Логопедические занятия для детей с тнр. Проведение интегрированных занятий в группах детей с тнр. Упражнение «Зимняя одежда»

Алеся Чернышова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Д/с «Светлячок»

Осинского района Пермской области

С ТНР старшей группы : «Фрукты

подготовила

учитель-логопед

Чернышова Алеся Александровна

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР старшей группы компенсирующей направленности по теме : «Фрукты

Цель : расширение и активизация словаря по теме Фрукты .

Задачи :

Учить образовывать существительные Р. п. множественного числа.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах .

Развивать фонематическое восприятие, мышление.

Развивать мелкую моторику.

Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование : картинки с изображением фруктов , альбом, карандаши, логопедический чемоданчик .

Ход занятия.

1. Организационный момент : (Объявление темы занятия . Создание эмоционального положительного фона. Развитие речевого слуха.)

Логопед приглашает детей в кабинет , организует приветствие. Дети занимают места на стульчиках за столом.

Логопед : Сегодня не обычный день, у меня для вас есть волшебный чемоданчик. А что он нам приготовил мы с вами узнаем после того как послушаем интересное стихотворение, которое называется «Фрукты » А вы постарайтесь слушать внимательно.

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду .

Вот среди веток груши бочок.

Груша зелёная, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Светится золотом жёлтый лимон.

В кроне зелёной висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

(Н. Нищева)

2. Упражнение «Раскрась фрукты » (Развитие памяти. Расширение словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи согласование прилагательных с существительными.)

Логопед предлагает детям вспомнить, о каких фруктах говорится в стихотворении.

Логопед : Перечислите названия фруктов , о которых говорится в стихотворении.

Дети : Груша, яблоки, персик, лимон, апельсин.

Логопед : Посмотрите, в чемоданчике для вас что -то есть.

Логопед достаёт из чемоданчика трафареты фруктов , сделанные по принципу кармашков, с тем чтобы в каждый кармашек можно было вставить листок цветного картона.

Логопед : Я надеюсь вы запомнили, что сказано о цвете фруктов в стихотворении . У вас на столах лежат цветные квадраты картона «раскрасьте» фрукты , вставив в кармашки листочки картона, и расскажите о них, подобрав как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»

1-й ребёнок. Зелёная, овальная, сочная, спелая груша.

2-й ребёнок. Красные, румяные, круглые, душистые яблоки. и т. д.

Логопед : Молодцы!

Логопед : Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

Что это? (фрукты )

Ребята, где растут фрукты ? (на деревьях) .

Как называют деревья, на которых растут фрукты ? (фруктовые ) .

Где растут фруктовые деревья ? (в саду) .

Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев ? (фруктовый сад ) .

Логопед : - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите из чемоданчика по одному фрукту и назовите его . Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты , вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед : Молодцы!

Логопед : Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду ? (фруктов )

Чего много на яблоне? (яблок) .

Чего много на грушевом дереве? (груш) .

Чего много на сливовом дереве? (слив) .

3. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий :

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

6. Игра «Что мы приготовим из фруктов »

Логопед : Сейчас я буду называть фрукт , а вы будете отвечать , что из него можно приготовить :

Яблоко – яблочный сок;

Слива – сливовый сок;

Груша – грушевый сок;

Ананас – ананасовый сок;

Апельсин – (апельсиновый сок.) ;

Виноград - (виноградный сок) ;

Персик – (персиковый сок) .

7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки : апельсин, виноград, киви, вишня)

Что это?

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

8. Дорисовывание фруктов .

Логопед : Ребята, посмотрите в чемоданчике лежат фрукты . Но фрукты нарисованы только наполовину. Дорисуйте вторую часть сами.

(Самостоятельная работа) .

9. Игра. «Четвертый лишний»

Логопед : Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, арбуз,кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, помидор, слива.

Яблоко, груша, лук, слива.

10. Итог занятия .

Ребята, волшебный чемоданчик будет радовать нас ещё своими интересными играми. Но сейчас он говорит вам до свидания! До новых встреч!

11. Оценка работы детей :

Список литературы :

1. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева – СПб : 2001. стр. 13

ольга титова
Музыкальное занятие с детьми ТНР «В гости к кошке Мурке»

В ГОСТИ К КОШКЕ «МУРКЕ » »

(тематическое)

Цель : Развивать творческие способности во всех видах музыкальной деятельности . Прививать любовь детей к музыке .

Развивать музыкальность , формировать умение передавать настроение, эмоции, чувства через музыкально -двигательную и песенную деятельность.

Задачи :

Образовательные : Учить детей слушать произведение до конца, понимать характер и содержание музыки , эмоционально на нее реагировать; узнавать знакомые песни по сыгранной мелодии; формировать певческие навыки : петь без напряжения в диапазоне ре-си, в одном темпе со всеми, четко произносить слова. Побуждать к звукоподражаниям, Продолжать учить играть на колокольчиках. Начинать и заканчивать движение с музыкой . Способствовать развитию навыков выразительной передачи движений, отображающих характер музыки «идет кошка » . Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развивающие : развивать внимание, произвольную память, используя приемы эйдетики - таблицы мнемотехники. (Эйдос-образ, мнемотехника-все приёмы и методы для развития памяти.)

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к животным, желание о них заботиться.

Материалы и оборудование :

1. Домик кошки .

2. Таблица мнемотехники на песню «Цап - царап» .

3. Колокольчики.

4. Фортепиано, компьютер.

5. Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»

6. Корзинка с котятами (игрушки)

8. Игрушка Кошка

9. Гостинцы

Звучит музыка В . Шаинского «Улыбка» . Дети входят в зал (с праздн входа, останавливаются для приветствия.

М. Р.: (пропеваю) Здравствуйте ребятки!

Дети отвечают : Здравствуйте!

А сейчас давайте представим, как бы поздоровались со мной звери и птицы.

Здравствуйте, котята! Дети : Мяу, мяу, мяу!

Здравствуйте, мышата! Пи-пи-пи!

Здравствуйте, коровки! Му-му-му!

Здравствуйте, собачки! Гав – гав – гав!

Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте!

М. Р.: Я очень рада вас видеть . Сегодня у нас гости . Давайте и с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

М. Р.: Я вижу у вас сегодня хорошее настроение. Давайте передадим свое настроение друг другу, обнимемся и получим заряд бодрости.

М. Р.: Сегодня мы с вами отправимся в гости к моему любимому животному. Хотите узнать кто это? Слушайте загадку.

Загадка : Кто сметану любит? Кто клубочком спит? А когда погладят, песню заурчит?

Дети : Кошка

М. Р.: а как кошечка ходит? А какие у неё лапки? А в лапках что…-«цап-царапки» .

М. Р.: И мы оправляемся к ней в гости на паровозе .

Поезд отправляется - поездка начинается.

М. Р.: Поезд подает сигнал, он стоять уже устал (дети тянут «у-у-у» )

Набирает поезд ход, свою песенку поет.

Музыкально -ритмическое движение «Поезд» Т. Суворова

Музыкально -ритмическое движение «Лошадка» Т. Суворова

М. Р.: Как быстро мы скакали на лошадках, но ещё не добрались до места, и путь наш продолжается уже пешком, а где-то и нужно пробежаться на носочках.

Марш «Научились мы ходить» муз Макшанцевой

М. Р.: Ребятки, вот мы и добрались.

М. Р.: Вот уютный светлый дом, наша киска живет в нем.

Пойдёмте тихонечко позвоним в колокольчик, а теперь позвонче и присядем на стульчики.

Дети садятся на стульчики около фортепиано. (колок собрать воспит) КОШКИН ДОМ ОКОЛО ПИАНИНО

слышно мяуканье Кошки .

М. Р. показывает кошку , которая грустит.

М. Р.: Ребята, поздороваемся с Мурочкой. (дети отвечают) . Смотрите, наша кошка Мурка , почему -то грустит. Давайте послушаем, что же случилось с кошечкой. (кошка шепчет на ухо М . Р.)

М. Р. ребята, сейчас я вам спою песенку, которая расскажет, о чем грустит кошечка.

М. Р. исполняет песню, дети слушают. Песня «Серенькая (беленькая) кошечка» (А капельно)

М. Р.: Дети, о чем же эта песенка? Какая песенка, весёлая или грустная? Ещё какая?

М. Р.: Послушайте ещё раз. Исполняется песня второй раз игрой на инструменте.

М. Р : Ребята, а давайте развеселим нашу Мурочку и споем ей песенку.

Сядем прямо, ровно и споём спокойно.

Ноги твёрдо в пол упрём - пальчики в замок запрём.

Но сначала напомните мне, как кошечка поёт? (дети поют ре первой октавы «мяу» )

А котёнок? (дети поют ля первой октавы «мяу» ) А ещё какую песенку кошечка любит петь? (мурр.)

Дети исполняют песню. Песня «Мур,мур,мур» О. Боромыковой

М. Р.: Ребята, обратите внимание на картинку. Кто на ней изображен?

Правильно, Кошка . Здесь живёт именно она. Но здесь пустое окошечко….

Музыкально - дидактическая игра «Найди пару»

М. Р.: А сейчас угадайте - какую песенку мы споем для Мурочки? М. р. исполняет мелодию песни «Цап-царап» .Дети по мелодии угадывают и называют песенку. Правильно, это песенка про котят, называется «Цап-царап» . Давайте все вместе скажем правильно слова «цап-цап, цап-царап, царапки» .

М. Р : Мы будем петь эту игривую песенку нежным голоском, ласково, напевно.

Песня «Цап - царап» муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной.

Дети исполняют песню с движениями по тексту.

Текст песни Движения детей

У котенка лапки - мягкие подушки, Дети поворачивают кулачки из стороны в сторону

А внутри - царапки, острые игрушки! Раскрывают ладошки, раздвигают пальчики, показывают ручки ладонями вверх-вниз

Цап, цап, цап-царап, острые игрушки! Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.

Учит сына кошка : не зевай, сынишка! Грозят пальцем

Где шуршит немножко, Приставляют ладошку к уху «прислушиваются» .

Там, наверно, мышка!

Цап, цап, цап-царап, там, наверно, мышка. Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.

М. Р.: Мне понравилось, как ласково вы пели песенку! Молодцы! И Мурочка наша уже улыбается.

Давайте ещё раз исполним песенку? Песня исполняется второй раз

(Кошка шепчет на ухо )

Кошечка просит вас найти ей котят и собрать в эту корзину. Пойдёмте искать!

М. Р : На носочках мы пойдем и котёнка вмиг найдем! (дети идут на носочках за воспитателем, подходят к пенёчку, там сидит котёнок)

М. Р.: Вот он где спрятался! Полезай-ка в корзинку!

М. Р.: Мы попрыгаем как зайки. Эй, котёнок вылезай-ка! (дети двиг прыжками за воспитат с продвижением вперёд к стульчикам, под одним из них-котёнок)

М. Р.: И второго мы нашли!

М. Р.: Всех котят собрали и Мурке их отдали !

М. Р.: Ребята, посмотрите, Мурочка развеселилась, благодарит вас и хочет танцевать с детками.

Танец «Кот Леопольд»

М. Р.: Мурочка, а давай поиграем и друг друга мы подогоняем!

Игра со словом «Мы весёлые ребята…»

М. Р.: Ребята, мы с вами обязательно ещё поиграем, но в следующий раз, а Мурочке надо спешить к котятам, и нам пора возвращаться, скажем, ей до свидания. (Дети прощаются) .

А возвращаться мы будем с вами на «ковре-самолёте» . Посмотрите, какой большой, красивый ковёр- самолёт! (воображение) Скорее все занимаем места и полетели….(дети садятся «калачиком» на ковёр и покачиваются из стороны в сторону) ПОД МУЗЫКУ В . А. Моцарт фрагмент симфонии №40 соль мажор

Ну вот мы и на месте.

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и давайте, вспомним :

У кого мы сегодня были в гостях ?

Какое было настроение у Мурочки?

Какое настроение сейчас у Мурочки?

А что мы делали, чтобы развеселить нашу кошку ?

гостинцы , угощайтесь.

М. Р.: Какие хорошие приходили сегодня детки ко мне. Вы нам всем очень понравились.

М. Р.: Мурочка, с благодарностью, вам оставила гостинцы , угощайтесь.

До свидания!

Дети под музыку «Улыбка» Шаинского, выходят из зала.

К тяжелым нарушениям речи относятся системные речевые патологии, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.).

В последнее время увеличивается количество детей, у которых нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их , создавать- это так называемые безречевые дети, неговорящие дети или дети с "начатками" речи (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).

Неговорящие дети - условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997). Безречевой ребенок - ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения. (Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011).

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с алалией, различными задержками психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией при ДЦП, РДА, нарушением слуха, афазией. В так называемую отдельную группу относят детей со сложной структурой дефекта, например, когда присутствуют дефицит внимания и расторможенность, аутистические черты поведения, и отсутствие речи.

Предпосылки развития нормальной речи:

- целенаправленная предметная деятельность на основе формирования психических процессов: всех видов памяти, восприятия, мышления);
-говорящий социум,полноценное общение со взрослыми.



Фрагмент логопедического занятия с обучающимися 2 класса

(задача: развитие зрительного внимания, восприятия, используя разноцветные шарики марблс и пуговицы)

Методы (основа) формирования языковой системы

1 . При системной речевой патологии нужна комплексная работа специалистов, каждого в своей сфере (дефектолога, психолога, учителя физической культуры, учителя ритмики, учителя музыки). Логопед надстраивает свою работу над работой всех специалистов.

2. .Формирование языковой системы строится по онтогенетическим этапам формирования речи. "Онтогенез речи"- весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.


Таблица. Онтогенетические законы развития речи

(Винарская Е.А. "Возрастная фонетика", "Дизартрия" и др. работы)

3 . Направления работы строятся по четырем языковым кодам : фонематическому или фонологическому, лексическому, грамматическому или морфологическому и синтаксическому. Коды не существуют отдельно друг от друга, но для удобства планирования работы их условно разделяют.

4 . Необходимо различать в работе языковые и речевые явления, поскольку, все, что мы говорим, нужно рассматривать с двух позиций: с позиции языка и с позиции речи.

Схема коррекционной работы

(разработанна специалистами ГОУ "Специальной (коррекционной) начальной школы- детский сад v вида №1708" для детей с ОВЗ, г. Москвы.

Руководитель- Новикова Т.Н., кандидат экономических наук, Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификационной категории .

скачать схему

Коррекционная логопедическая работа (по схеме)

Формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка

Подготовительный этап

Пропевание гласных (данный период условно равен гулению в онтогенезе) с помощью символов гласных (по Фомичевой). Задача : получить фонацию, длительную голосоподачу.


Символы гласных звуков

I этап

Отработка цепочек из одинаковых слогов, цепочек со сменой гласных, цепочек слогов со сменой согласных. Задачи : вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слогов, соединив артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. На этом этапе работы логопеду потребуются слоговые карточки для работы (2 набора). На этом же этапе работы логопедом даются звукоподражания. Для этой работы используются карточки для попевок. На каждое звукоподражание 4 карточки.

Слоговые карточки из наборов

Картинки, используемые для попевок про корову (у березы, у забора, у палатки, у беседки)


II этап

Задача работы: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры: на две четверти с первым, со вторым ударным слогом, слов из трех слогов. Логопед использует предметные картинки, названия которых соответствующие структуры: два открытых слога с первым ударным, разные согласные, гласные- одинаковые и с разными гласными. Картинки на два открытых слога со вторым ударным. Картинки на трехсложные слова: с первым ударным, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

III этап

З адача работы: учить плавно переключаться в процессе фразы, ритмично петь на две четверти, на три четверти, учить петь фразу с любым ритмическим контуром.

Работа над звукопроизношением


Слоговая структура слова

Задача : учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением. Итог- научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.

При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.

Для работы логопеду понадобятся картинки с шестью ритмами, умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук, символы на гласные и согласные звуки (с ними работаем и при формировании РМИ, и на занятиях по звукопроизношению, понадобятся линейки с кнопками нескольких видов: самая простая- 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка- по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка- из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов и сами карты с картинками по классам (6 листов по 6 картинок)- 12 листов на каждый слоговой класс (по Марковой). С 4 класса можно брать глаголы.

Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы.

Ритмы- это база, здесь количество и качество будущего слова. Слоги- строительный материал, из которого потом будут получаться слова.

Задачи: учить детей составлять предложения по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
Работа над фразой строится по модельному обучению речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи В.И. Балаевой (12 моделей)
Одной из главных задач в этой работе является формирование глагольного словаря. Начинают работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатываются грамматические кате гории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывается в словосочетаниях, зате м это словосочетание с отработанной категорией вставляется в структуру предложения.

Обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени)

Развитие (развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико-грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления).

Воспитание (формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с нарушениями речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка , включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.

- арифметическое (цифра и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.);

- геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.);

Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод , позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).

Большинство детей с недоразвитием речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, очень важны физкультминутки и пальчиковая гимнастика. Филогенетическая связь движений с произношением звуков дает ряд преимуществ для развития детей речевых групп. Их речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, также, наличие ритма положительно сказывается на развитии слухового восприятия детей.
Предполагаемые физкультминутки и пальчиковые упражнения на математических занятиях позволит детям овладеть не только речевыми навыками, но и развить математические навыки при закреплении счета, ориентировки в пространстве, времени и т. д. Кроме того, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекции психических процессов детей.
Такой подход позволит решить следующие задачи:
- стимуляция действия речевых зон коры головного мозга ребенка;
- развитие внимания и памяти – психических процессов, связанных с речью ребенка;
- способствование математическому развитию детей с нарушениями речи.



Основная коррекционная задача состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Ребенку с отклонениями в развитии требуются многократные повторения на основе принципа функциональной тренировки. Также хорошо предлагать речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий. Это - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.

Задачи развития:

1. Анализ и синтез предметов (от общего к частному:«Что общего?»; например, разные по цвету предметы, но одинаковые по форме).

2. Классификация предметов (объединение предметов по 1-у или нескольким признакам в группы; например, 3 мышонка, а в коробке лежит сыр.«Выберите по форме сыр»). Вводятся опорные символы, опорные картинки.

3. Обобщение (подбираются игры с операцией на обобщение: «4-й лишний», «Разложи по форме», «Собери по цвету» и т. д.).

4. Сериация (подбор по величине, по 1-у признаку, по величине и цвету, по 2-м признакам и т. д.).

5. Абстрагирование – высокий уровень анализа и синтеза.

6. Построение умозаключения (при развитии у детей симультанного гнозиса, работа по формированию понимания детьми реальной ситуации). Например, дается инструкция: «Я начну рассказ, а ты закончи. «Если бы коровы летали по воздуху …».



Особенности занятий по математике для детей с ТНР:

Взрослому необходимо тщательно продумывать и чётко формулировать вопросы, исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.

Выводы должен делать и озвучивать сам взрослый, показывая образец грамотной речи;

Необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчёте (один конь, два коня, пять коней…);

Статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физкультминутками, физ. паузами, гимнастикой для глаз, пальчиковыми играми;

Для развития элементов словесно-логического мышления целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Комплекс методов и приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений:

1 - Практические методы.

Упражнения – многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.

А-Упражнения подражательно-исполнительного характера - перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Даётся образец, затем ребёнок выкладывает фигуру.

Б-Упражнения конструктивного характера - перенос усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.

В-Упражнения творческого характера - предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались. На занятиях полезно и целесообразно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.

2 - Словесные методы.

Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.
На занятиях по математике применяются объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка. Объяснение и пояснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.
Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным фломастером». Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку, утвердится в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Сначала положительно оценивается само стремление детей к выполнению учебной задачи. Затем при общей положительной оценке корректно отмечаются допущенные ошибки, указываются конкретные способы их исправления, вселяют уверенность в ребёнка. И наконец, анализу подвергается качество результата, оцениваются навыки взаимодействия, используется оценка, даваемая самими детьми.

3 - Наглядные методы.

На занятиях по математике успешно используются:

Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;

Иллюстрации с изображением времени суток;

Ситуации для составления задач;

Циферблат часов;

Показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов;

Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.

4 - Игровые методы.

Игровые методы также эффективны на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями и т.д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Всё это создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, повышает их активность и заинтересованность на занятии.

5 - В последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование. Доступность этого метода отражена в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещение реального предмета другим предметом, изображённым знаком. На занятии по математике используются: различные планы; фишки; модели времён года, месяцев; модели в виде часов, разделённых на сектора и т.д.
Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).

Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве. Знания, полученные на занятиях, хорошо закрепляются в загадках, пословицах и поговорках. Необходимо изготовить различные дидактические игры, которые содержали бы большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Желательно оформить уголок познавательной математики, в котором можно поместить различные дидактические игры, счётные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, различную детскую литературу и другие материалы.

Использование игр и упражнений на занятия по математике у детей с ТНР

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский

Математика в умственном развитии детей имеет огромное значение. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Дети начинают лучше планировать свою деятельность, последовательнее и точнее излагает мысли. Но обучение математике детей дошкольного возраста будет не эффективно без использования игр.
Отмечено, что дети очень активно воспринимают задачи - шутки, различные головоломки, логические упражнения. Они с огромным желанием ищут ход решения, который приведет их к какому-либо результату. А тогда, когда задача еще и доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и мотивирует его на мыслительную активность. Ребенку становится интересна конечная цель.
В своей работе я использовала игры, направленные на порядковый и обратный счет. Детям предлагался «планшет» где им необходимо найти цифру и расставить стаканчики с цифрой по порядку, в обратном порядке или с заданного числа. Дети не только закрепляли счет до 10, но и закрепляли навыки ориентировки на плоскости.
Наибольший интерес у детей вызвала такая игра, как «Математические пазлы». В данной игре они не только закрепляли счет до 10, но и в результате получали интересную картинку.


Огромную помощь в решении примеров, знакомстве с составом числа, оказали – числовые домики, которые всегда находятся в поле зрения детей. Они могут обратиться к ним, как в течении занятия, так и в непосредственной деятельности.
Любимая игра детей старшего возраста – это игра в лего и конструктор. Поэтому его тоже использовали для формирования элементарных математических представлений, а именно для количественного счета (соотнесения числа и количества).


Такую же задачу решала игра «Добавь иголки ежику». Дети соотносили количество и цифру. А с помощью манипуляций с прищепками развивали мелкую моторику рук.
Игра «Кто быстрее». Цель данной игры так же является закрепление количественного счета. Дети с помощью кубиков набирали себе баллы и отражали на звездочках. Выигрывал тот, кто быстрее ее заполнит.


Одной из самых больших трудностей, которые возникли на занятиях по математике, это вычислительные навыки, решение примеров на сложение и вычитание. Поэтому для их формирования использовался самый разнообразный материал. Такие упражнения, как «Помочь гусенице сосчитать точки на спине, а ежику иголки».
Особое внимание уделялось пониманию понятий «целого» и «части». Где дети могли практически воспроизводить вычисления и отмечать, что изменялось при решении.


Очень интересным и необычным заданием для детей было решение примеров с помощью пазлов. А их главной задачей было закрепление вычислительных навыков.
Закрепление названий геометрических фигур является неотъемлемой частью программы, а чтобы оно было более интересным, для детей использовалась игра «Найди и спрячь фигуру».


Такая игра как «Что из чего состоит» не только помогла закрепить названия геометрических фигур, но и отметить из величину, цвет и находить среди множества фигур.


Для развития навыков пространственной ориентировки использовались упражнения «Повтори», «Запомни и повтори». Сначала дети начинали с маленького поля, состоящего из 4 квадратов, а затем оно увеличивалось.


Аналогичную задачу решала игра «Рассели рыбок по аквариумам». Дети упражнялись в ориентировке на листе бумаги, выполняя задания такие, как – две рыбки живут в верхнем правом углу, 5 рыбок живут в нижнем левом углу и т.д.


Много времени уделялось развитию мелкой моторики рук, особенно при изучении цифр, чтобы дети усвоили ее внешний графический вид и расположение на листе. Использовались такие упражнения, как «Выложи цифру из фасоли», «Вылепи из пластилина», «Обведи по контуру» и Последней задачей работы было учить ориентироваться по схеме, выкладывать символические изображения предметов из палочек.


Использовались блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины.