Для представительниц прекрасного пола. Козий пух настолько тонкий и мягкий, что его нельзя было сравнить ни с какими другими материалами, не подходит, даже лен и шерсть. Благодаря таким свойствам получались невероятно красивые узоры на изделиях из пуха.

Особенности вязанного ремесла из козьего пуха

Согласно истории, казахи не умели создавать изделия из козьего пуха. Поэтому, вычесанную шерсть они продавали в соседние села. Там этот пух и использовали для создания теплых и мягких платков. Это легко объяснить. Местное население, которое выращивало коз, занималось не только животными, но и земледелием. Они просто не имели свободного времени, чтобы еще и изготавливать платки из козьего пуха. А семьи казаков, наоборот, не работали на землях. Их обязанностью было - военная служба.

При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание - это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок , палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить - для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить - для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить - подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить - теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия , произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

Русские народные промыслы. Оренбургский пуховый платок. December 18th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о русских народных промыслах. В прошлый раз вспоминали крестецкую вышивку: , ну а сегодня немного поговорим о оренбургских платках пуховых. Как-никак - один из символов России:-)) Ему даже песни посвящают:-) Помните?

Оренбургский пуховый платок - это вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и т.д).Вся суть именно в пухе, который собирается с особых коз, которые водятся только в Оренбургской области.

Многие специалисты утверждают, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире16-18 мкм. Для сравнения у тех же ангорских коз толщина заметно больше — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.


Оренбургский пуховый платок - это защищенный бренд по наименованию места происхождения товара. Называться оренбургскими пуховыми платками имеют право только изделия "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.) и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на станках.


Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (или шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.


Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.


Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

История платка связана с оренбургским казачеством, а те в свою очередь подсмотрели у калмыков и киргизов.
Особый толчок развитию промысла дал Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. И все завертелось:-)


Впоследствии оренбургские платки по своей цене и качеству смогли составить конкуренцию даже кашемирским. И это не удивительно.
Производство платка не очень простое. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки.

Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Приятного времени суток.

Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Это исконно русское изделие народного промысла, о котором знают не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга.

Считается, что оренбургский платок – это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Уникален он тем, что очень тонок (тоньше в мире нет). Его толщина 16-18 микрон. Для примера - толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые.

Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность.

История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда (после одной из экспедиций) Петр Рычков - географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.

После того, как Москва, Санкт-Петербург, а после и вся Россия узнали о существовании уникальных оренбургских платков, спрос на них увеличился в сотни раз. Это способствовало хорошему экономическому развитию в данном регионе, так как такое производство давало возможность хорошо зарабатывать. Мировая слава настигла Оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее – в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки – «Имитация под Оренбург».

Произошедший развал и появление Советского Союза привело к прекращению крупных поставок оренбургских изделий из пуха. Нет, платки вязать не перестали, но выхода на мировой рынок не стало. На смену козьему пуху из Оренбуржья пришел пух кашмирский, который по своим свойствам несколько уступал российскому.

Пуховые платки в Оренбурге вяжут и по сей день. Но пух имеет одну особенность: ему противопоказана машинная вязка, во время которой теряется мягкость и снижается качество. Поэтому все изделия продолжают вязать вручную. В связи с этим и цены на них достаточно высокие, но оренбургский пуховый платок того стоит.